Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С-метод — основной метод ОТССодержание книги
Поиск на нашем сайте
Закон системности реально позволяет изучать любой материальный или идеальный объект не только в его всеобщей связи и обусловленности, но и в виде объекта-системы в системе объектов одного и того же рода. Это приводит как к «системному идеалу» научного объяснения и понимания (см. параграф 14), так и к С-методу. С этим методом связаны все учения ОТС и оба ее алгоритма — алгоритм представления объекта как объекта-системы и алгоритм построения системы объектов одного и того же рода. Поэтому в С-методе, как в фокусе, сконцентрирована вся ОТС, и поэтому же посредством него мы подведем своеобразный итог сказанному ранее. Ниже на примере химических элементов и венчиков цветков растений [см. 93] покажем, что использование С-метода при исследовании явлений природы может привести к фундаментальным достижениям — знанию, которое иначе как с помощью этого метода в ряде случаев получить невозможно. Итак, С-метод позволяет по крайней мере следующее: 1. Представить изучаемый объект как объект-систему. В частности, в случае с атомами химических элементов такое представление привело к атомам-системам, построенным из взаимодействующих по законам атомной физики протонов, нейтронов, электронов; в случае венчиков — к венчикам-системам, построенным по закону ZB из циклически накладывающихся друг на друга лепестков. Представление объектов как объектов-систем и вывод на этой основе их эмерджентных признаков являются первой важной задачей и первым основным методологическим требованием ОТС. Эта задача, подходы к ее решению и связанное с нею методологическое требование фигурируют во всех вариантах ОТС. Однако заметим, что представление объектов как объектов-систем зародилось задолго до так называемого системного движения. Такие представления складывались в течение долгого времени, иногда десятков, сотен, а то и тысяч лет. Нередко они являли собой подлинные открытия, например протонов, нейтронов, электронов, законов их взаимодействия — в случае атомов; генов — хромосом, закона ZB — в случае венчиков. В рамках «системного движения» такое представление привело к открытию класса кибернетических систем управления и контроля. 2. Получить систему объектов одного и того же рода. В случае химических элементов это привело к построению более 160 систем, в случае венчиков — пока единственной; их сопоставление — к системе объектов периодического типа. Построение системы объектов данного рода, последовательное извлечение и анализ следующих из такого построения утверждений являются второй основной задачей и вторым основным методологическим требованием ОТС. Как и в предыдущем случае, практика построения систем объектов тех или иных родов (например, натурального ряда чисел, гомологических рядов в химии и биологии, системы социально-экономических формаций) возникла до или вне «системного движения». Построения систем того или иного рода тоже занимали довольно много времени и также являлись подлинными открытиями. Однако при этом не извлекались следствия, вытекающие из самого существования систем объектов данного рода. Это стало одной из главнейших и осознанных задач уже ОТС. Важно отметить и другое. Построения систем объектов тех или иных родов и их графические выражения в виде системных таблиц (в частности, химических элементов и венчиков цветков) являются новым общенаучным методом получения, хранения, выражения и развития знания, полностью не сводимым ни к одному из известных конкретно-научных методов (индуктивному, дедуктивному, теоретическому, экспериментальному, гипотетическому и др.), ни к сумме этих методов познания. 3. Исследовать особенности самой системы объектов данного рода. Изучение систем химических элементов и венчиков показало, что обе эти системы по типовой принадлежности — периодические. Интересно, что само такое исследование по предмету оказывается системным, по характеру — абстрактным, по духу — близким к математическому, по результатам — региональным или общенаучным, что подтверждается, например, работами по теориям систем кибернетических (Н. Винер, У. Р. Эшби), иерархических (М. Месарович, Э. Хакимов, А. Маликов), организационных (А. А. Богданов), периодических, эволюционных и др. 4. Обнаружить в системе объектов данного рода полиморфизм и изоморфизм, симметрию и диссимметрию, отношения противоречия, непротиворечия, все или часть отношений 2-, 1-, 0-действия, изо-, гетеро-, антиоидичности, все или некоторые формы сохранения, изменения, развития, описываемые математическими группами 8-го и 27-го порядков. В рассматриваемых системах химических элементов и венчиков цветков растений в них действительно имеют место указанные системные явления и закономерности. В частности, в системе химических элементов реализованы полиморфизм, изоморфизм, симметрия. Первый — хотя бы в виде существования атомов-изобаров, атомов-изотопов, атомов-изотонов, второй — в виде существования в системе различных вертикальных, горизонтальных, диагональных соответствий. Наконец, как показал Ю. К. Дидык, в этой системе действительно реализованы различные симметрии, в частности зеркальная. Что касается системы циклических венчиков, то и в ней имеет место [см.: 93] полиморфизм, именно изомерийно-неизомерийный; в ней действительно существуют различного рода соответствия и симметрии в виде повторения основных свойств изомерийных совокупностей через клетку, наличия правых, левых, право-левых форм венчика соответственно аксиальной и актиноморфной симметрии. 5. Давать новые обобщения. В разбираемых случаях таковыми являются прежде всего законы изменения свойств химических элементов и венчиков растений по ходу системы. Обобщение этих законов, как мы убедились, снова приводит к закону, но уже абстрактной дискретной периодической системы Sp. И химический и ботанический периодические законы предстают в данном случае в виде лишь двух различных реализаций этого более общего закона. Отметим еще две особенности использования С-метода: во-первых, формулировку законов природы и нетрадиционным, системным способом, в частности только в связи с системами тех или иных родов, без которых такая формулировка оказывается невозможной; во-вторых, введение в научный обиход не только «горизонтальных» обобщений, но и «вертикальных», справедливых для ряда или всех форм движения материи. Двумя (соответствующими случаям 1, 2) примерами являются периодический закон химических элементов, сформулированный Д. И. Менделеевым в неразрывной связи с им же построенной системой этих элементов, и теория абстрактных иерархических многоуровневых систем [62]. 6. Делать предсказания и открытия посредством как традиционных, так и системных методов. В случае химических элементов и венчиков растений это выразилось прежде всего в виде предсказания и открытия посредством систем этих объектов соответственно новых химических элементов и диссимметрического, недиссимметрического, диссимметро-недиссимметрического классов биологической изомерии. 7. Устанавливать сходства между системами объектов разных родов. Согласно законам соответствия, симметрии и системного изоморфизма, такие сходства обязательно должны существовать. Одним из наиболее удивительных подтверждений этого служит эмпирическое обнаружение Ю. И. Артемьевым и М. А. Марутаевым (в 1971 г.) соответствия ритмической структуры таблицы Д. И. Менделеева ритмической структуре музыкального звукоряда, а также обнаружение нами математического изоморфизма периодической системы циклических венчиков периодической системе химических элементов. 8. Решать научные задачи посредством не только традиционных, но и системных методов; в случае химических элементов это осуществляется в виде синтеза ряда трансурановых элементов, а в случае венчиков — в виде решения трудной математической задачи о числе различных циклических перестановок. 9. Объяснять явления, в частности наличия в рассматриваемых и любых других системах поли- и изоморфизма, симметрии и диссимметрии, 8 способов преобразования, с помощью законов ОТС. 10. Обнаруживать и исправлять ошибки — в нашем случае в определениях атомных весов некоторых химических элементов и видов симметрии венчиков посредством систем соответственно химических элементов и венчиков цветков растений. 11. Ставить новые вопросы: региональные, общенаучные, философские. В связи с этим первостепенное значение мы придаем, может быть, самой фундаментальной для ОТС проблеме о необходимых и достаточных условиях реализации каждой из 8 (27) форм изменения и каждой из 8 (27) форм развития материи. Закон их достаточного основания позволяет установить условия их реализации, хотя и в самом общем виде. 12. Усиливать математизацию, диалектизацию и системологизацию науки, что в связи с системным подходом впервые было подчеркнуто В. С. Тюхтиным [81—83]. Большая, чем ранее, диалектизация науки посредством С-метода достигается за счет использования в исследованиях не только традиционных, но и системных средств выражения диалектики изучаемых объектов. Наглядное и, думается, убедительное тому свидетельство — впервые развитые в рамках ОТС системные учения об отношениях противоречия, непротиворечия, 2-, 1-, 0-действия, изо-, анти-, гетероидизма, о единстве и многообразии мира, о развитии и т. д., а также выведенные в рамках этих учений новые парные категории (см. параграф 15). Все более усиливающаяся математизация науки в свою очередь приводит к общему подъему не только соответствующей области знания, но нередко и самой математики. Например, открытие и исследование кибернетических систем управления и контроля привели к развитию целого ряда математических теорий, и среди них теорий связи, программирования, исследования операций, автоматов, очередей, игр; адаптивных, самоорганизующихся и самовоспроизводящихся систем и множества других. Другой пример: развитие на основе ОТС идей об Ur -множествах и Ur -алгебрах. 13. Достигать большего чем раньше, успеха в преподавании тех или иных дисциплин за счет привлечения дополнительных, системных методов обучения, что подтверждается опытом преподавания химии и ботаники посредством наглядно представленных систем химических элементов и цветков растений.
Подведем некоторые общие итоги. Проведенные исследования показывают, что материальные и идеальные объекты суть системы и любые объекты-системы в объективной или субъективной реальности непременно принадлежат или должны принадлежать хотя бы одной системе объектов одного и того же рода. Утверждаемый факт впервые был выведен логически в рамках нашего варианта ОТС в виде закона системности. Стихийное и сознательное построение объектов-систем одного и того же рода, как показывает история науки, подытоживает результаты предшествующего этапа развития данной отрасли знания, существенно обогащает последнюю и дает начало новому этапу в ее развитии. Именно поэтому такое построение выступает целью, средством познания, отображением реальности и объектом исследования. К чему это приводит? Во-первых, к «системному идеалу» научного объяснения и понимания; во-вторых, к С-методу, являющемуся важным теоретико-познавательным средством; в-третьих, к системной парадигме, или системному образцу, постановки проблем, проведения исследований, анализа их результатов и т. д. Примечательно, что представление объекта как объекта-системы в системе объектов одного и того же рода и изучение особенностей последней (как мы могли убедиться на примере систем действий и отношений, системных преобразований и антипреобразований, химических элементов и венчиков цветков растений) позволяют получить такие результаты, каковыми являются (по степени эвристичности, доказательности и т. д.) лишь результаты построения теории. Это означает, что в ряде случаев построение системы объектов одного и того же рода равно созданию новой теории, в ряде других, как это было с периодической системой химических элементов,— даже нескольких теорий! Поэтому основной вывод, который следует из приведенных здесь рассуждений, таков: следуя С-«идеалу», С-методу, С-парадигме в исследованиях систем той или иной природы, ученый может рассчитывать на существенное повышение степени фундаментальности и эффективности научной работы и преподавания. Дав представление об ОТС в целом, мы можем теперь, во-первых, показать основные преимущества построения ОТС с помощью диалектико-материалистического метода; во-вторых, кратко сформулировать то, что дает ОТС для развития философских учений, законов и категорий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.127 (0.012 с.) |