Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психопатии и акцентуация личности

Поиск

При расстройстве личности наблюдается стойкий, дисгармонический спад личности. Ведущее нарушение — неадекватность функционирования

эмоционально-волевой сферы, что в первую очередь проявляется в несоответствии аффективного ответа вызывающей его причине.

Клинико-психологическая структура дефекта: Чрезмерная аффективная напряженность, эмоциональная гиперактивность, дисгармоничность

эмоционально—волевой сферы, что приводит к аномалиям мыслительной деятельности. Такие личности плохо прогнозируют свои действия и их

последствия. Не всегда могут опираться на уже имеющийся социальный опыт. У них м.б. парциальная некритичность.

Факторы, приводящие к психопатии:

Сухарева Груня Ефимовна: «Врожденной или раноприобретенной недостаточностью определяются лишь структурные особенности, тенденция к

определенному типу реагирования. Актуализация этой тенденции зависит от социальной среды и воспитания».

При психопатии сами по себе аномальные свойства личности не изменяются, но они изменяются под действием социальных и биологических факторов

(факторов декомпенсации):

1. соматическое неблагополучие (хроническая болезнь).

2. возрастные кризисы

3. социальные — изменения привычных условий жизни, работы.
Декомпенсация - стойкое нарушение адаптации к социальной среде.

При психопатиях выделяют периоды компенсации декомпенсации. Психиатр О.Е.Фрейеров определяет: Психопатия — частный случай дизонтогенеза, когда имеется относительно тонкий дефект головного мозга, выявляющийся обычно под влиянием неблагоприятных внешних воздействий и клинически характеризующийся непрогридиентными (без прогресса, движения) нарушениями аффективно-волевой сферы и своеобразием мыслительной деятельности, которое не искажают нормальную отражательную деятельность, но в той или иной степени препятствуют полной социальной адаптации. Этот диагноз до юношеского возраста не ставится, но наблюдать развитие можно с детства.

Систематика психопатий

Дисгармоническое психическое развитие. Психопатия как форма дисгармонии личности. Это аномалия характера, неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах. Этиология психопатий связывается либо с генетическими, наследственными факторами, либо с экзогенными вредностями, действующими на ранних этапах онтогенеза; не исключаются также возможности формирования психопатии (F60-F69) под влиянием длительно действующих и деформирующих развитие личности ребенка средовых факторов. Большое значение в этом отношении имеют дефекты воспитания.

Существуют различные классификации психопатий. Одни авторы (Крепелин, Ганнушкин) исходят из положения о том, что при психопатиях происходит количественное заострение и усиление тех или иных черт характера; поэтому они распределяют все психопатии по группам, соответствующим классификациям человеческих характеров. Другие исследователи (Певзнер, Сухарева) пытаются классифицировать психопатии по этиологическому признаку. В третьем случае типология основана на обобщении двух предыдущих классификаций (Личко, Ковалев). Несмотря на разнообразие классификаций, сложности механизмов возникновения и развития, клинико-психологическая структура отдельных вариантов психопатий описывается достаточно сходно. В особенности это касается психопатий детского возраста.

Принята следующая систематика психопатий:

— конституциональные, имеющие наследственное происхождение: степень их тяжести в значительной мере определяется влиянием среды; для каждого типа этого вида психопатий имеется свой критический возраст, на который падает развертывание психопатических черт;

— органические, при которых аномалии характера развиваются вследствие действий на формирующийся мозг внутриутробных и ранних послеродовых вредностей, приводящих к тяжелым токсикозам, родовым травмам, истощающим соматическим заболеваниям.

К конституциональным психопатиям относятся шизоидная (F60.1), эпилептоидная (F60.30), циклоидная (F34.0), психастеническая (F48.8) и истероидная психопатии (F60.4).

Шизоидная психопатия. Ребенку с шизоидным типом психопатии присущи черты аутизма. Его эмоциональная сфера характеризуется дисгармоничным сочетанием повышенной чувствительности и ранимости в отношении собственных переживаний с холодностью и безразличием в отношении переживаний окружающих. Характерно раннее возникновение интеллектуальных интересов. Несмотря на обычно высокий интеллект, эти дети нередко являются предметом насмешек одноклассников из-за неконтактности, эмоциональной неадекватности, плохой ориентировки в конкретной ситуации.

Эпилептоидная психопатия. Имеет много общего с эпилепсией (G40), однако отличается от нее отсутствием судорожных расстройств и явлений слабоумия. При эпилептоидной психопатии речь идет о стойких характерологических особенностях в виде напряженности эмоций и влечений, немотивированных колебаниях настроения. Уже в раннем дошкольном возрасте для таких детей характерны бурные и затяжные аффективные реакции. В более старшем возрасте на первый план выступают агрессивность, мстительность, злопамятность. В детском коллективе они трудны не только из-за своих аффективных вспышек, но и из-за постоянной конфликтности, связанной со стремлением к самоутверждению и жестокости. Чем меньше возраст, в котором появляется данная форма психопатии, тем тяжелее ее последствия.

Циклоидная психопатия. При данном варианте психопатии имеется склонность к периодическим сменам настроения, в детском возрасте диагносцируется редко.

Психастеническая психопатия. В дошкольном возрасте у таких детей наблюдаются страхи, тревожные опасения, легко возникающие по любому поводу, боязнь нового, незнакомого. Навязчивости и чрезвычайная нерешительность при необходимости принятия решений крайне затрудняют адаптацию. В школьном возрасте проявляется ипохондрия — боязнь за свое здоровье и здоровье близких. Как компенсаторное образование, связанное с тревогой перед всем новым и неизвестным, возникает болезненная педантичность.

Истероидная психопатия. Обусловлена негрубыми экзогенными вредностями, перенесенными в раннем детстве. Представляет собой вариант дисгармоничного инфантилизма и чаще наблюдается у девочек. Основной характеристикой истероидной психопатии является эгоцентризм, то есть стремление быть в центре событий, обращать на себя внимание окружающих. С ранних лет наблюдается капризность; девочки нередко стремятся привлечь к себе внимание различными вымыслами и фантазиями. Они очень ревнивы к похвалам в адрес других, из-за чего вступают в конфликты с окружающими. В школьном возрасте стремление привлечь к себе внимание проявляется также в характере одежды и прически. Неспособность к волевому усилию приводит к тому, что даже при хорошем интеллекте у лиц с истероидными чертами успехи в учебе значительно ниже возможностей. Конфликты вероятны не только с одноклассниками, но и с учителями. В подростковом возрасте типичны кокетство, склонность к интригам и сплетням. Эгоцентризм делает их чуждыми к переживаниям и трудностям близких, друзей, они сосредоточены только на своих переживаниях и интересах.

Органические психопатии (F07.0) связаны с ранним поражением нервной системы во внутриутробном периоде, при родах, в первые годы жизни. Проявления психопатии (F60-F69) обычно начинаются с раннего детства: отмечаются непоседливость, крикливость, суетливость, желание все трогать руками, отсутствие чувства дистанции со взрослыми, аффективные вспышки, бурные истерические реакции. Постоянное стремление к движению сочетается с задержкой развития элементарных двигательных навыков, с моторной неловкостью. С началом полового созревания эти нарушения сглаживаются. Органическая психопатия может быть эпилептоидного и истероидного типа. При эпилептоидном типе с детства преобладает своеобразная аффективность, могут выявляться нарушения влечений, усиливающиеся в подростковом возрасте. Аффекты отличаются бурным проявлением и быстрым истощением. Нарушения влечений чаще всего характеризуются садистскими склонностями и бродяжничеством. Аффективность и расстройства влечений становятся основой для формирования нарушений поведения в виде делинквентности, алкоголизации. При истероидном типе органической психопатии с детства наблюдаются бурные истерические реакции по незначительным поводам — при малейшей угрозе наказания или отказе в исполнении желаний. В подростковом возрасте безудержное хвастовство, малоправдоподобные фантазии.

Систематика психопатии

Классификацию придумываем для удобства.

1915 год Крепелин выделил 7 групп психопатий:

1. Возбудимые

2. Безудержные

3. Импульсивные

4. Лгуны

5. Фантасты

6. Враги общества

Патологические спорщики 1923 год Курт Шнайдер выделил:

1. Гипертимные

2. Депрессивные

3. Неуверенные в себе

4. Фанатичные

5. Ищущие признание

6. Эмоционально лобильные

7. Бездумные

8. Безвольные

9. Астенические

1921 год Э.Кречмер попытался соотнести психопатии с большими психозами:

1. Шизоидные (ШЗ)

2. Циклоидные (МДП)

3. Эпилептоидные (Э)

1933 год П.Б.Ганнушкин писал: Психопатические личности с юности, с момента формирования имеют особенности, которые мешают приспособится к

среде.

Отмечал недостаточное развитие личности, парциальный инфантилизм воли и чувств. Нет определенных границ между психопатическими

особенностями и простыми недостатками. Границы между отдельными психопатии тоже расплывчаты. Следовательно мы чаще всего сталкиваемся со

смешанными формами.

Св-ва личности могут усиливаться, развиваться, но не подвергаются резким изменениям. Психопатии не имеют начала, ни конца.

Тип психопатии по Ганнушкину определяется к 18-20 годам. Но степень выраженности психопатии зависит от суммы внешний влияний. Следовательно,

важно определить степень выраженности психопатии (ПП). Именно Ганнушкин показал возн.компенсации ПП (компенсированные ПП).

Разница между компенсированными и типически явными ПП в жизненном проявлении последних.

Классификации ПП у детей.

У нас - Личко и Ковалева.

В.В. Лебединский, обобщая представленных авторов дает следующую классификацию:

1. Шизоидная ПП — аутизм, стремление к одиночеству, повышенная чувствительность к собственным переживаниям, отсутствие жизнерадостности,
внешняя сухость, развитие речи часто опережает развитие моторики.

Отличия:

При аутизме грубые расстройства в эмоционально - волевой сфере, речи, мышлении. При ПП мы сталк. с личност. особ. Здесь нет отрыва от

окружающего мира, нет процесса прогрессир. болезни, к-й наблюдается при раннем детском аутизме.

Хар-ны:

интеллектуационные интересы, точные науки;

хорошаая речь, но в учебных занятиях они не продуктивны из-за рассеянности и сосредоточенности на внутреннем мире.

2. Эпилептоидная: нет слабоумия, судорожных расстройств как при эпилепсии, но наблюдаются стойкие характерные особенности:

эмоциональная вязкость, колебания настроения. В 2-3 года могут быть бурные затяжные аффективные реакции, обычно при физическом дискомфорте. В более старшем возрасте может быть агрессивность, озлобленность, упрямство. В то же время аккуратность, педантичность. Эти дети очень конфликтны на почве властности и жестокости.

3.Гипертимный: повышенный фон настроения. Неугомонные, гиперактивные дети, не выносят ограничений.

4.Психостенический: тревожность, мнительность. С 3-4 лет испытывают страхи за жизнь, здоровье близких, себя, всего нового. В школьном возрасте
они нерешительны. В подростковом - страхи. Эпохондричны - ощущают симптомы не соответствующие реальным процессам в организме.

5.Истерический тип (девочки): психическая незрелость, тяжелая капризность, жажда признания. Демонстративны, не способны к волевому усилию и
ревнивы к похвале в адрес других.

6. Неустойчивый: незрелость интересов, нестойкость привязанностей, импульсивность поступков; не способны к длительной целенаправленной
деятельности; безответственны, легко внушаемы.

7. Возбудимый: хар-а аффективная и двигательная возбудимость. С 2-3 лет аффективные вспышки со злобностью, упрямством, негативизмом, обычно
заканчиваются вялостью, расслабленностью, слезами. Подростки: бурные реакции, протесты, уходы из дома. Часто попадают в асоциальные компании.

8. Безтормозной тип: эйфоричские настроения, некритичность.

 

48. Нарушение психической деятельности при расстройствах личности (психопатии)

Нарушения эмоций:

повышенная возбудимость;

патологическая лобильность или инертность эмоций

Не умеют планировать и прогнозировать свои действия. Они способны к формированию социального опыта, но не используют его для регуляции собственных действий. Особенно трудно использовать его в ситуации с повышенной значимостью. Интеллект первично сохранен, но интеллект не регулирует эмоциональную сферу, она находится от нее в зависимости.

В экспериментальном исследовании Лавринович - ПП личности преобладает эмоциональная форма регуляции над рефлексией. Кудрявцев - не достаточно сформированность иерархии смысловых образований и патологически повышенная их лобильность - это основное нарушение личности при психопатии. Но незавершенность смысловой иерархии приводит к неустойчивому отношению к миру. Нарушается смысло - эмоциональная регуляция всех сфер психики: памяти, восприятия, мышления.

Борис Семенович Братусь - при ПП личность незрела, слиты идеальные и реальные цели (Не разделяют пошаговое каждодневное решение идеальной цели). Характерен неадекватный уровень притязаний. Обычно завышенный. И это прогностический признак. (Необх. включать исследования уровня притязаний).

 

Определение неврозов. Варианты детских неврозов

Мясищев Невроз - психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемое противоречие между

личностью и значимыми для нее сторонами действительности.

Невроз - болезнь личности и в 1 очередь болезнь развития личности. След-но хар-на для незрелой личности, след-но у детей и подростков они чаще.

Захаров (детский психолог, психотерапевт)

Невроз - психогенное заболевание формирующейся личности в аффективно заостренной форме, отражающее проблемы человеческих отношений.

Понимание и общение, поиска своего я, самовыражение, самоутвержние, признания и любви.

Первоначально невроз - эмоциональное расстройство. У детей - нарушенные семейные отношения. Исследователи говорят, что неврозы формируются

на протяжении трех поколений, след-но у родителей может не быт примера, они не знают как сделать, чтобы была гармония.

У детей выделяют 4 варианта невроза:

1. Истерический: завшенные претензии личности в сочетании с недооценкой или игнорированием объективных реальных условий
(требовательность к окружающим выше, чем к себе). Вследствие несоответствия желаний и возможностей может наблюдаться бегство в болезнь.
Дети эгоцентричны, театральны, демонстративны.

2. Невроз навязчивых состояний: приводит изнеживающее воспитание в обстановке повышенной тревожности или чрезмерной ответственности
(родители фиксируют внимание на здоровье, сверхнормативности). М.б.навязчивые действия, влечения, страхи (нам не нужен больной ребенок,
след-но постоянно мыть руки). Навязчивые движения характерны для трех- семи лет (тики, молчание, облизывание губ, кусание, шарканье,
подергивание).

3. Невроз страха: страхи на первый план. Содержание свои, но зависят от психотравмирующей ситуации и возраста ребенка. В 3-6 лет дети чаще
всего боятся животных, персонажей из фильмов - сказок, персонажей домашних ссор (придет бабайка). В 6-8 лет: темнота, одиночество, разлука
родными. Подростки: страх смерти, болезни.

4. Невростения: противоречие между возможностями и завышенными требованиями к себе. В основе - истощение нервной системы в связи с
непосильной интеллектуальной или физической нагрузкой. Несостоятельность, стыд, повышенная истощаемость, слабость.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.48 (0.014 с.)