Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Клинические закономерности дизонтогенеза.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Термин дизонтогиния известен с 1928г., в начале он обозначал отклонения внутриутробного формирования структур организма. Однако вскоре приобрел более широкое значение и сейчас под дизонтогинией понимаются различные формы нарушения онтогенеза. Аномалии развития синоним дизонтогинии. Причины дизонтогинии: 1. биологические факторы: - поражение генетического материала, например: хромосомные нарушения (болезнь Дауна), наследственно-обусловленные нарушения обмена веществ; - внутриутробные нарушения (инфекции, интоксикации, которые переносят будущая мама грипп, краснуха, свинка); - патология родов; - после рождения ребенок может переносить инфекции, интоксикации, травмы и т.д. Характер нарушения зависит от: - времени повреждения (3 года или 10 лет); - локализации процесса; - степени распространения болезненного процесса; - интенсивности повреждения. 2. Социальные факторы, приводящие к нарушенному психологическому развитию: - при социальных факторах дизонтогинии менее грубые, и в принципе обратимые; - социально-педагогическая запущенность (неблагоприятные условия воспитания, депривация, дефицит информации, дефицит эмоционального опыта, дефицит общения со взрослыми), социально-педагогическая запущенность может привести к задержке психического развития. Социальные факторы приводят к патохарактерологическому формированию личности. Длительные, неблагоприятные условия воспитания закрепляют неадекватные поведенческие реакции: протеста, оппозиции, отказа в этом случае неадекватно, неправильно формируется эмоционально-волевая сфера, могут быть стойкие аффективные изменения Говоря о клинических закономерностях дизонтогенеза необходимо сказать о симптомах болезни. Симптомы болезни делятся на: - негативные - продуктивные - возрастные, если речь идет о детях. О негативных симптомах говорят, когда в психической деятельности что-то выпадает, ухудшается, например: снижается интеллект, ухудшается память, внимание, снижается мышление. Продуктивные – когда появляется что-то лишнее, у детей это могут быть страхи, невротические расстройства, если это психиатрическое заболевание – галлюцинации. Когда речь идет о детях, очень важны возрастные симптомы. Детский психиатр Ковалев выделил возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей в ответ на различные вредности. От 0 до 3 лет – соматовегетативный уровень, это возраст когда наблюдается повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами. На любую вредность (заболевание, разлука) ребенок до 3 лет будет реагировать нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами. Ковалев объяснил это зрелостью уровня, этот уровень уже зрелый, а других способов реагирования у ребенка еще нет. От 4 до 10 лет – психомоторный уровень реагирования – это возраст, для которого характерна психомоторная возбудимость, возможны тики, заикания. Это возраст когда происходит интенсивная дифференциация корковых отделов двигательного анализатора, активно складывается движение. От 7 до 12 лет – аффектпвный уровень реагирования, когда легко возникают страхи, повышенная аффективная возбудимость, явления негативизма, агрессии. От 12 до 16 лет – эмоциональноидиаторный уровень реагирования, возраст когда могут быть сверхценные увлечения, интересы, ипохондрические идеи, идея мнимого уродства. Ковалев писал, что эта периодизация условна, это выражается в том, что например соматовегетативные реакции могут быть не только в возрасте до 3 лет, но и в подростковом, когда интенсивно перестраивается организм. Понятие дизонтогении и основные виды психического дизонтогенеза. В 1927 г. Швальбе впервые употребил термин «дизонтогения», обозначая с его помощью отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии под этим термином стали понимать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости (Ушаков). Проявления патологического воздействия на незрелый мозг различаются в зависимости от этиологии, локализации, степени распространенности и выраженности поражения, времени его возникновения и длительности воздействия, а также социальных условий, в которых находится больной ребенок. Эти факторы определяют и основную модальность психического дизонтогенеза, обусловленную тем, страдают ли первично зрение, слух, моторика, интеллект, эмоциональная и мотивационная сфера (Лебединский). В отечественной литературе применительно к дизонтогениям принят термин «аномалии развития». Основными типами психического дизонтогенеза считаются регрессии, распад, ретардации и асинхронии психического развития. Регрессия (регресс) — возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия). Так, например, к временной потере навыков ходьбы, опрятности может привести даже соматическое заболевание в первые годы жизни. Примером стойкого регресса может быть возврат к автономной речи вследствие потери потребностей в коммуникации, наблюдаемой при раннем детском аутизме (F84.0). Склонность к регрессу более характерна для менее зрелой функции. В то же время регрессу могут быть подвержены не только функции, находящиеся в сенситивном периоде, но также и функции, уже в достаточной степени закрепленные, что наблюдается при более грубом патологическом воздействии: при шоковой психической травме (F43.0), при остром начале шизофренического процесса. Явления регресса дифференцируют от явлений распада,при котором происходит не возврат функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стоек регресс и более вероятен распад. Под ретардацией понимают запаздывание или приостановку психического развития. Различают общую (тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию. В последнем случае речь идет о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, отдельных свойств личности. Асинхрония,как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие (Ковалев), характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом. Асинхрония развития, как в количественном, так и в качественном отношении, отличается от физиологической гетерохронии развития, то есть разновременности созревания церебральных структур и функций (Анохин). Основные проявления асинхронного развития в соответствии с представлениями физиологии и психологии в виде новых качеств возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. Перестройка и усложнение протекают в определенной хронологической последовательности, обусловленной законом гетерохронии — разновременностью формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. Каждая из психических функций имеет свою «хронологическую формулу», свой цикл развития. Наблюдаются сенситивные периоды более быстрого, иногда скачкообразного развития функции и периоды относительной замедленности ее формирования. На ранних этапах психического онтогенеза наблюдается опережающее развитие восприятия и речи при относительно замедленных темпах развития праксиса. Взаимодействие восприятия и речи является в этот период ведущей координацией психического развития в целом. Речь, по выражению Выготского, характеризуется прежде всего гностической функцией, которая проявляется в стремлении ребенка «замеченное ощущение обозначить, сформулировать словесно». Чем сложнее психическая функция, тем больше таких факультативных координаций возникает на пути ее формирования. В патологии происходит нарушение межфункциональных связей. Временная независимость превращается в изоляцию. Изолированная функция, лишенная воздействия со стороны других психических функций, стереотипизируется, фиксируется, зацикливается в своем развитии. Изолированной может оказаться не только поврежденная, но и сохранная функция, что происходит в том случае, когда для ее дальнейшего развития необходимо координирующее воздействие со стороны нарушенной функции. Так, при тяжелых формах умственной отсталости (F70-F79) весь моторный репертуар больного ребенка может представлять собой ритмическое раскачивание из стороны в сторону, стереотипное повторение одних и тех же актов. Подобные нарушения вызваны не столько дефектностью двигательного аппарата, сколько недоразвитием интеллектуальной и мотивационной сфер. Ассоциативные связи в условиях органической недостаточности нервной системы характеризуются повышенной инертностью, в результате чего возникает их патологическая фиксация, трудности усложнения, перехода к иерархическим связям. Явления фиксации представлены в познавательной сфере в виде различных инертных стереотипов. Инертные аффективные комплексы тормозят психическое развитие. Так, по данным Макфарлейн, «пик» детских страхов в норме ограничен сенситивными возрастами 3 и 11 лет. В патологическом онтогенезе страхи, фиксируясь, распространяются и на другие возрастные периоды (Злотович). К основным проявлениям асинхронии относят следующие. 1. Явления ретардации — незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм, характерные для олигофрении и задержки психического развития (F84.9). Описаны дети с общим речевым недоразвитием, у которых наблюдалось патологически длительное сохранение автономной речи. Дальнейшее речевое развитие у этих детей происходит не в результате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи, за счет накопления словаря автономных слов. 2. Явления патологической акселерации отдельных функций, например, чрезвычайно раннее (до 1 года) и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме (F84.0). 3. Сочетание явлений патологической акселерации и ретардации психических функций, например, сочетание раннего возникновения речи с выраженным недоразвитием сенсорной и моторной сферы при раннем детском аутизме. Механизмы изоляции, патологической фиксации, нарушение инволюции психических функций, временные и стойкие регрессии играют большую роль в формировании различных видов асинхронного развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.198 (0.007 с.) |