Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуации как зеркальные отражения

Поиск

 

Если у вас есть склонность изменять какую-то ситуацию или условия, вспомните, что и ваше восприятие любых событий, и ваша на них реакция создаются вашими собственными мыслями. Перед тем как перейти к практике непривязанности к этим мыслям, нужно в значительной степени отстраниться от эмоциональных реакций на события, чтобы вы смогли как следует сосредоточиться на уровне мыслей. Здесь очень полезно осознать, что та или иная ситуация возникает для того, чтобы научить вас, как избавляться от привязанности к вашему ложному «я» и раскрыть свое сердце так, чтобы в нем было меньше обусловленности. Ваше страдание происходит из вашей привязанности к желанию изменить ситуацию. Единственный способ преодолеть это страдание – это перестать отождествлять себя с мыслями, вызывающими ваше неприятие ситуации, и спокойно принять все так, как есть. Например, если вы попали в аварию и обрушились с обвинениями на водителя другой машины, вам нужно начать с практики непривязанности к своему гневу и мыслям, вызвавшим его, например о том, что в аварии виноват другой водитель, о грядущих проблемах и об издержках, которые вы понесете в результате этого инцидента. Ваша привязанность к этим мыслям не дает вам принять ситуацию такой, какова она есть, поэтому вам нужно отстраниться от всех гневных мыслей и тех импульсов к действию, которые они рождают, пока вы не почувствовали, что смогли расслабиться и принять случившееся как таковое. А когда это произошло, значит, ваше сердце уже готово открыться.

Один человек проводил первое занятие в секции айкидо. Без предварительной договоренности с ним был нанят фотограф, чтобы снять инструктора и его учеников для обложки журнала. Прервав уже начавшееся занятие, фотограф известил инструктора о своих планах и попросил разрешения на съемку. Тот был польщен и, хотя его интуиция подсказывала ему, что съемка будет мешать ему и нарушит естественный ход занятия, согласился. Несмотря на то что во время тренировки он часто ловил себя на мысли, что его внимание отвлекается на фотографа, в целом все прошло нормально. После занятий, поглощенный мечтами о популярности, инструктор пошел в гараж за своей машиной и, выводя ее на улицу, по невнимательности врезался в проезжавший мимо автомобиль. Он мгновенно понял, что произошло, и сделал соответствующие выводы. Его раздувшееся эго село на место водителя и, увлеченное мечтами о том, как оно красуется на первой странице глянцевой обложки, утеряло всякую связь с происходящим в настоящий момент. Он спокойно принял последствия аварии. Прекрасно зная, что причиной столкновения стало его стремление к известности, он приступил к практике непривязанности к этому желанию. Оглянувшись назад, он понял, что не будь он погружен в свои фантазии, аварии бы не случилось, он и до сих пор хранит обложку журнала в память об этом важном для себя уроке.

Вот другой пример. Вы привозите свою машину обратно к механику, потому что неисправность, с которой вы к нему обратились, так и не была устранена. Вы разочарованы и раздражены. Начните с практики непривязанности к мыслям, вызвавшим такое восприятие ситуации и соответствующие чувства. Если вам это не удается, попытайтесь отвлечься от разочарования и гнева, пока вы не почувствуете, что достаточно успокоились и перестали отождествлять себя с ними. Тогда переключитесь на уровень мыслей. В голове у вас может возникать примерно следующее: «Никто не способен сделать что-то добросовестно», «ну и идиоты», «все, день пропал» или «не сомневаюсь, они снова попытаются содрать с меня куш за собственную неумелость». Поработайте над непривязанностью к подобным мыслям, вызывающим ваш гнев, а потом, успокоившись, переключайтесь на самоанализ, чтобы выяснить, какая ваша часть отражается в механике. Возможно, вы частенько упрекаете себя в несовершенстве и абсолютно нетерпимы к своим ошибкам. И сейчас вы поносите работника сервиса точно так же, как набросились бы на себя, стоило бы вам совершить малейший промах. Когда вы сможете разглядеть это «зеркало» и посмотреться в него, вам станет гораздо легче пересмотреть свои жесткие требования к самому себе и отпустить мысли, оправдывающие это неласковое к себе отношение. Когда вы избавитесь от привязанности к собственному совершенству, вы уже сможете говорить с механиком спокойно, с открытой душой, если, конечно, вам не помешают другие ваши привязанности.

Допустим, вы не хотите, чтобы ваша дочь-подросток бегала на свидания с каким-то парнем, но она с вами совершенно не согласна. Все – ваше сердце закрыто и вы страдаете. Но страдать вы не хотите, поэтому будете пытаться заставить дочку поступить по-вашему. Однако этот путь, как правило, ведет лишь к увеличению ваших мучений. Вместо этого попробуйте докопаться до источника вашей привязанности, что может оказаться, например, страхом того, что она «спутается с негодяем». И когда вы отсоединитесь от мыслей, создающих воображаемую ситуацию, на которую реагируете, взгляните на дочь как на свое отражение – на спрятанное глубоко внутри вас желание отойти от привычных схем и отправиться на поиски приключений. А затем попробуйте, не можете ли вы не отрицать в себе это и впустить это переживание в свое сердце. Когда сможете, на место страха придет любовь, и ваша душа откроется навстречу дочери. Поймите, что ваша дочка – наставник, учащий вас стать более открытым и дающий вам возможность отпустить привязанность к неприятию условий и желанию их изменения.

Если дом уничтожается пожаром или землетрясением, редко кто сможет сразу же возблагодарить судьбу за уникальную возможность освободиться от привязанности, закрывающей сердце. Поэтому для начала следует избавиться от привязанности к желанию, чтобы ситуация не была такой, какая она уже есть. Чтобы сделать это, посмотрите, какие мысли создают ваше восприятие ситуации и поддерживают вашу реакцию «Нет!». Может быть, это пугающие и угнетающие вас мысли о будущем. Не давайте им увлечь себя. А если работать на уровне мыслей не получается, постарайтесь отъединиться от чувств, ими вызванных, таких как гнев, отчаяние или грусть. Когда вы впустите тоску и печаль в свое сердце, вам, вероятно, станет понятно, что вы были привязаны к своей собственности, потому что она обеспечивала вам чувство уверенности и безопасности, но на самом деле ограничивала вашу жизнь и не давала простора вашим возможностям, вашей непосредственности и инициативе. И тогда вам станет гораздо легче избавиться от привязанности к ней и не горевать о ее утрате.

Нам может потребоваться немало времени, чтобы начать видеть в различных неприятных нам ситуациях возможность для преодоления привязанности к ложному «я» и познанию Любви. Однако не забывайте, что каждая ситуация, на которую мы реагируем закрытием сердца, – это урок Любви, который мы можем усвоить, практикуя непривязанность к ней.

 

 

Глава 8. Сны и видения

 

Во сне получаешь самый разнообразный опыт, но любому ясно, что весь он – нереальное творение ума. Подобно этому все переживания в состоянии бодрствования – это не более чем картины ума.

Саи Баба, 1984

 

Сны

 

В книге «Очищение сердца» рассматривается главным образом то, как освободиться от привязанности к ложному «я» и познать свою истинную природу, или Любовь. Сны могут нам в этом помочь, потому что они создаются нашими мыслями и отражают наше ложное «я». Так что, если мы сможем превзойти привязанность к тем образам и событиям, что приходят во сне, это поможет избавиться и от привязанности к ложному «я», отображаемой ими.

Пока мы спим, сны кажутся нам абсолютно реальными, но стоит нам проснуться, и мы уже знаем, что это иллюзия, однако не осознаем, что наша обычная жизнь точно так же иллюзорна. Если мы понимаем, что реальность сна, кажущаяся нам настоящей, пока мы в ней находимся, сотворена исключительно нашим умом, нам становится легче осознать, что и реальность бодрствования тоже может быть создана умом. «За весь получаемый опыт – как во сне, так и наяву – ответственен лишь ум» (Саи Баба, 1998). Так что, по сути, нет особой разницы между сновидениями и «сном жизни».

По отношению к образам, видимым нами во сне, нужно практиковать непривязанность так же, как и ко всему остальному, при этом важно рассматривать как одушевленные, так и неодушевленные объекты, потому что и те, и другие отражают разные наши стороны. «Все вещи и предметы, видимые человеком во сне, неотделимы от него самого, не так ли? Может показаться, что они существуют вне того, кто их видит, но в действительности все они лишь часть спящего и возникают в его сознании» (Саи Баба, 1970). Сны в символической форме отражают нашу жизнь подобно тому, как происходит это и в обычной реальности, так что, практикуя непривязанность к ним, по существу, мы практикуем ее по отношению к аспектам своей личности, которые наши сны выражают.

Когда мы работаем со снами, они уже в прошлом, и мы вспоминаем их. Поэтому нам нужно постараться как можно точнее вызвать сон в своей памяти и как бы оживить его. Откройтесь ему навстречу и не чините ему никаких препятствий, как будто бы все происходит прямо сейчас. Следующим шагом представьте, что сон – это ваше отражение и что сами вы обладаете теми же качествами и характеристиками, что и его объекты, каким бы невероятным это ни казалось. Одной женщине, например, приснилось ужасное, похожее на дракона существо. Сначала она очень боялась чудовища и хотела убежать от него. Она не могла даже предположить, что сама похожа на дракона, и отрицала всякую возможность этого. Позже, когда она смогла преодолеть свое отвращение и осталась рядом с драконом, ее сердце открылось и тогда она почувствовала, что дракон в ее сне очень печальный, ему недостает любви, и он очень переживает, что своим видом пугает людей. Поразмыслив, она пришла к выводу, что и сама обладает всеми этими чертами. Тогда она сконцентрировалась на том, чтобы перестать отрицать их в себе, и смогла изменить свое отношение к ним. Привязанность может выражаться и в том, что вам очень нравится образ сновидения и вы держитесь за него, то есть вам может быть лестно, что тот прекрасный персонаж, которого вы видите во сне, – это вы. Для преодоления этого вам нужно перестать отождествлять себя с ним и отпустить свои эгоистичные мысли.

Умение видеть свое отражение в неодушевленных объектах вашего сна приходит не сразу, но как только вы отбрасываете свой стереотип о том, что этого не может быть, это становится сделать гораздо проще. Например, вы видели во сне океан. Вспомните свойства, которыми он обладал, и сконцентрируйтесь только на тех из них, что отличаются от свойств обычного водоема и были присущи только «океану вашего сна». Затем предположите, что океан отражает часть вас самих, и постарайтесь увидеть в себе те качества, что обнаружили в нем. Например, он мог показаться вам радостным и зовущим, или таинственным и глубоким. Посмотрите, нет ли похожих качеств у вас.

Мы можем раскрыть, какие аспекты своего ложного «я» мы привыкли отрицать или скрывать от себя, увидев, чего избегаем или что пропускаем в своем сне, когда, например, сон не заканчивается, прерывается или из него вдруг выпадают какие-то фрагменты. Оживляя такой сон, позвольте ему продолжаться с того места, где он был прерван, представив, что вы возобновили просмотр недосмотренного вами фильма. Если мы просто всецело присутствуем и не вмешиваемся, сон естественным образом продолжится, и по мере его развития на поверхность всплывет то, что было пропущено или не закончилось ранее. К примеру, одна женщина видела во сне, как находилась на каком-то острове, волны вокруг становились все выше и почти уже поглотили ее вместе со всей сушей. Потом неожиданно началась уже совершенно другая сцена, а сюжет с островом оборвался. Когда она заново вошла в сон и вернулась к тому, что происходило на острове, то сумела преодолеть свою привязанность к страху того, что может случиться в будущем, и позволила сну продолжиться. Вместо того чтобы утонуть, она обнаружила, что волны уносят ее все дальше и дальше от берега, и к своему удивлению почувствовала, как океан поддерживает ее наплаву. Погрузившись в свой сон еще глубже, она стала самим океаном, и он превратился во вселенскую созидательную энергию, отражение ее истинного «Я».

Другая женщина видела сон про то, как она бродит по огромному дому с множеством комнат. В некоторых из них собрались люди, другие же были темны и заперты. Дом стоял на мощном фундаменте и был очень основательным и прочным. Чтобы понять, в чем же этот дом отражает ее, она представила, что стала домом, и тогда почувствовала, что ему приятно принимать гостей в тех комнатах, что были удобны и уютны, но в другие – вход воспрещен! Во сне она боялась того, что же может оказаться за запертыми дверьми, поэтому никогда не открывала их.

Она поняла, что этот сон отражает ее внутреннее состояние – у нее была прочная основа, но ее жизнь была заключена в узкие рамки знакомых, удобных и нестрашных схем. Она избегала риска и ограничивалась тем, что ей было хорошо известно, пусть даже это было и не так интересно. Я спросил, может ли она позволить сну продолжиться и посмотреть, что же случится дальше. И вот она решилась открыть одну из потайных дверей. Та легко поддалась, и перед ней предстал вид из окна, который она никогда не видела раньше. С этой точки все выглядело живее и четче, и ей захотелось исследовать эту новую для себя перспективу. Этот сон отражал ее жизнь, он показал, что в доме ее «я» существует много новых комнат (качеств ее натуры), которых она ранее избегала, но куда теперь может войти.

Одна женщина, которую я учил практике непривязанности, видела во сне, как ее привез на пляж на джипе с открытым верхом трехметровый верзила, которого она окрестила «Голиафом». Еще один мужчина ехал с ними на заднем сиденье. На берегу они стали искать какое-то сокровище, как ей показалось, нематериальное. Потом вдруг Голиаф напал на своего напарника и убил его, потому что вдруг решил, что тот его предал. Она понимала, что по этой же причине он собирается убить и ее, хотя она даже не знает, в чем же заключалась измена. В испуге она побежала к воде и пыталась уплыть от него, но волны постоянно прибивали ее обратно к берегу. Почему-то Голиаф не мог войти в воду. Затем она выбилась из сил и выбралась на берег отдохнуть. Она знала, что Голиаф хочет убить ее, но в то же время чувствовала, что не умрет. Когда он настиг ее, она, повинуясь естественному порыву, бесстрашно поцеловала его руку, и тут же он превратился в нежного и совершенно не страшного мужчину. Она почувствовала себя спокойно и как будто увеличилась в размерах. Из этого сна можно видеть, что когда мы отпускаем привязанности и раскрываем свое сердце, то все меняется. Когда меняется сознание, преобразуется и создаваемая им реальность.

Как только она освободилась от страха перед Голиафом и желанием убежать от него, ей стало ясно, что он отражал ее собственный гнев на себя за то, что она предала себя, отрицая собственные силы (воплощенные в том же Голиафе). Она заставляла себя оставаться маленькой и незначительной, потому что боялась, что по-другому ее не примут. Когда же она перестала убегать от своей силы и от гнева на себя и увидела их в Голиафе, страх исчез, душа раскрылась и произошло преображение как Голиафа, так и ее маленького испуганного «я». И тогда ей стало ясно, что же за сокровище они искали, потому что она нашла его. Это была любовь, которую она потеряла, предав себя.

Более поздний сон этой же женщины отражает еще больший поворот в ней в сторону Любви. Она сидела на ровной белой поверхности, перед ней простиралась водная гладь. На улице было темно и туманно, из-за чего она могла видеть перед собой не более чем на 10 метров. Вдруг из воды выпрыгнул дельфин, взвился в воздухе прямо перед ней, а потом опять нырнул в воду и уплыл. Она была очарована и ждала, не повторится ли это снова. Вскоре появился другой дельфин, вынырнул в прыжке перед ней, но, прежде чем она успела дотронуться до него, скрылся в воде. Сцена все больше увлекала ее, и она с нетерпением ждала, что же будет дальше. И вот под водой появилась большая черная тень. Она была испугана, почувствовав, что тень ждет ее и что она погибнет, если нырнет в воду, – это как будто и приглашали сделать ее дельфины. Она не могла и пошевелиться. После практики непривязанности к бегству от своего теневого «я», она освободилась от страха и позволила сну продолжиться. Тогда она обнаружила, что эта тень – покой и тишина. Ей снова стало страшно, потому что они всегда ассоциировались у нее со смертью. Но, попробовав рукой воду, она вдруг осознала, что это не вода, а невообразимая и необъятная Любовь. Она соскользнула в воду и растворилась в этой любви. Ее физическое тело исчезло, но страха не было. В этом сне она нашла отражение покоя и тишины божественной Любви, ее истинной сущности. А страшно ей было потому, что растворение в этой любви означало смерть ложного «я».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.61 (0.014 с.)