Упражнение в распознавании зеркала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение в распознавании зеркала



 

1. Вспомните кого-нибудь, перед кем вы закрыли свое сердце, то есть на кого вы сердитесь, негодуете, обижаетесь, кем возмущаетесь, кого унижаете или испытываете по отношению к нему другие эмоции, ожесточающие ваше сердце, кого-то, кого вы не можете простить. Как только вы вспомните этого человека, вы, возможно, опять начнете злиться, что подтверждает то, что мысли порождают чувства. Если подобные эмоции действительно возникли, отъединитесь от этих мыслей и подождите, пока не почувствуете, что не привязаны к ним. После этого переходите к следующей стадии.

2. Составьте список того, что в этом человеке заставило вас испытать гнев и закрыть перед ним свое сердце. Вспомните какие-то его особенные действия, высказывания, черты характера, ошибки или систему ценностей либо убеждений, с которыми вы не можете согласиться.

3. Затем предположите, что этот человек – ваше зеркало, и выясните, что именно он отражает. Для этого в каждом пункте списка вместо «он» поставьте «я» или «мое». А дальше исходите из того, что, как говорит Саи Баба, «недостатки, видимые в другом человеке, – это ваша собственная проекция», и поймите, что та реальность, на которую вы так бурно реагируете, создана вами самими и является вашим отражением.

4. Осознайте, что качества другого, перед которым закрылось ваше сердце, на самом деле находится в вас. В двойственном смысле в других это качество может быть, а может и не быть, но оно совершенно точно есть у вас.

5. Чем глубже вы сможете осознать и принять, что именно те качества, которые вы отрицали в других, в полной мере есть у вас самих, тем шире раскроется ваше сердце сострадания навстречу той части вас, что отражается в других. Когда это произойдет, ваше сердце раскроется и для другого человека.

Исследование того, как вы закрываете свое сердце от себя и других, может оказаться совсем не простым, поскольку вы ограждаете себя от осознания своих неблагих качеств. Поэтому если вы, например, не принимаете кого-то из-за его жестокости, вам надо вглядеться в себя и понять, в чем вы жестокосердны по отношению к себе и (или) к другим, называя это про себя чем-то иным. Если обвиняете кого-то в нетерпимости, направьте внимание на то, что не принимаете в самом себе и какое находите этому рациональное оправдание. Если объект вашей неприязни игнорирует или высмеивает вас, проанализируйте, почему вы не уважаете себя и других. Если же вы не принимаете кого-то из-за его неблагодарности, выясните, почему вы недостаточно цените себя и других людей. Не обращайте внимания на протесты своего ложного «я», что вы никоим образом не можете обладать теми же чертами, для которых закрываете сердце другим, найдите их в себе и научитесь открывать свое сердце для них и их отражения в других.

Когда вы ищете в себе качества, которые не принимаете в других, будьте готовы к сопротивлению. Когда вы находите эти качества в себе, не избегайте их, не пытайтесь отрицать, находить рациональное объяснение или сразу же изменить их. Откройтесь им, будьте с ними безраздельно и глубоко осознайте их. Помните, что, если вы закрываете перед кем-нибудь свое сердце, причина этого лежит в том, что сначала вы закрылись от самого себя, причем, по сути, точно таким же способом, хотя детали и обстоятельства могут и отличаться.

Когда мы перестаем быть привязаны к гневу и вызывающим его мыслям, они больше не закрывают наше сердце. Теперь в таких ситуациях, когда раньше оно было совершенно закрыто, оно будет открыто. Отсутствие привязанности к гневу и вызывающим его мыслям означает, что наши сердца раскрылись по отношению к причинам, вызывавшим его. Это полностью обезоруживает гнев. Любовь берет его в свои нежные объятья, и он смягчается и теряет свои жесткие очертания, как было в то время, когда вы полностью отождествляли себя с ним. Так что победа над привязанностью к гневу и мыслям, возбуждающим его, приводит к тому, что он либо исчезает совсем, либо преобразуется в сострадание или печаль. Гнев часто маскируется печалью.

 

Печаль

 

Основная причина печали заключается в том, что мы утеряли контакт с нашей истинной природой – любовью. Когда мы верим в то, что являемся индивидуальными личностями в мире, наполненном другими людьми, природой и всевозможными материальными объектами, и испытываем привязанность к всевозможным проявлениям этой иллюзии, мы грустим, когда не можем получить или теряем их. А проявлений, симптомов этой фундаментальной причины великое множество – от легкого разочарования до глубокого горя от потери близкого человека.

Грусть – это неприятное чувство, поэтому обычно мы не хотим признавать, что грустим. Часто мы отнекиваемся от осознания этого чувства, используя разного рода защиту, например отрицание – «мне не грустно», рационализацию – «мне не о чем грустить», самоотрицание – «грустить недостойно и стыдно», самоуправление – «я должен быть сильным и не сдаваться!», «что подумают другие?» и страх – «грусть поглотит меня», «я попаду к ней в зависимость». Всеми этими способами мы пытаемся защитить себя от того, чтобы грустить слишком сильно и (или) чтобы это заметили другие. Отслеживание этих мыслей, помогающих избежать грусти, и преодоление привязанности к ним очень важно, потому что это позволит нашему сердцу открыться к грусти, что поможет вылечить и преобразовать ее.

Как обычно, начните практику на уровне мыслей, если можете, и попытайтесь отследить мысли, ставшие причиной вашей тоски. Обычно это не сложно, потому что от этих мыслей вам и становится грустно. Постарайтесь не поддаваться им и просто наблюдайте вызывающие тоску мысли, например о чем-то недоступном, о какой-то потере и ее предполагаемых последствиях. Если вы не можете отпустить эти мысли, переключайтесь на второй уровень – на само чувство печали, ими спровоцированное.

Иногда люди привязываются к грусти, надеясь получить от нее определенную выгоду, такую как повышенное внимание. Более распространено, однако, стремление избежать грусть или избавиться от нее, на что указывают размеры продаж популярных лекарств типа «Антигрустин». Но вместо того чтобы пытаться отогнать тоску от себя, отрицать ее или притуплять сознание лекарствами, прекратите избегать ее и практикуйте непривязанность, оставаясь в полном присутствии и принимая свою грусть такой, как она есть. Повернитесь к душевной боли, чувству потери, пустоты, горю, впустите их в свое сердце. Не отрицайте и не открещивайтесь от них, примите их сполна. Познайте страдание, слезы, одиночество и сердечную рану во всей их глубине.

Практика непривязанности к привычке избегать легкой грусти может оказаться несложной, но глубокая грусть может казаться вам всепоглощающей и причинять такую боль, что вы будете пытаться убежать от нее. Однако нужно не сдаваться и верить в успех до тех пор, пока вы не перестанете прятаться от своей печали и позволите ей быть с вами во всей ее полноте. Будьте со своей тоской безраздельно, не ища никаких удобных лазеек, чтобы убежать от нее, в виде таких мыслей, как, например, «раньше я уже пробовал „выплакать“ свою грусть, но мне стало только хуже» или «тогда я буду плакать всю жизнь». Помните, что если мы отбрасываем привязанность к чему бы то ни было, и ваша печаль не исключение, наше сердце раскрывается, и это чувство преобразуется во что-то другое.

Горе от потери любимого очень глубоко и будет возникать до тех пор, пока мы привязаны к своему ложному «я» и отождествляем себя с ним. Отрешенность не избегает боли и скорби, а принимает и чтит их с любовью. Отрешенность приветствует слезы, боль и горечь утраты и раскрывает им сердце. Если же мы будем продолжать оставаться закрытыми, наша тоска еще больше усилится и не пройдет еще очень долго. Так что когда бы ни возникала у вас тоска, оставайтесь вместе с ней как можно дольше. Если пытаться убежать от нее или заглушить ее, может показаться, что у нее нет конца и края, однако если изменить подход, постепенно она сойдет на нет. Практиковать непривязанность к желанию избежать тоски – это самое лучшее, что мы можем для себя сделать. Если мы раскроем свое сердце перед собой – таким, как есть, грусть будет излечена любовью. Всмотритесь в себя, и если заметите в себе какую-нибудь тоску или печаль, учитесь относиться к ней беспристрастно.

Один человек, которого я учил практике непривязанности, сердился на свою жену. Ему казалось, что она очень критично и нечутко к нему настроена и постоянно высмеивает его. Он взрывался, а потом жестоко корил себя и чувствовал себя очень виноватым, ругал себя так, как ругала его самого жена. Он изводил себя точно так же, как, по его мнению, относилась к нему жена, и сильно грустил от этого. Когда он стал практиковать непривязанность к своим чувствам, ему явился образ себя, по-детски наивного и чувствующего себя одиноким, никем не любимым и очень печальным. Впервые он взглянул на себя с пониманием и состраданием, и его сердце начало смягчаться. Он описал, что открылся своим печалям, не прячась от них и не осуждая себя, стараясь просто пребывать вместе с ними. Тогда его сердце прониклось состраданием к себе, к тому, что он не принимал себя и от этого мучился. Вскоре после этого злость и тоска начали затихать, ему стало казаться, что и его жена, отражение его самоуничижения, тоже стала относиться к нему менее критично. И когда его потребность отгонять от себя свою печаль пропала, сердце смогло раскрыться и перед печалью жены. Когда исчезает привязанность к тому, чтобы избегать печали, она часто преобразуется в сострадание.

На каком-то этапе мы становимся способны осознать подлинную причину нашей грусти – ощущению разлуки с нашим истинным «Я». Это необходимо распознать и приветствовать. Такая грусть может принимать различные формы: чувство утраты, нехватки чего-нибудь или сильное стремление к цельности, покою и Любви. Эти чувства могут казаться нам необоснованными, беспочвенными, пока мы не осознаем: все это отражает нашу жажду к единению с нашим истинным «Я». И чрезвычайно важно взращивать непривязанность к бегству от этой фундаментальной, изначальной тоски.

 

Страх и беспокойство

 

Как и все другие чувства, страх и беспокойство вызваны мыслями и системой убеждений, идей и понятий. Одно из самых коренных убеждений – осознание себя уязвимой индивидуальной личностью, а не Единым. У всех страхов существует эта фундаментальная предпосылка. Ведь если вы верите в свою индивидуальность, от предположения, что с этим «я», за которое вы себя принимаете, случится что-то ужасное, может возникнуть страх. Так что практику непривязанности к страху всегда начинайте с того, чтобы постараться выявить мысли, служащие причиной страха, и практикуйте непривязанность по отношению к ним, чтобы ваше сердце смогло открыться. Отрешенно наблюдайте или следите за мыслями, провоцирующими страх, и осознайте, что они существуют только в вашем воображении. Если вы избавитесь от привязанности к «страшным» мыслям, они перестанут создавать страх и строить свои устрашающие «реальности» где-то вовне. Страх растворится, как только вы перестанете быть привязанным к возбуждающим его мыслям, ведь страх – это боязнь того, что произойдет в будущем, а не того, что происходит сейчас. Пока вы целиком и полностью сосредоточены на настоящем, страх не может возникнуть.

Давайте рассмотрим типичный случай возникновения страха. Ваши мысли обращаются к какому-то воображаемому событию или ситуации, в которой вы или кто-то, вам небезразличный, может пострадать, или же под угрозой оказывается ценимая вами собственность, а может быть задето ваше эго. Стоит вам как следует представить это «ужасное» будущее, и ваши мысли создают для вас соответствующую реальность в настоящем. Поймите, что вам не следует погружаться в эти мысли, отдавая им все свое внимание, веря им и разворачивая их в полнометражный фильм ужасов. Как только вы заметите, что цепляетесь за них, сразу же пресекайте это, не отождествляйте себя с ними, сделайте шаг назад и превратитесь в стороннего наблюдателя.

Перестаньте относиться к творениям своего ума как к чему-то реальному. Если же воображаемый сценарий продолжает затягивать вас и вы никак не можете отвлечься от него и от питающих его мыслей, используйте любой метод для того, чтобы переключить внимание на что-то другое, например почитайте мантру или спойте бхаджан. После того, как вам все-таки удастся отключиться от устрашающих сцен и вызвавших их мыслей, будьте готовы к тому, чтобы не отождествляться с ними, когда они снова возникнут.

Помню, как-то раз мой сын собирался возвращаться в университет на мотоцикле, а за окном разыгралась настоящая буря. Ехать же ему было более 500 километров. Я был уверен, что ему надо переждать непогоду и повременить с отъездом, но он был решительно настроен ехать. Тогда я начал перечислять ему, какие опасности подстерегают его на пути, однако он прервал меня и заявил, что не желает выслушивать мои наполненные страхом мысли, так как они могут передаться ему, а он не хочет создавать подобную реальность, поскольку она помешает ему сосредоточиться на дороге (маленький урок для меня). Я перестал запугивать себя и оставил все на волю Господа. Сын добрался благополучно.

Один человек, которому я помогал в практике непривязанности, боялся оставить свою работу и начать учиться на врача-психотерапевта. Он занимался бизнесом и питал к нему отвращение, но когда он ощутил тягу к новой профессии, у него не было никакого опыта и никто не мог гарантировать ему успех, к тому же смена работы всегда связана с финансовыми затруднениями. Он начал ходить на курсы, не бросая прежней работы, и понял, что новая перспектива ему очень нравится. Но окончательно решиться на смену деятельности он все-таки никак не мог. Нам с ним удалось выяснить, что он пугает себя, во-первых, сценой, в которой откуда-то выясняется, что он сам не вполне психически здоров, и, во-вторых, представляет, что делает чудовищную ошибку и по его вине пациент сильно страдает или кончает жизнь самоубийством. Как только удалось выявить мысли, ставшие причиной его страха и закрывающие его сердце, он начал работать над взращиванием непривязанности по отношению к ним.

Страх от того, что он не сможет быть психотерапевтом, если у него самого обнаружатся проблемы с психикой, легко рассеялся, когда он перестал отождествлять себя с самокритичными мыслями, создававшими этот страх. Он понял, насколько они были далеки от реальности, а также выяснил, что есть проверенные способы для того, чтобы исключить воздействие личных проблем на профессиональную деятельность.

Страх совершения непоправимой ошибки оказался более стойким. В процессе работы над этим воображаемым препятствием он обнаружил, какие же мысли лежат в основе. Это были вариации на тему «Ты никогда не будешь достаточно хорош, потому что недостаточно умен». По мере работы над непривязанностью к воображаемому бедствию он добрался до лежащих в его основе и питающих его убеждений. Он понял, что подобное «послание» в свое время получил от своих родителей и что сам создавал реальность, отражающую их суждения о нем. Как только он разглядел причину своего страха, то сразу стал стараться разорвать связь с этими убеждениями. В результате отождествление с ними стало понемногу ослабевать, соответственно утих и страх, и он смог решиться на смену работы.

Если практиковать непривязанность к мыслям, возбуждающим страх, слишком сложно, переключайтесь на второй уровень практики – непосредственные физические ощущения от самого страха. Если предположить, что ваша привязанность заключается в желании избежать ощущения страха, займитесь устранением этой привязанности, прекратив все попытки избавиться от этих ощущений. Напротив, всецело присутствуйте с ними, не смягчая и не изменяя их. Физические симптомы страха или беспокойства – это, например, тряска, учащенное сердцебиение, нервная дрожь, рези в желудке и непроизвольные сокращения мышц, которые могут привести к стесненному дыханию или боли в области головы и шеи. Таким образом, если вы испытываете беспокойство по поводу какого-то грядущего события, но при этом не можете сконцентрироваться на мыслях, вызывающих страх, сосредоточьтесь на том, чтобы спокойно принять те чувства, которые вызваны мыслями, и не пытайтесь подавить их. Обратите внимание на физические симптомы, такие как стучащее сердце, спертое дыхание, напряженность, спазмы в груди и желудке. Перестаньте отгонять от себя эти ощущения и попробуйте познакомиться с ними. Они не плохие и не «неправильные», поэтому позвольте им быть. Не сопротивляйтесь, не старайтесь облегчить эти ощущения страха, примите их такими, какие есть. Расслабьтесь, растворитесь в этом чувстве страха, пока вы не ощутите, что стали с ним одним целым. Один из способов глубже открыться таким чувствам – это дать энергии страха выразиться в движении. Позвольте ей закрутить себя в танце. Когда вы сможете избавиться от привычки избегать страха и беспокойства, ваше сердце раскроется им навстречу, и страх либо совсем сойдет на нет, либо преобразуется в какое-то другое чувство. Попытайтесь развить непривязанность, чтобы открыть свое сердце к любым видам страха, которые есть у вас сейчас.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.073 с.)