Посмертный путь души: миф и наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Посмертный путь души: миф и наука



В предыдущих главах мы детально обсудили переживания смерти итрансперсональные явления, возникающие в ходе психоделических сеансов.Показали их сходство с переживаниями в момент действительного наступленияклинической смерти, а также в разных ситуациях, чреватых летальным исходом.Теперь мы воспользуемся этими наблюдениями, чтобы исследовать спорныепроблемы существования сознания по ту сторону смерти, жизни после смерти изагробного путешествия души. Глубокая убежденность в наличии потустороннегомира несомненно облегчает процесс умирания, хотя само по себе это наличие неявляется достаточным обоснованием справедливости данных концепций в глазахбольшинства жителей Запада, постоянно устремленных к знаниям и правде.Основной критерий для принятия или отбрасывания той или иной идеи в нашейкультуре -- соответствие этой идеи научным данным и сегодняшнему уровнюзнания. В современной литературе по психологии и психиатрии концепциипосмертного существования и загробного путешествия души рассматривались, восновном, как проявление примитивного магического мышления или как выражениенеспособности признать факт бренности и смерти. До недавнего времениподобные описания странствий души едва ли вообще воспринимались, какреальность, за которой может стоять определенный опыт, а не как фантазии,продуцируемые желанием. В настоящее время мы начинаем понимать, что западнаянаука несколько поспешила с вынесением обвинительного приговора древнимсистемам мышления. Если тщательно и непредвзято исследовать отчеты,описывающие субъективные переживания состояния клинической смерти, то можноубедиться, что они содержат обширные доказательства того, что различныеэсхатологические мифологии представляют собой реальную картографию необычных состояния сознания, испытанныхумирающими. В результате проводимых в течение двух последних десятилетиипсиходелических исследований были получены важные феноменологические инейрофизиологические данные. Они указывают на то, что переживания,происходящие перед, во время и после смерти и в которых присутствуют сложныемифологические, религиозные и мистические эпизоды, вполне могут представлятьсобой медицинскую реальность. Ниже мы попытаемся объединить древние знания имифологию дописьмен-ных культур с новейшими сведениями клинических илабораторных исследований и предложить новый подход к пониманию переживаний,связанных со смертью. В различных культурах концепция загробного существования имеетмножество конкретных форм. Но лежащая в ее основе фундаментальная идеяостается одной и той же: смерть не является абсолютным концом человеческогосуществования, а жизнь или сознание в том или ином виде будет продолжатьсуществовать после физической кончины тела. Иногда образ потустороннего мираносит вполне конкретный, реальный характер, не слишком-то отличающийся отземного. Чаще, однако, запредельные области обладают особыми чертами, нехарактерными для всего известного на земле Вне зависимости от степенизнакомства с реалиями той сферы, куда попадает душа, ее путь в загробный мирчасто рассматривается, как сложный процесс перехода и метаморфоз, - черезмногие уровни и области. Сравнительное изучение концепций потусторонней жизни и загробного путидуши выявляет поразительные совпадения между культурами и этническимигруппами, географически и исторически разделенными. Повторение определенныхмотивов весьма примечательно. Идея существования конечного приюта всехправедных по ту сторону жизни -- в раю или на небесах -- возникает во многихвариациях. Так, в христианской традиции существует два разных представленияо Небе. Первое отражает теологическую и метафизическую концепцию небес какцарства, в котором ангельские чины и святые наслаждаются присутствием Бога,созерцая Его бытие. Символика, связанная с данной концепцией, объединяетеврейский образ этого царства с древнегреческими представлениями оконцентрических небесных сферах и о духовном пути. Представления же о раеили Саде Любви базируются на мифе о Золотом веке и на образе Эдемского сада. И здесьсимволика включает в себя некое географическое местоположение, элементыдевственной природы, золотые стены и дороги, вымощенные изумрудами. Коран обещает правоверным ран, отражающий вкусы мужской части арабскогонаселения. Он представляет собой прекрасный оазис с садами, реками ицветущими деревьями. Мужчины одеты там в шелковые одежды и возлежат накушетках, наслаждаясь фруктами и вином. Многочисленные толпы черноглазыхгурий услаждают правоверных мусульман. Удовлетворив сексуальные желаниясвоих повелителей, они вновь обретают девственность. Античные греки верили всуществование островов Блаженных и Елисейских полей, находящихся по тусторону Атлантического океана, на краю земли. Там прекрасный климат, небывает дождя, снега или сильного ветра, а плодородная почва трижды в годрождает фрукты, сладостью подобные меду. Орфики, считавшие, что спасениезаключается в освобождении от материи и земных оков, рассматривалиЕлисейские поля, как место радости и отдыха для чистых духов. Вначале этиполя покоились в подземном мире, заполненном странным сиянием, а затем вверхних областях неба. Ацтеки различали три разных рая, куда устремлялись души после смерти.Первым и самым низким из них был Тлалокан -- страна воды и тумана, местоизобилия, благословенности и покоя. Счастье, испытываемое там, было весьмапохоже на земное. Мертвые пели песни, играли в чехарду и ловили бабочек.Деревья сгибались под тяжестью фруктов, на земле обильно росли маис, тыква,зеленый перец, помидоры, бобы и цветы. Тлиллан-Тлапал-лан был раем дляпосвященных, последователей Кецалькоатля -- бога-короля, символизирующеговоскресение. Этот рай характеризовался, как страна бесплотности,предназначенная для научившихся жить вне своего физического тела и непривязанных к нему. Высшим раем являлся Тонатиухикан или Дом Солнца. Судя повсему, здесь обитали лица, достигшие полного озарения. Привилегированные,избранные ежедневными спутниками Солнца, жили полной наслаждения жизнью. В нордической традиции доступ в Валгаллу завоевывался воинской отвагой.Днем воины состязались в единоборстве, а ночью пировали, запивая свининумедом. Индийская мифология насыщена образами небес и райских мест. Согласнодревней ведической традиции. Яма, вождь мертвых, правил в царстве света, расположенном навнешнем небе. Пребывание там всех умерших героев было безболезненным ибеззаботным. Они наслаждались музыкой, исполнением сексуальных желаний ичувственными радостями. В индуизме заоблачные мифы являются областямикрасоты и радости, населены разнообразными божествами. Доступ сюда обреталсясоответствующим образом жизни и правильным выполнением ритуалов. Буддийскиеконцепции, касающиеся места отдохновения души, во многом базируются наиндийской мифологии. В буддизме махаяны имеется строго разработаннаяиерархия райских областей, населенных божествами и духовными существами.Однако не эти небеса являются конечной целью буддийской религии и философии;они представляют собой временные места отдыха для тех, кто еще не готовотбросить свои желания, привязанности и достичь полного освобождения от оковличности. Образ рая, как места обитания мертвых, существует во многих местных*туземных культурах. Так, например, некоторые племена североамериканскихиндейцев, типа аджибуев, чокто и сиу, верят, что покойники живут там, гдезаходит солнце или происходит удачная охота. Некоторые из эскимосских племенвидят своих усопших в лучах северного сияния, радостно играющих с головойкита. В мифологической картине мира африканской народности тумбука,населяющей Малави, существует область духов, расположенная в подземном мире,где умершие вечно остаются молодыми и никогда не бывают несчастными илиголодными. Так же повсеместны представления об аде или чистилище, то есть месте,где усопшие будут подвергнуты бесчеловечным пыткам. В еврейской традициимертвецы идут в Шеол, являющийся колоссальной ямой или городом, окруженнымстенами, "страной забвения", "страной молчания". Там они живут в темноте иневежестве, окутанные пылью, покрытые червями и забытые Иеговой. Геенна --это глубокая долина, заполненная полыхающим огнем, где грешники'мучаются впламени. Христианская картина ада включает в себя иерархию злобных чертей,подвергающих проклятых пыткам физической болью, удушением и жарой. Адрасположен глубоко под землей. Входы в него находятся в темных лесах, ____________ * Имеются в виду североамериканские. -- Прим. перев. вулканах, туда ведет также разинутая пасть Левиафана. В Апокалипсисеупоминается озеро, горящее огнем и серой -- последнее местопребывание"боязливых и неверных, скверных и убийц, любодеев и чародеев,идолослужителей и всех лжецов". Реже в качестве орудий пытки описываютсяхолод и лед, что соответствует средневековым представлениям о холодном аде,а также последним кругам ада Данте. Пронизывающий холод также характерен дляНифльхейма, нордического подземного мира, управляемого свирепой ибезжалостной богиней Хель. Картина ада в исламе весьма соответствуетаналогичным образам иудео-христианской традиции, из которой она и возникла. Греческий подземный мир Аид являлся областью безотрадной тьмы. Гомерописывал его, как "ужасную обитель запустенья, которой страшатся сами боги".Аид расположен либо глубоко под землей, либо на крайнем западе. Главная рекаподземного царства -- Стикс, через которую Харон перевозит мертвых. Те же,кто лично оскорбил Зевса, заключались в бездонную пропасть -- Тартар, гдеподвергались ужасающим мучениям. Страдания Проме-тея, Сизифа, Тантала иИксиона были поистине титаническими. В персидском зороастризме ад расположенна крайнем севере, в глубинах земли. Это мрачное место, грязное, вонючее икишащее демонами. Там души проклятых, "последователей лжи" должны пребыватьпосле смерти в мучениях и горе, пока не будет уничтожен сам Ариман, ВладыкаМрака. Подземный мир ацтеков -- Миктлан являлся царством абсолютной тьмы,управляемым ужасным владыкой мертвых Миктлантекутли. Его лицо закрывалосьмаской, в форме человеческого черепа; черные курчавые волосы были усеяныглазами, подобными звездам, а из уха торчала человеческая кость. В ацтекскойтрадиции судьба индивида после кончины предопределялась не его поведением, азанимаемым положением и характером смерти. Те из умерших, которые непопадали ни в один из видов рая, подвергались в Миктлане ряду магическихсудилищ. Они должны были пройти через девять видов ада перед достижениемпоследнего прибежища. Эти разновидности ада не следует рассматривать, какместа, куда грешники попадали для наказания. Они считались необходимымпромежуточным этапом в цикле творения. Сам космический процесс предопределялпогружение всех созданий в материю и затем возвращение к свету и творцу. В индуизме и буддизме существуют многочисленные виды ада. Подобнотаковым рая, они являются не областями, где умершие остаются навеки, апросто переходными стадиями в цикле рождения, смерти и возрождения. Пытки,переживаемые в этих преисподнях, по крайней мере, столь же многообразные,дьявольские и изобретательные, как и описанные в других традициях. Еще одной повторяющейся темой в эсхатологической мифологии является Суднад мертвыми. Христианское искусство изобилует образами дьяволов и ангелов,сражающихся за душу умершего, а также изображениями Страшного Суда справедниками, поднимающимися в небеса, и проклятыми, опускающимися в пастьада. В исламе два ангела -- Мункар и Накир -- приходят испытать и допроситьусопшего. Те, кого сочтут правыми, освежаются воздухом и благовониями, дляних открываются врата рая. Порочные облекаются в одежды ада, и перед нимираспахиваются двери преисподней. Их охватывают жара и тлетворные испарения; могила закрывается над ними, круша ребра. Они обречены пребывать там вмуках вплоть до дня воскресения из мертвых. Мусульманская традиция описываеттакже Сират - мост над преисподней "тоньше волоса и острее клинка", покоторому должны пройти все отошедшие. Верные способны удержать равновесие иуспешно миновать его. Неверные поскользнутся и упадут в адскую бездну.Переход по мосту играет важную роль также и в зороастризме. Божество поимени "праведный Рашну" взвешивает дурные и праведные дела умерших. Послеэтого душа умершего проходит особые испытания: она должна попытатьсяпересечь Син-вато Парату или "Мост Разделения". Праведные легко переходят помосту к вечному блаженству, а грешников хватает демон Визарш. Самые ранние описания Суда над Мертвыми Обнаружены в погребальныхтекстах, известных как "Египетская книга мерт -вых.", датируемаяприблизительно 2400 годом до н.э. Сцена суда, психостасис, происходит в ЗалеДвух Истин или Зале Маат. Сердце умершего помещают на чашу точнейших весов,на другую кладут перо богини Маат, символ истины и справедливости. Весамиуправляет бог Анубис с головой шакала, а рядом бог мудрости и небесный писецТот с головой ибиса записывает, подобно бесстрастному судье, приговор.Трехчленное чудовище Амемет (крокодил -- лев -- гиппопотам), Пожиратель Душ,стоит здесь же, готовый проглотить осужденного. Праведных Гор представляет 0':н-рису,допускающему их к благам своего царства. В тибетском варианте сцены суда держатель истины и справедливостиназывается Дхарма Раджа, "Царь Истины" либо Яма Раджа, "Царь Мертвых". Нанем висят людские черепа, человеческая кожа и змея; в правой руке мечразделения, а в левой -- зеркало кармы. Оно отражает каждый добрый или злойпоступок усопшего, символизируемый белыми и черными камнями, помещенными наразные чаши весов. Из суда ведут шесть карми-ческих путей, каждый -- в свою локу, область, где умерший будет рожден заново в зависимости от добродетелейи проступков. Обычными наказаниями в различных преисподниях нижнего мираявляются пытки жарой и холодом, разрубание на куски, накаливание на Древо сШипами, заливание расплавленного металла в отверстия тела или заключение встрашный ад Авичи, где виновные в страшных грехах подвергаются наказаниям втечение неисчислимых лет. Судьба, ожидающая умерших, часто выражается в категориях дороги, пути,конкретной последовательности событий. Некоторые из этих описаний кажутсянесколько наивными, тогда как другие представляют собой усложненную иизощренную картографию необычных субъективных переживаний. Индейцы племенигуарайо, живущие в Боливии, верят, что после смерти душа должна сделатьвыбор между двумя дорогами. Одна из них -- широкая и удобная, а другая --узкая и опасная. Душе следует удержаться от искушения и, не прельстившисьлегким путем, выбрать трудный. Ей приходится пересечь две реки, одну наспине гигантского аллигатора, Другую - на стволе дерева. Во времяпутешествия душу подстерегают и другие опасности. Ей надо пробираться черезтемную местность при свете горящей соломинки и пройти между двумясталкивающимися скалами. После успешного преодоления всех опасностей, душадостигает прекрасной страны, где цветут деревья, поют птицы и где она вечнобудет пребывать в счастье. Согласно традиционным представлениям индейцев племени уичоли, живущих вМексике, -- в том виде, в каком эта традиция устно передается из поколения впоколение и запечатлена на красочных тканевых рисунках, называемых неарикас,-- путь души в мир духов схож с описанным выше, хотя и более сложен. Перваячасть пути проходит по прямой дороге, но около места, называемого "Место Черных Скал", находится развилка. Здесь индеец уичоли, укоторого чистое сердце, избирает правую тропу, а совершивший кровосмешениелибо имевший сексуальную связь с испанцем или испанкой, должен отправлятьсяналево. На левой дороге согрешившие индейцы уичоли переживают ряд жуткихиспытаний. Они протыкаются огромной колючкой, их избивают души людей, скоторыми они предавались во время жизни запретным наслаждениям, их сжигаеточищающий огонь, дробят сталкивающиеся скалы, они принуждены пить горячую,дурно пахнущую воду, кишащую червями и наполненную грязью. Затем импозволено вернуться к развилке у "Черных Скал" и продолжить свое путешествиепо правой тропе, которая приведет к предкам. На этой части пути они должнысимволически ублажить собаку и ворону, двух животных, с которыми уичолитрадиционно плохо обращаются. Потом души встретят опоссума и должны доказатьему, что не ели его мясо -- священное для уичолей. Затем они столкнутся сгусеницей, символизирующей первый сексуальный опыт. У дикого фигового деревадуши избавятся от гнета сексуальных органов, получив взамен плоды дерева.После крупного празднества с фигами, маисовым пивом и пейотом, все душиобъединятся и затанцуют вокруг Татевари ("Наш Дед-Огонь"). Концепция посмертного путешествия уичолей имеет кое-что общее сописаниями древних ацтеков. Согласно ацтекской религии, мертвые проходилиряд испытаний: они должны были переправиться через глубокую реку, охраняемуюжелтой собакой, пройти между двумя сталкивающимися горами, перебраться черезобсидиановую гору, попасть под воздействие ледяного ветра, быть пронзеннымиострыми стрелами и подвергнуться нападению диких зверей, пожирающихчеловеческие сердца. Ацтеки прибегали к сложным обрядам, чтобы облегчитьпосмертные путешествия своих покойных. Две культуры в истории человечества проявили особое внимание и выказалиособое знание, касающееся процесса умирания: египетская и тибетская. Их священнослужители исполняли непростыеритуалы для облегчения последнего перехода и разработали сложнейшие карты,служащие инструкциями в посмертном путешествии души. В письменной формеданные руководства стали известны на Западе под названиями "Египетская книгамер- твых"* и "Тибетская книга мертвых". Эти два священных текста являютсядокументами, имеющими самое непосредственное отношение к теме данной главы. "Египетская книга мертвых" -- заглавие собрания погребальных текстов,которые древние египетские писцы составляли на благо знатного покойника Онисостоят из заговоров, заклинаний, гимнов, плачей, магических формул имолитв. "Книга мертвых" была следствием длительного развития религиозныхверований и ритуальной практики. Многие из ее частей могут быть прослеженыдо ранних собраний погребальных текстов, высеченных иероглифами навнутренних стенах некоторых пирамид, расположенных в Сахаре ("текстыпирамид"), а позже -- на стенках деревянных гробов ("тексты саркофагов").Первые возникли между 2350 и 2175 годами до н.э. и являются наиболеедревними памятниками письменности не только Египта, но всей историичеловечества. Однако содержащийся в них материал указывает на еще болеедревние источники. От первой до последней строки в текстах проявляется непоколебимая вераегиптян в воскресение и бессмертие души. Однако египтологи указали наналичие явного противоречия в этом неоднородном материале. С одной стороны,значительно акцентирована роль бога Солнца и его божественного окружения.Предположительно, данные тексты предоставляли магические средства,способствующие пути умерших на небо, где они будут вечно наслаждатьсяблагословенной загробной жизнью, сопровождая бога Солнца на солнечной барке.Но тексты пронизывает и другая, более старая традиция, связанная с древнимбогом погребения Осирисом**. Мертвец, которого обычно отождествляли с ____________________ * Название "Египетская книга мертвых" обманчиво. Тексты, входящие внее, не составляют всеобъемлющей и связной работы и не принадлежат к однойисторической эпохе, охватывая несколько тысячелетий. Данное заглавиефактически представляет собой перевод названия, даваемого египетскимиграбителями свиткам исписанного папируса, который они находили рядом смумиями: *Китаб аль майитун", что означает "Книга мертвых людей".Древнеегипетское же заглавие было *Перт эм хру", переводимое как "проявлениесвета" либо "наступление дня". ** Осирис, один из четырех божественных отпрысков египетского пантеона,был убит и расчленен своим злым братом Сетом. Его сестра Нефтида вместе сдругой сестрой, а также женой Исидой нашли разбросанные в дельте Нила этим богом, мог быть снова пробужден к жизни. Таким образом, сюдавключены ритуалы, исполняемые в процессе бальзамирования и погребения, атакже гимны, заклинания, мифы, молитвы и магические заговоры. Согласно египетской мифологии, бог Солнца Атум-Ра днем проплывает владье по небу. В час заката солнечная ладья проходит через горную цепь назападе и ночью продолжает путь через Туат, потусторонний мир и обительмертвых. Область Туат, называемая Секхет Аару, Тростниковые поля, являетсяцарством Осириса, где он живет со своим окружением. Сюда допускались толькоте, кто благополучно прошел через судилище в Зале Маат (см. стр. 179). Туатподразделялся на двенадцать областей по числу часов, которые солнечная баркапроводила в потустороннем мире ночью. Перед входом в каждую из нихнаходились врата, охраняемые тремя божествами-стражами и представляющиеособые опасности для обитателей солнечной ладьи. Спутникам бога Солнцаприходилось пробиваться сквозь места, озаряемые огнем, где жара, клубы дымаи ядовитых испарений обжигали ноздри и рты. Ужасные существа, фантастическиесоздания и чудовищные змеи подстерегали их по пути. Самой страшной изопасностей был брат Осириса Сет в образе Аапепа, гигантского змея,пытающегося пожрать солнечный диск. Ежедневно Афу-Ра завершает путешествиечерез Туат, преодолевает все опасности, с помощью богини-кошки Бастетубивает Аапепа и поднимается над восточными горами, даруя тепло, свет ижизнь. Египтяне полагали, что души умерших проходят через ту же борьбу ипревращения, что и Афу-Ра. "Бардо Твдоль"* или "Тибетская книга мертвых" относится к гораздо болеепозднему времени, чем ее египетский аналог и, судя по всему, обладаетбольшей логичностью и согласованностью. Впервые она была записана в восьмомвеке н.э. Великим ________________________ части тела, собрали их в сыромятную кожу и воскресили Осириса с помощьюего сына Гора. В последовавшей затем яростной битве Гор убил Сета и отомстилза отца. Легенда о смерти и воскресении Осириса является ключом дляпонимания его роли в древнеегипетской мифологии, связанной со смертью, и вмистериях смерти-возрождения. * "Бардо Тедоль" дословно означает"Освобождение, достигаемое слушанием о посмертной стадии существования". Гуру Падмасамбхавой, принесшим в Тибет тантрическии буддизм. Однако онавключает в себя куски значительно более древней устной традиции. "БардоТедоль" является руководством для умирающих и умерших, наставлением,помогающим отправившимся в путь определять различные фазы промежуточногосостояния между смертью и новым рождением и достичь освобождения. Всеготибетцы различают шесть так называемых промежуточных состояний или бардо.Первым является естественное бардо -- период внутриутробного существования.Вторым -- бардо, в котором пребывают во время сна. Третье бардо достигаетсяв состоянии экстатического равновесия во время глубокой медитации.Оставшиеся три бардо, детально описанные в "Тибетской книге мертвых", связаны со смертью и новым рождением: бардо момента смерти; бардо, когда всостоянии, подобном сну, наступающему за смертью, переживаются кармическиеиллюзии; и, наконец, бардо процесса возвращения в существование в сансарепутем устремления к новому рождению. Первая часть "Бардо Тедоль" -- "Чикай Бардо" -- описывает события,происходящие на психическом плане в момент смерти. Три главных признакавозвещают о наступлении смерти: телесное чувство давления ("земляпогружается в воду"), превращение сковывающего холода в лихорадочную жару("вода погружается в огонь") и возникновение ощущения, словно телоразрывается на мельчайшие частицы ("огонь Погружается в воздух"). В моменткончины умирающие видят "Изначальный ясный свет" или "Чистую реальность".Если они не охвачены всепоглощающим напряжением, то могут мгновенно достичьосвобождения. Если же замешкаются, -- позже им снова представится подобнаявозможность, в тот момент, когда над ними засияет второй источник ясногосвета. Упустив и эту возможность, они должны будут проходить через труднуюдля понимания последовательность духовных событий, в ходе которых ихсознание постепенно все более отдаляется от освобождающей истины по мереприближения к новому рождению. В "Чениид бардо" или "Бардо испытания реальности" описывается обозрениеумершими целых пантеонов мирных божеств, озаренных разноцветным сиянием,стражей дверей, яростных божеств, хранителей знания и йогини четырехцентральных точек. Одновременно с поглощающим все внимание умершегоприсутствием данных божеств он воспринимает тусклые разноцветные источники света, указывающие на отдельные локи или миры, в которыхможет произойти новое рождение: мир богов (девалока), мир титанов(асуралока), мир людей (манакалока), мир животных (тирьякалока), мирголодных привидений (преталока), мир преисподней (наракалока). Притяжение кэтим тусклым источникам света способно помешать духовному освобождению иуказать на склонность к повторному рождению. Если человек упустил возможность достичь освобождения во времяпребывания в двух первых бардо, он переходит в состояние, описываемое вчасти книги, озаглавленной "Сидпа Бардо" или "Бардо стремления к повторномурождению". Находящихся на этой ступени умерших предупреждают, чтобы они нежелали чудесных кармических способностей, которыми они, как импредставляется, обладают в этот момент, и не привязывались к ним. Их тонкиетела, не отягощенные грубой материей, наделены способностью беспрепятственнопередвигаться и проходить сквозь плотные предметы. Они могут появляться иисчезать по желанию, менять свои размеры, форму, умножаться и мгновеннопереноситься в любое место. Чувство счастья или горечи, испытываемые в "Сидпа бардо", зависит откармы умершего. Люди с грузом дурной кармы будут мучиться в данном типебардо от страха: ужасающих криков, видений людоедов-ракшасов, бряцающихоружием, хищных тварей и разъяренных стихийных сил природы вродесталкивающихся и крошащихся скал, разбушевавшегося, захлестывающего всеморя, гудящего пламени, зловещих расщелин и пропастей. Те же, кто стяжалкармические добродетели, будут наслаждаться различными удовольствиями, алица с нейтральной кармой столкнутся с бесцветной тупостью и однообразием.Важной частью этого вида бардо является сцена Суда (см. стр. 180), когдаЦарь или Судья Мертвых Яма Раджа с помощью кармического зеркала обозреваетвсе поступки умерших и определяет им соответствующую участь. Во время пребывания в "Сидпа бардо" человек тщетно будет пытаться вновьвойти в свое мертвое тело, он найдет его разложившимся или кремированным,захороненным, замерзшим, утонувшим, сожранным хищниками или птицами. Вданный момент индивиду важно понять, что все это - лишь бред, производноесознания и, в сущности, ничто. Если этого не произойдет, неизбежно повторноерождение и, возможно, потребуется бесчисленное количество эпох, чтобы все же выйти из трясины бедствии. Когдаперед умершими возникает заря огней шести лок, можно предпринять попыткузакрыть врата чрева. "Бардо Тедоль " предлагает несколько способов достижениятакой цели: умолять своего бога-покровителя; попытаться постичь, что всевозникающее -- на самом деле не что иное, как иллюзия, начать медитацию,обращенную к ясному свету; сосредоточиться на цепи добрых дел иположительной карме; избегать влечения к видениям совокупляющихся мужчин иженщин; стремиться к отрешенности от подчинения двойственным эдиповым связямс будущими родителями. Если освобождение не произошло, человек при помощиярких иллюзий будет неотвратимо направляться к новому рождению. На этомэтапе начинают возникать различного рода признаки, указывающие на характерлокй, возможного места рождения. При соответствующем направлении своихдействий индивид, уже упустивший массу возможностей достичь освобождения втрех бардо, все же в состоянии повлиять на выбор чрева, в котором емупредстоит родиться. У египетской и тибетской "Книги мертвых" были аналоги в нашейсобственной культурной традиции, что мало кому известно. К концусредневековья работы, обозначаемые общим названием "Ars Moriendi", то есть "Искусство смерти", принадлежали к самой распространенной литературной формево многих европейских странах, особенно в Австрии, Германии, Франции иИталии. Подобный активный интерес к проблемам смерти во многом являлсяследствием общей неустойчивости жизни в средние века. Уровень смертности былизбыточен: люди тысячами погибали во всевозможных войнах, во времяпутешествий, от массового голода, эпидемий и антисанитарных условий жизниГибель четверти, трети или даже половины всего населения от вспышек чумы небыла в то время редкостью. Люди постоянно сталкивались со смертью своихблизких, друзей, соседей, и зловещий звук колоколов, возвещавших о кончине,слышался по-гги непрерывно. Погребальные шествия и процессии былиповседневной реальностью. Массовые погребения, сжигание трупов, публичныеказни наряду с сожжениями еретиков и подозреваемых в ведовстве проводились сшироким размахом. Разложение и распад, далеко зашедшие и охватившиесоциальные, политические и религиозные структуры европейских стран, такжеспособствовали развитию эсхатологической литературы. И схоластическая, имистическая традиции отдали дань этому жанру. Многие выдающиеся теологисчитали тему достаточно важной, чтобы посвящать ей время и силы. В целом литература, относящаяся к "Ars Moriendi", распадается на двебольшие группы: первая занимается, в основном, вопросами значения смерти внашей жизни; вторая -- более конкретно сосредоточена на вопросах, связанныхс переживанием реальной физической кончины, приготовлениями к ней и на уходеза умирающим. Произведения первой группы правильнее было бы называть "Ars Viuendi" или "Искусство истинной жизни". Повторяющейся темой во многих произведенияхэтого типа является размышление о смерти, ведущее к презрению по отношению кмиру. Ключевая проблема человеческого существования наилучшим образомвыражена в латинском изречении "mors certa, hora incerta", то есть "самоеопределенное в жизни -- смерть, самое неопределенное -- ее час". Поэтомукаждое мгновение следует жить так, словно оно -- последнее. Страх смерти --начало всякой мудрости, он вносит в жизнь человека постояннуюнастороженность и стремление избежать поведения, способного привести кплохим результатам. Нам следует заботиться о том, чтобы жить не как можнодольше, а как можно правильнее. Произведения, осуждающие мир, всимволических образах, с помощью притч и метафор описывают бренность иничтожность всех земных целей. Особо излюбленными мишенями литературы "contemptus mundi* являлись сильные мира сего. В них часто возникали и чиныцерковной иерархии: епископ, кардинал, папа; и мирские властители: судья,герцог, король, император. Тот факт, что даже такие выдающиеся личностиподчиняются той же неизбежной жизненной схеме, как и все прочие, частоиспользовался в качестве решающего доказательства правильности изреченияСоломона: "Суета сует, -- все суета*. Сильнейшим доводом для презрения кмиру было раздумье над уродством смерти и натуралистическое описаниечеловеческого тела, находящегося на различных стадиях гниения ибиологического разложения*. Не стоит стремиться к земным _____________________ * Данные, полученные в ходе исследований, проводимых с использованиемЛСД, проливают совершенно новый свет на средневековую поглощенность радостям, власти, богатству, ибо все это обернется горечью в часкончины. Взамен следует сконцентрироваться на трансцендентальнойдействительности. Тема смерти, столь мощно прозвучавшая в художественной прозе,посвященной раздумьям над кончиной и презрению к миру, нашла выражение впоэзии в виде многочисленных стихов на тему "Memento топ", напоминающихлюдям об их бренности. Особенно интересными были полемические стихи(Streitgedich-te), представлявшие философские и религиозные вопросы жизни исмерти в виде диалогов, ведущихся с различных точек зрения между человеком исмертью, миром и человеком, жизнью и смертью, душою и телом, умирающим идьяволом. В стихах на тему "Vado mori", то есть "Я иду к своей смерти",умирающие представители различных социальных групп или символическиеперсонификации разных человеческих качеств делились своими чувствами иразмышлениями. Такие стихи во многих отношениях являются предшественникамитекстов, которые использовались во время "танцев смерти" (danses macabres,Totentanze). Эти "танцы смерти", распространившиеся во многих европейскихстранах в масштабах эпидемии, были самым впечатляющим выражениемозабоченности тематикой смерти из-за странной силы их психологическоговоздействия, преодолевающего барьеры пола, возраста и социального положения. В торая группа средневековых работ, связанных со смертью, включает всебя тексты, посвященные реальным переживаниям умирающих, а также искусствуруководства и помощи отходящим на их последнем пути. Это и есть литературана тему "Ars Mori-endi" или "Искусство смерти" в более узком смысле. Ееистоки ____________________ проблемами смерти и отрицательными сторонами существования, преждеобычно рассматривавшиеся в контексте социальной патологии, как проявление вцелом пессимистических воззрений, враждебных жизни. С этой точки зренияинтересно отметить сильнейшее сходство между основными темами литературы,размышлявшей о смерти и осуждавшей мир, с феноменологией кризисасуществования, связанного с ситуацией отсутствия выхода на пе-ринатальномуровне (см. стр. 63). Согласно результатам клинических исследований.полученных в ходе психотерапии с использованием ЛСД, глубокое личноестолкновение с наиболее пугающими и отвратительными сторонами человеческогосуществования не только открывает дверь в духовные миры, но фактически можетпривести к качественно новому способу существования в мире. прослеживаются вплоть до конца XIV века, когда уровень смертностидостиг критических размеров, а священники физически не могли лично посещатьвсех больных, чтобы подготовить их к смерти. В результате многие умирали бездуховной помощи "во скопище своих грехов". В таких условиях обеспокоеннымпредставители церкви заинтересовались вопросом подготовки живых к кончине.Обучением искусству проповеди и всему, что следовало знать о смерти ипоследних делах человека, занялись, в основном, францисканцы и доминиканцы. "Ars Moriendi " было первоначально составлено в качестве пастырскогонаставления молодым священникам с целью их подготовки для работы сумирающими. Позже, когда число священнослужителей все же оказалосьнедостаточным, тексты были переведены на народный язык, чтобы сделать ихдоступными мирянам. Хотя, на первый взгляд, число этих руководств по проблемам, связаннымсо смертью, представляется поистине необозримым, многие из них, в сущности,являются незначительно различающимися переводами либо вариантами несколькихпервоначальных источников. Представляется возможным вычленить из работ по "Ars Moriendi " несколько основных ходов мысли, а также определенныеповторяющиеся темы. Некоторые из них имели более формальный характер,представляли собой относительно устоявшуюся систему определенных вопросов,адресованных умирающим, на которые требовалось дать "правильные" ответы;стандартный набор конкретных указаний и увещеваний, образцы молитв к Богу,Христу, Марии и архангелу Михаилу. Этот аспект заботы об умирающих самымпрямым образом вытекал из ортодоксальных учений, и традиционные христианскиепредставления оказали на него непосредственное воздействие. Однако другиечасти текстов были связаны с фактическими переживаниями в процессе умирания,хотя и расцвечивались христианской символикой. Из описанных там переживанийособого внимания заслуживают явления, обычно определяемые, как нападениеСатаны. Они возникали в особых состояниях сознания, испытываемых умирающим впоследние часы жизни. Церковные власти объясняли их, как следствие попыткидьяв


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.24.171 (0.023 с.)