Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Параметры сознания: картография человеческой психики
Для понимания глубокого воздействия психоделической психотерапии наумирающих следует принять во внимание природу и особые характеристикипереживаний, вызываемых ЛСД. Клинические исследования препарата в течениепоследних двадцати лет показали, что он активизирует психические процессы,позволяя индивиду исследовать многие, обычно недоступные, областиподсознания. Следовательно, переживания в результате приема ЛСД представляютсобой путешествие вглубь скрытых областей психики. Описания разных типовтаких переживаний могут рассматриваться как карта психики или, говоря иначе,"картография внутреннего мира". Какие именно сюжеты главенствуют в выходящемиз подсознания во время сеанса ЛСД-терапии материале, обусловлено рядомвнешних факторов: житейской ситуацией, личностью врача и участников,характером взаимоотношений в процессе лечения, обстановкой. При проведении сеансов ЛСД-терапии возникает одновременное восприятиеряда параметров и уровней символического характера. Хотя любая попыткаописать подобную голографическую совокупность в рамках линейной терминологиисодержит в себе определенную степень профанации, мы можем различить четыреглавные группы переживаний, вызванных приемом ЛСД: а) абстрактные иэстетические; б) психодинамические; в) перинатальные*; г) трансперсональные.Ниже приводятся описания каждой __________________ * Перинатальное переживание -- новый психиатрический термин, созданныйС Грофом Этимологически слово перинатальньш является производнымгреко-латинским, состоящим из греческого префикса пери- (означающего и из этих групп и определяется характер ее соотнесенности с умирающим. Абстрактные и эстетические переживания в сеансах ЛСД-терапии Переживания, входящие в эту категорию, весьма характерны для сеансовЛСД-терапии, проводимых с использованием низких или средних доз. Приприменении высоких доз такие переживания обычно имеют место только на раннихэтапах, до кульминации действия препарата, и лишь изредка абстрактныефеномены длятся долго или превалируют на протяжении всего сеанса,проводимого с применением высокой дозы. Абстрактные и эстетическиепереживания характеризуются резкими изменениями восприятия при минимуме илиполном отсутствии психодинамического контекста. Основная особенность здесь-- перемена в системе зрения. Трансформации восприятия формы и цвета стольсильные и яркие, что зачастую определяются, как "оргии зрения" или "феерия всетчатке". Иногда нарушение восприятия окружающего мира фактическинезначительно, однако сам этот мир необычно интерпретируется чувствами иможет казаться невероятно прекрасным, ощутимым, чувственным или комичным.Часто он описывается, как имеющий магическую или сказочную окраску. Эстетические переживания представляют, видимо, наиболее внешнюю сторонуЛСД-переживаний. Они не содержат важных психологических прозрений и невыявляют глубоких уровней подсознания человека. Их характерная черта наязыке психологии объясняется, как следствие химической стимуляции органовчувств, отражающее свойства их внутренней структуры и функциональныехарактеристики. Подобные же изменения могут вызы ______________________ (начало ссылки см. Стр. 54) около или рядом) и латинской основы наталь (выделенной из латинскогослова паtаlis, -- относящийся к рождению) Термин перинатальный указывает навозможную тесную связь феномена, относящегося к данной категории, ссобытиями, непосредственно предшествующими, сопровождающими или следующимиза биологическими родами * Более детально и полно эти эмпирические категории обсуждаются в книгеС. Грофа "Области человеческого бессознательного. Данные исследований ЛСД" М, Из-во Трансперсонального Института, 1994. ваться другими путями, например, нажатием на глазное яблоко,стробоскопическим светом, пониженным потреблением кислорода, вдыханиемуглекислого газа или электростимуляцией глазного нерва. Большинство умирающих, у которых в ходе сеансов ЛСД-те-рапиипревалировали эстетические переживания, не ощутили в себе каких-либоглубоких перемен. Необычайная красота эстетических эпизодов, как правило,производила на этих больных большое впечатление, и они испытывалиблагодарность за нарушение монотонности процесса эмоционального ифизического угасания Подобные переживания лишь изредка оказывали длительноеблаготворное действие. Однако несколько раз мы сталкивались с неожиданнымсмягчением острой физической боли после сеансов, в которых доминировали, восновном, эстетические переживания. Психодинамические переживания в сеансах ЛСД-терапии Переживания данного типа берут свое начало в истории жизни пациента,отражая эмоционально значимые ситуации из его прошлого и настоящего. Онизарождаются в различных областях подсознания, а также в тех сферах психики,которые в обычном состоянии недоступны. Самым простым психодинамическимпереживанием является повторное переживание эмоционально значимого дляиндивида события. Видимо, оно является ярким проигрыванием травматическихили очень приятных воспоминаний младенчества, детства или позднейшихпериодов жизни Более сложные феномены из этой же группы представляют собойзрительную конкретизацию фантазий, разыгрывание мечтаний, перенесение надругих подавленных воспоминаний, а также сложное переплетение вымысла иреальности. Психодинамические сеансы могут иметь весьма важные терапевтическиепоследствия. Индивид способен вновь прожить и интегрировать различныетравматические переживания периода становления личности, имевшие решающеезначение для ее развития. Возможность ярко пережить отдельные воспоминанияиз различных периодов жизни позволяет увидеть их внутреннюю связь ипоказывает цепь подсознательных невротических матриц, проступающих сквозьспецифические эмоциональные трудности. Все это может стать важным трансформирующим переживанием, приводящим кглубоким переменам в структуре личности, динамике чувств и поведениииндивида. Психодинамические переживания часто встречаются в сеансахпсиходелической терапии умирающих. Не приводя обычно к серьезной переоценкевзгляда на смерть с философской и духовной точек зрения, они могут помочьобрести важный синтез прожитых периодов жизни и - как результат --способствуют подготовке к неминуемой смерти с большим спокойствием. Всеансах подобного рода пациенты заново переживают болезненные события,обретая вследствие этого мир и прощение. В тех случаях, когда из-заболезненного осознания несбыточности прошлых планов, неосуществимостимечтаний, неоправданности амбиций душевное равновесие больных нарушается,пробуждая чувства горечи и обиды, больной способен замкнуться в себе или унего может пропасть стремление достичь былой цели. Нередко при такихобстоятельствах перед глазами умирающих проходит в сжатом виде вся их жизнь,и они положительно оценивают ее, что в конечном итоге приводит к прекращениюэмоциональной привязанности к ней*. Переживания, вызванные применением ДПТ,у Сильвии -- женщины семидесяти одного года, умирающей от рака груди смногочисленными метастазами -- могут быть примером сеанса психоделическойтерапии, в котором превалирует психодинамический материалавтобиографического характера. В день проведения сеанса, около полудня, Сильвии было введеновнутримышечно 105 миллиграммов ДПТ. Ее переживания начались через несколькоминут после инъекции Хотя внешне она спокойно, не двигаясь, лежала накушетке с глазами, закрытыми повязкой, события, происходившие в ней, былиочень яркими и драматичными. Когда Сильвию попросили описать происходящее,она пожаловалась на слабость. Она дрожала. Затем ______________________________ * Подобное полное прокручивание ленты жизни может происходить в течениевесьма краткого объективного времени сеанса. Иногда весь процесс занимаетнесколько минут или даже секунд. Этот феномен поразительно схож ссубъективными переживаниями, сопровождающими несчастные случаи или иныеобстоятельства, несущие в себе угрозу жизни, а также ситуации, связанные склинической смертью. женщина описала ряд ярких образов, проходивших перед ее глазами исвязанных с периодом детства. Через полчаса мы вновь попросили ее поделиться впечатлениями. ХотяСильвия по прежнему чувствовала себя физически неуютно, она выказала сильноевозбуждение, связанное с этими детскими впечатлениями, продолжавшими быстропроноситься перед ней. Теперь они переживались на фоне полного осознанияпредстоящей кончины "Здесь столько всего, что я не могу свести все воедино ябыла счастлива тогда, а сейчас я больна и уми раю. Я хочу умереть, я хочуумереть сегодня же вечером. Пожалуйста, Боже, возьми меня к себе. Меня неволнует, что я умру, я так стремлюсь к этому. Почему же я страдаю? Я былатакой хорошей всю жизнь. Я думала, что только плохие люди страдают. Я быладобра к моим детям, к моему мужу". На этом фоне Сильвия вновь пережиларождение детей и обозрела ход их жизни, включая свои отношения с ними. Вкакой то момент она неожиданно увидела прекрасного ангела, ведущего партиюсопра но в хоре. "Я вижу ангела. Еврейке не следует видеть ангела, ведь этопротиворечит моей религии, но это настолько, настолько прекрасно. О, нет,все в порядке, это не ангел, это Кэррол Вернет! ". Все мы рассмеялись послетакого замечания. Это было так типично для Сильвии, чей земной юморпронизывал все наши взаимоотношения. К 6 часам вечера действие препарата начало ослабевать, но картинывоспоминаний не переставали разворачиваться перед глазами Сильвии. "Все,происходившее в моей жизни, показывается мне сейчас. Воспоминания, тысячавоспоминаний чувств. Во время хороших воспоминаний, все становитсясолнечным, вокруг так много света, во время печальных -- все темнеет. Я непонимаю, почему мне приходят на ум все эти воспоминания -- некоторым из них50--60 лет. Удивительно, но вся моя боль прошла, я совсем не думаю о боли ".Вскоре после этого Сильвия прошла через период интенсивной дрожи и такописала свои ощущения и переживания: "Мне хочется дрожать, и я не знаюпочему, я не знала, что во мне скрыта напряженность. Должно быть, онаприсутствовала во мне подсознательно. Я думаю, что все мы проходим черезжизнь, испытывая некоторую напряженность. Это была такая прекрасная жизнь.Никто не поверит, какую прекрасную жизнь я прожила ". После этого эпизода Сильвия довольно быстро вернулась в свое обычноедушевное состояние. Ее окончательное мнение о сеансе сводилось к тому, чтоона использовала весьма специфическую возможность обозреть свою жизнь.Сильвия заявила, что теперь удовлетворена. Переживание облегчило для нееожидание смерти, так как отныне она могла понять и оценить по достоинству,насколько полной и стоящей была ее жизнь. Кроме того, серьезное осознаниетого, что после нее остается множество детей и внуков, которые продолжатжизнь, помогло ей внутренне принять свою кончину. Последний раз, когда мы ее видели перед смертью, Сильвия подмигнула исказала: "Увидимся позднее, где-нибудь там." Хотя раскрытие перенесенных в детстве травм и глубоких конфликтовсовсем не редкое явление в ходе сеансов ЛСД-терапии умирающих от рака,основной акцент в психодинамических переживаниях этих людей все жеприходится на актуальные стороны настоящего тяжелого положения. Частодлинные эпизоды в ходе сеансов, для которых характерны психодинамическиепереживания, концентрируются вокруг таких вопросов, как принятие неизбежнойразлуки с детьми, супругами и другими членами семьи; ощущение неизбежнойслабости и последующей зависимости; проблема борьбы с физической болью,потерей веса, а иногда -- с физическим уродством, возникающим вследствиеракового заболевания или хирургического вмешательства с целью спасенияжизни. Другой существенной проблемой подобного рода является примирение спрогрессирующим уменьшением либидо и падением сексуальной привлекательности.У тех, кто до заболевания был погружен в профессиональную деятельность,потеря продуктивности и резкий крах карьеры могут явиться дополнительнойобластью душевных переживаний, которые должны быть проработаны напсиходинамических этапах сеанса. Иногда раковые больные, до приема ЛСД точноне знавшие своего диагноза и прогноза либо избегавшие того, чтобы узнать их,в ходе сеанса сопоставляли частичные данные и наблюдения, касающиесяболезни, формируя таким образом реальную картину положения. Довольно часто встречаются воспоминания, соотносимые с физическимитравмами. Они являются связующим звеном между психодинамическими иперинатальными переживаниями и, как правило, касаются угрозы для жизни илицелостности тела. Они охватывают широкий диапазон от серьезных операций,болезнен ных и опасных травм, тяжелых заболеваний, случаев утопания и до фактовжестокого физического обращения. Освобождение от всего этого -- явлениевесьма частое для психоделических сеансов умирающих. На материалевоспоминаний о прошлых физических страданиях и случаях серьезной угрозыжизни они нередко осмысливают проблемы диагноза, прогноза, боли, агонии, атакже неизбежности смерти. Пережитые раковыми больными в ходе психоделической терапии эпизодыпсиходинамического характера могут оказать весьма благотворное воздействиена различные эмоциональные расстройства, связанные с основным заболеванием.Временное или стойкое улучшение, наступающее после таких сеансов, выражаетсяв уменьшении чувства подавленности, снижении уровня напряженности, общейтревожности, бессонницы и ухода в себя. Острые физические боли, неподдававшиеся воздействию наркотиков, иногда резко облегчались или дажепроходили в результате сеанса, в котором превалировали переживанияпсиходинамического типа. Перинатальные переживания в сеансах ЛСД-терапии Важнейшая общая черта переживаний перинатального типа -- акцент напроблемах биологического рождения, физической боли, агонии, болезней,одряхления, старения, умирания и смерти. Соприкосновение со страданием исмертью на перинатальном уровне принимает форму глубокого личного опытапереживания кончины. Осознание смерти, происходящее в данной ситуации,передается не только символическими средствами. Особые эсхатологическиеразмышления и такие натуралистические видения умирающих, как расчленениетрупов, гробы, кладбища, катафалки, похоронные процессии оказываютсяхарактерными сопутствующими компонентами переживания, связанного со смертью.Однако его основой является крайне реальное ощущение острого биологическогокризиса, и оно часто принимается за настоящее умирание. В подобной ситуациинередко случается, что индивид утрачивает понимание психоделического сеанса,как символического переживания, и ему начинает казаться, что кончина уженеизбежна. Переживание смерти-возрождения на перинатальном уровне -- очень сложный процесс, затрагивающий не только биологический,эмоциональный и интеллектуальный, но и философский и духовный аспекты. Потрясающие соприкосновения с этими фундаментальными сторонамичеловеческого опыта, наряду с глубоким осознанием уязвимой и бренной природычеловека, как биологической машины, имеют два важных последствия. Первое изних -- глубокий кризис существования, заставляющий индивида серьезнозадуматься над смыслом своего бытия и всех жизненных ценностей. Черезподобные переживания он приходит к пониманию того, что независимо отхарактера деятельности в реальном мире, невозможно избежать наступленияфизической смерти. Человеческим существам придется покинуть этот мир,лишившись всего, что они накопили и чего добились. Такой онтологическийкризис, как правило, приводит к кристаллизации основных ценностей. Земныецели, стремление к соперничеству, желание завоевать некое положение, силу,славу, уважение и завладеть чем бы то ни было, -- все это обычно невыдерживает сравнения с перспективой неизбежности наступления конца жизни ввиде полного биологического уничтожения. Другое важное последствие соприкосновения с явлением смерти (частоэмоционально и физически весьма болезненного) -- открытие религиозных идуховных областей, которые, судя по всему, есть неотъемлемая частьчеловеческой личности и не зависят от характера культурного и религиозноговоспитания индивида. Единственный способ преодолеть известнуюдвусмысленность существования -- трансцендентность. Кризис разрешается,когда люди отыскивают для себя ориентиры вне узких рамок физическогоорганизма и вне ограничений продолжительности собственной жизни. Нампредставляется, что у каждого, кто пережил соприкосновение с этими уровнями,развивается бесспорное понимание абсолютной и естественной принадлежностидуховного мира общему порядку вещей. Каким-то не совсем ясным на данной стадии исследований образомописанные выше переживания связаны с обстоятельствами биологическогорождения. Люди, принимающие ЛСД, зачастую относятся к, ощущаемому ими рядупоследовательных ситуаций агонии, смерти, рождения (или воскресения), стольхарактерных для данной области, как к переживанию действительно имевшихместо биологических родовых травм. Другие не проводят такой четкой связи и рационализируют свой опыт соприкосновения скончиной, а также переживание смерти-возрождения целиком в философских идуховных категориях Но даже в этой последней группе перинатальныепереживания довольно регулярно сопровождаются комплексом физическихсимптомов, которые легче всего истолковать, как относящиеся к биологическимродам. Они включают в себя разнообразные ощущения физической боли,проявляющейся в различных частях тела, ощущение давления, чувство удушья,резкие изменения окраски кожи, тремор, приступообразные подергивания,нарушения в работе сердца, аритмию, обильное потоотделение, повышенноевыделение слизи, слюноотделение и тошноту. Лица, находящиеся под действиемЛСД, также принимают позы и продуцируют серии телодвижений, поразительнонапоминающие процесс прохождения плодом различных стадий родов. Кроме того,они часто говорят о возникновении образов или чувств идентификации сзародышами или новорожденным младенцем. Нередки различные проявления,переживания и типы поведения, характерные для новорожденных, а кроме того,возникновение образов женских гениталий и груди. Богатый и сложный материал, выявляемый на перинатальном уровнеподсознания, возникает в сеансах ЛСД-терапии в виде нескольких типичныхструктур или, иначе говоря, матричных переживаний. Для дидактических целей,теоретических рассуждений и практики проведения психотерапии сиспользованием ЛСД оказалось весьма плодотворным соотнести феномены этойгруппы с последовательными стадиями протекания биологических родов и сощущениями ребенка в перинатальный период. Последние будут кратко описаны вопределенной последовательности, соответствующей фазам протекания процессародов при реальном рождении человека. В ходе сеансов психоделической терапиитакой порядок не обязательно соблюдается, и индивидуальные матрицы могутпроявляться в виде блоков, чередующихся во многих иных последовательностях. Переживание космического единства Это важное перинатальное переживание относится, видимо, кпервичному союзу с матерью, изначальному состоянию внутриутробногосуществования, когда ребенок и мать образуют символическое единство. Еслинет воздействия вредных раздражителей, условия, в которых пребывает зародыш, близки к идеальным, включая всебя защиту, безопасность и постоянное удовлетворение всех потребностей.Основными чертами здесь являются преодоление разделения мира на категориисубъект-объект; необычайно мощные позитивные переживания (мира, покоя,безмятежности, блаженства); ощущения святости, преодоления пространства ивремени, независимости и богатства постижения своего изначального слияния скосмосом. Переживание космического всасывания Люди, принимавшие ЛСД и сталкивавшиеся с этим типом, часто относят егок самому истоку биологических родов, когда первичное равновесиевнутриутробного существования нарушается химическими веществами,сигнализирующими о начале родового процесса, а позднее и мышечнымисокращениями. Переживание космического всасывания обычно начинается совсеобъемлющего чувства нарастающей тревоги и уверенности в существованиинепосредственной угрозы жизни. Источник такой приближающейся опасности неможет быть ясно идентифицирован, отчего у индивида проявляется тенденцияинтерпретировать свое непосредственное окружение или весь мир параноидальнымобразом. Нередко люди, находящиеся в этом состоянии, заявляют обиспытываемых вредоносных воздействиях, исходящих от членов тайныхорганизаций, обитателей других планет, злых чародеев и механическихустройств, испускающих губительные лучи. Дальнейший рост тревоги обычноприводит к ощущению неумолимого втягивания индивида со всем его внутренниммиром и поглощения гигантским водоворотом. Частая вариация подобноговсеобщего всасывания -- заглатывание человека и переваривание его ужасающимчудовищем. Иной формой того же процесса, судя по всему, является теманисхождения в подземный мир и столкновения с различными опасными тварями исущностями. Переживание "отсутствия выхода" Оно соотносится с первой клинической стадией процесса родов, когдасокращения матки постепенно захватывают плод, следствием чего является егополная зажатость. На этой стадии шейка матки еще закрыта и выхода вовне поканет. В ходе сеансов ЛСД-терапии данное переживание характеризуется глубокой темнотойполя зрения. Индивид чувствует себя запертым, пойман ным в замкнутом мире,испытывает невероятные душевные и физические муки. Существование в подобноммире представляется абсолютно бессмысленным, все положительные стороны жизнискрыты. Символика, сопровождающая этот тип, чаще всего выра жается в образахада, взятых из различных культур. Наиболее ха рактерная черта, отличающаяданное переживание от следующего, -- это настойчивое акцентирование ролижертвы и абсолютной неизменности и вечности любой ситуации. Человекупредставляется, что нет никакой возможности вырваться ни во времени, ни впространстве. Переживание борьбы смерти и возрождени я Многие аспекты переживаний такого типа могут быть понятны, еслисравнить их со второй клинической стадией родов. Во время этой фазыпродолжаются сокращения матки, однако ее шейка уже широко раскрывается.Наступает период постепенного проталкивания через родовой канал, во времякоторого плод испы тывает сильные механические сдавливания. Он борется зажизнь и часто ощущает острую нехватку воздуха. На заключительных стадияхродов плоду приходится непосредственно соприкасаться с различного родабиологическими субстратами типа крови, слизи, околоплодной жидкости, мочи идаже фекалий. С точки зрения переживаний, эта матрица является весьмасложной и имеет для индивида несколько важных аспектов чувство титаническойборьбы, садомазохистские тенденции, высокая степень сексуаль ноговозбуждения, грязно порнографические порывы, а также присутствие огня Лица, принимавшие ЛСД, на данной стадии ощущают, как мощные потокиэнергий протекают сквозь их тела, и одновременно испытывают скоплениеколоссального напряжения, время от времени разрешающегося взрывом. Обычновсе это сопровождает ся неистовыми образами разбушевавшейся природы,апокалип-тическими картинами войны и демонстрацией пугающих техническихустройств. Освобождается и вновь накапливается огром ное количествоагрессивной энергии, что находит выражение в ярких разрушительных исаморазрушительных переживаниях, включающих в себя жуткие убийства, всемыслимые виды пыток, расчленения, казни, изнасилования и принесение кровавых жертв. Сексуальное возбуждение может достичь необычайно высокой степени, итогда оно находит выход в сценах сексуальных извращении или же в образахритмичных чувственных танцев. Многие лица, принимавшие ЛСД, обнаруживали наданной стадии психофизиологическую связь между агрессивностью и агонией, содной стороны, и сексуальным экстазом, -- с другой. Они постигли чтоинтенсивное оргиастическое возбуждение может граничить со страданием, асмягченную агонию можно ощущать, как сексуальное наслаждение. Скатологические аспекты борьбы смерти и возрождения включают в себяличное соприкосновение с омерзительными ве щами. Люди могут восприниматьсебя валяющимися в экскремен тах тонущими в выгребных ямах, ползающими вотбросах, едя щими фекалии, задыхающимися от мокроты, пьющими кровь илимочу. Все это обычно сопровождается переживанием прохожде ния черезочищающий огонь. Пламя сжигает все испорченное в личности подготавливаятаким образом, к переживанию духовного возрождения. Несколько важных параметров отличают эту группу переживаний отописанных ранее в связи с ситуацией "отсутствия выхода". Здесь положение непредставляется безнадежным, а человек не является беспомощным. Он активноучаствует в происхо дящем испытывая чувство, что переносимые страдания имеютопределенный смысл и цель. Если воспользоваться религиозной терминологией,такая ситуация ближе к концепции чистилища, нежели ада. Кроме того, в данномслучае человек не обязательно является беспомощной жертвой. Он --наблюдатель, способный настолько отождествляться сразу с обеими сторонами,что едва различает, кто же он агрессор или жертва. В то время как переживание безысходности является истинным страданием, ощущу ение коллизиимежду смертью и возрождением представляет собой пограничное чувство междуагонией и экстазом, а также сме шение обоих. Переживание смерти и возрождения Данная эмпирическая матрица соответствует третьей клини ческой стадииродов. Мучительность родовых схваток достигаетапогея, продвижение по родовому каналу закончено, и за ним следуетмгновенное облегчение и расслабление. С перерезанием пу повины заканчиваетсяпроцесс физического отделения от матери, и у ребенка начинается новая стадиясуществования -- уже в ка честве анатомически независимой личности. Переживание смерти и возрождения представляет собой окончание иразрешение их борьбы. Страдания и мука достигают высшей точки в ощущенииполнейшего уничтожения на всех уровнях физическом, эмоциональном,интеллектуальном, мораль ном и трансцендентальном. Обычно такое состояниеобозначают, как "смерть эго". Судя по всему, оно включает в себя мгновенноеразрушение всех предшествующих переживанию установок лич ности. Самопереживание полнейшего уничтожения часто сопро вождается видениями слепящегобелого или золотого света, а так же чувством освобождения от гнета иощущением разлитости. Мир воспринимается, как нечто невыразимо прекрасное исияю щее Человек ощущает себя очищенным и омытым и склонен рас суждать обискуплении, спасении и единении с Богом. Перинатальные переживания играют весьма важную роль в психоделическойтерапии умирающих. Как правило, эпизоды, включающие в себя прохождениепроцесса смерти-возрождения, характерны для сеансов с применением большихдоз галлюциноге на. Лишь изредка индивид в подобных условиях не воспринимаетникаких перинатальных образов, а все ЛСД переживания разворачиваются впсиходинамической сфере либо состоят исклю чительно из трансперсональныхфеноменов. Столкновение с переживанием смерти-возрождения в ходе психоделическогосеанса весьма глубоко воздействует на представления человека о природесмерти и умирания. Обычно оно на столько реалистично, что, с точки зренияличного опыта, воспри нимается как идентичное действительной биологическойкончине. Люди выходят из сеансов, в ходе которых у них возникали переживанияперинатального типа, с глубокой уверенностью, что они соприкоснулись свеличайшим кризисом человеческой жизни и обрели глубокое понимание сущностиумирания и смерти. В бу дущем это становится как бы фундаментом для встречис реальной смертью. Такие люди открыли для себя важность смирения,капитуляции и принятия неизбежного. Поскольку за переживанием смерти эговсегда следует чувство возрождения, то любое сопротивление естественному ходу данного переживания знаменуетпродление страданий. Одновременно индивиды, прошедшие сквозь страданиясмерти-возрождения во время психоделических сеансов, как правило, легкопринимают возможность существования сознания независимо от плоти, в томчисле и после наступления клинической смерти. Подобное прозрение может вкорне отличаться и даже противоречить предшествующим религиозным ифилософским убеждениям. Те, кто ранее был убежден, что смерть являетсяпоследним поражением и означает прекращение любой формы жизни, открывают длясебя различные альтернативы такой материалистической и прагматической точкезрения. Люди приходят к пониманию ничтожности доказательств любойвлиятельной концепции на этот счет и зачастую начинают рассматривать смертьи умирание, как космическое путешествие в неизведанное. Характерное изменение шкалы ценностей и отношений индивида со временемв результате переживания смерти-возрождения и чувства космическоговсеединства также способны стать важными факторами перемен в жизниумирающего. Нетрудно представить, насколько человек, чьи планы и амбицииразрушены смертельным заболеванием, может выиграть от бесстрастногоотношения к земным достижениям и благам. Подобным же образом усилениеощущения пребывания "здесь и сейчас", наряду со снижением роли прошлого ибудущего, дает умирающему возможность прожить каждый из оставшихся днейнаиболее полноценным образом -- в относительной свободе от забот опрерванной работе и вне тревоги о грядущем. Отрывки из сеанса ЛСД-терапии Габриэлы -- 42-летней служащей системысоциального обеспечения, страдающей от сильно разросшейся неоперабельнойраковой опухоли в области гениталий, могут быть использованы в качествепримера психоделиче-ского переживания с преобладанием перинатальнойпроблематики. В анамнезе у Габриэлы были застарелая невротическая ипограничная психотическая симптоматика. В течение ряда лет больнаяподвергалась интенсивной психотерапии у гипнотизера с психоаналитическойподготовкой, который направил ее в Мэриленд-ский центр психиатрическихисследований, в основном, из-за возникшей в ходе лечения реакции на рак.Существовала, однако, и дополнительная проблема: отсутствие успеха в леченииосновного заболевания, а также трудности, возникшие в отношениях с врачом и связанные с "переносом"*. Утром перед сеансом Габриэла испытывала значительную тревогу и страх.Через тридцать минут после введения 300 микрограммов ЛСД она ощутила во всемтеле сильный сексуальный позыв и начала мягко изгибаться в такт восточноймузыке, игравшей в это время. У нее возникло непреодолимое желание трогатьсебя, и она ласкала различные части тела. С нарастанием чувственных ощущенийдвижения ее тела все больше становились похожими на змеиные, пока, наконец,она не идентифицировала себя с огромным питоном, медленно извивающимся подмузыку. По мере того как музыка становилась все более неземной, в еепереживания вошел и постепенно завладел ими мотив смерти. Габриэла виделамногочисленные образы больных и умирающих, похоронные обряды, процессии икладбище. С болью она ощутила присутствие смерти в жизни человека иразрыдалась. Затем перед ее взором предстало лицо психоаналитика. Искаженноеи гротескное, оно медленно трансформировалось в облик матери. В ходе таких превращений Габриэла начала ощущать интенсивные родовыесхватки. Она подняла колени и начала выгибать их вперед, словно рожала.Ощущение агонии и смерти тесно связывалось с этой борьбой -- за возможностьродиться и родить. В какой-то момент усилие разродиться и быть рожденнойпоказало связь с болезнью: Габриэла ощутила, что пытается отторгнуть опухольот тела. Ей представлялось, что завершение родов в действи-тельности окажетисцеляющее воздействие на рак. Затем Габриэла поняла, что родилась. Однако создавшееся положение былодалеко от удовлетворительного. Она обнаружила себя лежащей между огромнымиженскими бедрами и покрытой дурно пахнущей грязью. В течениепродолжительного периода она ощущала себя валяющейся в фекалиях и делаланеоднократные попытки прочистить рот, который казался заполненнымэкскрементами. Габриэлу переполняла тошнота, и она безуспешно пыталасьвызвать рвоту. Борьба с желанием сдаться и отдаться на волю событийпродолжалась. Она выразилась в отчаянном позыве _____________________ * Термин, используемый в методике психоанализа, заключающийся внамеренном развитии эмоционального отношения к врачу со стороны пациента. --Прим: перев. мочиться, испражняться и одновременно в сопротивлении этому. ЗатемГабриэла пережила ряд яростных военных сцен, перемежающихся эпизодами родов.Она ощущала в себе истекание токов агрессии. В какой-то момент онаухватилась за пытающегося помочь ей Станислава и разорвала его рубашку,обнажив плечи. На следующий день Габриэла чувствовала себя усталой, и ей былофизически неуютно. Лишь через три дня после сеанса наступило состояние мира,спокойствия, и она испытала позитивные чувства в отношении переживания."Временами оно было трудным и ужасным, но оно того стоило. Я много узнала осебе. Я не чувствую особой радости или экзальтации, но, кажется, во мневозникло новое ощущение спокойствия. Я чувствую, что что бы ни произошло входе сеанса, -- это глубоко связано со мной". Из-за серьезных эмоциональных проблем, предшествовавших возникновениюракового заболевания, улучшение состояния Габ-риэлы не было стольразительным, как у некоторых других пациентов. Всего в течение несколькихмесяцев она прошла через шесть сеансов ЛСД-терапии. Трудности в отношениях с психоаналитиком были успешно преодолены изначительная часть невротической симптоматики весьма снижена. Однако в целомклиническая картина ее основного заболевания и отношение к смерти осталисьдалеки от идеальных. Несмотря на то, что на некоторое время ее чрезмернаяопухоль, казалось, уменьшалась, Габриэла умерла спустя несколько месяцев отзакупорки кишечника вследствие непроходимости кала. Трансперсональные переживания в ходе сеансов ЛСД-терапии Общей чертой данной разнообразной и колоритной группы переживанийявляется ощущение индивида, что его сознание расширилось за пределы обычныхрамок эго и превзошло ограничения, налагаемые временем и пространством. Вобычном состоянии сознания люди видят себя существующими в пределахфизического тела (образ тела), и принятие ими окружающего мира ограниченофизически зафиксированным диапазоном органов восприятия. Как внутреннеевосприятие (интероцепция), так и восприятие окружения (экстероцепция)заключены в обычные пространственно-временные рамки. При нормальных обстоятельствах люди четкоосознают ситуацию, в которой находятся, и свое непосредственное окружение.Они способны вспоминать прошлое и представлять или воображать будущее. Притрансперсональных переживаниях, возникающих в ходе психоделических сеансов,одно или несколько перечисленных выше ограничений, судя по всему, снимаются.Многие испытывают ослабление привычных тенет личности, их сознание исамоощущение, видимо, раздвигаются, включают и затрагивают других, а такжеиные элементы внешнего мира. Люди могут сохранять восприятие себя, но вдругом пространственно-временном континууме либо в ином контексте. Внекоторых случаях они переживают полную потерю своей личности и испытываютглубинную идентификацию с сознанием другого лица, животного или даженеодушевленного предмета. Наконец, в сравнительно многочисленной группетрансперсональных переживаний сознание, видимо, способно затрагиватьэлементы, полностью чуждые привычной личности, которые не могутрассматриваться просто как производные от переживаний в трехмерном мире. Немалое число переживаний, из относящихся к данной категории, можноистолковать как регрессии во времени и, значит, как исследованиесобственного биологического или духовного прошлого. В ходе психоделическихсеансов совсем нередки переживания вполне конкретных и реалистическихэпизодов, определяемых, как воспоминания на уровне фетуса и эмбриона. Многиеиспытуемые описывали яркие эпизоды, воспринятые на клеточном уровнесознания, видимо, отражавшие их существование в форме спермы или яйцеклеткив м
|