Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон и вследствие нарушения обязательных правил при заключении трудового договора.

Поиск

Статья 83. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

 

Комментарий к статье 83

 

1. Комментируемая статья определяет перечень обстоятельств, возникновение которых влечет за собой прекращение трудового договора независимо от воли сторон.

К ним относятся:

1) призыв работников на военную службу или направление их на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, осуществляемые в соответствии с Законом о воинской обязанности и Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030).

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ. Решение о призыве на во-енную службу может быть принято только после достижения гражданами 18 лет.

Граждане, не пребывающие в запасе, призываются на военную службу 2 раза в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октяб-ря по 31 декабря на основании указов Президента РФ, за следующими исключениями:

а) граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера и отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, перечень которых определяется Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля и с 1 ноября по 31 декабря;

б) граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, при-зываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;

в) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, - с 1 мая по 15 июля.

На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых призывной комиссией района, города без районного деления, иного муниципального (ад-министративно-территориального) образования принято соответствующее решение (ст. 3 Федерального закона "Об альтер-нативной гражданской службе").

Основанием для прекращения трудового договора с работником, призванным на военную службу, является повестка военного комиссариата о явке на призывной пункт для отправки по месту прохождения военной службы, а направленным на альтернативную гражданскую службу - предписание военного комиссариата для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы (Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 // СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4894; ст. 14 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе").

При прекращении трудового договора с работником в связи с призывом его на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу ему выплачивается выходное пособие в размере 2-недельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК);

2) восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу. Данный пункт как основание для прекраще-ния трудового договора может быть применен только по отношению к тому работнику, который принят на работу на место (должность) работника, незаконно уволенного с работы и позднее восстановленного на прежнее место работы (в должности) решением государственной инспекции труда или суда. Основанием для увольнения с работы работника в данном случае будет являться соответствующее решение о восстановлении на этой работе работника, ранее ее выполнявшего.

При отсутствии решения государственной инспекции труда или суда о восстановлении на работе того или иного ранее уволенного работника работник, занимающий его рабочее место (должность), не может быть уволен по п. 2 ч. 1 ст. 83. Так, не может быть уволен работник, принятый на место уволенного и восстановленного на прежнее место работы работника по решению самого работодателя.

Нельзя также уволить по данному основанию работника, принятого вместо лица, призванного на военную службу, но впоследствии освобожденного от несения службы и возвратившегося на работу в ту же организацию, если вопрос о его вос-становлении на прежней работе не решен судом или государственной инспекцией труда.

Работнику, подлежащему увольнению с работы в связи с восстановлением на этой работе работника, ранее ее выпол-нявшего, работодатель обязан согласно ч. 2 ст. 83 предложить другую имеющуюся в организации работу. И только в том случае, если работодатель не имеет возможности перевести работника на другую работу или работник отказывается от перевода, прекращение трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 83 будет являться правомерным.

При увольнении работников на основании п. 2 ч. 1 ст. 83 им выплачивается выходное пособие в размере 2-недельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК);

3) неизбрание на должность как основание прекращения трудового договора применяется лишь к тем работникам, с которыми трудовой договор был заключен в связи с избранием их на должность на определенный срок, в т.ч. по результатам конкурса.

Неизбрание работника на должность на новый срок будет являться правомерным основанием для прекращения с ним трудового договора при условии, если выборы (неизбрание) или конкурс проводились в точном соответствии с условиями и порядком проведения выборов (конкурса), установленными законом, иным нормативным правовым актом или уставом орга-низации;

4) осуждение работника к наказанию как основание прекращения с ним трудового договора применяется только при наличии следующих условий: а) работник осужден к наказанию, исключающему возможность продолжения прежней рабо-ты; б) приговор суда, которым работник осужден к такому наказанию, вступил в законную силу. К числу наказаний, исклю-чающих возможность продолжения прежней работы, в частности, относятся: лишение права занимать определенные долж-ности (ст. 47 УК); арест (ст. 54 УК); лишение свободы (ст. ст. 56, 57 УК).

Если к лицу применена мера наказания, не исключающая возможность продолжения прежней работы, он не может быть уволен по п. 4 ч. 1 ст. 83;

5) признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности является основанием для прекращения с ним трудового договора по п. 5 ч. 1 ст. 83 при условии, если работник полностью утратил способность к трудовой деятель-ности и этот факт установлен медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Такое заключение может быть выдано федеральными государственными уч-реждениями медико-социальной экспертизы: федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами глав-ных бюро (см. Правила признания лица инвалидом, утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" // СЗ РФ. 2006. N 9. Ст. 1018).

При увольнении работников, признанных полностью неспособными к трудовой деятельности (п. 5 ч. 1 ст. 83), им вы-плачивается выходное пособие в размере 2-недельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК);

6) факт смерти работника либо работодателя - физического лица, являющийся основанием для прекращения трудового договора по п. 6 ч. 1 ст. 83, устанавливается органами записи актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340). Трудовой договор в связи со смертью работника (работодателя - физического лица) прекращается на основании копии свидетельства о смерти, выданного в установленном порядке соответствующим органом записи актов гражданского состояния.

Признание работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим осуществляется судом в соответствии с ГК.

Согласно ст. 45 ГК гражданин может быть объявлен умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного случая, - в течение 6 месяцев.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объ-явлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

В соответствии со ст. 42 ГК по заявлению заинтересованных лиц гражданин может быть признан судом безвестно от-сутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Для рассмотрения требований о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим уста-новлен особый порядок. Он заключается в том, что лицо, обратившееся с соответствующим требованием, должно объяснить, для какой цели ему необходимо такое признание. Например, работник просит признать безвестно отсутствующим работодателя - физическое лицо для прекращения с ним трудового договора и получения не выплаченной ему заработной платы. Или работодатель выдвигает данное требование в отношении работника, с которым до признания его безвестно отсутствующим не может прекратить трудовой договор.

Лицо, обратившееся с требованием о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим, должно также доказать не только отсутствие сведений о нем, но и то, что установить место нахождения отсутствующего лица невозможно;

7) прекращение трудового договора по п. 7 ч. 1 ст. 83, т.е. в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, пре-пятствующих продолжению трудовых отношений, допускается только в том случае, если это обстоятельство (т.е. невозмож-ность продолжения трудовых отношений в связи с чрезвычайными ситуациями) признано таковым решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Полномочия Правительства РФ и органов государственной власти субъектов РФ в данной области определены Феде-ральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648).

В соответствии с названным Законом Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение (ст. 10). Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (ст. 11).

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человече-ские жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 1).

Для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них применяется Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 (в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера") утверждено Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2640).

Следует иметь в виду, что при чрезвычайных ситуациях в соответствии со ст. 56 и ст. 88 Конституции РФ при обстоя-тельствах и в порядке, предусмотренных Законом о чрезвычайном положении, на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях может вводиться чрезвычайное положение. Чрезвычайное положение на всей территории Россий-ской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в т.ч. эпи-демии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштаб-ных аварийно-спасательных и других неотложных работ (ст. 3 Закона о чрезвычайном положении);

8) дисквалификация или иное административное наказание может быть основанием прекращения трудового договора при условии, если это наказание исключает возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Так, например, если к работнику применено административное наказание в виде предупреждения (ст. 3.4 КоАП) или штрафа (ст. 3.5 КоАП), то он не может быть уволен на основании п. 8 ч. 1 ст. 83, т.к. такие административные наказания не препятствуют исполнению работником обязанностей по трудовому договору.

В то же время дисквалификация работника исключает возможность выполнения им работы, предусмотренной трудо-вым договором, т.к. дисквалификация как вид административного наказания применяется к работникам, занимающим руко-водящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в т.ч. к арбит-ражным управляющим, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (ст. 3.11 КоАП), а суть дисквали-фикации заключается в лишении работника права занимать указанные должности или осуществлять указанные функции.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Прекращение трудового договора с дисквалифицированным работником на основании п. 8 ч. 1 ст. 83 возможно неза-висимо от того, на какой срок дисквалифицирован работник. Вместе с тем следует учитывать, что в соответствии с ч. 2 ком-ментируемой статьи увольнение работника по данному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (см. п. 3 комментария).

Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 805 утверждено Положение о формировании и ведении рее-стра дисквалифицированных лиц (СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4584), которое определяет порядок формирования и ведения реест-ра лиц, подвергнутых дисквалификации в соответствии с КоАП.

Реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется Министерством внутренних дел РФ (далее именуются со-ответственно - реестр, уполномоченный федеральный орган) и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов РФ в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании всту-пивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.

Копии указанных постановлений направляются вынесшими их судами в Министерство внутренних дел РФ, министер-ство внутренних дел, управление (главное управление) внутренних дел соответствующего субъекта РФ по месту вынесения постановления.

Информация, содержащаяся в реестре, является открытой.

Форма выписки из реестра, содержащей информацию о конкретном дисквалифицированном лице и предоставляемой заинтересованным лицам, а также порядок ее предоставления устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

Запросы о предоставлении информации, содержащейся в реестре, фиксируются в реестре с указанием лица, обратив-шегося с запросом, даты запроса и даты предоставления информации.

Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет 5 дней с даты получения уполномоченным федеральным органом соответствующего запроса.

Уполномоченный федеральный орган в 10-дневный срок со дня внесения в реестр сведений о дисквалифицированном лице направляет сведения о нем в те федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых в соответст-вии с Кодексом составили протоколы об административных правонарушениях, предусматривающих наказание в виде дис-квалификации.

Исключение из реестра дисквалифицированных лиц производится:

по истечении срока дисквалификации;

во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации, заверенная копия ко-торого поступила в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, из суда либо от ранее дисквалифицированного лица в составе приложения к заявлению об исключении из реестра дисквалифицированных лиц;

9) истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специ-ального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) является основанием для прекращения трудового договора, если это влечет за собой невозможность исполнения ра-ботником обязанностей по трудовому договору (п. 9).

Прекращение трудового договора по данному основанию правомерно при наличии следующих условий:

а) если истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение специального права работника влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;

б) если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую долж-ность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

Следует иметь в виду, что работодатель вправе прекратить трудовой договор с работником в связи с приостановлени-ем действия специального права работника только в том случае, если это право приостановлено на срок более двух месяцев. Если же этот срок не превышает двух месяцев, то работодатель в соответствии со ст. 76 ТК должен отстранить работника от работы на соответствующий срок (см. коммент. к указанной статье);

10) прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска. Это обстоятельство является основанием для прекращения с работником трудового договора при наличии следующих условий:

если условие о неразглашении государственной тайны предусмотрено трудовым договором с работником;

если исполнение обязанностей по занимаемой в соответствии с договором должности связано с использованием све-дений, составляющих государственную тайну;

если основание прекращения допуска к государственной тайне соответствует действующему законодательству (см. коммент. к ст. 57 и подп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК).

В соответствии со ст. 22 Закона о государственной тайне основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государствен-ную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти или организации в случаях:

расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных меро-приятий;

однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, свя-занных с защитой государственной тайны;

возникновения обстоятельств, являющихся согласно ст. 22 названного Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Решение руководителя организации о прекращении допуска работника к государственной тайне и расторжении на основании этого трудового договора с ним может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает работника от взятых обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи прекращение трудового договора по п. 10 ч. 1 ст. 83 не допускается, ес-ли работодатель имеет возможность перевести работника с его согласия на другую работу (см. п. 3 комментария);

11) отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе как основание для прекращения с работником трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, внесена Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ. Тем самым Федеральный закон устранил имевшийся в правовом регулировании названных отношений пробел, который создавал на практике определенные сложности с прекращением трудового договора с работником, уволенным на законных основаниях, но неправомерно восстановленного на прежней работе по решению суда или государственной инспекции труда. Сложность заключалась в том, что, во-первых, с момента принятия решения о восстановлении на работе и до момента признания этого решения незаконным, как правило, проходило значительное время (порой не один год). Во-вторых, признание неправомерным восстановления на работе работника не предусматривалось в качестве самостоятельного основания для прекращения с ним трудового договора.

Внесенное Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ дополнение дает право работодателю прекратить трудовой договор с работником, неправомерно восстановленным на работе, независимо от того, как долго работник проработал после восстановления. При этом работодатель не обязан предлагать увольняемому работнику другие имеющиеся у него вакантные должности. Однако он вправе это сделать, если сочтет необходимым;

12) прекращение трудового договора с иностранными гражданами или лицами без гражданства по п. 12 ч. 1 ст. 83 до-пускается, если количество указанных работников у данного работодателя превышает допустимую долю таких работников, установленную постановлением Правительства РФ для работодателей, осуществляющих на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности.

Трудовой договор по данному основанию прекращается не позднее окончания срока, установленного Правительством РФ для приведения работодателями, осуществляющими на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности, общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников (ч. 3 ст. 83).

Правительство РФ ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в т.ч. по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической си-туации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы.

Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ ежегодно определяют потребность в привлечении ино-странных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта РФ. Определение органами государственной власти субъекта РФ потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство РФ вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ.

Квоты, предусмотренные п. 4 ст. 18.1 Закона о правовом положении иностранных граждан, могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зави-симости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда. Указан-ные квоты не распространяются на иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности) в соответствии с перечнем профессий (специальностей, должностей), утвер-ждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной полити-ки и нормативно-правовому регулированию занятости населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития и торговли.

Правительство РФ вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритет-ном порядке трудоустройства граждан РФ устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в раз-личных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ.

При установлении указанной допустимой доли Правительство РФ определяет срок приведения в соответствии с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с уче-том необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством РФ (ст. 18.1 Закона о правовом положении иностранных граждан).

3. В соответствии с ч. 2 ст. 83 прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 8, 9 или 10 ч. 1 этой статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у ра-ботодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Иначе говоря, работодатель обязан в данной ситуации предлагать работнику соответствующие вакансии не только непосредственно в самой организации, в которой занят работник, но и в ее структурных подразделениях, если они расположены в той же местности. Если же вакансии имеются в структурных подразделениях, расположенных в других местностях (например, в филиале или представительстве организации), работодатель обязан предлагать их, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии у работодателя соответствующей работы, а также в случае отказа работника от предложенной ему другой работы трудовой договор с ним прекращается со ссылкой на соответствующее основание, предусмотренное ст. 83.

 

Статья 84. Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора

 

Комментарий к статье 84

 

1. Комментируемая статья предусматривает перечень нарушений правил заключения трудового договора, установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом, исключающих возможность продолжения работы, обусловленной трудовым договором.

К числу нарушений правил заключения трудового договора, влекущих его прекращение, относятся:

1) заключение трудового договора в нарушение приговора суда о лишении работника права выполнять такую работу или занимать такую должность.

Согласно ст. 47 УК лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (например, врачебной или иной медицинской, педагогической деятельностью).

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от 1 года до 5 лет в качестве основного вида наказания и на срок от 6 месяцев до 3 лет в качестве дополнительного вида наказания.

В связи с этим правила ст. 84 должны применяться только в течение того срока, на который работник лишен права за-нимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Поэтому, если на момент, когда было обна-ружено, что работник лишен права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, срок этого наказания истек, трудовой договор с работником не может быть прекращен на том основании, что были нарушены правила заключения трудового договора, т.к. данное обстоятельство уже не исключает возможность продолжать работу;

2) заключение трудового договора на выполнение работы, противопоказанной работнику по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Медицинское заключение такого рода может быть выдано лишь тем органом или учреждением, которому такое право предоставлено (см. коммент. к п. 5 ч. 1 ст. 83);

3) отсутствие у работника, заключившего трудовой договор, документов, подтверждающих его квалификацию (обра-зование) для выполнения работы, требующей специальных знаний, если это требование установлено федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ.

Например, в соответствии со ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья право на занятие медицинской и фар-мацевтической деятельностью имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности - также сертификат специа-листа и лицензию.

К педагогической деятельности согласно ст. 331 ТК допускаются только те лица, которые имеют соответствующий типу и виду образовательного учреждения образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовы-ми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ (см., например, Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 // СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2580).

Лица, поступающие на государственную гражданскую службу для замещения должностей гражданской службы кате-горий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также кате-гории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы, должны иметь высшее профессиональное образование (ст. 12 Закона о государственной гражданской службе);

4) заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, о дисквалификации или ином административном наказании, исключающем возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору, либо заключение трудового до-говора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы (см. коммент. к п. 8 ч. 1 ст. 83 и к ст. 64.1).

Следует иметь в виду, что сведения о лицах, подвергнутых дисквалификации, можно получить из реестра дисквали-фицированных лиц, который формируется и ведется МВД России и министерствами внутренних дел, управлениями (глав-ными управлениями) внутренних дел субъектов РФ в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.

Порядок формирования и ведения реестра лиц, подвергнутых дисквалификации в соответствии с КоАП, определяется Положением о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц (см. коммент. к п. 8 ч. 1 ст. 83).

Приказом МВД России от 22 ноября 2006 г. N 957 утверждены Наставление по формированию и ведению реестра дис-квалифицированных лиц и Инструкция о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах (РГ. 2007. N 4).

Наряду с перечисленными нарушениями основаниями для прекращения трудового договора с работником могут быть и другие нарушения правил заключения трудового договора, если в соответствии с федеральным законом они исключают возможность продолжения работы.

Слова "исключают возможность продолжения работы" означают, что, если в период действия трудового договора бу-дет обнаружено, что при его заключении было нарушено то или иное указанное в данной статье правило, работодатель не вправе оставить работника на работе, обусловленной таким трудовым договором.

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи при решении вопроса о расторжении трудового договора в связи с обстоя-тельствами, предусмотренными ч. 1 этой статьи, работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся у него работу. Это может быть вакантная должность или работа, соответствующая квалификации работника, также вакантная нижестоящая должность и<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.87.145 (0.012 с.)