Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Построение структурно-логической схемы

Поиск

 

Особенностью и слабым местом образовательного процесса является фрагментарность (распыленностъ) восприятия изучаемого материала. Ее причины различны. Одной из них является порционность изложения материала и, обусловленная этим, поэтапность раскрытия связей между отдельными понятиями. Другой – неочевидность самих связей между понятиями при первом ознакомлении с ними. Еще одной – объективные трудности продолжительного сосредоточения внимания на одном предмете. Вследствие этого, изучаемая предметная область чаще всего не воспринимается как цельность, во всей многоаспектности связей между рассматриваемыми понятиями, а представляет собой как бы совокупность отдельных «деревьев», «лес». Итогом такого распыленного восприятия является бессвязность запоминания, а в дальнейшем – и воспроизведения.

При этом из поля зрения обучающегося, зачастую, выпадают важные взаимосвязи между отдельными понятиями и целыми понятийными блоками, которые могли бы облегчить как понимание (усвоение) изучаемого материала, так и его логическое запоминание. Экзаменационные собеседования, различные тестирования свидетельствуют, что, даже понимая смысл отдельных понятий одной и той же темы, значительная часть студентов испытывает иногда непреодолимые трудности в объяснении связи между ними. Эффективным инструментом разрешения изложенной проблемы могут служить структурно - логические схемы (СЛС). Они позитивны, по крайней мере, в двух качествах: тренинг-упражнений; проверочных тестов на усвоение пройденного материала.

СЛС представляет собой граф, вершинами которого являются термины (словосочетания) изучаемой предметной области (представляются в виде прямоугольников с вписанными в них словами), а ребрами – логические связи между этими терминами. Между терминами любой предметной области объективно существуют связи различных типов. К ним относятся: связи включенности (иерархической соподчиненности), отражающие отношения типа «родовое понятие – видовое понятие»; связи атрибутивности, отражающие свойства, характеристики, выражаемые одним термином по отношению к другому; связи синонимичности и омонимичности (антиномичности), отражающие одинаковость или противоположность смысла одного термина по отношению к другому; связи субъектно-объектности, характеризующие роли терминов и их носителей в определенных процессах и др. Связи СЛС могут быть только однонаправленными и при этом их максимальное число между рассматриваемыми терминами может достигать значения m, определяемого по формуле:

m = n (n – 1) / 2,

где n – число рассматриваемых терминов.

 

Однако они могут быть и двухсторонне направленными (связи типа «общее – частное»; на СЛС их удобно изображать парой противоположно направленных стрелок). При этом их максимальное количество удваивается. Реальное количество осмысленно трактуемых связей между рассматриваемыми терминами может быть меньше предельного. Важно выявить и обозначить на СЛС наибольшее их число.

Содержание связи – это: чем является основной[2] термин словосочетания, находящийся у острия стрелки, по отношению термина, находящегося у «хвоста» той же стрелки. У одной и той же связи (стрелки) может быть несколько возможных содержаний.

При формулировании содержания связей надлежит учитывать: число, род, падеж, склонение заданных слов, их роль в словосочетании (членство в предложении) и принадлежность к частям речи.

Структурно-логические схемы призваны углубить и продемонстрировать понимание обучаемым объективно существующих связей между отдельными понятиями, категориями, терминами в определенной изучаемой предметной области. Составление таких схем в порядке подготовки к итоговому контролю позволяет студенту систематизировать, структурировать знания, приобретенные в процессе изучения предмета или его части, подготовиться к логическому изложению вопросов, приведенных, например, в экзаменационном билете. Для составления схемы студенту представляется набор из терминов, относящихся к определенной теме курса.

Варианты индивидуальных заданий приведены в приложении Г.

 

Пример решения

Задание: Построить структурно-логическую схему терминов из курса «Инновационный менеджмент»: инновация, инновационный процесс, производственная система, диффузия инноваций, качество продукции, инвестиции.

Вариант построения структурно-логической схемы заданных терминов представлен на рисунке 6.1.

Рисунок 6.1 – Структурно-логическая схема

 

Определения терминов (в скобках приводится литературный источник):

Инновация – нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 495 с.).

Инвестиции – долгосрочные вложения капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты, которые дают отдачу через значительный срок после вложения (там же).

Производственная система – это целенаправленный процесс, превращающий отдельные элементы в полезную продукцию (там же).

Качество продукции – это критическая оценка потребителем степени соответствия ее свойств, показателей качества, индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением (там же).

Диффузия инноваций – процесс распространения нововведений внутри данной системы, а также от одной системы к другой (там же).

Инновационный процесс – совокупность состояний инновации, сменяющих друг друга в процессе преобразования начального состояния (например, предложенной маркетинговой, конструкторской или технологической идеи новшества) в конечное состояние (поступившие в потребление, используемые и дающие эффект новые материалы, изделия, методы, технологии). Инновационный процесс охватывает создание новой техники (ПСНТ), ее рыночное продвижение, использование потребителем и поддержку у потребителя (там же).

 

Обозначения связей:

1 – инновация – это объект для инвестирования;

2 – инвестиции – финансовый инструмент для реализации инновации;

3 – инновация – это субъект производственной системы;

4 – производственная система – это объект для инновации;

5 – производственная система, цель которой превращение отдельных элементов в полезную продукцию, должна быть ориентирована на качество продукции;

6 – качество продукции свидетельствует об уровне развития производственной системы;

7 – инвестиции в различные системы позволяют организовывать диффузию инноваций;

8 – диффузия инноваций предполагает дополнительные инвестиции;

9 – диффузия инноваций является стадией инновационного процесса;

10 – следствием инновационного процесса является диффузия инноваций;

11 – качество продукции необходимо для динамичного развития инновационного процесса;

12 – объектом наблюдения в инновационном процессе является качество продукции;

13 – диффузия инноваций во все процессы производственной системы способствует повышению конкурентоспособности продукции;

14 – производственная система выступает объектом для диффузии инноваций;

15 – диффузия инноваций – это распространение инноваций;

16 – производственная система – это объект инвестиций;

17 – дополнительные инвестиции способствуют повышению качества продукции;

18 – инновационный процесс – совокупность состояний инноваций;

19 – основная причина необходимости внедрения инноваций – низкое качество продукции;

20 – инвестиции необходимы на всех стадиях инновационного процесса;

21 – диффузия инноваций повышает качество продукции во всех отраслях экономики;

22 – производственная система бывает негибкой, что затрудняет инновационный процесс.

 


Список рекомендуемой литературы

 

Основная литература

1. Теличенко В.И. Инновационный менеджмент в строительстве: учебник для вузов. – М.: Изд-во АСВ, 2008. – 198 с.

2. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 367 с.

3. Базилевич А.И. Инновационный менеджмент предприятия: учебное пособие / под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 231 с.

4. Инновационный менеджмент: учебное пособие / под ред. А.В. Барышевой. – 3-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 379 с.

5. Кузнецов Б.Т., Кузнецов А.Б. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – М.: Юнити, 2009. – 364 с.

 

Дополнительная литература

6. Бовин А.А., Чередникова Л.Е. Управление инновациями в организациях: учебное пособие. – 3-е изд., стер. – М.: ОМЕГА-Л, 2009. – 415 с.

7. Цены и ценообразование. – 4-е изд. / под ред. В.Е. Есипова. – СПб.: Питер, 2007. – 560 с.

8. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Компьютерная поддержка изобретательства (методы, системы, примеры применения). – М.: Машиностроение, 1998. – 472 с.

9. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. – М.: Радио и связь, 1989. – 316 с.

10. Гмошинский В.Г. Инженерное прогнозирование технологии строительства. – М.: Стройздат, 1988. – 296с.

 


Приложение А

Варианты заданий для расчета эффективности инновационного проекта

 

Варианты заданий выбираются студентами самостоятельно в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки по таблице А.1.

 

Таблица А.1 – Исходные данные по вариантам

№ варианта К, млн руб. N, млн м2 Ц, руб./м2 Зпос, млн руб./год Зпер, руб./м2 Н, млн руб./год i, %
  8,750 15,800 7,140 35,200 2,290 16,900 22,10
  8,700 15,400 7,130 36,000 2,310 17,500 22,20
  8,650 15,200 7,120 35,900 2,320 17,100 22,80
  8,600 15,400 7,110 35,800 2,290 17,300 23,20
  8,550 15,600 7,090 35,700 2,280 17,400 23,80
  8,200 15,800 7,080 35,600 2,270 17,200 22,80
  8,250 15,000 7,070 35,100 2,280 16,500 23,50
  8,350 15,200 7,050 35,200 2,310 16,700 23,00
  8,400 15,400 7,060 35,400 2,320 16,900 22,00
  8,300 15,600 7,150 35,300 2,250 16,800 22,20
  8,500 15,800 7,100 35,500 2,300 17,000 22,50

 

Значения представленных в таблице А1 показателей: капитальных вложений (К), объема производства (N), цены единицы продукции (Ц), постоянных затрат (Зпос), переменных затрат (Зпер), налогов (Н) и нормы дисконтирования (i) для единичного индекса – определяются во времени в соответствии с индексами, указанными в таблице А.2.

 

Таблица А.2 – Индекс показателей к исходным данным

Год К N Ц Зпос Зпер Н
  1,000          
  1,800          
  2,300          
  1,900          
    1,000 1,000 1,000 1,000 1,000
    1,080 1,060 1,030 1,050 1,180
    1,150 1,110 1,050 1,080 1,260
    1,210 1,150 1,070 1,120 1,500
    1,260 1,200 1,090 1,170 1,740
    1,300 1,240 1,110 1,190 2,000
    1,330 1,270 1,120 1,220 2,200
    1,350 1,290 1,140 1,240 2,300
    1,360 1,300 1,150 1,270 2,300
    1,100 1,330 1,160 1,290 1,800
    0,800 1,350 1,180 1,320 1,050

Приложение Б

Варианты заданий для расчета бенчмаркинга, характеристик и технического уровня инноваций

 

Варианты заданий соответствуют порядковому номеру фамилии студента в общем списке группы. Студенты заочного отделения выбирают вариант самостоятельно по последней цифре номера зачетной книжки.

 

Вариант 1 (16)

Определить технический уровень автобетоносмесителей «TIGARBO» одинаковой мощности, имеющих следующие характеристики:

Наименование потребительского свойства Значения свойств
А Б В Г
Вместимость бака для воды, куб.м        
Полная масса АБС, кг        
Вместимость бетонной смеси, куб.м        
Безопасность использования, экспертно хор отл удов хор
Цена, млн руб. 1,5 1,8 1,6 1,2

 

Вариант 2 (17)

Определить технический уровень бетононасосов «Waitzinger Baumaschinen» одинаковой мощности, имеющих следующие характеристики:

Наименование потребительского свойства Значения свойств
А Б В Г
Объем приемного бункера (воронки), л        
Производительность max (со стороны штоков), м³/ч        
Горизонтальный вылет стрелы, м 24,3 32,9   47,5
Длина конечного шланга, м        
Диаметр бетоновода, мм        
Цена, млн руб. 0,75 1,5 1,1 1,2

 

Вариант 3 (18)

Определить технический уровень кранов башенных «QTZ63» одинаковой мощности, имеющих следующие характеристики:

Наименование потребительского свойства Значения свойств
А Б В Г
Длина плеч, м        
Грузоподъемность, т        
Высота подъема min, м        
Высота подъема max, м        
Цена, млн руб. 4,15 2,1 2,5 3,5

 

Вариант 4 (19)

Определить технический уровень автомобилей бортовых «МАЗ», имеющих следующие характеристики:

Наименование потребительского свойства Значения свойств
А Б В Г
Полная масса автомобиля, кг        
Мощность двигателя, кВт        
Максимальная скорость, км/ч        
Грузоподъемность, кг        
Цена, млн руб. 1,5 0,8 1,1 1,0

 

Вариант 5 (20)

Определить технический уровень строительных материалов (кирпича), имеющих следующие характеристики:

Наименование потребительского свойства Значения свойств
А Б В Г
Прочность, кг/кв.см        
Морозостойкость, цикл        
Водопоглощение, %        
Вес, кг 3,3 3,2 3,0 2,8
Цена, руб. 7,5 6,8 5,8  

 

Вариант 6 (21)

Определить технический уровень строительных материалов (щебня), имеющих следующие характеристики:

Наименование потребительского свойства Значения свойств
А Б В Г
Содержание зерен слабых пород, %        
Марка по прочности        
Влажность, %        
Цена за т, руб.        

 

Вариант 7 (22)

Определить технический уровень строительных материалов (асфальтобетона), имеющих следующие характеристики:

Наименование потребительского свойства Значения свойств
А Б В Г
Размер минеральных зерен, мм        
Содержание щебня, %        
Остаточная пористость, %   2,2    
Срок службы        
Цена за т, руб.        

 

Вариант 8 (23)

Определить технический уровень строительных материалов (бетона), имеющих следующие характеристики:

Наименование потребительского свойства Значения свойств
А Б В Г
Прочность на сжатие, кг/кв.см        
Водопоглощение, %     1,5  
Истираемость, г/кв. см 0,1 0,5 0,3 0,7
Морозостойкость, экспертная оценка Высок Средн Высок Низк
Цена за куб. м, руб.        

 

Вариант 9 (24)

Определить технический уровень строительных материалов (портландцемента), имеющих следующие характеристики:

Наименование потребительского свойства Значения свойств
А Б В Г
Потери при прокаливании, % 2,7 3,5 3,9 4,3
Устойчивость к сжатию через 28 суток, МРа        
Нерастворимые осадки, % 0,5 1,7 2,3  
Цена 50 кг, руб.        

 

Вариант 10 (25)

Определить технический уровень строительных механизмов (опалубки), имеющих следующие характеристики:

Наименование потребительского свойства Значения свойств
А Б В Г
Давление бетонной смеси, кН/кв. м        
Оборачиваемость щитов, раз        
Скорость бетонирования, экспертная оценка Не огр Огр Огр Не огр
Цена, млн руб. 2,5 3,2 1,8 2,7

 

Вариант 11 (26)

Определить технический уровень строительных материалов (декоративной фасадной штукатурки), имеющих следующие характеристики:

Наименование потребительского свойства Значения свойств
А Б В Г
Расход материала, кг/кв.м 4,8 5,5 6,2 3,5
Время пригодности раствора к использованию, ч       1,5
Ударопрочность, Дж        
Паропроницаемость, мг/мчПа 0,1 0,5 0,3 0,65
Цена за 25кг, руб.        

 

 

Вариант 12 (27)

Определить технический уровень строительных материалов (виниловых обоев), имеющих следующие характеристики:

Наименование потребительского свойства Значения свойств
А Б В Г
Ширина бумаги, дюйм        
Срок использования, год        
Дизайн, экспертная оценка Хор Отл Удовл Хор
Устойчивость к выцветанию, экспертная оценка Удовл Хор Отл Хор
Цена за рулон, руб.        

 

Вариант 13 (28)

Определить технический уровень строительных материалов (битумной мастики), имеющих следующие характеристики:

Наименование потребительского свойства Значения свойств
А Б В Г
Адгезия, МПа 0,4 0,7 0,8 0,5
Теплостойкость, град. С        
Время высыхания при +20С, ч        
Расход на 1 слой, кг/м2 1,2 0,9 1,1 1,4
Цена за 20л, руб.        

 

Вариант 14 (29)

Определить технический уровень строительных материалов («Гермокрон»), имеющих следующие характеристики:

Наименование потребительского свойства Значения свойств
А Б В Г
Стойкость в агрессивных средах, экспертная оценка Высок Низк Низк Высок
Твердость покрытия по прибору М-3, усл.ед 0,15 0,35 0,5 0,1
Расход на однослойное покрытие, кг/м2   1,2 0,8 0,7
Гарантийный срок хранения, мес.        
Цена за 20л, руб.        

 

Вариант 15 (30)

Определить технический уровень строительных материалов (геополотна), имеющих следующие характеристики:

Наименование потребительского свойства Значения свойств
А Б В Г
Поверхностная плотность, г/м2        
Толщина при давлении 2КПа, мм   2,5 3,1 2,25
Ширина рулона, м 4,5 5,5 4,5 5,5
Удобоукладываемость, экспертная оценка Отл Отл Удовл Хор
Цена за м/п, руб.        

Приложение В

Варианты заданий для оценки технологического совершенства инноваций

 

Варианты заданий соответствуют порядковому номеру фамилии студента в общем списке группы. Студенты заочного отделения выбирают вариант самостоятельно по последней цифре номера зачетной книжки.

 

№ варианта Наименование объекта
  Грейдер
  Ковшовый погрузчик на базе колесного трактора
  Одноковшовые погрузчики
  Строительный кран
  Элеватор ковшовый
  Винтовой шнек
  Цепной конвейер
  Гидронасос
  Пневматические вакуумные разгрузчики
  Дорожно-поливочная машина
  Каток для уплотнения асфальтового покрытия
  Экскаватор на базе колесного трактора
  Автобетоносмеситель
  Гусеничный кран
  Бульдозер на гусеничном ходу
  Самосвал
  Домкрат
  Лебедка
  Мостовой кран
  Металлическая клепаная ферма железнодорожного моста
  Железобетонная балка мостового перехода через реку
  Наборная железобетонная панель ограды
  Контейнерный мусоровоз
  Тротуароуборочная автомашина
  Бензовоз
  Поливальная автомашина
  Бензопила
  Перфоратор
  Сваебойный агрегат
  Отбойный молоток

 

В качестве объекта анализа технологического совершенства инноваций предлагаются строительная техника, машины и механизмы известных отечественных (зарубежных) производителей.


Приложение Г

Термины для составления структурно-логической схемы

 

Варианты заданий соответствуют порядковому номеру фамилии студента в общем списке группы. Студенты заочного отделения выбирают вариант самостоятельно по последней цифре номера зачетной книжки.

 

№ в-та Набор терминов
  Изобретение. Инновация. Риск. Вознаграждение
  Инновация. Бизнес-план. Этапы инновационного процесса. Бизнес - инкубатор
  Маркетинг. Венчурный бизнес. Инвестор. Создатель новшества
  Инновационная политика. Государство. Регион. Цели инновационной политики
  Инструменты инновационной политики. Налоги. Муниципальный бюджет. Концессия
  Инновационная инфраструктура. Технопарк. Инновационный менеджер. Лизинговая компания
  Восприимчивость к новизне. Инновационная культура. Стимулирование. Регион
  Диффузия инноваций. Инновации. Новации. Потребители (пользователи) новшеств
  Проектная организация. Инновационная инфраструктура. Центр (бюро) научно-технической информации (ЦНТИ). Научно-исследовательская организация
  Авторское свидетельство. Продукты интеллектуальной деятельности. Патент. Венчурный капитал
  Этапы (фазы) инновационного процесса. Выпуск нового продукта. Маркетинговые исследования. Изобретатель
  Регион. Инновационный потенциал. Количество рационализаторов. Количество научных библиотек
  Управление инновационным проектом. Контроль качества. Оптимизация. Инновация
  Инструменты инновационного менеджмента. Бенчмаркинг. Менеджер. Франчайзинг
  Лизинг. Инструменты инновационного менеджмента. Бренд (бранд). Управляющий проектом
  Предприятие. Инновационная политика. Комплементарность. Регион
  Технологический уклад. Цикличность экономического развития. Новшество
  Шумпетер И. Диффузия инноваций. Хегерстранд Т. Теория экономического развития
  Инновационный путь развития национальной экономики. Государство. Нанотехнологии. Инновационная продукция
  Риск. Инновационный проект. Неопределенность. Интеллектуальный продукт
  Конкурентные преимущества. Инновация. Качество изделий. Рынок
  Реинжиниринг процесса. Эксперт. Инновационная инфраструктура. Нововведение
  Стратегическое управление инновационным процессом. Организационно-управленческие инновации. Структура предприятия. Инновационный менеджер
  Эффективность инновационного проекта. Индекс доходности инвестиций. Критерии эффективности. Ставка (норма) дисконтирования
  Модель денежных потоков инновационного проекта. Дисконтирование. Внутренняя норма доходности инвестиций. Бизнес-план
  Алгоритм решения изобретательных задач (АРИЗ). Морфологический анализ. Инструменты технического творчества. Технологизация
  SWOT (ССВУ) – анализ. Инструменты стратегического управления предприятием. Матрица Бостонской консультационной группы (БКГ). Инновационный путь развития
  Государственное стимулирование инновационной деятельности. Таможенные пошлины. Лимитирование импорта. Импортозамещающая продукция
  Функционально-стоимостной анализ (ФСА). Методы инновационного менеджмента. Ценообразование на инновационную продукцию. Морфологический анализ (метод Цвикки)
  Экономические методы инновационного менеджмента. Предпринимательство. Маркетинг. Соглашения о разделе продукции

 


[1] Площади могут замеряться: путем наложения на «розу» миллиметровки, нанесенной на кальку и подсчета клеток; вычисления площадей треугольников, образующихся между лучами диаграммы и сторонами многоугольников с их последующим сложением.

[2] Например, в словосочетании «диффузия инноваций», основной термин – «диффузия».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 2345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.82 (0.009 с.)