Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В творчестве народов всей земли) »

Поиск

 

Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4-м классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Многообразие культур не случайно – оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны – они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом лежат основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур – богатство культуры человечества.

Цельность каждой культуры – также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядок в этом хаосе образов, поэтому каждую культуру нужно доносить как "целостную художественную личность".

Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению. Но им присуще стремление, чуткость к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь "должна" господствовать правда художественного образа.

Приобщаясь путем сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости к богатствам человеческой культуры.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В 4-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

 

 

Учебно-тематический план

Раздел Тема Количество часов В том числе:
Практические работы Уроки контроля (обобщающие уроки)
  Раздел 1. «Истоки родного искусства»      
1. Какого цвета Родина? Осенний вернисаж      
2. Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времен года     -
3. Гармония жилья с природой     -
4. Деревня — деревянный мир     -
5. Образ русского человека (женский образ)     -
6. Образ русского человека (мужской образ)     -
7. Воспевание труда в искусстве     -
8. Народные праздники     -
9. Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства»      
  Раздел 2. «Древние города нашей земли»      
10. Древнерусский город-крепость.     -
11. Древние соборы.     -
12. Древний город и его жители.     -
13. Древнерусские воины-защитники.     -
14. Города Русской земли. Золотое кольцо России.     -
15. Узорочье теремов.     -
16. Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли»   -  
  Раздел 3. «Каждый народ - художник»      
17. Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек.     -
18. Отношение к красоте природы в японской культуре.     -
19. Образ человека, характер одежды в японской культуре.     -
20. Искусство народов гор и степей.     -
21. Образ художественной культуры Средней Азии.     -
22. Образ красоты древнегреческого человека.     -
23. Древнегреческая архитектура.     -
24. Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции.     -
25. Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура.     -
26. Средневековые готические костюмы.     -
27. Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ -художник».   -  
  Раздел 4. «Искусство объединяет народы»      
28. Все народы воспевают материнство.     -
29. Все народы воспевают мудрость старости.     -
30. Сопереживание — великая тема искусства.     -
31 -32. Герои, борцы и защитники.     -
33. Юность и надежды.     -
34. Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы». (Искусствоведческая викторина)   -  
  Всего:      

 

 

Содержание учебного материала

«Истоки родного искусства» (9 часов: 8 часов - практ. работа, 1 час - обобщение)

Древо культуры твоего народа, его корни. Огромное воспитательное значение приобретает приобщение школьников к истокам народного искусства и художественных представлений народа.

Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы.

 

1. Какого цвета Родина? Осенний вернисаж. (1 час – практ. работа)

Задание: Детям предлагается изобразить на бумаге настроение, характер какого-либо дерева, то есть показать характер того человека, которого напоминает вам образ березы, осины, дуба и др.

Материалы: графические материалы, бумага белая.

Зрительный ряд: репродукции картин И. С. Остроухова «Золотая осень», И. И. Левитана «Золотая осень», плакат «Как растут деревья».

Литературный ряд: загадки о деревьях; новелла В. Пескова «Русская осень», стихотворение А. Болонского.

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Вальс цветов», «Времена года», А. Вивальди «Времена года».

 

2. Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времен года. (1 час — практ. работа)

Задание: Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа своей родной стороны. Выявление его особой красоты. Используя бумажную пластику, изобразить любимое время года.

Материалы: белая плотная бумага, резак, ножницы, линейка, циркуль, скрепки, клей ПВА.

Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин русских художников.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

 

3. Гармония жилья с природой. (1 час – практ. работа)

Задание: Знакомство с конструкцией избы, значения ее частей. Единство в работе "Трех Мастеров". Магические представления как поэтические образы мира. Изба – образ лица человека; окна – очи дома – украшались наличниками; фасад – "чело" – лобной доской, причелинами. Украшение "деревянных" построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально-коллективно). Дополнительно – изображение избы (гуашь, кисти).

Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.

Материал: бумага, картон, пластилин, ножницы, стеки.

Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее построек. Дополнительно – изображение избы (гуашь, кисти).

Зрительный ряд: слайды из серий "Этнографические музеи", "Русское народное искусство", "Деревянное зодчество Руси".

Музыкальный ряд: В.Белов "Лад".

 

4. Деревня — деревянный мир.(1 час – практ. работа)

Задание: Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни. Коллективное панно или индивидуальная работа.

Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы.

 

5. Образ русского человека (женский образ). (1 час – практ. работа)

Задание: Нарисовать русскую красавицу. Передать в рисунке характерные особенности русской красавицы. Задание выполняется индивидуально на больших листах гуашью.

Материалы: бумага, гуашь, водно-эмульсионная краска для грунта; кисти большого и маленького размера, тампоны.

Зрительный ряд: репродукции картин А. Венецианова «На пашне. Весна» В. Васнецова «Аленушка», И. Билибин «Илья Муромец освобождает Забаву Путятишну»

Литературный ряд: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок), Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок)

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

6. Образ русского человека (мужской образ). (1 час – практ. работа)

Задание: Изобразить портрет богатыря гуашью на больших листах бумаги.

Материалы: гуашь, кисти, белая или цветная бумага.

Зрительный ряд: репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», М. Врубеля «Микула Селянинович», П. Корина «Александр Невский».

Литературный ряд: С. Дрожжин «Песня Микулы Селяниновича»; отрывки из былин «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змей» и т.д.

Музыкальный ряд: запись фрагмента из симфонии А. Бородина «Богатырская», хор «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой» из канты С. Прокофьева «Александр Невский».

7. Воспевание труда в искусстве. (1 час – практ. работа).

Задание: Учащиеся изображают гуашью на больших листах бумаги различные трудовые процессы: пахоту, сенокос или уборку урожая.

Материалы: гуашь, кисть, бумага, баночка с водой.

Зрительный ряд: репродукции картин А. Пластова «Сенокос», Т. Яблонской «Хлеб».

Литературный ряд: А. Кольцов «Косарь»; русские народные пословицы, поговорки и загадки о труде.

 

8. Народные праздники. (1 час – практ. работа).

Задание: Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник – это образ идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника.

Материалы: склеенное полотнище обоев для панно или листы бумаги, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: Б.Кустодиев, К.Юон, Ф.Малявин, произведения народного декоративного искусства.

Литературный ряд: И. Токмакова "Ярмарка".

Музыкальный ряд: Р.Щедрин "Озорные частушки", Н.Римский-Корсаков "Снегурочка".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.168.219 (0.01 с.)