Тема 28. Знаменитые деятели культуры XX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 28. Знаменитые деятели культуры XX века



Укажите, по какому признаку объединены имена знаменитых дея-телей культуры, живших в ХХ веке. В какой сфере культуры и чем они прославились?

1. С. Эйзенштейн, И. Бергман, Л. Висконти, А. Тарковский.

2. А. Камю, Э. Фромм, А. Швейцер.

3. Э. Хемингуэй, Ф.-С. Фицджеральд, Г. Гессе.

4. А. Скрябин, Д. Шостакович, Л. Армстронг.

5. А. Эйнштейн, В. Вернадский, Н. Винер.

6. С. Дали, П. Пикассо, К. Малевич.

7. Ш.Э. Корбюзье, О. Нимейер, А. Гауди, К. Мельников.

8. Дж. Леннон, М. Джаггер, Дж. Фогерти, Э. Клэптон

В свое время М. Гериц – «мэтр экспериментальной архитектуры» сказал своим поклонникам поучительные слова: «Вы безоговорочно признаете
искусством все, что мы делаем. Я же – нет!»

Могло ли нечто подобное быть сказано и другими деятелями искусства?

Какие особенности (творческие, общественные, политические) пере-численных выше мастеров сформировал ХХ в.?

В чем они выразили, а в чем и опередили свое время?

Какие творения искусства, по Вашему мнению, можно считать
символами ХХ века?

& Литература: 20, 26, 30, 32, 61, 78, 84, 89, 97.

Тема 29. Культурное взаимодействие России и Запада

Напишите небольшую письменную работу (5–7 печатных страниц)
на тему: «Культурное взаимодействие России и Запада: истоки, история, проблемы, новые тенденции и перспективы». В работе необходимо отразить Вашу точку зрения на следующий «пакет» проблем:

Россия – страна европейская, евразийская, азиатская; азиатская и ни
в коем случае не европейская, азиатская, но становящаяся европейской.

Русская эмиграция – часть европейской культуры, неотъемлемая и
важнейшая часть российской культуры, самостоятельное культурное
явление.

В какой форме мы контактируем с Западом в настоящее время:

· научный обмен или научное «донорство»;

· художественное взаимодействие или же культурная «интервенция» Запада?

Россия становится цивилизованной страной образованных людей
или страной полуцивилизованной «образованщины»?

& Литература: 6, 11, 20, 35, 38, 40, 84, 85, 96, 116.

Тема 30. Развитие современной культуры в странах
с переходной экономикой

Термином «массовая культура» обозначается коммерческий, легкомысленный культурный продукт во всех жанрах. Ранее его синонимами были кич, ширпотреб. Теперь – попса, мейнстрим, гламур. В Китае считают,
что массовость – предикат скорее экономический, цивилизационный
(«массовое производство»), нежели гуманитарный. Но в Индии и Турции
отношение к массовой культуре несколько иное и она находит отражение
в индустрии развлечений, шоу-бизнесе, фабрике грез, конвейере звезд и т.д.

Подробнее проанализируйте различия в проявлениях массовой культуры в Индии и Турции и попытайтесь выявить причины этих различий. Какие другие особенности развития массовой культуры в этих странах, на Ваш взгляд, могут представлять интерес для культурологии?

2. В последние годы, когда разрыв между кинематографическим
мейнстримом и остальным миром приобрел все признаки антагонизма,
синонимом любого малобюджетного, авторского кино, по большей части,
конечно, неамериканского, стал артхаус – независимый, некоммерческий
кинематограф. Оценки артхауса – самые противоречивые. Одни признают
его глобальность, имея в виду то, что лидерами артхаусного проката стали
режиссеры из Ирана, Южной Кореи и Китая, считают его интеллектуальным
и новаторским. По мнению других, артхаус – это идейный и художественный
тупик, «легковесные вариации от постмодернизма».

Какова Ваша точка зрения об артхаусе? В чем, на Ваш взгляд,
заключается его специфика: кто здесь главная фигура, в чем высшая
ценность, основной критерий, каковы особенности цензуры, система
жанров? Что отличает от других таких лидеров артхауса как Ким Ки
Дук (Южная Корея) и Вонг Карвей (Китай)?

3. Дж. Бентон пишет, что культовым местом рейверов является остров Ибица, но в книге «Альтернативная культура», таким местом названо
побережье Гоа в Индии.

Где все же собираются рейверы со всего мира? Почему? Изучите понятие «рейв». Каковы особенности современных техно-акций в Индии и Турции? Можно ли отнести китайскую группу «Красный мак» к рейв-движению?

Литература

1. Артамонова Ю.Д. Очерки современной культуры. – М.: Унив. кн., 2009.

2. Боголюбова Н.М. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. – СПб.: СПбКО, 2009.

3. Стогов И. Рейв. – СПб.: Амфора, 2008.

4. Шонесси Э. Л. Китай. Земля небесного дракона. – М.: БММАО, Duncan Baird Publishers, 2001.

Адреса сайтов в Интернете

· http://panasia.ru/main/india/ (Современная культура Индии)

· http://www.newsru.com/cinema (Альтернативное кино в Китае, Индии, Турции)

· http://www.infox.ru/ (Артхаус в современном мире)

Тема 31. Развитие современной культуры в странах СНГ и Балтии

1. Современный «героический» этап украинского постмодерна немыслим без искусства провокации, фигуры которого приобрели символические
очертания. Художественная провокация в Украине иногда использует
религиозную проблематику («На краю света» Арсена Садова в Киевской
галерее «Бланк-арт»). Одни из самых настойчивых приверженцев искусства провокации, Игорь Дюрич и Игорь Подольчак (львовский Фонд Мазоха),
переносят свою деятельность за границу (рассылка более чем пяти тысячам
берлинцев с фамилией Мюллер поздравительных открыток на 9 мая).

Как Вы считаете, почему культурный истеблишмент в неко-торых странах СНГ и Балтии задействует провокацию? Чем отличается
российская художественная провокация от украинской? Дайте куль-турологическую характеристику фильму Ю. Ильенко «Мазепа» (2002 г.).

2. С распространением Интернета появилось такое направление в литературе и литературной критике, как сетература. Многие критики считают,
что web-альманах «Потяга-76», созданный крупнейшим украинским литератором Юрием Андруховичем, отличает особенный сетературный стиль –
раскованность, даже расхлябанность слога, беспрерывное жонглирование
словами, жанрами и дискурсами. В то же время ряд специалистов в области литературы отмечают высокое качество альманаха Андруховича.

Ознакомьтесь с содержанием web-альманаха и выскажите свое
мнение по поводу художественных достоинств размещенных в нем
произведений.

3. В последние годы в Беларуси широко используются программы
«Народный альбом», «Я родился здесь», «Крамбамбуля», в которых звучат
белорусская, русская, польская речь, идиш.

Какова, на Ваш взгляд, главная цель этих программ, объединяемых
термином «этника»?

4. Южнорусская волна – условный термин российской критики,
обозначающий искусство украинского постмодерна. Южнорусская волна,
по мнению О. Сидор-Гибелинда, вернула вкус к «хорошему живописанию»
и привнесла эмоциональность в современное искусство. Вместе с тем многие
деятели южнорусской волны стали пионерами перформанса, инсталляции,
видеоарта.

Ознакомьтесь с творчеством Олега Голосия, Олега Тистоля,
Николая Маценко, Анатолия Степаненко. Что, на Ваш взгляд, наиболее
интересно в их деятельности? Какую роль в украинской живописи
сыграла выставка «Вавилон»? В чем, на Ваш взгляд, причина международного успеха деятелей южнорусской волны?

Литература

1. Альтернативная культура: Энциклопедия / Сост. Д. Десятерик. – Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005.

2. Культура времен Апокалипсиса / Под ред. А. Парфея; Пер. с англ. – Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005.

Адреса сайтов в Интернете

· http://www.lit.msu.ru/ervm4/section2/gimn/eur/lat/lat.html (Современная культура Латвии)

· http://www.poedem.ru/smap/nf/cntC/id/70/ (Современная культура Грузии)

· http://proza.com.ua/print/?299 (Web-альманах «Потяга-76»)

 

методические указания
по выполнению ПТК

 

 

Проблемно-тематический курс (ПТК) представляет собой самостоя-тельную исследовательско-поисковую работу студента. ПТК включает в себя проблемно-поисковые блоки, в которых концентрируется наиболее значимый, наукоемкий программный материал данной учебной дисциплины.

Студенту необходимо выполнить в произвольном виде (письменная
работа по курсу не предусмотрена) все задания ПТК без исключения. По
каждой проблеме целесообразно иметь собственное мнение, подкрепленное
знанием теории, источников, включая новейшие издания и публикации. Полученные выводы студент должен уметь отстоять (защитить) при собеседовании с преподавателем во время аттестации (экзамены и зачеты
в МИЭП проводятся по заданиям ПТК).

При выполнении ПТК студент обязан изучить все источники и литературу, рекомендованные в учебно-методическом пособии.

Дополнительную консультацию по выполнению проблемно-тематичес-кого курса студент может получить у преподавателей дисциплины или
в деканате.

 
 

 

 


Горохов Виктор Викторович
Дмитриева Ирина Анатольевна
Кознова Ирина Евгеньевна

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Программа курса.
Проблемно-тематический курс

Редактор М.В. Егорова

Макет, верстка Т.А. Поверина

Корректор Г.В. Платова

Лицензия ИД № 00871 от 25.01.00. Подписано в печать 13.10.2011
Формат 60×84 1/16. Усл. печ. л. 1,9. Изд. № 2762

Издательство МИЭП, типография МИЭП
105082 Москва, Рубцовская наб., д. 3, стр. 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.01 с.)