Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Проблемы античного наследия

Поиск

Широко распространен взгляд на античность как на «безмятежное детство
человечества» (К. Маркс). Гениальная интуиция Ф. Ницше позволила ему
разглядеть в античной культуре два мощных начала: апполоническое (светлое,
гармоничное) и дионисийское (конфликтное, страстное, трагическое). В их
роковом слиянии и соперничестве родилось и расцвело античное искусство.
В эпоху классицизма ведущие эстетики эпохи, начиная с Буало, всю античность рассматривали как эталон: античным героям подражали и в искусстве, и в жизни.

Так или иначе античность выступала не только как мера отсчета, критерий по отношению к современности, но и как аргумент в системе идеологических доказательств:

· для Маркса снисходительное отношение к античной эпохе было естественным, так как главным фактором прогресса он считал развитие
производительных сил в обществе и зрелость общественных отно-шений;

· Ницше – романтик противопоставлял «духовность личности бездуховной среде» и ему было очень важно найти в античности духовные
аналоги романтическим страстям и романтическому ощущению трагизма действительности;

· классицизм же нуждался в нормативной эстетике, призванной эстетически облагородить абсолютистскую королевскую власть – здесь нужны были античная героика и античная красота и античное служение государству.

Между тем, дух античности отнюдь не сводился к этим вариантам
использования античного наследия, а самым активным образом влиял на
развитие европейской натурфилософии, общественной и эстетической мысли,
искусство эпохи Возрождения и Нового времени, подвигая на новаторские
искания и достижения в самых разных областях деятельности человече-ского гения.

В чем состоит историческая правота и неправота процитированных выше авторов?

Как проявился «дух античности» в европейской культуре?

& Литература: 4, 5, 38, 62, 74.

Тема 7. Античная культура и наука

При общем равно уважительном отношении к наукам в Греции и Риме эпохи античности, отношение к математике, например, резко отличалось. Греки не просто высоко ценили математику, но пытались (Пифагор и его школа) математически описать и выразить всю окружающую действительность, все мироздание. Умнейший же из римлян, Цицерон, полагал, что математика нужна лишь для точного межевания земель и подсчета, сколько
денег в собственном кармане.

Важно при этом добавить, что дело было не в особенностях личного вкуса, а в каких-то принципиальных отличиях греческого и римского мен-талитета.

Проанализируйте данные примеры и, обратившись к известным Вам примерам из других областей научного и художественного творчества в эпоху античности, ответьте:

В чем суть проблемы, какие дополнительные сюжеты Вы можете еще привести в доказательство, что пример математики не единичен?

& Литература: 4, 5, 38, 56.

Тема 8. Античная культура: соотношение физической
и духовной культур

Совершенствуя тело, укрепляешь дух – говорили греки. Римляне тоже высказывались похоже: «В здоровом теле здоровый дух». Однако сходство
тут чисто внешнее.

Как Вы считаете, в чем разница подходов греков и римлян к соотношению физической и духовной культур, какие ценности, признанные
греками, фактически отрицались римлянами?

& Литература: 4, 5, 48, 50.

Тема 9. Культура Византии

Византия – великая наследница античности. В IV в. император Константин возвел христианство в ранг государственной религии. В VI в. император Юстиниан приказал свести и упорядочить разнообразные учения
и мнения знаменитых римских юристов, живших в прежние столетия,
и создать единое римское право (Corpus juris civilis).

Однако в Византии христианство приняло облик восточного христианства, православия, а законодательство, основанное на римском праве, развивало свойства подданства, а не гражданства. Византийская культура была одновременно утонченной и ортодоксальной.

Известно, что изначально Русь находилась как бы в «дочерней» зоне византийской культуры. Однако это не помешало ей ассимилировать чужую культуру, создать свою, особенную и неповторимую, и более того, претендовать на равновеликость Византии.

В каких сферах современной культуры сказалось византийское
влияние?

Как связаны между собой византийская и европейская культуры?

Что заимствовала русская культура у византийской?

Почему символом художественного образа в католичестве стала
картина, а в православии – икона?

& Литература: 2, 7, 18, 63, 68, 93, 98.

Тема 10. Культура Арабского халифата

Верования христиан и мусульман сходны в том, что и те, и другие поклоняются единому божеству. Но обряды, догматы, уклад жизни – различны.

Сопоставьте смысл некоторых из хадис (высказываний) пророка Мухаммеда и заповедей, сформулированных Христом в Нагорной проповеди:

ИСЛАМ ХРИСТИАНСТВО
Всякий, кого молитва не удерживает от дурных дел, далеко он отпал от Бога. Сухость глаз – знак черствого сердца. Дружелюбие к людям – половина ума. Хорошо спросить – половина знания. Ищи знание даже в Китае, стремление к знанию – обязанность каждого мусульманина. Имущество мусульманина – кровь мусульманина. Лицезрение ученых – равнозначно молитве. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Развитию каких сфер культуры мировая цивилизация обязана исламу
и почему?

В чем выражаются фундаментальные отличия духовных ценностей ислама и христианства и что их объединяет?

Что заимствовал Запад у арабов?

& Литература: 28, 31, 67, 103.

Тема 11. Древнерусская культура: общая характеристика

Основными памятниками дохристианской русской культуры являются песни, мифы, сказания.

Какова символика язычества древних славян? В каких отношениях с природой, судя по источнику, находились древнее общество и человек? Какой ценностный, то есть собственно культурный смысл, имеют содержащиеся в книге представления о пространстве и времени? Каковы, на Ваш взгляд, особенности дохристианского менталитета славян-руссов?

& Литература: 7, 80, 86–88.

Тема 12. Мифология и фольклор

Мифологическая картина мира сохраняется в народном творчестве –
в эпосе, сказках, преданиях, песнях, пословицах, загадках. Анализ волшебной сказки, проделанный современными исследователями, позволяет обнаружить отчетливую сюжетную связь с первобытными мифами, ритуалами и обычаями. Постоянными и устойчивыми элементами сказки являются функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются. Число
этих функций определенно, последовательность их одинакова. И все же
между мифологией и различными фольклорными жанрами пролегает определенная граница.

Чем, на Ваш взгляд, сказка отличается от мифа?

Известны слова Пушкина: «Что за прелесть эти сказки!» Как Вы считаете, в чем их «прелесть»? В чем их смысл?

Каким предстает «мир русского человека» в сказках?

Чем определялся в XIX в. интерес деятелей литературы и искусства к фольклору?

& Литература: 37, 70, 79, 87, 90.

Тема 13. Творцы средневековой русской культуры

Древнерусская культура – это многоцветье известных и забытых имен, определивших ее духовный строй. Многие из них стали символами русской культуры. При этом одни из этих людей были современниками, другие отделены друг от друга веками.

Перед Вами – ряд имен выдающихся деятелей древнерусской культуры:
Дионисий, Ярослав Мудрый, Епифаний Премудрый, Симон Ушаков, Илларион, Андрей Рублев, Иван Федоров, Сергий Радонежский, Нестор, Феофан Грек, Пахомий Логофет.

В какое время жил каждый из перечисленных здесь людей? Какой вклад в развитие отечественной культуры он внес? Какие из этих
имен могут быть поставлены рядом друг с другом и почему?

& Литература: 54, 55, 63, 68.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.123.194 (0.01 с.)