Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть I. Физико-географическая и геологическая характеристика района практики.

Поиск

Введение

Практика проходила с 06.07.2015 г по 02.08.2015 г. В ходе учебно-ознакомительной практики на горных предприятиях нашей республики под руководством Тепляковой А.С.студентами были посещены:

- Садонский свинцово-цинковый комбинат

- Зарамагская ГЭС

- Михайловский карьер

- ОАО «Электроцинк»

Также ознакомились с полигоном горных машин, находящимся на территории СКГМИ.

 

 

 

 

 

Часть I. Физико-географическая и геологическая характеристика района практики.

Физико-географическая характеристика района практики.

Республика Северная Осетия расположена на северных склонах восточной части Центрального Кавказа, наиболее суженной и расчлененной, и примыкающих к склонам предгорных равнинах.

Наибольшая протяженность республики с Севера на Юг-130 км, с Запада на Восток – 122 км. Площадь составляет около 8 тыс. км². Несмотря на незначительные размеры территории, здесь наблюдается большая амплитуда высот (от 131 до 4780 м), значительное разнообразие природных условий и ресурсов.

На Юге Северная Осетия граничит с Грузией, на Западе с Кабардино-Балкарией, на Севере со Ставропольским краем, а на Востоке с Ингушской республикой. Географическое положение республики на стыке железной дороги, Транскама и Военно-Грузинской дороги придает её важное транзитное значение в межрайонных связях между Россией и республиками Закавказья.

Рельеф и орфография.

Южные районы республики расположены на горных склонах Северного Кавказа. На их долю приходится больше половины всей её территории. Центральный и Северный районы Северной Осетии - преимущественно равнинные. Они расположены на равнинах: Терско-Кумской, Притеречной и Северо-Осетинской наклонной. Это очень удобные земли для распашки полей и строительства дорог.

На севере республики, перед Терским хребтом, расположена обширная низменность, рассеченная руслом Терека на две части. Левобережная часть этой низменности совершенно плоская. Она называется Терско-Кумской равниной.

На правобережной стороне Терека расположена Притеречная равнина. Её отличают гигантские «ступени», шириной от 2 до 9 км и высотой от 8 до 30 м, поднимающихся от р.Терек к подножию Терского хребта.

Самая большая из равнин нашей республики – Северо-Осетинская наклонная. Поверхность её действительно наклонна и снижается в направлении с юга на север. Так, в районе г.Владикавказа её высота равна 700м над уровнем моря, в районе г.Беслана – 500м, а у с.Карджин – около 350м.

Горная часть рельефа состоит из пяти хребтов, протянувшихся с северо-запада на юго-восток параллельно друг другу. Летом в ясную погоду панорама Кавказских гор поражает своим великолепием. Тёмно-зелённая окраска Лесистого и Пастбищного хребтов подчеркивается и усиливается красновато-желтыми тонами более высокого Скалистого хребта и искристо-снежным и шапками самых высоких - Бокового и главного хребтов, возвышающихся над остальными.

Рельефы республики изобилует большими и малыми горными котлованами и живописными. полными таинственного очарования ущельями: Дарьяльское, Алагирское, Косарское, Цейское, Дигорское и много других.

В рельефе равнины отчётливо выделяются террасированные долины Терека и его притоков, между которыми расположены слегка всхолмленные водоразделы.

Разнообразие рельефа местности создаёт богатые предпосылки для развития различных отраслей хозяйства. Равнины наши очень удобны для возделывания полей, прокладывания путей, сооружение оросительных каналов. На горных склонах чудно сочетаются тепло и влага, и потому нигде на равнине не найти таких замечательных лугов, как в горах, влажных, напаянных нектаром, обильных богатой растительностью. А значит, огромные возможности для развития животноводства, теловодства, а в горных котловинах – садоводства.

Краткий геологический очерк.

В геологическом строении территории Северной Осетии принимают участие разнообразные осадочные, магматические и метаморфические породы, от докембрийских до современных. Она отличается сложностью геологического строения.

Большинством исследователей в её пределах выделяют три разновозрастных структурно-формационных комплекса: каледоно-герцинский, включающий в себя геологические образования от докембрийских до нижнеюрских, от нижнеальпийский и до верхнеальпийский, от верхнеюрских до современных горных пород.

Границы между структурными этажами проходят либо по поверхностям крупных несогласий, либо вдоль региональных разломов.

Стратиграфия.

На территории РСО-Алания выделяют 3 структурно-тектонических этажа:

1. Герцинский;

2. Калидонский;

3. Альпийский.

Структурно-тектонический этаж представлен верхними палеозойскими гранитами (PƵ3), которые получили широкое распространение на западе РСО-Алании, именно на территории горной Дигории.

Верхние палеозойские граниты встречаются в Садонском районе, в Буроне, а так же в Фиагдонской площади. Отличаются они только цветами: в Садонском районе розовые граниты.

Гранит – это кислая, полнокристаллическая, интрузивная магматическая горная порода, состоящая из кварца, полевого шпата, слюды или роговой обманки.

Разрез начинается с отложений нижней юры, которая транссгресивно залегает на размытой поверхности девона. Нижние среднеюрские породы (Ј1-Ј2), они так же сложены нерасчлененной толщи, представленной глинистыми и аспидными сланцами, прослоями песчаников, которые слегают водораздельные и главные хребты, а так же часть южной юрской депрессии.

Отложения верхней юры (Ј2-Ј3) и нижнего мела (К1), поэтому известняки, мергели и доломиты верхнемелового возраста (К2) несогласно залегают на породах юры.

Завершают стратиграфический разрез четвертичные отложения (Q), которые имеют повсеместное распространение.

Четвертичные отложения отличают генетическим (fgl) разнообразием – это ледниковые, флювио-гляциональные, аллювиальные (all), пролювиальные (pl),делювиальные (de) и коллювиальные (kll) отложения. Эти отложения встречаются на крупных склонах разной экспозиции, на участках Фаснал-Галиатского, Дигорского, Цейского, Касстарского и др. ущелий.

Флювио-гляциональные отложения мы наблюдали в долине реки Караугом, непосредственно у ледника Караугом.

Делювиальные отложения широко представлены на склонах зап. и сев. экспозиции в виде обвально-осыпных процессов.

Коллювий развит на крупных восточных и южных склонах. в виде шлейфов или конусов выноса, которые называются коллювиальными плащами – это остроугольные не окатанные обломки, разных по составу пород.

Аллювий – это отложение речных долин, который представлен огромными валунами, глинистыми породами, песком, которые переносит река, разрушая рельеф линейно. Валуны, галька имеют разный разрез от нескольких метров до нескольким см поперечника, и разного состава: граниты, диориты, базальты, известняки, глинистые сланцы, глина и т.д.

Очень широко на данной территории развиты моренные отложения. Это передовая морена, сложенная неокатан. остроуг-ми глыбами, которые принёс на поляны Фатанта и Маймази, а так же по далине реки Караугом.

На данной территории широко развиты склоновые процессы, так как склоны крутые, гипертрофированные, поэтому главным элементом в горном рельефе является склон, подвергающий процессам денудации.

Тектоника.

В тектоническом отношении территорию Предкавказья, в том числе Северной Осетии, подразделяют на три структурных зоны:

- Мегантиклинорий Большого Кавказа;

- Зону Предкавказских краевых прогибов;

- Скифскую эпигерцинскую платформу.

Асимметричный веерообразный горст-антиклинорий (мегантиклинорий) является осевым сводовоглыбовым поднятием Центрального Кавказа. Ядро его сложено, главным образом, докембрийско-палеозойскими кристаллическими, а крылья – мезозойскими и кайнозойскими породами. В пределах горст-антиклинория Большого Кавказа были выделены четыре крупные тектонические зоны: зона Южного склона, Зона Центрального поднятия, зона Северного склона и зона Северных моноклиналей.

Зона Южного склона расположена на южном крыле антиклинория, является сложно построенным грабеном, осложненным продольными разрывами.

Зона Центрального поднятия представляет собой высоко поднятое над зонами Северного и Южного склонов горное сооружение – веерообразный горст-антиклинорий, который пространственно совпадает с Боковым хребтом.

Зона Северного склона представляет собой сложное складчато-глыбовое сооружение, состоящее из серии продольных антиклинальных складок ограниченных поперечными прогибами и поднятиями и осложненных разломами.

Зона Северных моноклиналей представляет наклоненный на север асимметричный горст. Между мегантиклинорием на юге и эпигерцинской платформой на севере расположена система предкавказских краевых прогибов (Предкавказский передовой прогиб), они заложены на платформенном и геосинклинальном основаниях и представляют собой вторичную складчатость.

Скифская эпигерцинская платформа расположена самая северная часть республики – Терско-Кумская равнина.

Магматизм.

Магматические породы представлены как интрузивной, так и эффузивной фациями. Они имеют распространение в трех вышеуказанных структурных этажах. Магматические образования каледоно-герцинского структурного этажа представлены Косарскими и Дарьяльским гранитогнейсами, возраст которых калий-аргоновым методом определяется в 370 млн. лет и верхнепалеозойскими гранитами (гранитами Садонского типа). Они особенно широко распространены в бассейне р. Урух, к востоку площадь гранитных полей сокращается. Отдельные массивы имеются по реке Ардон, Садон, Унал, и в бассейне Фиагдона.

Магматические образования раннеальпийского структурного этажа представлены интрузиями Цейских гранитоидов, жильными диабазами и эффузивами основного и среднекислого состава. При этом основные эффузиавы и интрузии гранодиоритов размещаются в геоантиклинальной зоне, а среднекислые эффузивы (так называемая осетинская свита) распространены в геоантиклинальной зоне Северного склона. Диабазовые дайки распространены повсюду. Со среднеюрскими интрузиями предположительно связывают полиметаллические месторождения Садона.

Кайнозойский магматизм проявился, главным образом, в геосинклинальной зоне и представлен интрузиями гранодиоритов, дайками андезитов и дацитов неогенового возраста (теплинские «неоинтрузии») и четвертичными эффузиями района Казбека. В Казбекском массиве последние излияния происходили 6 - 7 тыс. лет назад.

Полезные ископаемые.

Полезные ископаемые в республике весьма разнообразны. С особенностями геологического строения, тектоники и истории развития рельефа северного склона Большого Кавказа связано распространение определенных полезных ископаемых на территории республики.

Металлические полезные ископаемые обособляются в три субширотных пояса: полиметаллический, расположенный в пределах Северо-Юрской депрессии, медный и медно-полиметаллический (колчеданный пояс), приуроченный к северной и центральной частям Центрального поднятия и редкоземельный, в зоне Южного склона. Наибольшее значение в настоящее время имеют полиметаллические месторождения. Главные рудные минералы – галенит, сфалерит, халькопирит, нерудные – кварц, кальцит. В качестве редких примесей встречаются магнетит, серебро, висмут, кадмий. Основные месторождения полиметаллических руд Садонское, Згидское, Архонское, Холстинское, Джимидонское и др. Свинцово-цинковые месторождения содержат рудные минералы: пирит, галенит, сфалерит, халькопирит, арсенопирит, образуют жильные брекчевидные и вкраплено-прожилковатые руды.

Горючие полезные ископаемые (нефть и газ) приурочены к Терско-Сунженскому антиклинорию. Наиболее значительным считалось Заманкульское месторождение. Сейчас ведутся работы на Коринфском нефтеносном месторождении.

В довоенные и послевоенные годы в Осетии разрабатывали торф из Тарского болота.

В горной части расположены месторождения гранитов, кровельных сланцев, мраморов, известняков, доломитов, мергелей и др. Месторождения песков, глин, песчано-гравийных материалов приурочены к равнинной территории.

Практический интерес имеют выявленные граниты, гранодиориты и кварцевые диориты Цея, серого порфировидного гранита Касарского ущелья, серый и розовый гранит и диориты Дигории, зеленые диабазовые породы Куртатинского ущелья, Джимаринское и Косарское месторождения мрамора.

Плитами из серого мраморовидного известняка из района близ Попов хутора облицована станция Баррикадная Московского метрополитен и ряд зданий во Владикавказе. Мельхиорское, Раздзогское, Длиннодолинское, Балтинское, Чернореченское месторождения мраморовидного и технических известняков могут использоваться для производства облицовочных и декоративных плит, бутовых камней и щебня для бетона, в сахарной промышленности, в качестве флюса в металлургии, для известкования кислых почв, и подкормки молодняка и птицы.

Доломиты боснийского месторождения являются высококачественным сырьем для производства стекла, смолодоломитовых огнеупоров, окиси магния и относятся к классу «Экстра».

Мергель является важным сырьем для производства цемента. Имеет весьма широкое распространение в РСО-А. приурочены мергели в основном к Лесистому хребту. Самое известное Алагирское месторождение мергелей.

Месторождения кирпично-черепичного сырья представлены легкоплавкими глинами и суглинками. Широко распространены по всей республике (более 30 месторождений).

Песчано-гравийные смеси встречаются во всех речных долинах, пересекающих Северо-Осетинскую наклонную равнину (Ногирское, Гизельдонское, Михайловское, Новобеслановское месторождения).

Месторождения строительных песков Кантышевское, Терское, Моздокское являются крупными. Хаталдонские кварцевые пески использовались для производства силикатного кирпича.

Месторождение гравия:

- в Моздокском районе, на правом берегу р.Терек, между с.Сухотское и с.Кизляр;

- в Кировском районе, севернее с. Эльхотово;

- в Дигорском районе, севернее с. Дур-Дур;

- Михайловский карьер, в 4 км от г.Владикавказ, в правом борту долины р.Терек.

Месторождения доломитов в Пригородном районе:

- между санаторием Кармадол и с.Чли

- юго-восточнее с.Балта, в 9 км от г.Владикавказа

Месторождения минеральных вод:

- Тибские источники – Алагирский район, недалеко от с.Тиб;

- Тамиские источники – Алагирский район, вблизи с. Тамиск;

- Кармадонские источники – Пригородный район, южнее санатория Кармадон;

- Хилакские источники – верховые реки Фиагдон;

- Минеральные воды Урсадон;

- Зарамагские источники

Месторождения глины:

- в Моздокском районе, в правобережье р.Терек;

- в Ирафском районе, южнее с.Чикола;

- в Кировском районе, юго-восточнее с. Эльхотова.

 

Часть II. Горная часть

Вскрытие месторождения.

Вскрытие месторождения (или его части) – это поведение капитальных горных выработок, обеспечивающих доступ к рудному телу.

Способ вскрытия предопределяется типом, числом и назначение шахтных стволов и штолен, а также схемой вскрытия, т.е. расположением и порядком проведения вскрывающих выработок. В свою очередь тип шахтных стволов включает способ подъёма и угол наклона ствола, а тип штолен – вид транспорта.

Схема и способ вскрытия.

Способы вскрытия принято делить на два класса:

I класс — способы вскрытия рудоподъемными стволами (применяются преимущественно в равнинной местности);

II класс — способы вскрытия штольнями (применяются в гористой местности).

Выделение отдельных способов вскрытия внутри I класса рекомендуется производить по схеме, предложенной проф. В.Р.Именитовым.

 

Рис. 2. Схема вскрытия месторождения в равнинной местности: 1 - ствол с клетевым вспомогательным подъемом; 2- рудоподъемный скиповой ствол; 3 — подземная дробильная установка; 4 — концентрационный откаточный горизонт; 5 — блоковый рудоспуск, ведущий на концентрационный горизонт; б — граница зоны сдвижения пород.

 

Рис 3. Схемы вскрытия месторождения в гористой местности капитальной штольней с рудоспуском и вспомогательным стволом (а) и этажными штольнями (б): 1 — капитальная штольня; 2 — рудоспуск; 3 — вспомогательный клетевой ствол; 4 — промплощадка рудника и фабрики; 5 — этажные штольни.

Рис. 4. Схема вскрытия месторождения в гористой местности: 1 — рудные тела; 2 — квершлаги; 3 — слепой рудоподъемный ствол; 4 — штольни.

Системы разработки.

Понятие «система разработки» включает в себя взаимное расположение и порядок проведения подготовительных и очистных выработок, связанных в единую пространственную конструкцию, а также взаимосвязь и порядок выполнения основных производственных процессов.

К системе разработки предъявляют следующие требования:

- обеспечение безопасности труда рабочих;

- минимально возможные затраты;

- максимальная производительность труда рабочих по системе в целом;

- минимально возможные потери и разубоживание руды.

Рудничный транспорт.

Рудничный транспорт рудных шахт представляет собой многозвенную систему, состоящую из различных транспортных машин и установок, выполняющих следующие функции:

- транспортирование полезного ископаемого от очистных забоев, полезного ископаемого и породы из подготовительных забоев до околоствольного двора или до поверхности шахты, а также транспортирование полезного ископаемого по поверхности до склада или до мест погрузки в вагоны железнодорожного транспорта и породы в отвал;

- транспортирование с поверхности шахты к очистным и подготовительным забоям и обратно вспомогательных грузов различного назначения и оборудования;

- транспортирование с поверхности шахты закладочных материалов к местам их укладки;

- перевозка людей к местам их работы и обратно.

Тип рудничного транспорта.

По назначению рудничные вагонетки разделяют на: грузовые — для транспортирования насыпных грузов, пассажирские — для перевозки людей, специальные вспомогательные — для транспортирования различных вспомогательных грузов, оборудования и др.

Грузовые вагонетки по конструкции кузова и способу разгрузки можно разделить на 5 основных групп:

- с глухим, жестко закрепленным кузовом (типа ВГ), разгружаемые в круговых опрокидывателях;

- с кузовом, шарнирно закрепленным на раме, и поднимающимся откидным бортом (типа ВБ), разгружаемые при наклоне кузова и подъеме борта;

- с глухим опрокидным кузовом (типа ВО), разгружаемые при опрокидывании кузова;

- с кузовом, снабженным откидными днищами (типа ВД и ВДК), разгружаемые через днище;

- с жестко закрепленным кузовом и донным скребковым конвейером (типа ВК), разгружаемые донным конвейером.

В рудных шахтах наибольшее распространение получили вагонетки типа ВГ с глухим кузовом, обладающие высокой прочностью и надежностью в работе. Недостаток их — способ разгрузки путем опрокидывания всей вагонетки, что требует наличия дополнительного механизма — кругового опрокидывателя. Вагонетки типа ВГ широко применяют для транспортирования горной массы по основным откаточным выработкам. Рудничные вагонетки типа ВГ с глухим кузовом. Рудничные вагонетки типа ВБ с откидным бортом с опрокидным кузовом. Вагонетки типа ВБ имеют две конструктивные разновидности: с разгрузкой при помощи штокового опрокидывателя; с разгрузкой при наезде разгрузочного ролика на разгрузочную кривую.

Кузов вагонеток типа ВБ сварной, состоящий из днища, двух торцовых и двух боковых стенок, одна из которых является откидной. Откидная стенка в верхней части крепится к рычажной системе вагонетки, образованной стойками и рычагами, а в нижней удерживается замыкающими роликами.

При разгрузке вагонеток с помощью штокового опрокидывателя рычажная система поднимает откидной борт, днище наклоняется, и горная масса высыпается в щель, образуемую между днищем кузова и приподнятым бортом. После разгрузки при опускании кузова рычажная система возвращает борт в исходное положение.

При разгрузке вагонеток путем протягивания локомотивом состава вагонеток через разгрузочное устройство (профильную шину) происходит следующее. При наезде ролика вагонетки на шину кузов наклоняется, одновременно приподнимается борт, соединенный с рамой и кузовом шарнирно-рычажной системой. При сходе ролика с шины кузов под действием собственного веса возвращается в исходное положение. Преимущество вагонеток типа ВБ — относительно простая разгрузка, не требующая наличия опрокидывателей, недостатки — сложность конструкции, просыпь мелочи, большой коэффициент тары. В вагонетках типа ВО кузов опирается на раму секторами, на которых закреплены шипы. При разгрузке на любую сторону происходит перекатывание секторов по полкам с фиксацией шипов в отверстиях. В рабочем положении кузов фиксируется затвором, управляемым вручную. Преимущество вагонеток этого типа — возможность разгрузки в любом месте без опрокидывателя, недостатки — необходимость выполнения ручных операций, значительный коэффициент тары. Вагонетки типа ВБ и ВО применяют на штольневых и промежуточных горизонтах рудных шахт для транспортирования горной массы на
небольшие расстояния и при малых грузопотоках.

Рис. 4.1 Вагонетка шахтная ВБ


Рис 4.2. Вагонетка шахтная. ВГ.

Есть и другие рудничные транспорты:

 

Рис.4.3. Комплексы самоходного транспортного оборудования: а — автосамосвал (2) — погрузочная машина с нагребающими лапами (1); б — автосамосвал (1) — погрузочно-транспортная машина (3)

 

 


Рис. 4.4. Погрузочно-транспортные машины типа ПД с грузонесущим ковшом: а — с дизельным приводом; б — с электрическим приводом.

Рис. 4.5. Подземные автосамосвалы: а — типа МоАЗ (СССР); б — типа «Тамрок» 35Е.(Финляндия)

Подстанции.

Подстанции трансформаторные взрывобезопасные комплектные передвижные. Предназначены для электроснабжения трехфазным переменным током напряжением 1140/660В трех линий электроприемников, устанавливаемых в подземных выработках, опасных по газу (метану) и угольной пыли, а также для обеспечения различных видов защит дифференцировано на каждой из трех линий.

Электрическая схема подстанции обеспечивает:

- защиту электрической сети от опасных утечек тока на землю высоковольтным выключателем, в том числе в комбинированной сети;

- защиту от токов короткого замыкания каждого присоединения;

- защиту от токов короткого замыкания на стороне ВН;

- контроль напряжения, тока и потребления электроэнергии с возможностью передачи этих данных на диспетчерский пункт шахты;

- однократное автоматическое повторное выключение (АПВ) коммутационного аппарата ВН при срабатывании защиты от утечек тока и МТЗ в одном из присоединений НН;

- возможность подключения микропроцессорного блока индикации, контроля и передачи данных в систему АСУ ТП шахты.

Коммутационные аппараты:

- сторона ВН — вакуумный автоматический выключатель BB-TEL 10-20/1000 (фирма «Таврида электрик»);

- сторона НН — два вакуумных контактора КМ19Р-39, 630А 114ОВ и один КМ-17РЗЗ, 160А, 114ОВ (ГП «Полярон», г. Львов).

Гарантийный срок эксплуатации — 24 месяца со дня ввода в эксплуатацию.

Электровозы аккумуляторные. Предназначены для транспортирования составов вагонеток по подземным железным дорогам узкой колеи в главных откаточных выработках шахт, опасных по газу и пыли, где разрешена эксплуатация электровозов в рудничном исполнении повышенной надежности РП, П. Электровозы предназначены также для работы при температуре окружающей среды от -20 до + 40°С, относительной влажности воздуха (98+2)% на высоте до 2000 м над уровнем моря.

Зарамагская ГЭС

Подготовительные работы по сооружению станции были начаты летом 1974 г. По мере того как плотина выстраивалась, каждый слой пробуривался затем в скважину нагонялся кампонажный раствор и цементный, для скрепления плотины. ГЭС построена на слиянии пяти рек. Наиболее сложными и трудоемкими сооружениями из объектов строительства являлись тоннели, протяженность которых составляет около 16 км и шахта турбинного водовода круглого сечения высотой около 600 м.

В 1988-1989 гг. в республике отмечался пик активности борцов за экологию.

Высказывались мнения, что плотина и разлившееся за ней озеро нарушают

экологическое равновесие в минеральных источниках. В связи с этим пpоект

строительства был отдан на доработку, и приняли решение существенно уменьшить

объем водохранилища, понизить высоту плотины с 79 до 40м.

Подземный комплекс Зарамагской ГЭС - это сложная система

сооружении, включающая в себя около 600 м шахтных выработок и около 20 км

тоннельных выработок, в том числе деривационный тоннель №2 -длиной почти 15

км. Все выработки, кроме деривационного тоннеля №2 после эксплуатации ГЭС будут

работать в напорном режиме, что требует очень высокого качества работ. Станция

будет работать только в пиковый период, а в основное время будет закрыта и вода будет

собираться. В случае необходимости тоннели будут открываться и вода пройдет через

генераторы, приводя их в действие и они будут вырабатывать энергию.

Михайловский карьер

Разработку месторождений полезного ископаемого открытым способом

применяют при их залегании на сравнительно небольшой глубине.

при открытых работах увеличивается по сравнению с подземными

производительность и безопасность труда. Весь комплекс производственных

процессов на карьерах делят на следующей основные элементы:

1) Подготовка земной поверхности в пределах месторождения, намеченного к

разработке

2) Осушение поля карьера и открытых выработок

3) Проведение капитальных открытых выработок

4) Вскрышные работы

5) Добычные работы

Основным оборудованием при открытой разработке является

Экскаватор (рис. |2) и различные средства транспорта-

Бульдозер (рис. 1 З),применяемый для зачистки кровли вскрытого

полезного ископаемого, планировка дорог и др.вспомогательных целей.

задача транспорта - перемещение щебня, гравия и пустых пород. Полезные

ископаемые транспортируют на обогатительные фабрики, заводы, а также на

железнодорожные станции для отправки потребителю. После добычи породу

перевозят на Дробилки, затем по конвейеру она отправляется на временный

склад породы, с которого в случае необходимости ее можно взять.

В рабочий цикл экскаватора входят операции:

- Врезание ковша в забой, отделение грунта от забоя и наполнение ковша грунтом

- Перемещение нагруженного ковша от забоя к месту разгрузки

- Разгрузка ковша

- Возвращение ковша в исходное положение.

Рис.12 Экскаватор Рис.13 Бульдозер


ОАО «ЭЛЕКТРОЦИНК»

 

В 1898 г. было начато строительство

Завода, принадлежащему русско - белъгийскому

обществу к Алагир).

На заводе имеются рilзличные цеха:

-Обжиговый

-Сернокислотный

-Свинцовый

-Электролитный

-Выщелачивание

 

 

Из Садонского комбината на завод поступают свинцовый и цинковый

концентраты, а уже готовыми продуктами выпускаются Кадмий, Серная

кислота (техническая), Цинк - Алюминиевый, Индий черновой и

полипропилен.

 

Славский Ефим Павлович

государственный деятель,

выдающийся организатор

промышленности, один из

создателей ядерного щита

страны.

В 1939 - 1940 гг.

директор

завода Электроцинк

 

 

 

 

 


 

 

Полигон горных машин

Перфораторы - оборудования удорно - поворотного действия, работающие на сжатом воздухе.

Переносные (рис.14) - предназначены для бурения горизонтальных, наклонных и нисходящих шпуров. Имеют массу от 12,5-36 кг.

При бурении их устанавливают на пневматических поддержках Или легких распорных колонках.

Колонковые (рис.l5) - применяются для бурения шпуров и скважин по породам средней крепости, и крепким, при проведении горных выработок и на очистных работах. Перфораторы изготавливаются в комплекте с податчиком и вследствие большого веса, устанавливается на распорных колонках или манипуляторах.

Телескопные (рис. lб) - предназначаются для бурения шпуров, направленных вертикально в горнъtх породах, и рудах любой крепости, при проходке восстаюIцих горных выработок.

Ручные - для бурения шпуров, при проведении горизонтальных и наклонных торных выработок, а также при проведении стволов.

Различают:

- Легкие ручные перфораторы весом до 20 кг. Бурение выполняется с руки или с легкой пневматической поддерживающей колонки.

- Ручные среднего веса - до 25 кг. Бурение производится с пневмоподдержки.

- тяжелые - весом свыше 25кг. при бурении шпуров, направленных вниз можно работать с рук, а при горизонтальных на пневмоподдержки.

Рис.16 Перфоратор телескопный Рис. 14 Перфоратор переносной Рис. 15 Перфоратор колонковый


 

Погрузочные машины

Цикличного действия типа ППН - 1С - сrоrrтированы на двухосной тележке, имеющую поворотную платформу, кулисное устройство для подъема ковша. Два пневматических двигателя: один приводит машину в движение, другой для подъема и опускания ковша. Машина на колесно-рельсовом ходу. На самой машине расположен пуль управления. При уборке машина на полном ходу внедряется в породу, при помощи кулис ковш поднимает породу, и опрокидывает ее на прицепленную сзади вагонетку, и, ударяясь об отбойные пружины, ковш возвращается в исходное положение.

Непрерывного действия типа ПIVIЛ - имеет рабочий стол, на котором расположены две рабочие лапки, скребковый конвейер, подающий руду в транспортные средства, гидравлическую систему и механизмы привода и управления. Машина на гусеничном ходу. После включения гусеничного хода и подачи машины к месту работы, рабочий стол устанавливают на необходимой высоте, включают забирающие лапы и цепь скребкового конвейера. Затем машина, внедряется в породу и лапы загребают, и перемещают породу в приемный лоток. Скребки доставляют ее к разгрузочному концу, откуда она поступает в вагонетку.

Рельсовый путь

Рельсовый путь в откаточных выработках состоит из нижнего строения пути, которым является подошва выработки и верхнего - балластного слоя, шпалы рельсов и скреплений (накладки, подкладки, костыли, болты и гайки). Рельсы накладывают на шпалы (см. рис.), которые кладут на балласт. Расстояние между внутренними гранями головок рельсов называют рельсовой колеей. Шпалы чаще всего применяются деревянные из сосны, кедра и др.

Скреперная лебедка

Установка состоит из скрепера, канатов, при помощи которых производится передвижение скрепера и погрузочного полка. Применяют двухбарабанные лебедки, барабаны которых свободно насаживаются на вале и включаются попеременно для рабочего и холостого ходов скрепера при непрерывно вращающемся двигателе. На один из барабанов наматывается головной канат скрепера, при помощи которого загруженный скрепер перемещается к месту разгрузки, на другой - хвостовой канат, с помощью которого порожний скрепер подается после разгрузки обратно в забой к месту погрузки. Скреперную лебедку обычно устанавливают в нише у штрека.

Самоходная установка

Самоходная вращательно-ударная буровая установка предназначена для обуривания забоев горизонтальных выработок. Установка состоит из двух бурильных машин, манипуляторов, верхних тележек, станин, гусеничной тележки и пульта управления. Самоходная установка предназначена для работы в комплексе с мощным самоходным погрузочным и транспортным оборудованием, а также для проходки гидротехнических и транспортных тоннелей большого сечения.

Самоходная вращательно - ударная буровая установка.

Шахтные вагонетки

Применяемые при отработке шахтные вагонетки состоят из кузова, рамы, полускатов, тягового устройства со сцепками и буферов. Полускат - ось с двумя колесами и подшипниками. Вагонетки, в которых транспортируется лес называются – козами в зависимости от конструкции кузова различают шахтные вагонетки глухие и саморазгружающиеся. Все вагонетки должны иметь буфера, выступающие с каждой стороны кузова не менее чем на 100 мм. Емкость вагонеток может быть различной, разгрузка вагонеток с глухим кузовом производится в опрокидывателях круговых, а с откидной боковой стенкой разгружаются при помощи специального рычага (флажок),после нажатия которого она разгружается

.

Шахтная вагонетка с откидной боковой стенкой

 

 

 

Заключение

В результате прохождения технологической практики на территории СКГМИ в должности ученика был ознакомлен с поверхностным комплексом.

Пришел к выводу что дальнейшее развитие горной промышленности необходимо производить в ускоренных темпах, чтобы сохранить оставшейся потенциал, как в кадровом так и в техническом плане. На мой взгляд горная промышленность может быть весьма рентабельна и безопасна. Нужны только высокопрофессиональные кадры.

 


 

Список рекомендуемой литературы

1. Жигалов М.Л., Ярунин С.А.«Технология, механизация и организация подземных горных работ» Учебник для вузов.- М.: Недра, 1990

2. Агошков М.И., Борисов С.С., Боярский В.А. «Разработка рудных и нерудных месторождений». М.: Недр, 1983.

3. Общие сведения о Садонском горном предприятии.: http://querycom.ru/company/0452921

4. Общие сведения о Садонском горном предприятии.: http://enc-dic.com/enc_rock/Sadonski-svincovo-cinkov-kombinat-2155.html

5. Общие сведения о Садонском горном предприятии.: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%E4%EE%ED

6. Кузьмин Е.В., Хайрутдинов М.М., Зенько Д.К. «Основы горного дела» Учебник для ВУЗов. – М.: Недр, 2007.

7. Пухов Ю.С. «Рудничный транспорт» - М.: Недр, 1991.

Введение

Практика проходила с 06.07.2015 г по 02.08.2015 г. В ходе учебно-ознакомительной практики на горных предприятиях нашей республики под руководством Тепляковой А.С.студентами были посещены:

- Садонский свинцово-цинковый комбинат

- Зарамагская ГЭС

- Михайловский карьер

- ОАО «Электроцинк»

Также ознакомились с полигоном горных машин, находящимся на территории СКГМИ.

 

 

 

 

 

Часть I. Физико-географическая и геологическая характеристика района практики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.166.157 (0.015 с.)