Расчет коробки перемен передач 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчет коробки перемен передач



Для трех вальной шестеренчатой коробки передач определяют число зубьев всех шестерен, кроме шестерен привода промежуточного вала и первой передачи.

У двух вальной коробки – расстояние между валами. Затем устанавливают примерные габаритные размеры коробки и вычерчивают её кинематическую схему, приведенную на рисунке 1.

Рисунок 1 - Кинематическая схема трех вальной четырехступенчатой коробки перемен передач.


Число зубьев определяют, исходя из того, что передаточные числа всех передач должны соответствовать значениям передаточных чисел, найденных в тяговом расчёте автомобиля (допустимое отклонение 5-8 %), передаточное число пары шестерен привода промежуточного вала , число зубьев шестерен первичного вала Z = 17 -23.

Для обеспечения параллельности валов, необходимо выполнение следующего условия: суммы чисел зубьев каждой пары шестерен должны быть равны (при условии, что у всех шестерен одинаковые модули и углы наклона зубьев), т. е.

Нормальный модуль зубьев каждой шестерни определяют по выражению:

, (1.1)

где - расчетный крутящий момент на валу рассматриваемой шестерни. Он определяется по максимальному крутящему моменту двигателя с учётом принятого коэффициента запаса сцепления и передаточного числа от двигателя, до рассматриваемого вала;

- угол наклона зубьев шестерён;

Для легковых автомобилей ,

Для грузовых автомобилей ;

- число зубьев рассматриваемой шестерни;

- коэффициент формы зуба;


Для косозубых шестерен определяют по приведённому числу зубьев

(1.2)

Значение Y выбирают из таблицы 1. 1

 

Таблица 1.1 – Коэффициент формы зуба

Z                  
Y 0,101 0,102 0,104 0,105 0,106 0.108 0,110 0,112 0,114
Z                  
Y 0,117 0,120 0,123 0,128 0,131 0.143 0,145 0,146 0,150

 

- ширина шестерни у основания зуба;

Для легковых автомобилей , мм, для грузовых автомобилей , мм;

- допускаемое напряжение изгиба у основания зуба с учетом степени нагруженности зуба, его значения принимают, ориентируясь на данные таблицы 1.2.

Таблица 1.2 – Допускаемые напряжения изгиба у основания зуба

Шестерни Легковые и грузовые автомобили грузоподъёмностью до 5000 кг Грузовые автомобили грузоподъёмностью свыше 5000 кг
Первой передачи и заднего хода , МПа , МПа
750 - 850 500 - 650
Привода промежуточного и остальных передач 350 - 450 175 - 275

Полученное значение модуля округляют до ближайшего значения по ГОСТ. Основные модели взаимозаменяемости. Колёса зубчатые. Модули.

Прочность шестерен проверяют по контактным напряжениям

, (1.3)

где - угол наклона зубьев;

- окружное усилие, найденное в зависимости от значения крутящего момента, передаваемого валом шестерни, Н;

-модуль продольной упругости материала, ГПа;

Для стали ;

- длина линии зацепления, мм;

- угол зацепления (принимают );

- радиусы начальных окружностей соответствующих шестерен, мм.

Длина линии зацепления, мм

-, (1.4)

Значения должны находиться в пределах 1500-3000 МПа–у прямозубых шестерен и 1000-2500 МПа – у косозубых шестерен.

По полученным значениям модуля зубьев определяют размеры шестерен привода промежуточного вала, а затем – ориентировочные габаритные размеры коробки передач по высоте и длине (принимая одинаковую ширину всех шестерён, ориентировочные размеры включающих устройств, необходимые зазоры и толщину стенок картера).


Расчёт карданной передачи

При разработке карданной передачи с асинхронными шарнирами необходимо предусмотреть выполнение условий, обеспечивающих синхронное вращение валов, и вычертить её кинематическую схему, приведенную на рисунке 2.

Рисунок 2 - Схемы карданных передач автомобилей:

а) с промежуточным валом,

б) без промежуточного вала.

 

 

В карданной передаче определяют внутренний и наружный диаметры валов. Для этого задаются коэффициентом запаса по критической частоте вращения, принимая его в пределах , и определяют критическую частоту вращения вала по выражению:

(2.1)

где - максимально возможная при движении автомобиля частота вращения карданного вала.

Максимально возможная частота вращения карданного вала

(2.2)

где - максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя;

- передаточное число последней (высшей) передачи коробки передач.

Найденное значение , подставляют в следующее выражение:

(2.3)

где D и d – соответственно наружный и внутренний диаметр карданного вала, мм;

- длина карданного вала (расстояние между центрами шарниров), мм.

Задавшись внутренним диаметром карданного вала по ГОСТ 5005-32.Трубы стальные электросварные холоднодеформированные для карданных валов. Технические условия и, определив по компоновочной схеме автомобиля длину вала (при двух вальной карданной передаче - длину большего вала), из выражения (2.3) определяют D.

Полученное значение D округляют до ближайшего значения и сравнивают со значением

,

где - толщина стенки вала.

Если найденное значение D не соответствует сумме ни при одном из значений , указанных для принятой величины d, задаются другим значением внутреннего диаметра и расчёт повторяют.

Прочность вала на кручении проверяют по выражению:

, (2.4)

где . – расчётный крутящий момент,Нм;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.138 (0.007 с.)