Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция психических расстройств в ИПТ↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Концепция интерперсональной психотерапии признает многофакторность этиологии психических расстройств и не предполагает, что психопатология возникает исключительно вследствие проблем межличностного функционирования индивида. Однако, отмечая роль генетических, биохимических, личностных факторов и особенностей психического развития, концепция интерперсональной психотерапии подчеркивает, что психопатология также возникает в контексте текущих межличностных отношений индивида со значимыми людьми в его жизни. Не фокусируясь на других этиологических факторах, психотерапевтические вмешательства ИПТ направлены на этот текущий межличностный контекст. В теоретической концепции ИПТ психическая патология характеризуются как совокупность трех следующих основных компонентов: 1. Симптоматика. Симптомы психических расстройств 2. Социальное и межличностное функционирование. Взаимодействие пациента со значимыми людьми в его жизни (члены семьи, друзья, коллеги по работе и т. д.). 3. Личностные особенности. Они включают устойчивые паттерны жизненного функционирования индивида. Эти личностные характеристики могут также способствовать развитию психической патологии. Проблемные фокусы] Интерперсональная терапия применяется, когда развитие психопатологических симптомов пациента связано с одной из нижеуказанных проблем, возникающих в его социальной среде: Отягощенное переживание скорби Межличностные ролевые конфликты Ролевой переход Дефицит межличностных отношений Структура психотерапевтического процесса Психотерапевтический курс ИПТ обычно состоит из 12-16 терапевтических сессий, проводимых раз в неделю. Продолжительность этих сессий составляет от 50 минут до 1 часа. Психотерапия делится на три стадии лечения: начальную, среднюю и завершающую. Каждая из этих стадий имеет свои специфические задачи. По завершении активного этапа лечения может быть назначен курс менее интенсивной поддерживающей психотерапии. Практическое занятие №4 Тема: Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии. Цель: изучить экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии. Основные понятия: экзистенция, интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция. Вопросы для обсуждения: Дазайнанализ, как психотерапевтический метод Логотерапия. Клиент-центрированная психотерапия. Задание для СРС: Сравните 5 механизмов нарушения саморегуляции гештальта человека с механизмами психологической защиты из классического психоанализа Основная литература: Соколова Е.Т. Общая психотерапия. – М., 2001. Романин А.Н. Основы психотерапии. – М., 2006. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – М.,2005. Дополнительная литература: Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринберг, 1999. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. — СПб, 2001. Консторум С. И. Опыт практической психотерапии. — М., 1999
будучи одной из разновидностей экзистенциальной психотерапии, дазайн-анализ представляет собой уникальное психотерапевтическое направление, ставящее акцент на необходимости познания бытия "здесь-и-сейчас" и реализации всех сопряжённых с ним персональных способностей и качеств. Бытие в мире Традиционно основателями дазайн-анализа принято считать швейцарских психологов Людвига Бисвангера и Медарда Босса. Его истоки лежат в экзистенциальной философии Мартина Хайдеггера, использовавшего понятие Dasein для обозначения "вот-бытия" или "здесь-бытия". По мнению этого философа, лишь осмысление бытия здесь-и-сейчас может пролить свет на причины нахождения каждой отдельно взятой личности в этом мире. Как полагает психолог Ролло Мэй, только "находящийся здесь и сейчас человек", или "человек существующий" способен проникнуть в смысл своего собственного существования и обрести персональный смысл. Это можно сделать с помощью вопросов — лишь, вопрошая себя о причинах своего нахождения в этом мире, личность может расти и развиваться. Опорными точками дазайн-анализа являются максимальное стремление к самореализации и самовоплощению, желание познать свои возможности, ответственность за свои поступки и решения. Ключевой идеей дизайн анализа является мысль о том, что саморазвитие является не только возможностью, но и необходимостью — лишь в нём человек обретает самого себя. Зачем я живу? Несмотря на то, что, с точки зрения его создателей, дазайн-анализ имеет мало общего с психотерапией, тем не менее, нельзя недооценивать тот вклад, который внесло данное направление в арсенал психотерапевтических методов. По мнению Людвига Бисвангера и Медарда Босса, отказ от саморазвития обуславливает многие личностные (и невротические, и психотические) нарушения. Именно поэтому цель дазайн-анализа заключается в максимальном содействии человеку в раскрытии его возможностей. Которые могут быть самыми разными — ведь каждая личность индивидуальна и неповторима во всей своей многогранности. Дазайн-анализ описывает несколько модусов (способов) существования человека. Одним из них является сингулярный (в его рамках личность живёт лишь для себя), ещё одним является дуалистический (этот способ существования может быть обретён через взаимную любовь двух людей друг к другу). Наконец, последний можно назвать плюралистическим, или множественным (он связан со взаимодействием различных групп людей). В зависимости от каждого конкретного модуса определяются цели каждой конкретной личности и её жизненные установки. В соответствии с данной концепцией, нетрудно догадаться, что принципиально важным в рамках дазайн-анализа является то, что Людвиг Бисвангер называл экзистенциальной коммуникацией, или взаимодействием с Другим. Именно в нём происходит преодоление одиночества и конечности человеческого существования, именно в нём организуется "пространство заботы" — то самое уникальное пространство, где рождается персональный смысл, смысл для себя. Ведь, как писал Ричард Бах, "заботиться о других — означает заботиться о самом себе". Логотерапи́я — один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на поиске и анализе смыслов существования. Разработан Виктором Франклом в середине XX века. Основные концепции Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Одним из ключевых сугубо человеческих свойств, по мнению Франкла, является воля к смыслу, которую Франкл фактически противопоставил адлерианскому стремлению к превосходству[1] и фрейдовскому принципу удовольствия. Франкл считал, что стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в человеке, и что люди нуждаются не в лишённом напряжения состоянии, а в напряжённом стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда же стремление к смыслу фрустрировано, возникает апатия, скука. Состояние человека, когда у него фрустрировано стремление к смыслу, по мнению Франкла, и называется экзистенциальным вакуумом, о котором писали философы-экзистенционалисты. Экзистенциальный вакуум, согласно логотерапии, может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стремления к смыслу), клинической симптоматике. В 1950—1960-е годы Франкл констатирует распространение утраты смысла жизни. Согласно приведённой им статистике, при этом возрастает заболеваемостьдепрессиями, наркоманией, алкоголизмом, а также возрастает агрессия. В отличие от Фрейда, который считал, что агрессию порождают подавленные сексуальныеинстинкты, Франкл считал важной причиной агрессии также отсутствие смысла жизни. По его мнению, алкоголики и наркоманы — это люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, испытывающие экзистенциальный вакуум, внутреннюю пустоту, бессмысленность существования. С точки зрения Франкла, смысл не есть что-то чисто субъективное, — человек не придумывает его, а находит в окружающем мире. Франкл называет три пути, идя по которым человек может сделать свою жизнь осмысленной[2]: · созидание; · получение нового опыта или встреча с кем-то на жизненном пути; · нахождение смысла в страданиях. Франкл подчёркивает, что третий путь — путь нахождения смысла в страданиях, нужно использовать только если недоступны первые два. Третий путь Франкл открыл для себя, будучи в концлагере во время холокоста, и этот путь помог ему вынести ужасные муки. В своей книге Франкл приводит такой пример нахождения смысла в страданиях: Однажды пожилой врач консультировался со мной из-за своей тяжёлой депрессии. Он не мог преодолеть утрату своей жены, которая умерла за два года до этого, и кого он любил больше всего на свете. Как я мог помочь ему? Что я должен был ему сказать? Я не стал ничего говорить, а вместо этого спросил: «Что бы произошло, доктор, если бы Вы умерли первым, и Ваша жена должна была бы жить без Вас?» Он ответил: «О, для неё это было бы ужасно. Как бы она страдала!» После чего я заметил: «Вы видите, доктор, теперь она не должна страдать. И это Вы, живя, спасаете её от страданий. Но спасая её от страданий, Вам приходится платить за это своими страданиями, живя без неё и оплакивая её». Доктор не сказал ни слова, пожал мне руку и спокойно покинул офис.[2] — Виктор Франкл, "Man's Search for Meaning" Методы логотерапии Логоанализ В логотерапии разработан метод логоанализа для изучения жизни и ценностей пациента. Его разработал американец Джеймс Крамбо (англ. James C. Crumbaugh), один из учеников Виктора Франкла. Метод позволяет провести детальную, как выражается Крамбо, инвентаризацию жизни пациента. В логоанализе используются два основных приёма: расширение поля сознания и стимулирование творческого воображения. Парадоксальная интенция Для лечения фобий и обсессивно-компульсивного расстройства Франкл предложил метод парадоксальных интенций.[3] В рамках данной методики пациенту, имеющему, например, определённую фобию, предлагается парадоксальная попытка возжелать то, чего он больше всего боится. Это может быть объект, действие или ситуация, в которой пациент очень боится оказаться. Дерефлексия Назначение метода дерефлексии в том, чтобы преодолеть навязчивую склонность к самонаблюдению, которое становится чрезмерным. Человеку рекомендуется переключить внимание с самого себя на смыслы и ценности, которые он может воплотить в окружающем мире. Сам Франкл так охарактеризовал дерефлексию: Посредством дерефлексии пациент получает возможность игнорировать свой невроз, фокусируя своё внимание на чём-то постороннем. Он направляет своё внимание на жизнь, полную потенциальных смыслов и ценностей, которые имеют непосредственное отношение к его личным способностям Клиент-центрированная психотерапия — метод психотерапии, предложенный Карлом Роджерсом в качестве альтернативы психоанализу и бихевиоральной психотерапии. Он разрабатывался автором на протяжении нескольких лет, постоянно развиваясь и пополняясь новыми практическими методами. Первоначально подход Роджерса к терапии назывался недирективным, что отражало интерес её автора к методам, которые способны изменить поведение. Карл Роджерс предположил, что человек способен сам изменить свою личность, тогда психотерапевт может быть менее директивным во взаимоотношениях с ним. Позже Карл Роджерс акцентировал своё внимание на тех методах, которые позволяют терапевту лучше разобраться с тем, что происходит с пациентом в процессе лечения. Впоследствии данный подход был переименован в «клиент-центрированный», что подчеркнуло его основную идею — понять самовосприятие клиента. Главную роль в своем подходе Роджерс отводил взаимоотношениям между терапевтом и пациентом, как важнейшее условие эффективного лечения. Терапевтические условия Для того, чтобы осуществить конструктивные изменения в личности клиента Карл Роджерс предложил шесть терапевтических условий. Рассмотрим их подробней. 1. Пациент и психотерапевт должны находиться в психологическом контакте. Роджерс постулировал, что не состоится позитивного изменения в личности пациента, если нет взаимоотношений его с психотерапевтом. 2. Пациент находится в состоянии несоответствия, он уязвим и тревожен. Это объясняется Роджерсом как несоответствие между действительным переживанием человека и его Я-концепцией относительно этого переживания. 3. Психотерапевт гармоничен или интегрирован. Это означает, что психотерапевт должен тепло, искренне встретить человека, создать позитивную атмосферу в их взаимоотношениях. Психотерапевт должен быть открытым для всех переживаний человека. 4. Психотерапевт испытывает позитивное внимание к клиенту. Он не дает оценок его переживаниям и чувствам, хвалит за те конструктивные изменения, которые происходят с клиентом. Он относится к нему с теплом и уважением. Сеансы терапии должны проходить в спокойной атмосфере. У клиента же должна создаться уверенность в том, что его понимают и принимают. 5. Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента и стремится передать это клиенту. Терапевт должен испытывать эмпатию по отношению к клиенту, что свидетельствует о том, что терапевт чувствует внутренний мир переживаний, так, как будто это его переживания и чувства. 6. Должна произойти передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания психотерапевта. Это говорит о том, что клиент также должен относиться к психотерапевту, ведь именно он ответственен за свой личностный рост, а психотерапевт только способствует этому росту. Исследования В области терапии, центрированной на клиенте, проводилось множество исследований по различным направлениям. Так, в исследованиях локуса оценки, т.е. воспринимаемого источника ценностей, были сделаны следующие выводы. В процессе этого вида психотерапии у клиентов проявляется тенденция к уменьшению зависимости от ожиданий и ценностей окружающих, а также к увеличению зависимости от имеющегося опыта. Также было доказано, что после такой психотерапии клиент с меньшим волнением воспринимает ситуации эмоционального стресса и фрустрации. Если говорить о «Я-концепции», то в ходе терапии происходят изменения, главным образом касающиеся «Я-идеального», которое становится более достижимым. Значительно повышается степень самопринятия, понимания самого себя. Отношения с другими людьми приносят большее удовлетворение, чем до терапии. Исследования в этой области также показали, что более успешны действия того консультанта, который проявляет в отношении клиента теплоту и искренний интерес. Подход Роджерса используется при консультировании и терапии в таких областях как образование, расовые отношения, семейные отношения, политика и менеджмент. Терапия, центрированная на клиенте до сих пор весьма популярна, и останется таковой, без сомнения, еще много лет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.10 (0.009 с.) |