Расчет дорожной одежды на морозоустойчивость 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчет дорожной одежды на морозоустойчивость



 

В районах сезонного промерзания грунтов земляного полотна при неблагоприятных грунтовых и гидрологических условиях должна быть обеспечена достаточная морозоустойчивость дорожных одежд.

Конструкцию считают морозоустойчивой, если соблюдено условие:

lпуч £ lдоп,

 

где lпуч – расчетное пучение грунта земляного полотна;

lдоп – допускаемое для данной конструкции пучение грунта, определяемое по ([I], табл. 4.3), lдоп = 4 см.

 

lпуч = lпруч.ср Кугв Кпл Кгр Кнагр Квл,

 

где lпуч. ср – величина морозного пучения при осредненных условиях, зависит от толщины дорожной одежды, руппы грунта по степени пучинистости ([I], табл. 4.1 и глубины промерзания zпр.

Группа грунта – по стени пучинистости –.Средняя глубина промерзания грунта в области zгр = см.

Средняя глубина промерзания дорожной конструкции:

zпр = 1.38 zгр = 1.38 х = см

Требуемую толщину дорожной одежды по условию морозоустойчивости оределяем приняв, что lпуч = lдоп = 4 см.

Тогда

lпруч. ср = lпуч/ Кугв Кпл Кгр Кнагр Квл,

 

где Кугв – коэффициент, учитывающий влияние расчетной глубины

залегания уровня грунтовых или длительно стоящих

поверхностных вод ([I], рис. 4.1), Кугв =;

Кпл – коэффициент, зависящий от степени уплотнения грунта

рабочего слоя ([I], табл. 4.4), Кпл =;

Кгр – коэффициент, учитывающий влияние гранулометрического

состава грунта основания насыпи ([I], табл. 4.5), Кгр =;

Кнагр – коэффициент, учитывающий влияние нагрузки от

собственного веса вышележащей конструкции на грунт в

промерзающем слое ([I], рис. 4.2), Кнагр =;

Квл – коэффициент, зависящий от расчетной влажности грунта

([I], табл. 4.6), Квл =.

 

lпруч. ср = 4.0/ = см

По номограмме рис.4.3 ОДН находим hд.о. треб = см.

Расчет дорожной одежды по упругому прогибу

Етр = 98.65[ lgSNр – 3.55] = 98.65[ lg() – 3.55] = МПа

Þ Еобщ = Етр Кпр =

Расчетная схема дорожной одежды

Е1 = МПа
Е2 = 0 МПа
Е3 = МПа
Е4 = МПа  

h1 = см Е'общ = МПа

h2 = см Е''общ = МПа

 

 

h3 = см Е'''общ = МПа

 

Егр = МПа

 

 

Расчет по кририю допускаемому упругому прогибу выполняется по номограмме Рис. 3.1. ОДН [I], снизу вверх

 

Расчет сопротивления сдвигу в песчаном слое основания

 

Расчет выполняется при температуре воздуха во 2 дорожно-климатической зоне t = 20°C.

 

Расчетная схема конструкции

 

Е1 = МПа
Е2 = МПа
Е3 = МПа

h1 = см

 

h2 = см

 

h3 = см

 

 

Е ''' общ =

 

Еср = ∑Еihi/ihi = МПа

Критерий прочности Тпред / Та ³ Кпр

где Кпр = 1.0,

Т а – расчетное активное напряжение сдвига,

Т = рt,

где t – удельное активное напряжение сдвига отединичной

нагрузки;

р – расчетное давление от колеса на покрытие, р = 0.6 МПа;

Тпред – предельная величина активного напряжения сдвига, определяемая по формуле

Тпред = КдN + 0.1g z tg(jст)),

 

где Кд – коэффициент, учитывающий особенности работы

конструкции на границе песчаного слоя с нижним слоем

несущего основания ([I],п. 3.35), принимаемы равным Кд =;

СN – сцепление в промежуточном песчаном слое;

g – плотность материала, равная g = 0.002 кг/см3;

z – толщина до рассматриваемого слоя;

jст– угол внутреннего трения при единичном нагружении,

Тпред = 3

Еср / Е ''' общ =, Sh =

j =°

По номограмме ([I], рис. 3.3) определяем t =

 

Т = =

 

Кпр = / = > Кпр = 1.00

 

Условие выполняется, т.е. устойчивость на сдвиг в песчаном слое обеспечена.

 

Расчет сопротивления сдвигу в подстилающем грунте

 

 

Е1 = МПа
Е2 = МПа
Е3 = МПа
Е4 = МПа  

h1 = см

h2 = см

 

h3 = см

 

 

h4 = см

 

 

Еср = () = МПа

 

Тпред / Т ³ Кпр , Кпр = 1.0

Еср / Егр = / =, Sh / D =/ =

jст = °, j = °, Кд = 1.0

Тпред = ()) = МПа

 

По номограмме ([I], рис. 3.2) определяем t =

 

Т = 0.6 х =

Кпр = / = < Кд = 1.00 Условие выполняется, т.е. устойчивость на сдвиг в грунте обеспечена.

 

 


Расчет на сопротивление при изгибе монолитных слоев с учетом усталостных явлений

Расчетная схема

 

Е1 = МПа
Е2 = МПа

h1 = см

h2 = см

 

Е′′общ =

Еср = МПа

 

В монолитных слоях дорожной одежды, возникающие при изгибе одежды напряжения под действием повторных кратковременных нагрузок, не должны в течение заданного срока службы приводить к образованию трещин от усталостного разрушения. Условие прочности имеет вид:

 

RN / s ³ Кпр,

 

где Кпр – требуемый коэффициент прочности с учетом заданного

уровня надежности, равный Кпр = 1.0;

s – наибольшее растягивающее напряжение в данном слое,

s = sr р Кв ,

где р – расчетное давление, равное р = 0.6 МПа;

Кв – коэффициент, учитывающий особенности напряженного состояния покрытия конструкции под спаренным баллоном, равный

Кв = 0.85

sr – растягивающее напряжение от единичной нагрузки,

определяемое по номограмме ([I], рис. 3.4) в зависимости от величин:

 

Еср / Е′′общ = / =, Sh / D =/ =

 

По номограмме рис. 3.4 определяем sr = МПа;

 

 

s = ∙ 0.6 ∙ 0.85 =

Прочность материала монолитного слоя при многократном растяжении при изгибе определяют по формуле:

 

RN = R К1 К2 (1 – 0.1t),

 

где R – нормативное значение предельного сопротивления растяжению при изгибе при расчетной низкой весенней температуре при

однократном приложении нагрузки ([I], табл. П.3.1), R = МПА,

К1 – коэффициент, учитывающий снижение прочности из-за

усталостных явлений при многократной нагрузке,

 

К1 = a / (SNp)1/m,

 

где a – коэффициент, учитывающий различие в реальном и лаборатор- ном режимах растяжения повторной нагрузкой, определяемый по ([I], табл. П.3.1), a =

m – показатель степени, зависящий от свойств материала рассчитываемого монолитного слоя ([I], табл. П.3.1), m = 4.3.

 

К1 =

К2 – коэффициент, учитывающий снижение прочности во времени от воздействия погодно-климатических факторов, определяемый по ([I], табл. 3.6), К2 = 0.8;

t – коэффициент нормативного отклонения, при Кн = 0.95 t = 1.71.

 

RN = МПа

RN / s = ³ Кпр = 1.0.

Условие прочности выполняется.

 

Расчет на осушение дорожной одежды

 

Дренажная конструкция необходима при традиционных конструкциях дорожных одежд со слоями из зернистых материалов на участках с земляным полотном из слабофильтрующих грунтов во II дорожно-климатической зоне при всех схемах увлажнения рабочего слоя земляного полотна.

Полная толщина дренируемого слоя определяется по формуле:

 

hп = hнас + hзап ,

 

где hзап – дополнительная толщина слоя, зависящая от капиллярных свойств материала ([I]), для песка hзап = м;

hнас – толщина слоя, полностью насыщенного водой, зависит от длины пути фильтрации L и расчетной величины притока воды в дренирующий слой на 1 м2 qр.

 

Значение qр определяется по формуле:

 

qр = q Кп Кв Кг Кр 10 -3,

 

где q – табличное значение притока воды в дренирующий слой при традиционной конструкции дорожной одежды, отнесенное к 1 м2 проезжей части ([I], табл. 5.3), q = л/м2 сут;

Кп – коэффициент «пик», учитывающий неустановившийся режим поступления воды из-за неравномерного оттаивания и выпадения атмосферных осадков ([I], табл. 5.4), Кп =;

Кв – коэффициент, учитывающий накопление воды в местах измененияпродольного уклона ([I], рис. 5.3,),

Кв =;

Кг – коэффициент гидрологического запаса, учитывающий снижение фильтрационной способности дренирующего слоя в процессе эксплуатации дороги ([I], табл. 5.4), Кг =;

Кр – коэффициент, учитывающий снижение притока воды при принятии специальных мер по регулированию водно-теплового режима ([I], табл. 5.5),

Кр =.

 

qр = м3/сутна1 м покрытия2

 

По номограмме ([I], рис. 5.1) определяем hнас при значениях параметров:

q' = 0.5 qр В,

где В – ширина проезжей части (без учета кромочных полос), В = м.

q' = м3/ сут

Кминф = 2 м/сут (для мелких и средних песков)

Уклон корыта i = 0.04

 

q'/ Кминф = / =

По номограмме рис. 5.1 находим

3.5 hнас / L =,

 

где L – длина пути фильтрации, равная при отсыпке песка на всю ширину земляного полотна

L = 0.5*В + а + б,

где а – ширина обочины;

б – средняя длина дренирующего слоя, расположенная в откосной части земляного полотна, равная сумме толщины дорожной одежды и половине толщины дренируемого слоя, умноженной на заложение откосов:

б = м.

L = м

 

Находим значение hна с = м

Тогда, полная требуемая толщина дренируемого слоя равна:

hп = м

Если требуемая толщина дренирующего слоя не превышает принятую по критериям прочности и морозоустойчивости толщину песчаного основания, то расчет закончен. В противном случае необходимо увеличить толщину дренирующего слоя или принять большее значение коэффициента фильтрации песка. Окончательную толщину дренируемого слоя принимаем равную см.

 


Конструирование и расчет прочности дорожной одежды

Жесткого типа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 901; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.036 с.)