ТОП 10:

Эффективное средство судебной защиты



Каждый имеет право на эффективную судебную защиту в компетентном национальном суде в случае нарушения основных прав, предоставленных конституцией или законом. Средство судебной защиты - это такое средство, с помощью которого право осуществляется, или предотвращается/компенсируется его нарушение. Средство судебной защиты эффективно, если оно справедливо, своевременно и осуществляется компетентными и беспристрастными судьями. Доктрина эффективного средства правовой защиты играет важную роль в вопросе, связанном с подачей жалоб в международные органы. Одним из условий подачи такой жалобы является исчерпанность всех внутригосударственных средств судебной защиты. Если это условие не выполнено, но доступные средства считаются неэффективными, жалоба будет считаться приемлемой, по крайней мере, на этом основании.


Список литературы, рекомендуемой для изучения курса «ПРАВО ПРАВ ЧЕЛОВЕКА»

 

Международные документы

 

1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).

2. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.).

3. Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах.

4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.)

5. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.)

6. Конвенция о правах ребенка (1989 г.).

7. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.).

8. Декларация о полиции (резолюция ПАСЕ СЕ № 960 1979 г.).

9. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.).

10. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила» 1985 г.).

11. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 40/34, 1985 г.).

12. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 43/173, 1988 г.).

13. Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1989 г.).

14. Принципы эффективного предупреждения и расследования незаконных, произвольных и суммарных казней (1989 г.).

15. Декларация о минимальных гуманитарных стандартах (Финляндия, 1990 г.).

16. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (Страсбург, 4 ноября 1999 г.).

17. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (Резолюция № 663 (ХXIV) ЭКОСОС ООН от 31 июля 1957 г.).

18. Основные принципы обращения с заключенными (Резолюция № 45/111 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г.).

19. Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (Резолюция Восьмого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1990 г.).

20. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (1985 г.).

Декларация ООН о защите всех лиц от насильственных исчезновений (1990 г.).

22. Эффективное предупреждение и расследование незаконных, произвольных и суммарных казней (1989 г.).

23. Конвенция Содружества Независимых Государств “О правах и основных свободах человека” (1995г.).

24. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1950 г.).

25. Конвенция о политических правах женщин (1953 г.).

26. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.).

27. Конвенция Международной Организации Труда № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (1981 г.).

28. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

29. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.).

30. Европейская конвенция об осуществлении прав детей (1996 г.).

31. Конвенция Совета Европы о контактах, связанных с детьми (2003 г.).

32. Конвенция относительно рабства (Женева, 1926 г.).

33. Конвенция Международной Организации Труда № 29 о принудительном или обязательном труде (Женева, 1930 г.).

34. Рекомендация Международной Организации Труда N 36 о регламентации принудительного или обязательного труда (1930 г.).

35. Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством (Женева, 1956 г.).

36. Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (Принят резолюцией № 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 15 ноября 2000 г.).

37. Конвенция о статусе беженцев (Женева, 1951 г.).

38. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (1995 г.).

39. Хартия Европейского союза об основных правах (2000 г.).

40. Американская конвенция о правах человека (1969 г.).

41. Африканская Хартия прав человека и народов (1981 г.).

42. Каирская Декларация по правам человека в исламе (1990 г.).

 

Законодательство России

 

1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина (Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.)

3. «О милиции»: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I

4. «Об оперативно - разыскной деятельности»: Федеральный закон от 1995 г. № 144-ФЗ

5. «О беженцах»: Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-I

6. «О вынужденных переселенцах»: Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-I

7. Гражданский кодекс РФ 1995 – 1996 гг.

8. «О свободе совести и религиозных объединениях»: Федеральный закон 1997 г.

9. «О чрезвычайном положении»: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ

10. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ

11. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ

12. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ

13. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ

14. «О политических партиях»: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ

15. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод» (с изм. и доп. от 18, 30 декабря 2001 г.): Федеральный закон от 20 марта 2001 г. № 26-ФЗ

16. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ

17. «О свободе совести и о религиозных объединениях»: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ

18. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ

19. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»: Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I

20. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»: Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-I

21. «Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека»: Указ Президента РФ от 29 марта 1998 г. № 310

22. «О Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека»: Указ Президента РФ от 6 ноября 2004 г. № 1417

23. «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц»: Постановление Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627

Литература:

 

1. Азаров А. Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека: Российские и международные механизмы. М. 2000.

2. Анисимов П.В., Папичев Н.И. Правовое регулирование защиты прав человека / Под ред. Ф. М. Рудинского. Волгоград. 2003.

3. Бахин С. В. Всеобщая декларация 1948 г.: от ка­талога прав человека к унификации правового ста­туса личности // Известия вузов. Правоведение. Л., 1998. № 4, С. 3-11.

4. Бингем Т. Х. Европейская Конвенция по правам человека: время инкорпорации // 1994. № 5. С. 18-27.

5. Бойцова В. В. Механизм правовой защиты и Кон­ституция РФ // Конституционно-правовая реформа в Российской Федерации. М. 2000. С. 156-161.

6. Бойцова В. В. Нетрадиционные механизмы защиты гражданских прав // Государственно-правовые проблемы обеспечения и защиты прав граждан. Тверь, 1997.

7. Боуринг Б. Вступление России в Совет Европы // Государ­ство и право. 2001. № 2, С. 21-26.

8. Вудд Э. Право человека на свободу религии в исто­рической и международной перспективе // Религия и право. 1999. № 1. С. 24-25.

9. Глотов С. А., Петренко Е. Г. Права человека и их защита в Европейском Суде. Краснодар. 2000.

10. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская кон­венция о правах человека и Европейская Социальная Хартия: право и практика. М. 1998.

11. Горшков С. А. Стандарты Совета Европы и законо­дательство России // Московский журнал междуна­родного права. 1999. № 2., С. 161-178.

12. Горшкова С. А. Европейская Социальная Хартия и Россия // Журнал российского права. 2000. № 10. С. 99-112.

13. Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. М. 2001.

14. Дженис М., Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека (Практика и комментарий). М. 1997.

15. Дзодзиев В. Права и свободы граждан Российской Федерации. М. 1997.

16. Дмитриев Ю. А., Черемных Т. Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и сво­бод человека // Государство и право. 1997. № 8. С. 44-50.

17. Игнатова И. В. Механизм реализации Европейской конвенции о защите прав человека и основных сво­бод // Государство и право. 1997. № 1. С. 76-82.

18. Карташкин В. А. Права человека: некоторые итоги и перспективы // Власть. 1997. № 3. С. 13-18.

19. Кашепов В. П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации // Государ­ство и право. 1998. № 2. С. 66-71.

20. Комментарий законодательства о вынужденных пе­реселенцах и о беженцах. М. 2003.

21. Конвенция о защите прав человека и основных сво­бод и протоколы к ней // Российская юстиция. 1998. № 7. С. 5-12.

22. Конституция Российской Федерации и совершен­ствование механизмов защиты прав человека. М. 1994.

23. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы / Под ред. В.В. Лунеева. М. 2001.

24. Ледях И. А., Воробьев О. В., Колесова Н.С. Меха­низм прав и свобод граждан // Права человека: про­блемы и перспективы. М. 1991.

25. Лейбо Ю.И., Голопятенко Г. П., Экштайн К. А. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Россий­ской Федерации «Права и свободы человека и гражданина» / Под ред. К. А. Экштайна. М. 2000.

26. Лукьянцев Г. Е. Запрещение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или нака­зания по Европейской конвенции о защите прав че­ловека и основных свобод // Правозащитник. 1998. № 3., С. 59-65.

27. Лукьянцев Г. Е. Европейские стандарты в области прав человека: Теория и практика функционирования Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. М. 2000.

28. Матузов Н. И. Теория и практика прав человека в России // Известия вузов. Правоведение. СПб. 1998. № 4. С. 22-35.

29. Общая теория прав человека / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М. 1996.

30. Петрухин И. Оговорки и заявления РФ при ратифи­кации Европейской конвенции о защите прав челове­ка и основных свобод // Российский бюллетень по правам человека. М. 1998. Вып. 10. С. 65-69.

31. Поленина С. В. Права женщин в системе прав чело­века: международный и национальный аспект. М. 2000.

32. Права человека в России: Информационный бюлле­тень Аппарата Уполномоченного по правам челове­ка в Российской Федерации. М. 2000. № 5.

33. Права человека и деятельность органов внутренних дел. Саратов. 1994.

34. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под. Ред. Е.А. Лукашевой. М. 2002.

35. Права человека: постоянная задача Совета Евро­пы. М. 1996.

36. Права человека: Сборник международных документов / Сост., авт. вступит. ст. Г. М. Мелков. М. 1998.

37. Пустогаров В. В. Международное гуманитарное право. М. 1997.

38. Путеводитель по Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод /Комментарий Донны Гомиен, научного сотрудника Институ­та прав человека Норвегии. Совет Европы. 1994.

39. Стедовский Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность. Нормы и действительность. М. 2000.

40. Тиунов О. И. О решениях Конституционного Суда РФ в связи с жалобами граждан на нарушения их конституционных прав и свобод // Российский юри­дический журнал. Екатеринбург. 1996. № 2(10). С. 48-62.



 

 


       
   
 
 

 

 


 

 

 

 

 

 

 


 

 

                   
   
         
 
 
 

 


 
 

 

 

 


!


 

 

 


 

 

 


 
 


 

 


 

       
   
 
 
Акты применения права субъектами в их деятельности в связи с вооруженными конфликтами

 



 

 


 

 
 

 



 

 


 

 

 


 


 


 
 

 

 


 

 

 
 

 

 


.

 

 
 

 

 

Статья 47 Дополнительного протокола II к Женевским Конвенциям. Наемник – это лицо: Статья 359 УК РФ. Примечание. Наемником признается лицо:
специально завербованное и непосредственно участвующее в боевых действиях  
для получения личной выгоды и которому в действительности обещано материальное вознаграждение… действующее в целях получения материального вознаграждения  
не являюееся гражданином сторон в конфликте и не проживающее постоянно на территории под ее контролем не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории
не входящее в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте    
не послано государством, которое является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей  
Находясь во власти противника, наемники не имеют права на статус военнопленного и подлежат наказанию. Однако только по приговору компетентного судебного органа и имеют общепризнанные гарантии судебной защиты.   Часть 1 ст. 359 УК РФ: Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет. Часть 3 ст. 159 УК РФ: Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет
Не считаются наемниками военные инструкторы и советники, официально направленные одни государством для строительства ВС другого государства, если не принимают непосредственного участия в боях  

НАЕМНИКИ

 



 

 


             
 
 
   
 
 
Посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания
   
 
 
Взятие заложников
 
 
Посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение
 
 
Осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.  
 

 

 

 


 


       
 
 
   


 

 

       
   
 
 


           
   
 
 
 
   


 

             
   
 
 
 
 
 
 
 
   
     
Жизнь, семья, собственность, обычаи и религиозные убеждения гражданского населения должны уважаться.  
 
     
Однако, в отношении гражданского населения могут быть приняты дополнительные меры контроля и обеспечения безопасности в связи с военным положением  
 

       
 
 
   

       
   
 
 

 

 

       
 
 
   

 

 



 

 



 

             
   
 
 
   
 
 
 
 
 


       
   
 
 
 
 
 
 
 
 

 



 

 


 

 

           
   
 
   
 
 

 



 

 



 

 

       
   
 
 



                       
   
 
   
     
   
 
 
 
   
 
 


       
   
 
 
 
 


       
   
НЕОБОРОНЯЕМЫЕ МЕСТНОСТИ  
 
 
 
 


       
   
Демилитаризованные зоны  
 
 
 
 


 


 

       
   
 
 


 

               
   
 
   
 
   
 
 

       
   
 
 
 
 

 



 

 


 

 


Главное предназначение эмблемы – в период вооруженных конфликтов эмблема выполняет роль видимого знака защиты, предоставляемой в соответствии с положениями Женевских конвенций.

В 1859 г. Анри Дюнан стал свидетелем битвы при Сольферино, после которой тысячи раненых воинов были оставлены без какой-либо помощи, остались умирать на поле боя. Многих можно было спасти, но армейские санитарные службы не сумели справиться со своими обязанностями. Это была одна из наиболее бессмысленных жертв войны, потрясшая Дюнана. Одной из причин этой трагедии было отсутствие у медицинских формирований какой-либо единой отличительной эмблемы, которую каждая из сторон конфликта могла бы легко опознать. Начав активную общественную деятельность, Анри Дюнан приложил огромные усилия к тому, чтобы в 1863 в Женеве состоялась Международная конференция, которая пыталась найти решение проблемы неэффективности работы военных санитарных служб на поле боя. На конференции была утверждена эмблема – красный крест на белом фоне – в качестве отличительного знака обществ оказания помощи раненым. Эмблема красного креста на белом фоне была принята, прежде всего, как дань уважения Швейцарии – стране, ставшей инициатором Международного движения Красного Креста. Эмблема представляет собой обратное изображение цветов Швейцарского государственного флага с белым крестом на красном фоне.

1864 г. На Дипломатической конференции в Женеве эмблема красный крест на белом фоне официально признана в качестве отличительного знака медицинских служб вооружённых сил.

 

1876 г. Во время русско-турецкой войны на Балканах Оттоманская империя вместо эмблемы красного креста приняла решение использовать красный полумесяц на белом фоне. Причина была в том, что для мусульманских стран крест ассоциировался не со Швейцарией, а с христианством. В 1929 г. МККК и Лига обществ Красного Креста приняли решение расширить число официальных символов защиты: для Египта, Турции и прочих мусульманских стран утвердили в качестве знака красный полумесяц. Тогда же решили, что страны, вступающие в лигу, должны выбрать один из этих двух символов – либо крест, либо полумесяц. Исключение сделали для Персии, получившей особый знак красного льва и солнца, повторявший государственный герб страны. В 1949 г. в статье 38 Женевской конвенции I эмблемы красного креста, красного полумесяца и красного льва и солнца на белом фоне были признаны в качестве защитных знаков военно-медицинских служб. Тем самым исключалась возможность использования каких-либо иных особых знаков, кроме эмблем красного креста, полумесяца и красного льва и солнца.

 

После исламской революции 1980 г. в Иране герб и, соответственно, эмблему красного льва и солнца использовать перестали, однако власти Ирана, объявляя о переходе к полумесяцу, сообщили, что оставляют уникальную эмблему за собой и могут в любой момент ее восстановить в случае признания новых эмблем.

Эмблемы, аналогичные международным, использовались в разных странах. В Германии во времена Третьего рейха широкое распространение получила красная свастика. В СССР, вопреки требованиям лиги, официальной эмблемой был знак, содержащий и красный крест, и красный полумесяц. В Палестине была создана организация «Маген Давид Адом» – Общество Красного Щита Давида. Однако ни свастику, ни щит Давида в качестве международных символов не признавали: все новые государства, вступающие в Лигу, обязаны были выбирать между крестом и полумесяцем. Негласное исключение делалось только для СССР: в Лиге просто делали вид, что не замечают явного нарушения своих правил.

 

В 1982 г. Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца приняла в качестве своей эмблемы знак красного креста и красного полумесяца на белом фоне.

В мирное время в качестве отличительного знака эмблема используется Национальными обществами Красного Креста и Красного полумесяца, машинами и станциями скорой помощи, которые принадлежат третьим сторонам, при условии, что эмблема применяется в соответствии с положениями национального законодательства, и что национальное общество разрешило использовать её в этом качестве, и что пункты оказания первой помощи будут проводить лечение исключительно на безвозмездной основе

В период вооруженного конфликта в качестве отличительного знака эмблема используется только Национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца. В период вооруженного конфликта в качестве защитного знака (эмблема выполняет роль видимого знака защиты, предоставляемой в соответствии с положениями Женевских конвенций.) эмблема используется Медицинскими службами вооруженных сил, Национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, которые официально признаны и уполномочены правительствами своих государств оказывать помощь медицинским службам вооруженных сил. Они могут применять эмблему в защитных целях, но только в отношении персонала и оборудования для поддержки военно-медицинской службы, причем персонал должен подчиняться воинскому уставу и дисциплине, гражданскими больницами и медицинскими учреждениями, которые признаны таковыми государством и уполномочены использовать эмблему в целях защиты, другими добровольными обществами оказания помощи, при условии соблюдения ими тех же правил, которым подчиняются национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Международный Комитет Красного Креста, Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца могут использовать эмблему без каких-либо ограничений.

Но проблемы символики существуют. МККК пришлось работать в некоторых странах, где красный крест или полумесяц не столько защищал от враждебных действий, сколько провоцировал их, поскольку воспринимался как религиозный символ.

Кроме того, многие государства, до сих пор вынуждены выбирать между крестом и полумесяцем. А потому они стали требовать права использовать собственную национальную символику. Например, в Южной Корее настаивают на официальном статусе красных символов «инь» и «янь», а в Индии – колеса Кришны.

В силу указанных проблем, было решено устроить конкурс на новую, лишенную национальных и религиозных ассоциаций эмблему. Возможно, что новой эмблемой станет красный кристалл на белом фоне.


 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.194.83 (0.051 с.)