Прочие привлеченные средства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прочие привлеченные средства



В нем отражаются прочие привлеченные средства юридических лиц, которые указываются по всем группам клиентов.

Кредиты предоставленные

Отражаются кредиты выданные банком по всем группам клиентов, с указанием сроков размещения, отдельные счета этого подраздела выделены для учета просроченных кредитов и просроченных процентов по выданным кредитам.

Прочее размещенное средство

Указываются прочие размещенные средства по группам клиентов по определенным срокам.

Прочие активы, пассивы

Предназначен для учета расчетов с клиентами по отдельным группам банковских операций, а также для учета требований и обязательств по уплате процентов, их не исполнение и прочее.

Раздел Балансовых счетов

5 раздел балансовых счетов называется операции с ценными бумагами, он состоит из 4 подразделов:

5.1. вложение в долговые обязательства

5.2. вложение в долевые ценные бумаги

5.3. учтенные векселя
5.4. выпущенные ценные бумаги

5.1. На счетах первого подраздела отражаются активные операции банка, связанной с формированием портфеля долговых обязательств оцениваемых средств по справедливой стоимости через прибыль или убыток, а также долговых обязательств имеющихся в наличии для продажи.

5.2. Второй подраздел разделяется на три счета первого порядка: 506 – этот счет служит для учета долевых ценных бумаг, оцениваемых по справедливой стоимости через прибыль или убыток; на счете 507 – отражается вложение банка в долевые ценные бумаги, имеющихся в наличии для продажи; на 509 счете – отражаются предварительные затраты для приобретения ценных бумаг, а также для учета резервов на возможные потери.

5.3. В третьем подразделе отражаются вложения банков векселя всех групп векселедателей, включая векселя выпущенные органами власти иностранных государств и авалированные (гарантированные) ими, а также векселя банков не резидентов и векселя прочих не резидентов.

5.4. В четвертом подразделе отражаются пассивные счета на которых в банках учитываются все обязательства банка по выпущенным им ценным бумагам: облигация, депозитным и сберегательным сертификатом, выпущенным векселя и банковским акцептам.

6 раздел балансовых счетов – называется средства и имущества, и включает подразделы:

6.1. Участие
6.2. Расчеты с кредиторами и дебиторами

6.3. Имущество

6.4. Доходы и расходы будущих периодов

6.1. В первом подразделе присутствуют счета, на которых отражаются суммы средств, вложенные банком в капиталы банков и зависимых компаний, и резервы, созданные по этим позициям на возможные потери, а также участия в уставных капиталах банков, созданных в виде обществ с ограниченной ответственностью и в уставные капиталы банков не резидентов, включая собственные резервы.

6.2. Во втором подразделе присутствуют пассивные счета, отражающие кредиторскую задолженность и активные счета, отражающие дебиторскую задолженность. Следует обратить внимание на счет 603.15 – активный, на котором отражается дебиторская задолженность, образовавшаяся по банковской операции при выплате банком сумм по предоставленным гарантиям.
6.3. В третьем подразделе отражаются балансовые счета, на которых учитываются: основные средства на балансе банка, амортизация основных средств, вложение в строительство создания и приобретения основных средств и не материальных активов, финансовая аренда.

6.4. В четвертом подразделе отражаются доходы будущих периодов по кредитным и другим операциям.
7 раздел – включает счет 705 – «использование прибыли», 706 – «финансовый результат текущего года», 707 – «финансовый результат прошлого года» и 708 – «прибыль или убыток прошлого года».

Глава Б.

В главе Б действующего плана счетов сосредоточены счета для учета операций доверительного управления. Счета указанной главы предназначены для учета денежных средств и ценностей, передаваемых коммерческому банку в доверительное управление – все операции по доверительному управлению совершаются только между счетами главы Б. Все счета этой главы начинаются с цифры 8, активные счета этой главы предназначены для учета имущества, полученного в доверительное правление. Это могут быть денежные средства, ценные бумаги, драгоценные металлы и прочие ценности.
На пассивных счетах отражаются источники покрытия имущества клиентов, т.е. капитал в управлении. В главе предусмотрены также счета для учета расчетов по доверительному управлению, для учетов доходов и расходов, прибыли и убытков по операциям доверительного управления.

Глава В.

Глава В содержит забалансовые счета. На счетах этой главы учитываются ценности и документы, принятые в залог, на хранение, на комиссию, на инкассо, все счета этой главы имеют в номере счета первую цифру 9. В главе B содержится 6 разделов первые из которых начинаются. 2 - неоплаченный уставный капитал кредитных организаций, 3 – ценные бумаги, 4 - расчетные операции и документы, 5 – кредитные и лизинговые операции, 6 – задолженность вынесенная за баланс,7 – корреспондирующие счета. В последнем разделе содержится только 2 счета, которые имеют назначение, составление бухгалтерских проводок по пассивным вне балансовым счетам. Если банк выполнил операцию по активному вне балансовому счету, то 2 счет задействованный в операции является пассивным счетом из раздела 7 вне балансовых счетов.

Глава Г. – срочные сделки
Счета главы Г начинаются с цифры 9, на счетах этой главы отражается учет сделок о покупке и продаже финансовых активов (драгоценных металлов, ценных бумаг, иностранной валюты) по которым дата поставки не совпадает с датой заключения сделки. Такие сделки делятся на сделки с резидентами и не резидентами, а также на срочные и на личные. Счета этой главы делятся на активные и пассивные, и составляют три группы счетов: 1). наличные сделки

2). срочные сделки

3). не реализованные курсовые разницы (положительная и отрицательная)
Глава Д.

На счетах главы Д «счета депо» отражаются депозитарные операции банка. На счетах депозитарного учета могут отражаться операции могут отражаться операции с не эмиссионными ценными бумагами, выпущенные в соответствующими правилами. Учет на счетах депозитария ведется не в рублях, а в штуках.

 

3. Аналитический и синтетический учет.

 

Традиционно бух. учет в банках ведётся в 2 – х направлениях; аналитическим и синтетическим.

Аналитический учёт – это подробный детальный учёт отражающий банковскую операцию.

Цель аналитического учёта;

  1. Полно, подробно и оперативно отразить все банковские операции на бух. счетах.
  2. Проконтролировать их по существу и форме пользуясь данными док. которые явл. основанием для бух. записей в аналитическом учете.

Синтетический – это обобщенный учет, обобщает данные аналитического учёта.

Задачи;

  1. Сгруппировать данные аналитического учёта по определённым признакам (по балансовым счетам)
  2. Поверить правильность ведения аналитического учёта.

Лицевые аналитические счета открываются по каждому балансовому и вне балансовому счёту, по видам учитываемых средств. ценностей с подразделением их по назначению и по владельцам. эти счета явл. выходными док. банка. Общ. для всех форм лицевых явл. следующие реквизиты;

  1. Дата совершения операции
  2. Номер док. на основании которого производится запись.
  3. Номер корреспондирующего счета
  4. Условное цифровое обозначение вида операции
  5. Сумма оборотов по дебету и кредиту и сумма остатков.

Для организации синтетического учёта в банке служат кассовые журналы, проверочные ведомости, ежедневные, ежемесячные и годовые балансы. По данным баланса контролируется;

  1. Формирование и размещение денежных средств
  2. Состояние кредитных, расчётных. кассовых и др. банковских опер.
  3. Правильность отражение опер. в бух. учёте.

Заключительными оборотами явл. обороты по отдельным счетам и опер. проводимые в новом году но подлежащие учёту как обороты истекшего года.

По мимо бух. учёта в коммерческих банках ведётся оперативный учёт который не проверяется бух. балансом, и осуществляется непосредственно учётно операционным работником. В нем учитываются изменения остатков на лицевых счетах, происходящие в связи с поступлениями и выплатами денег, производятся в течении операционно дня и позволяют осуществлять платежи с расчётных, текущих, бюджетных и др. счетов.

Под техникой бух. учета понимают процесс группировки информации содержащийся в док. и получение отчетных сведений за определённый период. Технология сбора информации может осуществляется в ручном варианте или автоматизированном. Чаще всего с использованием компьютерной техники. Автоматизированная обработка обеспечивает оперативность, высокое качество информации и любой аналитический разрез через программный продукт.

 

 

  1. Документальный учет банковских операций

 

Специальная документация коммерческих банков разрабатывается и утверждается Центральным Банком России и обязательно к применению физическими и юридическими лицами, осуществляющими по средствам банков расчетные, ссудные и прочие операции. Поскольку коммерческий банк осуществляет множество операций к документации предъявляются следующие требования: 1). стандартизация; 2). унификация.
Стандартизация – это применение документов с единой схемой расположения реквизитов.

Унификация – это максимальное сокращение форм, используемых документов.

Кассовые документы, их назначение сводятся к оформлению права приема и выдачи денежной наличности в рублевой и иностранной валюте, к ним относятся: объявления на взнос наличными, чеки, расходные и приходные ордера.
Расчетные документы используются при взыскании поставщиком платежа за продукцию с их заказчиком, покупателя или при погашении обязательств и задолженностей перед бюджетом, пенсионным фондом, прочими кредиторами. Также при обслуживании банком клиентов или погашение собственных долгов (платежные требования, аккредитивы, расчетные чеки).

Мемориальные документы (ордера) – выписываются банком при оформлении внутрибанковских операций (кредиты, выданные, погашенные, начисление процентов, поступление и выбытие основных средств, заработная плата, начисление износа, получение дохода и расчета прибыли). Значительный объем информации о деятельности банка занимают внебалансовые показатели. В результате ввода первичная бухгалтерская информация зафиксированных документов и ее обработке бухгалтерия получает все необходимые выходные данные, как аналитического, так и синтетического характера.

Банк обязан обеспечить сохранность бухгалтерских документов, ответственность за правильную организацию и соблюдение установленного порядка, хранение бухгалтерских документов на руководителя и главного бухгалтера банка, в среднем документы хранятся 5 лет.
Порядок:

1). Сформированный в установленном порядке и сброшюрованный бухгалтерские документы за рабочий день после составления ежедневного баланса и проведения сплошной проверки передаются на хранение в архив с ограничением доступа к нему.

2). В архиве документы текущего года и года предшествующего хранятся отдельно в металлических шкафах (сейфах). Бухгалтерские (мемориальные) документы хранятся подшитыми за каждый день в возрастающем порядке номеров дебетованных балансовых счетов.
3). В бухгалтерии должны быть работники на которых возлагается обязанность осуществления последующего контроля совершаемых бухгалтерских операций.

 

  1. Организация кассовой работы в банке. Учет и оформление приходных и расходных кассовых операций.

 

Кассовые операции выполняются банком на основании приходных и расходных кассовых документах. К расходным кассовым документам относятся: денежный чек и расходный кассовый ордер. По денежным чекам банк производит выдачу наличных денег за счет средств имеющихся на расчетном счете юридического лица. Все кассовые документы записываются в кассовый журнал, который служит для сверки операций в выполненных кассами банка, которые будут отражены на балансовом счете 20202 «Касса банка» в конце рабочего дня.
Банк имеет право отказаться в приеме чека если подписи на чеке, оттиск печати или надписи признаны сомнительны. Убытки в случае оплаты чека с подложной подписью несет владелец счета, если не будет доказана вина банка.

В конце рабочего дня кассир расходной кассы сверяет сумму наличности, полученную под расписку в начале операционного дня у заведующего кассой. С суммой расходных кассовых документов и с остатком денежной наличности после этого кассир заполняет расходную справку, в которой указываются выполненные расходные операции, кроме кассира справку подписывает контроллер банка.
Приходные кассовые операции также выполняются банком и отражаются в кассовом журнале. Приходные кассовые операции выполняются банком на основании приходных кассовых документах: объявления на взнос наличности и приходного кассового ордера.

Управление налично-денежным обращением и порядок совершения кассовых операций регулируются законодательными актами органов государственного управления и нормативными документами банка России. Положением ЦБ РФ от 9.10.2002 №199-П и письмом ЦБ РФ от 4.10.1993г. установлено правило ведения кассовых операций. В обязанности бухгалтера-контроллера входят следующие функции: выпуска приходных и расходных кассовых ордеров; 2). Регистрация расходных и приходных ордеров в кассовом журнале; 3). Проверка чеков клиентов; 4). Объявление на взнос наличными, полученных от операциониста. Проверка соответствия количества исполненных кассиром документов количеству записанных в кассовом журнале; 5). Обработка кассовых документов и отчета кассира; 6). Расписка в кассовой книге о полученных вместе с отчетом кассовых документов; 7). Передача документа для включения их в отчет по операционному дню.
Функциональные обязанности кассира

1). Исполнение распоряжений – выдача и прием денежной наличности
2). Ведение кассовой книги
3). Запись исполненных кассовых документов в кассовую книгу
4). Передача кассовой книги с документами для проверки бухгалтеру-контроллеру
Минимальный остаток наличных денег в операционной кассе устанавливается банком России, исходя из объема оборота наличных денег, проходящих через кассу и графика поступления денежной наличности от клиентов, порядка ее обработки и других особенностей организации налично-денежного оборота, и кассовой работы. Кассовое подразделение возглавляется заведующим кассой, заведующим хранилища ценностей, главным и старшим кассиром или другим кассовым работником банка о котором заключается договор о полной материальной ответственности. Выполнение операций с наличными деньгами осуществляет кассовые и инкассаторские работники банка. С каждым кассовым и инкассаторским работником, выполняющим операции с наличными деньгами, и другими ценностями заключается договор о полной материальной ответственности.
Кассовым работникам запрещается: 1). Передоверять выполнение порученные работы с ценностями другим лицам; 2). Выполнять поручения организаций по проведению операций с денежной наличностью по их счетам в банке, принимая объявления на взнос наличными или денежные чеки, минуя операционных работников; 3). Хранить свои деньги и другие ценности вместе с деньгами и ценностями банка.

 

 

  1. Вечерние кассы и операционные кассы вне кассового узла банка.

 

Понятие вечерней кассы.

Кассы, осуществляющие прием денег по истечении операционного дня, именуются вечерними.

Их организация расширяет возможности кассового обслуживания, создает дополнительные удобства клиентам.

Кассир вечерней кассы, кроме непосредственного приема денег производит прием инкассаторских сумок с денежной наличностью.

В обязанности кассира входит проверка внешних атрибутов, подтверждающих выполнение бригадой инкассаторов операции доставки денег в банк: отсутствие внешних повреждений и иных повреждений сумок, целостность пломбы, соответствие оттисков пломбира заверено образцам; соответствие номерам указанных в докладной указанных в документах.

Пересчет денег, поступивших в инкассаторских сумка, осуществляют кассиры счет бригад касс пересчета.

Сама организация их работы – выдача контролером бригады каждому кассиру по одной сумке, ее вскрытие в присутствии контролера, который оставляет у себя как саму сумку, так и находившуюся в ее внутреннем кармане предпроводимую деятельность, проводимую клиентом.

Данная ведомость направлена на защиту интересов клиентов.

На счет клиента зачисляются средства соответствующие сумме фактически оказавшихся в инкассаторской сумке наличности.

По своему статусу кассиры банков являются материально ответственными лицами, что предполагает особый подход к подбору данной категории работников.

Обязательным условием их приема на работу является подтверждение знания действующих правил кассовой работы и заключение договора материальной ответственности.

Соблюдению принципов материальной ответственности работников банка подчинены правила обработки, формирование и упаковки денежных знаков. Они являются общими для банковской системы страны и их соблюдение выступает условием сокращения затрат по ведению кассовых операций и обеспечения действенности контроля за их проведением.

Согласно этим правилам кассиры обязаны сортировать денежные знаки на годные к обращению и ветхие, и формировать их по достоинству.

Такой порядок не только обеспечивает соблюдение принципа материальной ответственности кассира и облегчает работу расходных кассах банков.

Выдача денег клиентам производится полными пачками и корешками по обозначенным на накладных и бандеролях сумма.

Выявленный при этом недостаток денег возмещается за счет соответствующего материально ответственного лица.

Кассовые документы должны быть сформированы не позднее следующего рабочего дня в отдельные папки за каждый операционный день. Не позднее следующего дня итоги документов должны быть сверены главным бухгалтером банка с данными бух учета и заверены его подписью.

Кассовые документы, срок хранения которых превышают 5 лет подшиваются в отдельные папки со специальной пометкой на лицевой стороне. На лицевой стороне каждой папки наклеивается типовой штамп, проставляются подписи кассового работника, формировавшего папки заведующего кассой, глав. буха.

Кассовые документы за последние 12 месяцев должны храниться в хранилище ценностей под ответственностью заведующего кассой.

Банк в праве организовать хранение бухгалтерских документов в виде электронных баз данных, сформированных в условиях компьютерных обработки данных. При этом должна быть обеспечена возможность распечатывание бумажных копий бухгалтерских документов по формам установленным нормативными актами ЦБРФ.

В ходе проведения ревизии кассы проверки подлежат не только денежные средства, но и прочие ценности. Ревизия проводится по распоряжению руководителя банка в следующих случаях:

- не реже одного раза в квартал;

- ежегодно по состоянию на 1 января каждого года;

- при смене материально ответственных лиц (завед. Кассой, главбуха, руковод.)

Ревизия должна проводится МОЛ (материально ответственное лицо), отвечающего за ревизуемые ценности, а в случаях их отсутствия этот факт особо отмечается в акте проверки за подписью всех членов комиссии.

Ревизия проводится внезапно, со сплошной проверкой всех ценностей, путем пересчета денежных банкнот, монет и других ценностей, находящихся в денежных хранилищах.

После пересчета ревизующие сверяют оказавшиеся в наличии ценности с данными аналитического учета ежедневного баланса.

По результатам проверки ревизионная комиссия составляет акт.

Вся выявленная недостача денежных средств списывается в расход по кассе с отнесением на лицевой счет кассира, у которого выявлена недостача.

Операционная касса банка вне кассового узла - это небольшое отделение банка, с ограниченными функциями по проведению денежных операций. То есть в такой кассе Вы можете провести платежи, заплатить за кредит, если необходимо провести приходные и расходные операции по картам и вкладам, обменять валюту можете не везде. Но оформить кредит, открыть вклад Вы там не сможете, за этой услугой придется обратиться в основное отделение банка или его дополнительный офис.

Поэтому набор функций у операционной кассы банка вне кассового узла намного больше, чем у обменника, но все-таки есть свои ограничения.

 

  1. Инкассация

Инкассация (с итальянского — класть в ящик) — сбор и перевозка наличных денежных средств между организациями и их подразделениями.

Должностное лицо в обязанности которого входит инкассация называется инкассатор. Кроме наличных денежных средств инкассаторы перевозят и др. материальные ценности — особо важные документы, драг. ме, банковские карты и прочее.

1 августа 1939 при Гос. Банке СССР была создана служба инкассации. В 1988 было создано Российское объединение инкассаций которое после принятия федерального закона «О ЦБ РФ» вошло в системы банка России. Потребность в использовании услуг инкассацией испытывает большинство предприятий, деятельность которых на прямую связанна с регулярным получением достаточно крупных сумм наличных денежных средств.

Банк осуществляет инкассацию и доставку наличных денежных средств в рублях РФ, ин. валюте а так же других ценностей, ювелирных изделий, драг ме. и камней, ценных бумаг, платежных док. спец. грузов и тд.

В перечень услуг так же входит сопровождение кассиров предприятий с использованием спец. транспорта и хранение денежной наличности в специально оборудованных хранилищах. Услуги инкассации и доставки денежных средств и ценностей осуществляется круглосуточно в любой день недели, включая выходные и праздничные дни. Специалисты отдела инкассации тщательно анализируют потребности предприятия и разрабатывают схемы обслуживания клиентов максимально учитывающие их пожелания.. сотрудники отдела инкассации проходят подготовку по специальной системе включающей в себя освоение приемов рукопашного боя, учебные стрельбы из табельного оружия и ситуационные тренировки по отражению нападения.

Банк предлагает транспортировку денежных средств, выполнение определенных задач обеспечивает собственная служба инкассации банка. Пользуясь услугами банка юр. лицо может:

– свисти к минимуму временные затраты по сбору наличных денежных средств

– обеспечить сохранность наличных денежных средств при их перевозке

– заказать услуги инкассации в удобное для юр. лица время.

По соответствующему договору банк принимает на себя обязательства:

1. по сбору денежной выручки с последующим пересчетом и зачислением денежных средств вашей организации на расчетный счет не позднее следующего операционного дня.

2. По перевозке ценностей организации с последующей передачей их в пункт доставки

Инкассация предполагает сопровождение а денежных средств;:

- доставка наличных денежных средств на заработную плату или прочие выплаты по чеку предприятия.

- сопровождение кассира предприятия при получении наличных денежных средств на заработную плату и прочие выплаты.

Инкассация предполагает прием денежных средств в сети терминалов. Банк предлагает своим клиентам инновационный сервис — прием торговой выручки в сети терминалов. Это может быть актуально в тех случаях когда:

– предприятие хочет сдать выручку в удобное для себя время и не ждать машину инкассации в строго определенное время

– выручка предприятия составляет не большую сумму (до 200 000 руб. день) и тарифы на инкассацию в классическом варианте неоправданно высоки.

–Для внесения выручки на счет уполномоченным сотрудником организации выдаются специальные банковские карты по которым производится идентификация в терминале и внесение средств на счет.

преимущество работы с терминалами:

1. разработанная технология обеспечивает высокую надежность операций в терминалах

2. внесение средств на счет возможно в любом из терминалов на территории города и регионов присутствия филиалов банка

3. сдача выручки может производиться в любое время суток

Банк выпускает любое необходимое количество идентификационных карт для ответственных сотрудников предприятия что позволяет инкассировать все торговые точки не зависимо от территориального место расположения.

Быстрое зачисление средств на счет.

Банк может организовать информирование клиента о зачисление средств в режиме реального времени по телефону или электронной почте.

Для перевозок используются бронированные специальные автомобили высокой степени защиты оснащенные средствами радио связи.

Инкассаторы экипированны бронежилетами средствами индивидуальной защиты и вооружены огнестрельным оружием

услуги икассации застрахованы. При расчете стоимости услуг инкассации учитывается количество и место нахождение инкассируемых объектов, время суток, периодичность инкассации, объем инкассируемой в течение месяца денежной наличности. Гибкая политика банка позволяет при установление тарифов на инкассацию использовать индивидуальный подход к каждому клиенту.

 

  1. Банковский баланс

Баланс — это соотношение взаимно связанных показателей какой-либо деятельности.

Деятельность коммерческих-банков представляет собой сово­купность пассивных операций, посредством которых образуются банковские ресурсы, и активных операций по использованию этих ресурсов с целью получения доходов.

Баланс коммерческого банка — это сводная итоговая таблица, в которой отражены обобщенные статьи,, характеризующие пас­сивные и активные операции на определенную дату. В этой таб­лице наглядно представлены два раздела: актив и пассив, между которыми должно существовать равенство.

Информация о наличии и движении источников банковских ресурсов, состоянии банковских операций формируется в про­цессе бухгалтерского учета. Завершающим этапом учетного про­цесса является общая характеристика состояния банковских сче­тов, т.е. составление итогового баланса и других форм отчетно­сти банка. При этом баланс является главной частью банковской отчетности.

 

  1. Общая характеристика безналичных расчетов в кредитной организации

Положения регулирует осуществление безналичных расчетов по счетам в формах, установленных законодательством, а также определяет форматы и порядок заполнения используемых расчетных документов.

Распространяется на следующие формы безналичных расчетов:

а) расчеты платежными поручениями;

б) расчеты по аккредитиву;

в) расчеты чеками;

г) расчеты по инкассо.

Формы безналичных расчетов применяются клиентами кредитных организаций (филиалов), учреждений и подразделений расчетной сети Банка России (далее - банки, за исключением прямого указания в тексте только на кредитные организации (филиалы) или учреждения и подразделения расчетной сети Банка России), а также самими банками.

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (далее - основной договор).

В рамках форм безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков.

Настоящая часть Положения распространяется на порядок осуществления операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций и их филиалов в части, затрагивающей применение форм безналичных расчетов.

Настоящая часть Положения не затрагивает отношения между взыскателями, являющимися органами, выполняющими контрольные функции и осуществляющими взыскание в соответствии с законодательством, и фактическими получателями средств при взыскании денежных средств в их пользу.

 

10. Порядок учета расчетов платежными поручениями

 

Выполнение расчётовпроизводится на основании платёжных поручений в бумажной или электронной формах. В тексте платёжных поручений указываются; назначение, сумма, платёжные реквизиты плательщика и получателя, подписи лиц и оттиски печатей. Платёжное поручение принимается не зависимо от наличия средств на счёте. Если на счёте отсутствуют денежные средства, то банк открывает клиенту картотеку не платежей (№2) на вне балансовом счёте №90902.

 

  1. Порядок учета расчетов по инкассо

 

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (далее - исполняющий банк).

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Получатель средств (взыскатель) представляет в банк указанные расчетные документы при реестре переданных на инкассо расчетных документов формы 0401014 (приложение 22 к настоящему Положению), составляемом в двух экземплярах. В реестр могут включаться по усмотрению получателя средств (взыскателя) платежные требования и (или) инкассовые поручения.

Первый экземпляр реестра оформляется двумя подписями лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати.

При приеме на инкассо платежных требований, инкассовых поручений ответственный исполнитель банка-эмитента осуществляет проверку соответствия расчетного документа установленной форме бланка, полноты заполнения всех предусмотренных бланком реквизитов, соответствия подписей и печати получателя средств (взыскателя) образцам, указанным в карточке с образцами подписей и оттиска печати, а также идентичности всех экземпляров расчетных документов. При приеме инкассовых поручений с приложенными исполнительными документами ответственный исполнитель банка обязан проверить соответствие реквизитов расчетного документа (даты и номера исполнительного документа, на который сделана ссылка в расчетном документе, взыскиваемой суммы, наименований, указанных в полях "Плательщик" и "Получатель" расчетного документа) реквизитам исполнительного документа. Наименование, указанное в поле "Получатель" расчетного документа, может не соответствовать наименованию взыскателя в исполнительном документе в случае взыскания денежных средств судебным приставом-исполнителем на депозитный счет службы судебных приставов.

После проверки правильности заполнения на всех экземплярах принятых расчетных документов проставляется штамп банка-эмитента, дата приема и подпись ответственного исполнителя. Непринятые документы вычеркиваются из реестра переданных на инкассо расчетных документов и возвращаются получателю средств (взыскателю), количество и сумма расчетных документов в реестре исправляются. Оба экземпляра реестра и исправления в них заверяются подписью ответственного исполнителя банка-эмитента.

Последние экземпляры расчетных документов вместе со вторым экземпляром реестра возвращаются получателю средств (взыскателю) в качестве подтверждения приема документов на инкассо.

Первые экземпляры реестров остаются в банке-эмитенте, подшиваются в отдельную папку, используются в качестве журнала регистрации принятых на инкассо расчетных документов и хранятся в банке-эмитенте в соответствии с установленными сроками хранения документов.

Банк-эмитент, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.

Учреждения и подразделения расчетной сети Банка России осуществляют экспедирование расчетных документов самих кредитных организаций и других клиентов Банка России в порядке, предусмотренном нормативными актами Банка России.

Кредитные организации (филиалы) организуют доставку расчетных документов своих клиентов самостоятельно.

Платежные требования и инкассовые поручения клиентов кредитных организаций (филиалов), предъявляемые к счету кредитной организации (филиала), должны направляться в учреждение или подразделение Банка России, обслуживающее данную кредитную организацию (филиал).

Поступившие в исполняющий банк платежные требования и инкассовые поручения регистрируются в журнале произвольной формы с указанием номера счета плательщика, номера, даты и суммы каждого расчетного документа. Учреждениями и подразделениями расчетной сети Банка России при регистрации дополнительно указываются БИКи банка плательщика и банка получателя средств (банка взыскателя). На первом экземпляре поступивших платежных требований и инкассовых поручений в верхнем левом углу проставляется дата поступления расчетного документа.

Ответственный исполнитель исполняющего банка осуществляет контроль полноты и правильности заполнения реквизитов платежных требований и инкассовых поручений в соответствии с порядком, предусмотренным в пункте 8.4 настоящей части Положения, за исключением проверки подписей и печати получателя средств (взыскателя), а также проверяет наличие на всех экземплярах расчетных документов штампа банка-эмитента и подписи ответственного исполнителя.

Расчетные документы, оформленные с нарушением требований, установленных настоящим пунктом, подлежат возврату с соблюдением требований пункта 2.21 настоящей части Положения. При возврате платежных требований, инкассовых поручений в регистрационном журнале делается запись с указанием даты и причины возврата.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика и при отсутствии в договоре банковского счета условия об оплате расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств платежные требования, акцептованные плательщиком, платежные требования на безакцептное списание денежных средств и инкассовые поручения (с приложенными в установленных законодательством случаях исполнительными документами) помещаются в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" с указанием даты помещения в картотеку.

Исполняющий банк обязан известить банк-эмитент о помещении расчетных документов в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок", направив извещение о постановке в картотеку формы 0401075 (приложение 23 к настоящему Положению). Указанное извещение направляется исполняющим банком банку-эмитенту не позже рабочего дня, следующего за днем помещения расчетных документов в картотеку. При этом на оборотной стороне первого экземпляра расчетного документа делае



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.58 (0.1 с.)