Определение величины приливов в порту Владивосток 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение величины приливов в порту Владивосток



Дата Полная вода Малая вода
Время Высота Время Высота
22.06.2009 05:12 0,6 08:42 0,6
22.06.2009 14:44 0,7 22:38 0,3

 

 

5. Штурманская справка на переход.

Навигационно-гидрографические и гидрометеорологические особенности перехода. Сведения о тропических циклонах.

Сведения о навигационно-географических характеристиках района плавания

Район перехода:

Залив Петра Великого

Берега. В залив Петра Великого выступает возвышенный полуостров Муравьев-Амурский Высота гор достигает 477м.

Береговая линия залива Петра Великого очень извилиста и образует много заливов и бухт пригодных для якорной стоянки. Далеко выступающие в залив полуострова и мысы образуют скалистые, большей частью обрывистые берега

окаймлённые камнями. Наибольшими из них являются полуострова Гамова, Брюса и Муравьёв - Амурский.

Проливы и острова. Залив Петра Великого изобилует островами. Почти все они лежат к SW от полуострова Муравьёв - Амурский и являются как бы его продолжением. Из островов, непосредственно прилегающих к полуострову, наибольшим является остров Русский. К SW от него находятся острова Римского -Корсакова. Отдельно от них лежат острова Фуругельма и Аскольд.

Характер берегов этих островов совершенно одинаков с берегом материка; все они приглубы и окаймлены камнями. Кое - где на несколько кабельтовых от берега отходят скалистые рифы и столбовидные скалы - кекуры.

Глубины, рельеф дна и грунт. Глубины в средней части залива Петра Великого 60 - 120 м., по направлению к его берегам они постепенно уменьшаются. Южнее линии соединяющей устье реки Туманная и мыс Поворотный, начинается крутой материковый склон. Глубины на материковом склоне в полосе шириной от 3 до 10 миль изменяются от 200 до 2000 м. Вдоль берегов залива и в бухтах грунт - песок, ил, встречается камень и ракушка. В средней части залива преобладает песок.

Гидрометеорологическая информация.

В заливе Петра Великого существенное влияние на плавание судов оказывают сильные ветры, тропические циклоны (тайфуны), туманы, обледенение судов, ледовый режим.

Основными факторами, формирующими климат района, является муссонная циркуляция атмосферы, географическое положение района, а также особенности гидрологического режима моря и рельефа побережья.

Ветры. В период зимних муссонов преобладают северо-западные ветры и северные ветры. Весной, по сравнению с зимой, увеличивается повторяемость ветров южных направлений. Летом в заливе Петра Великого преобладают восточные, юго-восточные и южные ветры.

Необходимо учитывать, что направление ветра в открытом море и на побережье различно; так если ветер на побережье северо-западный, то в открытом море следует ожидать северный. Ещё большее различие в направлении ветра на побережье и в открытом море наблюдается в тех случаях, когда ветер направлен с моря на высокий гористый берег. В этом случае ветер принимает направление, параллельное берегу, а так как ориентация берега самая разнообразная, то и направление ветра будет различным даже в пределах одной бухты.

Туманы обычно наблюдаются при южных и юго-восточных ветрах. Чаще всего они бывают ночью и в первую половину дня. Иногда в море туман располагается пятнами; судно, идущее в этом районе, попадает то в полосу с хорошей видимостью и ясным небом, то в полосу тумана, стоящего сплошной стеной.

Радиолокационная видимость. Гидрометеорологические условия существенным образом влияют на дальность радиолокационного наблюдения, увеличивая её в 2 -3 раза, либо существенно уменьшая. Дальность радиолокационного обнаружения также зависит от состояния поверхности моря (на фоне засветки); зависимость приводится в следующей таблице:

Радиолокационная видимость

Состояние поверхности моря, баллы Обнаруживаемость объектов
0-2 Нормальная
  Малые беспалубные суда обнаруживаются ненадёжно на расстоянии 2 -3 мили
  Малые рыболовные суда обычно не обнаруживаются на расстоянии более 5 миль
  Большая часть рыболовных и малых судов не обнаруживается
  Средние суда и океанские траулеры обнаруживаются неуверенно
  Средние океанские суда обнаруживаются на расстоянии 8 миль, а дальше - неуверенно

Колебания уровня и приливы. Изменения уровня обусловлены сгонно-нагонными и приливными явлениями, сейшами и, изредка, цунами. Основное влияние на колебания уровня моря оказывают сгонно-нагонные явления; приливы незначительны. Сгонно-нагонные явления связаны в основном с муссонами и поэтому носят сезонный характер: зимой, под воздействием преобладающих северных ветров и высокого давления наблюдается падение уровня воды. В период летнего муссона, когда преобладают южные ветры и атмосферное давление низкое, уровень воды повышается.

Приливы в этом районе неправильные полусуточные. Средняя величина сизигийного прилива 0.15 - 0.25 м., а при наибольших склонениях луны (тропический прилив) 0.24 - 0.33 м. Наибольшая возможная величина прилива не превышает 0.4 - 0.5 м.

Течения. Режим течений формируется под влиянием общей циркуляции вод Японского моря, муссонных ветров и приливных явлений.

Общая схема течений в Японском море имеет следующий вид: Ветвь тёплого течения Куросио в Корейском проливе разделяется на два потока: Восточно-Корейское и Цусимское течения. Восточно-Корейское течение отклоняется влево и идёт вдоль берегов полуострова Корея, а Цусимское направляется вдоль берегов Хонсю и Хоккайдо. В основном влияние оказывает холодное приморское течение. Это течение направлено вдоль северо-западного берега Японского моря с N на S и образует ряд круговоротов. В заливе Петра Великого формируются зоны круговых течений. Скорость Цусимского течения колеблется от 0.2 до 0.5 узлов и только на отдельных участках возрастает до 0.8 - 1.4 узлов. Средняя скорость Приморского течения 0.2 - 0.5 узлов, наибольшая - 1.5 узла.

Приливные течения в основном неправильные полусуточные, скорость их не превышает 1.2 узла.

Волнение в прибрежной зоне преобладает ветровое. Особенно большую повторяемость оно имеет в Амурском и Уссурийском заливах.

В море почти в течение всего года преобладают высоты волн 0.25 - 1.25 м., повторяемость их колеблется от 23 - 26 до 53% в месяц. По мере удаления от берега волнение усиливается, возрастает повторяемость волн свыше 2 м.

У берегов часто наблюдается прибой и толчея, значительно усложняющие вход судов в бухту и стоянку их на якоре.

Предупреждения.

В заливе Петра Великого находится Дальневосточный государственный морской заповедник, состоящий из трёх районов: Восточного - в районе островов Римского - Корсакова и в бухтах Горшкова, Средняя, Непричья, Астафьева, Теляковского; Западного - в бухтах Миноносок и Крейсерок; Южного - в районе острова Фуругельма, в бухтах Пемзовая, Калевала, Сивучья, а также в районах острова Стенина и берегового участка в южной части острова Попова. Границы заповедника показаны на картах.

На акватории заповедника запрещается всякая деятельность, в том числе высадка людей на острова, а также проход и стоянка плавсредств.

Район перехода Берега, острова Грунт Глубины Магнетизм
Залив Петра Великого Берега залива Петра Великого высокие, обрывистые большей частью скалистые и почти везде приглубые; сложены они из песчаника, конгломерата, глины и на некоторых участках из гранита. Прибрежные скалы и холмы поросли травой, кустарником и лесом; местами на берегах залива и на островах растет смешанный лес. Залив Петра Великого изобилует островами. Наибольший из них-Русский, к SW лежат острова Римского-Корсакова, отдельно от них расположены острова Фуругельма и Аскольд. Преимущественно галька, песок и гравий, довольно часто встречаются крупные валуны и плита. Глубины в средней части залива 60-120 м. по направлению к берегам постепенно уменьшаются. Южнее линии, соединяющей устье реки Туманная и мыс Поворотный, начинается материковый склон. Глубины на материковом склоне в полосе от 3 до 10 миль изменяются от 200 до 2000 м. Магнитное склонение изменяется от 8˚W на юго-западе до 10,8˚W на северо-востоке. Среднегодовое изменение магнитного склонения равно 0,0˚. Направление изогон северо-восточное.

 

Район перехода:

ПРОЛИВ ЦУГАРУ

Пролив Цугару, или Сангарский, пролегает между островами Хоккайдо и Хонсю и соединяет Японское море с Тихим океаном. Вход в пролив с W, из Японского моря, находится между мысом Сираками (41 °24’ N, 140° 12' Е) и расположенным в 10,5 мили к SE от него мысом Таппи. Вход в пролив с Е, из Тихого океана, расположен между мысом Эсан (41°49’ N, 141°11’ Е) и находящимся в 26 милях к SSE от него мысом Сирия. Протяженность пролива около 55 миль. Через пролив Цугару проходит кратчайший путь, ведущий из порта Владивосток ю в Тихий океан. Пролив доступен для судов с любой осадкой в течение круглого года.

Берега пролива высокие и гористые. Горы почти повсеместно подступают близко к береговой линии.

В берега пролива вдается несколько обширных и глубоководных заливов и бухт, в которых расположены порты Хакодате, Аомори и Оми-нато.

Пролив Цугаруглубоководен и чист от опасностей. Дно перед входом в пролив с W неровное, глубины здесь 80—460 м. В проливе дно сравнительно ровное. Глубины в центральной части пролива 100—250 м.

В зависимости от направления ветра становиться на якорь следует на северной или южной сторонах пролива. При первых признаках приближения тайфуна — сильном ветре и волнении от SW — судам надлежит укрыться в заливе Муцу, вдающемся в южный берег пролива.

В заливе Хакодате имеются якорные места, защищенные от всех ветров, кроме южных и юго-западных. Когда дует сильный западный ветер и плавание по проливу Цугару затруднительно, в западной части пролива можно укрыться в заливе Киконай, а при входе в пролив с Е — у мыса Хиура (41°44’ N, 141°03' Е) и к S от мыса Сирия. При сильных юго-восточных ветрах кратковременная якорная стоянка возможна у южного берега восточной части пролива между гаванями Охата (41°25’ N, 141°10' Е) и Сириямисаки (41°25' N, 141°26' Е).

Приметные пункты. Хорошими ориентирами на подходе к проливу Цугару с W и NW являются: острова Осима (41°З1’ N, 139°22' Е) и Косима (41°22' N, 139°48' Е), гора Нанацутаке (40°38’ N, 140°13' Е), вулкан Иваки (40°39’ N, 140°18’ Е), открывающийся в хорошую погоду с 65—70 миль; мысы Таппи (41°16’ N, 140°20' Е) и Кодомари (41°08' N, 140° 15' Е).

При подходе к проливу Цугару с Е легко опознаются вулканы Эсан (41°48’ N, 141°10' Е) и Комагатаке (42°04' N, 140°41’ Е), расположенные на северном берегу пролива, и горы Кувахата (41°23; N, 141°26' Е) и Камабусе (41°17’ N, 141°07' Е), находящиеся на его южном берегу.

Наиболее приметными в проливе Цугару являются горы Мояма (41°З1’ N, 140° 16' Е), Маруяма (41°45’ N, 140°33' Е), Хакамагоси (41°10' N, 140°35' Е), Одзукуси (41°18’ N, 141 °04' Е) и некоторые другие.

Ветры. На подходах к проливу Цугару с W и в самом проливе наблюдается преимущественно юго-восточный ветер, называемый «ямасе». Ветер ямасе теплый и влажный, сопровождается осадками. Зимой при этом ветре выпадает снег в виде крупных хлопьев. Часто ветер ямасе внезапно меняет свое направление.

Этот ветер дует в районе от мыса Сираками на западе до мыса Эримо (41°55’ N, 143°15’ Е) на востоке, при этом в средней части пролива скорость его увеличивается. Осенью и зимой ямасе бывает очень сильным и резким.

Туманы. В проливе Цугару местами часто наблюдается туман. Возникает он преимущественно в июне и июле. В июле и августе густой туман иногда закрывает весь пролив. Особенно часто туман образуется во время южных ветров. Туман бывает особенно густым, когда он возникает одновременно с юго-восточным ветром ямасе; туман, возникающий при других ветрах, бывает сравнительно слабым. У северного берега пролива туманы бывают гуще, чем у южного.

Приливы. Суточное неравенство приливов в проливе Цугару небольшое. Величина сизигийного прилива изменяется от 0,6 м в западной части пролива до 1,3 м в, его восточной части. Средний уровень воды в марте бывает наинизшим, а в августе — наивысшим; их разность составляет 0,3 м.

Течения. По проливу Цугару проходит ветвь теплого Цусимского течения, направленная из Японского моря в Тихий океан; здесь также действуют приливные течения. Суммарное течение в проливе почти всегда идет на восток; его основной поток проходит приблизительно по середине пролива.

Наибольшая скорость суммарного течения, идущего из Японского моря, в самых узких местах пролива Цугару может превышать 6 уз.

Посредине линий, соединяющих мыс Сираками с мысом Таппи (линия «а») и мыс Сиокуби с мысом Ома (линия «б»), наибольшая скорость суммарного течения наблюдается за 4 ч до момента малой воды в порту Манила, а наименьшая — за 4 ч до момента полной воды в том же порту. Скорость течения в проливе может быть рассчитана при помощи следующей таблицы.

Сильное восточное течение в проливе Цугару наблюдается за 4 ч до момента низкой малой воды в порту Манила, а западное течение— за 4 ч до момента высокой полной воды в том же порту.

Во время продолжительных западных ветров скорость восточного течения возрастает, а во время продолжительных восточных ветров она уменьшается.

В проливе местами наблюдаются сулои. У берегов пролива, особенно во время отлива, образуются водовороты и противотечения, которые направлены обычно на W.

Судам, следующим из Японского моря в Тихий океан, рекомендуется придерживаться середины пролива, где обычно наблюдается восточное течение. При плавании в обратном направлении лучше следовать ближе к одному из берегов пролива, используя противотечения.

В условиях плохой видимости надлежит как можно чаще определять местоположение судна и следить за тем, чтобы судно не снесло к N или S.

Магнитная аномалия возможна в северо-восточной части пролива Цугару между точками 41°36’ N, 140°55,2’ Е и 41°39’ N, 141°26' Е.

Подводные кабели. Через пролив Цугару проложены многочисленные подводные кабели; большая их часть идет от залива Хакодате, вдающегося в северный берег пролива, к южному берегу пролива в районе входа в залив Муцу. Положение кабелей показано на картах.

Свалка взрывчатых веществ (41°38’ N, 140°53’ Е) находится в восточной части пролива Цугару, ее границы показаны на картах.

 

Предупреждение. При плавании по проливу Цугару приближаться к его берегам на расстояние менее 3 миль не следует.

СЕВЕРНЫЙ БЕРЕГ ПРОЛИВА ЦУГАРУ

Северный берег пролива Цугару от мыса Сираками до мыса Эсан тянется на 51 милю в общем направлении к ENE. В этот берег вдаются заливы Киконай и Хакодате и несколько бухт. Наиболее значительным является залив Хакодате, в восточной части которого расположен крупный порт Хакодате. Только в порту Хакодате к береговым причалам могут швартоваться суда водоизмещением до 10 000 т; остальные порты и гавани этого берега доступны для судов меньшего водоизмещения.

С марта по май между островом Косима и мысом Сараки (41°42' N, 140°32’ Е), а также между полуостровом Хакодате и мысом Сиокуби в 3—11 милях от берега производится лов кеты и горбуши, при этом рыболовные суда выметывают сети длиной 6,5 кбт.

У северного берега пролива Цугару происходит большое количество кораблекрушений, связанных с посадками на скалы и рифы из-за сноса судов течением. Независимо от времени года большинство аварий случалось ночью или в условиях плохой видимости.

Якорные места, защищенные только от ветров с берега, имеются в заливах Киконай и Хакодате и в районе мыса Хиура (41°44' N, 141°03' Е).

ЮЖНЫЙ БЕРЕГ ПРОЛИВА ЦУГАРУ

Южный берег пролива Цугару от мыса Таппи (41°16' N, 140°20’ Е) до мыса Сирия простирается на 52 мили в общем направлении на ENE. Берег этот почти всюду возвышенный; в его среднюю часть вдается обширный залив Муцу и несколько бухт. Вдоль берега тянутся покрытые густым лесом цепи гор, отроги которых почти вплотную подступают к береговой линии; местами горы прорезаны узкими долинами.

НАСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ ПО ПРОЛИВУ ЦУГАРУ

Суда, следующие по проливу Цугару на восток, должны идти приблизительно посредине пролива, удерживаясь в основном потоке восточного суммарного течения, а суда, следующие на запад, при хорошей видимости должны идти вдоль берегов, используя попутные противотечения.

Предупреждения.

1. Между портами Хакодате и Аомори происходит интенсивное движение судов, в том числе автомобильных и железнодорожных паромов.

2. Летом и осенью в проливе Цугару наблюдается скопление рыболовных судов, поэтому здесь следует соблюдать особую осторожность.

3. Из-за сулоев и водоворотов в районе мыса Таппи приближаться к мысу на расстояние менее 2 миль не следует.

4. В районе мыса Сирия часто наблюдается туман, полностью закрывающий мыс.

ПЛАВАНИЕ ПРОЛИВОМ ЦУГАРУ В ВОСТОЧНОМ НАПРАВЛЕНИИ.

Придя в точку, расположенную в 2,5 мили к NW от маяка Таппи, надо лечь на курс 42°. Затем, находясь в 4 милях к N от маяка Таппи, для следования к восточному входу в пролив Цугару лечь на курс 50°, приведя прямо по носу маяк Сиокуби. Когда маяк Ома придет на правый траверз в расстоянии 6 миль, нужно лечь на курс 90° и следовать им в Тихий океан.

Для следования к мысу Эримо необходимо от траверза маяка Ома лечь на курс 85°; к портам Муроран и Томакомаи идти курсом 85° до точки, находящейся в 4,5 мили к S от маяка Сиокуби, а затем лечь на' курс 55°, которым следовать в точку, расположенную в 3,5 мили к SE от маяка Эсан.

Для следования к мысу Сирия надо идти курсом 90° до тех пор, пока маяк Сиокуби не придет на левый траверз в расстоянии около 5 миль; отсюда нужно лечь на курс 108° и идти им в точку, находящуюся в 5 милях к NE от маяка Сирия.

Для следования в залив Муцу из точки, расположенной в 4 милях к N от маяка Таппи, надо лечь на курс 105°, придя которым в точку, находящуюся в 5,5 мили к N от маяка Мёдзин, лечь на курс 145° и войти в пролив Тайрадате. Придя в точку, расположенную в 3,5 мили к Е от маяка Мёдзин, лечь на курс 177°, ведущий в залив Муцу. Для следовапня из залива Муцу к мысу Таппи нужно идти обратными курсами.

Из точки, расположенной в 5 милях к SE от маяка Сираками, надо лечь на курс 54°, приведя маяк Сиокуби прямо по носу. Когда маяк Ома придет на пеленг 130°, надо лечь на курс 85° и следовать далее к мысу Эримо, портам Муроран и Томакомаи, как описано выше.

Для следования к мысу Сирия нужно идти курсом 54° до тех пор, пока маяк Ома не придет на правый траверз в расстоянии около 6,5 мили. Из этой точки надо лечь на курс 106° и идти в точку, находящуюся в 5 милях к NE от маяка Сирия.

Для следования в порт Хакодате из точки, расположенной в 5 милях к SE от маяка Сираками, лечь на курс 50°. Когда маяк Ягоси придет на левый траверз в расстоянии 4,5 мили, лечь на курс 25° и идти им в точку, находящуюся в 2 милях к Е от маяка Каттоси.

Район перехода Берега, острова Грунт Глубины Магнетизм
E часть о. Хонсю По большей части берег гористый. Чаще всего горы проходят к океану вплотную, местами между океаном и подножием гор расположены равнины. Так же большая часть восточного побережья покрыта лесом. Грунт вблизи берега преимущественно песок, ил и скала. В глубоководных районах преобладают илистые грунты, Глубины во входах в бухты и заливы достигают 60 -90 м. 20 м в 0,5 - 1 миле от берега, 100 м в 5 – 10 милях от берега. Склонение изменяется от 7,6° W на северо-востоке до 2,8° W на юго-западе района. Среднегодовое уменьшение магнитного склонения во всем районе составляет 1´ в год.

 

ТРОПИЧЕСКИЕ ЦИКЛОНЫ.

Тропический циклон представляет собой область низкого атмосферного давления диаметром обычно 100-600 миль (иногда и более), в которой происходит интенсивное круговое движение воздушных масс против часовой стрелки в северном полушарии и по часовой — в южном.

Тропические циклоны зарождаются в тропических широтах и от места зарождения движутся со скоростью 5-10 уз. В область субтропических и умеренных широт, где их скорость возрастает до 15-30 уз.; продолжительность существования тропических циклонов колеблется в основном от 3-6 сут. до 3 недель.

Атмосферное давление в тропическом циклоне от периферии к центру падает и в центре циклона составляет 950-970 кПа, а в отдельных случаях еще ниже; сила ветра от периферии к центру возрастает и вблизи центра циклона достигает ураганной.

Прохождение тропического циклона всегда сопровождается мощной облачностью, очень сильными и продолжительными ливнями и значительным волнением. Только в самом центре циклона в зоне диаметром, как правило, не более 20 миль небо обычно ясное («глаз бури») или покрыто тонкими высокослоистыми облаками. В этой зоне ветер ослабевает до штиля, однако развивается толчея, представляющая опасность для судов.

Тропические циклоны, наблюдаемые в описываемом районе, зарождаются над Тихим океаном главным образом к востоку и юго-востоку от Филиппинских островов. Отсюда циклоны перемещаются на NЕ. Скорость циклонов при приближении к берегам Кореи 20-30 уз.

Тропические циклоны, называемые в данном районе тайфунами, возможны здесь с конца апреля по ноябрь, но чаще всего отмечаются в июле и августе.

Важным признаком приближающегося тропического циклона на расстояниях до 1500 миль от центра циклона может служить появление перистых облаков в виде тонких прозрачных полос, перьев или хлопьев, которые хорошо видны при восходе и заходе солнца. Когда эти облака кажутся сходящимися в одной точке за горизонтом, можно считать, что на расстоянии около 500 миль от судна в направлении сходимости облаков расположен центр циклона. На расстоянии 300 миль от центра циклона полосы перистых облаков обычно вытянуты в направлении движения воздушного потока в циклоне.

На расстояниях, превышающих 250 миль от центра тропического циклона, признаки его приближения нельзя считать безусловными. Более надежные признаки приближающегося тропического циклона представляется возможным установить с расстояний порядка 200 миль. На этих расстояниях сила ветра составляет 6-7 баллов; появляются разорвано-кучевые облака, которые приходят на смену перистым облакам; наблюдается значительная зыбь, идущая от центра циклона.

По направлению движения мелких одиночных кучевых облаков можно определить направление движения центра тропического циклона. Если стать навстречу движению кучевых облаков, то в северном полушарии центр тропического циклона будет расположен справа, а в южном полушарии — слева.

Так как зыбь распространяется по радиусам от центра циклона, то по направлению распространения зыби можно судить о положении центра циклона, а по изменению этого направления составить представление о направлении движения циклона. При этом, однако, необходимо учитывать, что если между центром тропического циклона и судном имеются острова, то они могут изменить направление зыби.

С приближением тропического циклона происходит уплотнение облачности, усиление ветра и волнения. На расстояниях порядка 100-150 миль от центра циклона наблюдается заметное падение атмосферного давления, хотя суточный ход его еще сохраняется. Сила ветра в этой зоне достигает 9 баллов, кучевые облака заволакивают все небо и начинаются сильные ливневые дожди. Дождевые завесы обычно хорошо просматриваются на экране судового радиолокатора.

На расстояниях менее 100 миль от центра тропического циклона происходит резкое падение атмосферного давления (до 20 гПа/ч) и полностью нарушается его суточный ход. Сила ветра может достигать 12 баллов. Волнение также усиливается и с приближением к центру циклона переходит в толчею.

Наиболее сильное волнение образуется: в северном полушарии — в правой задней четверти циклона, а в южном полушарии — в левой задней четверти.

После прохождения центра тропического циклона наблюдаются те же метеорологические явления, какие наблюдались во время приближения центра циклона, однако в обратной последовательности и с большей скоростью их смены.

Правила расхождения судна с центром тропического циклона. Попав в область действия приближающегося тропического циклона, необходимо стремиться уйти с пути его движения и удалиться на возможно большее расстояние от центра и опасной четверти циклона. В северном полушарии наиболее опасной является правая передняя четверть тропического циклона, а в южном полушарии — левая передняя, так как в этих четвертях ветер сносит судно по направлению к центру тропического циклона и к пути его движения.

Определение положения центра тропического циклона, направления его движения и четверти циклона, в которой находится судно, выполняется по следующим правилам.

1. Если стать спиной к ветру, то в северном полушарии центр тропического циклона будет находиться впереди приблизительно на 60° влево, а в южном полушарии — вправо от направления, по которому дует ветер. По мере приближения судна к центру тропического циклона этот угол увеличивается до 90°.

2. Судно в северном полушарии находится в наиболее опасной четверти, если при падении давления ветер изменяет свое направление по часовой стрелке. Судно в южном полушарии находится в наиболее опасной четверти, если при падении давления ветер изменяет свое направление против часовой стрелки.

3. Если направление ветра не меняется, сила его возрастает, а давление падает, то судно находится на пути центра приближающегося тропического циклона.

4. Если давление повышается, значит, центр циклона миновал. Если при этом ветер изменяет свое направление по часовой стрелке, то в северном полушарии судно находится в правой (в южном полушарии — в левой) задней четверти циклона, а если ветер изменяет свое направление против часовой стрелки, то в северном полушарии судно находится в левой (в южном полушарии — в правой) задней четверти.

Применить на практике указанные правила не всегда представляется возможным, так как вследствие исключительной сложности гидрометеорологической обстановки в тропическом циклоне измерение значений гидрометеорологических элементов и наблюдение за их изменениями затруднительны. Поэтому если не удалось установить четверть, в которой находится судно, то для большей безопасности следует предполагать неблагоприятный случай, когда судно находится в наиболее опасной четверти. В этом случае в северном полушарии рекомендуется изменить курс с таким расчетом, чтобы ветер дул с носовых курсовых углов правого борта (в южном полушарии — левого борта). Если при дальнейшем уточнении окажется, что судно находится в наименее опасной четверти циклона, то курсовые углы ветра следует увеличить до кормовых.

Обычно сведения о зарождении и движении тропического циклона систематически сообщаются радиостанциями, передающими навигационные и гидрометеорологические сообщения. При получении этих сведений рекомендуется следить за изменением траектории движения циклона, пользуясь картой. На карту рекомендуется нанести центр циклона, а также сектор наиболее вероятного его перемещения. Для получения упомянутого сектора следует из центра циклона проложить направление его движения в данный момент и под углом 40° в каждую сторону от этого направления — линии длиной, равной ожидаемому перемещению центра циклона за сутки. Можно ожидать, что в течение ближайших 24 ч центр тропического циклона окажется где-то в пределах указанного сектора.

Уточняя фактическое положение и направление движения циклона по данным очередных метеосообщений, необходимо постоянно корректировать курс для расхождения с циклоном.

Особенно важен рекомендуемый контроль за изменением траектории движения циклона в тех случаях, когда судно находится вблизи района поворота циклона.

Ниже приводятся правила маневрирования судна в частных случаях при встрече с тропическим циклоном.

Правила маневрирования судна в зоне тропического циклона в северном полушарии.

Случай 1. Если судно находится в наиболее опасной (правой передней) четверти тропического циклона и может пересечь путь движения циклона заблаговременно, т. е. вдали от его центра, то нужно идти так, чтобы ветер был с правого борта, и по возможности держать курс перпендикулярно пути движения циклона. Это позволяет уйти в наименее опасную (левую переднюю) четверть циклона. Если нет уверенности в том, что удастся пересечь путь движения тропического циклона на значительном удалении от его центра, то не следует пытаться выполнить этот маневр даже на судах с мощными машинами.

Случай 2. Если судно находится в наиболее опасной (правой передней) четверти тропического циклона и не может пересечь путь движения циклона заблаговременно, то нужно по возможности удалиться от центра циклона, приведя ветер на носовые курсовые углы правого борта (вариант «а»). Если удалиться от центра тропического циклона на значительное расстояние не удается, то судно должно удерживаться носом против волны, работая машинами (вариант «б»).

Случай 3. Если судно приближается к циклону со стороны его наиболее опасной (правой передней) четверти, нужно изменить курс на обратный и поступить так, как указано в случае 2.

Случай 4. Если судно находится в левой передней четверти тропического циклона, нужно стремиться уйти от центра циклона курсом, перпендикулярным пути его движения, приведя ветер по правому борту.

Случай 5. Если судно находится в левой передней четверти тропического циклона и

Схема маневрирования судна в зоне тропического циклона в северном полушарии

не может держать курс перпендикулярно пути движения циклона, то следует привести ветер на кормовые курсовые углы правого борта и идти полным ходом.

Случай 6. Если судно догоняет тропический циклон, нужно уменьшить скорость, приведя ветер по левому борту, и ожидать, пока циклон не удалится.

Каждый из описанных выше способов расхождения с центром тропического циклона и маневрирования в зоне его действия не является совершенным, поэтому следует использовать все данные о пути и скорости движения тропического циклона, чтобы своевременно принять меры для безопасного расхождения с ним.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 9317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.081 с.)