Радиационные, химические и бактериологические очаги поражения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Радиационные, химические и бактериологические очаги поражения.



Очаги ядерного, химического и бактериального поражения.

Воздействие поражающих факторов на человека и промышленные объекты.

(Характеристика ядерного очага поражения.

(Характеристика очага химического поражения.

(Характеристика очага бактериального поражения.

(Под очагом ядерного поражения понимают территорию, в пределах

которой применено ядерное оружие или произошла авария на радиационно

опасном объекте, в результате чего имеет место гибель людей, с/х животных и

растений.

Поражающие факторы ядерного взрыва: ударная волна, световое излучение,

проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс.

Ударная волна. Основным показателем ее действия является величина

избыточного давления во фронте ударной волны (Рф=Рф-Ро, Рф - давление во

фронте; Ро - нормальное атмосферное давление ([Па],[кг-с/см2]; 1000кПа=1

кг-с/см2).

При воздействии ударной волны на организм человека имеют место травмы

и контузии, которые могут быть легкими, средними, тяжелыми или крайне

тяжелыми.

Легкие: (Рф=0,2-0,4 кг-с/см2 - легкие ушибы;

Средние: (Рф=0,4-0,6 кг-с/см2 - кровотечение из носа, ушей, ушибы до

полома конечностей. Требуется госпитализация в течение 2-3 недель.

Тяжелые: (Рф=0,6-1,0 кг-с/см2 - переломы, госпитализация до 3-4 месяцев,

летальный исход.

Край нетяжелые: (Рф>1,0 кг-с/см2 - летальный исход.

Методы защиты:

1) укрытия в защитных сооружениях ГО;

2) использование складок местности;

3) принять горизонтальное положение.

Классификация разрушений и зон разрушений на промышленные здания и

сооружения:

1) Слабые ((Рф=0,1-0,2 кг-с/см2) - разрушение кровли и стекол, требует

среднего ремонта;

2) Средние ((Рф=0,2-0,3 кг-с/см2) - отдельные завалы (пристроек, крыш,

вспомогательных конструкций), требует капитального ремонта;

3) Сильные ((Рф=0,3-0,5 кг-с/см2) - разрушение несущих конструкций,

восстановлению не подлежит.

Жилые - для характеристики жилого фонда, так как в неразрушенных

квартирах можно жить.

Световое излучение. Основной показатель - энергия светового излучения.

Единица его измерения - кал/см2. На человека действуют два фактора

поражения: ожоги и поражение органов зрения. Различают 3 вида степени

ожогов:

1) I степень (U=2-4 кал/см2) - покраснение кожи, лечения не требуется.

2) II степень (U=4-6 кал/см2) - образование волдырей, повреждение кожного

покрова, требуется амбулаторное лечение в течение 2-3 недель.

3) III степень (U=6-10 кал/см2) - поражение подкожных тканей, требуется

стационарное лечение до 3 месяцев.

4) IV степень (U=>10 кал/см2) - летальный исход.

Методы защиты: укрытие в защитных сооружениях, складках местности,

лечь на землю.

При воздействии на промышленные здания различают три зоны пожаров:

1) зона горения и тления в завалах;

2) сплошных пожаров;

3) отдельных пожаров;

Проникающая радиация. Действует < 15 секунд. [pic], нейтронный поток.

При воздействии радиации на здания и сооружения в больших дозах сами

строительные материалы становятся источниками радиации. Радиация приводит к

снижению производительности труда предприятий, т.к. необходимо работать в

средствах защиты. Проникающая радиация оказывает влияние на монтаж РЭА

(конденсаторы, диоды и т.д.), на фотоэлементы.

Радиоактивное заражение. Действует относительно продолжительное время.

Источники заражения: продукты, образовавшиеся в результате ядерной реакции,

горячие частицы (ядерное топливо), ядерное топливо, которое не вступило в

реакцию. В зависимости от вида взрыва (наземный, подземный) - заражение

местности и воздуха, т.е. создание радиационной обстановки. Существует 2

способа оценки радиационной обстановки: прогнозирование и по данным

радиационной разведки. При прогнозировании производиться выявление

обстановки, т.е. значение уровня радиации наноситься на рабочую карту

(схему, плату), учитывают направление ветра и показывают зоны:

А - зона умеренного заражения (зеленый цвет)

Б - сильное заражение (синий)

[pic]

В - опасное заражение (коричневый)

Г- чрезвычайно опасное заражение (черный)

Эти зоны заражения характеризуются двумя основными параметрами:

1. Мощность дозы облучения (излучения) [рентген/час];

2. Экспозиционная доза облучения [рентген].

При воздействии на организм человека и на промышленные здания и

сооружения используют те же факторы, что и при проникающей радиации.

Электромагнитное излучение. Действует единицы секунд. Распространяется

на расстояние до 10 км. Приводит к пробою кабельного хозяйства, проводов в

РЭА. Защита от электромагнитного импульса в эпицентре не помогает.

Поражающие факторы при аварии на радиационно-опасных объектах:

проникающая радиация;

радиоактивное заражение;

При оценке радиационной обстановки путем прогнозирования на рабочие

карты наносится пятая зона. Граница зоны - красный цвет. Зона “М” - зона

повышенной радиоактивной опасности.

(Очаги химического поражения - территория, в пределах которой

применено химическое оружие или произошла авария на химически опасном

объекте, в результате чего имеет место гибель населения,

сельскохозяйственных животных и растений.

Основу химического оружия составляют химические отравляющие вещества

(ОВ). Прежде всего они предназначены для поражения людей. ОВ

классифицируют по двум основным признакам: воздействие на организм человека

и стойкость ОВ.

По воздействию на организм человека:

1. Нервно-паралитические;

2. Кожно-нарывистые;

3. Общеядовитые;

4. Раздражающие;

5. Удушающие;

6. Психогенные.

Стойкость ОВ - продолжительность воздействия на живой организм или

растение. Она зависит от следующих факторов: физико-химический состав

вещества, метеоусловия, рельеф местности (открытый или закрытый).

Приземные слои атмосферы оцениваются 3-мя состояниями: инверсия,

конвекция, изотермия. Изотермия - устойчивое состояние. Восходящие потоки

воздуха отсутствуют. Температура поверхности меньше температуры воздуха.

Конвекция - неустойчивое состояние. Имеют место восходящие потоки

воздуха. Температура воздуха ниже температуры почвы.

Изотермия - промежуточное состояние между инверсией и конвекцией.

Температура воздуха примерно равна температуре почвы.

Для применения химического оружия используют бомбы и снаряды. Для

характеристики площади, над которым распространяется загрязняющее облако,

введено понятие зона химического заражения - территория, в пределах которой

в результате применения химического оружия или аварии на химически опасном

объекте имеет место гибель людей. Зона химического заражения

характеризуется 4-мя параметрами:

Химически опасные объекты - такие объекты народного хозяйства, накоторых производится СДЯВ (сильнодействующие ядовитые вещества) или накоторых они используются в производстве. Сейчас существует более 140 видовСДЯВ. Зона поражения характеризуется тем же, что и при химическом оружии. (Бактериологическое оружие - болезнетворные микробы и яды,предначертанные для поражения людей, с/х животных и растений. В зависимостиот строения и биологической сущности микробы подразделяют на 4 группы: 1. Бактерии. 2. Вирусы. 3. Грибки. 4. Риккетсии. 3.Порядок организации аварийно-спасательных работ в зависимости от вида очага поражения.

Актуальность темы. Проблема терроризма глобальна по своей сути, и нет ни одного государства в мире, которое может жить сегодня в полной уверенности в том, что это явление рано или поздно не коснется его граждан.Во второй половине XX века терроризм превратился в одну из крупнейших угроз национальной и международной безопасности государств. На современном этапе терроризм характеризуется следующими особенностями: расширением границ, качественным усилением разрушительного потенциала, высокой степенью организованности, резким возрастанием числа возможных жертв бандитских акций за счет случайных лиц. Общество должно быть готово к тому, что борьба с терроризмом может приобрести долговременный характер, а не сводиться лишь к проведению отдельных мероприятий.Терроризм в настоящее время представляет реальную угрозу безопасности не только отдельных государств, но и международного сообщества и является не только «внутренним», но и международным преступлением.В России в конце XX – начале XXI века опасность терроризма как действий, направленных на массовые убийства, взрывы или поджоги с целью воздействовать на принятие решений органами власти, резко возросла. Наряду с ростом числа террористических актов, жестокими стали и способы их совершения. Дерзкие террористические акты в Москве, Волгодонске, Будденовске, Беслане, Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и других регионах России порождают страх, панику среди населения, нарушают общественную безопасность и являются реальной угрозой для безопасности общества и государства.Опасность современного терроризма обусловлена реальной угрозой не только для внутренней, но и внешней безопасности государства. Как отмечает директор ФСБ России Н.П. Патрушев, в настоящее время практически все угрозы интересам и безопасности России, которые проявляются на ее государственной границе, имеют международный характер и связаны с терроризмом и трансграничной преступностью[1]. Поэтому поиск путей противодействия терроризму сегодня является первоочередной задачей и имеет особую актуальность.Особенности ликвидации последствий террористических актов зависят от вида и масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций. Наиболее характерными особенностями террористических актов, сопровождающихся взрывами и несанкционированными техническими процессами на радиационно химически-опасных объектах, гидротехнических сооружениях, в зданиях и т.д., являются разрушения, массовые пожары, радиоактивное загрязнение, химическое заражение, затопление, эпидемии и эпифитотии. Свои особенности имеют также террористические акты, совершаемые на транспорте.Террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Классификация проявлений терроризма.

1. Масштаб терроризма:преступление против личности, групповое убийство, массовая гибель граждан, диверсия по всей территории страны, крупномасштабная акция против мирового сообщества.2. Возможная цель:физическое устранение политических оппонентов, устрашение гражданского населения, «акция возмездия», дестабилизация деятельности государственной власти, нанесение экономического ущерба, осложнение межнациональных и межконфессиональных отношений, провоцирование военного конфликта, изменение политического строя.3. Способ террористических актов:применение огнестрельного оружия, организация взрывов и поджогов в городах, взятие заложников, применение ядерных зарядов и радиоактивных веществ, применение химического или биологического оружия, организация промышленных аварий, уничтожение транспортных средств, электромагнитное облучение, информационно-психологическое воздействие.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20

 

1. Способы и методы защиты населенных пунктов от угрозы селя.

Населённых пунктов и территорий

 

Меры защиты от наводнений подразделяются на оперативные (срочные) и технические (предупредительные).

 

Оперативные меры не решают в целом проблему защиты от наводнений и должны осуществляться в комплексе с техническими мерами.

 

Технические меры включают заблаговременное проектирование и строительство специальных сооружений. К ним относятся: регулирование стока в русле реки; отвод паводковых вод; регулирование поверхностного стока на водосбросах; обвалование; спрямление русел рек и дноуглубление; строительство берегозащитных сооружений; подсыпка застраиваемой территории; ограничение строительства в зонах возможных затоплений и др.

 

Наибольший экономический эффект и надежная защита пойменных территорий от наводнений могут быть достигнуты при использовании обширного комплекса мероприятий, сочетании активных методов защиты (регулирование водостока) с пассивными методами (обвалование, руслоуглубление и т. п.). Выбор способов защиты зависит от ряда факторов: гидравлического режима водотока, рельефа местности, инженерно-геологических и гидрогеологических условий, наличия инженерных сооружений в русле и на пойме (плотины, дамбы, мосты и т. д.), расположения объектов экономики, подвергающихся затоплению.

 

Основными направлениями действий органов исполнительной власти при угрозе затопления являются:

 

Анализ обстановки, выявление источников и возможных сроков затопления;

 

Прогнозирование видов (типов), сроков и масштабов возможного затопления;

 

Планирование и подготовка комплекса типовых мероприятий по предупреждению затоплений;

 

Планирование и подготовка к проведению аварийно-спасательных работ в зонах возможного затопления.

 

На федеральном уровне МЧС России осуществляет планирование и подготовку мероприятий общегосударственного масштаба. На региональном уровне региональными центрами МЧС России планируются и готовятся мероприятия, входящие в их компетенцию. На уровне области, края, республики планируются и готовятся мероприятия на их территориях. В период угрозы затопления в режиме повышенной готовности функционируют органы управления ГОЧС субъектов Российской Федерации. При угрозе затопления противопаводковые комиссии работают в дежурном режиме:

 

Организуют круглосуточный контроль за паводковой обстановкой в зоне своей ответственности, используя посты Росгидромета и своих наблюдателей;

 

Поддерживают постоянную связь и обмениваются информацией с комиссиями по чрезвычайным ситуациям и оперативными дежурными органов управления ГОЧС;

 

Проводят учения (тренировки) по противопаводковой тематике и организуют обучение населения правилам поведения и действиям во время наводнений;

 

Отправляют донесения в вышестоящие органы управления;

 

Уточняют и корректируют планы противопаводковых мероприятий с учетом складывающейся обстановки;

 

Решением глав администраций территорий организуют круглосуточные дежурства спасательных сил и средств;

 

Уточняют (предусматривают) места (районы) временного отселения пострадавших жителей из подтопленных (разрушенных) домов, организуют подготовку общественных зданий или палаточных городков к размещению эвакуируемых;

 

Предусматривают обеспечение эвакуируемого населения всем необходимым для жизни;

 

Согласуют с местными органами МВД РФ и местного самоуправления порядок охраны имущества, оказавшегося в зоне затопления;

 

Организуют круглосуточные дежурства по наблюдению за изменением уровня воды в источниках наводнения;

 

Участвуют в организации и оборудовании объездных маршрутов транспорта взамен подтопленных участков дорог;

 

Организуют (контролируют) укрепление имеющихся и сооружение новых дамб и обвалований;

 

Организуют и поддерживают взаимодействие с органами управления МО РФ, МВД РФ, территориальными управлениями (отделами) Росгидромета, территориальными подразделениями Всероссийской службы медицины катастроф.

 

В период угрозы весеннего половодья и паводков на реках противопаводковые комиссии должны предусмотреть:

 

Границы и размеры (площади) зон затопления, количество административных районов, населенных пунктов, объектов экономики, дорог, мостов, линий связи и электропередач, попадающих в зоны подтоплений и затоплений;

 

Число пострадавших, а также временно отселяемых из зоны затопления, разрушенных (аварийных) домов, построек и т. п.;

 

Объемы откачки воды из затопленных сооружений;

 

Количество голов погибших сельскохозяйственных животных;

 

Местоположение и размеры сооружаемых дамб, запруд, обвалований, креплений откосов берегов, водоотводных каналов, ям (сифонов);

 

Предварительный размер материального ущерба;

 

Численность привлекаемых сил и средств;

 

Мероприятия по защите населения.

 

В подготовительный период важную роль играет анализ обстановки и прогнозирование возможного затопления населенных пунктов. Анализ

обстановки предусматривает выявление возможных причин возникновения угрозы затопления населенных пунктов, среди которых могут быть половодье и паводок, а также факторы, способствующие возникновению затопления и подтопления. При этом выявляются возможные сценарии развития ЧС, при которых:

 

Существенно нарушаются условия жизнедеятельности людей на территории административных районов субъекта Российской Федерации;

 

Возможны человеческие жертвы или ущерб здоровью большому количеству людей;

 

Могут быть значительные материальные потери;

 

Возможен значительный ущерб окружающей среде.

 

Выявление перечисленных вариантов ЧС, связанных с затоплением территорий, производится на основании: статистических данных о наводнениях и данных многолетних наблюдений по данной территории; изучения планов действий промышленных объектов в случае возникновении ЧС; собственных оценок территориальных органов управления РСЧС.

 

По выявленным факторам, способствующим возникновению ЧС, а также вторичным факторам, представляющим угрозу населению и объектам экономики, производится: оценка вероятности возникновения ЧС; оценка масштабов возможной ЧС.

 

Под масштабами следует понимать: количество погибших; количество пострадавших; величину материального ущерба; объем эвакомероприятий и защиты, связанный с эвакуацией населения; затраты на ликвидацию ЧС и восстановительные работы; косвенные потери (недовыпуск продукции, затраты на пособия, компенсационные выплаты, пенсии и т. д.) и др.

 

Оценка вероятности возникновения и масштабов ЧС, вызванных авариями на промышленных объектах, системах жизнеобеспечения вследствие воздействия вторичных факторов, производится администрацией соответствующих объектов. Прогнозирование и оценку масштабов ЧС следует проводить с учетом требований законов, других нормативно-правовых актов и методик, рекомендуемых МЧС России. В случае отсутствия таких документов для отдельных конкретных случаев органы исполнительной власти субъектов РФ организуют проведение исследований по оценке вероятности возникновения ЧС и по оценке масштабов ЧС силами субъекта РФ.

 

Результаты выявления факторов, способствующих возникновению ЧС, связанных с затоплением территорий и населенных пунктов, служат основой для принятия решений на проведение профилактических мероприятий. На основе анализа обстановки осуществляется планирование мероприятий по предупреждению затоплений. Планирование регламентируется Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом целесообразно различать предметное (целевое) и оперативное планирование.

 

Предметное планирование должно предусматривать проведение организационных, финансово-экономических и инженерно-технических мероприятий по предотвращению или снижению риска затоплений. Оперативное планирование предусматривает комплекс организационно-технических мероприятий по подготовке населения, объектов экономики и территорий к чрезвычайной ситуации. Эти мероприятия должны отражаться в планах социально-экономического развития территорий, планах развития отраслей экономики, объектов экономики.

 

Типовой порядок планирования мероприятий по предупреждению ЧС, вызванных затоплениями, включает:

 

Выявление организаций и учреждений, которые могут быть задействованы в организации и выполнении мероприятий по предупреждению ЧС;

 

Разработку и технико-экономическое обоснование организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению или снижению риска возникновения ЧС;

 

Разработку и технико-экономическое обоснование мероприятий по снижению тяжести последствий воздействия ЧС на население, объекты экономики и окружающую среду.

 

Разработанные планы согласовываются с заинтересованными органами и организациями, утверждаются соответствующими руководителями органов исполнительной власти и направляются исполнителям. Контроль за реализацией планов осуществляется исполнительной властью территории через территориальные органы управления РСЧС.

 

Рассмотрим основные мероприятия по уменьшению последствий заторов и зажоров. Заторы ликвидировать нельзя, их можно лишь несколько ослабить или переместить на другое место. При борьбе с заторными наводнениями требуется регулирование стока ледового материала. Эффективными мерами борьбы с заторами являются:

 

Разрушение путем подрывов ледяных полей зарядами взрывчатых веществ, бомбометания, артиллерийского обстрела;

 

Химическое разрушение льда путем посыпки различными солями;

 

Взламывание льда ледоколами или судами на воздушной подушке;

 

Маневрирование расходом воды через плотину.

 

Взрывной способ борьбы целесообразно применять в период образования затора. На широких реках подрыв ледяных полей начинают ниже затора и вдоль берегов. На узких и средних реках лед следует подрывать сверху вниз по течению или одновременно по всей длине затора.

 

При химическом способе разрушения льда понижают его температуру плавления распределением соли по его поверхности. Иногда для разрушения ледяного покрова его посыпают молотым шлаком с добавкой соли, т. е. зачерняют лед с нормой расхода 1–3 т/га, рассыпая полосами шириной 5–10 м в местах будущих трещин и у берегов.

 

При разрушении ледяных полей и самого тела затора ледоколами последние должны двигаться снизу вверх по руслу реки и создавать зигзагообразный канал в теле затора шириной не менее длины судна. Суда на воздушной подушке применяются для разрушения ледяного покрова толщиной до 1 м.

 

Самым радикальным средством борьбы с заторами является маневрирование расходом воды через плотину. Эффективность этого метода зависит от мощности затора, объёма и продолжительности пропуска воды, ледовой обстановки и погодных условий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.085 с.)