Вопрос 2: Государственная служба. Понятие и виды. Государственная должность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2: Государственная служба. Понятие и виды. Государственная должность.



Государственная служба – профессиональная деятельность государственных служащих, осуществляющих свои полномочия от имени государственных органов во исполнение полномочий государства. Главным признаком является то, что в отличие от других видов, нанимателем государственного служащего и их в целом по органу является государство.

Отечественная история ГС имеет противоречивый характер. ГС за последние 300 лет прошла путь от петровской «Табели о рангах» до развитой системы о ГС царской империи конца 19 – начала 20 века, до ситуации, когда ГС деятельность не регулировалась почти 80 лет, так как с 1917 года законодательство было признано утратившим силу, а новое было не создано. В СССР действовали временные правила о ГС от 1922 года вплоть да 1990 года.

В начале 90-х годов был произведен первый этап реформирования правового регулирования ГС. Итогом этого реформирования было принятие в 1995 году первого Закона РФ «Основы законодательства ГС», который просуществовал до 2004 года, и благодаря которому была воссоздана система ГС на начальной стадии правового регулирования, ибо последующая стадия, когда были приняты ФЗ «О системе ГС» и ФЗ «О государственной гражданской службы», принятие которых было направлено на формирование ГС как целостного правового института.

Понятие Государственной Службы.

ГС включает в себя два момента: организационный и профессиональный. ГС – институт, непосредственно связанный с организацией государственного аппарата – продолжение и завершение государственного аппарата. Государственный аппарат не в состоянии будет работать, если он не будет заполнен государственными служащими.

Государственная организация ГС включает:

- правовое регулирование, программное реформирование и развитие ГС;

- определение организационной структуры и штатов;

- формирование кадрового состава ГС (профессиональное обученные, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, государственного заказа по обучению кадров);

- формирование кадровых резервов;

- бюджетное финансирование.

Профессиональная служебная деятельность личного состава государственных органов, т.е. государственных служащих по обеспечению полномочий РФ, федеральных государственных органов, лиц, замещающих государственную должность, субъектов РФ, государственных органов субъектов, и лицу, их замещающих (ст.1 ФЗ «О системе ГС РФ»). Этот закон дает систему указанной ГС в следующем виде:

1. Государственная гражданская служба;

a. федеральная;

b. региональная;

2. Правоохранительная государственная служба (в государственных органах, службах и учреждениях по обеспечению безопасности, законности и правопорядка);

3. Военная служба:

a. по призыву;

b. по контракту.

Последующее правовое регулирование осуществляется по видам. Государственная гражданская служба регулируется ФЗ «о государственной гражданской службе» + устав субъекта и специальный закон субъекта о ГГС, а так же президентские указы 110, 111,112,113 от 1 февраля 2005 года, правительственные акты по различным вопросам (постановление правительства №467 от 30.07.05 года).

Правоохранительная служба регулируется в нынешнем состоянии несколькими правовыми источниками, которые особо регулируют ГС в отдельных органах, сохраняя собственное правовое регулирование, соответствующее системе ПО: положение о службе внутренних дел, утвержденное постановление Верховного совета РФ от 21.12.92 года; ФЗ «О прокуратуре», где раздел 5 регулирует специфику ГС в органах прокуратуры, регулирование которой не совпадает под общее регулирование ГС; акт о федеральной службе контроля за оборотом наркотиков (президентский указ).

Воинская служба регулируется ФЗ «о воинской обязанности», «о правовом статусе военнослужащих», уставами службы.

НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБОЙ:

1. деятельность служащих в государственных органах субъектов РФ и РФ не на должностях государственных служащих;

2. альтернативная гражданская служба предполагает работу по перечню профессий и должностей для реализации конституционного права на альтернативную гражданскую службу;

3. деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ: закон о системе ГС в статье 1 говорит, что данный закон не распространяется на деятельность лиц, заменяющих государственные должности;

4. служба в государственных предприятиях, учреждениях.

С 2004 года законодатель оставил дифференциацию с законодательным регулированием ГГС и лиц, замещающих государственные должности и государственных служащих.

Особенность полномочий должностных лиц характеризуется тем, что эти служащие исполняют полномочия, связанные с осуществлением полномочий в масштабе всего общества, всего субъекта. Эта деятельность занимает положение директивной, руководящей силы во всем государственном механизме, а ГС занимает по отношению к ней роль исполнительного механизма в общей сфере государственной деятельности.

Должность государственного служащего – первичный кирпичик в здании государственного органа – есть часть организации организационной структуры органа с частью компетенции данного органа или его структурного подразделения, передаваемой государственному служащему для практического осуществления задач и функций и полномочий государственного органа или структурного подразделения государственного органа.

Должности можно классифицировать по различным основаниям. ФЗ «О ГГС» подразделяет как на категории: руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты; и как на группы: должности гражданской службы

- высшие;

- главные;

- ведущие;

- старшие;

- младшие.

По степени занятости: вакантные и замещенный. По месту замещения (в зависимости от органа). Полный перечень должностей ГС федеральной перечислен в реестре должностей федеральной ГС. В нем все должности отнесены по категориям и группам и отнесены по соответствующим блокам.

04.12.2010

Классификация служащих и классификация государственных служащих по характеру их полномочий идет в одном ключе. Общая для всех служащих классификация, данная в 60-е годы в ЕНДС, в ОКПДТР, которая проходит справочники учитывает функции классификации. Они подразделяются на:

1. руководители: охватывают лиц, возглавляющих организацию, их заместителей, руководителей служб, главных специалистов, руководителей подразделений (отраслевых, функциональных). Руководители наделены полномочиями нормативной власти (по правовому локальному регулированию отношений), полномочиями распорядительной власти, полномочиями дисциплинарного характера (в рамках поощрения и дисциплинарной ответственности);

2. Специалисты: выполняют основной объем соответствующей управленческой и специальной деятельности организации;

3. Обслуживающий персонал обеспечивает работу руководителей и специалистов.

По каждой группе служащих имеется полное отнесение каждого служащего к определенной группе. Классификация государственных служащих продолжает данную классификацию, подразделяя служащих на виды, учитывая характер службы.

В зависимости от властных полномочий:

1. имеющие властные полномочия (должностные лица);

2. не имеющие властные полномочия (не должностные лица)

Общего понятия термина должностное лицо в законодательстве не имеется. Существует несколько определений данного понятия. КоАП в ст. 2.4 определяет понятие должностного лица как лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее представителя власти, то есть наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо выполняющее организационно-распорядительные административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

КоАП приравнивает к должностным лицам некоторые иные категории руководителей: руководители и иные работники других организаций, члены совета директоров, члены ликвидационных комиссий юридических лиц, которые несут ответственность как должностные лица по административным правонарушениям.

В законодательстве выделяются должностные лица:

1. с внутриорганизационными властными полномочиями («первые» и другие руководители);

2. с внешневластными полномочиями – наделенные публичной властью в организациях, им не подчиненным (представители власти);

3. с внутриорганизационными и внешневластными полномочиями: когда должностные лица управляют коллективом + наделены полномочиями представителя власти.

Практика при применении института ответственности должностных лиц склонна рассматривать как должностное лицо именно «первое» лицо, что сужает возможность карательной и профилактической функции структурных подразделений власти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.014 с.)