ТОП 10:

Строевые приемы с собакой на месте и в движении.



Строевая стойка. Дрессировщик стоит прямо, без напряжения, каблуки вместе, носки развернуты, руки опущены. Поводок держит двумя руками: левой в 20—25 сантиметрах от ошейника, правой — за конец с петлей, надев выше кисти и удерживая за середину поводка так, чтобы при поглаживании собаки левой рукой правой удобно было перехватить свободную часть поводка. Поводок перехватывается левой рукой в тех случаях, когда необходимо освободить правую руку для отдания чести. Собака сидит у левой ноги, ее передние лапы находятся на уровне носков обуви дрессировщика .

Повороты на месте. Поворот с собакой направо выполняется выставлением правой ноги на 90° вправо. Одновременно с приставлением левой ноги подается команда “Рядом”. Поворот с собакой налево выполняется выставлением левой ноги на 90° влево перед передними лапами собаки.

Поворот дрессировщика с собакой кругом производится через правое плечо. Для этого надо развернуть правую ногу на 180° вправо, перенести на нее тяжесть корпуса, поворачиваясь, подать команду “Рядом” и с приставлением левой ноги посадить собаку рядом.

Повороты с собакой в движении. Для поворота направо дрессировщик одновременно с шагом левой ноги подает команду “Рядом”, повернувшись на носке левой ноги, помогает собаке рывком поводка продолжать движение в новом направлении. Для поворота налево дрессировщик одновременно с постановкой правой ноги подает команду “Рядом” и придерживает собаку, поворачивается налево на носке правой ноги и продолжает движение в новом направлении.

Поворот кругом в движении выполняется через правое плечо. Сделав шаг левой ногой вперед, дрессировщик замедляет движение, подает команду “Рядом”, поворачивается кругом, помогая собаке принять правильное положение возле дрессировщика.

Отдание воинского приветствия. Военнослужащие, находясь с собакой, должны отдавать воинское приветствие четко и в соответствии с требованиями строевого устава, как на месте, так и в движении.

Навык движения собаки рядом с дрессировщиком считается выработанным, если она безотказно занимает правильное положение у левой ноги дрессировщика по первому его сигналу, сохраняет это положение при разных темпах движения, поворотах на месте и в движении.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

1. Неправильное сочетание условного и безусловного раздражителей.

2. Применение чрезмерно сильных механических раздражителей без учета индивидуальных особенностей поведения собаки.

3. Неумелое пользование парфорсом, хлыстом.

4. Частое повторение команды “Рядом” без подкрепления рывком поводка, технически неправильное выполнение рывка (на себя, а не вдоль туловища).

ПРИУЧЕНИЕ САДИТЬСЯ

 

Навык садиться является основным и исходным положением собаки для дальнейших действий как в процессе курса дрессировки, так и на службе.

Навык дисциплинирует собаку. Условные раздражители — команда “Сидеть” и жест — поднятие свободно вытянутой правой руки вперед снизу вверх ладонью от себя до уровня глаз дрессировщика.

Безусловные раздражители — рывок поводком, нажим на область поясницы, поглаживание и лакомство.

Навык вырабатывается на базе пассивно-оборонительной и пищевой реакций.

Прием вводится на 5—6-й день занятий после установления хорошего контакта дрессировщика с собакой и выработки условного рефлекса на команды “Ко мне”, “Гуляй”.

Основной метод дрессировки — контрастный, но не исключается и вкусопоощрительный.

Методика и техника дрессировки. Первоначальный условный рефлекс вырабатывается на знакомой для собаки местности с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей. Собака должна быть в голодном или полуголодном состоянии. Упражнение выполняется так. Дрессировщик, удерживая собаку впереди себя, переворачивает ошейник кольцом вверх, берет поводок в правую руку в 15—20 сантиметрах от ошейника, подает команду “Сидеть” и через 1—2 секунды делает рывок поводком вверх и назад, одновременно нажимая левой рукой на область поясницы. Как только собака села, дрессировщик поощряет ее поглаживанием и дачей лакомства. Продержав собаку а этом положении 5—10 секунд, предоставляет ей свободное состояние. Упражнение повторяется в течение рабочего дня 35—40 раз с предоставлением отдыха на 2—3 минуты между сочетаниями. Такой режим поддерживается 4—5 дней. Занятия целесообразно проводить ежедневно. В период выработки первоначального условного рефлекса “садиться” другие приемы не отрабатываются .

Собаку можно приучить садиться и другим способом. Дрессировщик ставит собаку перед собой, затем наступает ногой на поводок, чтобы ограничить движение собаки. В правую руку берет лакомство и, подав команду “Сидеть”, через 1—2 секунды подносит руку с лакомством к морде собаки и, занося руку за ее голову, заставляет собаку сесть. Как только собака села, дрессировщик поощряет ее лакомством.

Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака по команде “Сидеть” быстро садится без воздействия безусловным раздражителем и остается в этом положении в течении 10—15 секунд, а при отходе дрессировщика от нее на расстояние до 2 шагов не срывается с места.

В последующем вводятся усложнения. Вырабатывается продолжительная выдержка в сидячем положении с одновременным увеличением расстояния между дрессировщиком и собакой, соблюдая при этом следующие правила:

расстояние между дрессировщиком и собакой, особенно до 10—12 метров, и время выдержки увеличивать, не спеша — по 1 шагу и по 15—20 секунд через каждые 2—3 занятия;

не подзывать собаку к себе после выдержки на расстоянии. Лучше подойти к ней, погладить, дать лакомство и перейти к выполнению других упражнений;

в случае срыва собаки дрессировщик по команде “Место”, подкрепляя рывками поводка, возвращает ее к прежнему месту и командой “Сидеть” в угрожающем тоне, подкрепленной безусловным воздействием, усаживает на прежнее место;

отходить от собаки вначале спиной вперед, т. е. лицом к собаке, постоянно наблюдая за ней. В дальнейшем можно произвольно и различным темпом (шагом, бегом).

Выработка условного рефлекса на жест. Эти упражнения отрабатываются, как правило, параллельно с “укладкой”. Когда собака находится в лежачем положении, дрессировщик берет поводок в левую руку и слегка натягивает его. Затем движением правой руки снизу вверх в сочетании с выпадом левой ногой вперед ударяет по поводку, одновременно произнося команду “Сидеть”. Как только собака села, дрессировщик опускает правую руку и дает собаке лакомство левой рукой. После предусмотренной планом выдержки в сидячем положении собаку выгуливают.

Упражнение по выработке условного рефлекса на жест можно выполнять и так. Когда собака находится перед дрессировщиком, он берет поводок в правую руку в 50—60 сантиметрах от ошейника и движением руки снизу вверх усаживает ее. Для усиления воздействия на собаку делает шаг вперед. За выполненное действие поощряет собаку поглаживанием и лакомством.

Кроме того, отрабатываются упражнения по приучению собаки садиться с разных положений отдельно по команде или жесту в комплексе с другими общедисциплинарными и специальными приемами.

 

Одновременно добивается безотказности в работе при наличии отвлекающих раздражителей. Управление собакой осуществляется как на поводке, так и без поводка с различных положений дрессировщика: стоя, сидя, лежа, в движении с различными темпами, из-за укрытия.

Навык считается выработанным, если собака безотказно садится по первому сигналу дрессировщика в сложных условиях с любого положения на расстоянии до 25—30 метров от него и проявляет выдержку не менее 5 минут.

Возможные ошибки дрессировщика:

1. Многократное повторение команды “Сидеть” до подкрепления безусловным раздражителем.

2. Систематический подзыв собаки с сидячего положения или предоставление свободного состояния после небольшой выдержки.

3. Неправильный нажим левой рукой на область поясницы.

4. Несвоевременное исправление неправильного положения собаки при посадке.

ПРИУЧЕНИЕ ЛОЖИТЬСЯ

 

Навык необходим при несении службы для маскировки, транспортировки на машине, лошади с применением специально оборудованного седла. Навык дисциплинирует собаку.

Условные раздражители — команда “Лежать” и жест — резкое опускание правой руки предварительно вытянутой вперед на уровень груди дрессировщика.

Безусловные раздражители — лакомство, поглаживание, нажим на холку, рывок поводком.

Навык вырабатывается на базе пищевой и пассивно-оборонительной реакций.

Прием вводится после выработки условного рефлекса на команду “Сидеть”.

Методы дрессировки — контрастный и вкусопоощрительный.

Методика и техника дрессировки. Первоначальный условный рефлекс можно выработать применением механических раздражителей, лакомством, вытягиванием (подсечкой) передних лап собаки.

Первый способ. Дрессировщик ставит (сажает) собаку перед собой, поворачивает ошейник кольцом вниз, правой рукой берет поводок на расстоянии 20—25 сантиметров от ошейника, затем подает команду “Лежать” и через 1—2 секунды делает рывок вниз и вперед, одновременно нажимая левой Рукой на холку собаки.

Как только собака легла, поощряет ее поглаживанием и дачей лакомства. Подержав собаку в лежачем положении 5—10 секунд, Дает ей лакомство и предоставляет свободное состояние.

Второй способ. Поставив (посадив) собаку возле себя, дрессировщик левую руку с поводком кладет на холку, берет в правую руку лакомство. Затем подает команду “Лежать” и через 1—2 секунды, показывая собаке лакомство и движением правой руки от ее носа вперед и вниз с одновременным нажатием левой рукой на холку принуждает собаку лечь. За выполненное действие собака поощряется поглаживанием и лакомством.

 

Третий способ. Посадив собаку возле себя, дрессировщик подает команду “Лежать” и через 1—2 секунды, нажимая на холку левой рукой, одновременно правой рукой вытягивает передние конечности собаки вперед или делает подсечку. Как только собака легла, поощряет ее поглаживанием и дачей лакомства.

Если собака сразу же после укладки попытается встать, следует повторить команду “Лежать” с угрожающей интонацией и рывком поводка удержать в лежачем положении до 5—10 секунд. Упражнение повторяется в течение рабочего дня 35—40 раз с предоставлением отдыха на 2—3 минуты между сочетаниями. Такой режим поддерживается 4—5 дней.

В ходе занятий надо следить, чтобы при укладке собака занимала правильное положение: задняя часть корпуса должна лежать ровно, передние лапы вытянуты вперед, голова приподнята. Неправильное положение собаки дрессировщик обязан исправлять и поощрять ее лишь тогда, когда она займет правильное положение.

Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака по команде “Лежать” быстро ложится без воздействия безусловным раздражителем и остается в этом положении в течение 5—10 секунд, а при отходе дрессировщика от нее на расстояние до 2 шагов не срывается с места.

После этого можно вырабатывать условный рефлекс на жест. Упражнение выполняется так. Дрессировщик, посадив собаку, отходит от нее на один-два шага лицом к ней. Левой рукой слегка натягивает поводок, затем выносит правую руку вперед и вверх на уровень груди и, опуская вытянутую руку вниз, ударяет по поводку, произнося команду “Лежать”. Чтобы предотвратить срыв собаки с места, дрессировщик делает шаг вперед левой ногой. Как только собака легла, ее поощряют лакомством. После выдержки (20—30 секунд) в лежачем положении собаку выгуливают. Упражнение повторяется на одном занятии 35—40 раз в течение 4—5 занятий, в последующем количество сочетаний сокращается.

 

 

Упражнение по выработке условного рефлекса на жест можно выполнять и так. Дрессировщик сажает собаку перед собой, берет поводок в правую руку в 50—60 сантиметрах от ошейника, поднимает руку с поводком на уровень груди и рывком поводка сверху вниз принуждает собаку лечь, одновременно произнося команду “Лежать”. Для усиления воздействия на собаку делает шаг вперед левой ногой. Как только собака легла, поощряет ее поглаживанием и дачей лакомства.

Дальнейшая методика ввода и отработки усложнений такая же, как и при выработке навыка садиться.

Навык считается выработанным, если собака безотказно ложится по первому сигналу дрессировщика на расстоянии от него до 25—30 метров и в сложных условиях окружающей среды, с выдержкой в лежачем положении не менее 5 минут.

Возможные ошибки дрессировщика:

1. Многократное повторение команды “Лежать” без подкрепления безусловным раздражителем.

2. Неправильное выполнение подсечки, причинение боли собаке.

3. Несвоевременное исправление неправильного положения корпуса в положении лежа, нетребовательное отношение к собаке.

4. Систематический подзыв собаки.

 

ПРИУЧЕНИЕ СТОЯТЬ

 

Навык собаки стоять необходим для чистки, осмотра, надевания на нее специального снаряжения, способствует выработке общей дисциплины.

Условные раздражители — команда “Стоять” и жест — поднимание левой руки вперед ладонью вверх до уровня плеча.

Безусловные раздражители — воздействие левой рукой на живот собаки, подтягивание поводком, поглаживание и лакомство.

Навык вырабатывается на базе пассивно-оборонительной и пищевой реакций собаки.

Прием вводится после выработки у собаки условных рефлексов на команды “Сидеть”, “Лежать” с выдержкой в принятом положении не менее одной минуты.

Основной метод дрессировки — контрастный.

Методика и техника дрессировки. Дрессировщик, находясь с правой стороны сидящей собаки, подает команду “Стоять” и через 1—2 секунды правой рукой делает легкий рывок поводком вперед, одновременно приподнимая собаку воздействием на живот левой руки.

Как только собака встала, дрессировщик одобряет ее поглаживанием и дачей лакомства.

При попытке собаки сесть дрессировщик переносит левую руку под живот и поддерживает ее в стоячем положении, повторяя команды “Стоять”, “Хорошо”. При первых упражнениях после 5—10-секундной выдержки собаку выгуливают. В последующем продолжительность выдержки увеличивается. Упражнение повторяется 35—40 раз и так в течение 4—5 дней.

Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака по команде “Стоять” встает и остается в этом положении 15—20 "секунд. Дальнейшее совершенствование первоначального условного рефлекса до навыка осуществляется с вводом усложнений и соблюдением правил, изложенных в приемах приучения собак садиться, ложиться. Имеет свои особенности выработка условного рефлекса на жест “Стоять”. Движение левой руки снизу вверх до уровня плеча близко по своему способу к выполнению первоначальных упражнений. Поэтому движение левой рукой снизу вверх становится сигналом безусловного воздействия. Упражнение с жестом выполняется так.

Когда собака сидит на расстоянии одного шага от дрессировщика, он, сделав правой ногой шаг вперед, движением левой руки снизу вверх приподнимает и ставит собаку. В момент легкого воздействия на живот и приподнимания собаки левой рукой дает команду “Стоять”. Как только собака встала, поощряет ее поглаживанием и лакомством. Одновременно с воздействием левой рукой делает легкий рывок поводком вперед. В последующем движение левой руки совершает без шага вперед, подкрепляя легким подтягиванием собаки поводком к себе.

Навык стояния считается выработанным, если собака четко встает по команде или жесту дрессировщика на удалении 25—30 метров в сложных условиях, правильно вытягивает туловище и остается в стоячем положении не менее 5 минут.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

1. Сильное давление левой рукой на живот собаки или удар по животу, вызывающие проявление трусости, попытки садиться или ложиться при виде руки.

2. Сильный рывок поводком, заставляющий собаку не только вставать, но и сходить с места, в результате замедляется выработка выдержки.

3. Частые подзывы собаки к себе из стоячего положения, вырабатывающие привычку самостоятельно сходить с места.

ПРИУЧЕНИЕ К ПОДНОСКЕ ПРЕДМЕТОВ (АПОРТИРОВКА)

 

Навык поиска и подноски предметов является базой для приучения собак к выборке вещей, человека, обыску местности, досмотру транспортных средств, работе по запаховым следам и др.

Навык способствует развитию обонятельно-поисковой реакции собаки.

Условные раздражители: основные — команда “Апорт” и жест — показ рукой в направлении поиска апортировочного предмета (запахоносителя); вспомогательные команды —“Ищи”, “Дай”, “Нюхай”, “Фу” (в негромкой интонации); дополнительные команды —“Сидеть”, “Голос”.

Безусловные раздражители — апортировочный предмет, лакомство, поглаживание.

Навык вырабатывается на базе сложной инстинктивной реакции схватывания движущихся объектов (предметов), а также пищевой и активно-оборонительной реакций собаки. Прием вводится параллельно с приучением собаки садиться.

Основной метод дрессировки — вкусопоощрительный.

Методика и техника дрессировки. Первые упражнения проводятся с использованием предметов, привлекающих внимание собаки и вызывающих у ней хватательную реакцию. Можно пользоваться небольшой палочкой, куском верёвки или резиновой трубки, поношенной перчаткой и т. п. Вначале приучают собаку брать предмет с руки дрессировщика. Для этого, удерживая собаку поводком возле себя левой рукой, дрессировщик правой рукой показывает предмет, “оживляет” его разнообразными движениями перед глазами собаки, произнося команду “Апорт”. Обычно собака возбуждается и хватает предмет зубами. Дрессировщик, слегка подтягивая предмет, дает возможность подержать его в течение 5—10 секунд. После этого по команде “Дай” отбирает предмет, достает лакомство из сумочки и поощряет собаку.

При дрессировке собак, предназначенных для розыскной службы, апортировочные предметы берутся правой рукой, а лакомство левой. В течение двухчасового занятия упражнение повторяют 15—20 раз, постепенно изменяя порядок апортировки. Как только собака схватит предмет, дрессировщик дает ей возможность самостоятельно подержать его и пройтись рядом с дрессировщиком. Через 10—15 секунд забирает предмет и дает лакомство.

Следующий вид упражнений — приучение собаки держать апортировочный предмет в зубах, сидя перед дрессировщиком. С этой целью дрессировщик сажает собаку перед собой и по команде “Апорт” дает ей апортировочный предмет. После 5—10-секундной выдержки берется рукой за предмет, подает команду “Дай”, забирает его у собаки и заносит руку с предметом за спину, затем достает лакомство и поощряет собаку. При выполнении упражнений надо обращать внимание на выработку выдержки с предметом, т. е. на продолжительности удерживания предмета в зубах и спокойное реагирование на движение правой руки, чтобы собака не выбрасывала предмет. Поднося правую руку к собаке, перед тем как взять предмет, рекомендуется погладить ее. Запрещается доставать лакомство на виду у собаки и подносить его к ней, когда собака держит предмет в зубах.

 

 

Когда собака будет приучена спокойно брать предмет с руки дрессировщика, держать его в зубах до 20—30 секунд и более, отдавать по команде, переходят к упражнениям по приучению подносить предметы, брошенные на землю. Это выполняется так. Удерживая собаку поводком слева от себя, дрессировщик возбуждает ее движением предмета, при попытке схватить его бросает предмет на 1—2 шага от себя. Подав команду “Апорт”, посылает ее за предметом. После того как собака подняла предмет, дрессировщик с помощью поводка подтягивает ее к себе или отбегает назад и по команде “Дай” забирает предмет и дает лакомство. Если же собака, подбежав к предмету, не берет его, то дрессировщик “оживляет” его, двигая ногой или рукой.

Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака активно бежит за предметом, брошенным на 3—4 метра, подносит его к дрессировщику и удерживает в зубах до команды “Дай”.

В дальнейшем вводятся следующие усложнения: выработка условного рефлекса на жест; увеличение дальности броска предмета; приучение к апортировке разнообразных предметов; выработка навыка садиться с предметом перед дрессировщиком; выработка навыка поиска предмета по его запаху.

Все эти усложнения вводятся и отрабатываются параллельно, т. е. они включаются в каждое упражнение по апортировке.

Условный рефлекс на жест вырабатывается так. При положении собаки рядом дрессировщик бросает предмет на виду у собаки на 5—10 метров и удерживает собаку в сидячем положении 3—4 секунды, потом движением правой руки в направлении предмета и командой “Апорт” посылает ее за предметом.

В последующем предметы надо бросать из-за плеча и по возможности так, чтобы собака не видела его полет. Время выдержки в положении рядом увеличивается постепенно. Одновременно вырабатывается навык апортировки различных предметов как по форме, величине, так и по качеству материала, из которого они сделаны (металлические, кожаные, резиновые, бумажные и др.). При апортировке нового, незнакомого для собаки предмета необходимо вначале дать собаке схватить его с руки дрессировщика и только после этого можно бросать. В первое время апортировку новой вещи нужно обязательно подкреплять дачей лакомства.

Навык садиться с предметом перед дрессировщиком легко вырабатывается, если собака приучена садиться перед дрессировщиком при каждом подходе. Для этого при подходе собаки с предметом он подает команду “Сидеть” и усаживает в одном шаге от себя. После небольшой выдержки по команде “Дай” дрессировщик забирает предмет и дает ей лакомство.

К упражнениям по выработке навыка поиска предметов по запаху приступают тогда, когда собака безотказно приносит предмет, брошенный на 15—20 метров с выдержкой перед движением за предметом. Для этого дрессировщик бросает предмет на 15—20 метров в кусты, канаву, высокую траву так, чтобы собака не видела его. При этом апортировочные предметы должны быть небольших размеров (5—7 сантиметров) и по цвету соответствовать фону местности. Собаку посылают за предметом по команде “Апорт” и жесту. В первое время собаке необходимо помогать, пробежав в направлении поиска. Движение собаки на поиск предмета сопровождается командой “Ищи апорт”. По мере активизации поиска помощь собаке со стороны дрессировщика уменьшается.

Полезно усложнять упражнения путем подвешивания предметов на ветках деревьев, закапывания в землю, отрабатывать в комплексе с вызовом лая. Для этого сначала заставляют собаку облаивать высоко поднятый предмет командами “Голос”, “Апорт”, “Голос”. Облаивание подкрепляется дачей возможности собаке схватить предмет с последующим поощрением лакомством. Затем отрабатывается облаивание подвешенных вещей.

В заключительном периоде апортировки отрабатываются упражнения по закреплению навыка апортировки до безотказности в сложных условиях и подготовке собаки к специальной дрессировке: выборке вещей, обыску местности, выборке человека по запаху вещи и др.

Подготовительные упражнения к выборке вещей: выработка условного рефлекса на команду “Нюхай” и приучение к спокойному обнюхиванию предмета; апортировка чужих предметов; апортировка запаховых предметов из большого количества подобных беззапаховых предметов; апортировка небольших предметов из 50—100 штук других, подобных по форме, качеству, размерам и цвету.

Подготовительные упражнения к выборке человека: апортировка предмета, лежащего у ног помощника; апортировка предмета из рук помощника; апортировка предмета из рук помощника, стоящего в группе 4—5 человек.

Подготовительные упражнения к обыску местности и помещений: приучение к последовательному поиску и подноске 7—9 предметов, заброшенных в разные стороны от маршрута движения дрессировщика с собакой; апортировка предметов в различных помещениях; приучение к обнаружению и облаиванию тяжелых, подвешенных и закопанных предметов; приучение садиться у обнаруженных предметов и подавать голос самостоятельно.

Это делается так. После выработки прочного условного рефлекса апортировки, в любом упражнении заключительного периода, когда собака, подойдя к предмету, намеревается схватить его, дрессировщик упреждает ее действия командой “Сидеть” и усаживает перед предметом. Затем подходит к собаке, дает ей лакомство. Вначале такие упражнения выполняются только периодически, но в последующем, по мере выработки специальных навыков выборки вещей, обыска местности и др., во всех случаях обнаружения искомого предмета собака должна самостоятельно сесть перед ним, не трогая его.

Навык апортировки считается выработанным, если собака по команде и жесту отыскивает брошенную дрессировщиком или помощником вещь, активно подносит, самостоятельно садится перед дрессировщиком и держит предмет, а по команде “Дай” сразу же отдает.

Возможные ошибки дрессировщика:

1. Неумелый подбор апортировочного предмета, приучение собаки к апортировке с применением принуждения.

2. Увлечение апортировкой мягких предметов, допущение игры собаки с апортировочными предметами.

3. Использование металлических предметов при выработке первоначального условного рефлекса.

4. Апортировка больших предметов (более 10 сантиметров в длину), отличающихся от фона местности по цвету.

5. Неправильное пользование лакомством.

6. Многократное использование одних и тех же предметов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.016 с.)