Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели работоспособности

Поиск

Для оценки уровня работоспособности используется ряд показателей. Прямые (профессиональные) показатели характеризуют эффективность и надежность выполнения трудовых задач (отдельных действий, операций) в реальной деятельности или при решении «рабочих» тестов – стандартизированных по объему, времени и условиям выполнения заданий, моделирующих элементы трудовой деятельности. На практике оценка работоспособности часто производится на основе использования именно ее прямых показателей.

Косвенные (функциональные) показатели отражают текущее функциональное состояние организма, его резервные возможности и уровень активации профессионально важных психических функций. Их оценка производится путем объективных измерений с использованием физиологических методов и тестов, а также на основании сбора и анализа данных субъективного состояния психических и соматических (телесных) функций.

Понятие «работоспособность» используется, в связи с конкретными видами деятельности. Это находит свое отражение в частных показателях оценки уровня работоспособности, адекватных характеру данного вида труда. Однако использование этого понятия возможно в более общем, неспецифическом виде. Физиологи, гигиенисты, психологи, специалистов в области труда детально изучают все стороны трудового процесса. Так, гигиенисты показали, что работоспособность людей колеблется в течение суток:

  1. подъем работоспособности – 5-6, 11-12, 16-17 часов, 20-21, 24-1.
  2. спад в 2-3, 9-10, 14-15, 18-19, 22-23 часа.

Психологи считают, что колебания динамки работоспособности в течение рабочего

дня зависит от конкретных условий труда.

Существуют разные определения этого понятия, но чаще всего под условиями труда понимаются все факторы, от которых зависит работоспособность человека и его здоровье. Эти факторы многообразны и для удобства их делят на 4 основные группы:

1. Санитарно-гигиенические факторы – микроклимат (температура, влажность воздуха, скорость движения воздушного потока), освещенность рабочего места, уровень шума, интенсивность загрязнения воздуха пылевыми частицами (запыленность), химическими компонентами (загазованность), наличие в зоне выполнения работы ультразвука, УВЧ, радиационных источников. Гигиена труда рассматривает эту группу факторов и разрабатывает нормативы предельно допустимых уровней соответствующих показателей, а также разрабатывает комплекс мероприятий, направленных на профилактику и борьбу с существующим неблагоприятным фактором внешней среды.

2. Психофизиологические факторы – это большая группа факторов, включающая характер режима труда и отдыха, тяжесть и напряженность труда, рабочие поз, величину нагрузки на скелетную мускулатуру, на ЦНС, на высшие отделы мозга, интенсивность загрузки мозга поступающей информацией, характер принятия решений, степень риска.

3. Социально-экономические факторы – это группа факторов, включающая социальную защищенность работающего, его заработную плату, покупательские способности, обеспеченность домами отдыха, детскими садами, школами, длительность отпуска и т.д.

4. Эстетические факторы – интерьер рабочего помещения, форма, цвет изделия, с которыми приходится работать, форма, цвет, фасон рабочей одежды.

В каждом виде трудового процесса есть элементы физического труда – труда, при котором совершается мышечная нагрузка, и элементы умственного труда. Для объективной оценки организации производства, объективного назначения льгот и компенсаций, очередности оздоровительных мероприятий, для регламентации режима труда и отдыха и для многих других целей было предложено в каждом виде трудовой деятельности различать тяжесть и напряженность. Соответственно всякий труд классифицируется на категории или группы по его тяжести и по напряженности.

 

3. Психофизиологические функциональные состояния. Роль и место функционального состояния в поведении человека. Влияние эмоций на деятельность человека. Психофизиология памяти, внимания и сознания.

На трудовую деятельность большое влияние оказывают психические процессы и состояние самого человека. Объективные условия: рабочее место, производственный процесс. Субъективные факторы: чувство удовлетворенности трудом, наличие стрессовых ситуаций, восприятие, психические особенности индивида.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Человеческая психика формируется прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями, посредством овладения им опытом человечества через собственную активную деятельность. Специфически человеческими являются высшие психические функции (такие как логическая память, абстрактно-логическое мышление, опосредованное применение вспомогательных средств, речевых знаков), которые сформировались в процессе культурно-исторического развития общества. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Сознание представляет собой одно их самых сложных проявлений деятельности мозга. Хотя слово «сознание» достаточно широко используется в повседневной речи и научной литературе, не существует единого понимания того, что оно означает. Действительно, этим термином обозначаются два понятия, которые различны по смыслу. В более простом значенииэто просто бодрствование с возможностью контакта с внешним миром и адекватной реакцией на происходящие события, т.е. что утрачивается во время сна и нарушается при некоторых заболеваниях. В этом же значении слово «сознание» иногда применяется и к животным. Также под сознанием понимается высшее проявление психики, связанное абстракцией, отделением себя от окружающей среды и социальными контактами с другими людьми. В этом значении термин «сознание» применяется обычно только к человеку. В обоих случаях сознание означает мир субъективных, т.е. переживаемых внутри себя ощущений, мыслей, чувств, которые образуют духовный мир человека, его внутреннюю жизнь.

Эксперименты доказывают, что психические функции возникают на основе объединения в единую системе разных, функционально неоднородных нервных структур и специальной организации процессов мозга, обеспечивающих высокую степень мозговой интеграции. Изучение этой организации лежит в основе поиска мозговых основ сознания.

Деятельность коры головного мозга подчинена ряду принципов и законов. Основные из них установлены И.П. Павловым. Основным фундаментальным принципом работы коры больших полушарий головного мозга является аналитико-синтетический принцип. Ориентация в окружающей среде связана с вычленением отдельных ее свойств и сторон, признаков (анализ) и объединением, связью этих признаков с тем, что является вредным или полезным для организма (синтез). Синтез – это замыкание связей, а анализ – это все более тонкое отчленение одного раздражителя от другого.

Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга осуществляется взаимодействием двух нервных процессов: возбуждение и торможение. Эти процессы подчинены следующим законам.

А) закон иррадиации возбуждения – очень сильные (так же и очень слабые) раздражители при длительном воздействии на организм вызывают иррадиацию – распространенные возбуждения по значительной части коры больших полушарий. Только оптимальные раздражители средней силы вызывают строго локализированные очаги возбуждения, что и является важнейшим условием успешной деятельности.

Б ) закон концентрации возбуждения – возбуждение, распространившееся из определенного пункта по другим зонам коры, с течением времени сосредотачивается в месте своего первичного возникновения. Этот закон лежит в основе главного условия деятельности – внимания. При концентрации возбуждения в определенных участках коры мозга происходит его функциональное взаимодействие с торможением, это и обеспечивает нормальную аналитико-синтетическую деятельность.

В) закон взаимной индукции нервных процессов – на периферии очага одного нервного процесса всегда возникает процесс с обратным знаком, т.е. в одном участке коры сконцентрирован процесс возбуждения, то вокруг него индуктивно возникает процесс торможения.

Только нормальное соотношение процессов возбуждения и торможения обеспечивает поведение, адекватное окружающей среде. Нарушение баланса между этими процессами, преобладание одного из них, вызывает значительные нарушения в психической регуляции поведения. Так, преобладание торможения, недостаточное взаимодействие его с возбуждением в беспорядочной хаотической деятельности, излишней суетливости, снижающей результативность деятельности.

Торможение – это активный нервный процесс, он ограничивает и направляет в определенное русло процесс возбуждения, содействует сосредоточению, концентрации возбуждения. Торможение бывает внешним и внутренним. Так, при действии какого-либо нового сильного раздражителя, прежняя деятельность может затормозиться – это внешне (безусловное) торможение.

Внутреннее торможение более многогранно. Одним из видов внутреннего (условного) торможения является угасание условного рефлекса, если он не подкрепляется безусловным раздражителем – угасательное торможение. Это вид торможения вызывает прекращение ранее выработанных реакций, если они в новых условиях становится бесполезными. Торможение возникает и при чрезмерном перевозбуждении мозга – охранительное торможение. Оно защищает нервные клетки от истощения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.64 (0.011 с.)