Понятие психофизиологического функционального состояния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие психофизиологического функционального состояния



Наиболее часто функциональное состояние (ФС) определяют как фоновую активность нервных центров, при которой и реализуется та или иная конкретная деятельность человека. В классической физиологии такое представление о функциональном состоянии выразилось с том, что оно соотносилось с одной или несколькими характеристиками нервной ткани. Так, И.П. Павлов связывал ФС с тонусом коры больших полушарий или ее возбудимостью. Продолжая эти исследования, П.С. Купалов показал, что ФС отражается не только в изменении возбудимости головного мозга, но и в уровне его реактивности и лабильности. В работах А.М. Зимкиной ФС оценивается по совокупности средних значений возбудимости, реактивности и лабильности нервной системы.

Психофизиологический подход к определению ФС опирается на представление о существовании моделирующих систем мозга. Согласно этому подходу акцент делается на функциональной специализации двух систем организма. В это число входят:

  1. ретикулярная формация ствола мозга, способная оказывать как возбуждающее, так и тормозное влияние на вышележащие отделы мозга;
  2. лимбическая система, ответственная за эмоциональное состояние человека.

 

 

 
 

 

 


 

Рис. 5. Сущность функциональный состояний

Обе модулирующие системы тесно связаны с высшими отделами коры больших полушарий, образуют особую функциональную систему, имеющую несколько уровней реагирования:

1. физиологический;

2. поведенческий;

3. психологический (субъективный).

В соответствии с этой логикой ФС можно рассматривать как результат активности объединенной ФС.

Таким образом, физиологическая регуляция состояний осуществляется:

  1. с помощью категорий нейронов, именуемых модуляторными, которые могут быть активизирующего и неактивизирующего типа. Нейроны-модуляторы объединяются в ансамбли и сети, сосредоточенные на уровне ретикулярной формации ствола головного мозга и его лимбической системы, образуя активизирующие или затрудняющие деятельность модулирующие системы, которые регулируют тонус коры и подкорковых структур, оптимизируя тем самым деятельность организма.
  2. важнейшим регулятором является головной мозг, последние отделы коры больших полушарий – фронтальные зоны. Именно, они управляют деятельностью моделирующих нейронов и их систем, стимулируя или снижая активность ретикулярной формации и лимбической системы.

Совокупность различных проявлений процесса функционирования перечисленных

нервных систем порождает разные психические состояния человека в зависимости от того, в какие обстоятельства жизненной и профессиональной активности он попадает. Посредством мотивации и в результате проявления волевых усилий люди стремятся или использовать определенные психические состояния или преодолевать те, которые оказывают отрицательные воздействия.

Функциональные состояния, регулируемые модулирующей системой мозга – необходимая составляющая любого вида деятельности и поведения. Хорошо изучены отношения между уровнем активации мозга и эффективностью различных действий, операций, навыков, обучения. Они обычно описываются куполообразной кривой, показывающей, что наиболее высокие результаты деятельности достигаются не при самой высокой, а при более низкой активации нервной системы, получившей название оптимального функционального состояния.

Актуальность изучения ПФС определяется их вкладом в обеспечение эффективности деятельности и надежности человека, а также увеличением количества профессий и изменением условий труда, когда психофизиологические возможности человека становятся определяющими в развитии тех или иных ПФС. Именно данные психофизиологических исследований в сочетании с психологическими методами обусловили исследования ПФС, выделив их в отдельный предмет изучения.

Функциональное состояние – системная реакция (от организменного до личносто -психологического уровня), обеспечивающая необходимый уровень ресурсного обеспечения деятельности и компенсации возникающих трудностей.

Поскольку основным критерием изменения состояния является изменение характера ресурсного обеспечения, именно этот аспект является базовым в исследованиях ПФС и обуславливает применение электрофизиологических методов для их объективной оценки (полиэффекторный метод).

ФС, отражающие особенности реализуемой деятельности, характеризуются обязательным наличием следующих компонентов:

  1. энерегитеческий – физиологические реакции, обеспечивающие требуемый уровень энергозатрат (от биохимического до уровня отдельных систем: кровообращения, дыхания и др.);
  2. сенсорный – характеризует возможности по приему и первичной обработке поступающей информации (пороги ощущений, адаптация к сигналам и т.д.);
  3. информационный – обеспечивает дальнейшую обработку информации и принятие решений на ее основе (память, мышление);
  4. эффекторный – ответственный за реализацию принятых решений в поведенческих актах (скорость, темп, точность, реакции, координация движений, рабочие действия и т.д.);
  5. активационный – определяет направленность и степень напряженности деятельности и характеризует актуальную способность человека к реализации имеющихся у него качеств и личностных свойств (особенности гормональной активности и нервной регуляции, уровень внимания, мотивации, эмоционально-волевого напряжения).

Типичные для профессиональной деятельности состояния: монотония, утомление,

напряженность и стресс.

Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.

Психические состояния определяются информационным фактором и организуют адаптивное поведение на высшем психическом уровнях.

 

5. Основной биологический процесс – обмен веществ

Две стороны обмена веществ называются ассимиляция и диссимиляция. Ассимиляция – усвоение органических, неорганических веществ и газов из внешней среды. Диссимиляция – расщепление усвоенных веществ на более простые составляющие.

Выделяют 5 основных обменных процессов:

- водно-солевой обмен – основа жизнедеятельности человеческого организма, необходимо поддержание оптимального питьевого режима в процессе труда.

- Углеводный обмен – основа энергетического обмена. Снижение работоспособности происходит в результате снижения количества глюкозы.

- Жировой обмен – энергетическая функция 1 г. жира высвобождает 9 ккал. Энергии.

- Белковый обмен – обеспечивает работу мышц (1 г. белка высвобождает 4 ккал. энергии). Энергетическая характеристика основного обмена должна обеспечиваться – 11% белками, 17% углеводами и 72% жирами.

- Обмен энергии – энергозатраты организма.

Одна из важнейших функций организма – терморегуляция. Одна из главных задач – поддержание нормальной температуры внутренней среды, создание комфортного микроклимата в производственных помещениях, профилактика перегрева и переохлаждения.

Функции жизнеобеспечения – дыхательная функция и сердечно-сосудистая система. Дыхательная функция – газообмен между организмом и внешней средой с помощью условных и безусловных рефлексов. Деятельность дыхательной системы оценивается: частота дыхания (число дыхательных движений в минуту); величина одного дыхательного движения (объем воздуха за один вдох или выдох); минутный объем дыхания (величина легочной вентиляции). Сердечно-сосудистая система – обеспечение кислородом тканей и органов. Деятельность сердечно-сосудистой системы оценивается: частота сердечных сокращений (количество сердечных сокращений в минуту, пульс); ударный объем сердца (количество крови, выбрасываемое в аорту за одно сокращение), минутный объем сердца – величина кровоотока. И.М. Сеченов в ходе исследований выяснил, что сердце в среднем совершает 60 биений в минуту, т.е. на одно биение приходится одна секунда. В течение этой секунды мышца желудочка сердца 1/3 времени сокращается и 2/3 находится в покое. В среднем получается, что в течение суток мышца желудочка сердца 8 часов работает и 16 часов отдыхает. Это соотношение явилось основой соотношения времени работы и отдыха человека в течение суток.

 

4. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности. Измерение и анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок. Методы распределения функций. Распределение функций и рабочая нагрузка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.008 с.)