Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производственной, преддипломной

Поиск

ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ

Направление подготовки: 080100.62 «Экономика»

Квалификация (степень): бакалавр

 

 

Екатеринбург

2013 г.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 080100.62 «Экономика» и на основании рабочего учебного плана по направлению 080100.62 «Экономика», утвержденного Ученым Советом Уральского финансово-юридического института.

 

 

Программа обсуждена и рекомендована к применению в учебном процессе для обучения студентов, бакалавров по направлению 080100.62 «Экономика» на заседании кафедры финансов, денежного обращения и кредита протокол № 1 от 17 сентября 2013 г.

Одобрена Ученым Советом НОУ ВПО «УрФЮИ» (Протокол № 1 от 21 сентября 2013 г.)

 

 

© Окунева Л.А., 2013

© НОУ ВПО «Уральский Финансово-Юридический институт», 2013

Введение

В настоящее время система подготовки кадров должна быть адаптирована к рыночным условиям развития экономики России. Формируются новые отношения в сфере образования, в том числе новые подходы к практической подготовке студентов в ВУЗе. Целью данной программы является дальнейшее совершенствование методического обеспечения организации практики студентов.

С появлением рыночных отношений в российской экономике была ликвидирована система строгого распределения выпускников и прикрепления студентов для прохождения практики на конкретные предприятия и организации, Предприятия, не желая нести расходы на практическую подготовку студентов, делают ее формальной или неохотно принимают студентов на практику. В то же самое время студенты вынуждены преодолевать иждивенческие традиции и более ответственно подходить к организации практической подготовки в период обучения, самостоятельно определяя места прохождения практики.

При разработке данной программы использованы: опыт организации студенческой практики прежних лет, новые подходы и требования к специалистам в области финансов и кредита.

Практическая подготовка студентов направлена на: развитие их творческих способностей, воспитание навыков принятия самостоятельных решений в практике экономической деятельности, а также приобретение опыта работы в коллективе предприятия, повышение конкурентоспособности выпускников ВУЗа. Вместе с тем студенты способствуют формированию имиджа института среди работодателей относительно качества подготовки выпускников. Не менее важной составляющей практики является сбор материалов для написания рефератов, курсовых и дипломных работ в соответствии с учебным планом специальности по согласованной с преподавателями теме и под непосредственным руководством опытных преподавателей. Студенческие работы могут выполняться по заявкам предприятий.

Данная программа содержит не только обязанности студентов во время прохождения практики, но и рекомендации, как изучать и анализировать материалы и экономические показатели предприятия, как проводить научно-практические исследования, как оформить документы и отчет о прохождении практики.

Общие положения

Система профессиональной подготовки в ВУЗе включает теоретическую, практическую и научно-исследовательскую работу.

Состав профессиональной подготовки
теоретическая практическая научно-исследовательская

Теоретическая подготовка требует усвоения предметов в соответствии с учебным планом.

Практическая подготовка предполагает приобретение умения применить полученные теоретические знания в хозяйственной деятельности предприятий, фирм. При этом студент учится выполнять методические рекомендации, положения, инструкции, законы. Обязательным элементом данной подготовки является получение навыков, способностей осуществления анализа производственной и финансовой деятельности, проведения маркетинговых исследований, выявление недостатков и выработка рекомендаций практического характера.

Научно-исследовательская подготовка не является обязательной для всех студентов. Этот вид практики предусматривается для студентов, имеющих высокий уровень теоретической подготовки, проявивших интерес к научно-исследовательской работе: участие в госбюджетных или хоздоговорных исследованиях, конкурсах студенческих научных работ, подготовка научных публикаций, выступлений на студенческих научных конференциях, семинарах молодых ученых. В перспективе может предусматриваться направление в аспирантуру или оформление соискателем для работы над диссертацией.

Основной проблемой при устройстве выпускников на работу является отсутствие опыта работы молодых специалистов. В то же самое время работодатели предъявляют к ним общие, сформировавшиеся на рынке труда требования. Устранению этого недостатка способствует введение в учебный план различных видов практики.

Таким образом, предусматривается прохождение сквозной практики студентами специальности «экономика».

 

Таблица 1.

Виды учебной практики студентов

Название практики Курс Семестр Продолжительность
  Производственная     2 недели
  Преддипломная     4 недели

 

Цели и задачи

Главная задача студента на практике - ознакомиться с деятельностью организации или ее структурного подразделения, освоить навыки работы на данном рабочем месте, дать оценку деятельности организации (подразделения) на основе полученных студентом знаний, а также собрать необходимый фактический материал для написания курсовой или дипломной работы.

Цели производственной практики:

1. Расширение и закрепление теоретических знаний по основным финансовым дисциплинам, полученным в процессе учебы в УрФЮИ.

2. Изучение содержания и назначения финансовой учетно-аналитической работы в условиях исследуемой организации (ее структурного подразделения).

3. Получение навыков практической работы по специальности.

4. Приобретение навыков научно-исследовательской работы.

Цели преддипломной практики:

1. Систематизация, расширение и закрепление теоретических и практических знаний, полученных в процессе учебы, а также на производственной практике.

2. Совершенствование навыков анализа и обобщения опыта работы организации, являющейся местом практики.

3. Определение способности студента к самостоятельной профессиональной деятельности.

4. Ориентация студента в вопросе выбора места будущей работы.

5. Углубление знаний об организациях данного типа.

6. Сбор информации для дипломной работы.

7. Обобщение материала для проведения исследования.

В результате прохождения практик у обучающегося формируются следующие профессиональные компетенции (ПК):

способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

способен, используя отечественные и зарубежные источники информатизации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор или аналитический отчет (ПК-9);

способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);

способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);

способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).

Руководство практикой осуществляют преподаватели экономического факультета совместно с сотрудниками тех организаций, куда направлены студенты-практиканты.

Студенты имеют возможность самостоятельно найти базу практики или воспользоваться базами практики, закрепленными за кафедрой. Места практики утверждаются приказом проректора по учебной работе.

Данные виды практики, как важнейшая часть учебного процесса, проводится в кредитно-финансовых учреждениях, страховых компаниях, налоговых службах, казначействе, оценочных фирмах, внешнеторговых и других коммерческих структурах г.Екатеринбурга и Свердловской области, имеющих непосредственное отношение к получаемой студентом специальности «финансы и кредит».

Производственная практика составляет 2 недели. Продолжительность преддипломной практики составляет 4 недели.

При прохождении практики студентом совместно с научным руководителем рекомендуется выбрать научное направление (тему) для постепенной работы над ней, окончательной целью которой будет выполнение дипломной работы.

После выбора базы практики студенту выдаются направление на практику и дневник. Студент обязан в дневник регулярно заносить виды выполняемых занятий и последовательность прохождения практики по рабочим подразделениям. В дневнике руководитель практики от предприятия дает характеристику об уровне знаний студента, умении применять их в практической работе. Подпись руководителя заверяется печатью предприятия.

По окончании практики студент представляет письменный отчет, который составляется в соответствии с программой практики индивидуально каждым студентом объемом 25-30 печатных листов. Содержание отчета должно включать краткуюхарактеристику предприятия (фирмы), его организационную структуру, другие сведения и изучаемые вопросы в процессе прохождения практики, расчеты основных показателей, аналитические таблицы. Отчет должен содержать выводы и конкретные предложения по совершенствованию деятельности предприятия.

Отчет проверяет руководитель практики от кафедры, студент защищает отчет. Руководитель выставляет студенту зачет с оценкой.

Студенты, не прошедшие практику и не представившие отчет, к дальнейшему обучению не допускаются.

Для студентов допускается на период практики зачисление на рабочие места с выплатой заработной платы, если это будет способствовать улучшению качества практической подготовки.

Во время прохождения практики студент должен ставить своей целью:

- осуществление целенаправленной подготовки к будущей профессиональной деятельности;

- поэтапное формирование профессиональных навыков;

- приобретение позитивного опыта трудовой деятельности, наблюдение (выявление) нежелательного опыта;

- возможность выбора и планирование будущей профессиональной деятельности

При этом BУ3 преследует как общие со студентами цели (практическаяподготовка студентов к будущей профессиональной деятельности),так и иные цели:

- повышение уровня подготовки специалистов;

- выявлениенаиболее подготовленных студентов для рекомендации на определенные виды профессиональнойдеятельности;

- формирование высокого имиджа ВУЗа (специальности);

- участие студентовв хоздоговорнойи госбюджетной научно-исследовательской работе и др.

Ответственный за практику на кафедре:

- систематизируетинформацию о местах практики;

- готовит приказ, о содержании которого информирует преподавателей на заседании кафедры;

- организует собрание студентов с руководителями практики и участвуетв его проведении;

- информируетстудентов о предметах, по которым предусматривается написание курсовых работ;

- выдаетстудентам документы, необходимые для прохождения практики;

- совместно с руководителями практики составляет отчет по итогам практики.

Руководитель практики от кафедры обеспечивает:

- установление связи с местом практики студента;

- руководство практикой;

- разработку графика консультаций;

- методическоеконсультирование студентов;

- контроль над прохождением практики;

- помощьстудентам в организации практики на предприятии,

- информирование кафедрыо ходе практики;

- своевременный прием отчетов.

Обязанности руководителя практики на предприятии заключаются:

- в обеспечении местами практики;

- в организации практики всоответствии с положением и программой практики;

- в обеспечении документами,необходимыми для расчета экономических показателей анализа деятельности предприятия;

- в создании условий для подготовки отчета по практике;

- не реже 1-2 раза в неделюподписывать дневник;

- по окончаниипрактики дать характеристикуо работе студента.

Обязанности студентов:

- подробно ознакомиться с программой практики;

- получить и выполнить индивидуальное задание на практику;

- соблюдать действующие правила техники безопасности и внутреннего распорядка на предприятии;

- систематически производить необходимыезаписи вдневнике о ходе практики;

- собрать материалы длянаписанияотчета и планируемой курсовой работы;

2. Профессиональные требования к современному специалисту

Экономист долженбыть подготовлен к профессиональной работе в государственных органах федерального, регионального и муниципального уровня: банках, биржах, финансовых и страховых компаниях, инвестиционных фондах, министерствах финансов, экономических службах, предприятий и организаций всех форм собственности, на должностях, требующих высшего экономического образования согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих.

Специальность «экономика»дает комплекс знаний в области:государственных и муниципальных финансов, банковскогои страхового дела,денежного обращения, финансового менеджмента,рынка ценных бумаг, налогов и налогообложения.Специальность предполагает изучение: процессов формирования и исполнения бюджетов разных уровней; механизма управления государственным долгом; функционирования внебюджетных фондов; порядка планирования; учета и отчетности на предприятиях, организациях, учреждениях; организации и управления денежными потоками предприятий, инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов; особенностей организации финансов предприятия; банковского и страхового дела.

 

Таблица 2 - Обзор важнейших рамочных характеристик современного специалиста экономиста

 

Качественные характеристики Степень соответствия требуемому уровню Сущность характеристик
Соответствует Не соответствует
Предпринимательское чутье + +   Умение отмечать хорошие идеи, предложения от бесперспективных, умение оценить конкурентов, предвидеть будущие события, умение оценить ситуацию на рынке    
Продолжение таблицы 2
Умение выработать цель и задачу + +   Включает выбор сфер деятельности, стремление к цели, проявление активности в ее достижении, готовность взять на себя ответственность, стремление к высокой результативности, умение убедить партнеров и работников, умение приводить доводы для обоснования какого-либо решения
Нонконфоризм + +   Высокая активность и достижение цели, независимость, предпочтение принимать собственные решения, отсутствие приспособленчества
Дипломатичность + +   Гибкость, понимание обстановки, умение идти на компромисс, умение взаимодействовать совместной деятельности
Коммуникабельность + +   Общительность, способность устанавливать контакты, внимание к людям, способность понимать поведение людей, собственная непринужденность в поведении, открытость, восприимчивость критики
Практичность +   Надежности в делах, внимание к мелочам, добросовестность, ответственность
Восприимчивость к новому + +   Желание обучаться новому, способность к обучению, умение работать со специальной литературой
Враждебность   * * Ее отсутствие предполагает сдержанность, дружелюбие  
Продолжение таблицы 2
Доверчивость   * Проявление данного качества не свойственно при предпринимательском риске
Осмотрительность +   Наличие планомерных действий, умение расставлять приоритеты, отличать важное от второстепенного, контролировать делегированные задачи
Работоспособность + +   Умение работать и в стрессовой ситуации, не теряться в кризисной обстановке, осознание своих резервов и границ
Умение «себя преподнести» +   Привлекательность во внешнем виде и форме поведения
Нормативность поведения + +   Соблюдение моральных стандартов, правил, уравновешенность, самоконтроль поведения
Твердость +   Умение отстаивать свою позицию
Компетентность + +   Профессиональная подготовленность, наличие знаний в профессиональных вопросах
Высокая ориентация на клиента + +   Выявление клиента, выполнение ожиданий клиента
Умение использовать маркетинговые инструменты + +   Умение использовать инструменты маркетинга при исследовании рынка, конкурентов, товара
Знание покупателя + +   Проведение маркетинговых исследований покупателей
Способность анализировать ситуацию + +   Рассмотрение отдельных сторон, составных частей практической ситуации
Самоуверенность +   Излишняя уверенность в своих действиях    
Продолжение таблицы 2
Склонность к риску +   Умение оценить и просчитать риск от предпринятой сделки, связанной с риском
Решительность + +   Смелость, способность к мобилизации собственной энергии, принятию собственных решений
Общий интеллект +   Мыслительная способность, нравственность
Пробивная способность +   Энтузиазм в осуществлении своих планов, настойчивость в достижении своих целей
Организаторские способности +   Способность планировать и прогнозировать свою деятельность и контролировать выполнение плана, умение контактировать с людьми, гибкость в поведении, умение увлечь людей своими идеями. Степень организации ограничивается рамочными положениями (должностными инструкциями) по коллегиальному принципу, вместе с тем – это умение стимулировать задачи, требующие творческого подхода и нетрадиционного мышления, умение работать группой

 

+ желательный уровень качественной характеристики

+ + уровень качественной характеристики, соответствующий требованиями

* нежелательный уровень качественной характеристики

Характер экономической деятельности делает важными каждое из выше названных качеств специалиста. Степень выраженности этих качеств зависит от уровня занимаемой должности.

К приобретению этих качеств студент должен стремиться в процессе теоретической и практической подготовки в ВУЗе, а также воспитывать их в дальнейшей практической деятельности. Однако, настоящий перечень требуемых качеств не дает полного или идеального профиля специалиста в области «финансы и кредит».

План прохождения практики

1. Определение места прохождения практики и выбор ее руководителя от предприятия.

2. Составление программы прохождения практики на основании полученного индивидуального задания и согласование еес руководителем практики от факультета.

3. Выполнение программы практики.

4. Написание и оформление отчета о прохождении практики.

5. Защита отчета о прохождении практики и оценка результатов практики ее руководителями (от предприятия и факультета).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.26 (0.008 с.)