Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методическая практика в специальной (коррекционной) школе включает 3 основных этапа↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1 этап (примерно 1 неделя) – ознакомительный. 1 день – установочная конференция, знакомство с задачами и содержанием педагогической практики, консультирование по оформлению документации, распределение по учреждениям, методический инструктаж. 2 день – знакомство с учреждением, персоналом, документацией логопеда, контингентом детей, графиком работы логопеда, распределение по подгруппам, оформление стенда; 3 день – составление перспективного плана и текущих планов занятий на период практики, оформление индивидуального плана работы на период практики; закрепление детей за студентами для индивидуальной работы; составление графика посещений занятий у логопеда и других практикантов; 4,5,6 день – изучение детей, используя методы беседы, специальные методы; изучение и анализ медицинской и педагогической документации, посещение и анализ занятий логопедов и других специалистов учреждения. 2 этап (примерно 2 недели) – основной. На этом этапе студенты продолжают посещать занятия логопеда, протоколировать их в рабочей тетради (дневнике) и анализировать либо по ходу занятия, либо в свободное время. Основным содержанием этого этапа является непосредственная логопедическая работа студента с детьми в закрепленных группах, в содержание которой входит логопедическое обследование детей, проведение пробных и рабочих занятий, самостоятельное психолого-педагогическое изучение детей, логопедическое обследование нарушенных функций, планирование коррекционной работы. Кроме этого практиканты посещают пробные занятия других студентов, анализируют их с логопедом и методистом практики, работают с документацией. 3 этап (примерно 1 неделя) – заключительный. На этом этапе студент планирует и проводит ежедневно рабочие уроки по плану логопеда. Три занятия (по выбору студента) объявляются зачетными. Заканчивается оформление отчетной документации. В последний день практики в образовательном учреждении проводится педагогический совет по итогам методической практики, на котором оценивается работа каждого практиканта, вносятся замечания и предложения по организации практики.
Во время учебно-методической практики к студентам предъявляются следующие требования: 1) В базовой школе необходимо находиться 5 часов, посещая занятия логопеда и ежедневно (начиная с 3 недели) проводят по 2 самостоятельных занятия разной формы, в т.ч. индивидуальных/подгрупповых. 2) Студенты должны участвовать во всех мероприятиях, проводимых логопедом, а также во всех мероприятиях с участием закрепленного класса. 3) Студент-практикант должен провести 2 индивидуально-подгрупповых зачетных занятий и 2 фронтальных занятия. Одно из фронтальных занятий должно быть по преодолению нарушений письменной речи. 4) За 2-3 дня студент обязан обсудить с логопедом/методистом конспект занятия, заверить его подписью и оценкой логопеда/методиста. Конспекты пробных и рабочих занятий также обсуждаются с логопедом заранее и заверяются подписью логопеда. 5) Методист может посетить любое пробное или рабочее занятие студента. Пробные занятия необходимо готовить и проводить на высоком профессиональном уровне и иметь к ним подробный конспект. 6) Студент обязан сообщить методисту о дне и часе проведения зачетного занятия с тем, чтобы тот по возможности присутствовал на нем. В отсутствии методиста от кафедры оценку зачетного занятия может провести ведущий логопед или администратор, курирующий практику в данном учреждении. 7) Конспекты пробных и рабочих занятий обсуждаются с ведущим логопедом и заверяются подписью.
Отчетная документация по практике 1. Дневник практики. 2. Рабочая тетрадь. 3. Три конспекта занятий с наглядностью (1 фронтальное обучающее, 1 занятие-развлечение или сценарий утренника, логопедического досуга, 1 подгрупповое), самоанализом, анализом и отметкой ведущего логопеда. 4. Речевая карта на одного ребенка (с нарушением письменной речи), перспективный план работы, психолого-педагогическая характеристика, конспект индивидуального логопедического занятия с самоанализом, анализом логопеда и отметкой. 5. Протокол и психолого-педагогический анализ одного посещенного занятия студента-практиканта. 6. Психолого-педагогическая характеристика класса (логопедическое представление на школьный консилиум на группу учащихся). 7. Конспект консультации для родителей, учителей по проблеме речевых нарушений и речевого развития учащихся, методические указания к проведению наблюдения за речевой деятельностью детей, другие методические разработки (на выбор студента) в двух экземплярах. 8. Отчет по логопедической практике. 9. Характеристика на студента-практиканта. ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРАКТИКЕ 1. Дневник практики. Титульный лист Магнитогорский государственный университет Кафедра логопедии и медико-биологических дисциплин Дневник комплексной практики Ф.И.О. студента Курс группа специальность Сроки Групповой руководитель от кафедры Первая страница Практика проводилась в (полное название и адрес учреждения) Логопед-методист Вид практики 2. Речевая карта на одного ребенка с перспективным планом работы (составленная самостоятельно на основании проведенного студентом обследования) 3. Конспекты 2 групповых и 1 индивидуального занятия с наглядностью. Примерный образец оформления конспекта Зачетного логопедического занятия. Титульный лист Занятие по Проведенного с группой Год обучения Название учреждения ФИО студента факультет группа Первая страница Тема занятия. Цели занятия. План (этапы) занятия. Речевой материал (лексический и грамматический) Оборудование занятия Основные методические приемы. Подготовка конспекта занятия: консультация логопеда, использование литературы, самостоятельная работа. Индивидуальная работа и варианты помощи детям при возникновении затруднений (уровень самостоятельности). Ход занятия. Раскрывается содержание каждого этапа, отмечается дозировка во времени, использование пособий, представляется перечень основных вопросов и инструкций, адресованных детям с учетом их речевых возможностей, правильный образец выполнения задания (предполагаемые ответы детей). Рекомендуется ход занятия представить в виде таблицы.
4. Конспект выступления на родительском собрании и педагогическом совете (консилиуме) учреждения. IV. Форма итогового контроля Итоговая конференция. Примерные критерии отметок при оценке учебно-воспитательных мероприятий студентов-практикантов
«Отлично» ставится за мероприятие, отвечающее следующим требованиям: своевременно подготовлено и проверено все нужное оборудование, изготовлены (лично, с помощью детей, взяты у педагога или психолога), наглядные пособия, отремонтированы старые, своевременно подготовлен и утвержден конспект (или план) мероприятия. Удачно подобран дополнительный материал (литературный и практический из ближайшего окружения), отвечающей теме, целям мероприятия, но не создающий перегрузки детей. На высоком уровне решались цели мероприятия. Структура мероприятия, методы и приемы обучения и воспитания строго соответствуют логике предмета и теме, характеру изучаемого материала. Ошибки и неточности не допускаются. Выводы и обобщения отражают основную мысль мероприятия. Оборудование и весь дидактический материал используется умело. Дозировка времени соответствует задачам мероприятия. Ошибки в ответах детей замечаются и исправляются своевременно, знания их оцениваются объективно, оценки комментируются точно, комментарии носят воспитывающий характер. Все дети работают активно. Сочетаются фронтальные и индивидуальные формы работы. Правильно организуется и направляется самостоятельная работа детей. Практикант хорошо изучил группу или класс, правильно реагирует на поведение детей, устраняет недостатки, допущенные на предыдущих мероприятиях. Самоанализ мероприятия дается развернутый, критический. «Хорошо» ставится за мероприятия, отвечающие следующим требованиям. Подготовлено и проверено основное оборудование мероприятия, подобран дополнительный материал из литературы и окружающего, своевременно подготовлен и утвержден конспект (или план-конспект) мероприятия. Тема мероприятия раскрыта научно, доступно, литературным языком. Намеченные задачи выполнены. Построение мероприятия, методы и приемы обучения и воспитания, дозировка времени на отдельные части мероприятия отвечают целям мероприятия, характеру изучаемого материала, возрасту детей. Но незначительные отклонения все же были допущены (недостаточно четко названы цели мероприятия, пособия предъявлялись с ошибками, оценки мотивировались поверхностно и т.д.). Ошибки и неточности в ответах и действиях детей подмечались и исправлялись своевременно, знания их оценивались объективно. Однако некоторые неточности в речи, действиях детей не были исправлены. Использованное оборудование и дидактический материал способствовали наилучшему решению целей мероприятия. Дети вовлекались в активную работу, поощрялась и направлялась самостоятельная работа детей. Практикант знает группу или класс и владеет им, умеет устранять допущенные ранее ошибки, дает правильный, хотя и недостаточно развернутый анализ своего мероприятия. «Удовлетворительно» ставится за мероприятие, если, конспект (или план-конспект) и оборудование к мероприятию были подготовлены своевременно, но вся подготовка к мероприятию велась при значительной помощи педагогов и психологов. Цели мероприятия в основном выполнены. Тема мероприятия раскрыта научно, доступно, последовательно. В дидактическом отношении мероприятие проводилось правильно. Многие дети вовлекались в активную работу. Однако в ходе мероприятия были допущены незначительные ошибки по содержанию мероприятия, в оценке действий детей, в речи, в обращении с оборудованием допускались небрежность, неуверенность. Допускались просчеты в распределении времени на отдельные части мероприятия. Практикант не всегда правильно и своевременно реагировал на ошибки, нарушения правил поведения детей. Анализирует мероприятия правильно, но недостаточно полно и развернуто. «Неудовлетворительно» оценивается мероприятие, на котором цели не решены, допускались существенные ошибки в содержании мероприятия, не замечались ошибки в действиях и речи детей, план мероприятия выполнен не полностью. Примечания: 1. Студент, несвоевременно или недостаточно хорошо подготовившийся к мероприятию, несвоевременно или небрежно написавший конспект мероприятия, не подготовивший или не проверивший оборудование к нему, недостаточно усвоивший и уяснивший материал мероприятия и т.д., к проведению мероприятия не допускается и за это мероприятие выставляется неудовлетворительная оценка. 2. Студенту, отказавшемуся проводить мероприятие или не явившемуся на него по неуважительной причине, выставляется неудовлетворительная оценка и ставится вопрос о его дальнейшем прохождении педагогической практики.
V. Учебно-методическое обеспечение курса 5.1. Рекомендуемые источники и литература (рекомендуемая студентам для самостоятельного изучения в период методической практики на школьном логопункте) 1. Агракович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей /З.Е. Агракович. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. 2. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников /М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. 3. Алтухова Н. Г.Научитесь слышать звуки. — СПб.: Лана, 1999. 4. Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Логопедические технологии. / Учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Парадигма», 2010. 5. Бакулина Г. А.Интеллектуальное развитие школьников на уроках русского языка. - М: ВЛАДОС, 2001. 6. Бакулина Г. А.Интеллектуальное развитие школьников на уроках русского языка. - М: ВЛАДОС, 2001. 7. Баландина Л.А. Диагностика в детском саду: методическое пособие/ Л.А Баландина, В.Г. Гаврилова. – Ростов на Дону, 2003. 8. Белобрыкина О. А.Речь и общение. — Ярославль; Академия К,* 1998. 9. Бессонова Т. П., Грибова О. Е.Дидактический материал по обследованию речи детей. - М.: АРКТИ, 1997. 10. Буденная Г. В.Логопедическая гимнастика. — СПб.: Детство-пресс, 2000. 11. Волкова Г.А.. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие/ Г.А. Волкова. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. 12. Выготский Л. С.Педагогическая психология. — М., 1990. 13. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: методическое пособие / Г.Г. Голубева. – С-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. – Издательство «Союз», 2000. 14. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б.Логопедия. — Екатеринбург: APT ЛТД, 1998. 15. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»// Вестник образования. 2001. № 2. 16. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения. — М.: Просвещение, 1991. 17. Кинаш Е.А. Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии. Методическое пособие для педагогов и студентов / Учебное пособие. М.: Издательство «Парадигма», 2010. 18. Клюева Н, В., Касаткина Ю. В.Учим детей общению: характер, коммуникабельность. — Ярославль: Академия развития, 1997. 19. Кобзарева Л. Г. и др. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. — М.: Учитель, 2001. 20. Коноваленко В.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР: В.В. Коваленко, С.В. Коваленко. – М.: Издательство «ГНОМиД», 2002. 21. Коноваленко В.В., Коноваленко С. В.Фронтальные логопедические занятия в группе детей с ОНР: Пособие для логопедов. — М.: Гном-Пресс, 1999. 22. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушина. — Ростов н/Д: МарТ, 2002. 23. Коррекционная педагогика/Под ред. В. С. Кукушина. — Ростов н/Д: МарТ, 2002. 24. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно-воспитательной работы с детьми 3-4 лет; конспекты занятий, игры и упражнения / Е.В. Кузнецова. – М.: Издательство «ГНОМиД», 2002. 25. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. — М.: Владос, 1999. 26. Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н.Логопедия в таблицах и схемах. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия». М.: Издательство «Парадигма», 2010. 27. Лопухина И. С. Буквы и звуки. — СПб.: Детство-пресс, 2000. 28. Малаева З.П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушение зрения к плеооптоортоптическому лечению /Учебное пособие. М.: Издательство «Парадигма», 2010. 29. Новикова-Иванцова Т.Н. От слова к фразе. Методическое (практико-ориентированное) пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжелой речевой патологией / М.: Издательство «Парадигма», 2010. 30. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения. Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г.// Вестник образования. 2001. № 2. 31. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида (1-4 классы, подготовительный класс). М.: Издательство «Парадигма», 2010. 32. Справочник логопеда /Под ред. М- А. Поваляевой. — Ростов н/Д: Феникс, 2000. 33. Ткаченко Т.А. Физкультминутка для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи / Т.А. Ткаченко. М.- 2001. 34. Узорова О. В. Нефедова Е. А.Игры с пальчиками. — М.: ACT Астрель, 2002. 35. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием: программа и методические рекомендации для ДОУ компенсирующего вида (старшая группа) /Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Школьная Пресса, 2002. 36. Фошекова Т. А.Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М.: АРКТИ, 2000. 37. Хоруженко К. М., КурепинаА. В.Краткий педагогический словарь-справочник. — Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2001. 38. Цвынтарный Л. П. Играем пальчиками, развиваем речь. — М.: Владос, 2000.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.22 (0.009 с.) |