Программа изучения курса «Психология» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа изучения курса «Психология»



Часть

Программа изучения курса «Психология»

Раздел «Основы общей психологии» (учебные пакеты)

для студентов 3 курса

 

Составители: преподаватели ПЦК психологии

Лобашева Е. В.

Потапова М. А.

 

 

Санкт – Петербург

 

Тема № 9. Эмоциональная сфера человека.

 

Эмоции (эмоциональные явления) – субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям.

 

Эмоции возникают как непосредственная экстренная оценка уровня благополучия взаимодействия организма со средой. В критических ситуациях возникающие эмоции способны запустить энергетические механизмы поведения, которые помогут человеку отреагировать в этой ситуации определенным поведением. Н., эмоция страха, возникая в опасной ситуации, активизирует необходимые для борьбы с опасностью резервы организма (напряжение мышц, учащение дыхания и сердцебиения, повышение свертываемости крови на случай повреждений), т. е. происходит мобилизация потенциала внутренних органов и систем.

Функции эмоций:

  1. Сигнальная
  2. Регулирующая
  3. Коммуникативная

Виды эмоций.

  1. Отрицательные, положительные, амбивалентные эмоции (промежуточные). К. Изард выделил фундаментальные эмоции, которые лежат в основе всех чувств: страх, боль, стыд, гнев, радость, удивление, отвращение, презрение, страдание. Н., восторг = удивление + страх + радость; ревность = страх + гнев + страдание.

 

  1. По критерию мобилизации ресурсов организма:

Стенические – повышают активность, вызывают прилив энергии и подъем.

Астенические – действуют противоположным образом.

Механизм возникновения этих эмоций описывается законом Еркса – Уотсона и У. Джемса – К. Ланге:

 

Зона астенических эмоций

 

  1. По потребностям различают:

Низшие эмоции – связанные с удовлетворением органических потребностей, общих ощущений (голод, жажда …)

Высшие эмоции – социально обусловленные, связанные с общественными отношениями. Различают:

Праксические чувства – чувства, возникающие в практической деятельности.

Нравственные чувства – эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственнее чувства основаны на принятом в данном обществе понимания добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил – этикой, а практическая их реализация нравственностью. Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции – «нравственный закон внутри нас».

Эстетические чувства – восприимчивость к прекрасному в окружающей среде, придание прекрасному ценностного значения.

Интеллектуальные чувства – возникающие в ситуациях возникновения и удовлетворения познавательных потребностей. Н., любопытство – направленность сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации, любознательность – устойчивое состояние познавательной направленности личности.

  1. По содержанию:

Эмоциональный тон ощущений – наше отношение к качеству ощущения. Н., нам приятно прикосновение шелка, но вызывает отвращение скрежет металла по стеклу.

Эмоциональный отклик – оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в среде. Н., Вы увидели красивого белого лебедя – возникает эмоциональный отклик на увиденное. Одним из видов эмоционального отклика является синтония – сопереживание эмоционального состояния других людей – важнейшее социальное качество человека.

Настроение – ситуативно обусловленное устойчивое эмоциональное состояние, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность. Настроение – общий тонус жизнедеятельности. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается. Наиболее высокий уровень активности под влиянием эмоций или чувств называется воодушевлением, наиболее низкий – апатией. Эмоциональная устойчивость человека при различных воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется – толерантность (от лат. tolerantia - терпение).

Конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация и т. д.

Высшие эмоции – чувства – эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Носят предметный характер, это всегда чувство к чему – то, к кому – то. Иногда их называют «высшими» эмоциями, поскольку они возникают при удовлетворении потребностей более высокого порядка.

 

Стресс (от англ. Stress – напряжение) – нервно – психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс – тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из трудного или опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям.

Сверхсильные раздражители – стрессоры вызывают вегетативные изменениями (учащение пульса, повышение сопротивляемости кожи, покраснение кожи и т. д.), т. е. организм подготавливается к интенсивным действиям. В ответ на сверхтрудную ситуацию человек реагирует комплексом защитных реакций.

Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье (1907 – 1982). Он определил стресс как совокупность адаптационно – защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму.

В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа:

1. Реакция тревоги – состоит из фазы шока и фазы противошока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции.

2. Стадия сопротивления характеризуется возникновением устойчивости к действию стрессоров. При их длительном воздействии силы организма истощаются и наступает следующая фаза.

3. Истощение – зарождаются патологические дистрофические процессы.

Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями каждого человека, развитостью его аварийно – защитных механизмов, его способностью к выживанию в тяжелых обстоятельствах. Это зависит от опыта пребывания человека в критических ситуациях, а также от его врожденных качеств – силы нервной системы.

Задание 1: оцените свою стрессоустойчивость. Напишите вывод и рекомендации по развитию стрессоустойчивости.

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.1

Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков.

Жизненные события Баллы
1. Смерть супруга (супруги)  
2. Развод  
3. Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером  
4. Тюремное заключение  
5. Смерть близкого члена семьи  
6. Травма или болезнь  
7. Женитьба, свадьба  
8. Увольнение с работы  
9. Примирение супругов  
10. Уход на пенсию  
11. Изменение в состоянии здоровья членов семьи  
12. Беременность партнерши  
13. Сексуальные проблемы  
14. Появление нового члена семьи, рождение ребенка  
15. Реорганизация на работе  
16. Изменение финансового положения  
17. Смерть близкого друга  
18. Изменение профессиональной ориентации, смена места работы  
19. Усиление конфликтности отношений с супругом  
20. Ссуда или заем на крупную покупку, (например, дома)  
21. Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги  
22. Изменение должности, повышение служебной ответственности  
23. Сын или дочь, покидают дом  
24. Проблемы с родственниками мужа (жены)  
25. Выдающееся личное достижение, успех  
26. Супруг бросает работу (или приступает к работе)  
27. Начало или окончание обучения в учебном заведении  
28. Изменение условий жизни  
29. Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения  
30. Проблемы с начальством, конфликты  
31. Изменение условий или часов работы  
32. Перемена места жительства  
33. Смена места обучения  
34. Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска  
35. Изменение привычек, связанных с вероисповеданием  
36. Изменение социальной активности  
37. Ссуда или заем для покупки менее крупных психей (машина, телевизор)  
38. Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна  
39. Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и чистоты встреч с другими членами семьи  
40. Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита а т.п.)  
41. Отпуск  
42. Рождество, встреча Нового года, лень рождения  
43. Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличною движения)  

 

1 Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Изд. дом БАХРАХ. 1998. – С. 149 – 152.

Интерпретация результатов

Доктора Холмс и Paгe (США) изучали зависимость заболеваний от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.

На основании проведенных исследований было установлено, что 150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.

Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года происходили в вашей жизни, среднее арифметическое (посчитайте — среднее количество баллон в 1 год). Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз.

Итоговая сумма определяет одновременно и степень вашей сопротивляемости стрессу. Большое количество баллов — это сигнал тревоги, предупреждающий вас об опасности. Подсчитанная сумма имеет еще одно важное значение — она выражает (в цифрах) вашу степень стрессовой нагрузки.

Для наглядности приведем сравнительную таблицу стрессовых характеристик.

 

Общая сумма баллов Степень сопротивляемости стрессу
150 – 199 Высокая
200 – 299 Пороговая
300 и более Низкая (ранимость)

 

В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности: интерналы – рассчитывающие только на себя, экстерналы – рассчитывающие преимущественно на помощь других людей.

Остро негативная форма стресса – дисстрес опасен для жизни, а при австрессе («хорошем» стрессе) отрабатываются адаптационные механизмы.

Устойчивость к стрессу может специально формироваться. Н.,

  1. Рационализация надвигающегося отрицательного события, его всесторонний анализ, снижение степени его неопределенности, вживание в него, предварительное привыкание к нему, устранение эффекта внезапности.
  2. Можно снизить психотравмирующее воздействие стрессовых ситуаций, имеющих личностную значимость, путем их обесценивания, снижения значения.
  3. Существует прием предельного мысленного усиления возможных отрицательных последствий предстоящих событий, формирование установки на худшее. Реальность может быть легче ожидаемых кризисных ситуаций. Также это тренировка возможного преодоления негативных последствий.

 

Задание 2: описать стрессовую ситуацию и предложить конкретные пути развития устойчивости к стрессу (по группам).

 

Аффект (от лат affectus – душевное волнение, страсть) – внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и крайней активации импульсивных реакций. Аффект – эмоциональный взрыв в условиях остроконфликтной ситуации. Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением сознательной деятельности и регуляции действий человека. Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичной амнезией – потерей памяти.

Аффект может быть вызван любой сильной эмоцией – страх, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т. д. В аффекте выделяют три стадии:

  1. Резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности.
  2. Перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями.
  3. Спадает нервное напряжение, возникает состояние депрессии, слабости.

 

Существуют приемы преодоления аффекта:

  1. Усиление волевого контроля в начальной стадии развития аффекта его можно не допустить.
  2. Произвольная задержка двигательных реакций.
  3. Изменение обстановки.
  4. Переключение на другую деятельность.
  5. Однако самое важное условие преодоления аффектов – моральные качества, их воспитание. Склонность к аффектам (неуравновешенность процессов возбуждения и торможения) может быть преодолена путем самоконтроля и самовоспитания.

 

Фрустрация – (от лат. frustration – неудача, обман) – отрицательно – эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения высокозначимых целей.

Имеется несколько стратегий поведения в состоянии фрустрации:

  1. Преодоление
  2. Обход
  3. Замещение
  4. Препятствие остается.

 

Задание 3: выбрать отрывок из литературного текста, в котором описывается конфликтное эмоциональное состояние. Проанализировать:

1. Выберите небольшой отрывок из любого художественного произведения.

2. Сделайте ссылку (ФИО автора, название, место и год издания, номер страницы, с которой Вы цитируете текст).

3. Назовите конфликтное эмоциональное состояние, которое описывается в отрывке.

4. Определите и запишите признаки, по которым вы определили это эмоциональное состояние.

5. Как это состояние можно отрегулировать? Опишите конкретные приемы.

 

 

Задание 1: к какому виду (волевые, импульсивные, автоматизированные) относятся описанные действия человека? Почему вы так думаете?

1. Во время Великой Отечественной войны на одном из участков фронта бойцы видели, как наш бомбардировщик совершил вынужденную посадку. Когда к нему подбежали, все члены экипажа лежали без признаков жизни. Окровавленный лётчик сидел, вцепившись в штурвал. Ноги его нажимали на тормоза. Видно было, что последним движением раненой левой руки он ударил по выключателю зажигания, чтобы остановить мотор и не вызвать пожара при неудачной посадке… Через некоторое время, уже в медпункте, лётчик, придя в себя, сквозь стиснутые зубы сказал: «Задание выполнено… Как экипаж? Самолёт цел?» – и вновь потерял сознание.

2. В ряде исследований отмечалось, что если включение лампочки несколько раз сочетать с электрическим раздражением руки испытуемого, то через некоторое время он начинает отдёргивать руку, как только зажигается лампочка, даже при отсутствии электрического раздражения.

3. В книге А. Ф. Фёдорова «Подпольный обком действует» рассказывается о группе советских людей, направлявшихся в партизанский отряд и попавших в город во время бомбёжки. Когда один из партизан, серьёзный человек, увидел низко летящий фашистский самолёт, он внезапно выхватил из-за пояса гранату и замахнулся на самолёт. Друзьям пришлось схватить товарища за руку.

 

Задание 2: ниже приводится описание различных волевых действий. Укажите, какой этап (или этапы) волевого акта имеет место в каждом конкретном случае. Дайте обоснование своим ответам.

1.Однажды Володя и Слава сильно поспорили. Слава отказался прыгнуть на дно оврага.

- Ну давай прыгнем! Вон на тот песок, - настаивал Володя.

Высота «волчьей ямы» была метров пять – шесть. Слава молча отошёл в сторону.

- Боишься? – наступал на него Володя.

- А зачем это нужно? – спокойно возразил Слава.

2.Ночью в сильную пургу Слава помогал отцу перегонять отару овец с пастбища к селу. Овцы, учуяв хищников, неожиданно понеслись к обрыву. Мальчик не растерялся. Он бросился наперерез, хотя знал, что при столкновении с обезумевшими от страха животными мог сорваться в пропасть. Так и случилось. Но всё же он успел у самого обрыва «волчьей ямы» ударом посоха вернуть козла-вожака.

Навестив Славу в больнице, Володя не выдержал и спросил:

- Что же ты тогда не прыгнул?

- А зачем?

- А в этот раз?

- Ну, в этот раз нужно было…

 

Задание 3: сделать анализ волевого акта по вышеизложенному плану (по группам), подготовить презентацию.

Волевые состояния.

В каждом конкретном случае воля проявляется через волевые состояния.

Волевые состояния становятся предметом обсуждения, когда говорят: человек осмелел, расхрабрился, отважился, мобилизовался и т. п., то есть это состояния отваги, решимости, «боевого возбуждения», так же как и состояния сосредоточенности, мобилизованности, готовности, бдительности – готовности человека реагировать на ожидаемые стимулы (связано с организацией внимания).

Состояние мобилизационной готовности (в зависимости от обстоятельств человек может по-разному мобилизовывать имеющиеся у него возможности).

Состояние сосредоточенности (преднамеренная концентрация внимания на процессе деятельности).

Состояние решимости (готовность к действию). Например: одна спортсменка – прыгунья в высоту – очень хотела именно на данных соревнованиях выполнить норму первого разряда. Первые две попытки на нужной ей высоте закончились неудачно: планка была сбита. Осталась последняя попытка. Боясь неудачи, спортсменка 17 раз начинала разбег, но ни разу не оттолкнулась от земли, чтобы прыгнуть. Решение – прыгать или нет – она каждый раз принимала, иначе не делала бы разбега. Но вот состояние решимости выполнить намерение – прыгнуть – удержать во время каждого разбега она не смогла.

Состояние сдержанности (поведение подчиняется разумному контролю).

Природа волевого усилия.

Волевая регуляция связана с использованием волевого усилия. Однако непосредственный механизм волевого усилия остаётся загадкой, хотя можно выделить ряд признаков, характеризующих такое усилие:

1. ощущение внутреннего напряжения

2. направленность внимания на выполняемое действие

3. напряжение мышц, не участвующих в выполняемом действии (в том числе и мимических)

4. вегетативные проявления, в том числе и видимые (вздутие кровеносных сосудов, потовыделение на лбу и на ладонях, покраснение лица или, наоборот, выраженная бледность).

Можно сказать, что волевое усилие – это концентрация энергии по месту и времени приложения.

Исследованиями установлено, что интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов:

y мировоззрения личности (так, например, совершенно различное отношение к смерти будет обуславливать различное поведение в бою японского самурая, русского гусара и воина, исповедующего ислам);

y моральной устойчивости личности (ответственные люди преодолевают значительные препятствия для достижения цели, в то время, как безответственный человек обычно не способен к напряжению воли);

y степени общественной значимости поставленных целей (один и тот же спортсмен будет прилагать разную степень усилий, если он будет выступать на районных, республиканских или международных соревнованиях);

y установки по отношению к деятельности (в зависимости от того, что скажет учитель, задавая урок ученикам: чтобы «они материал только прочитали» или чтобы «хорошенько подготовились к сочинению» - усилия, затраченные ими на подготовку, будут совершенно различны):

y уровня самоуправления и самоорганизации личности (люди, потратившие много усилий для развития своей воли. Например, спортсмены, профессиональные военные, лётчики-космонавты, полярники, путешественники и т. д., гораздо легче преодолевают препятствия, чем лица, не занимавшиеся самосовершенствованием).

 

Волевые качества личности.

Чаще всего отмечаются такие волевые качества, как целеустремлённость, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность.

Решительность – психическое состояние мобилизованности на быстрый и обоснованный выбор цели и способов достижения.

Целеустремленность – психическое состояние характеризующееся сосредоточенностью сознания на основных, наиболее значимых целях.

Настойчивость – психическое состояние которое заключается в длительном преодолении трудностей, контролировании действия и направленности его на достижение цели.

Состояние сдержанности – торможение нежелательных действий. Эти усилия направлены на подавление возможных негативных эмоций.

Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст.

Люди различаются между собой не только в зависимости от направленности производимых деяний, но также по тому, чему они склонны приписывать ответственность за свои деяния. Американский психолог Дж. Роттер ввёл понятие «локус контроля»» как качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, - собственным усилиям и способностям.

Человек с внешней, экстернальной локализацией контроля склонен приписывать причины своего поведения и действий внешним факторам (сложившимся обстоятельствам, случаю, судьбе и т. п.)

Человек с внутренней, интернальной локализацией контроля, как правило, принимает ответственность за свои действия на себя.

Выявлено, что люди, обладающие внутренней локализацией контроля, увереннее в себе, последовательнее и настойчивее в достижении поставленной цели, они склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны, независимы и т. п.

 

Задание 4: оцените, насколько Вы волевой человек и дайте себе не менее 3 – х рекомендаций по развитию и самовоспитанию воли.

Волевой ли вы человек?

Хотите знать это? Тогда постарайтесь честно ответить на следующие вопросы. За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – один балл, за ответ «нет» – 0.

1. Способен ли ты, если надо встать утром с постели, как бы рано это ни было?

2. Каждое ли утро ты делаешь зарядку?

3. Стремишься ли ты соблюдать режим дня?

4. Как бы тебе ни мешали, можешь ли ты на занятиях не отвлекаться и делать то, что требуется?

5. Осуждаешь ли ты, хотя бы про себя, тех, кто опаздывает и пропускает занятия, мешает другим?

6. Всегда ли ты выполняешь домашние задания, пусть даже не самостоятельно?

7. Читаешь ли ты дополнительно рекомендованную литературу, если это делать не обязательно?

8. Выполняешь ли ты поручение, которое тебе не совсем приятно?

9. Попав в конфликтную ситуацию, находясь на грани того, чтобы с кем-то поссориться, можешь ли ты этого не сделать?

10. Способен ли ты без напоминаний принимать лечение по предписанию врача?

11. Есть ли такие дни и часы, в которые ты любишь заниматься одним и тем же делом?

12. Если ты начал что-то делать, но потом понял, что это неинтересно, доведёшь ли начатое до конца?

13. Можешь ли отказаться от самой интересной телепередачи или кинофильма, если у тебя срочное и важное дело?

14. Всегда ли ты выполняешь свои обещания?

15. Регулярно ли ты анализируешь своё поведение, поступки и делаешь ли из этого определённые выводы?

 

А теперь подсчитайте свои баллы.

От 22 до 33 – человек вы волевой, на вас можно положиться, не подведёте. Но не зазнавайтесь, знайте, что иногда ваша твёрдая и непримиримая позиция досаждает окружающим. Так что есть, над чем поработать.

От 13 до 21 – сила воли развита средне. Если чувствуете, что иначе нельзя, вы действуете должным образом, но если увидите, что чего-то можно и не делать, то не станете за это браться. Если вам поручают что-то, вы выполняете, а по своей инициативе лишние обязанности на себя не берёте. Вы довольно дипломатичны, но не всегда тверды и упорны в достижении цели.

12 и менее – с силой воли у вас неблагополучно. К своим обязанностям вы относитесь спустя рукава, делая лишь то, что легче и интереснее. Постарайтесь посмотреть на себя как бы со стороны, проанализируйте своё поведение, поступки и попытайтесь хоть что-то изменить. И не сомневайтесь, вы станете более волевым человеком.

Определите локализацию контроля. Прежде чем отвечать на вопросы теста, предположи, какой Вы получите результат? Сравни с полученным результатом. Если есть существенные различия, то, как вы думаете, с чем они связаны?

Выберите из каждой пары одно (и только одно) высказывание, с которым вы больше согласны. И отметьте соответствующую ему букву на бланке ответов.

 

Опросник.

 

1. А. Издержки в воспитании детей часто связаны с излишней строгостью родителей.

Б. В наше время неблагополучие детей в большей степени зависит от того, что родители недостаточно строги к ним.

2. А. Многие несчастья в жизни людей объясняются невезением.

Б. Людские невезения – результат их собственных ошибок.

3. А. Большинство недостатков в работе сферы обслуживания существуют потому, что мы плохо с ними боремся.

Б. В ближайшее время улучшить работу сферы обслуживания почти невозможно.

4. А. К людям относятся так, как они того заслуживают.

Б. К несчастью, достоинства человека часто остаются непризнанными, как бы он ни старался.

5. А. Спокойная жизнь школьника зависит от его отношений с классным руководителем.

Б. У добросовестного ученика не бывает конфликтов с учебной частью.

6. А. Жалобы на то, что преподаватели несправедливы к школьникам, редко бывают обоснованными.

Б. Большинство учеников не сознают, что их оценки в основном зависят от случайности.

7. А. Без везения никто не может преуспеть в жизни.

Б. Если способный человек немногого добился, значит, он не использовал свои возможности.

8. А. Как бы вы ни старались, некоторым людям вы всё равно не понравитесь.

Б. Люди, которые не нравятся другим, просто не умеют ладить с окружающими.

9. А. Наследственность играет главную роль в формировании личности.

Б. Человека формирует его жизненный опыт.

10. А. Из моего опыта следует, что если что-то должно произойти, то это произойдёт.

Б. Я убедился, что принять решение о выполнении определённого действия лучше, чем положиться на случай.

11. А. У школьника, который всегда тщательно готовится к занятиям, редко бывают несправедливые оценки.

Б. Систематические занятия – излишняя трата сил, так как экзамен – это своеобразная лотерея.

12. А. успех приносит усердная работа, он мало связан с везением.

Б. Чтобы хорошо устроиться, нужно вовремя оказаться в нужном месте.

13. А. мнение ученика будет учтено, если оно обоснованно.

Б. Школьники практически не оказывают влияния на решения директора.

14. А. Что бы я ни планировал, я почти уверен, что мне не удастся осуществить намеченное.

Б. Планирование будущих действий не всегда разумно, так как многое зависит от случая.

15. А. Существуют люди, в которых ничего хорошего нет.

Б. Что-то хорошее есть в каждом человеке.

16. А. Если принято верное решение, то достижение цели мало зависит от обстоятельств.

Б. Очень часто мы можем принять решение, гадая на монете.

17. А. Кто станет руководителем – часто зависит от везения.

Б. Нужно обладать соответствующими способностями, чтобы заставить людей выполнять то, что нужно.

18. А. События в мире зависят от сил, которыми люди не могут управлять.

Б. Принимая активное участие в политике и общественных делах, люди могут контролировать мировые события.

19. А. Если в школе скучно, значит, школьный актив никуда не годится.

Б. Сделать жизнь в школе весёлой и интересной зависит от нас самих.

20. А. Большинство людей не сознают, до какой степени их жизнь определяется случаем.

Б. Не существует реально такой вещи, как везение.

21. А. Человек вправе иногда допустить ошибку.

Б. Обычно лучше «прикрывать» свои ошибки, чем признаваться в них.

22. А.Трудно понять, почему мы нравимся некоторым людям.

Б. Как много друзей ты имеешь, зависит от того, что ты за личность.

23. А. Неприятности, которые с нами случаются, сбалансированы удачами.

Б. Большинство несчастных судеб – результат невежества, лени и отсутствия способностей.

24. А. Студент – это в прошлом свободный, трудолюбивый школьник.

Б. Чтобы поступить в университет, нужны «связи».

25. А. Иногда я не могу понять. На основании чего преподаватель выводит оценку.

Б. Есть прямое соотношение между моим усердием и оценкой.

26. А. Хороший лидер в коллективе ожидает, что каждый сам решит. Что будет делать.

Б. Хороший лидер в коллективе определяет, что делать каждому.

27. А. Добровольно работая сейчас, я обеспечиваю себе будущие научные достижения.

Б. Большинство великих научных открытий – результат непредсказуемого озарения.

28. А. Не раз я чувствовал, что у меня мало влияния на события, которые со мной случаются.

Б. Я почти не верю, что везение и удача играют важную роль в моей жизни.

29. А. Люди одиноки потому, что не стараются быть дружелюбными.

Б. Не много пользы в том, чтобы стараться быть приятным людям: если ты им нравишься, то и так нравишься.

30. А. В школе неоправданно много внимания уделяют физкультуре.

Б. Занятия спортом – лучшее средство воспитания характера.

31. А. То, что со мной случается – это результат моих собственных действий и поступков.

Б. Иногда мне кажется, что моя жизнь идёт сама по себе.

32. А. Ученику трудно понять, на основании чего директор выносит свои решения.

Б. Чаще всего учащиеся сами виноваты, если директор применяет строгие меры.

Ключ к опроснику.

 

Интернальные альтернативы: 2Б, 3А, 4А, 5Б, 6А, 7Б, 8Б, 10Б, 11А, 12А, 13А,14А, 16А, 17Б, 18Б, 19Б, 20Б, 22Б, 23Б, 24А, 25Б, 27А, 28Б, 29А, 31А, 32Б.

Экстернальные альтернативы: 2А, 3Б, 4Б, 5А, 6Б, 7А, 8А, 10А, 11Б, 12Б, 13Б, 14Б, 16Б, 17Б, 18А, 19А, 20А, 22А, 23А, 24Б, 25А, 27Б, 28А, 29Б, 31Б, 32А.

Маскировочные пункты: 1, 9, 15, 21, 26, 30.

Показатель субъективной локализации контроля получается из опросника путём подсчёта суммы выбранных испытуемым интернальных альтернатив.

Значение 26 соответствует максимально интернальному контролю, значение 0 – максимально экстернальному контролю.

Ощущение.

Ощущение – отражение свойств предметов, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы).

Механизмы возникновения.

Ощущение возникает в результате работы анализаторов.

Составляющие анализаторов и их функции:

Рецепторы – принимают сигнал.

Чувствительные нервы – проводят сигнал.

Корковый отдел – перерабатывает сигнал и формирует ответную реакцию.

 

Классификация ощущений.

По модальности раздражителя ощущения делятся:: зрительные (85 % всей информации о внешнем мире), слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные (кожные), статические и кинестезические – ощущение движения, температурные, болевые, жажды, голода, вибрационные.

По расположению рецепторов:

Экстерорецептивные – ощущения, возникающие от внешних воздействий на рецепторы, находящиеся на поверхности тела (

Интерорецептивные – ощущения, возникающие от внутренних воздействий (ощущение голода, жажды, боли и т. д.)

Проприорецептивные - ощущения положения тела в пространстве.

 

По взаимодействию рецепторов с раздражителем:

Дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые).

 

Свойства ощущений.

Качество – для каждого ощущения свои. (для слуховых – высота, громкость, тембр)

Интенсивность – зависит от силы раздражения и состояния рецептора.

Длительность – зависит от времени действия раздражения и состояния рецептора.

 

Закономерности ощущений.

1. Абсолютная чувствительность человека. Разное состояние рецепторов и анализаторов в целом делают разные органы чувств более или менее чувствительными. Чувствительность измеряется порогами:

Нижний порог – минимальная величина раздражения, дающая ощущение.

Верхний порог – максимальная величина доболевого воздействия раздражения.

Разностный порог – минимальное различие в интенсивности однотипных воздействий.

2. Адаптация – изменение ощущения под влиянием уже действующего раздражителя. Переадаптация к новому раздражителю происходит медленнее.

3. Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием различных факторов, состояния организма, под влиянием тренировки.

5. Синестезия – возможность одного ощущения вызывать другое, совместная работа анализаторов.

6. Компенсация – дополнительное развитие чувствительности одного анализатора за счет другого (слепые – отличные массажисты).

 

Состояние анализаторов определяют индивидуальные особенности ощущений человека. Среди них можно выделить: сензитивность – от природы повышенная чувствительность, сенсибилизированность – повышение чувствительности благодаря опыту и особенности сенсорной организации, т.е. сенсорная организация - врожденное или приобретенное доминирование какого-либо вида анализатора, особенности скорости возникновения, интенсивности и длительности ощущений.

Тема № 12. Восприятие.

Восприятие – целостное отражение предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие – результат сложной аналитико-синтетической деятельности в которую входят:

1. Обнаружение.

2. Различение (частей объекта).

3. Идентификация (отождествление с эталоном, т. е. с образом, хранящееся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов.

4. Опознание.

 

Классификация восприятия:

По форме психической активности: преднамеренное и непреднамеренное.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.246 с.)