Индивидуальные особенности восприятия человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальные особенности восприятия человека.



 

Синтетичность (обобщенность) или аналитичность (детализированность) восприятия, его динамика, точность, глубина, эмоциональность определяются природной особенностью нервной деятельности.

Избирательность восприятия определяется опытом, установками и интересами человека.

 

Задание 4: запишите главный отличительный признак ощущения от восприятия.

Задание 5: подготовить и провести для группы эксперимент с целью демонстрации свойств и закономерностей восприятия.

Задание 6: сформулируйте несколько требований к наглядности с точки зрения учета особенностей восприятия.

Тема № 13. Внимание.

 

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам «настроить» на него свои органы чувств.

 

Внимание – избирательная направленность сознания на объекты или явления, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость.

 

Классификация видов внимания:

По направленности: внешнее и внутреннее.

По участию воли: непроизвольное – в основе лежит ориентировочный рефлекс, произвольное – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, постпроизвольное.

Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель, которая требует сосредоточения. При условиях включения практической деятельности и оптимального психического состояния человека (отсутствие утомления, эмоционального возбуждения, озабоченности и т. д.) облегчается произвольное сосредоточение внимания.

 

 

Свойства внимания.

Объем (7+- 2 предмета) – количество объектов, которое человек может удерживать в поле внимания.

Распределение - удержание внимания одновременно на нескольких объектах, способность распределить внимание между 2 – мя и более объектами или видами деятельности.

Концентрация - степень сосредоточенности на объекте, способность удерживать внимание некоторое время на объекте, не рассеивая его.

Устойчивость – способность удерживать внимание некоторое время без колебаний.

Более 10 переключений в минуту – низкая устойчивость

5 – 10 – средняя

до 5 – высокая

Свойством противоположным является – отвлекаемость. Физиологическим объяснением отвлекаемости является: внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями или продолжительное действие одного и того же раздражителя.

Переключение - намеренный перенос внимания, способность произвольно переносить внимание с одного объекта на другой.

Менее 15 переключений в минуту – низкое переключение

15 – 20 – среднее

более 20 – высокое

 

Задание 1: в ходе работы с дополнительной литературой изготовить наглядные пособия для демонстрации свойств и закономерностей внимания (использовать для проведения групповой презентации познавательных психических процессов).

Нарушения внимания.

Нарушение концентрации – рассеянность.

Нарушение переключения или устойчивости: если внимание характеризуется низким переключением и высокой устойчивостью – «липкое» внимание. Высоким переключением и низкой устойчивостью – «порхающее» внимание.

 

Закономерности внимания.

Зависимость от характера раздражения (сила, новизна, контрастность).

Зависимость от структурной организации деятельности.

Зависимость от соответствия потребностям личности.

 

Задание 2: решите следующие задачи.

1. Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго контролеров? В отделе технического контроля работали два контролера – опытный и начинающий. Они просматривали и сортировали мелкие детали. Начинающий брал для осмотра по одной детали, а опытный сразу две, правой и левой рукой.

 

2. Какие приемы организации внимания учащихся на уроке являются более эффективными и целесообразными? На уроке учитель, объясняя новый материал, демонстрировала многочисленные иллюстрации. Это вызывало оживление в классе. Однако, при закреплении материала, многие ученики не смогли продемонстрировать достаточно глубокое усвоение материала. С чем это может быть связано?

 

Задание 3: подготовить и провести для группы эксперимент с целью демонстрации свойств и закономерностей внимания.

Задание 4: сформулируйте несколько требований к наглядности с точки зрения учета особенностей внимания.

Тема № 14. Память.

 

Память – познавательный психический процесс, форма психического отражения, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания.

Образы внешнего мира, возникшие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта и составляет сущность процесса памяти.

Процессы памяти.

1. Запоминание – запечатление информации. Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием. Оно может быть: механическим, смысловым и с использованием приемов мнемотехники (приемы эффективного запоминания – ассоциации, рифмовки, опорные слова и т. д.)

2. Сохранение – процесс активной переработки данных, информация перекодируется и сохраняется.

3. Забывание – исчезновение информации из памяти, которая ранее была запечатлена. Забывание может быть обусловлено различными факторами: время – менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала. Для уменьшения забывания необходимо: осмысление информации, повторение информации, активное использование информации и т. д.

4. Воспроизведение – процесс восстановления прежде воспринятого, выдача информации из памяти.

Его формы:

Узнавание – при повторном восприятии объекта.

Припоминание – при наличии четкой задачи.

Воспоминание – при отсутствии непосредственного восприятия.

Реминисценция – непроизвольное воспроизведение того, что казалось забытым. Отсроченное воспроизведение информации.

И! Наиболее точное и полное воспроизведение сложного, обширного материала происходит обычно не сразу после заучивания, а спустя 2 – 3 дня.

Результатом воспроизведения является представление – образ, основанный на прошлом восприятии.

 

Классификация видов памяти:

 

По видам анализаторов: слуховая, зрительная, обонятельная, осязательная и т. д.

По форме психической активности (участию воли): произвольная (зависит от целей запоминания, от приемов заучивания, от использования мнемотехнических приемов) и непроизвольная.

По времени сохранения информации: оперативная – проявляется в ходе выполнения определенной деятельности, кратковременная – буквальное запечатление на короткое время (около 20 секунд), долговременная – обеспечивает длительное хранение информации.

По способам запоминания: прямая и опосредованная.

По сигнальным системам: двигательная, сенсорная, образная, логическая, эмоциональная.

Основными свойствами памяти в соответствии с процессами в ней выделяемыми являются: быстрота запоминания, прочность и длительность сохранения, объем (7+-2 предмета) и точность кратковременной памяти, готовность и уверенность воспроизведения.

 

Задание 1: в ходе работы с дополнительной литературой изготовить наглядные пособия для демонстрации свойств и закономерностей памяти (использовать для проведения групповой презентации познавательных психических процессов).

 

Среди закономерностей памяти выделяют зависимость от силы раздражителя и степени концентрации внимания, а также повышенную ориентацию на конец и начало информации.

При этом у каждого человека есть свои особенности памяти, которые заключаются в индивидуальной значимости запоминаемой информации, в эмоциональном состоянии, в котором происходит процесс памяти. Кроме того, у каждого человека можно выделить ведущий вид памяти.

 

Задание 2: в каком случае запоминание будет более эффективным и почему?

Ученикам 10 класса в одном случае прочитали текст 3 раза подряд, во втором – испытуемые после однократного прочтения составляли план текста, в третьем – испытуемых знакомили с планом текста и читали текст 1 раз. Во всех случаях не было установки запомнить текст.

 

Задание 3: подготовить и провести для группы эксперимент с целью демонстрации свойств и закономерностей памяти.

Задание 4: сформулируйте несколько требований к предъявлению наглядности с точки зрения учета особенностей памяти.

 

Тема № 15. Воображение.

Воображение – познавательный психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и памяти, называется воображением. Это процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Представление – процесс формирования образа в отсутствии объекта.

Функции представлений:

- программирование действий

- регулирование деятельности

Этапы творчества.

1. Зарождение идеи.

2. Стягивание знаний.

3. Реализация замысла.

4. Проверка и доработка.

 

Воображение свойственно только человеку.

Классификация воображения.

В зависимости от способа активности создания человеком новых образов и осознанием этих образов воображение бывает:

активное – пассивное (сновидения, грезы), лежит в основе визуализации.

преднамеренное – непреднамеренное.

По результатам:

воссоздающее (по описанию, изображению) и творческое,

конкретное и абстрактное (идеи).

 

Свойства воображения:

Панорамность – отсутствие границ

Одновременность

Фрагментарность- меньшая целостность

Бледность – меньшая детализированность

 

Приемы создания новых образов:

Комбинирование (агглютинация)– сочетание путем подбора данных в опыте элементов в новых комбинациях.

Акцентуирование – подчеркивание характерных, существенных, значимых черт, которое преобразует общий облик.

Типизация – специфическое обобщение на основе выделения одних черт и упрощения или удаления других.

Метафора – перенесение признаков с одного объекта на другой.

 

Задание 1: решите задачи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.017 с.)