Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел «Основы общей психологии» (учебные пакеты)
для студентов 3 курса
Составители: преподаватели ПЦК психологии Лобашева Е. В. Потапова М. А.
Санкт – Петербург
Тема № 9. Эмоциональная сфера человека.
Эмоции (эмоциональные явления) – субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям.
Эмоции возникают как непосредственная экстренная оценка уровня благополучия взаимодействия организма со средой. В критических ситуациях возникающие эмоции способны запустить энергетические механизмы поведения, которые помогут человеку отреагировать в этой ситуации определенным поведением. Н., эмоция страха, возникая в опасной ситуации, активизирует необходимые для борьбы с опасностью резервы организма (напряжение мышц, учащение дыхания и сердцебиения, повышение свертываемости крови на случай повреждений), т. е. происходит мобилизация потенциала внутренних органов и систем. Функции эмоций:
Виды эмоций.
Стенические – повышают активность, вызывают прилив энергии и подъем. Астенические – действуют противоположным образом. Механизм возникновения этих эмоций описывается законом Еркса – Уотсона и У. Джемса – К. Ланге:
Низшие эмоции – связанные с удовлетворением органических потребностей, общих ощущений (голод, жажда …) Высшие эмоции – социально обусловленные, связанные с общественными отношениями. Различают: Праксические чувства – чувства, возникающие в практической деятельности. Нравственные чувства – эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственнее чувства основаны на принятом в данном обществе понимания добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил – этикой, а практическая их реализация нравственностью. Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции – «нравственный закон внутри нас».
Эстетические чувства – восприимчивость к прекрасному в окружающей среде, придание прекрасному ценностного значения. Интеллектуальные чувства – возникающие в ситуациях возникновения и удовлетворения познавательных потребностей. Н., любопытство – направленность сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации, любознательность – устойчивое состояние познавательной направленности личности.
Эмоциональный тон ощущений – наше отношение к качеству ощущения. Н., нам приятно прикосновение шелка, но вызывает отвращение скрежет металла по стеклу. Эмоциональный отклик – оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в среде. Н., Вы увидели красивого белого лебедя – возникает эмоциональный отклик на увиденное. Одним из видов эмоционального отклика является синтония – сопереживание эмоционального состояния других людей – важнейшее социальное качество человека. Настроение – ситуативно обусловленное устойчивое эмоциональное состояние, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность. Настроение – общий тонус жизнедеятельности. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается. Наиболее высокий уровень активности под влиянием эмоций или чувств называется воодушевлением, наиболее низкий – апатией. Эмоциональная устойчивость человека при различных воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется – толерантность (от лат. tolerantia - терпение). Конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация и т. д. Высшие эмоции – чувства – эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Носят предметный характер, это всегда чувство к чему – то, к кому – то. Иногда их называют «высшими» эмоциями, поскольку они возникают при удовлетворении потребностей более высокого порядка.
Стресс (от англ. Stress – напряжение) – нервно – психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс – тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из трудного или опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям. Сверхсильные раздражители – стрессоры вызывают вегетативные изменениями (учащение пульса, повышение сопротивляемости кожи, покраснение кожи и т. д.), т. е. организм подготавливается к интенсивным действиям. В ответ на сверхтрудную ситуацию человек реагирует комплексом защитных реакций. Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье (1907 – 1982). Он определил стресс как совокупность адаптационно – защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму. В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа: 1. Реакция тревоги – состоит из фазы шока и фазы противошока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции. 2. Стадия сопротивления характеризуется возникновением устойчивости к действию стрессоров. При их длительном воздействии силы организма истощаются и наступает следующая фаза. 3. Истощение – зарождаются патологические дистрофические процессы. Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями каждого человека, развитостью его аварийно – защитных механизмов, его способностью к выживанию в тяжелых обстоятельствах. Это зависит от опыта пребывания человека в критических ситуациях, а также от его врожденных качеств – силы нервной системы. Задание 1: оцените свою стрессоустойчивость. Напишите вывод и рекомендации по развитию стрессоустойчивости. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.1 Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков.
1 Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Изд. дом БАХРАХ. 1998. – С. 149 – 152. Интерпретация результатов Доктора Холмс и Paгe (США) изучали зависимость заболеваний от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности. На основании проведенных исследований было установлено, что 150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%. Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года происходили в вашей жизни, среднее арифметическое (посчитайте — среднее количество баллон в 1 год). Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз.
Итоговая сумма определяет одновременно и степень вашей сопротивляемости стрессу. Большое количество баллов — это сигнал тревоги, предупреждающий вас об опасности. Подсчитанная сумма имеет еще одно важное значение — она выражает (в цифрах) вашу степень стрессовой нагрузки. Для наглядности приведем сравнительную таблицу стрессовых характеристик.
В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности: интерналы – рассчитывающие только на себя, экстерналы – рассчитывающие преимущественно на помощь других людей. Остро негативная форма стресса – дисстрес опасен для жизни, а при австрессе («хорошем» стрессе) отрабатываются адаптационные механизмы. Устойчивость к стрессу может специально формироваться. Н.,
Задание 2: описать стрессовую ситуацию и предложить конкретные пути развития устойчивости к стрессу (по группам).
Аффект (от лат affectus – душевное волнение, страсть) – внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и крайней активации импульсивных реакций. Аффект – эмоциональный взрыв в условиях остроконфликтной ситуации. Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением сознательной деятельности и регуляции действий человека. Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичной амнезией – потерей памяти. Аффект может быть вызван любой сильной эмоцией – страх, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т. д. В аффекте выделяют три стадии:
Существуют приемы преодоления аффекта:
Фрустрация – (от лат. frustration – неудача, обман) – отрицательно – эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения высокозначимых целей. Имеется несколько стратегий поведения в состоянии фрустрации:
Задание 3: выбрать отрывок из литературного текста, в котором описывается конфликтное эмоциональное состояние. Проанализировать: 1. Выберите небольшой отрывок из любого художественного произведения. 2. Сделайте ссылку (ФИО автора, название, место и год издания, номер страницы, с которой Вы цитируете текст). 3. Назовите конфликтное эмоциональное состояние, которое описывается в отрывке. 4. Определите и запишите признаки, по которым вы определили это эмоциональное состояние. 5. Как это состояние можно отрегулировать? Опишите конкретные приемы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.029 с.) |