Определите, какие приемы создания нового образа описываются в этих ситуациях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определите, какие приемы создания нового образа описываются в этих ситуациях.



  1. В мифах и легендах древности описываются различные фантастические существа – кентавры (существа с головой человека и телом лошади), сфинксы (существа с головой человека и телом льва) и т. д.

 

  1. Беседуя о создании литературных образов А. М. Горький говорил: «Они строятся, конечно, не портретно, не берут определенного какого – нибудь человека. А берут 30 – 50 человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т. д.»

 

Задание 2: придумать творческие задания для каждого приема создания нового образа.

Индивидуальные особенности воображения.

Образ воображения является носителем более или менее осознаваемого замысла. Рефлексивность воображения. Способность предвидения. Подчинение настоящего перспективным целям.

Наличие в воображении тенденции к иносказанию, к использованию образа в переносном значении, к использованию символа – слияния образа и значения.

Активизация воображения наступает в ситуации неопределенности.

Способность человека мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, дает ему способность предвидения и подчинения настоящего перспективным целям.

Богатство воображения зависит от богатства опыта.

 

Задание 3: в ходе работы с дополнительной литературой изготовить наглядные пособия для демонстрации свойств и закономерностей воображения (использовать для проведения групповой презентации познавательных психических процессов).

Тема № 16. Мышление.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Навыки и способы мышления развиваются при воздействии среды – человеческого общества.

 

 

Формы мышления.

Понятие – отражение существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений, выраженное словом.

Суждение – утверждение или отрицание о каких – то явлениях в виде фразы. Суждения могут быть: истинными, ложными, предположительными;

Утвердительными или отрицательными;

Общими, частными и единичными.

Умозаключение – результат сопоставления и анализа суждений и выведение нового суждения.

Аналогия.

 

Задание 1: записать пример на каждую форму мышления.

Способы мышления.

Индукция – от частного к общему.

Дедукция – от общего к частному.

 

Структура мыслительного процесса при решении проблемы:

  1. Мотивация (желание решить проблему)
  2. Анализ проблемы (выделение «что дано», «что требуется найти», какие недостающие или избыточные данные)
  3. Поиск решения (на основе одного известного алгоритма, поиск оптимального варианта, комбинация отдельных звеньев из различных алгоритмов, новое решение).

Мыслительные операции.

Анализ – мысленное разделение объекта на части и элементы.

Синтез – мысленное объединение частей и элементов в единое целое.

Сравнение – сопоставление предметов или явлений с целью выявления их сходства или различия.

Абстрагирование – отвлечение от каких – либо свойств предмета или явления, с целью выделения других свойств.

Обобщение – объединение предметов по общим и существенным признакам.

Классификация – разделение предметов на группы по общим и существенным признакам.

Конкретизация – подбор единичного объекта к какому – нибудь классу.

 

Виды мышления.

По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое.

По характеру решаемых задач: теоретическое и практическое, научное и художественное.

По степени развернутости: аналитическое и интуитивное,

алгоритмическое и эвристическое.

По степени оригинальности: репродуктивное и продуктивное (творческое).

По глубине обобщенности: эмпирическое и теоретическое.

 

Свойства мышления.

Самостоятельность.

Критичность.

Глубина (умение проникнуть в сущность, понять смысл, используя все операции).

Гибкость (способность выйти за пределы ситуативных ограничений, отказаться от шаблонов).

Пытливость (поиск лучшего решения).

Быстрота.

Широта (интеграция сведений).

 

Задание 2: решите задачу.

Какая мыслительная операция недостаточно развита у школьников, вследствие чего у них наблюдаются ошибки в решении задач?

  1. Ребенка, поступившего в школу спрашивают: «Что такое птица?» Он отвечает: «Она серенькая, маленькая, имеет маленький носик и ротик».
  2. Ребенку предлагают задачу: у мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось? Н е обращая внимания на вопрос, ученик говорит: «Нужно искать ее и найти».
  3. Ребенку дают набор картинок и предлагают разложить их на группы по принципу «что к чему подходит». Ребенок раскладывает так: одежду кладет около шкафа, моряка к кораблю, бабочку объединяет с цветами и т. д. (по С. Л. Рубинштейн).

 

 

Задание 3: в ходе работы с дополнительной литературой изготовить наглядные пособия для демонстрации свойств и закономерностей мышления (использовать для проведения групповой презентации познавательных психических процессов).

Задание 4: подготовить и провести для группы эксперимент с целью демонстрации свойств и закономерностей мышления.

 

Тема № 17. Речь.

Речь – использование языка в целях общения.

Общение – взаимодействие людей, состоящее в обмене информацией.

Язык – система знаков, с помощью которых осуществляется общение. В психологии – система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность.

Речевые единицы – звуки, слоги, слова, предложения.

Единица языка – слово.

 

Механизмы речи.

1. Механизм программирования речевого высказывания.

2. Механизмы, связанные с переходом от плана к построению предложения.

3. Механизмы поиска нужного слова.

4. Механизм выбора звуков речи.

5. Механизмы, обеспечивающие реальное осуществление звучания речи.

Функции речи.

Речь – фактор психического развития человека (формирования сознания, самосознания, перевода всех психических процессов на произвольный уровень, интеллектуальное развитие), формирования его как личности (формирование характера, эмоций, воли).

В общении: коммуникативная (передача информации), экспрессивная (передача эмоционального отношения).

В мышлении: сигнальная (со словом связано представление о предмете), обобщающая (через слово обозначается предмет, действие, состояние и т.д.)

Виды речи.

Внешняя и внутренняя.

Устная, письменная, аффективная (нет замысла, максимально проста «Ну, погоди!»).

Диалогическая и монологическая.

 

Свойства речи.

Содержательность – объем выраженных мыслей.

Понятность – обусловлена объемам знаний слушателей, обеспечивается избирательным отбором материала.

Выразительность – эмоциональная насыщенность, обеспечивается интонацией, акцентами.

Действенность – влияние на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателе.

Задание 1: в ходе работы с дополнительной литературой изготовить наглядные пособия для демонстрации свойств и закономерностей речи (использовать для проведения групповой презентации познавательных психических процессов).

Задание 2: составьте перечень требований к монологической и диалогической речи.

 

Нарушения речи (афазии).

Нарушение способности говорить фразами.

Потеря структуры высказывания.

Нарушение членораздельности речи.

Нарушение понимания речи.

 

Тема № 18. Интеллект.

Интеллект - общая способность к познанию и решению проблем, лежащая в основе других способностей.

- система всех познавательных процессов.

- способность оперировать информацией (разные способы переработки информации– когнитивные стили).

 

Когнитивные стили.

1. Полезависимость (зависимость от авторитета, эмоциональность).

Поленезависимость (самостоятельность мышления, логичность).

2. Импульсивность (быстрая однозначная реакция без обдумывания).

Рефлексивность (медленная реакция, проработка различных вариантов).

3. Когнитивная простота (однозначность и полярность восприятия).

Когнитивная сложность (способность воспринимать сложное противоречивое целое).

4. Аналитичность (деление целого на детали).

Синтетичность (целостность и обобщенность).

 

Виды интеллекта.

 

Вербальный (словарный запас, умение понимать речь).

Практический (умение добиваться поставленной цели).

По Р.Кэттелу:

потенциальный (врожденная способность к мышлению).

«кристаллический» (приобретенные знания, умения и навыки).

По Д.Гилфорду.

Трехмерная модель интеллекта:

ü тип выполняемой умственной операции (узнавание, оценка, и т.д.)

ü содержание и вид информации, с которой проводятся операции (слова, символы, изображения и т.д.)

ü формы и разновидности конечного продукта.

 

Оценка интеллекта.

Коэффициент интеллекта (IQ) позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями его возрастной и профессиональной группы. На основе расчетов соотношения умственного и биологического возраста был выведен показатель IQ. Среднее значение соответствует 100 баллам, самые низкие приближаются к 0, самые высокие – к 200.

 

Нарушения интеллекта.

Олигофрения (малоумие) – врожденная или приобретенная недоразвитость интеллекта. Проявляется в слабости абстрактного мышления, неспособности к обобщению, к отвлеченным ассоциациям.

Интеллект и творчество.

У человека с нормальным интеллектом обычные творческие способности. Но интеллект и творчество могут расходиться при IQ выше 120, поскольку творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тождественно интеллекту.

Особенности творческого мышления:

Ø пластичность (множественность решений)

Ø подвижность (разнообразие точек зрения)

Ø оригинальность решений.

 

Задание 1: подготовиться к тесту и диагностической контрольной работе по познавательным психическим процессам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.021 с.)