Перевод «сырых баллов» в стены. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перевод «сырых баллов» в стены.



 

«сырые»

баллы 0 – 4 5 – 7 8 – 10 11 – 12 13 – 14 15 – 16 17 – 18 19 – 20 21 – 22 23 – 26


стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

В подготовке учебного пакета было использовано методическое пособие Байдулаевой М. Ш., созданное под руководством Загашева И. О., 2004.

 

Познавательные психические процессы.

Тема № 11. Сенсорно - перцептинвая сфера человека.

Ощущение.

Ощущение – отражение свойств предметов, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы).

Механизмы возникновения.

Ощущение возникает в результате работы анализаторов.

Составляющие анализаторов и их функции:

Рецепторы – принимают сигнал.

Чувствительные нервы – проводят сигнал.

Корковый отдел – перерабатывает сигнал и формирует ответную реакцию.

 

Классификация ощущений.

По модальности раздражителя ощущения делятся:: зрительные (85 % всей информации о внешнем мире), слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные (кожные), статические и кинестезические – ощущение движения, температурные, болевые, жажды, голода, вибрационные.

По расположению рецепторов:

Экстерорецептивные – ощущения, возникающие от внешних воздействий на рецепторы, находящиеся на поверхности тела (

Интерорецептивные – ощущения, возникающие от внутренних воздействий (ощущение голода, жажды, боли и т. д.)

Проприорецептивные - ощущения положения тела в пространстве.

 

По взаимодействию рецепторов с раздражителем:

Дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые).

 

Свойства ощущений.

Качество – для каждого ощущения свои. (для слуховых – высота, громкость, тембр)

Интенсивность – зависит от силы раздражения и состояния рецептора.

Длительность – зависит от времени действия раздражения и состояния рецептора.

 

Закономерности ощущений.

1. Абсолютная чувствительность человека. Разное состояние рецепторов и анализаторов в целом делают разные органы чувств более или менее чувствительными. Чувствительность измеряется порогами:

Нижний порог – минимальная величина раздражения, дающая ощущение.

Верхний порог – максимальная величина доболевого воздействия раздражения.

Разностный порог – минимальное различие в интенсивности однотипных воздействий.

2. Адаптация – изменение ощущения под влиянием уже действующего раздражителя. Переадаптация к новому раздражителю происходит медленнее.

3. Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием различных факторов, состояния организма, под влиянием тренировки.

5. Синестезия – возможность одного ощущения вызывать другое, совместная работа анализаторов.

6. Компенсация – дополнительное развитие чувствительности одного анализатора за счет другого (слепые – отличные массажисты).

 

Состояние анализаторов определяют индивидуальные особенности ощущений человека. Среди них можно выделить: сензитивность – от природы повышенная чувствительность, сенсибилизированность – повышение чувствительности благодаря опыту и особенности сенсорной организации, т.е. сенсорная организация - врожденное или приобретенное доминирование какого-либо вида анализатора, особенности скорости возникновения, интенсивности и длительности ощущений.

Тема № 12. Восприятие.

Восприятие – целостное отражение предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие – результат сложной аналитико-синтетической деятельности в которую входят:

1. Обнаружение.

2. Различение (частей объекта).

3. Идентификация (отождествление с эталоном, т. е. с образом, хранящееся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов.

4. Опознание.

 

Классификация восприятия:

По форме психической активности: преднамеренное и непреднамеренное.

 

По анализаторам (простые): зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и т. д.

По форме существования материи (сложные): восприятие пространства и времени (движения), (речи, человека, изображения).

И! Восприятие времени меняют некоторые вещества и медикаменты. Хинин, алкоголь заставляют «время течь» медленнее.

Более коротким по времени кажется произнесение осмысленного предложения, чем набора бессмысленных слогов, произносимых столько же времени.

Вундт «Всякий раз, когда мы обращаем внимание на течение времени, оно кажется длиннее».

 

Свойства восприятия. В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего. На восприятие (создание образа) оказывает влияние знание о нем - это свойство восприятия называется апперцепцией. Кроме этого, человек выделяет одни предметы по сравнению с другими - эта особенность характеризует избирательность восприятия (н., иллюстрация девушка – старуха). Восприятие человека предметно и осмысленно. Оно характеризуется константностью, т.е. относительным постоянством по форме, цвету, величине и т. д. Помимо этого выделяют такие характеристики восприятия как целостность – способность воспринимать объект как целое или дополнять его до целого и структурность (восприятие не является простой суммой ощущений. Н., слушая музыку, мы не воспринимаем отдельные звуки, а сл

 

Задание 1: в ходе работы с дополнительной литературой изготовить наглядные пособия для демонстрации свойств и закономерностей восприятия (использовать для проведения групповой презентации познавательных психических процессов).

Задание 2: какое свойство восприятия описано в ситуации? Обоснуй свое мнение.

На рисунке трехлетнего ребенка изображен человек: нос и уши отсутствуют, а выделенные рот и язык вне лица, а язык, к тому же, - вне рта. (по С. Л. Рубинштейну)

Задание 3: какая закономерность восприятия проявляется в данных примерах?

1. Человек с подвижным и выразительным лицом и богатой жестикуляцией, находясь среди людей с бедной мимикой и пантомимикой, производит более сильное впечатление (при прочих равных условиях).

2. Если воспринимаемый на некотором расстоянии предмет удалить, то отображение предмета на сетчатке уменьшится в длину и ширину, а между тем в восприятии образ сохраняет, в определенных пределах, приблизительно ту же постоянную, свойственную предмету величину. (по С. Л. Рубинштейну).

 

Законы восприятия.

1. Закон «хорошей формы».

2. Закон «фигуры и фона» (большая фигура всегда является «фоном» для меньшей).

3. Закон константности (при изменении точки зрения восприятие предмета кардинально не меняется: мы можем наклонить книгу, но воспринимать ее будем все равно как книгу).

4. Закон оптических центров тяжести (при восприятии пространства мы сосредотачиваемся на определенных признаках: пятнах, лицах, движениях; именно они являются оптическими центрами тяжести).

5. Иллюзии восприятия (перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.009 с.)