ТОП 10:

Особенности персональных данных и их отличие от другой информации ограниченного доступа



В российском законодательстве понятие персональных данных появилось задолго до принятия Закона «О персональных данных». Впервые персональные данные как вид документированной информации ограниченного доступа были определены в Федеральном законе от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (утратил силу). К таким данным относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность[3]. Как информация ограниченного доступа, персональные данные относятся к категории конфиденциальных сведений, что определено не только в вышеупомянутом законе, но и в Указе Президента РФ от 06.03.1997 N 188, утвердившем Перечень сведений конфиденциального характера. Согласно этому Перечню, не являются персональными данными и, следовательно, конфиденциальной информацией данные о лице, подлежащие распространению в средствах массовой информации в установленных законами случаях.

В различных сферах деятельности под персональными данными понимаются зачастую не совпадающие наборы сведений. Определения персональных данных содержатся в различных федеральных законах, объем сведений, позволяющий идентифицировать лицо, определяется в них по-разному. Так, например, Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (в ред. от 30.10.2002) к персональным данным отнесены сведения о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства или пребывания личности[4]. Аналогичные указания содержатся и в Федеральном законе от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в ред. от 31.12.2002). Персональными данными в соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (в ред. от 08.12.2003) считаются любые сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния при регистрации актов гражданского состояния[5]. В ст. 387 редакции Таможенного кодекса РФ, вступившей в силу 1 января 2004 года, предусмотрено право таможенных органов накапливать в отношении физических лиц персональные данные и данные о частоте перемещения ими товаров через границу.

Детально регламентированы правоотношения по поводу персональных данных работника в Трудовом кодексе РФ (глава 14). Объем персональных данных определяется здесь очень широко: это информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника[6]. Она может быть получена только у самого работника или, с его письменного согласия, у третьих лиц. Установлен запрет на получение и обработку персональных данных о политических, религиозных, иных убеждениях работника и о его частной жизни. Данные о членстве его в общественных объединениях или о его профсоюзной деятельности могут собираться, обрабатываться и использоваться только в случаях, установленных законом. Трудовой кодекс РФ содержит также нормы о порядке передачи персональных данных работника: мероприятия по защите данной информации от неправомерного использования или утраты осуществляются за счет средств работодателя. Впервые в Трудовом кодексе РФ (и в российском законодательстве вообще) вводится такое понятие, как "персональные данные оценочного характера". Работник имеет право дополнить их заявлением, выражающим его (работника) собственную точку зрения в отношении такой информации.

Таким образом, во всех определениях персональных данных присутствует упоминание о конкретном человеке – субъекте персональных данных. Данное положение видится ключевым элементом в понятии «персональные данные».

Также наличие субъекта персональных данных, связанного с такими данными, является основным отличием персональных данных от другой информации ограниченного доступа. Будучи обезличенной, любая информация о физическом лице не представляет особой ценности и не попадает под режим ограничения доступа. Другая информация конфиденциального характера, например коммерческая тайна или служебная тайна, может представлять большую ценность и без привязки к конкретному физическому лицу – источнику такой информации.

Особенностью персональных данных и отличием от другой информации конфиденциального характера является возможность их перехода в разряд общедоступных. Федеральный закон «О персональных данных» дает следующее определение общедоступных персональных данных: «общедоступные персональные данные - персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности»[7]. К таким данным относится разнообразная справочная информация, частные объявления, массивы данных для осуществления прямого маркетинга и т.п. В «Перечне сведений конфиденциального характера» также дается оговорка относительно общедоступных персональных данных: не являются конфиденциальными сведения, подлежащие распространению в средствах массовой информации. Такой специальный правовой режим персональных данных устанавливается для лиц, занимающих высшие государственные должности, и кандидатов на эти должности в соответствующие периоды, в частности в период предвыборной кампании.

Итак, самое широкое определение персональных данных дано в Федеральном законе «О персональных данных». В других законах определение персональных данных несколько уже, оно зачастую ограничивается областью деятельности, регулируемой данным законом.

Наиболее важной особенностью представляется привязка персональных данных к физическому лицу – субъекту персональных данных.

ВИДЫ

в 152-ФЗ, прослеживается как минимум два подходак классификации данных: Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» — федеральный закон, регулирующий деятельность по обработке (использованию) персональных данных.

1. по содержанию обрабатываемых персональных данных;

2. по видам обработки персональных данных.

 

 

При этом законодатель в зависимости от итогов классификацииустанавливает:

1. дополнительные ограничения на основания обработки ПД;

2. особенности обработки ПД.

 

1. по содержанию обрабатываемых ПД:

· Специальные категории персональных данных – закрытый перечень приведённый в статье 10 состоящий: расу, национальность, политические взгляды, религию, философию, состояние здоровья, интимную жизнь. Обрабатывается или на основании Закона или при наличии согласия субъекта. Здесь в рамках ФЗ 152 устанавливаются ограничения на основания обработки: это письменное согласие, законное основание или общедоступные ПД.

· Есть еще супер специальная категория, которая обрабатывается только при наличии Федерального Закона определяющего необходимость обработки, согласие в данном случае не дает основание на обработку. Я говорю о судимости (см. часть 3 статьи 10). Собственно особые требования в вынуждают меня эти ПД выделить в отдельный класс.

· Персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных. Здесь законодатель требует письменное согласие субъекта. Следует так же отметить, что требования статьи 19, в явной форме, для этого вида данных не отменяются.

 

2. по видам и целям обработки персональных данных:

· Биометрические персональные данные – физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность и используются оператором для установления личности. Ограничения, устанавливаемые законом: письменное согласие и специальная процедура хранения данных вне ИС.

· Трансграничная передача персональных данных. Выделяется три вида трансграничной передачи: страны являющиеся сторонами Конвенции Совета Европы, страны не являющиеся сторонами Конвенции Совета Европы, но обеспечивающие адекватную защиту прав ПД и страны не являющиеся сторонами Конвенции Совета Европы и не обеспечивающие адекватную защиту прав ПД. В случае передачи в страны последней группы, надо иметь либо законное основание (закон, договор), либо согласие субъекта, либо охранять жизненно важные интересы субъекта.

· ПД в ГИС и МИС. Обработка ведется в соответствии с профильными федеральными законами, так же вводятся ограничения на способы обозначения принадлежности ПД.

· ПД при продвижении товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации. Ограничения устанавливаемые законом: даже если ПД были получены из открытых источников, необходимо доказательное согласие субъекта, можно не в письменной форме.

· ПД в ИС с решениями принимаемыми исключительно автоматизированной обработкой. Ограничение: письменное согласие, разъяснение последствий принятия решений и способов обжалования.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.8.46 (0.007 с.)