Культурный расизм или черный юмор? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурный расизм или черный юмор?



 

Интернет-мемы, которые стали так популярны в последние несколько лет, представлены не только в форме шуток с расистским содержанием, но шутками на иные темы. Нас же интересует категория чёрного юмора, которая также широко представлена в «мем-индустрии». Основной вопрос, который здесь напрашивается, - это вопрос о том, является ли расистский юмор всего лишь обычной составляющей черного юмора, в котором, как мы вскоре сможем убедиться, сегодня существует потребность? Или же он занимает особое положение? В этом и необходимо разобраться.

 

Потребность в черном юморе. Эпоха MDK.

 

Нет никаких сомнений, что черный юмор сегодня занял свою нишу в жизни общества. В поддержку этого выступает и официальная статистика. У меня появился доступ к закрытой статистике паблика MDK – одного из самых скандальных и известных пабликов Рунета, известного за публикацию пошлых, циничных, черных и часто аморальных шуток. То, что у них существует миллионная аудитория, которая постоянно растёт, - это не просто слова. Паблик существует с начала 2011 г. и на сегодняшний день число его подписчиков составляет 2864395 человек. Но и это не всё. У MDK существует целая сеть «дочерних» пабликов, а также приложения в App Store и на Android, собственный сайт. В среднем за 30 последних дней MDK посетило 581595 уникальных человек. За последнюю неделю подписалось на новости паблика 85000 человек. Что удивительно, ежедневно отписываются от паблика 5000 человек, а подписываются 15000 человек.[18] Администраторы источника объясняют данное явление тем, что после того, как они публикуют чёрную шутку, то получают в комментариях «огромное количество негативных отзывов. Люди отписываются, но статистика растёт, провокация приводит народ». [19] Наконец, благодаря такой бешеной популярности название MDK стало брендом.

Нельзя говорить, что черный юмор появился только сейчас. Он присутствовал тогда, когда взрывались башни-близнецы в США [20], и тогда, когда был совершён теракт в Норд-осте. [21] Тут существует разница в форме чёрного юмора и в его масштабности. Тогда чёрный юмор существовал в форме анекдотов и был распространен на отдельных сайтах и форумах. Сегодня же черный юмор представлен в виде интернет-мемов и распространен по всему интернет-пространству.

Что собой представляет современный юмор? Во многом, почему черный юмор набирает сейчас обороты, выступают 2 причины. Максим Кронгауз, российский учёный-филолог, отмечает, что изменились сами механизмы юмора. А эти механизмы представляют собой изменение культурного героя. «Если раньше мы смеялись над жалким человечком, довольно типичным для нашего общества, то сейчас смеемся вместе с условным «агрессором», который издевается над нами». [22] Данная теория легко перекладывается на чёрный юмор. Если в обычных шутках и во многих анекдотах высмеивается главный персонаж, например, Вовочка. То объектом жестких черных шуток становится кто-то, кто слабее условного повествователя шутки, например, человек с ограниченными возможностями.

Второе необходимое условие для существования юмора сегодня озвучил автор одной из теорий смеха, профессор Колорадского университета П. Макгрой, который считает, что касается юмора сегодня, то «психологическая дистанция от трагического случая делает его смешным». [23] Иными словами, если плохая ситуация произошла не с тобой и не с твоими близкими, то ты имеешь право высмеивать её, так как это произошло далеко от тебя. Будь это даже теракт или наводнение, унесшее жизни людей.

Другой важный аргумент в пользу актуальности черного юмора сегодня – сложившаяся вокруг него определенная молодёжная культура. У некоторых пользователей сети, в основном, у школьников начинают возникать новые ценности, появляется новый язык общения. Такие пользователи выступают на защите чёрного юмора. Их противники – те люди, которые осуждают их за излишнюю жестокость и аморальность в отношении тем педофилии, людей с ограниченными возможностями, ветеранов и других острых тем.

По активности и деятельности сторонников чёрного юмора можно сделать вывод, что они придерживаются тактики: лучшая защита – это нападение. Часто они первыми атакуют своих противников, вызывают их на конфликт.

Приверженцы чёрного юмора и противники морали выработали свой сленговый язык, на котором ведут коммуникацию (зачастую это обычные слова, но написанные специально с большим количеством ошибок. А также ряд условных терминов, которыми «аморалисты» обозначают своих ненавистников. Я решил привести примеры наиболее популярных в их среде обозначений:

· Троллинг – размещение сообщений с заведомой провокацией, чтобы вызвать недовольство и негативную реакцию того, кто прочитал их. Результатом троллинга для тролля является лулз;

· Лулз – радость от совершенного поступка;

· Тролль (раль) – тот, кто размещает провокационную информацию;

· Моралфаг – по мнению сторонников чёрного юмора, это человек, который пытается навязать другим своё представление о хороших и плохих вещах. В целом, это основные противники представителей данной культуры, которые выступают против осквернения моральных ценностей.

· Баттхёрт – мощная негативная реакция на оскорбление, другими словами, реакция на троллинг;

· Пукан бомбанул – то же, что и баттхёрт.

· Лалка – объект атаки тролля.

Как уже было отмечено, цель троллей – вывести из себя их жертв, отчего они испытывают удовольствие. Таким образом, может сложиться впечатление, что они не проникнуты идеями, которые они выражают в социальной сети, будь то идеи, связанные с проблемой педофилии или расизма. Но неужели в ходе постоянного употребления в речи данных вопросов у этих людей не формируется иное представление данных тем, новое сознание? Этот вопрос пока остаётся открытым.

 

Культурный расизм в социальных сетях.

 

Другая гипотеза выражена в представлении расизма, как нечто выделяющегося из остального чёрного юмора. Если заглянуть в любой паблик, в котором выкладываются мемы, то можно заметить, что часто (но не всегда) шутки, например, про Кавказ оказываются более популярными, чем мемы с иным содержанием. Этому дали подтверждение и администраторы паблика MDK: «Как показывает практика, лучше расходятся материалы, где есть что-то про «бей хачей», но это призыв к насилию, мы не можем такое размещать. Зато можно всякие шутки про овец, мокасины, про кепки FBI». [24]

Какие основные направления существуют в проблематике расизма в Рунете? Первая категория – это мемы про евреев. Вторая и более популярная категория – мемы про африканцев (негров). Наконец, самая популярная категория в российском социальном пространстве – мемы про кавказцев. Почему расистские шутки про кавказцев оказываются более популярными, чем расизм про евреев или африканцев? Дело в том, что проблема Кавказа гораздо более актуальна сегодня в России, нежели остальные, которые, в принципе, не считаются проблемными местами. Мемы про евреев и про африканцев – это, скорее всего, просто отложившиеся в голове людей стереотипы, которые продолжают существовать из поколения в поколение. В мемах про кавказцев пытаются высмеять то, что негативно воспринимается людьми в окружающей их жизни. Это злободневно. Отсюда множественные шутки про то, что ЕГЭ в Дагестане ученики снова сдали на 100 баллов, или про то, что от свадебного картежа с кавказцами снова были слышны выстрелы в центре Москвы. Поэтому в пабликах ВКонтакте можно увидеть такое огромное количество мемов про кавказские стереотипы. «Мы поднимаем темы, которые волнуют не только нас, но и подписчиков. И можно заметить, что проблемы — как бы обозначить помягче? — большого количества мигрантов задевают всё население. Это можно увидеть по обсуждениям, лайкам… Ксенофобия, которая курсирует на паблике, — очень выгодная вещь. Нет равнодушных: или за, или против» [25] - подтверждают сказанное мною администраторы паблика Вконтакте.

Чтобы наглядно продемонстрировать, что расистские шутки про кавказцев занимают особую нишу в Рунете сегодня, я исследовал небольшой кейс. Кейс посвящен теракту в Бостоне, который произошёл 15 апреля 2013 г. Я исследовал изменение восприятия бостонских террористов в российской социальной сети Вконтакте до и после того, как стало известно, что теракт был совершен чеченскими террористами братьями Царнаевыми. Данное восприятие я оценивал на основе герменевтического анализа фотографических изображений (мемов). Т. е. на основе того, что хотел передать в тексте мема автор. «Текст позволяет «заякорить» значение, указывая, на что надо обратить внимание». [26]

Для того чтобы усилить акцент на том, как менялось восприятие террористов и теракта в целом, я решил сравнить, что происходило в одно и то же время в российской социальной сети Вконтакте и в международной социальной сети Facebook, в которой состоят миллионы человек по всему миру, а также провел мониторинг нескольких популярных зарубежных форумов и сайтов.

Итак, чтобы применить герменевтический анализ к мемам, для начала восстановим цепочку событий. 15 апреля около 3 часов дня прогремело 2 взрыва. Буквально через несколько часов на различных иностранных форумах и в социальных сетях стали выкладываться первые мемы, посвященные Бостонскому теракту. Так на интернет-ресурсе 9gag.com появился мем с изображением марафонца, пересекающего финишную линию. Надпись на картинке гласит: «Go to the Boston marathon, they say. It will be the bomb, they say» [27] (Приходите на Бостонский марафон, говорили они. Это будет бомба, говорили они). Очевидно, автор мема хотел высмеять организаторов проведения марафона, которые не проконтролировали безопасность на территории марафона, в результате чего пострадали невинные, беззащитные люди.

На Facebook в группе Bad Luck Brian 16 апреля появился ряд мемов, освещающих произошедшие взрывы. На одном из них написано: «Completes Boston marathon… Gets blown up at the finish line» [28] (Завершил Бостонский марафон – взорвался на финишной линии). Смысл всей серии мемов Bad luck brian состоит в том, что на фоне картинки с мальчиком постоянно вставляется текст, заключающий в себе правдивые ситуации, где человеку может не повезти. В данном меме снова демонстрируется, что люди оказались уязвимы перед опасностью и не могли ничего изменить, оказавшись жертвами теракта.

При помощи герменевтической интерпретации, проанализировав текст мемов, я пришел к заключению, что, в целом, большинство авторов в своих интернет-мемах уделяли внимание самому событию: взрывам, пострадавшим. Их волновал сам факт осуществления теракта. Между тем, отсюда следует важный вывод: к этому времени в международной социальной сети еще не сложился образ террориста, который мог совершить теракт.

Что касается российских социальных сетей, то за исключением нескольких переведенных с английского языка мемов в период с 15.04 до 18.04 тема Бостонского теракта в российском интернет-пространстве не была никак затронута.

18 апреля 2013 года ФБР обнародовало фото подозреваемых в совершении теракта. Ими оказались выходцы с Северного Кавказа Тамерлан и Джохар Царнаевы. В этот же день Рунет «взорвался». Национальность террористов послужила поводом к распространению расистских мемов Вконтакте. Факт, что теракт был совершен представителями кавказских республик России, повлиял на повышенный интерес в социальных сетях к самому теракту, который до этого дня практически отсутствовал.

В результате на многих изображениях стал появляться образ Джохара Царнаева. Так, в паблике MDK появились такие мемы, как «GTA Boston», «I love Boston», «Теперь чурок будет ненавидеть весь мир» с Джохаром Царнаевым в главной роли.[29]

В свою очередь, на «дочернем» паблике «Орленок» постились не только мемы с изображением Царнаева, но и с лицами ярко выраженной кавказской национальности и мусульманами, например: мем «Мы уедем жить в Бостон»,[30] на котором изображены лица кавказской национальности с оружием.

В итоге, формирование образа террориста-кавказца, совершившего теракт в Бостоне, оказало воздействие на изменение восприятия теракта в Рунете.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что символика расизма смогла «вжиться» в структуру чёрного юмора. И что касается шуток про евреев или африканцев, то они действительно выступают наравне с остальным чёрным юмором. Однако когда расизм коснулся темы Кавказа в нашей стране, он вышел за грани обычного чёрного юмора, став ещё более популярным. Это обусловлено злободневностью проблемы межнациональных отношений в стране.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.104.229 (0.013 с.)