Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции истории. Роль истории в обществе↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
История (от греческого historia) означает рассказ о прошедшем, об узнанном. Имеет много определений, но прежде всего — это процесс развития природы и общества; комплекс общественных наук, изучающий прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. В мире существует около двух тысяч различных наук как сфер приложения человеческой деятельности, функцией которых является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Одна из них — историческая наука, которая, как и каждая наука, имеет свою теорию, выражающуюся в системе законов, закономерностей, категорий и понятий, в совокупности обобщенных знаний, накопленных в процессе общественно-исторической жизни. "Отцом истории" считается древнегреческий историк Геродот, живший между 490 и 480—425 гг. до н. э. Именно ему принадлежит первое систематическое описание скифов, древних племен, проживавших в период VI в. до н. э. — III в. н. э. на территории нашего Отечества. История всегда вызывала и продолжает вызывать большой общественный интерес. Этот интерес объясняется естественной потребностью человека знать историю. В прошлые годы история как наука во многом была политизирована. Многие ее страницы отражались в литературе односторонне, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей. Сегодня мы имеем возможность изучать правдивую историю своей страны. В исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории России. За последние годы переизданы фундаментальные труды по истории России крупных дореволюционных российских историков, среди которых работы С. М. Соловьева, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского и других. Мы располагаем сегодня трудами и таких видных историков, как Б. А. Рыбаков, Б. Д. Греков, С. Д. Бахрушин, М. Н. Тихомиров, М. Н. Покровский, и других наших современников. Для чего нужно знать историю? Ответить на поставленный вопрос мы сможем, выяснив прежде всего социальные функции истории как науки. Вокруг проблем истории во всем мире всегда велась и ведется сегодня идейная борьба, происходит постоянное социальное размежевание, порождающее подчас остроконфликтные ситуации. Не осталась в стороне от данных процессов и многонациональная Россия. В сфере ее политической жизни в последнее время особенно отчетливо дали о себе знать негативные явления, сопровождающиеся кровавыми конфликтами и ситуациями. Десятки тысяч погибших, сотни тысяч беженцев, уничтожение в мирные годы огромных материальных и имущественных ценностей, разлад производства, деградация духовной жизни. Но самое страшное — искалеченные души и сердца детей, отравленных нетерпимостью, этнорасизмом, неуважением к правопорядку. Это и многое другое стало реальностью сегодняшней исторической действительности. Гражданская ответственность за исторические судьбы своих народов и наций обязывает нас тщательно разобраться в причинах социальных неурядиц, порождающих серьезные политические кризисы. И для этого необходимо выяс- нить социальные функции знания истории. Без этого невозможно восстановление и сохранение национального прошлого, его места и роли в великой драме всемирной истории. Народ, нация, народность без исторической памяти обречены на деградацию. Они не могут и не должны отказываться от своего прошлого, потому что тогда они не будут иметь будущего. Каждое государство, каждая страна имеют свою историю, которая является составной частью истории человечества. Поэтому, не зная истории России, вряд ли можно представить себе многогранный и сложный процесс мировой истории. В этой связи важно понять, какие функции выполняет курс истории России. Наиболее отчетливо проявляются следующие функции: познавательная, интеллектуально-развивающая; практически-политическая; мировоззренческая. Познавательная, интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания; из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития истории. На научном языке весьма часто слово "история" употребляют как процесс, движение во времени и как процесс познания во времени. В курсе истории России нас будут интересовать процессы зарождения, становления и функционирования Российского государства на различных этапах его истории. В этой связи познавательная функция истории состоит в самом изучении исторического пути Российского государства, познании всех его сторон, явлений, событий и фактов. Практическо-политическая функция состоит в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера. Вместе с тем знание истории способствует определению оптимального варианта политики по руководству массами и взаимодействия с ними различных партий и движений. Мировоззренческая функция при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это и понятно, так как история дает документально точные данные о событиях прошлого, опираясь на различные источники. Люди обращаются к прошлом того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Необходимо учитывать, что всемирная история ведет строгий отбор событий, фактов, имен, оставляя летописи тех из них, которые оказали влияние на судьбы цивилизации и культуры. На каждом этапе всемирного развития выделяются такие вехи и такие рубежи, которые по своему воздействию на весь исторический процесс приобрели решающее значение. Нельзя представить себе историю Древнего Рима без восстания рабов под руководством Спартака, историю средних веков — без крупнейших восстаний против феодальных владык, новую историю — без Парижской коммуны, современную историю XX века — без Октябрьской революции и последовавших за ней событий. В этой связи знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы. Историю нельзя модернизировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная и изученная история никогда никого ничему не научит. Более того, она вредна, ибо самое худшее для общественно-политической практики — это ориентировка на искаженный исторический опыт. Истории России присуща и воспитательная функция. Изучение истории России, как и истории любой другой страны, воспитывает у народа нравственные качества, помогает прививать навыки к гуманной политике, направленной на осуществление интересов большинства народных масс. Знание истории активно формирует такие гражданские качества, как патриотизм и интернационализм; позволяет познать моральные и нравственные качества и ценности человечества в их развитии; понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вместе с тем знание истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, политических руководителей, в их влиянии на человеческие судьбы. Наконец, изучение истории позволяет выяснить,, какие интересы отражает политика тех или иных политических партий, общественных групп, их лидеров, и соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими, показать приоритет общечеловеческих интересов на конкретных примерах общественно-политических явлений. А это весьма важно прежде всего потому, что в современных условиях политической и идеологической борьбы сохраняется серьезный разрыв между растущей политизацией всех сторон общественной жизни и реальным уровнем политических знаний и политической культуры. Было бы наивно полагать, что политика не влияет на историю, особенно в ее переломные моменты. Между тем одно дело иметь определенные политические симпатии (в этом нет ничего особенного), но оставаться на почве объективного изложения фактов, и совсем другое — превращать историю в "служанку" политических пристрастий. В этом смысле подлинная правда истории всегда лучше умалчивания или эмоций. Но настоящая правда истории требует не только особого уважения и бережного отношения к себе. Правда истории чрезвычайно сложна и многоаспектна. Поэтому весьма важно, ставя перед собой задачу всестороннего научного освоения истории, стремиться к объективному познанию истории России. Каждое поколение историков переписывает "свою историю". Это суждение высказывается сравнительно часто. При этом одни считают, что "переписывание истории" каждым новым поколением свидетельствует о конъюнктуре в исторической науке. Другие считают, что "переписывание истории" диктуется объективными потребностями развития исторических знаний.
Список используемой литературы:
1.Горинов,М.М. История России с древнейших времен до конца 20 века/ М.М.Горинов(и др.).-М.,2000
2.Орлов,А.С. История России: учебник/ А.С.Орлов (и др) –М.,2008г.
3.Зуев М.Н. История России: учебник/Зуев М.Н.-М.,2000г.
4.Мунчаев Ш.М. История России:учебник/ Мунчаев Ш.М (и др) –М.,2003г.
5. Александров В.А. Общинное управление в помещичьих имениях XVIII-нач. XIX в. /. М., 1975. С.
6. Гордон А.В. Тип хозяйствования - образ жизни - личность. М., 1993
7. Громыко М.М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян XVIII-XIX вв. / М., 1989.
8. Чистяков, История государства и права России. - М., 2001 г.
Интернет-ресурсы по истории:
1.http;//www.humanities.edu.ru/-образовательный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»
2. http;//rushistory.stsiand.ru - История России с древнейших времен до наших дней.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 5469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.29 (0.008 с.) |