Понятие и виды недвижимого имущества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды недвижимого имущества



Право ограниченного пользования чужим земельным участком (СЕРВИТУТ)

История сервитута теряется в веках. Известно, что его применяли в Вавилонии, в Древнем Риме, Иудее, других государствах. Сервитут и право ограниченного пользования чужим земельным участком – синонимы.

Современное российское гражданское право рассматривает сервитут как право одного лица пользоваться в установленном объеме недвижимым имуществом другого лица. Так, статья 274 ГК РФ гласит: «Собственник недвижимости имущества вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

По смыслу ст. 247 ГК РФ сервитутом может быть обременено право собственности на земельный участок. В то же время закон не предусматривает возможность обременения сервитутом земельного участка, принадлежащего лицу на праве постоянного бессрочного пользования, аренды. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линии электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. «В литературе сервитуты классифицируются на личные и вещные, частные и публичные, земельные, водные, лесные, градостроительные, постоянные и срочные, возмездные и безвозмездные, договорные и установленные в силу закона, судебного решения, постановления органов государственной власти местного самоуправления.

Земельный кодекс ввел понятие публичного сервитута, которое устанавливается в интересах не отдельного собственника земельного участка, а для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, в случаях, когда не требуется изъятие земельного участка.

В п.2 ст. 247 ГК РФ говорится о том, что обременение земельного участка сервитутом не лишает его собственника прав владения, пользования и распоряжения. Эта общая норма, по мнению И.А. Иконицкой нуждается в уточнении, так как: «Во-первых, принимая во внимание, что сервитуты могут иметь место не только в отношении земель, принадлежащих лицам на праве собственности, но и на иных вещных правах, указанное правило должно распространяться и на них. Второе. Хотя установление сервитута не лишает лица пользования земельным участком вообще, но оно может быть практически прекращено применительно к части земельного участка, например по которой проходят дороги и поезда, либо существенно ограничено, например, в отношении тех земельных участков, под которыми проходят те или иные линии коммуникации.

Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено Федеральными законами. Требование соразмерной платы возможно и при установлении публичного сервитута, но только в том случае, если оно привело к существенным затруднением в использовании земельного участка.

В случае недостижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который им обременен. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимися собственниками земельного участка, для обеспечения использования которого сервитут установлен. Как и все другие права на землю, сервитуты подлежат государственной регистрации (п.9 ст.23 ЗК РФ).

Сервитут обременяет земельный участок, поэтому согласно ст.613 ГК собственник земельного участка при передаче его в аренде обязан предупредить арендатора о правах третьих лиц на передаваемый в аренду участок, в том числе и об обременении земельного участка сервитутом.

Согласно ст.48 ЗК частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а публичный – в случаях отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

От сервитутов, права пользования чужим земельным участком со стороны иных лиц, следует отличать законные ограничения использования земельным участком лицами, имеющими на это законные права. Так, на прилегающей к водной части земельного участка правовыми актами запрещается строительство крупных животноводческих ферм и иных сооружений, отрицательно влияющих на состояние того или иного водоема.

 

Глава 3. Государственная регистрация недвижимого имущества и сделок с ним

Общие положения

Доп. см.Учебное пособие для регистратора - недвижимое имущество, гос. регистрация проблемы правового регулирования

Институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеет глубокие исторические корни. Еще в древности люди стремились к тому, чтобы устанавливать какие- то внешние знаки, которые свидетельствовали бы о существовании их прав на строение и землю.

Известно, что система государственной регистрации прав на недвижимое имущество сформировалась благодаря развитию залоговых отношений, так как лицо, предоставляющее кредит под залог недвижимости, должно иметь возможность получения достоверной информации об имуществе, предоставляемом в залог (не заложено ли оно другому лицу, не установлен ли сервитут?)

Для удовлетворения такой потребности в конце XVIII века в Европе зарождается институт ипотечных книг. Информация, содержащаяся в этих книгах, была открыта для всех. Впоследствии система ипотечных книг трансформировалась в систему государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с нею (систему оглашения). Открытость сведений о государственной регистрации признается одним из важнейших принципов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и столь значительное место отводится в законодательстве нормам, призванным обеспечить возможность любому лицу знакомиться с данными государственной регистрации прав на недвижимость.

Другим основанием формирования системы государственной регистрации послужило принятие государством функций признания и подтверждения фактов возникновения, ограничения (обременения) перехода и прекращения прав на недвижимое имущество.

История развития государственной регистрации в России имеет свою специфику. Фактически она началась в XVI веке, когда площадные подъячие выполняли функции регистраторов- нотариусов. Немного позже, в XVII веке, появились палаты крепостных дел, где писцы выполняли функции, аналогичные тем, что сейчас выполняет система государственной регистрации. Накануне Октябрьской революции в России также существовала государственная регистрация, но эту функцию выполнял нотариат. При этом младший нотариус вносил запись в реестр крепостных дел.

После октябрьских событий 1917 г. понятия «предпринимательство», «бизнес», «коммерция» в нашей стране ассоциировались с аферой, подпольной деятельностью ради наживы.

В 90-х годах ХХ века в России была восстановлена в правах частная собственность и частная предпринимательская деятельность. Кроме двух основополагающих законов: 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и 24 октября 1990 г. Закон РСФСР «О собственности в РСФСР», были приняты различные постановления Правительства, направленные на развитие предпринимательства.

Следует отметить, что до образования единой системы государственной регистрации прав на недвижимость правоустанавливающие документы на недвижимое имущество выдавались различными государственными органами.

Так, комитеты по управлению имуществом и фонды имущества различных уровней, основываясь на положениях Закона РСФСР от 03. 07.1991г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» и Указе Президента РФ от 29.01.1992 г. выдавали свидетельства на право собственности на имущественные комплексы. В свою очередь, бюро технической инвентаризации городов (районов) выдавали регистрационные удостоверения на отдельные объекты.

С 1 января 1995 г. была ведена в действие первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, который с определенными оговорками можно назвать экономической конституцией. С развитием рыночных отношений в России возникает потребность в введении норм права, устанавливающих государственную регистрацию вещных прав на недвижимость. ГК РФ включил как в первой, так и во второй части систему норм о государственной регистрации прав на некоторые объекты недвижимого имущества. Кроме того, были законодательно закреплены положения, определяющие моменты возникновения вещных прав, их ограничения, а также вступление в силу сделок с недвижимостью. Предметом государственной регистрации могут быть объектом – права на недвижимость; сделки с недвижимым имуществом; обременения (ограничения) прав на недвижимость. В соответствии с общей концепцией, как это следует из п. 1 ст. 131 ГК РФ, государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество. Факультативные нормы этой же статьи, а также нормы ст. 164 ГК РФ допускают возможность государственной регистрации сделок с недвижимостью. Вместе с тем базовая норма, посвященная государственной регистрации, не содержащей перечня сделок с недвижимостью, подлежащей государственной регистрации.

Хотя в ГК не дано само понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из его положения следует, что государственная регистрация состоит во внесении соответствующих записей в Единый государственный реестр, который в соответствии с ГК ведется учреждениями юстиции.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой составную часть правового режима недвижимости, который стал более строгим по сравнению с режимом движущихся вещей.

21 июля 1997 г. принимается, а затем с 31 января 1998 г. вводится в действие Федеральный закон «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который не только определил значение и правовые последствия регистрации, но также установил основные начала, определяющие порядок регистрации и основания для принятия решения регистрирующим органом, который действует в редакции 30. 12. 2004 г..

Следует заметить, что многочисленные изменения, внесенные с момента издания Федерального закона до настоящего времени, свидетельствуют, что нормы действующего законодательства являются далеко не достаточными для обеспечения деятельности государства в области регистрации прав на недвижимость, и в ряде случаев складывается ситуация их полного противоречия сложившейся практики.

По поводу правовой природы государственной регистрации Конституционным судом РФ сформулирована правовая позиция, выраженная в Определении от 5 июля 2001 г. № 132 – 0; «государственная регистрация – формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых выступает недвижимое имущество. Государственная регистрация призвана лишь удовлетворить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов.»

С процессуальной точки зрения в процессе доказывания правообладатель должен оспаривать не саму запись о государственной регистрации, а зарегистрированное право.

Ряд авторов полагают, что саму регистрацию права можно определить как индивидуальный (ненормативный) акт государственного регистрирующего органа, с которым гражданское законодательство связывает определенные правовые последствия. О. Ю. Скворцов полагает, что такие выводы ошибочны. «Государственной регистрации прав на недвижимое имущество не свойственны признаки, которыми обладают нормативные акты, поскольку регистрация непосредственно не порождает прав. Значение регистрации в том, что она определяет момент возникновения права на недвижимость. Кроме того, государственная регистрация никак не влияет на правоотношения сторон, возникающие из сделки с недвижимым имуществом. Вместе с тем, для третьих лиц государственная регистрация является показателем того, что переход прав на недвижимое имущество произошел».

Из дефиниции государственной регистрации, приведенной в п. 1 ст. 2 Закона о государственной прав на недвижимость следует, что регистрация имеет вторичное значение по отношению к сделке.

Если сделка с недвижимостью может состояться без регистрации, то регистрации без сделки быть не может, поскольку в таком случае отсутствует объект регистрации.

В то же время п. 2 ст. 8 ГК РФ говорит о том, что права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Действующее законодательство о последствиях отсутствия государственной регистрации сделки с недвижимостью противоречиво. Так статья 165 ГК РФ говорит о ничтожности сделки с недвижимостью при несоблюдения требования о ее регистрации. С другой стороны, в силу ст.433 и 458 ГК РФ незарегистрированный договор, подлежащий государственной регистрации, считается незаключенным. При этом сторону, уклоняющуюся от государственной регистрации, можно принудить к заключению договора в судебном порядке. «Столкновение указанных правил ведет к противоречиям в правоприменительной и судебно-арбитражной практике и требует устранения», указывает О.Ю.Скворцов.

В соответствии со ст. 164 ГК РФ государственной регистрации подлежат сделки с землей и другим недвижимым имуществом в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 164 ГК РФ и Законом о регистрации. Однако ни в ст.131 ГК РФ, ни в Законе о регистрации (ст.4) не названы виды сделок, подлежащих государственной регистрации. Казалось бы, что вопрос, какие сделки с недвижимым имуществом подлежат регистрации, должен решаться исходя из того, содержится ли требование о регистрации сделки в специальной правовой норме, регулирующей тот или иной вид договора, либо в Законе о регистрации или другом специальном законе, и если такое требование не содержится, то отсутствие государственной регистрации сделки не должно влечь правовых последствий в виде признания сделки недействительной либо незаключенной (как в примере с договором купли-­продажи недвижимости - ст. 550 ГК РФ).

Между тем в юридической литературе высказываются мнения, что «в силу ст.131 ГК государственная регистрация обязательна для любого договора, предметом которого служит недвижимость», а «исключения из обязательности регистрации содержатся и в ГК и могут предусматриваться специальным законом».

 

Доходы, получаемые в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками, в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца и мать) братьями и сестрами).

Стороны договора дарения

Исходя из общих принципов гражданского оборота, на стороне дарителя и одаряемого могут выступать любые субъекты гражданского права, однако участие некоторых из них в отношениях по дарению связано с определенными запрещениями и ограничениями. Не могут выступать в качестве дарителя:

- законные представители малолетних (не достигших 14 лет) и недееспособных граждан (подп. 1 ст. 575 ГК РФ). Исключение названных субъектов из круга лиц, имеющих право выступать в качестве дарителей, обусловлено тем, что в результате дарения имущество малолетних или недееспособных граждан уменьшается без соразмерной компенсации;
- коммерческая организация, если одаряемым по договору дарения является коммерческая организация (подп. 4 ст. 575 ГК РФ);
- организации, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (унитарные предприятия, казенные предприятия, учреждения) без получения согласия собственника на отчуждение имущества на основании договора дарения 1 ст. 576ГКРФ).

В качестве одаряемого могут выступать граждане, юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.

Одаряемыми не могут быть:

· работники лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений, если дарителем является гражданин, находящийся в них на излечении, содержании, воспитании, супруг или родственники этого гражданина (подп. 2 ст. 575 ГК РФ);

· государственные служащие и служащие органов муниципальных образований, если дарение недвижимости связано с их должностным положением или исполнением ими служебных обязанностей (подп. 3 ст. 575 ГКРФ);

· коммерческая организация, если дарителем является коммерческая организация (подп. 4 ст. 575 РК РФ);

· иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, если в дар передается земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Российской Федерации (ст. 3 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения");

· юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, если в дар передается земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (ст. 3 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения");

· иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, если в дар передается земельный участок, находящийся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ (п. 3 ст. 15 ЗК РФ). До установления Президентом РФ указанного перечня запрет распространяется на все земельные участки, расположенные на приграничных территориях (п. 5 ст. 3 ФЗ "0 введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Следует также иметь в виду определенные ограничения дарения имущества, находящегося в общей совместной собственности. Дарение такого имущества п. 2 ст. 576 ГК РФ ставит в прямую зависимость от согласия на это всех участников совместной собственности.

Даритель вправе:

- требовать возмещения реального ущерба, причиненного отказом одаряемого принять дар (возмещению в этом случае подлежат только расходы дарителя, связанные с оформлением договора дарения - нанотариальное оформление, государственную регистрацию и т.п.);

Обязанности дарителя перед одаряемым сводятся к соблюдению порядка и условий передачи имущества и аналогичны обязанностям контрагентов любых гражданско-правовых договоров, предметом которых является передача имущества. Даритель обязан предупредить одаряемого обо всех известных ему на момент заключения договора правах третьих лиц на имущество; предупредить о наличии либо отсутствии предмета договора и т.д.

Одаряемый вправе в любое время, до передачи ему дара, от него отказаться (п. 1 с т. 573 ГК РФ).

В ч. 3 ст. 129 ГК РФ предусматривается, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иным способом в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Для собственников земельных участков или тех, кто собирается их подарить, это означает, что при решении правовых вопросов следует обращаться к земельному законодательству.

С.А. Чулюкова обращает внимание, что «в случаях, если земельный участок, на котором находится принадлежащая дарителю недвижимость, передается в дар без передачи в собственность одаряемого этой недвижимости, за собственником недвижимости сохраняется право пользоваться частью земельного участка, занятой недвижимостью и необходимой для ее использования на условиях, предусмотренных договором дарения».

Важным положением является требование о том, что при заключении договора дарения земельного участка или жилого помещения должны быть указаны данные, позволяющие четко их определить. Это и размер и местонахождение, перечень угодий (для земельных участков), строений, кадастроваяоценка.

Особые требования предусмотрены для дарения недвижимости через представителя. Дарение не может быть совершено на основании генеральной доверенности, содержащей полномочия представителя на совершение разнообразных сделок с имуществом представляемого. К доверенности на совершение дарение установлены специальные требования, в ней должны быть указаны предмет дарения и одаряемый. В противном случае она ничтожна.

Таким образом, следует отметить, что договор дарения – это безвозмездный договор, который может иметь и специальное назначение (приданное невесте). Предмет дарения должен быть определен конкретно. Не допускается дарение между коммерческими организациями. Закон не ограничивает возможность дарения в отношении между супругами. Установлен запрет дарения подарков государственным чиновникам, работниками лечебных, воспитательных и других подобных учреждений- гражданами, которые в них находятся или их родственниками (кроме подарков стоимости до пяти минимальных размеров).

Специфическими условиями договора дарения отличающими его от договора мены являются:

1) одаряемый вправе в любое время до передачи ему дара отказаться от него. По договору мены, если в соответствии с договором вещи признаются неравноценными, то сторона у которой стоимость товара ниже, должна уплатить разницу в ценах;

2) Договор дарения недвижимости подлежит обязательной государственной регистрации. Что касается мены недвижимости, то дополнительным условием перехода права собственности является исполнение обеими сторонами обязательства по передаче друг другу объектов недвижимости.

Обмен жилых помещений

доп.см. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ, ДОГОВОР НАЙМА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ Постатейный комментарий ГК РФ Под редакцией П.В. Крашенинникова 2009 г.

Договор обмена жилого помещения, принадлежащего на праве частной собственности на право найма жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности (примерная форма)

 

Институт обмена жилыми помещениями в России возник в 20-е годы прошлого века. Как и всякий правовой институт, институт обмена жилыми помещениями в каждый период развития общества испытывал влияние экономических, социальных факторов, вносимых законодательными и иными нормативно правовыми актами изменений в регламентацию жилищных отношений. Следует признать, что в последние годы обмен жилых помещений активизировался, так как граждане, имеющие жилое помещение социального найма, могут его улучшить лишь двумя способами:

а) видоизменить его с помощью ремонта либо переустройства (перепланировки или переоборудования);

б) заменить его следующим образом:

- на жилое помещение меньшего размера, согласно ст. 81 ЖК РФ. Условиями правомерности требований нанимателя является наличие у него жилого помещения, общая площадь которого на одного члена семьи превышает норму, предоставления и наличия письменного согласия, проживающих совместно с ним членов семьи, в том числе и временно отсутствующих. Наймодатель, на основании заявления нанимателя, обязан предоставить, по согласованию с ним, другое помещение в течение 3-х месяцев, то есть заменить имеющую у него жилую площадь самостоятельно с помощью договора обмена. Договор обмена жилых помещений представляет собой договор, по которому наниматель жилого помещения по договору социального найма обязуется передать принадлежащее ему жилое помещение другому лицу, которое в свою очередь обязуется передать принадлежащее ему жилое помещение. Договор обмена жилым помещением является самостоятельным по своей природе договором.

Согласно части 1 ст.7 Правил пользования жилыми помещениями наниматель имеет право «осуществлять с согласия (в письменной форме) наймодателя и проживающих совместно с нанимателем членов его семьи, в том числе временно отсутствующих, обмен занимаемого жилого помещения на жилое помещение, занимаемое по договору социального найма жилого помещения другим нанимателем, в порядке и на условиях, установленных Жилищным Кодексом РФ.

В новом Жилищном Кодексе во многом сохранен действующий ранее порядок обмена жилыми помещениями. Так, право на обмен жилого помещения обусловлено наличием письменного согласия проживающих совместно с ним членов его семьи, включая временно отсутствующих (ст. 72 ЖК РФ). Как и ранее обмен жилыми помещениями может совершаться между гражданами, проживающими как в одном, так и в разных населенных пунктах РФ. Обмен жилыми помещениями осуществляется без ограничения количества его участников. Следует заметить, считает С.Н. Александрова, что нормы, устанавливающие правила обмена жилых помещений, представленных по договору социального найма, содержат больше ограничений, по сравнению со старым ЖК РФ. По ЖК РСФСР обмен конструировался как гражданско-правовая сделка. Сейчас - это и необходимость получения разрешения наймодателя на обмен, при этом разрешается обмен только на жилое помещение, представленное по договору социального найма. Неоправданно исчез родственный обмен.

Более категорично высказался Е.С. Гетман, который отмечает, что отношения по обмену жилыми помещениями урегулированы крайне неудачно. Необъяснимо положение ст. 72 ЖК РФ, которое предусмотрело возможность обмена жилыми помещениями только между нанимателями фонда социального пользования. Введение этого ограничения, а фактически – запрета на обмен социального и частного жилья было бы объяснимо в том случае, если бы граждане, переставшие быть малоимущими, подлежали бы выселению из жилых помещений, занимаемых по договору социального найма.

Сторонами обмена могут быть наниматели и члены их семей. Временные жильцы и поднаниматели не могут быть участниками обмена жилых помещений. Новеллой нового Жилищного Кодекса является и то, что обязательным условием для обмена является письменное согласие наймодателя на обмен. Однако объяснение нанимателем причин обмена закон не предусматривает.

Договор об обмене жилья (оригинал) представляется нанимателями, заключившими таковой, каждому из наймодателей для получения согласия на обмен. Совершенно очевидно, что согласие наймодателя как условие должно предшествовать заключению договора обмена. Предложенная законодателем редакция снижает значимость договора, направленного на существенное изменение правоотношений (в результате обмена происходит расторжение договора социального найма на обмениваемое помещение и заключение такого договора на помещение, полученное в результате обмена).

Изменен также и объект обмена. Жилищный кодекс отказался от обмена жилого помещения, занимаемого по договору коммерческого найма, а так же принадлежащего гражданину на праве собственности, ограничив участников обмена нанимателями жилых помещений по договору социального найма, а именно: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.

Решением Высшего Совета Беларусь и России от 22 июня 1996 года № 5 «О беспрепятственном обмене жилых помещений»предусматривается, что обмен жилыми помещениями между гражданами Республики Беларусь и Российской Федерации, постоянно проживающими на территории обеих государств и переселяющимися из Республики Беларусь и Российскую Федерацию или из Российской Федерации в Республику Беларусь, осуществляется беспрепятственно в соответствии с национальным законодательством обоих государств.

Данное положение подлежит применению вопреки п. 5 комментируемой статьи об обмене в пределах территории Российской Федерации как имеющие приоритет над внутренним законодательством.

Закон предусматривает, что обмен жилья, в котором проживают несовершеннолетние, недееспособные и ограниченно дееспособные граждане, являющиеся членами семей нанимателя, допускается с предварительного согласия органов опеки и попечительства (ч. 4 ст. 72 ЖК РФ). Органы опеки и попечительства отказывают в даче согласия в случае, если этот обмен нарушает права или законные интересы указанных лиц. Свои решения органы опеки и попечительства оформляют в письменной форме и предоставляют заявителю в течение 14 рабочих дней со дня подачи ими соответствующих заявлений.

Обязательное согласие на обмен наймодатель обязан выдать обратившемуся к нему нанимателю в течение десяти рабочих дней со дня обращения. Основание, при которых обмен жилыми помещениями не допускается, предусмотрен в ст. 73 ЖК РФ.

Моментом вступления договора об обмене жилыми помещениями определяется по правилам о двух или многосторонних сделках (договорах). Договор об обмене жилыми помещениями является юридическим основанием для осуществления такого обмена. Он заключается в письменной форме путем составления одного документа подписанного соответствующими нанимателями.

При наличии письменных согласий всех наймодателей, договор об обмене, совместно с документами, подтверждающими согласие наймодателей и членов семьи нанимателя, признается правовым основанием для расторжения, ранее заключенных договоров социального найма с гражданами, участвующими в данном обмене.

Одновременно на основании договора об обмене, составляется новый договор социального найма с гражданином, участвующим в обмене. Расторжение и заключение указанных договоров социального найма осуществляется наймодателем не позднее чем через 10 рабочих дней со дня обращения соответствующего гражданина и предоставления им указанных в ст. 74 ЖК документов.

Обмен жилыми помещениями не допускается в шести случаях, предусмотренных ст. 73 ЖК РФ. К ним относятся, когда:

1) к нанимателю обмениваемого жилого помещения предъявлен иск о расторжении или об изменении договора;

2) обмениваемое жилое помещение признано в установленном порядке непригодным для проживания;

3) право пользования обмениваемым жилым помещением оспаривается в судебном порядке;

4) принято решение о сносе соответствующего дома или его переоборудовании для использования в других целях;

5) принято решение о капитальном ремонте с переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений в этом доме;

6) в результате обмена в коммунальную квартиру вселяется гражданин, страдающий одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК.

В соответствии со ст. 75 ЖК обмен жилых помещений может быть признан недействительным. Это может иметь место, если есть основания, установленные ГК РФ для признания сделки недействительной (ст. 166-181 ГК РФ).

В частности, ст. 166 ГК установлено следующее:

«Сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспариваемая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе изменить такие последствия по собственной инициативе».

Статья 167 ГК касается последствий сделки и предусматривает общие положения по данному вопросу:

1. Недействительность сделки не влечет юридических последствий за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью и недействительна с момента ее совершения.

2. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

3. Если из содержания оспариваемой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действия на будущее время.

Из указанных статей ГК РФ вытекает, что сделки с жилыми помещениями могут быть оспариваемыми, т. е. вопрос об их недействительности устанавливается судом, либо ничтожными, когда с момента совершения сделки (обмена) она является недействительной. В таких случаях суд, констатируя данный факт, принимает решение лишь о последствиях недействительной сделки (обмена жилых помещений). Соответственно, и обмен жилыми помещениями будет оспариваемым, если он совершен несовершеннолетним от 14 до 18 лет без согласия родителей или других законных представителей, и (или) ничтожным, если совершен гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства.

Из ч. 1 ст. 75 ЖК РФ следует, что обмен жилыми помещениями может быть признан недействительным, если он совершен с нарушением требований, предусмотренных ЖК РФ. Частями 2 и 3 ст. 75 ЖК предусмотрены последствия признания обмена жилых помещений недействительными: участвующие в обмене подлежат переселению в ранее занимаемые жилые помещения. При этом виновная сторона, совершившая неправомерные действия, обязаны возместить другой стороне соответствующие убытки.

Оформление обмена жилыми помещениями между нанимателями жилых помещений по договорам социального найма

В заявлениях об обмене жилого помещения дается характеристика обмениваемых жилых помещений, а именно адрес, количество комнат, размер общей и жилой площади, ссылка на договоры социального найма, стороны договора. К заявлению должны быть приложены письменные согласия всех лиц, проживающих в соответствующем жилом помещении, в том числе временно отсутствующих лиц. Отказ члена семьи дать согласие на обмен может быть обжалован в суде. В этом случае может быть подан иск в суд о принудительном обмене. В случае отказа хотя бы одного из наймодателей, договор обмена не подлежит заключению.

Предусмотренный статьей 73 Жилищного Кодекса РФ перечень оснований для отказа в обмене жилыми помещениями, как предусматривается ч. 4 ст. 73 ЖК РФ является исчерпывающим. Однако, в соответствии с ч. 5 ст. 72 ЖК РФ наймодатель может запретить обмен в случае, если после обмена общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. Не допускается отказ в даче согласия на обмен по другим основаниям.

Договор об обмене жилыми помещениями и соответствующее согласие каждого наймодателя обмениваемого помещения являются основанием для расторжения ранее заключенных договоров социального найма с гражданами, обменивающимися жилыми помещениями в соответствии с указанным договором об обмене жилыми помещениями и одновременного заключения каждым из давших согласие наймодателей нового договора социального найма жилого помещения с гражданином, который вселяется в данное жилое помещение в связи с обменом.

Наймодатель обязан осуществить переоформление (расторжение прежних и заключение новых) договоров социального найма в течение 10 рабочих дней со дня обращения гражданина, который представил наймодателю договор об обмене и письменные документы о согласии наймодателей на осуществление обмена. Этот же срок предусмотрен для отказа нанимателя в даче согласия на обмен (ч. 3 ст. 74 ЖК РФ).

Временные жильцы

Одним из элементов права распоряжения нанимателя, входящего в состав его права на жилую площадь, является признанная за ним возможность вселять в жилое помещение не только поднанимателя, но и других лиц - временных жильцов (родственников, знакомых и т. д.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.061 с.)