Приватизация жилых помещений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приватизация жилых помещений



Продуманные и хорошо разработанные законы – богатство любого государства. Одновременно они политическая и социальная характеристика, важное составляющее его государственности и международного авторитета. В свое время Председатель Государственной Думы РФ Г. Селезнев произнес «вследствие неоправданной спешки был допущен законодательный брак при принятии ряда важных и при этом особенно сложных законопроектов В результате несколько уже принятых законов, пришлось потом исправлять».

Прошло более четырех лет, а практика «законодательного брака» стала правилом. Об этом свидетельствует и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части первой ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 15 июня 2006г.

Конституционный Суд РФ 15 июня 2006г. признал «не соответствующим Конституции Российской Федерации ее статье 19 (часть 2), положение части первой статьи 4 Закона Российской Федерации» (в редакции статьи 12 Федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации»), в силу которого не подлежит бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005года.»

О низком качестве законодательства, касающегося жилищных прав граждан свидетельствует и Федеральный закон от 30 июня 2006г. № 93-ФЗ, озаглавленный «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».

Согласно статьи 8 данного закона были внесены в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», изменения, предусматривающих сроки приватизации жилых помещений прекращалась с 1 января 2007 года. Этот срок заменен словами «1 марта 2010 года». Кроме того, в ст. 20 Закона № 189-ФЗ слово «малоимущее граждане» заменено на слово «граждане». Таким образом, деприватизировать жилье, полученное в порядке приватизации сможет гораздо большая категория граждан, у которых данное жилое помещение является единственным местом постоянного проживания. Срок для принятия ими соответствующего решения законом 93-ФЗ от 30 июля 2006г. продлен до 1 марта 2010г.

Более того, в первом чтении проекта Закона депутатами Государственной Думы принято около 30 поправок к ЖК РФ, многие из которых ущемляли права граждан.

Приведенные факты свидетельствуют, что в нашей стране продолжается практика принятия законов, отменяющих или ущемляющих права и свободы человека и гражданина, что согласно ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, недопустимо.

Таким образом, закон «О приватизации Жилищного Фонда в Российской Федерации» (в ред. Закона РФ от 23.12.1992 г. № 4199-1; Федеральных законов от 11.08.1994 № 26- ФЗ; от 28.03.1998 350-ФЗ, от 01.05.1999 № 88-ФЗ, от 15.05.2001 № 54-ФЗ, от 20.05.2002 № 55-ФЗ, от 26.11.2002 №153-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-.ФЗ, 29.12.2004 № 189-ФЗ, от 30.06.2006 № 93-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.11.1998 №25-П., от 15.07.2006 № 6-П, Определением Конституционного Суда РФ от 10.1.200 №316-О) будет регулировать вопросы приватизации до 01 марта 2010 года.

Сделки приватизации характеризуют следующие признаки:

- переход имущества их государственной (муниципальной) в частную собственность;

- особый порядок, установленный законодательством о приватизации;

- отчуждение имущества собственником (или его решение), отмечают М.Г. Пискунова и Е.А. Киндеева.

Суть приватизации - передача жилья из государственной и муниципальной собственности в собственность граждан. Способ приватизации – безвозмездная передача жилых помещений нанимателям. Закон о приватизации жилья не распространяется на передачу гражданам занимаемых ими жилых помещений, находящихся в собственности акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и иных хозяйственных обществ. «Безвозмездная передача таким юридическим лицам жилья в собственность гражданам не является сделкой приватизации, а является дарением – гражданско-правовой сделкой, которое регулируется нормами ГК РФ», указывает М.Г. Пискунова.

Г.В. Бойцов отмечает, что «подлежит приватизации и жилищный фонд приватизированных предприятий, на балансе которых он остался, не включенный в уставной капитал, и подлежащий передаче в муниципальную собственность. До момента реальной передачи в муниципальную собственность, жилищный фонд находящийся на балансе приватизированных предприятий, являются собственностью субъекта РФ или федеральной собственностью в зависимости от того, в какой форме собственности относилось предприятие до приватизации».

Не подлежат приватизации жилые помещения:

- находящиеся в аварийных домах;

- в домах, закрытых военных городков;

- в специализированных домах;

- в домах производственного назначения (школах, больницах, домах отдыха, пионерских лагерях, детских дошкольных учреждениях);

- занимаемых гражданами, включенными в списки на получение другого жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий на всю семью и не освободивших жилую площадь.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам РФ установлено, что «никаких обстоятельств, свидетельствующих о невозможности приватизации жилой площади в домах, принадлежащих совхозам, не имеется».

На практике возникали вопросы о возможности приватизации квартир в коммунальных квартирах. Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.11.1998г. все ограничения сняты.

Касаясь вопроса о приватизации жилья в военных городках, следует иметь в виду, что военные городки, не включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства от 01 июня 2000г. № 752-Р, либо исключенные из него в последующем, считаются открытыми. Приватизация жилых помещений в таких военных городках возможна, если эти помещения не относятся к служебным.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 14 июля 1992г. № 397-1 «О закрытом административно-территориальном образовании (в редакции от 10.01.2000г.) ЗАТО признается имеющие органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению, утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и другие объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

«Поскольку условия проживания в ЗАТО и закрытых военных городках разные, то и возможности приватизации у них различные. Особенности приватизации недвижимого имущества, находящегося на территории ЗАТО, совершения с ними иных сделок устанавливает ст. 8 Закона РФ от 14.07.1992г. № 32971 (в редакции от 10.01.2006г.).в частности, согласно п. 1 этой статьи к участию в приватизации указанного имущества допускаются граждане РФ, постоянно проживающие на территории ЗАТО, и юридические лица, расположенные на данной территории», отметила Е. Семенова.

С мая 2001 года в Закон «О приватизации жилого фонда Российской Федерации» были внесены изменения, в соответствии с которыми жилье может предоставляться в собственность одного из совместно проживающих лиц (остальные должны дать на это письменное согласие), либо в общую собственность с определением доли каждого участника. Данная поправка фактически отменила вариант владения общей собственностью без выделения долей: ведь в случае смерти одного из собственников квартиры по этой поправке, доли теперь выделяются автоматически, причем поровну между всеми владельцами, включая умершего. Образование совместной собственности на приватизированное жилье с 2001г. не допускается.

В то же время следует иметь в виду, что Пленум Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилого фонда РФ» от 24.08.1993г. разъяснил, что «за гражданами, выразившими согласие на приобретение в собственность другими проживающими с ним лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого, впоследствии полученного жилья».

С 2001 года участниками договора приватизации могут быть только граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения по договорам социального найма, т.е. жилые помещения, занимаемые гражданами на основании договора аренды или коммерческого найма, приватизированы быть не могут.

Приватизация жилых помещений может быть осуществлена только на добровольной основе, при наличии согласия на приватизацию всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. К членам семьи нанимателя относятся проживающие совместно с ним супруг (супруга), дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, и, в исключительных случаях, иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя судом. Причем, если они перестали быть членами семьи нанимателя, то сохраняют такие же права и обязанности, как и члены семьи. Если бывшие члены семьи нанимателя не утратили права на жилье, то их согласие на приватизацию обязательно. Более того, ребенок, в отношении которого родители (один из их) лишены родительских прав, сохраняет права собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение в наследство приватизированного жилья. Жилое помещение передается в собственность граждан в порядке приватизации безвозмездно (бесплатно). Использовать это право гражданин РФ может только один раз. Это правило не относится к несовершеннолетним, ставшими собственниками занимаемого жилого помещения в порядке приватизации. По достижении совершеннолетия, они не утрачивают право на однократную бесплатную приватизацию. Таким образом, несовершеннолетий может участвовать в приватизации один раз, и затем второй, после достижения совершеннолетия.

Введение запрета на приватизацию жилых помещений с 01.03.2010г., по мнению ряда исследователей, должно сопровождаться разработкой и внедрением дополнительных правовых механизмов. Например допустимо, по мнению Т.А. Семиной, рассмотреть вопрос о предоставлении несовершеннолетним гражданам, не имеющим возможности реализовать право приватизации жилых помещений до установленного законодательством РФ срока окончания приватизации, право после достижения совершеннолетия выкупить жилое помещение по цене существенно ниже рыночной».

Граждане, ставшие собственниками жилых помещений в результате приватизации владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению. Они вправе передавать, завещать, сдавать в аренду, внаем эти помещения, а также совершать с ними иные сделки, не противоречащие законодательству.

Передачу жилых помещений в собственность граждан осуществляют:

- уполномоченные собственниками передаваемых помещений органы государственной власти или местного самоуправления;

- государственные и муниципальные предприятия, за которыми закреплен этот фонд на праве хозяйственного владения;

- государственные и муниципальные учреждения и казенные предприятия, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Право собственности на приобретенное жилое помещение должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. Должностные лица, виновные в нарушении данного срока и прав граждан, привлекаются к ответственности в установленном порядке. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации он вправе обратиться в суд.

В настоящее время обязательной государственной регистрации подлежит не сама сделка приватизации, а только переход права собственности к гражданам, приватизирующим жилое помещение.

В соответствии с п.1 ст. 16 Закона о регистрации прав заявления должны подать обе стороны договора: граждане – о регистрации своего права собственности; передающие жилые органы или организация – о регистрации ранее возникшего права и (или) перехода права собственности к гражданам.

По закону РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 1541-1 от 04.07.1991г., если граждане получали квартиру и проживали в ней до вступления в силу норм Жилищного Кодекса РФ, т.е. по ордеру – с обязательным открытием лицевых счетов для оплаты коммунальных платежей, то они имеют право на приватизацию квартир без наличия заключенного договора социального найма.

В настоящее время в Самаре в приватизации принимает участие неподчиненные друг другу структуры: комитет по управлению имуществом администрации города, Главное управление федеральной регистрационной службы по Самарской области, ФФГУП «Ростехинвентиризациия»; расположенная по ул. Куйбышева 48, куда вначале и надо обращаться для консультаций и получения перечня необходимых документов, затем получить экспликацию и поэтажный план приватизируемого жилого помещения. После этого следует оплатить в банке услугу по оформлению документов.

О. Баженова отмечает, что «максимальный срок подготовки документов, без учета вызова техники – 2 месяца. Стоимость – 484 рубля 58 копеек. Для тех, кто торопится, документы оформляются за более короткие сроки, но и за другие деньги. Здесь цены изменились довольно ощутимо. Оформление документов за 5 рабочих дней стоит 3997 руб. 92 коп., за 10 дней – 2800 руб. 58 коп., за 15 дней – 2201 руб. 95 коп.»

Для оформления приватизации необходимо представить следующие документы:

1) заявление уполномоченного сотрудника муниципального жилья (УМЖ, если это происходит в г. Москве) на регистрацию прав всех участников приватизации, что не лишает участников сделки самим подать заявление на регистрацию;

2) документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации;

3) доверенность, удостоверяющая полномочия гражданина на совершение сделки (понадобиться в том случае, если вы не будете самостоятельно заниматься приватизацией, а поручите оформление риэлтору);

4) свидетельство о браке (разводе проживающих);

5) справки психоневрологического диспансера, подтверждающие, что собственники квартиры и зарегистрированные в ней лица на учете не состоят;

6) выписки из домовой книги (справки паспортного стола) о составе лиц, зарегистрированных на приватизируемой жилой площади, в том числе и временно отсутствующих;

7) договор социального найма (при наличии) или копия финансового лицевого счета;

8) документы, подтверждающие, что участники договора не участвовали ранее в приватизации жилого помещения (предоставляется в случае, если участники приватизации меняли место жительства после 04 июля 1991 года – даты вступления в силу Закона о приватизации жилья).

Термин «расприватизация» следует понимать как расторжение договора приватизации квартиры (комнаты), а точнее договора передачи жилой площади в собственность, который заключается между гражданами (нанимателем жилого помещения) и собственником жилья, либо по его поручению местной администрацией.

Многие граждане, опрометчиво приватизировавшие свою квартиру либо, добросовестно заблуждавшиеся относительно правовых последствий данной сделки, теперь хотели бы, в силу различных жизненных обстоятельств, расторгнуть договор передачи квартир в собственность, т.е. как часто выражаются «расприватизировать» квартиру. Федеральным Законом от 20.05.2002г. в Закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» введена ст. 91, действовавшая в редакции Федерального Закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ. Согласно данной статьи «Граждане, приватизировавшие жилое помещение, являющееся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица, обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований».

Спустя четыре месяца после издания ФЗ № 122 данная норма была подвергнута кардинальной реконструкции и согласно Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и действовала в следующей редакции: «малоимущие граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, до 1 января 2007 г. вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную и муниципальную собственность…»

По истечению шести месяцев, т. е. 30 июня 2006 г. Федеральным законом № 93-ФЗ в эту норму опять внесены изменения: слова «малоимущие граждане» заменены словом «Граждане», а слова «до 1 января 2007 г.» заменены словами «до 1 марта 2010 г.».

Таким образом, до 1 марта 2010 г граждане имеют право обратиться в орган, где оформлялась приватизация заявления с просьбой принять в дар приватизированную жилую площадь и оформить с ним договор социального найма.

При подаче заявления надо представить следующие документы:

- паспорта всех членов семьи;

- подлинник договора передачи квартиры в собственность;

- свидетельство о собственности на жилье;

- справку о регистрации;

- справку об инвентаризационной оценке квартиры. Договор дарения удостоверяет нотариус, а затем надо зарегистрировать переход права собственности на квартиру в учреждении юстиции. После этого бывший собственник квартиры становится нанимателем муниципального жилья.

Договор купли-продажи недвижимости. Общие положения

См. Альбом схем

Договор купли – продажи широко используется в современном гражданском обороте. Согласно статьи 454 ГК, по договору купли – продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) другой стороне (покупателю), а получатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Договор продажи недвижимости выделяется в качестве самостоятельного вида по предмету, то есть продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество. Договор купли – продажи недвижимости является консенсуальным, возмездным и взаимным (к консенсуальным относится договор, который считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям).

Понятие договора купли – продажи недвижимости базируется на общем определении купли – продажи, данном в ст. 454 ГК РФ, с учетом специальных норм о продажи недвижимости. Так, к договорам продажи недвижимости, заключенным на торгах, в том числе на публичных, применяются правила ст. 447-449 ГК, ст.54, 62, 63 Федерального закона от 21 июля 1997 года «Об исполнительном производстве». К договорам продажи недвижимости в процессе приватизации применяются нормы законодательства о приватизации.

Как и в любом договоре купли- продажи, предметом данного договора может быть лишь та недвижимость, которая обладает признаком оборотоспособности. Так в соответствии с действующим законодательством среди природных ресурсов оборотоспособностью обладает лишь некоторые виды земельных участков. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не могут быть представлены в частную собственность (п.2 ст.27 ЗК).

Несмотря на то, что предметом договора купли – продажи, следуя смыслу ст. 130 ГК РФ, является недвижимость как имущество в узком значении этого слова, т.е. как вещь, правила параграфа 7 главы 30 ГК применимы и к договорам купли – продажи доли, в праве общей собственности на недвижимость.

При продаже доли в праве собственности на недвижимость необходимо соблюдать правила, предусмотренные ст. 250 ГК о преимущественном праве покупки. Если имеются затруднения довести информацию о продаже до сведения надлежащих лиц из-за отсутствия и неизвестности места их пребывания, то свою обязанность сторона может выполнить, опубликовав сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектами Федерации.

Сторонами договора продажи недвижимости могут быть право – дееспособные юридические и физические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

В качестве продавца, по общему правилу, выступает собственник недвижимого имущества или лицо, уполномоченное им в силу закона или договора. Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут выступать продавцами недвижимости только с согласия собственника такого имущества и с соблюдением требований ст. ст. 294 – 298 ГК, ст. 18 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Кроме того, в постановлении Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998г. №8 отмечалось, поскольку закон устанавливает принципы специальной (целевой) правоспособности унитарных предприятий (ст. 49 ГК РФ), действия предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом собственника должны быть обусловлены, прежде всего, задачами его уставной деятельности и целевым назначением предоставленного для выполнения этих задач имущества.

Наилучшим доказательством наличия прав будет служить подлинное свидетельство о государственной регистрации права собственности, выданное специальным органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость. Когда лицо (правообладатель) продает имущество или иным образом распоряжается им, соответственно производится государственная регистрация права за новым собственником, а на оборотной стороне первоначального свидетельства делается отметка о прекращении права. Поэтому, если с первоначального свидетельства сразу после его выдачи была изготовлена копия, заверенная нотариусом, то сведения указанные в нем действительны были на момент изготовления копии, а к моменту продажи они могут устареть и продавец поименованной в копии свидетельства собственностью давно не обладает, так как продал её буквально на следующий день после того, как зарегистрировал своё право.

Исследователи отмечают типичные способы достижения преступного результата при купле-продаже.

Так, между владельцем жилого помещения (потерпевшим) и покупателем (мошенником) официально оформляется договор купли-продажи, но расчет с продавцом, обещанный ему тет-а-тет после совершения всех формальностей, не производится. Или мошенник заключает с потерпевшим фиктивный договор купли-продажи жилья, якобы для получения кредита на реализацию совместного бизнеса и т.д.

Покупателями в договоре могут быть любые субъекты гражданского права, если законами об обороте отдельных объектов недвижимости не установлены ограничения. В соответствии с п.3 ст. 15 ЗК, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами. Эти лица не могут выступать также и покупателями таких земельных участков.

При продаже жилых помещений на публичных торгах, в том числе в порядке обращения взыскания на арестованное имущество, продавцом имущества должника выступает специализированная организация, имеющая право совершать сделки с недвижимостью, с которой заключен договор о проведении публичных торгов.

Гражданский Кодекс представляет специальные требования к форме договора, В соответствии со ст. 550 ГК договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Это означает, что стороны договора не могут оформить его путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи. В этом случае письменная форма договора будет считаться не соблюденной, что влечет недействительность договора как ничтожного.

Нотариальная форма купли-продажи недвижимости законом не предусмотрена. В то же время нотариальное удостоверение таких договоров не противоречит действующему законодательству, а с точки зрения экономической необходимости зачастую даже целесообразно. Это обусловлено, указывает О.Ю. Скворцов «тем, что, во-первых, в соответствии со ст. 16 Закона о госрегистрации прав на недвижимость договоры, не требующие нотариального удостоверения, но в соответствии с волеизъявлением сторон нотариально удостоверенные, проходят упрощенную процедуру государственной регистрации.

Во-вторых, частный нотариус, удостоверяющий сделку, несет ответственность всем своим имуществом за совершенное нотариальное действие (ст. 17 Основ законодательства РФ о нотариате).

Договор купли – продажи жилого помещения составляется в трех экземплярах, по одному для каждой из сторон и один экземпляр сдается в регистрационный орган для регистрации самого договора и перехода прав по нему. В регистрационный орган может быть предоставлена копия договора заверенная нотариально.

Если в процессе исполнения договора стороны договорятся об изменении его условий, то как справедливо отмечает И.В. Елисеев «такое соглашение совершается в той же форме, что и основной договор, т.е. в форме единого документа, подписанного сторонами». Он отмечает: «в п.1 ст. 452 ГК не определяется, подлежит ли государственной регистрации соглашение об изменении договора, если сам договор требует регистрации (ст. 558, 560 ГК). Хотя требование о государственной регистрации не следует относить к форме договора, тем не менее соглашение о изменении договора продажи недвижимости должно подчиняться тем же правилам (в том числе и о реорганизации), что и сам договор».

Данную регистрацию не следует отождествлять с государственной регистрацией самого договора. Регистрации подлежит именно переход права собственности. В этой связи договор продажи недвижимого имущества признается заключенным с момента его подписания сторонами (п.1 ст. 433 ГК). Договор продажи недвижимости имеет юридическую силу и до государственной регистрации перехода права собственности на нее, он считается заключенным и может исполняться сторонами.

Следует иметь ввиду, что многие риэлторские агентства оказывают услуги по сопровождению сделки за фиксированную цену. Однако необходимо обратить внимание, что с этим агентством заключается именно договор на сопровождение сделки, а не на проведение альтернативной сделки или продажи квартиры. В этом договоре должна быть указана цена такой услуги. Если агентство будет предлагать оформление купли – продажи, ссылаясь, что форма сопровождения сделки у них не разработана, такая настойчивость может оттолкнуть клиента от сотрудничества и он обратиться к другим риэлторам.

Покупатель, как собственник, вправе распорядиться приобретенной недвижимостью, даже не расплатившись с продавцом. Однако, совершение и регистрация дальнейших сделок возможно только при согласии продавца как залогодержателя (п. 1 ст. 37 Закона об ипотеке). Таким образом, после передачи недвижимого имущества покупателю, но до государственной регистрации, продавец не вправе им распоряжаться, поскольку оно служит предметом исполненного обязательства, возникшего из договора купли – продажи, а покупатель является его законным владельцем. В случае заключения нового договора об отчуждении ранее переданного покупателю имущества продавец несет ответственность за его неисполнение. В.В. Витрянский указывает, что если стороны в договоре оговорят условие, что обязательства по передаче недвижимости и её оплате должны быть исполнены сторонами до государственной регистрации перехода права собственности, то каждая из заинтересованных сторон могут требовать их исполнение. Согласно п. 2 ст. 551 ГК исполнение договора продажи недвижимости до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами. Заключенный и исполненный договор продажи недвижимости, отмечает он, пресекает право продавца в дальнейшем распоряжаться проданным объектом недвижимости, ибо, заключив договор на отчуждение недвижимого имущества и передав это имущество покупателю, продавец исчерпывает принадлежащие ему как собственнику правомочие распоряжения.

При уклонении одной из сторон от государственной регистрации суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о такой регистрации перехода права собственности. Уклоняющаяся сторона должна возместить другой убытки, вызванные задержкой регистрации.

По соглашению сторон договор может быть нотариально удостоверен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.62 (0.046 с.)