Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группы в организации: определение, классификация и стадии развития.

Поиск

Группа – двое или более лиц или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет на другого (других) и испытывает на себе его (их) влияние.
Слово «группа» пришло в русский язык из немецкого языка, а в немецкий попало из итальянского (gruppo), где означало несколько симметрично скомпонованных фигур, составляющих сюжет живописного, графического или скульптурного произведения. Во второй половине 19-го века в разговорной речи слово «группа» означало некоторые скопления людей.[1]

Причиной объединения людей в группы является мотив коллективизма.

Это объясняется тем, что человек, существо социализированное, живущее в социальном обществе. С первобытных времен люди объединялись в группы, сначала в родоплеменные объединения, затем в общины, коллективы и другие организации. Такое поведение людей во все времена было необходимо, для того чтобы выжить в трудной борьбе с природой, с другими враждебными группами людей. Народная мудрость гласит: «Один в поле не воин». И хотя во все времена находились отшельники, которые по различным причинам удалялись от общества и от жизни в коллективе, но, тем не менее, подавляющее большинство людей жило и продолжает жить и работать в коллективных группах.

Для эффективного управления организацией руководителям необходимо понимать социальную структуру организации и особенности различных видов групп, в которые могут объединяться работник

Группы можно классифицировать по различным признакам. Рассмотрим несколько классификаций групп людей.

1) Условные и реальные. В условные группы, как правило, объединяют людей по различным социальным и демографическим признакам, таким как пол, возраст, уровень образования, профессия, статус. Такое деление на группы применяется при проведении различных социологических исследований персонала в организации. В дальнейшем при рассмотрении результатов исследований мы будем анализировать потребности людей, входящих в именно такие условные группы респондентов. При этом реальные люди, включенные в такие группы, не имеют между собой межличностных отношений, могут ничего не знать друг о друге и не подозревать, что те или иные исследователи объединили их в такую группу по ряду критериев. К реальным группам людей относятся общности, действительно существующие в определенном пространстве и времени и характеризуются тем, что ее члены связаны между собой формальными и неформальными взаимоотношениями. Они могут различаться по величине, внешней и внутренней организации назначению и общественной значимости. К таким реальным организациям можно отнести класс учеников в школе, студенческую группу, взвод солдат, отдел маркетинга фирмы и др. Реальные группы характеризуются тем, что их члены сознательно чувствуют свою принадлежность к данному образованию.

2) Большие и малые. Естественно, что это деление происходит среди реальных групп. К большим по численности группам относятся как стихийно возникающие и кратковременно существующие общности людей (например, толпа на митинге), так и длительно существующие, имеющие исторические корни, устойчивые образования, такие как классы, религиозные группы, нации, профессиональные союзы, социальные группы. Анализируя поведение больших групп можно понять смысл, закономерности и тенденции развития многих социальных процессов, протекающих в обществе. Именно под влиянием различных больших групп формируются общественные ценности и нормы социализированного поведения, Малая группа это группа, состоящая не менее чем из двух человек, вступающих в непосредственные межличностные контакты, имеющих общую цель, осознание своей принадлежности к этой группе и общие нормы взаимодействия в группе. К малым группам мы можем с полным основанием отнести производственные бригады на предприятиях, состоящие из 5-6 человек, локомотивные бригады, состоящие из двух человек: машиниста и его помощника и некоторые другие. В японской системе управления персоналом считается очень эффективным методом создавать и управлять малыми группами, состоящими из 4-6 работников. К рассмотрению этого вопроса мы еще вернемся в рамках данной главы. В дальнейшем, говоря о групповом поведении работников, мы почти все время будем рассматривать малые группы.

3) Среди малых групп выделяют первичные и вторичные.

Первичные группы состоят из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на индивидуальных отношениях и отличающиеся высокой солидарностью. Характерными чертами такой группы являются малая численность, пространственная близость, длительность существования, единство целей, добровольность вступления в группу, неформальный контроль за поведением членов группы. Применительно к организации, первичной группой можно считать нескольких учредителей фирмы, например, общества с ограниченной ответственностью, реально объединенных партнерскими интересами и участвующими в управлении компанией с распределением между собой функциональных обязанностей.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми могут полностью отсутствовать неформальные взаимоотношения. Взаимодействие членов такой группы обусловлено к достижению определенных целей. В таких группах основное значение придается не межличностным отношениям, а умению членов группы выполнять определенные функции (например, артель грузчиков).

4) Формальные группы. Группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса называются формальными группами. При этом они могут быть малыми, но как бы малы они не были – это формальные подразделения, основной функцией которых по отношению к всей организации является выполнение конкретных задач и достижение определенных конкретных целей. Примером таких формальных организаций в рамках предприятия могут служить отдел кадров, отдел снабжения и другие подразделения, в которых работают реальные сотрудники. Формальные организации в свою очередь подразделяются на три основных типа: группы руководителей, производственные группы и комитеты.

Командная (соподчиненная) группа руководителя состоит из самого руководителя и его непосредственных подчиненных, которые в свою очередь также могут быть руководителями нижестоящего уровня. Иначе такая группа называется управленческой командой. Примером типичной командной группы является президент компании и вице-президенты по основным направлениям. Или директор магазина и заведующие секциями.

Другой тип формальной группы – это рабочая (целевая) группа. Она обычно состоит из сотрудников, вместе работающих над одним и тем же заданием. У этих сотрудников есть общий руководитель, но такая группа отличается от командной группы тем, что у ее членов значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда. Примером такой группы может служить коллектив разработчиков программного обеспечения или какая-либо группа экспертов.

Третий тип формальной группы – комитет или комиссия. Это группа сотрудников внутри организации, которой делегированы определенные полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Так, например, в ВУЗах в период набора студентов образуется приемная комиссия, в которую включают различных сотрудников ВУЗа – заведующих кафедрами, деканов, методистов и т.д., которые в период текущего учебного года выполняют свои должностные обязанности. Иногда комитеты называют советами, целевыми группами, командами. Но в любом случае здесь подразумевается групповое принятие решений и осуществление действий, что отличает комитет от других организационных структур. Комитеты бывают нескольких видов. Специальный комитет (комиссия) – это временная группа, сформированная для достижения определенной цели. В производственных организациях создаются комиссии, расследующие обстоятельства несчастного случая или производственного травматизма, в которые входят главный инженер, представители отделов охраны труда, кадров, представители профсоюзов и т.д. Такие комиссии выясняют обстоятельства происшедшего случая и устанавливают меры, которые необходимо предпринять для недопущения подобных случаев впредь.

Постоянный комитет -это перманентно действующая группа внутри организации, имеющая конкретную цель. Чаще всего постоянные комитеты используются для предоставления организации консультаций по вопросам непреходящей важности. Примером такого комитета может служить такой орган как совет директоров, в свою очередь поделенный на различные подкомитеты и комиссии: ревизионная комиссия, финансовая комиссия, исполнительный комитет. Руководителю организации часто подчиняются такие группы как: комиссия по трудовым спорам, комиссия по премированию, комиссия по социальным вопросам.

Кроме формально организованных комитетов в организациях также могут существовать неформальные комитеты, т.е. группы работников, организованные за пределами формальной организации для решения возникших проблем. Как все неформальные рабочие группы они могут либо содействовать работе формальной организации либо находиться в оппозиции к ее деятельности. Так, например, в Московском метрополитене, наряду с официально действующим профсоюзным комитетом, занимающимся в основном решением социальных вопросов в сотрудничестве с администрацией, существует независимый профсоюзный комитет, находящийся в оппозиции к деятельности администрации, и считающий своей целью бороться за соблюдение прав работников не путем соглашений с руководством, а предъявлением судебных исков, устройством митингов, пикетов и забастовок.

Все перечисленные виды формальных групп должны эффективно работать как единый слаженный коллектив. Однако на практике это не всегда получается. Для эффективной работы организации необходимо грамотное и эффективное управление каждой формальной группой внутри организации. Эти взаимозависимые группы представляют собой модули, образующие организацию как единую систему. Организация сможет эффективно выполнить свои глобальные задачи при том условии, что задачи каждого из ее структурных подразделений определены таким образом, чтобы обеспечивать деятельность друг друга. Кроме того, группа в целом влияет на поведение отдельной личности, входящей в нее. Таким образом, чем лучше руководитель понимает, что представляет собой группа и факторы ее эффективности, чем лучше он владеет искусством эффективного управления группой, тем больше вероятности, что он сможет повысить производительность труда этого подразделения и организации в целом.

5) Неформальные группы. Этоспонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Неформальные группы чаще называют неформальными организациями. Для удобства будем использовать для их обозначения именно этот термин. Несмотря на то, что неформальные организации создаются не по воле руководства, они являются мощной силой, которая при определенных условиях может стать фактически доминирующей в организации и активно противодействовать деятельности руководства. Примером может служить деятельность американских тред-юнионов (профсоюзов), имеющих очень большую силу в защите прав работников, при этом они могут устраивать различные забастовки и митинги, полностью локализующие деятельность предприятия и заставляют руководство идти на соглашение. Особенно активной такая деятельность была в первой четверти двадцатого века. Неформальные организации имеют свойство взаимопроникать. В большой организации существует не одна, а несколько неформальных групп. Большинство из них объединены в своего рода сеть. Поэтому можно считать, что существующая на предприятии неформальная организация – это объединение ряда неформальных групп. Трудовая среда на предприятии особенно благоприятна для создания неформальной организации, поскольку формальная структура организации и ее задачи собирают вместе одних и тех же людей много лет подряд трудящихся изо дня в день, бок о бок. Они каждый день встречаются, у них часто возникают одни и те же интересы, потребности, ценности, вырабатываются совместные нормы поведения. Так как они проводят в данном коллективе больше времени, чем в собственной семье. Характер задач, которые они решают, во многих случаях заставляют их часто общаться и взаимодействовать друг с другом и взаимозависят друг от друга. Естественным результатом этого социального взаимодействия является спонтанное объединение людей в неформальные группы и возникновение неформальных организаций.

Неформальные организации имеют много общего с формальными, в чью структуру они оказываются вписанными. По сути дела они также организованы. У них есть лидер, определенная иерархия, цели и задачи, а также правила или нормы, которые служат для членов данной группы эталонами организационного поведения. Соблюдение или нарушение этих норм подкрепляется системой санкций и поощрений. Различие между формальными и неформальными организациями состоит в том, что первые создаются по заранее организованному и продуманному плану, а вторые возникают в результате спонтанной реакции на неудовлетворенные индивидуальные потребности членов группы.

Стадии развития группы. Они подразделяются на фазу формирования, фазу психологической напряженности, фазу нормализации, фазу деятельности. Рассмотрим их подробнее.

1. Фаза формирования. В процессе формирования группы, ее члены постепенно адаптируются друг к другу, изучая способы приемлемого поведения в группе. Это стадия перехода индивида от состояния независимой личности к приобретению статуса члена группы. Членам формирующейся группы присущи на данном этапе такие чувства как волнение, нетерпение, оптимизм, беспокойство как относительно будущей работы, так и в отношении социального взаимодействия с другими членами группы. Члены группы пытаются определить как вести себя в группе, как решать групповые проблемы, какая необходима информация и какими способами ее следует собирать. Члены группы ищут руководителя, ждут объяснений цели и планов работы, желают поскорее приступить к деятельности.

2. Фаза психологической напряженности. Наиболее трудная для вновь сформированной команды. Понимая, что задачи, стоящие перед группой, более сложны, чем они предполагали вначале, члены группы становятся вспыльчивыми, обидчивыми или обвиняющими всех и вся в возникших трудностях. На этом этапе для членов группы характерно:

- сопротивление выполнению задачи и новым подходам к ее решению, отличным от тех, к которым привык каждый член группы в своей предшествующей деятельности;

- резкие колебания членов группы в отношении успешного достижения цели;

- продолжение обсуждения проблем среди членов группы, даже если найден компромисс;

- деление на фракции, с выбором союзников и противников;

- постановка недостижимых целей;

- отсутствие единства, повышенная взаимная напряженность в отношениях членов группы.

Однако через некоторое время начинает происходить взаимопонимание между членами группы.

3. Фаза нормализации. На данном этапе члены группы определяют уровень лояльности и распределяют обязанности. Они принимают основные нормы группы, распределяют групповые роли, признают индивидуальные особенности членов группы. Снижается уровень эмоциональных конфликтов, внутренняя конкуренция между членами группы заменяется сотрудничеством. В этой фазе характерны следующие факторы:

- принятие членства в группе;

- конструктивное выражение критики;

- взаимопомощь, направленная на выполнение работы;

- попытка достичь гармонии, избегая конфликтов;

доверительное отношение друг к другу между членами группы, включая обсуждение личных проблем;

- ощущение принадлежности к группе, совместимости, общих целей и задач;

- установление и поддержание групповых норм.

Члены команды учитывают свои различия, поэтому у них появляется время и энергия для осуществления общего проекта, ради которого создавалась их группа.

4. Фаза деятельности. На этом этапе группа начинает эффективно выполнять поставленные задачи. Члены группы, уладив свои взаимоотношения, начинают работать, решая проблемы и проводя необходимые изменения.

Группа становится эффективной единицей и начинает производительно работать. Продолжительность и интенсивность фаз развития группы изменяются в зависимости от многих индивидуальных переменных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.76 (0.009 с.)