Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Доклад шефа жандармов А. Ф. Орлова николаю I об окончании дознания по делу кирилло-мефодиевского общества↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
28 мая 1848 г. В недавнем времени открыто, что молодые ученые люди в Киеве, почти все уроженцы Малороссии, составляли украйно-славянское общество св. Кирила и Мефодия. Учредители общества были: коллежский секретарь Гулак, адъюнкт (т.е. готовящийся к профессорскому званию) Костомаров и кандидат (окончивший с отличием университет) Белозерский, но с ними, по сходству занятий, сближались и другие молодые люди, большею частью учившиеся в университете св. Владимира. Цель общества состояла в присоединении к России иноземных славянских племен, а средствами оно полагало воодушевление славянских племен к уважению собственной их народности, изгнание из нравов v всего иноземного, уничтожение вражды и водворения согласия между ними, склонение их к исповеданию одной православной веры, заведение училищ и издан» книг для простого народа. У некоторых из участников украйно-славянского общества были найдены, не применявшиеся, впрочем обществу: Устав, по правилам которого в славянских племенах должно бы учредиться народно-представительное правление, рукопись преступнейшего содержания, служащая как бы истолкованием тому же Уставу, другая рукопись, называемая «Закон божий» или «Поднестранка», переделанная из Мицкевичевой «Пилигримки», исполненная революционных и коммунистических правил с возмутительными воззваниями в конце к славянским племенам, и другие преступные сочинения. Должно еще заметить, что идеи о восстановлении на каждой земле народности, языка, собственной литературы и соединение славянских племен в одно целое не принадлежат одним лицам, прикосновенным к упомянутому делу, но составляют предмет рассуждений многих ученых, и из них занимающиеся исследованиями о славянах называются славянофилами. В Киеве же и Малороссии славянофильство превращается в украйнофильство. Там молодые люди более заботятся о восстановлении языка, литературы и нравов Малороссии, доходя даже до мечтаний о возвращении времен прежней вольницы казачества и гетманщины. Прикосновенные к делу об украйно-славянском обществе, как уроженцы Малороссии, были собственно украйнофилами. Все они в письмах своих, а художник Шевченко, бывший учитель Кулеш и Костомаров даже в напечатанных ими сочинениях, изображая в ложном виде настоящее положение Украины, будто бы находящейся в бедственном положении, с восторгом говорили о прежней Малороссии, придавая ей необыкновенно великое значение; историю этого края представляли едва ли не знаменитее всех историй, наезды гайдамаков описывали в виде рыцарства, приводили примеры прежней вольности, намекая, что дух свободы не простыл и доселе таится в малороссиянах. Стихотворения же Шевченко на малороссийском языке, особенно рукописные: «Сон», «Послание к мертвым и живым», «Три души» и проч., одне пасквильного, а другие прямо возмутительного содержания. По высочайше утвержденному решению дела об украйно-славянском обществе, виновные преданы строгому наказанию; сверх того определено: 1) Напечатанные сочинения: Шевченко - «Кобзарь» 1840 года, Кулеша - «Повесть об Украинском народе» 1846, «Украина» 1843 и «Михайло Чернышенко» 1843 года, Костомарова под псевдонимом Иеремии Галки - «Украинские баллады» 1839 и «Ветка» 1840 года запретить и изъять из продажи. 2) Генерал-адъютантам Бибикову и Кокошкину сообщить, чтобы они наблюдали во вверенных им губерниях, не осталось ли в обращении стихотворения Шевченко, рукопись «Закон божий» и другие возмутительные сочинения; также не питаются ли мысли о прежней вольности, гетманщине и о мнимых правах на отдельное существование; чтобы обратили внимание на тех, которые преимущественно занимаются малороссийскими древностями, историею и литературою, и старались бы прекратить в этой области наук всякое злоупотребление, но самым незаметным и осторожным образом, без явных преследований и сколько возможно не раздражая уроженцев Малороссии. 3) Министру народного просвещения, который уже принял меры для направления трудов ученых к рассуждениям о народности, языке и литературе собственно русских, объявить еще положительное высочайшее повеление, чтобы наставники и писатели действовали в духе и видах нашего правительства, отнюдь не допуская ни на лекциях, ни в книгах и журналах никаких предложений о присоединении к России иноземных славян, и вообще ни о чем, что принадлежит правительству, а не ученым; чтобы они рассуждали сколь возможно осторожнее там, где дело идет о народности или о языке Малороссии и других подвластных России земель, не давая любви к родине перевеса над любовью к отечеству, империи и изгоняя все, что может вредить последней любви, особенно о мнимых настоящих бедствиях и о прежнем, будто бы необыкновенно счастливом, положении подвластных племен; чтобы все выводы ученых и писателей клонились не к возвышению Малороссии, Польши и прочих стран отдельно, а Российской империи в совокупности народов, ее составляющих; чтобы цензоры обращали строжайшее внимание на московские, киевские и харьковские периодические издания и на все книги, печатаемые в славянофильском духе, не допуская в них полутемных и двусмысленных выражений, которыми они изобилуют и которые, хотя не заключают в себе злоумышленной цели, могут однако же людей злонамеренных приводить к предложениям о самостоятельности и прежней вольнице народов, подвластных России. Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в.: Учеб. пособие/ Сост. В.А. Фёдоров, Н.И. Цимбаев. – М.: Высшая школа, 1991. – С.198-200. Обвинительное заключение по делу Т.Г. Шевченко Художник С.-Петербургской Академии художеств Тарас Шевченко. Этот художник вместо того, чтобы вечно питать чувства к особам августейшей фамилии, удостоившим выкупить его из крепостного состояния, сочинял стихи на малороссийском языке самого возмутительного содержания. В них он то выражал плач о мнимом порабощении и бедствиях Украины, то возглашал о славе гетманского правления и прежней вольнице казачества, то с невероятною дерзостью изливал клеветы и желчь на особ императорского дома, забывая в них личных своих благодетелей. Сверх того, что все запрещенное увлекает молодость и людей с слабым характером, Шевченко приобрел между друзьями своими славу знаменитого малороссийского писателя, а потому стихи его вдвойне вредны и опасны. С... стихами в Малороссии могли посеяться и впоследствии укорениться мысли о мнимом блаженстве времен гетманщины, о счастии возвратить эти времена и о возможности Украине существовать в виде отдельного государства. Судя по этому чрезмерному уважению, которые питали лично к Шевченко и к его стихотворениям все украйно-славянисты, сначала казалось, что он мог быть если не действующим лицом между ними, то орудием, которым они хотели воспользоваться в своих замыслах; но с одной стороны, эти замыслы были не столько важны, как представлялось при первом взгляде, а с другой - Шевченко начал писать свои возмутительные сочинения еще с 1837 года, когда славянские идеи не занимали киевских ученых; равно как и все дело доказывает, что Шевченко не принадлежал к украйно-славянскому обществу и действовал отдельно, увлекаясь собственною испорченностию. Тем не менее, по возмутительному духу и дерзости, выходящей из всяких пределов, он должен быть признаваем одним из важных преступников. По высочайше утвержденному решению постановлено: Шевченко определить рядовым в отдельный оренбургский корпус, с правом выслуги, под строжайший надзор, с запрещением писать и рисовать, и чтобы от него ни под каким видом не могло выходить возмутительных и пасквильных сочинений. Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в.: Учеб. пособие/ Сост. В.А. Фёдоров, Н.И. Цимбаев. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 201-202.
[1] Кошелев Александр Иванович (1806-1883) - общественный деятель, публицист, близкий к славянофилам. Доказывал преимущество вольнонаемного труда перед крепостным. Участвовал в подготовке крестьянской реформы 1861 г. В ряде работ выступал за созыв совещательной земской думы и расширение прав земств. Впервые его "Записки" были опубликованы в 1884 г. [2] Боткин Василий Петрович (1811? 1812?- 1869) - литературный критик, публицист, общественный деятель, сторонник умеренного либерализма (западнического толка) и мирного реформирования России. [3] Были ещё две прокламации, обращённые к русским и полякам. Они датируются 1847 годом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.198 (0.01 с.) |