Доклад шефа жандармов А. Ф. Орлова николаю I об окончании дознания по делу кирилло-мефодиевского общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доклад шефа жандармов А. Ф. Орлова николаю I об окончании дознания по делу кирилло-мефодиевского общества



28 мая 1848 г.

В недавнем времени открыто, что молодые ученые люди в Киеве, почти все уроженцы Малороссии, со­ставляли украйно-славянское общество св. Кирила и Мефодия. Учредители общества были: коллежский секре­тарь Гулак, адъюнкт (т.е. готовящийся к профессорскому званию) Костомаров и кандидат (окончивший с отличием университет) Белозерский, но с ними, по сходству занятий, сближались и другие молодые люди, большею частью учившиеся в университете св. Владимира.

Цель общества состояла в присоединении к России иноземных славянских племен, а средствами оно пола­гало воодушевление славянских племен к уважению собственной их народности, изгнание из нравов v всего иноземного, уничтожение вражды и водворения согласия между ними, склонение их к исповеданию одной православной веры, заведение училищ и издан» книг для простого народа.

У некоторых из участников украйно-славянского общества были найдены, не применявшиеся, впрочем обществу: Устав, по правилам которого в славянских племенах должно бы учредиться народно-представительное правление, рукопись преступнейшего содержания, служащая как бы истолкованием тому же Уставу, другая рукопись, называемая «Закон божий» или «Поднестранка», переделанная из Мицкевичевой «Пилигримки», исполненная революционных и коммунистических правил с возмутительными воззваниями в конце к славянским племенам, и другие преступные сочинения.

Должно еще заметить, что идеи о восстановлении на каждой земле народности, языка, собственной литературы и соединение славянских племен в одно целое не принадлежат одним лицам, прикосновенным к упо­мянутому делу, но составляют предмет рассуждений многих ученых, и из них занимающиеся исследова­ниями о славянах называются славянофилами.

В Киеве же и Малороссии славянофильство пре­вращается в украйнофильство. Там молодые люди бо­лее заботятся о восстановлении языка, литературы и нравов Малороссии, доходя даже до мечтаний о воз­вращении времен прежней вольницы казачества и гет­манщины.

Прикосновенные к делу об украйно-славянском об­ществе, как уроженцы Малороссии, были собственно украйнофилами. Все они в письмах своих, а художник Шевченко, бывший учитель Кулеш и Костомаров даже в напечатанных ими сочинениях, изображая в ложном виде настоящее положение Украины, будто бы находя­щейся в бедственном положении, с восторгом говорили о прежней Малороссии, придавая ей необыкновенно ве­ликое значение; историю этого края представляли едва ли не знаменитее всех историй, наезды гайдамаков описывали в виде рыцарства, приводили примеры преж­ней вольности, намекая, что дух свободы не простыл и доселе таится в малороссиянах. Стихотворения же Шевченко на малороссийском языке, особенно рукопис­ные: «Сон», «Послание к мертвым и живым», «Три души» и проч., одне пасквильного, а другие прямо воз­мутительного содержания.

По высочайше утвержденному решению дела об украйно-славянском обществе, виновные преданы строго­му наказанию; сверх того определено:

1) Напечатанные сочинения: Шевченко - «Коб­зарь» 1840 года, Кулеша - «Повесть об Украинском народе» 1846, «Украина» 1843 и «Михайло Чернышенко» 1843 года, Костомарова под псевдонимом Иеремии Галки - «Украинские баллады» 1839 и «Ветка» 1840 го­да запретить и изъять из продажи.

2) Генерал-адъютантам Бибикову и Кокошкину со­общить, чтобы они наблюдали во вверенных им губер­ниях, не осталось ли в обращении стихотворения Шев­ченко, рукопись «Закон божий» и другие возмутитель­ные сочинения; также не питаются ли мысли о преж­ней вольности, гетманщине и о мнимых правах на от­дельное существование; чтобы обратили внимание на тех, которые преимущественно занимаются малороссий­скими древностями, историею и литературою, и стара­лись бы прекратить в этой области наук всякое зло­употребление, но самым незаметным и осторожным образом, без явных преследований и сколько возможно не раздражая уроженцев Малороссии.

3) Министру народного просвещения, который уже принял меры для направления трудов ученых к рассуж­дениям о народности, языке и литературе собственно русских, объявить еще положительное высочайшее по­веление, чтобы наставники и писатели действовали в духе и видах нашего правительства, отнюдь не допус­кая ни на лекциях, ни в книгах и журналах никаких предложений о присоединении к России иноземных славян, и вообще ни о чем, что принадлежит прави­тельству, а не ученым; чтобы они рассуждали сколь возможно осторожнее там, где дело идет о народности или о языке Малороссии и других подвластных России земель, не давая любви к родине перевеса над лю­бовью к отечеству, империи и изгоняя все, что может вредить последней любви, особенно о мнимых настоя­щих бедствиях и о прежнем, будто бы необыкновенно счастливом, положении подвластных племен; чтобы все выводы ученых и писателей клонились не к возвыше­нию Малороссии, Польши и прочих стран отдельно, а Российской империи в совокупности народов, ее со­ставляющих; чтобы цензоры обращали строжайшее внимание на московские, киевские и харьковские периоди­ческие издания и на все книги, печатаемые в славяно­фильском духе, не допуская в них полутемных и дву­смысленных выражений, которыми они изобилуют и ко­торые, хотя не заключают в себе злоумышленной цели, могут однако же людей злонамеренных приводить к предложениям о самостоятельности и прежней вольнице народов, подвластных России.

Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в.: Учеб. пособие/ Сост. В.А. Фёдоров, Н.И. Цимбаев. – М.: Высшая школа, 1991. – С.198-200.

Обвинительное заключение по делу Т.Г. Шевченко

Художник С.-Петербургской Академии художеств Тарас Шевченко. Этот художник вместо того, чтобы вечно питать чувства к особам августейшей фамилии, удостоившим выкупить его из крепостного состояния, сочинял стихи на малороссийском языке самого возму­тительного содержания. В них он то выражал плач о мнимом порабощении и бедствиях Украины, то возгла­шал о славе гетманского правления и прежней воль­нице казачества, то с невероятною дерзостью изливал клеветы и желчь на особ императорского дома, забы­вая в них личных своих благодетелей. Сверх того, что все запрещенное увлекает молодость и людей с слабым характером, Шевченко приобрел между друзьями свои­ми славу знаменитого малороссийского писателя, а по­тому стихи его вдвойне вредны и опасны. С... стихами в Малороссии могли посеяться и впоследствии укоре­ниться мысли о мнимом блаженстве времен гетманщи­ны, о счастии возвратить эти времена и о возможности Украине существовать в виде отдельного государ­ства.

Судя по этому чрезмерному уважению, которые пи­тали лично к Шевченко и к его стихотворениям все украйно-славянисты, сначала казалось, что он мог быть если не действующим лицом между ними, то ору­дием, которым они хотели воспользоваться в своих за­мыслах; но с одной стороны, эти замыслы были не столько важны, как представлялось при первом взгляде, а с другой - Шевченко начал писать свои возмутитель­ные сочинения еще с 1837 года, когда славянские идеи не занимали киевских ученых; равно как и все дело доказывает, что Шевченко не принадлежал к украйно-славянскому обществу и действовал отдельно, увлекаясь собственною испорченностию. Тем не менее, по возмутительному духу и дерзости, выходящей из всяких пределов, он должен быть признаваем одним из важных преступников.

По высочайше утвержденному решению постанов­лено:

Шевченко определить рядовым в отдельный орен­бургский корпус, с правом выслуги, под строжайший надзор, с запрещением писать и рисовать, и чтобы от него ни под каким видом не могло выходить возмути­тельных и пасквильных сочинений.

Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в.: Учеб. пособие/ Сост. В.А. Фёдоров, Н.И. Цимбаев. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 201-202.

 

 


[1] Кошелев Александр Иванович (1806-1883) - общественный деятель, публицист, близкий к славянофилам. Доказывал преимущество вольнонаемного труда перед крепост­ным. Участвовал в подготовке крестьянской реформы 1861 г. В ряде работ выступал за созыв совещательной земской думы и расширение прав земств. Впервые его "Записки" были опубликованы в 1884 г.

[2] Боткин Василий Петрович (1811? 1812?- 1869) - литературный критик, публицист, общественный деятель, сторонник умеренного либерализма (западнического толка) и мирного реформирования России.

[3] Были ещё две прокламации, обращённые к русским и полякам. Они датируются 1847 годом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.005 с.)