Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование власти при принятии стратегических решений

Поиск

Власть является основополагающей частью процесса стратеги­ческого управления. Внедрение и эффективная реализация стратегического изменения требуют исполь­зования власти и влияния. Р. Элен и др. (1979), исследовав основы личной власти и выделив тактические приемы, используемые в об­ласти стратегии для получения результатов, выяснили следующее:

  • политически удачливые менеджеры осознают процессы в организации и чувствительны к потребностям других;
  • эффективная политическая акция приносит в организацию желаемые и удачные изменения — она конструктивна;
  • негативная политическая акция неконструктивна и может под­толкнуть склонных к манипуляциям менеджеров к преследова­нию своих личных целей в противовес интересам организации;
  • стратегический лидер должен быть эффективным политиком.

 

Для стратега, который желает провести изменения, имеется два базовых варианта (А. Макмиллан, 1978):

- во-первых, он может представить ситуацию так, что остальные согласятся с его жела­ниями;

- во-вторых, он может пообщаться с людьми и постараться изменить их мнение так, чтобы они смотрели на вещи по-другому и сами решили сделать так, как он считает.

В первом случае стратег использует в качестве ресурса личную власть, во втором — стре­мится оказать влияние.

В этой связи могут быть выделены следующие четыре общих тактических приема. Их сильные и слабые стороны приведены в таблице.

1. Побуждение. Оно включает в себя способность контролиро­вать ситуацию, а результат воспринимается как выгодный для других участвующих в процессе изменения.

2. Принуждение. В этом случае ситуация также контролируется, но результат воспринимается в негативной форме. Конкретные формы принуждения могут включать угрозу увольнения, прекращение даль­нейшего повышения по службе или отмену привилегий.

3. Убеждение. Использование этой тактики требует от стратега представить выгоды от действий определенным образом. Это может быть обещание вознаграждений, продвижения по службе, боль­ших гарантий занятости, больших полномочий и ответственности.

4. Обязательство. Это преднамеренная тактика, в которой людей убеждают вести себя и действовать определенным образом, взывая к обязательствам. Обязательствами могут быть полученные людьми привилегии, данные ими обещания, призывы следовать традициям и т.д.

В заключение рассмотрения проблемы силы и влияния в аспектестратегического управления обратим внимание на тот очевид­ный факт, что разные подразделения организации способны вносить различный вклад в принятие организационных решений. Мне­ние одних подразделений непременно учитывается, других может и игнорироваться. Это различие называется позиционной степе­нью влияния подразделений в организации.

Преимущества и недостатки конкретной политической тактики

Тактика Преимущества Недостатки
Побуждение Разрушает сопротивление изменению. Служащие могут видеть некоторые выгоды изменения. Отдельные менеджеры положительно относятся к изменению. Ситуация под контролем Может принести организации дополнительные расходы. Необходимо отработать побуждения. Может все же оказываться сопротивление изменению. Успех зависит от предыдущих инициатив по изменениям.
Принуждение Руководство контролирует ситуацию. Подходит в ситуациях, где необходимо принимать быстрые решения для выживания. Руководство использует свои прерогативы Принуждение будет иметь дисфункциональные последствия. Служащие обычно найдут пути сопротивления изменению. Делает будущие изменения очень сложными, так как создает негативный прецедент
Убеждение Необходимость изменения обговаривается. Делаются попытки подготовить организацию к мысли о необходимости перемен. Имеется лучшая возможность реализации изменения. Это способ осуществить нежелательное изменение Служащие могут не поверить сделанным обещаниям. Доверие руководству может быть невысоким. Мероприятие может быть дорогостоящим для организации. Уменьшает темп стратегического изменения
Обязательство Не предполагает дополнительных затрат организации. Подходящая тактика там, где существует высокая степень приверженности организации. Изменение может вводиться быстро Результат скорее всего будет негативным. Служащие могут понимать, на что направлена тактика. Служащие будут ожидать вознаграждения в ответ на их приверженность

 

Стратегии роста

Возможные направления роста

Рассмотрим теперь куда организация может дви­гаться в своем стратегическом развитии. В самом общем виде, абст­рактно, организация имеет пять вариантов стратегического разви­тия: 1) оставить все без изменений; 2) обеспечить внутренний рост; 3) выбрать стратегию внешнего роста; 4) произвести изъятие вложений; 5) выйти на международный рынок. Рассмотрим эти варианты.

1) Оставить все без изменений и «ничего не делать» — можно попытаться зафиксировать все как есть и назвать это стабилизацией. Однако бездействие всегда приводит к деграда­ции, так как окружающая нас действительность динамична и на­ходится в состоянии непрерывного развития. В то же время было бы неверным оценивать такую стратегию только как отрицатель­ное явление: она может быть хорошо обоснована исследованиями внутренней и внешней среды и означает, что компания произво­дит или поставляет тот же продукт или ту же услугу тем же поку­пателям. Такие стратегии часто применяются в компаниях с дли­тельным жизненным циклом продукции (например, в отраслях тя­желого машиностроения) и чаще всего рассматриваются как желательные в организациях народного образования, здравоохранения, судебной системы, муниципальных службах и других, где отказ от осуществления изменений не является одновременно угрозой существованию организации.

2) Внутренний рост. Этот стратегический план исходит из пред­положения, что организация делает правильные вещи и эту дея­тельность целесообразно расширять. При этом предполагается, что организация обладает достаточными ресурсами для развития. Дру­гой вопрос, в каком направлении его ориентировать. Существуют четыре стратегии, которым может следовать организация, ориен­тированная на внутренний рост:

а. Более глубокое внедрение на рынок (концентрация - Market penetration) - требует от компании концентрации на том, чтобы делать в большем масштабе и лучше то, что обеспечивает успех компании, и она целесообразна, когда:

  • имеющиеся рынки не насыщены конкретным товаром или услугой, предлагаемыми компанией;
  • количество имеющихся покупателей может быть значитель­но увеличено;
  • доля рынка у основных конкурентов становится меньше, в то время как продажи по отрасли в целом растут;
  • существует тесная связь между объемом продаж и затратами на маркетинг в стоимостном выражении;
  • возросший эффект масштаба обеспечивает основные конку­рентные преимущества.

б. Развитие рынка (Market development). В этом случае компания представляет на уже освоенные рынки различные модификации товаров. Эта стратегия приемлема, если:

  • доступны новые каналы распределения — надежные, недо­рогие и качественные;
  • организация имеет успех в том, что она делает;
  • существуют новые неоткрытые или ненасыщенные рынки;
  • у организации есть необходимый капитал и трудовые ресур­сы для того, чтобы расширить производство;
  • организация имеет избыточные производственные мощ­ности;
  • базовая сфера деятельности организации быстро становится глобальной по масштабу.

в. Разработка нового товара (Product development). Стратегия предполагает значи­тельные модификации продукта или добавление новых к суще­ствующим продуктам с целью развить свое присутствие на рынке, используется тогда, когда:

  • фирма начинает новую деятельность;
  • организация имеет удачные товары, которые находятся в ста­дии зрелости своего жизненного цикла; идея состоит в том, чтобы сохранить удовлетворенных ее товарами (ценами) покупателей как потребителей ее продукции и в будущем;
  • есть смысл предложить новые (улучшенные) товары, исходя из положительного опыта продаж существующих товаров и услуг;
  • организация действует в отрасли, характеризующейся быст­рым технологическим развитием.

г. Обновление. Эта стратегия связана со значительными измене­ниями в товарах или услугах. Включает замену существующих това­ров новыми, что означает новый жизненный цикл товара. Обновление является компонентом разработки нового продук­та. Оно подразумевает значительные изменения в продукте или услуге. Обновление может значительно повысить престиж компа­нии и позволить ей создать конкурентное преимущество. Однако это дорогостоящая стратегия. Постоянное обновление требует, что­бы другие продукты и стратегии были успешны и чтобы было обес­печено соответствующее финансирование.

3) Внешний рост. Этот вариант стратегического развития обычно реализуется посредством приобретений, слияний и образования совместных предприятий или может включать приобретения или договоренность с компаниями, которые находятся в начале или в конце с точки зрения существующей цепочки создания ценности данной компании — от производителей сырья до конечных потре­бителей. Обычно организацию подталкивают к внешнему росту результаты анализа внешней среды: в ней обнаруживаются усло­вия, позволяющие сочетать сильные стороны организации и воз­можности все более активно управлять элементами внешней сре­ды, вплоть до включения некоторых из них в состав компании. Выделяются следующие стратегии внешнего роста:

а. Горизонтальная интеграция (horizontal integration). Стратегия означает, что компа­ния приобретает другую или сливается с основным конкурентом или с какой-либо другой компанией, действующей на той же ста­дии цепочки создания ценности.

б. Вертикальная интеграция. Стратегия обычно включает при­обретение компании, которая снабжает фирму сырьем или является покупателем ее продуктов и услуг. Это может осуществляться в об­ратном направлении (backward integration) относительно цепочки создания ценности (т.е в направлении контроля над поставками сырья) или в прямом на правлении (forward integration) в направлении контроля за сетью распределения.

Прямая интеграция осуществляется, когда:

  • существующая сеть распределения организации чрезвычайно дорога или ненадежна или не способна удовлетворить потребнос­ти организации по распределению продукции (услуги);
  • сеть качественного распределения ограничена так, что дает конкурентные преимущества тем фирмам, которые ею располагают;
  • у организации есть и капитал и трудовые ресурсы, необходи­мые, чтобы справиться с новой деятельностью по распределению ее собственных товаров;
  • преимущества стабильного производства особенно велики; в этом случае организация может увеличить спрос на свою продук­цию посредством прямой интеграции;
  • оптовые или розничные торговцы имеют более высокие нор­мы прибыли, чем у компании; эта ситуация предполагает, что компания может выгодно распределять свои собственные товары и установить на них более конкурентные цены за счет прямой ин­теграции.

Обратная интеграция производится в случаях, если:

  • имеющиеся поставщики организации исключительно дороги или ненадежны или не отвечают потребностям фирмы в деталях, комплектующих или сырье;
  • организация конкурирует в отрасли производства, которая быстро растет; это учитывается в связи с тем, что интеграционные типы стратегии (прямая, обратная и горизонтальная) снижают способность организации к диверсификации в отрасли с падением производства;
  • организация имеет как капитал, так и трудовые ресурсы, необходимые, чтобы справиться с новым типом деятельности по поставкам себе своего собственного сырья;
  • особенно важны преимущества стабильных цен; принимая эту стратегию, организация может стабилизировать стоимость сы­рья и связанные с ней цены на свои товары посредством обратной интеграции.

в. Концентрическая диверсификация (concentric diversification). Включает внедрение това­ров или услуг, которые связаны с существующими товарами или услугами, через технологию или маркетинг. Эта стратегия обеспе­чивает возможность синергии, т.е. ситуации, когда общий результат превосходит сумму отдельных результатов двух видов деятельности. Ее целесообразно использовать, когда:

  • основная отрасль деятельности организации испытывает уменьшение объема продаж и прибылей за год;
  • добавление новых, но связанных с имеющимися, товаров значительно стимулирует продажи имеющихся товаров;
  • новые, но связанные с имеющимися, товары могут быть пред­ложены по высоко конкурентным ценам;
  • новые, но связанные с имеющимися, товары имеют сезон­ные уровни продаж, которые сбалансируют существующие пики и спады в деятельности организации;
  • производимые организацией товары находятся в стадии упадка их жизненного цикла;
  • в организации имеется сильная команда управляющих.

г. Конгломератная диверсификация (unrelated diversification). Стратегия включает вход компании в сферы товаров или услуг, которые напрямую не свя­заны с существующими технологиями или рынками. Она считает­ся стратегией высокого риска при следующих условиях:

  • в отрасли, в которой в основном действует организация, на­блюдается сокращение годовых объемов продаж и прибыли;
  • организация имеет капитал и талантливых управляющих для успешной конкуренции в новой отрасли производства;
  • организация имеет средства для приобретения не связанного с ней предприятия, являющегося привлекательной возможностью вложения средств;
  • существует финансовая синергия между покупаемой и поку­пающей фирмами;
  • существующие рынки организации для реализации выпуска­емых продуктов насыщены;
  • законодательство, ограничивающее конкуренцию, может быть использовано против организации, которая исторически концен­трировалась в одной отрасли.

 

4) Изъятие вложений или упадок (Withdrawal). В случае с этими стратегиями деньги не вкладываются для дальнейшего роста. Эти стратегии обыч­но подразумевают консолидацию и перемещение капитала, ис­пользуются в разнообразных ситуациях, которые мы рассмотрим ниже, анализируя стратегии антикризисного управления, и вклю­чают следующие меры:

а. Экономия. Эта мера предполагает осуществление действий по оздоровлению для того, чтобы справиться с ситуацией снижения прибыли. Экономия может включать такие действия, как снижение

затрат, создание дополнительных источников доходов, сокраще­ние активов, или все эти действия одновременно.

б. Сдвиг. Он включает принятие новой стратегической позиции для отдельного вида товара или услуги. Освобожденные ресурсы перенаправляются в другую конкретную область.

в. Изъятия вложений. Обычно они заключаются в продаже ча­сти предприятия, которая может дать остро необходимые ресурсы. Выкуп предприятия управлением, о котором речь пойдет ниже, может быть частью стратегии изъятия вложений.

г. Ликвидация. Предполагает продажу предприятия либо цели­ком, либо по частям — одному или различным покупателям. Лик­видация является крайним средством и применяется, когда другие меры не работают.

В представленном спектре стратегии не исключают одна дру­гую, и организации для достижения своих целей могут использо­вать различные их комбинации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.153 (0.008 с.)