Понятие категории «персонал организации». Качественные характеристики персонала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие категории «персонал организации». Качественные характеристики персонала.



Понятие категории «персонал организации». Качественные характеристики персонала.

Персонал – организационная общность людей с единой целью, осуществляющей деятельность в рамках той или иной формы собственности и складывающимеся в процессе этого трудовыми отношениями.

Качественные характеристики персонала

Существует несколько групп качественных х-к персонала

Способности – уровень образования, объем знаний, опыт работы в опред сфере и др

Мотивации – круг профессиональных и личных интересов

Свойства – личностные качества работника, имеющие отношение к его позиции в организации.

 

Классификация персонала.

В организации можно составить(разработать) большое количество классификаций персонала в соответствии с различными классификационными признаками. Классификация должна обеспечить удобство управления людьми

А) участие в процессе производства персонал можно разделить на рабочих(основные вспомогательные) и служащих(руководство, специальные, др.)

Б) управленческое воздействие персонал делиться на объект(в целом производственный персонал) и субъект(управленческий персонал)

В)деление персонала по возрасту

Г) по стажу работы

 

Понятие категории «персонал организации». Функции персонала

Персонал – организационная общность людей с единой целью, осуществляющей деятельность в рамках той или иной формы собственности и складывающимися в процессе этого трудовыми отношениями.

Функции персонала

Общественно-продуктивная

Управленческо-политическая

социально-интегративная

Трудовая активность и ее показатели.

Трудовая активность – понятие, характеризующее деятельность персонала. Существуют 4 группы показателей, характеризующих трудовую активность

1 группа производственно – экономические

2 группа творческие показатели

3 группа развитие личности в процессе труда

4 группа общественная активность в сфере производства

Административные методы управления персоналом

Методами управления персонала называют способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства.

Административные методы: формирование структуры органов управления, установление госзаказов, утверждение административных норм и нормативов, издание приказов и распоряжений, подбор и расстановка кадров, разработка положений, должностных инструкций, стандартов организации

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудится в определенной организации и т.п. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

Экономические методы управления персоналом

Методами управления персонала называют способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства.

Экономические методы управления персоналом: технико-экономический анализ, технико – экономическое обоснование, планирование, материальное стимулирование, ценообразование, налоговая система, экономические нормы и нормативы.

Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. С помощью экономических методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Эти методы основаны на использовании экономического механизма.

Социально – психологические методы управления персоналом.

Методами управления персонала называют способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства.

Социально – психологические методы: социальный анализ в коллективе работников, социальное планирование, участие работников в управлении, социальное развитие коллектива, психологическое воздействие на работников: формирование групп, создание нормального психологического климата, моральное стимулирование, развитие у работников инициативы и ответственности

Социально-психологические методы основаны на использовании социального механизма(система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.)

Набор персонала. Источники набора, их преимущества и недостатки

Набор персонала - это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией.

Источники набора делятся на внутренние и внешние

Внутренние источники – поиск сотрудников внутри фирмы, т.е. из уже работающих на предприятии. Отдел кадров обращается к руководителям подразделений с просьбой выдвинуть кандидатов. Отдел кадров анализирует личные дела с целью подбора сотрудников с требуемыми характеристиками. - наем персонала за счет внутренних источников во многом зависит от кадровой политики администрации организации в целом. Разумное использование имеющихся людских резервов может позволить организации обойтись без нового набора. Его преимущество в том, что появляются шансы для служебного роста, повышается степень привязанности к организации. Улучшается социально психологический климат в коллективе, способствует укреплению авторитета руководства в глазах сотрудников. Недостатками внутренних источников привлечения персонала является: появление панибратства при решении деловых вопросов; снижение активности рядового работника; претендующего на должность руководителя, также возможно появление напряжения и соперничества в коллективе в случае появления нескольких претендентов на должность, может просто не оказаться необходимых людей на предлагаемую должность (вакансию). Кроме того, не удается полностью удовлетворить количественную потребность в кадрах, удовлетворяется только качественная потребность, но через переподготовку или повышение кадров, что требует дополнительных затрат. В то же время внутренний поиск часто наталкивается на сопротивление со стороны руководителей подразделений, стремящихся “скрыть” лучших сотрудников и сохранить их для себя. Внешние источники. Преимущества - позволяют обеспечить более широкий выбор среди претендентов на должность, при этом удовлетворяется абсолютная потребность в кадрах.

Недостатками привлечения персонала за счет внешних источников являются: большие затраты на привлечение кадров, высокий удельный вес работников, принимаемых со стороны, способствует росту текучести кадров, появляется высокая степень риска при прохождении испытательного срока, плохое знание организации

Средства привлечения кандидатов и их эффективность

Самопроявившиеся кандидаты.

Практически любая организация получает письма, телефонные звонки и другие обращения от людей, занятых поиском работы.

Объявления в средствах массовой информации – на телевидении, радио, в прессе.

Выезд в институты и другие учебные заведения.

Государственные агентства занятости.

Частные агентства по подбору персонала.

Интернет.

Методы отбора работников

Основными методами отбора персонала являются:

Собеседование

По биографии кандидата - такой вид беседы позволяет оценить прошлые успехи, но не характеризует сегодняшней ситуации и мотивации к будущей работе.

По ситуации - претенденту предлагается одна или несколькопроблем. В результате можно оценить его общие и аналитические способности, методы работы, умение выходить из сложных положений.

По профессиональным и личным качествам - в ходе собеседования задаются вопросы о поведении в тех или иных условиях, связанных с профессиональной деятельностью. Оценка производится по заранее выбранным критериям. Этому виду беседы рекомендуется отводить 30 % времени. Недостатком является - ограниченность оцениваемых качеств, необходимость предварительной подготовки, опыта, высокой объективности лиц, проводящих интервью.

Анкетирование

Испытание

Анализ резюме

Тестирование

Тесты на физические способности используются как правило для отбора кандидатов на должности, не требующие квалификации, но предполагающие затраты ручного труда.

Тесты на умственную способность позволяют проверить уровень умственного развития, грамотности, умение оперировать числами, общение, квалификацию, опыт, ожидания и т. д.

Имитационные тесты моделируют реальные условия работы.

Наиболее популярны комплексные тесты, которые содержат сотни, а порой тысячи вопросов.

 

 

Стадии адаптации

Процесс адаптации можно разделить на четыре стадии.
Стадия1. Оценка уровня подготовленности новичка. Необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным.

Стадия 2. Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации.

Стадия 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его
включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации.

Стадия 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он
характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных
проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии
процесса адаптации этот этап наступает после 1—1,5 лет работы.

 

25. Уровни общего и профессионального образования в России

Образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

В РФ установлены следующие уровни образования:

Общее:1)начальное2)основное3)полное

Профессиональное

4)начальное

5)среднее

6)высшее

7)послевузовское

Общее образование в нашей стране обязательно

26. Начальная профессиональная подготовка

Осуществляется по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и полно общего образования

Можно получить в образовательных учреждениях начальной профессиональной подготовки и в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, у которых есть лицензия на проведение начальной профессиональной подготовки

ПТУ, лицеи, 2-3 года обучения.

27. Средняя профессиональная подготовка

Ориентирована на подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, полного общего образования или начального профессионального образования. Можно получить в следующих образовтельных учреждениях:

1)учреждения среднего проф образвания техникумы(технич. Специальности), училища, колледжи

2)учреждения высшего проф. Образования при наличии у них лицензии

2-5 лет в зависимости от начального образования

28. Высшая профессиональная подготовка.

Предусматривает подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня.

В РФ установлены след. уровни высшего проф. Образования:

Бакалавриат 4года

Подготовка специалиста – не менее 5 лет

Магистратура 2 года

Можно получить в университетах, академиях, институтах

Нужно иметь либо полное общее образование, либо начальноеили среднее профессиональное образование

29. Послевузовская подготовка

Представляет возможность повысить уровень образования научной или педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Можно получить в аспирантуре,адъюкантуре, доктарантуре, интернатуре, ординатуре

Аспирантура – форма обучения, которая предусматривает подготовку диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Адъюкантура – эта форма обучения военнослужащих предусматривающая подготовку диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Доктарантура - форма обучения, которая предусматривает подготовку диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Для зачисления нужно иметь степень кандидата наук.

Интернатура – форма первичной годичной послевузовской подготовки лиц, получивших медицинское или фармацевтическое образование и явл условием для этих лиц работы по полученной специальности.

Ординатура – форма подготовки, переподгатовки, повышения квалификации в мед. Институтах, институтах усовершенствования и институтах повышения квалификации. Обычно 2 года.

Основные виды аттестации

Аттестация – это определение квалификации, способностей, уровня знаний, деловых качеств.

Аттестация бывает разных видов:

По регулярности проведения: регулярная(проводится с определенной периодичностью)

Нерегулярная (вызванную неожиданными обстоятельствами например, если открыта вакансия и ее нужно заполнить)

По целям проведения:

- на право занятия должности

-на соответсвие занимаемой должности

- на право повышения квалификационной категории

По месту проведения

- в организации с которой у работника трудовые отношения

- assessment centre

Компоненты аттестации

Аттестация – это определение квалификации, способностей, уровня знаний, деловых качеств.

Компоненты:

1)извещение. Дает возможность аттестуемому заранее узнать о предстоящей аттестации и подготовится к ней

2) Процедура Дает возможности аттестуемому продемонстрировать оценочные характеристики

3)Решение Наиболее частые решения аатест комиссии следуюие:

- направление сотрудника на обучение

- включение сотрудника в состав резерва на выдвижение

- повышение в должности

- увольнение

- Сотрудник остается на своем месте (или возможно горизонтальное перемещение)

- вертикальное перемещение (понижение в должности)

 

Профессиональная карьера

Профессиональная карьера представляет собой постепенную смену стадий развития в процессе трудовой деятельности. Рассматриваются следующие стадии развития: 1)обучение2)поступления на работе3)профессиональный рост4)поддержка индивидуальных профессиональных способностей 5)выход на пенсию.

Основные модели карьеры

Спeциaлиcты пo мeнeджмeнтy cyщecтвyющee мнoгooбpaзиe вapиaнтoв кapьepы oбъeдиняют в чeтыpe мoдeли: " тpaмплин ", " лecтницa ", " змeя " и " пepeпyтьe ".

"Тpaмплин". Дaнный вид кapьepы нaибoлee шиpoкo pacпpocтpaнeн cpeди pyкoвoдитeлeй и cпeциaлиcтoв. Он зaключaeтcя в тoм, чтo тpyдoвoй пyть paбoтникa cocтoит из oдниx пoдъeмoв пo cлyжeбнoй лecтницe c пapaллeльным pocтoм eгo пoтeнциaлa, знaний и квaлификaции. Пocтeпeннo мeняютcя зaнимaeмыe им дoлжнocти нa бoлee выcoкиe и лyчшe oплaчивaeмыe. Этaп, нa кoтopoм чeлoвeк зaнимaeт выcшyю для нeгo дoлжнocть, oн cтapaeтcя пpoдлить кaк мoжнo дoльшe, тaк кaк зa ним пocлeдyeт "пpыжoк c тpaмплинa" - yxoд нa пeнcию. Тaкoй вид кapьepы нeгaтивнo cкaзывaeтcя нa чeлoвeкe, тaк кaк пocлe oтcтpaнeния oт aктивнoй дeятeльнocти oн oщyщaeт cвoю нeнyжнocть, чтo нepeдкo пpивoдит к cyицидaм.

"Лecтницa". Дaнный вид cлyжeбнoй кapьepы cocтoит в тoм, чтo кaждaя ee cтyпeнь являeт coбoй oпpeдeлeннyю дoлжнocть, кoтopyю paбoтник зaнимaeт зapaнee oпpeдeлeннoe вpeмя (чaщe пять лeт).

"Змeя". Дaннaя мoдeль пpeдycмaтpивaeт пepeмeщeниe paбoтникa c oднoй дoлжнocти нa дpyгyю пyтeм нaзнaчeния. Сpoк пpeбывaния в кaждoй дoлжнocти - oдин-двa гoдa. Для тoгo чтoбы зaнять выcший пocт, coтpyдник пpoxoдит вce дoлжнocти и вcecтopoннe изyчaeт opгaнизaцию, нaбиpaeтcя oпытa и пoвышaeт cвoю квaлификaцию, в peзyльтaтe чeгo oн cтaнoвитcя cпocoбным oбъeмнo cмoтpeть нa cитyaцию и paccчитывaть вoзмoжныe pиcки.
"Пepeпyтьe". Дaннaя мoдeль кapьepы ocнoвывaeтcя нa aттecтaции paбoтникa (pyкoвoдящeгo) пo иcтeчeнии oпpeдeлeннoгo cpoкa. В cooтвeтcтвии c дaнными aттecтaции мoгyт быть пpиняты cлeдyющиe peшeния: пoвышeнии coтpyдникa линeйнoм пepeмeщeнии, ecли пoтeнциaл pyкoвoдитeля cpeдний; пoнижeнии, ecли pyкoвoдитeль нe oблaдaeт aвтopитeтoм y пoдчинeнныx, имeeт низкyю квaлификaцию и в кoллeктивe чacтo вoзникaют кoнфликты.

 

Теория мотивации Маслоу

Теория мотивации А.Маслоу - теория мотивации, согласно которой люди в своих мотивациях опираются на пять видов потребностей: /по возрастанию уровня иерархии/
-1- физиологические потребности;
-2- потребность в безопасности;
-3- потребность в принадлежности к определенной социальной группе;
-4- потребность в уважении;
-5- потребность в самовыражении, самореализации, личной власти.

По А.Маслоу потребность становится мотиватором только после того, как будут удовлетворены потребности низшие в иерархии потребностей.

Теория мотивации Герцберга

Герцберг выделил две группы факторов, влияющих на удовлетворенность своим трудом:

  • «факторы гигиены»
  • «факторы мотивации»

Согласно теории Герцберга эти две группы факторов приводят к разным результатам. Если факторы мотивации приводят к удовлетворенности трудом, то факторы гигиены – лишь к отсутствию неудовлетворенности. Следуя теории Герцберга руководитель должен вначале обеспечить наличие факторов гигиены, а затем факторов мотивации. И тогда персонал ощутит полную удовлетворенность трудом.

Теория мотивации Врума

Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения. Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением: руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника; сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение; сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение; сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности. Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность. Исходя из теории ожиданий можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.

Теория мотивации Адамса

Согласно этой теории эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении.

Сотрудник оценивает свой размер поощрения по сравнению с поощрениями других сотрудников. При этом он учитывает условия, в которых работают он и другие сотрудники. Например, один работает на новом оборудовании, а другой - на старом, у одного было одно качества заготовок, а другого - другое. Или, например, руководитель не обеспечивает сотрудника той работой, которая соответствует его квалификации. Или отсутствовал доступ к информации, необходимой для выполнения работы, и. т.д.

 

 

Понятие заработной платы

Российское законодательство определяет заработную плату как вознаграждение за труд в соответствии с квалификацией работника, сложностью труда, в соответствии с качеством выполненной работы и условиями в которой она выполнялась. Сюда же включается выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Структура заработной платы

Зп может состоять из набора нескольких элементов.

Основными элементами являются:

- Основная зп. Обеспечивает минимальный размер оплаты труда при условии отработки мин необходимого количества рабочего времени, стимулирующего рост мастерства и повышение квалификации работника. Зп делится на тарифную и безтарифную тарифная делится на повременную и сдельную

-дополнительная зп

Включает различные виды доплат, надбавки и компенсации, задеференцированные усл. Труда и квалифик. работника.

Доплаты являются средством возмещения доп. Затрат рабочей силы из-за объективных условий

Надбавки стимулируют добросовестное отношение к труду. Стимулирует повышение качества продукции. Выплачивается регулярно, обычно каждый месяц, в течении установленного времени в одинаковом размере. Они отражают уровень собственных достижений работника.

Премия Это элемент зп стимулирования работников к улучшению кол-х и качественных результатов труда.

 

Сдельная заработная плата

Предусматривает оплату труда исходя их фактического объема выполненных работ и установленных расценок на единицу готовой продукции. Различают прямую сдельную зп, это когда начисление зп происходит пропорциональнообъему выполненных работ по действ. Видам расценок за отдельные виды работ. Сдельно-премиальная. Работник сверх заработка по прямым сдельным расценкам получает премию за количественные и качественные показатели работы. Сдельно-прогрессивная При выполнении работы сверх нормы предусматривается оплата работы по повышенным ставкам. Сдельно-регрессивная Когда зп в пределах установленной нормы производится по одним расценкам а сверх установленной нормы по пониженным расценкам. Косвенная сдельная зп предполагает, что уровень зп работника напрямую зависит от результатов труда обслуж. работников. Обычно приминяется для организации труда вспомогательных работников. Аккордная сдельная зп применяется при оплате работы по укрупненным нормативам. Аккордно – вариантная.

 

 

Понятие категории «персонал организации». Качественные характеристики персонала.

Персонал – организационная общность людей с единой целью, осуществляющей деятельность в рамках той или иной формы собственности и складывающимеся в процессе этого трудовыми отношениями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.219 (0.073 с.)