Известно, что правительство финансирует за счет дополнительного выпуска 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Известно, что правительство финансирует за счет дополнительного выпуска



денег в обращение бюджетный дефицит в размере 5% реального ВВП. Спрос

на реальные кассовые остатки составляет 30% реального ВВП. 1) Какой темп инфляции будет в результате осуществления такой политики?

2) Если в обращении находится 200 ден. ед., а уровень цен в базовом периоде равен 2/3, то какой величины достигнет инфляционный налог в реальном выражении?

№ 14*.

Рассмотрим экономическую систему, в которой правительство страны в течение 5 лет проводило борьбу с инфляцией.

1) Заполните данные таблицы, если известно, что уравнение кривой Филлипса имеет вид: π t = π t-1 – 0,4(u – u*), а естественная норма безработицы u* равна 5,5%.

2) Определите, сколько процентных пунктов реального ВНП было принесено в жертву ради снижения темпа инфляции на 1 процентный пункт при коэффициенте Оукена, равном 2.

Год Уровень фактической безработицы, % Уровень конъюнктурной безработицы, % Темп инфляции, %
  5,5   10,0
      9,2
      8,0
      6,4
      4,6

 

№ 15*.

Число работающих в состоянии полной занятости составляет 64 млн. чел.; при этом величина национального дохода – 360 млн. руб. Динамика фактической занятости (L) в течение 4-х лет характеризовалась следующими данными:

Год        
L        

 

1) Какова в эти годы была:

а) номинальная ставка заработной платы, если известно, что в 1-ом году она равнялась 15 ден. ед. и ее динамика соответствовала теоретической кривой Филлипса с параметром а = 0,2;

б) величина реального национального дохода, если известно, что каждому проценту конъюнктурной безработицы соответствовало сокращение национального дохода на 2,5%.

2) Каков будет объем совокупного предложения при годовом темпе инфляции = 5%, если:

а) отсутствуют инфляционные ожидания;

б) инфляционные ожидания = 5%.

 

Тема 6. БЮДЖЕТНО – НАЛОГОВАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:

Финансы общества: сущность, структура, функции. Субъекты финансовых отношений: хозяйствующие субъекты, население и государство. Государственный бюджет, его роль в распределении и перераспределении национального дохода. Бюджетная система. Внебюджетные фонды. Доходы и расходы бюджета. Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства. Виды налогов. Кривая Лаффера. Налоговая система, принципы построения. Налоговый мультипликатор. Фискальная политика государства. Правительственные расходы и совокупный спрос. Мультипликатор государственных расходов. Теорема Хаавельмо. Дискреционный и недискреционный типы фискальной политики. Встроенные стабилизаторы.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ:

Фискальная политика – это сознательное манипулирование государственным бюджетом, направленное на стабилизацию экономического развития. Анализ фискальной политики предполагает получение ответов на следующие вопросы. Во-первых, насколько широка степень государственного влияния в современной экономике, а именно: какая доля национального дохода перераспределяется через госбюджет, какова степень централизации финансовых потоков и какова оптимальная бюджетная нагрузка для экономических субъектов. Во-вторых, каким образом изменение величины государственных расходов и объема налогов влияют на экономическую конъюнктуру. В-третьих, какие используются принципы собственно бюджетной политики, должен быть бюджет сбалансированным или может исполняться с дефицитом или излишком.

Различают дискреционную и недискрецинную фискальную политику. Дискреционная фискальная политика осуществляется через государственные закупки товаров и услуг, государственные трансферты и налоги. Изменение их величин приводит к изменению совокупных расходов. Воздействуя, таким образом, на совокупный спрос, фискальная политика оказывает влияние на величину равновесного ВВП. На характер дискреционной фискальной политики большое влияние оказывает состояние экономики. В период спада, как правило, осуществляется стимулирующая фискальная политика, а в условиях избыточного спроса она носит сдерживающий характер.

Недискреционная фискальная политика (автоматическая) основана на зависимости изменений налоговых поступлений и государственных трансфертов от динамики ВВП, которая отражает ход делового цикла.

При анализе воздействия стабилизирующих фискальных мероприятий на совокупный спрос, обнаруживается, что прирост дефицита госбюджета на равную величину оказывает разное по величине влияние на совокупный спрос, в зависимости от того, финансируется ли прирост дефицита бюджета за счет снижения налогов, либо за счет изменения государственных закупок.

При приросте государственных расходов (ΔG) совокупный спрос сразу же возрастает на величину этого прироста, кроме того, мультипликационный эффект индуцирует дополнительный прирост совокупного спроса. При снижении же налогов (ΔТ) домашние хозяйства часть увеличившегося располагаемого дохода направляют на сбережения, поэтому первоначальный прирост потребления оказывается меньше величины снижения налогов. В результате прирост дефицита госбюджета, финансируемый за счет налогов, оказывает большее влияние на прирост совокупного спроса.

ΔY = (1/ 1 – МРС) · ΔG (где МРС – предельная склонность к потреблению). Сомножитель перед ΔG называется мультипликатором государственных расходов.

ΔY = (-МРС / МРS) · ΔТ (где МРС - предельная склонность к потреблению, а МРS – предельная склонность к сбережению). Сомножитель перед ΔТ называется налоговым мультипликатором.

Различие между налоговым и бюджетным мультипликаторами порождает одно важное следствие, впервые сформулированное нобелевским лауреатом Трюгве Хаавельмо и получившим название теоремы Хаавельмо. Суть его состоит в следующем: если рост государственных расходов финансируется за счет роста подоходных налогов, в условиях сбалансированного государственного бюджета, то конечный прирост национального дохода равен первоначальному приросту государственных расходов.

ЗАДАЧИ С РЕШЕНИЯМИ:

№ 1.

В условиях несовершенной конкуренции на рынке ГСМ правительство намеревается увеличить налоговую нагрузку на нефтяные компании, реализующие ГСМ. Какие изменения в налоговой системе в большей степени соответствуют указанным намерениям: увеличение акцизов на бензин, увеличение вывозной пошлины на бензин или введение прогрессивной шкалы налога на прибыль для предприятий данной отрасли. Обоснуйте ответ.

Решение:

Указанным намерениям в большей степени соответствует введение прогрессивной шкалы налога на прибыль для предприятий данной отрасли. Если увеличить акциз на бензин, то увеличение налогового бремени ляжет на покупателя, поскольку спрос на бензин обычно неэластичен. Если увеличить вывозную пошлину на бензин, то сократится экспорт бензина в пользу экспорта сырой нефти. Если же ввести прогрессивную шкалу налога на прибыль, то это напрямую увеличит налоговую нагрузку на предприятия данной отрасли и не приведет существенному росту цен на бензин, т.к. прогрессивная шкала налога на прибыль снижает стимул к повышению цен в условиях несовершенной конкуренции и низкой эластичности спроса.

Ответ: введение прогрессивной шкалы налога на прибыль

№ 2.

Экономика страны характеризуется следующими данными:

Фактический доход (У) = 4000 долл.

Предельная склонность к потреблению (МРС) = 0,8

Равновесный доход (У*) = 4200 долл.

а) Как должны измениться правительственные расходы (при прочих равных условиях) для того, чтобы экономика достигла равновесного состояния)?

б) Как должна измениться величина налоговых поступлений (при прочих равных условиях) для того, чтобы экономика достигла равновесного состояния?

Решение:

а) ∆Y =∆ G • mg, где mg – мультипликатор расходов, ∆Y – прирост дохода, ∆ G – прирост государственных расходов.

∆Y = Y* – Y = 4200 долл. – 4000 долл. = 200 долл.

mg = 1 / 1 – МРС = 1 / 1 – 0,8 = 1/0,2 = 5

200 = ∆ G • mg = ∆ G • 5.

∆ G = 40, т.е. государственные расходы должны увеличиться на 40 долл.

б) ∆Y = ∆T • mt, где Т – налоги, mt - налоговый мультипликатор;

mt = - MPC/ MPS = - 0,8 / 0,2 = -4 (MPC – предельная склонность к потреблению, MPS – предельная склонность к сбережению)

200 = ∆T • mt = ∆T • (-4)

∆T = -50, т.е. налоги должны быть уменьшены на 50 долл.

Ответ: госрасходы должны увеличиться на 40 долл., налоги должны быть уменьшены на 50 долл.

№ 3.

Налоги, и государственные расходы выросли на 40 млрд., MPS = 0,25. Каким образом отразится на реальном ВВП а) увеличение налогов б) увеличение государственных расходов в) увеличение налогов и государственных расходов одновременно?

Решение:

а) Мультипликатор налогов можно рассчитать по формуле mt = - MPC / MPS = -0,75 / 0,23 = -3. Тогда прирост национального дохода составит: ∆Y(T) = ∆Т· mt = 40· (-0,75/0,25) = - 120;

б) Аналогично определяем прирост национального дохода, в соответствии с действием мультипликатора государственных расходов: ∆Y(G) = ∆G · mg = 40·1/0,25 = 160;

в) При одновременном увеличение налогов и государственных расходов прирост национального дохода составит: ∆Y = ∆Y(G) - ∆Y(T) = 160 – 120 = 40.

Ответ:

а) Увеличение налогов в отдельности сократит ВВП на 120 млрд.

б) Увеличение расходов в отдельности увеличит ВВП на 160 млрд.

в) В соответствии с теоремой Хаавельмо, в совокупности это даст увеличение ВВП на 40 млрд.

№ 4.

Дана регрессивная шкала ЕСН:

 

доход Ставка
до 280 тыс. 26%
280 – 600 тыс. 72 800 руб. + 10% с суммы превышающей 280 тыс.
свыше 600 тыс. 104 800 руб. + 2% с суммы превышающей 600 тыс.

 

Найти среднюю и предельную налоговую ставки для дохода а) 200 тыс.

б) 500 тыс. в) 800 тыс.

Решение:

средняя ставка = сумма, подлежащая уплате в бюджет / доход

предельная ставка – это ставка, по которой будет облагаться следующая ден. ед. дохода.

а) Y = 200 тыс.

средняя ставка = 200тыс.· 26% / 200 тыс. = 26%

предельная ставка = 26%

б) Y = 500 тыс.

средняя ставка = (72 800 руб. + 220 000·10%)/500 тыс. = 18,96%

предельная ставка = 10%

в) Y = 800 тыс.

средняя ставка = (104 800 руб. + 200 000 · 2%)/800 тыс. = 13,6%

предельная ставка = 2%

Ответ: а) 26%; 26%; б) 18,96%; 10%; в) 13,6%; 2%.

№ 5.

Сформулируйте и докажите теорему Хаавельмо.

Решение:

Теорема Хаавельмо: Изменение государственных расходов, сопровождаемое таким же изменением налоговых поступлений приводит к росту дохода на ту же величину: ∆G = ∆Т = ∆Y

Доказательство:

1. ВВП (доход) меняется в результате изменения как государственных расходов, так и налоговой нагрузки ∆Y = ∆Y(G) - ∆Y(T). При этом рост государственных расходов вызывает рост дохода (прямая зависимость), а рост налогов вызывает сокращение дохода в результате сокращения располагаемого дохода и потребления (обратная зависимость). Рассмотрим отдельно влияние этих составляющих:

2. ∆Y(G) = ∆G ·m (мультипликатор автономных расходов) = ∆G · (1/MPS)

3. ∆Y(T) = ∆Т·mt (налоговый мультипликатор)

4. mt = MPC·(1/MPS) Поскольку рост налогов сокращает не только потребление, но и сбережения, сперва необходимо помножить ∆Т на предельную склонность к потреблению MPC и получить сокращение потребления. Далее учитываем действие мультипликатора автономных расходов 1/MPS. Таким образом, мы получаем mt (налоговый мультипликатор).

5. Итак, ∆Y(T) = ∆Т·MPC · (1/MPS) = ∆Т·MPC/MPS

6. ∆Y = ∆Y(G) - ∆Y(T) = ∆G · (1/MPS) - ∆Т · MPC/MPS Согласно условию теоремы ∆G = ∆Т. Обозначим данную величину «А» и вынесем А за скобки: ∆Y = А· (1/MPS) - А· (MPC/MPS) = А(1/MPS - MPC/MPS) = А · (1- MPC)/MPS = А(MPS/MPS) = А

7. ∆Y = А; А = ∆G = ∆Т. Следовательно, ∆Y = ∆G = ∆Т, что и требовалось доказать.

ЗАДАЧИ:

№ 6.

Налоговый инспектор обнаружил, что фактический доход гражданина N за год составил 80 000 рублей, в то время как уплаченный им подоходный налог составил 14200 рублей за год. Какую сумму подоходного налога не доплатил гражданин N, если в стране действует прогрессивная шкала налогообложения граждан, представленная в таблице?

Доход, руб. До 10 000 От 10001 до 30 000 От 30001 до 70 000 Более 70 000
Ставка налога 12% 20% с суммы, превышающей 10 000 руб. 30% с суммы, превышающей 30 000 руб. 40% с суммы, превышающей 70 000 руб.

 

№ 7.

Известно, что предельная склонность к сбережению составляет 0,25 и в экономике функционирует система 20% пропорционального налогообложения доходов. К каким изменениям в величине равновесного уровня выпуска приведут соответственно: увеличение государственных расходов на 10 млн. руб.; увеличение автономных налогов на 15 млн. руб.; снижение трансфертов на 10 млн. руб.?

№ 8.

Предположим, что равновесный объем ВНП = 2600 ден.ед., МРС = 1/3. Правительство решает увеличить государственные закупки на 300 ден. ед., но при этом не менять уровень равновесного ВНП. Как этого добиться?

№ 9.

В таблице приведены данные, отражающие реальный объем ВНП и величину чистых налоговых поступлений (в ден. ед.)

Реальный ВНП Чистые налоговые поступления Государственные закупки Бюджетный дефицит
       
       
       
       
       
       
       

 

а) определите характер зависимости между динамикой ВНП и изменением налоговых поступлений;

б) предположим, что в условиях полной занятости величина ВНП равна 1150 ден. ед., а объем государственных закупок составляет при всех уровнях реального ВНП 200 ден. ед. Заполните таблицу, рассчитав величину дефицита/излишка госбюджета при каждом уровне реального ВНП;

в) экономика страны находится в состоянии рецессии (реальный ВНП равен 900 ден. ед.). Если правительство не изменяет величину чистых налоговых поступлений, то оно может увеличить объем равновесного ВНП до уровня полной занятости, повысив сумму государственных закупок на 70 ден. ед. Какова будет величина дефицита/излишка госбюджета в этом случае?

г) если правительство не изменяет сумму государственных закупок, то оно может увеличить объем равновесного ВНП до уровня полной занятости, снизив чистые налоговые поступления при всех значениях реального ВНП на 80 ден. ед. Какова будет величина дефицита/излишка госбюджета в этом случае?

№ 10.

Имеется модель закрытой экономики:

С(Yd) = 75 + 0,75Yd (где Yd – располагаемый доход)

I(r0) = 100

G = 200

Рассмотрим две системы налогообложения (при каждой из которой бюджет сбалансирован):

· паушальный налог (T = G)

· пропорциональный налог G = T(y) = t(Y)

Будут ли равновесные выпуски одинаковыми при обеих системах налогообложения? Проиллюстрируйте свой ответ графически. Найдите соответствующее значение t.

№ 11.

Известно, что количество денег и уровень цен в экономике стабильны:

Ms = 180, P = 1, а спрос на реальные кассовые остатки характеризуется зависимостью: L = 0,6Y – 40i. Функция потребления имеет вид: C = 10 + 0,5(Y – T). Инвестиционный спрос предпринимателей выражается зависимостью: I = 400 -50 i. Государство осуществляет на рынке товаров и услуг закупки на сумму G = 40. Налоги определяются функцией T = tY ·Y, где tY 0 = 0,2. Определите, как увеличение государственных закупок на 10 единиц повлияет на:

1) изменение равновесного объема реального национального дохода;

2) изменение объема частных инвестиций.

№ 12*.

Модель экономики характеризуется следующими данными:

Потребительские расходы: С = 1000 + 0,9 Yd

Государственные расходы: G = 600

Планируемые инвестиции: Id = 390

Налоги: T = 400

Располагаемый доход:Yd = Y – Т, где Y – валовой национальный продукт

Дефицит или излишек госбюджета: B = T – G

Чистый экспорт: X - M = 0

Рассчитайте:

а) равновесный валовой национальный продукт;

б) мультипликатор государственных расходов;

в) влияние на величину Y прироста налогов на 1 долл.;

г) объем сбережений при равновесном Y;

д) инфляционный разрыв, если Y при полной занятости равен 15 000;

е) объем сбережений при полной занятости;

ж) как должны измениться государственные расходы при постоянных налогах, если ставится задача достигнуть уровня полной занятости?

№ 13*.

В рассматриваемой экономической системе реальный объем национального производства зависит от предельной налоговой ставки ty и потенциального объема национального производства У* > 0. Эта зависимость представлена функцией: У = У* - 1,4 ty · У*, где У* - постоянная величина. Функция налогов имеет вид: Т = ty · У.

При каком значении предельной налоговой ставки налоговые поступления в государственный бюджет достигнут максимальной величины?

№ 14*.

Предположим, что в экономике с технологией производства, представленной производственной функцией Y = 9N, предложение труда Ns = 180. Уровень цен постоянен на всех рынках. Функция сбережений населения: S= -5 + 0,25(Y-T). Функция инвестиций: I = 220. Государственный бюджет сбалансирован: G = T = 0,4Y. Какой прирост объема государственных закупок, финансируемый а) путем размещения государственных облигаций, б) на основе соответствующего увеличения налоговых поступлений, позволит обеспечить полную занятость в экономике?

№ 15*.

Известно, что функционирование национальной экономики отражается следующей моделью. Предложение труда: Ns = 400W/P. Функция сбережений: S = -800 + 100r. Производственная функция: Y = 2K 1/2 · N 1/2. Инвестиционный спрос предпринимателей представлен функцией: I = 1200 – 100r. Спрос на реальные кассовые остатки: L = 0,4Y. Количество денег в обращении: Ms = 3600. Государственный бюджет сбалансирован G = T = 150. Объем применяемого капитала: К0 = 400. Инфляционные ожидания отсутствуют. Как изменятся: а) уровень цен, б) равновесный объем реального национального дохода, в) реальный объем потребления, г) реальный объем частных инвестиций при снижении налогов на 50 ед.?

 

Тема 7. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:

 

Понятие денег. Функции денег. Наличность как денежная база. Предложение денег. Роль банков в увеличении денежного предложения. Мультипликатор банковских депозитов. Денежный мультипликатор. Процесс мультипликации денежной базы. Уравнение обмена. Спрос на деньги и его виды. Факторы, определяющие спрос на деньги. Деньги как активы. Равновесие на денежном рынке. Равновесная ставка процента.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ:

Деньги – этосредство представления и сохранения богатства, используемое также в качестве меры стоимостей, средства платежа и средства обращения. В современных экономических системах деньги эмитируются государством. Собственно деньгами являются наличные деньги, так как именно их покупательная способность гарантируется государством.

Денежная наличность может находиться либо на руках у населения, либо в банках в форме резервов (обязательных или избыточных). Под обеспечение этих резервов банки выпускают собственные обязательства – депозиты. В зависимости от сроков, на которые банки принимают наличность, созданные банками депозиты различаются как денежные агрегаты. Если банки обязуются вернуть деньги по первому требованию, то эти депозиты образуют денежный агрегат М1. Он в большей мере используется в качестве средств обращения. Депозиты, предусматривающие возврат денег через определённый срок называются денежными агрегатами М2 и М3.

В той мере, в какой депозиты замещают деньги в обращении, возрастает, так называемая денежная масса в обращении. Отношение денежной массы в обращении к эмитированной наличности (денежной базе) носит название денежного мультипликатора(m). Мультипликатор банковских депозитов m = 1 / rr, где rr – норма резервирования депозитов.

Прирост денежной массы в результате действий банков определяется по формуле: ∆М = Д • 1 / rr, где М – денежная масса, Д – депозиты.

Объём денежной массы, отнесённый к объёму обращающихся товаров, определяет средний уровень цен. Но так как денежная единица участвует в нескольких сделках, цены могут вырасти при росте скорости оборота денег. Зависимость между денежной массой (М) (равной наличности, умноженной на денежный мультипликатор) и товарной массой (Q) задаётся уравнением обмена, в котором в качестве результирующего параметра выступают цены (Р), а множителем – скорость оборота денег (V). Математически они связаны: PQ=MV.

Центральный банк может контролировать денежную массу, регулируя норму обязательного резерва – отношение между депозитами, создаваемыми банками и реальной наличностью, имеющейся у них в распоряжении. Увеличивая норму обязательного резерва Центральны банк сокращает возможности умножения депозитов.

Спрос на деньги – это желание экономических субъектов иметь в своем распоряжении определенное количество платежных средств (кассу). Выделяют следующие мотивы хранения денег: для сделок и мотив предосторожности; спекулятивный мотив (спрос на деньги как имущество). Спрос на деньги для совершения денег зависит от величины дохода, а спекулятивный обратно пропорционален ставке процента. С её ростом спрос на деньги падает и наоборот. Деньги запасаются либо в банк, либо в ценные бумаги, в зависимости от величины ожидаемого дохода.

Совпадение величины спроса на деньги и денежного предложения характеризует равновесие на денежном рынке, которому соответствует равновесная ставка процента.

Ценная бумага – документ, удостоверяющий имущественные права её предъявителя. К ценным бумагам относятся облигации и акции.

Облигация – ценная бумага, закрепляющая её держателю право на получение от её эмитента в предусмотренный срок её номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости (или иного имущественного эквивалента).

Акция - ценная бумага, закрепляющая права её владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Стоимость ценной бумаги (её курс) при её продаже на рынке определяется величиной приносимого ею дохода. Количественное значение курса ценной бумаги измеряется стандартным доходом, путём отнесения дохода, получаемого от ценной бумаги, к стандартному (нормальному) доходу, в качестве которого обычно принимается ставка банковского процента. Для облигации – это отношение, зафиксированного в ней процента, к банковскому проценту. Для акции – отношение дивиденда на акцию к ставке банковского процента.

ЗАДАЧИ С РЕШЕНИЯМИ:

№ 1.

Предположим, что каждый рубль, предназначенный для сделок по приобретению конечных товаров и услуг, обращается в среднем 4 раза в год. Номинальный объём ВВП составляет 5000 млрд. руб. Определите величину спроса на деньги для сделок.

Решение:

Используем уравнение обмена:PQ=MV

Подставляя соответствующие значения получаем: 5 000 млрд.руб.: 4 = 1250 млрд. руб.

Ответ: 1250 млрд. руб.

№2

Предположим, что связь между ставкой процента и величиной спроса на деньги выражается как: i = 20 – 2M, где

i – ставка процента, М – количество денег (трлн.руб.)

а) Какова величина процентной ставки, если величина спроса на деньги равна 2500 млрд. руб.

б) Предположим, что объём ВВП вырос. Останется ли зависимость между i и М прежней? Если нет, то в каком направлении она изменится?

Решение:

а) i = 20 - 2×2,5 = 15

б) Нет, т.к. неявно предположено, что все остальные макроэкономические показатели остались неизменными. Кривая спроса на деньги сдвинется вверх

Ответ: 15; кривая спроса на деньги сдвинется вверх и вправо.

№ 3.

По облигации выплачивается 100 руб. в год. В нижеследующей таблице приводятся данные о ценах на облигацию при различных уровнях процентной ставки. Заполните таблицу недостающими данными.

Ставка процента (%)            
Цена облигации (руб.)            

 

Решение:

Так как цена облигации представляет собой альтернативу вложениям денег в банк и равна, поэтому k = d/i (k – цена, или курс облигации, d – дивиденд по облигации, i – ставка банковского процента). Используя эту зависимость, получаем:

Ставка процента (%)            
Цена облигации (руб.) 10 000 5 000        

№ 4.

Пусть спрос на наличность составляет 80% от суммы депозитов. Объем денежной базы в экономике равен 200 ден. ед. Коммерческие банки резервируют 20% депозитов. Спрос на реальные кассовые остатки выражен зависимостью L = 0,4Y – 50i. Уровень цен P = 4. Объем реального национального дохода Y = 800. При какой годовой ставке процента установится равновесие на денежном рынке?

Решение:

Предложение денег рассчитывается по формуле: Ms = MB · (1 + cr / rr + cr), где MB – объем денежной базы; cr – коэффициент депонирования; rr – норма резервирования депозитов. По условию задачи cr = 0,8, а rr = 0,2. Подставляя все значения в формулу, получаем: Ms = 200 · (0,8 +1 / 0,2 +0,8) = 360.

Спрос на реальные кассовые остатки: М/Р = 0,4Y – 50i.

Подставляем найденное значение денежного предложения и значение национального дохода из условия задачи: 360 / 4 = 0,4· 800 - 50 i. Получаем: 90 = 320 - 50 i. Решая уравнение, находим, что i = 4,6.

Ответ: i = 4,6.

№ 5.

Предложение денег осуществляется по формуле:M = 150 + 5 i, где i – ставка процента, М – количество денег (млрд.руб.); скорость их обращения равна 25 оборотов за период, в течение которого создается реальный доход в размере 2900 ед. Спрос домашних хозяйств на деньги по мотиву предосторожности равен 1% получаемого ими дохода, а реальный спрос на деньги как имущество характеризуется формулой: 47 - 2 i.

Определите: 1) равновесную ставку процента.

2) Если скорость обращения денег снизится в 2,5 раза, а уровень цен понизится на ¼, за сколько можно продать облигацию, купленную в ситуации 1) за 600ден. ед.?

Решение:

1) На рынке денег достигается равновесие при: 150 + 5 i = 0,04· 2900 +

0,01 ·2900 + 47 - 2 i. Решая это уравнение, получаем i = 6.

2) Поскольку при i = 6 облигацию можно было купить за 600 ден. ед., то годовой доход на нее составляет 600 ·0,06 = 36 ден. ед.

При снижении скорости обращения денег в 2,5 раза равновесие на рынке денег достигается при 150 + 5 i = 0,04· 2900 + 0,01 ·2900 + 47 - 2 i, откуда Y = 936, 3 + 63,6 i.

При снижении уровня цен: (150 + 5 i)/ 0,75 = 0,05у + 47 - 2· i, откуда Y= 3060 + 173,3 i.

При Y= 2900 ставка процента определится из равенства 2900 = 1791 + 63,63 i, откуда i = 17,43%. Следовательно, облигацию можно продать за 36/ 0,1743 = 206,5 ден. ед.

Ответ: 1) i = 6; 2) 206,5 ден. ед.

ЗАДАЧИ:

№ 6. Предположим, сумма денег, которую Вы предпочитаете иметь в наличии, равна 150 тыс. рублей. Вы решили сократить её до 50 тыс., а оставшиеся 100 тыс. рублей положить на свой текущий счёт в банке.

а) Как изменится денежная база? б) Как изменится общая сумма банковских резервов? в) Каким образом Ваше решение первоначально и в конечном счёте повлияет на величину денежного агрегата М1.

№ 7.

Инфляция на острове Ман привела к росту цен в 1,5 раза. Предложение денег возросло с 40 млн. до 45 млн. пиастров. Улучшение работы банков позволило ускорить обращаемость денег на 20%. На сколько процентов изменился объем продаж?

№ 8.

Из получаемых ежемесячно 10000 рублей дохода, домашние хозяйства часть его (n) держат в виде наличных денег, а другую (1-n) в виде облигаций, приносящих 4% годовых. Плата за конвертирование пакета облигаций в деньги на любую сумму равна 50 рублей.

1) При каком среднем количестве наличных денег затраты на держание реальной кассы будут минимальны?

2) Как изменится скорость обращения денег, если ставка процента возрастёт до 9%.

№ 9.

Денежная база страны составляет 5000, а количество находящихся в обращении денег равно 20 000 ден. ед.; при этом минимальная норма резервного покрытия равна 10%, а доля наличных денег у населения равна 1/5 всей суммы кредитов, предоставленных коммерческими банками. Определите: а) Запланированные избыточные резервы коммерческих банков.

б) На сколько возросло бы количество денег в обращении при отсутствии избыточных резервов.

№ 10.

Текущий баланс коммерческого банка имеет следующий вид:

 

Актив Пассив
Обязательные резервы   Бессрочные депозиты  
Избыточные резервы   Срочные депозиты  
Облигации   Собственный капитал  
Кредиты      
Всего      

 

Для бессрочных вкладов Центральный банк установил 20% -ую норму минимального резервного покрытия, а для срочных – 10%-ую.

а) Может ли банк предоставить ссуду в 350 млн. руб.?

б) В связи с повышением рыночной ставки процента при неизменной депозитной ставке по срочным вкладам владельцы последних приобрели в своём банке облигаций на сумму 500 млн. руб. Какую максимальную ссуду может теперь предоставить рассматриваемый банк и как будет выглядеть его баланс после предоставления такой ссуды?

№ 11*.

В обращении находятся 250 ден. ед., каждая из них в среднем совершает 10 оборотов в год. Предельная склонность к предпочтению ликвидности в качестве имущества равна 8 реальным ден. ед. Спрос на деньги из-за предосторожности равен нулю. Когда годовая ставка процента поднимается до 25%, тогда спрос на деньги как имущество тоже становится равным нулю. Текущая ставка процента равна 12%.

а) При какой величине ВНП в этих условиях уровень цен будет равен 1%.

б) Каковы будут номинальные объёмы спроса на деньги для сделок и в качестве имущества, если при тех же значениях ставки процента и реального ВНП уровень цен возрастёт на 25%.

в) Каковы будут номинальные объёмы спроса на деньги для сделок и в качестве имущества после восстановления равновесия на денежном рынке?

№ 12*.

При реальном ВНП, равном 1000, в обращении находится 900 ден. ед. и на рынке денег установилось равновесие при ставке процента, равной 8%. Функция спроса на деньги для сделок и как имущество соответственно равны Мсд = 0,25У, Мим = 4800/i

Какова предельная склонность к предпочтению ликвидности по мотиву предосторожности?

№ 13*.

а) За какую цену можно продать облигацию номинальной стоимостью 10 тыс. руб., с годовым купоном 2,5 тыс. руб. за 6 лет до её погашения, если в данный момент i =10% и покупатель ожидает, что в течение этих 6 лет рыночная ставка процента будет равна 10%.

б) При каком годовом доходе эта цена равнялась бы 10 тыс. руб.

№ 14*.

На момент понижения дисконтной ставки с 20 до 15% Иван имел пакет облигаций общей номинальной стоимостью 150 000 руб., обеспечивающий годовой доход 30 тыс. руб. До момента гашения данных облигаций остаётся 5 лет.

а) На сколько изменилась текущая ценность имущества Ивана в результате снижения дисконтной ставки?

б) На сколько в связи с понижением ставки понизится ценность его накоплений к моменту гашения облигации?

в) Влияет ли на величину ожидаемых накоплений снижение ставки процента за год до гашения облигации?

№ 15*.

Номинальная цена облигации, выпущенной на 8 лет, равна 100 ден.ед. При предположении, что текущая ставка процента, равная 8%, не изменится до момента гашения облигации, определить рыночную цену облигации в момент выпуска и за 3 года до её гашения, если по ней ежегодно выплачиваются дивиденды в размере а) 10; б) 8; в) 6 ден. ед.

 

Тема 8. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:

Кредитно-денежная политика и ее цели. Экспансионистская и рестрикционная кредитно-денежная политика. Эмиссия и формы её осуществления: регулирование нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке, регулирование «учётного окна». Механизм влияния денежного предложения на ход экономических процессов. Кейнсианцы и монетаристы об эффективности денежно-кредитного регулирования.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ:

Используя кредитно-денежную политику, государство стремится к созданию безинфляционной экономики, функционирующей в условиях полной занятости. Для решения этой задачи оно (в лице Центрального банка) должно осуществлять контроль за предложением денег. Центральный банк регулирует денежное обращение, изменяя денежную массу в обращении. Политика, направленная на рост денежной массы, называется экспансионистской, направленная же на сокращение денежной массы – рестрикционной. Изменение денежной массы может быть достигнуто следующими способами:

1. Уменьшая/увеличивая норму обязательных резервов. Это позволяет банкам в большем/меньшем масштабе выпускать заместители денег – депозиты.

2. Операции на открытом рынке по приобретению у населения ценных бумаг или их продажа.

3. Увеличивая или уменьшая объём выдачи кредитов коммерческим банкам путём снижения/роста процента по выдаваемым кредитам (учётный процент Центрального банка).

Регулируя размеры денежного предложения, Центральный банк может активно влиять на развитие экономики. В кейнсианской модели макроэкономического равновесия воздействие денежного предложения на динамику ВНП осуществляется, в конечном счете, через процентную ставку, реальный размер которой формируется кредитно-денежной политикой. Оказывая воздействие в первую очередь на инвестиционные расходы, процентная ставка изменяет величину совокупного спроса и, следовательно, равновесный объем ВНП. Кредитная политика в кейнсианской интерпретации должна в период спадов ориентироваться на дешевые деньги, а в период перегрева экономической конъюнктуры – на дорогие деньги. Монетаристы обращают внимание на то, что влияние предложения денег на совокупный спрос сказывается по прошествии длительного и неопределенного времени. Кроме того, стабилизация процентной ставки может, в конечном счете, дестабилизировать экономику. Поэтому они призывают относиться к кредитно-денежной политике с большой осторожностью.

ЗАДАЧИ С РЕШЕНИЯМИ:

1.

Каким образом повышение процентной ставки может повлиять на норму резервирования депозитов и соотношение наличность-депозиты? Если принять во внимание этот эффект, как будет выглядеть в этом случае кривая предложения денег?

Решение:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.144 с.)