Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономический рост: его критерии и типы.

Поиск

ЭК РОСТ - ув потенцВВП, или выпуска, страны; глисточник долг пов ур\ жизни людей.

Экрост измер2 способами:

а) год темпами роста ВВП;

б) годтемпами роста ВВП на душу нас.

Более предп является вт способ. В качестве осн п-лей измер эк роста исп:

а) к-т роста — отн п-ля изуч периода к пок баз периода;

б) темп роста - Кр* 100%;

в) темп прироста — Тр -100%.

Выделяют два типа эк роста:

а) экстен;

б) интен.

Экстенс тип осущ посредством исп доп ресурсов, не изменяя при этом среднюю пр-ть труда. Эксттип эк роста предп увел применения ф-в пр-ва на прежней тех основе (рост чис-ти раб, нарастание I, потребл сырья, стаб стр-ру пр-ва и т. п.).

Факторы экстенс типа:

- исп большего к-ва рабсилы.

- стр-во нов пр-ий.

- вовлечение в хоз оборот новых земель.

- открытие новых местор пол ископаемых.

Интенс тип связан с исп более производ ф-ов пр-ва и технологии, т. е. происходит не за счет увел объемов затрат ресурсов, а посредством повыш их эф-ти. Интен тип эк роста означает качест соверш ф-ов пр-ва, более эффек их исп, внедрение дост науки, техники, технологии, повыш кач-ва труда, продукции и пр-ва и т. п.

Факторы интен типа эк роста:

- рост уровня квалзанятых в экономике.

- исп более сов оборудования и привл в пр-во нов техн.

- рост пр-ти труда.

В реал хозпрактике нет чисто экст или чисто интенс типа, поскольку они перепл. Поэтому говорят о преимущ экстен или преимущ инт типе эк роста, в зав-ти от доли тех или иных ф-в, обусл его рост.


№ 13 Понятие и причины эк циклов. Виды циклов их влияние на разл отрасли эк

Эк цикл пред собой периодколебания (спады и подъемы) уровня эк (деловой) акт-и.

ФАЗЫ ЭК ЦИКЛА. В клас смысле эк цикл включает в себя 4 фазы:

Кризис (спад, рецессия) харак резким ухудшвсех п-ов эк развития: а) резкое сокращ объемов производства; б) резкое сокращ размеров доходов; в) сокращ занятости; г) сокращ инвестиций.

Депрессия (стагнация) -низшая точка спада, харак­: а) мас безработицей; б) низ урз/платы; в) низ ур ссудного %; г) пр-во и не растет, и не падает.

Оживление (экспансия), или фаза восст, харак: а) мас обн оснкапитала; б) сокращ безработицы; в) ростом з/п; г) ростом цен.

Подъем (бум, пик) характ: а) рост темпов эк роста; б) значит превышением предкриз уров­ня пр-ва; в) ростом I, курсов акций и др ценных бумаг, % ст, цен, з/п, прибыли; г) сокращ безработицы.

ВИДЫ ЭК ЦИКЛОВ. Объект основ разграничения эк циклов являются:а) период обнов отд частей капитала;б) изменения, обусл обновлением элементов зданий, сооруж;в) изм, обусл демогрпроцессами и с/х.

Можно выделить сл основные виды экциклов.

1. циклы Жуглара (7-12 лет) – бизнес, промышл, Жуглар на основе анализа колебаний ст % и цен во Франции, Англии и США пришел к выводу, что эти колебания совпадали с циклами I, кот инициировали изменение ВНП, инфл и занятости.

2. циклы Китчена – циклы запаса (2-4 года). Корот волны на основе изуч фин счетов и продажных цен при движ тов запасов.

3. циклы Кузнеца (16-25 лет) п-ли НД, потребрасходов, вал I в оборуд произв назначения, в зд и сооружения обнаруживают взаимосв 20летние колебания. При этом в стр-ве эти колебания обладают самой большой относит конъюнктурностью – «строит.циклы».

4. циклы Кондратьева –теория длинных волн (40-60 лет) исслед динамику индексов тов цен, ставки %, ренты, з/п, пр-во важных видов пр-ии для развитых стран с 1770 по 1926 гг. Бол подъем – внедрение нов техн, вовлечение нов стран в мир хозяйство и изменение добычи золота. Технич. нововвед. => расширение инвестиций =>стимул пр-ва и спроса => рост цен. В этот период проис сокращ безработицы, рост з/п и пр-ти труда

ПРИЧИНЫ ЭК ЦИКЛОВ. В макроэк теории нет общепр концепции экцикла, поэтому экономисты разл направл концентрируют свое внимание на разных причинах эк циклов.

С nxr зрения опр факторов эк циклов, выделяются три методологических подхода.1 исходит из того, что циклы связаны с внеш (экзогенными) ф-ми. 2 подход объясняет циклы внутр (эндогенными) факторами. 3 подход опр циклы синтезом внеш и внутр ф-в.

 

 


№ 14 Безработица: понятие, типы и соц-эк последствия

Безработица –налич контингента лиц старше опред возраста не им работы, приг в наст вр к работе и ищ работу в рассм период.

К ЭА отн часть нас, кот предлаг свой труд для пр-ва тов, вып работ и ок услуг. ЭАН вкл: занятых (лица ст16 лет, кот в теч изуч периода вр вып работу по найму или ин раб, принос доход, врем отсутст на работе по прич болезни или отпусков, работали без оплаты на семейн пр-ии в эк-ке) и безработных (л обоего пола, ст16 лет, кот одновр удовлет критериям: не имеют работы, искали работу, были гот прист к работе). ЭАН и ЭНН обр раб силу.

Население в трудоспособном возрасте = раб + нераб (R=N+H);

Норма раб силы за текущий период = Nt/Rt = nt;

Раб.сила = N = E + U = занятые + безработные

Норма безработицы = u = (U/N)*100%

Безработица по типол признакам классиф сл обр:

1. по причинам возник:

фрикционная, связ с движ раб силы. К б/р отн людей, перемещ из од м-ти в др, с од пр-ия на другое, и б/р, кот ищут работу в 1й раз. Д вр поиска работы образует основу фрикц б-цы. Рост фрикц б-цы может вызвать ряд причин: неос-ть людей; ф-ры, объективно сниж моб-ть раб силы, ос-ти нац характера и образа жизни

структурная, обусловлена возн проф-квалифнесоотв структ. своб раб мест и ст-ой раб-ов. Развитие эк пост сопровождается сл структ изм: возник новых тех-ий, нов тов, вытесн старые. Кроме того, струк б/р счит рабочие, им низкую квалиф и неб пр-ный опыт.

оптимальная, опр как б-ца, ур кот ниже естест, по мере снижения уровня безработицы ниже естест, выпуск продукции ув.

циклическая, разность между фактич вел-ной нормы б-цы, зарегистр в дан момент времени, и вел-ной естеств нормы б-цы. Она возник в р-те спада пр-ва

к онверсионная,р-т сокращ чис-ти армии и занятых в отраслях воен эк-ки),

сезонная.

2. по признаку реализации права на труд:

нормальная, достигается равнов-е ф-ов, вл на изм-е рын цен и з/п

добровольная, добр становятся б/р по опр причинам),

вынужденная, S труда > D,

застойная, нищие, опустившиеся, бродяги, отчаявнайти работу и окончвыбывшие из числа раб силы,

хроническая, предпр инвестиции в созд нов раб мест отстают от Тр числ-ти раб-в),

интеллектуальная, избыток раб-в с высш обр

3. по характеру проявления:

региональная, р-т несоот между S и D рабсилы в дан регионе, причина – нер-ть соц-эк р-ия опр тер-рий,

сегментарная, связана с диспропорцией рын сегментов и нер-тью отношений собств-ти,

открытая, латентная

4. по харак возник:

институциональная, возникает из-за нес-ва инф-ии о свобод раб местах, нес-ва налог системы, инертности РТ),

экономическая,обусловлена колебаниями рын кон-ры, поражением части товаропр-ей в конкур борьбе),

скрытая, содерж изл р-ов, кот могли бы быть высвобождены в р-те спада пр-ва)

Движение раб силы: N – занятые, U – безработные, H – не работающие и не ищущие работу: 1 - меняют место работы, практически не прерывая своей труд деят-ти; 2 - оставляют свое место работы, желая работать в др месте, но нет возможности сделать это мгновенно; 3 – безработ-е поступают на работу; 4 - переход в группу добровол неработ-х; 5 - добровол неработ-е хотят устроиться на работу, но требуется время 6 – трудоспособ-е не желает больше трудиться; 7 - добровол неработ-е хотят устроиться на работу и желание может осуществиться сразу

Соц-эк послед:

· страна созд мен объем нац пр-та по срс объемом при пол зан-ти.

Это явл хар-ет закон Оукена: при росте циклич без-цы на 1 пункт, конъюнктура ув. на Y пунктов. Уровень циклич б-цы = разность между фактич и естеств уровнями б-цы: uц = u – u*( Y*-Yf)/Y*=y(u-u*), где Y - число Оукена, Y f– фактич ВНП, Y* - потенциал ВНП (доход при пол зан-ти)

· потеря квалиф. работников

· неравн распред издержек безработицы среди разл соц групп населения.

· нрав-психол, соц и полит проблемы

 


№ 15 Инфляция: понятие, причины и измерения

- это обесценение денег, сниж их пок сп-ти, дисбаланс D и S. Это заметное и устой увел ур цен по отнош к пред норм уровню, сущ в теч-е дост длит периода времени, долговр процесс.

Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосв причин, и проявляется она не только в повыш цен - наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухуд к-ва товаров.

Но не всякое повыш цен служит п-м инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения к-ва продукции, ухудшения усл добычи топливно-сырьевых ресурсов, изм общ потребностей.

В мировой эк теории и практике известны два вида: инфляция D и S.

Инфляция Dвозникает в рез ув сов D в усл полной загрузки пр мощностей, а значит, и невозможности отреагировать ув выпуска продукции. Причинами увелич спроса могут быть; ув гос заказов и рост з/п, а также рост пок спос населения. В обращении появляется масса денег, не обесп товарами.

Инфляция S (издержек) возникает всл роста цен из-за увелиздержек произв-ва. Причроста издержек могут быть – увцен на сырье, пов з/п, монопол или олигопол ценообразование на ресурсы и др.

Сочетание инфляции D и Ы образует инфл спираль ”цены–з/п”. В усл инфляции спроса эк агенты постепенно корректируют свое поведение: ст номинз/п повыш в новых трсоглашениях в соотс возросшими инфл ожиданиями. Повыш ст номз/п вызывает рост сриздержек пр-ва, что является основой для развертывания инфляции издержек.

Измер инфлс помощью индекса цен. На практике обычно исп инд ВНП, инд оптовых цен и индпотреб цен.

ИндВНП, наз дефлятором ВНП (ВВП), выражает отношение объема ВВП в факт ценах к объему того же ВВП в так наз базценах, чаще всего в ценах пред года.

Индоптовых цен – это относпоказатели, кот характ соотн цен во времени При расчете инфляции по ИПЦ исх точкой явл“потребител корзина” – набор т и у, покупсреднестат гор жителем в теч того или иного промежутка времени. Стоим корзины за прошлый год, квартал, месяц берется за базу, отправную точку и сопостсо стоимостью корзины, исчисленной в ценах данного месяца, квартала или года. Темп инфл для данного года вычисляется по ф-е

ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ. Внутренние причины

а) деформация экономики, проявл в значотставании отраслей, произв предметы потребления, от отраслей, произв ср-ва пр-ва (тяж пр-ти, особенно военного маш-ия); б) дефицит гос бюджета, связ с ув гос расходов; в) диспропорции на микро- и макро- уровне, явл проявлением циклразвития эк-ки; г) монополия гос-ва на внешторговлю; д) монополия круп корпораций, фирм, комп на уст цен на рынках; е) высокие налоги, %ст за кредит и др.

Внешние причины. а) структ мировые кризисы (сырьевой, энерг, продов, эколог). Они сопровожд многократным ростом цен на сырье, нефть, и т. д. Их импорт станповодом для резкого повыш цен монополиями, т и у которых, пересекая границы своих стран, экспортъ в то же время в др страны и инфл;

б) обмен банками нац валюты на иност. Он вызывает потр-ть в доп эмиссии бум денег, что пополняет каналы ден обращения и ведет к инфл и др.


№ 16 Типы инфляции и ее соц-эк последствия

ИНФЛЯЦИЯ — это слож многофак явл, хар наруш воспроизв процесса и присущее эк, исп бум-ден обращение. В опр инф вх понятие ур инф, котопр по ф-ле:

Инфляция = (P1-P0)/P0

где Р1 — ср ур цен в тек году; P0 — ср ур цен в предшгоду.

Процесс, против инф, называется дефляцией, а замедл темпов инфл – дезинфляцией. Ур цен в будущ, с позиции эк агентов, наз инфляц ож-ми.

Рис. 30. Инфляция издержек

По темпам инф можно выдел умеренную (рост цен <10% в год); галопирующую инфляцию (10 -20); гиперинфляцию (>50 % в месяц). Наиболее губиn для экгиперинфляция, кот выражается в астрономическом росте к-тва денег в обращении. Роль денег в эк сильно ум, а пром пр-я переходят на др формы расчетов (например, бартер, взаиморасчеты).

По признаку ожидаемости: ожидаемую, кот ожидается и прогн пр-ом и населением, и неожиданную, кот хар скачком цен. Посл оказывает неоднозн влияние на поведение нас в з-ти от состояния инфл ожиданий. Если в стране отсут инфложидания, то население, рассчитывая на краткоср роста цен, меньше приобретает и больше сберегает денег. D ум и ок давление на пр-лей, побуждая их снижать цены. Макроэк равновесие восстанавливается. Если же в стране инфл ожидания велики, внезапный рост цен побуждает население закупать товары впрок. Спрос растет, что ведет к дальн росту цен и ув инф.

По масштабу охвата: локальную, имместо в отд странах, и мировую, охв группу стран или целые регионы.

По характеру протекания: открытую, отлич продолж ростом цен, и подавленную, возникающую при твердых “замороженных” розничных ценах на т и у при одновр росте дендоходов населения. В этом случае товары исчезают с прилавков и переходят в разряд дефиц, а цены растут на “черном рынке”.

Открытприсуща странам с рын эк, где свободное взаимодействие S и D способ открытому, ничем не стесненному росту цен в р-те падения пок сп-ти ден ед-цы.Подавл присуща эк с админист контролем над ценами и доходами(жесткий контр над ценами и доход не позволяет открыто проявляться инфл в ед-но доступ ей форме: в росте ден цен). В т ситуации инфл принимает “подпольный” х-р, внешне цены стабильны, но поск масса денег факт возросла, избыток денег трансфор в товдефицит, который не может быть компенсирован ростом пр-ва.

1.Ухудшается эк положение:

· сниж объем пр-ва, поскольку колебание и рост цен делают неувер перспективы его развития;

· перелив капитала из произв-ва в торговлю и посреднические операции, где быстрее его оборот, больше прибыль и легче укл от налогообл;

· рост спекуляции в р-те резкого изменения цен;

· уменьш кред операций;

· обесцен фин р-ов гос-ва.

2. Возникает соц напряженность:

сниж реальные доходы (колво т и у, кот можно купить на сумму ном дохода).

· Перераспр нацдохода в ущерб наим обеспеч слоев;особ страдают от инфлялюди, живущие на фиксир доходы: пенсии, з/п госслужащих, пособия.

· Обесцен сбережений. Непред инфля приноси выгоду дебиторам за счет кред-ов. Получ ссуды берет в долг «дорогие» рубли, а возвращает - «дешевые».

· посл-ия инфля в сфере распределения были бы не такими тяж, если бы люди могли предвидеть инфли имели бы воз-ть коррект свои ном доходы.

3.Нек экономисты считают, что инфл связана обр зав-тью с безраб: чем выше уровень инфл тем ниже уровень безр, и что можно достичь полн занят при довольно скромном уровне инфл, т.о. умер ползучая инфл может содейст оживлению эк.

 


№ 17 Зависимость между уровнем инфляции и безработицей. Кривая Филлипса.

А. В. Филлипс уста, что между инфл и безраб набл обр зависимость, которая изв как кр Филлипса.

КрФиллипса - гр изобр з-ти между инфл и безраб (рис 1). П. Самуэльсон наз кривую Филлипса «компромиссом между инфл и безработицей», причем условия компромисса определяются наклоном кривой Филлипса. Из рисунка видно, что кривая Филлипса допускает «проблему выбора» между безраби инфл D.

Совр/ интерпретация кр/ Филлипса исх/из того, что уровень инфл обусловлен 3ф-ми: а) ожид инфл;б) отклбезработицы от естест ур; в) шоками изм S, вызв повышением урцен на сырье:

 

p=pe-b*(u-u*)+e

 

где p — факт ур инфл; pе — ожид уровень инфляции; и u— факт ур безраб; u* — естест ур бе; u - u* — цикл безрe— резкие изм (шоки) Sя; b — эмпир к-нт, > 0, отражает реакцию инфл на цикл безработицу.

 

Рисунок № 1

В 1970-е гг. в экономике скл такая ситуация, когда высокий темп инфлсопровождался высоким уровнем безраб (стагфляция), т. е. безработица и инфлнаходились не в обратной, а в прям з-ти. Это об-во вызвало критику крФиллипса как регулятора эк. В 1980-е гг. наблюдалось одновр сниж инфл и безраб. Объяснение этому феномену давала кр естест ур безработицы. Основы теор естестуровня безраб были разработаны амер эк Э. Фелпсом (р. 1933 г.) и М. Фридменом (р. 1912 г.). Согл этой теории, в долгом периоде кр Филлипса верт. Долгоср и краткоср кр Филлипса изобр на рис 2

Рисунок 2. Кривая Филипса в долгосрочном периоде.

 


№ 18 Финансовая система: сущность, роль и функции финансов

Финансы – это сложивш в об-ве система эк отношений по форм, распр и исп фондов ден ср-в.

Фин система – это с-сть отношений по поводу исп фондов ден ср-в через соот уч-я.

Ф-и финансов:

ü Аккумул: концентрация ср-в, созд матер базы страны

ü Регулирующая: стимул деят-ти хоз субъектов

ü Распределительная: форм ден средств и их исп через бюджет, соцстрах и т. д.

ü Контрольная: обесп правильности взимания налогов и их исп gо назн

Мат основа фин системы-финхоз субъектов.Разд фин сис-мы на отд звенья обусл разлзадач каждого звена,а также методов формир-я и использ-я централизов и децентрализ фонд ден ср-в.Фин сис-ма-един,т.к. базир-ся на ед ист р-ов всез звеньев данной си-мы.Осн единицей фин сис-мы явл фин предприя т,тк они непоср участв в процессе мат пр-ва.Источ централиз гос фондов ден ср-в явл НД.Гос финансы: расшир V гос инвестиц,гос-во стимулир повыш спроса на факторы пр-ва,инновац технику,раб силу.Все это ускор эк-кую динамику,импульсир рост промышл и аграрн пр-ва,занятость,улучш условий жизнеобеспеч.За счет гос фин решаются соц вопросы и провод-ся программы по борьбе с бедностью,защиты окруж среды.Обеспеч обороноспособн.

Финансовая система - совокупность различных форм организации финансовых отношений.вкл в себя сл осн фин институты: гос финансы; финансы пр-ий и орг-ий; финрынок.

Финансы пр-ий и оргий обеспечивают процесс форм и исп доходов первичной произв стр-ры, а также регулируют распред отн на ур микроэки.

Фин г-ва обеспеч формир и исп гос доход и функц на основе создания разл централ фондов.

Состав гос финансов: госбюджет; гос соц страх-е; пенс фонд и фонд соц обеспечения; имущ и личное страхчерез государственные организации; гос кредит;фонды цел назначения.

Финрынок представляет собой сферу функцразнообр ценных бумаг, выпускаемых гос-ом и предпри с целью привлечения?????????

Роль финсистемы закл в том, чтобы с помощью фин отношений влиять на темпы и пропорции соц-эк развития страны.

Такое влияние осущ через фин-кр механизм 2 методами:фин обесп (гос бюджет);фин регулир (система налогов)

 

 


№ 19 Финансовый рынок как форма современной организации кредитных отношений

ФИН РЫНОК – это с-ть рынка денег и рынка ценных бумаг.

На этом рынке происходит перераспркапитала между кредиторами (сберегателями) и заемщиками (инвесторами). Поскольку в рын эк большинство сбережений осущ ДХ, а б-во инвест – фирмами, назначение финрынка состоит в трансформации сбережв инвестиции.

Финансирование инвестиций за счет сбережений осущ:

1. На рынке ценных бумаг – через каналы прямого фин-ия (продажу акций и облигаций ДХ-сберегателям).

2. На рынке денег – через каналы косвенного ф-ия с помощью фиансовых посредников-банков, пен фондов, страх комп.

На рынке денег происходят сделки между банк системой, с одной стороны, и ДХ и и фирмами – с др. При помощи фин посредников ден ср-ва ДХ аккумулируются, а затем предост фирмам для фин инвестпроектов.

На финрынке устанавливается равн, если

S + ΔМ = I, где S – сбер; ΔМ – прирост ден массы; I – инвестиции.

На рынке ценных бумаг сбережения превр в инвестиции.

Под ценной бумагой понфин документ, дающий право владельцу на получение в буд ден наличности. Это акции, облигации, чеки, депозитные сертификаты, казнач об-ва и др.

Акция – вид ценных бумаг, свид о опр суммы денег в капитал АО и дающий право ее владельцу на пол части прибыли-дивиденда, на участие в упр пр-вом и рас-ии остатков им-ва при ликв АО. Акция эмитируется АО и отражает долю инвестора в уст фонде об-ва.

Облигация – ценная бумага, удост отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпуст облигацию (должником). Облигация пред собой об-во эмитента (гос=ва, местных органов самоупр, пр0ий, разлфондов) выпл ее владельцу в течение опр вр фикс %, а по наст срока выплаты – погасить свой долг по облигации. %по облигации, как правило, не превышает % по банк кредиту.

Существуют два вида рынка ценных бумаг: перв и втор.

На перв происходит эмиссия и перв размещение (продажа) ценных бумаг эмитентом по номцене, т. е. цене, обозн на акции.

На вторич происходит обращение ранее выпущ ценных бумаг. Здесь и опр их рын (курсовая) цена, по кот ценные бумаги продаются. При опр курсовой цены учит размер и пер-сть выплат, дл-ть обращения, цена гашения, % ст.

Рын стоимость облигации составит ее текущая (дисконтированная) стоимость (PV).

 

где PV– ст-ть облигации; r – % ст.

Если % ст r пониж, цена облигации повыш, и наоборот.

На рынке денег осущкупля-продажа денег. Особ ден рынка состоит в том, что деньги обмен на дрболее или менее ликвидные активы.

Главная особ денег состоит в их высокой лик-ти, т. е. сп-ти использ в качестве ср-ва платежа при сохранении ном ст-ти.

 


 

№ 20 Сегментация финансового рынка и формирование процентных ставок

Финрынок — это сфера функц фин-кредмеханизма.

На практике сложилось понимание фин рынка как трех взаимосв сегментов:

— рынок ценных бумаг;

— рынок кредитов;

— валютный рынок.

(+ см. б.19)

Все ст можно разделить на две группы:
1. Банковские.
Уст:
• ЦБ
• Склад на межбанковском рынке
• Уст кредит институтами по операциям, проводимым с нефин сектором эк
2. Небанковские – отражают кредоперации, не связ прямо с банк д-ю (сделки с долговр ценбумагами, ком кредитование)
%ст, уст ЦБ:
1. Ставка рефинансирования: по ней ЦБ предост кредиты банк сектору нац эк-ки. С ее помощью ЦБ влияет на:
• Ур инфл (если стрефинансир повыш, то ден база в эк сокращается)
• Величину ссудного %, уст КБ (понижение стведет к подеше кредита)
• Валют курс нац ден единицы (влияет на прив-ть размещения капитала в стране, если кр ст сокр, то привлекат размещения депозитов в данной валюте падает)
2. Учет ставка: связана с операциями по долговым ценным бумагам и отражает переучет векселей ЦБ от КБ
3. Ломб ст: связана с операциями РЕПО (операции с цен бумагами с условием их выкупа) – исп при кред ЦБ КБ-ов под залог гос ценных бумаг РФ
4.

Ставки межбанковского рынка
• Ставки LIBOR (Лондонская межбанк ст предл кр р-ов London Interbank Offered Rate). Ст фиксируется Британской Банковской Ассоциацией начиная с 1985 года ежедневно в 11:00 по Западно-европейскому вр на осн данных, предост избр банками.
• Ставка LIBID (London Interbank Bid Rate) - средняя проц ст круп лондонских банков при покупке межбанккредитов.
На росрынке с июля 1994 года рассч следующие ставки:
MIBOR - Моск межбанковская ставка предложения межбанковских депозитов на моск рынке (Moscow Interbank Offered Rate) - средняя процентная ставка от ежедневно заявляемых крупнейшими москбанками ставок размещения межбанк кредитов.
MIBID (Moscow Interbank Bid Rate) - средняя процентная ставка от ежедневно заявляемых крупнейшими мос банками ставок привл межбанк кредитов.
MIACR (Moscow Interbank Actual Credit Rate) – ср величина по объемам фактсделок, процентная ставка по предоставлению межбанковских кредитов коммерческими банками. Позволяет оценить состояние рынка.
INSTAR (Interbank Short-Term Actual Rate) – определяется не коммерческими банками, а межбанковским финансовым домом, отражает процентные ст московского межбанковского рынка, рассчитываемые по результатам реальных сделок, заключенных банками.
Процентные ставки можно классифицировать по др критериям:
1. – фиксир
– твердая
– плавающая
2. – нетто-ставка (отражает реально полученный кредитором процентный доход после уплаты всех налогов)
– брутто-ставка (валовая (общая) сумма доходов по процентным платежам)
– базовая банковская ставка
– prime-rate (базовая процентная ставка, устанавливается каждым банком по процентным кредитам, она включает операционные и административные расходы банка и среднюю прибыли, а надбавка представляет собой премию за риск, связанный с невозвратом кредита)
– ном %ст (уст без учета изменения покуп ст-и денег, в связи с инфл)
– реальная %ст (ном, скорректированная на темп инфляции)
i=r+е,

где
i - ном, или рыночная, ставка процента;
r - реал ст %;
е - темп инфл


№ 21 Госбюджет, его формир и исп. Кейнс и неоклас концепции бюджетной политики

— это баланс д-в и расх г-ва за опр период вр, предс собой осн фин план страны, кот после его принятия законорганом власти приобр силу закона и обяз для исп-я.

При вып своих ф-ий госво несет многочисл расходы. Рас г-ва мб разд по целям:

полит цели — обесп нац обор и б-сти (содер армии, полиции, судов и т.п.); содерж аппарата управ г-ом ;• эк.цели — содер и обесп ф-ия госсектора эк-ки; помощь (прежде всего субс-ние) час-у сект эк; • соц цели — соц обеспобраз, здравоохр, развитие фунд науки, охр окр среды.

С макроэк точки зрения все гос расходы делятся на:

• гос. закупки Т и У; (состоят из: расходов на гос потребление;гос инвестиций)

• трансферты;

• выплаты % по гос.облигациям, т.е. обсл. гос. долга.

Основные источники доходов государства — это:

• налоги (включая взносы на соц. страхование);

• прибыль гос пр-ий;

• сеньораж (доход от эмиссии денег);

• ср-ва от продажи гос ценных бумаг;

• доходы от приватизации и др.

Разница между дох и расх составляет сальдо гос.бюджета (d). В з-ти от соотн расх и до­хгос бюджет может нахв 3 различных состояниях:

Концепции гос бюджета Отн к дефициту гос бюджета, как правило, отри­ц. Наиболее поп выступает идея сбаланс бюджета. Истор в отн сост гос бюджета выдвигалось 3 конц:

1) Концепция ежег сбаланс бюджета сост в том, что нез от фазы эк цикла и сост\ эк\каждый ГОД расходы бюджета должны быть равны дох. На практике это означа­ет, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налпосту­пления) минимальны, гос-во для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать гос расходы (гос закуп­ки и транс). А поскольку сн и гос закупок, и трансфертов ведет к ум AD и, сл-но, объема пр-ва, то эта мера вызовет еще более глуб спад. И наоборот, если в эк бум и налпоступления макс, то для уравноврасходов бюджета с доходами пр-тво должно ув гос расх, провоцируя еще больший "перегрев" эк и, сл-но, еще более высокую инфл.

Т обр, реализация идеи ежег сбалансбюджета ведет к усилению цикл колебаний эк и искл во-ть проведения пр-ом пол по стаб эк.

2) Концепция гос бюджета, сбаланс на цикл основе, закл в том, что иметь сбаланс бюджет ежег необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбаланс в целом в теч эк цикла: проф бюджета, ув в период бу­ма когда доходы бюджета макс, должен исп для фин дефицита бюджета, возн в период рецессии, ко­гда дох бюджета резко сокр.Т об, д-я пр-ва должны создавать позит антициклсилу.

Сущ недостаток этой к-ии состоит в том, что фазы бу­ма и рецессии разл по пр-ти и глубине (как правило, спады более продоли глубоки, а бумы относ недолги), по­этому суммы профицита бюджета, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накап в период спада, обычно не совпадают. В р-те задача ст-ции вступает в против с за-ей бюджета в ходе цикла.

3) Наиб рас-ние пол к-ия "функц. финансов", согл. которой целью г-ва должна быть не сбаланс бюджета, а стаб эк. Эта идея была выд Дж.М. Кейнсом в его р-е "Общ т з-ти, % и денег" (1936 г.) и акт исп в эк развитых стран до середи­ны 1970-х гг.

Согл воззр Кейнса, инстр-ты госбюджета (го­с закупки,Tx, Tr) должны исп в к-ве антицикл рег-ров, стабилиз эк-ку на разных фазах цикла. Если в эк спад, то гос-во в целях стимул дел ак-ти и обесп эк подъема должно ув свои расх и ум налоги, что приведет к росту AD. И наоб, если в эк - бум.. Состояние гос бюджета при этом зн-ия не имеет. Бюджет должен выступать инстр-м дост и поддер макроэк ст-ти. Поскольку теория Кейнса была напр на раз-ку рецептов борьбы с рецессией, что предл осущ, испв 1ю очередь инстр бюдж рег=ия, то эта теория получила название пол "дефиц. фин-ия"

В р-те использования в больш развитых стран в 1950-е 1960-е гг. кейнсрецептов рег-ия эк проблема хрон дефицита гос бюджета к середине 1970-х гг. превр в серьезную макроэк проблему, что послужило одной из причин усил инфл пр-ов.

 

 

№ 22 Налоги: сущность, функции и виды. Принципы налогообложения

— обяз, инд безвозм платёж, вз органами гос власти разл ур-й с орг-ий и физ лиц в целях фин обес д-ти гос-ва и (или) муниц обр-ий.

Прямые и косвенные

прямые,взим с эк аг за дох от ф-в пр-ва (лич подох налог, нал на прибыль, им-ва и т.п.)

косвенные, на т и у, сост в самой цене на пр потреб. (на доб. ст-ть, с продаж и т.п.)

Аккордные и подоходные

аккорд. гос-во уст вне зав-ти от ур дохода эк агента.

подох. подраз налоги, сост какой-то опр% от дох (Y). Д зав-ть пок либо пред ст налога (t), которая объясняет, наск ув налог при ув дохода на одну ден ед, либо ср ставка налога (q): просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода. То есть,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.231.122 (0.035 с.)