Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 42 Системы валютных курсов

Поиск

Валютная политика — это политика государства в области регулирования валютного рынка, которая характеризуется различной степенью его участия в этом рынке. 2 типа валют политики:

1) система жестко фиксир валют курсов (изменения D и S на вал. рынке не приводят к колебанию вал. курса) Сильное гос вм-во в функц.валют рынка, покупка или продажа ЦБ иностр валюты (вал. интервенцией - ее объем опр. величиной сальдо платеж баланса и накопл. золотовалют резервами). При длит.дефиците платежного баланса ЦБ объявляет девальвацию своей валюты (офиц.понижение курса нац. валюты по отношению к ин. валютам или межд. р/средствам), Объективной основой девальвации явл-ся завыш. официал вал.курса по ср. с реал пок.сп-ю денег. Если платеж баланс страны длит время сводится с положит сальдо, то централ банк может принять решение о ревальвации - повыш. курса нац валюты по отношению к ин..

2) режим свободно плавающих валют курсов - ЦБ соверш. не вмеш. в функц. валютного рынка, не осущ. интервенции. Курсы обмена валюты опр. D и S. На долгоср.вр.интервалах обм. курс каких-либо 2х валют колеблется вокруг паритета пок. сп-ти - уровня обм.вал. курса, при котором пок. способность нац валют одинакова. Это означает, что соотнош-е, например, рубля и венгерского форинта обесп.приобр.одинаков потреб. наборов товаров за равные при данном курсе суммы.

В последние годы разными странами использовались три системы обменных валютных курсов.

Золотой стандарт - фикс. вал.курсы. В стране принят ЗС, если она вып. 3 условия: 1. Уст.опред зол.содерж. своей денеж ед-цы. 2. Поддерживает жестк соотнош-е между своими запасами золота и внутр MS. 3. Не препятствует свобод Э и И золота

Преимущество стабил обмен курсов и автоматич корректировка дефицита и излишка платеж баланса. Недостаток: страны должны осущ. внутр. приспособл. в таких непр.формах, как безраб. и падение доходов, с одной стор., или инфляция, с др., они должны подвергнуть свои внутр экономики болезненным макроэк. преобразованиям. При этой системе монетар политика страны будет опр. в основном изменениями D и S иностр валюты. Крах. Во время Велик депрессии 30-х кажд страна опасалась, что происх. в ней процессы эк.подъема будут прерваны возн.дефицита платеж баланса → отток золота и посл.свертывание делов активности. Разл. страны пр-ли попытки девальвировать свою валюту по отнош.к золоту, для того чтобы сделать свой Э более привлекательным, а И менее желательным → система ЗС рухнула.

Бреттон-Вудсская система (система регулируемых привязанных валют курсов) (- кажд страна - член МВФ обязана уст зол (или долл) содерж своей ден. ед., тем самым опр валют паритет между своей валютой и валютами всех др стран-участниц;- кажд страна обязана сохр. курс своей валюты относит. любой др. валюты неизменным. Снижая риск и неопред-ть, SR стабильность валют курсов - фиксир валют курсы - вероятно, стим. бы торговлю и способст. бы эффект.использованию мировых ресурсов. Крушение Б.-В. с-мы. Слабое место системы - исп.в кач-е межд.резервов $, кот.прир-ся к золоту (т.к. у США была наиболее силн эк. и огр. запасы золота) → страны приобретают $ в кач-е резерва → дефицит плат.б.США (уменьшение амер.о золотого резерва, возрастание кол-ва $ у ин. держателей) → президент Р. Никсон приост.конвертируемость $ в золото → своб. колебание $ лишило Бреттон-Вудсскую систему фикс.курсов

Управляемые колебания( с 1971 г. до наст времени) ( колебл. обмен курсы, время от времени сопровожд. валют интервенцией ЦБ для стабил. или изм. курса). При изм.эк. условий у разн стран требуется пост. изменение обмен курсов, чтобы избежать постоян дефицита или излишка платеж баланса. Но

SR измен-я обмен курсов могут ум.потоки тов. и финансов, некот.LR изм.курсов неж-ны → ЦБ различ стран вмешиваются в действие рынков ин. валюты, покупая или продавая круп суммы опред валюты.Например: Интервенция «Большой 7» в 1987 г. Ценность $ падает вред эк. росту в странах «Бол 7» → приобрели бол кол-во $. С 1987 г. страны «Б7» период. вмешивались в деят-ть рынков ин. валюты, чтобы стабилиз. ст-ть валют. Доводы сторонников: 1. Рост объемов тор. (объем мир торг.рос примерно такими же темпами, что и при фиксир вал.к.) 2. Управляемость потрясений (гибк валют курсы облегчили процесс присп.к несбалансир-ти межд.торг. и финансов, что оказало бы невыносим давление на систему фиксир курсов). Доводы противников: 1. Изменч. и приспособление ( курсы изменялись, когда соответств экономич и финанс условия конкрет страны были весьма стабильными, управляемое плавание не справилось с несбалансир-тью платеж баланса 2. «Несистема» (правила и принципы недост.четки или обязательны, есть опасения, что со вр. будет сделан больший акцент на «управление», чем на «свобод плавание» вал. курсов, что может привести к фатальному исходу теперешней не имеющей четких контуров системы.


№ 43 Международный кредит и его роль в мировом хозяйстве. Проблема внешней задолженности

- кредиты предост.гос-ми, банками, Ф, др. юр.и физ.лицами одних стран пр-ам, банкам, Ф др. стран.

Межд. кредит участвует в кругообороте капитала на всех его стадиях:

- при превращ. ден.кап. в произв-ый путем приобр. импор. оборуд., сырья, топлива;

-в про­цессе пр-ва в форме кредитования под НП;

-при реализации тов. на мир­. р-х.

Источниками межд.кр.:

-временно высвобожд у пр-ий в процессе кругооборота часть капитала в ден.форме;

-де­н.накопления гос-ва и лич. сектора, мобилизуемые банками.

Функции межд.кредита.:

1. Перераспр.ссудного капитала между странами для обесп.потреб. расшир.воспр-ва.

2. Экономия издержек обращения в сфере международных расчетов путем исп. кред. ср-в (векселей, чеков, пере­водов и др.), развития и ускорения безнал.платежей.

3. Ускорение концентрации и централ.капитала благодаря ис­п.ин. кредитов

4. Регулирование экономики.

Знач. ф-ий межд.о кредита нерав­ноценно и меняется по мере развития нац. и мир. х-ва.

С од. стор., кредит обесп. непрерывность восп-ва и его расширение. Он способствует ин­тернацион.пр-ва и обмена, углублению МРТ. С др. ст., уси­ливает диспропорции общест.восп-ва, стимулируя скачкообр. расширение прибыльных отраслей, сдерж.разви­тие отраслей, в которые не привл. ин. заемные сред­ства.
Формы международного кредита

По назначению:

Коммерческие кредиты, обслуживающие межд. торговлю тов.и услугами.

Финансовые кредиты, используемые для инвест.объектов, приобретения ценных бумаг, погашения внеш.долга, проведения вал.интервенции ЦБ.

Промежуточные кредиты для обсл. смешанных форм экспорта капиталов, товаров, услуг (например, в виде вып.подрядных работ — «инжиниринг»).

По видам:

Товарные (при эксп.товаров с отсрочкой платежа).

Валютные (выдаваемые банками в ден.форме).

По технике предоставления:

Наличные (фин.) кредиты, зачисляемые на счет заемщика в его распоряжение.

Фин.кредиты — это кредиты, средства по которым заемщик имеет право исп. по своему усмотрению без каких бы то ни было ограничений.

Разн-тью межд. кредита можно считать облигац. займы.

По валюте займа:

в валюте либо страны-должника, либо страны-кредитора, либо третьей страны, либо в межд.счетных вал.единицах

По срокам:

Сверхсрочные (суточные, недельные, до 3-х месяцев);

Краткосрочные (до 1 г., иног­да до 18 мес.);

Среднесрочные (от1 г.до 5лет);

Долгосрочные (св. 5лет).

Внешняя задолженность - сумма долговых об-тв страны по отношению к ин.кредиторам на опр. дату, подлежащих погашению в уст.сроки. Погашение производится в ин.валюте, реже - в местной, на кот. кредитор закупает соответств. т и у. В.з. возникает гл. обр. в рез-те внешних займов, а также в случаях национализации иностр. соб-ти с обязательством выплаты компенсации. Долг нерезидентам в форме ценных бумаг, размещаемых на внут. фин.рынке, относится межд. статист.к внутр. долгу. Разл. «долг офиц.кредиторам» и «долг частным кредиторам».

Однако многие страны мира нередко ок. в положении, связ.с невозмож.не только погашать полученные займы, кредиты, ссуды, но и нормально их обслуживать. Таким образом, в мир. экономике возникает проблема внеш. долга, кот.является одной из наиболее острых и сложных проблем мир.эк-ки начала XXI в. Многие исследователи относят ее к глоб.проблемам совр. мир.эк-ки.

 


№ 44 Открытая экономика и проблемы ее регулирования

-кот. тесно интегрирована в межд. экономику, кот. достаточно полно реализует преимущества МРТ и которая активно использует разл. формы мирохоз.связей.

- это эк-ка гос-ва, где все субъекты эк. отношений могут без огр.соверш.операции на мир. рынке тов. и капиталов.

Одним из главных пок-лей степени открытости страны является Эк

Эк = Э/ВВП(ВНП) *100%

Принято счит. эк.относ. закрытой, если Эк <10% и относ/открытой, если >35%.

Кроме Эк пок. степени открыт. могут служить: объем Э на душу населения, а также уд.вес страны в мир.экспорте.

Осн. факторы, вл. на ст. откр.нац.экономики:

- ур. развития произ-ных сил;

-эк.потенциал;

-обеспеч. собст. пр. ресурсами,

-отраслевая ст-ра нац. пр-ва.

Открытость экономики ставит на повестку дня проблему эк.безоп. как сов-ти условий и ф-ов, обеспеч. независимость нац.экономики.

В зав-ти от разв.эк. ситуации в стране и в межд. эк.в целом все пр-ва на том или ином этапе проводят целенапр.макроэк. корр-ку путем имеющ. в их распоря. инструментов эк. политики. Цел.макроэк. корректировка обычно стремится к дост.:

· внутреннего баланса - такой комбинации уровней пр-ва и цен, при котором обесп.полная занятость и устойчиво низкий уровень инфл.

· внешнего баланса - плат. баланса, равного 0, или такого вр.дисбаланса, кот. необходим для достижения опр. целей эк.политики, например, временно положит. сальдо для пополнения гос. валютных резервов..

Для обесп. достижения этих целей в рамках откр.эк. в распор. пр-ва имеются 2 группы инструментов эк. политики:

1)Регулирование D- сч.наиболее эффект. направ. макроэк.политики. Пр-во может использовать 3осн.вида политики - ден., бюдж. и внешнеэ.Каждая из них осущ.через испол.конкр.инструментов (ден. - через операции на откр. рынке, резервные требования и т.д.; бюджетная - через огр.расходов, рост налогов и т.д.; внешнеэк.- через вал. курс, тарифные и нетарифные ограничения, огр. на движение капитала).

2)Регулирование S достиг.через расширение инвест. (налог.льготы, сокр.% ставки, увеличение сбережений); контроль за ценами и сокр. издержек пр-ва (сдерживание роста з/п, субсидирование цен на электроэнергию и транспорт, к-ль %ст)


№ 45 Стабилизационная политика в открытой экономике

С помощью модели AD-AS можно оц. воздействие шоков на эк., а также посл. стабилиз.политики гос-ва, направл. на смягчение колебаний, вызв. шоками, и восст. равнов.объема пр-ва и зан-и на преж. ур..

Например, негат.шок предложения (рост цен на нефть) выз. рост общ.уровня цен и падение объема выпуска (рис. 4.6.).

Если пр-во и ЦБ не предпр.никаких шагов, то эк.будет присп. к нов.ситуации. При ур. пр-ва и занят.ниже потенц. (точка В) цены начнут постеп. сниж., а ур.з-ти и выпуска вернется к преж. состоянию. Это отр. на гр.обратным движ. вдоль прежней кривой ADj из точки В в точку А. Однако, т. процесс присп.может ок. очень длит., а затяжной спад в эк.чреват соц. конфликтами.

ЦБ может нейтр. спад, увеличив предл. денег (сдвиг вправо кривой AD от AD1 до AD2), но пос0ием этого станет фиксация цен на более выс. уровне, устан. в результате шока (точка С). Анал.ре-т дост. увел.гос. расходов. Т.обр., эк.политика гос-ва сталк. с известной дилеммой: длит. спад и безраб. или рост цен при сохр. ур.за-ти и выпуска.

 

 


 

№ 46 Равновесие на товарном и денежном рынке в модели Хикса-Хансена

Тов. рынок - это рынки потреб.т и у, а также и рынок инвест.тов.. На потреб.D в осн. ок. влияние доход, а на инвест.- %ст.

Ден.рынок - на кот. происходит SR кредит.и заимствование денег, объединяя т.о. фин. институты (КБ, инвест.компании, пенс.фонды), фирмы и гос-во.

Тов.рынки и рынок денег находятся в процессе пост.взаимодействия. Изм.на од. со вр. отражаются на функц. другого, за искл.случая ликвидной ловушки.

В модели IS - LM (инвест. - сбереж. - предпочтение ликвидности - деньги) тов.и ден. рынок представлены как сектора ед. системы. Д.модель впервые была предл. в 1937 г. Дж. Хиксом, но широкое распрост.получила после выхода кн. А. Хансена "Мон.теория и фиск. политика", после чего ее стали наз.моделью Хикса-Хансена.

Кр.IS отр. соотн. %ст.и уровня нац. дохода, при кот обесп. равнов.на тов. рынках. Условием такого равновесия является равенство объемов сов.спр.и предл. На сдвиг кривой IS ок. влияние сл. ф-ры:

1. ур. потребит. расходов;

2. ур.гос.закупок;

3. чистые налоги;

4. изменение объемов инвестиций при сущ.% ст.

Кр.LM отр. зав-ть между %ст. и ур. дохода, возник. на рынке ден. ср-в.Кр.LM соот.таким парам точек (Y, i), для кот. спрос на деньги L, опред. уровень их лик-ти, равен предложению денежной массы М.Такое равнов.на ден. рынке может дост. в том случае, когда с ростом дохода Y %ст. i будет повышаться.

Совм. равновесие тов. и ден.рынков достиг.в точке перес.кр.IS - LM

Т.к кр.LM отр.изм.в монетарной пол., т.к. связана с ден.предл., а кривая IS - изм.в фиск. пол., то модель IS - LM дает в-ть оц. их совм. влияние на макроэкономику.

 


№ 47 Взаимосвязь фискальной и кредитно-денежной политики

Фискальная предст собой меры, которые принимает пр-во для возд на эк-ку с помощью изменения велдоходов и (или) расх гос бюджета.

Цели, ф.п напрна сглаживание цикл колебаний и стаб эк-ки в SR, — поддержание:

• стаб уровня сов объема выпуска (ВВП);

• полной з-ти ресурсов;

• стаб ур цен.

проводит пр-во. Ее инструменты воздействуют как на AD (величину сов расх), так и на AS (вел\ издержек фирм и дел акт-ть).Инструментами ф.п выст расх и дох гос бюджета:• гос.закупки; • Тx; • Тr.

Виды ф.п:

Стимул. и сдержив.

Стимулир прим при спаде, напр на ув деловой ак-ти и исп как ср-во борьбы с без-ей.

• ув гос закупок;

• сн Tx;

• ув Tr.

Сдерж -при буме ("перегреве" эк), напр на сн дел ак-ти в целях борьбы с инфл.

• сокр гос закупок;

• ув Tx;

• сн Tr.

Дискрец и автом

Дискрец - зак офиц изменение пр-ом величины гос закупок, Tx и Tr с целью стабэкономики. Эти изм находят отраж в осн фин плане страны — гос бюджете.

Автом (недискрец) -осн.на действии встр (автом) стаб-ов. это инс-ты, вел котне меняется, но само наличие кот автом стабил эк, относятся:

1. подох налоги (вкл все виды нал на доходы);

2. косвналоги (в п оч, налог на доб стоимость);

3. пособия по без-це;

4. пособия по бед-и.

КР.-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА - это важ.сост.часть макроэкполитики, наце­ленная на дост.ряда общеэк задач. Представ собой с-ть гос мер-ий в обл. кр-ден системы.

Кр.-ден.пол. осущ по­средством спец.инстр. и реализует опр.цели. Выделяют конечные и промежуточные цели.

Конечные:

а) быстрый рост реального ВВП; б) низкую б-цу;

в) стаб цены; г) устойчивый плат баланс.

Промежуточные:

а) ден массу; б) ст %;в) обм курс.

Цели достиг посредством опр инст­р, кот подразд на прямые и косвен­ные.

Прямые:

а) лимиты кредитования; б) прямое регулирование %ст.

Косвенные:

а) уст норму обяз резервов для КБ (мин долю депозитов, кот КБ должны хрв виде резервов — бес% вкладов — в ЦБ;

б) проводит операции на откр рынке (купля или продажа гос ценных бумаг);

в) уст учет ставку (ставку рефин, т. е. ставку, по которой ЦБ кре­д КБ).

 


№ 48 Анализ эффективности кредитно-денежной политики с позиций кейнсианства, монетаризма, теории «экономики предложения».

Кейнс: капитализм и система свободного рынка несовершенны, нет механизма, обеспечив. стаб-ть. Несоот. между планир-ми инвест-ми и сбереж.дейст.сущ. и вызывает колебания деловой акт-ти, выраж.в период. инфл.и безработице.Т.е.колебания сов. расходов возд. в первую очередь на ур. пр-ва и занятости, а не на цены.Поэтому гос-во должно играть опр акт. роль; дискретная фискальная политика и кр-ден политика необходимы для смягчения резких эк подъемов и спадов.

C (пот расх) +Ig (внутр инв расх) + G(гос закупки) +Xn чистый экспорт = ЧНП

Суть теории: совокупный V расх. покуп.=общей ст-ти проданных товаров и услуг.

Кейнс. уравнение отводит деньгам второст. роль, кр-ден политика менее действенна по ср. с фискальной.

изм.кр-ден политики=>изменение р-в КБ=>изм.MS=>изм%ст=>изм.инв =>изм.ном ЧНП (P*Q)

Монетаристы: система рын конкуренции обесп высокую степень макроэк стабильности. Проблема состоит в том, что закон о мин ст з/п, законод. дея-ть в интересах профсоюзов, поддерж.цен и др мер-ия гос-ва поощряют и усил негибкость в плане пониж цен и з/п; гос-во своими непрод. попытками стабилиз.эк с помощью фиск.и кр-ден политики способствует нестаб.системы, усиливает цикл.колебания.

 

Уравнение обмена: MV=PQ (общее кол-во расходов покупателей=выручке продавцов этого объема) Монетаристы видят в MS ед.важнейший ф-р, опр.уровень производства, занятости и цен.

изм-е кр-ден политики=>изм р-в КБ=>изм.MS=>изм. сов.D =>изм ном.ЧНП

Объясняя, как изм MS влияет на номЧНП, кейнс-цы подчеркивают роль % ст и инвест расходов; монетаристы считают, что изм-е MS непосредственно воздействует на совок D и сл-но на ном. ЧНП

"Экономика предложения ": Кризисные процессы 70-х гг. в развитых странах, особенно устойч. инфляция, подорвали доверие к кейнсианству. Применит. к налогообложению, и особ.к двум рассматриваемым прямым налогам, на первое место вышли идеи теоретиков "экономики предложения". По мнению этих теоретиков, стимулирование пр-ва и S путем снижения налогов являются гл.мерами преодоления кризисных и инфл. процессов. В соот.с этими мерами определялись и колич.показатели налогообложения. Оптимальным с тчк зр. сочетания фиск. и произв.-стимулирующих задач является налоговое изъятие не более 1 / 3 прибыли.

В итоге сторонники "эк.предл." выдвинули совсем иную модель налогообл. прибыли: вместо сочетания высоких ст. налога на прибыль с широкой системой нало. льгот - сочетание умер.ставок налога на прибыль с огр. системой налог.льгот. В 80-е гг. т. нашла практ. прим.в развитых странах. Начало положила налоговая реформа админист.президента Рейгана в США. В ходе этой реформы макс. ставка налога на корпор. прибыль была снижена с 46 до 34%, а макс. ставка инд. подох.налога - с 70 до 28% с резким уменьшением прогрессивности. Реформа стимул. эк.развитие США, поэтому аналог.реформы стали пров. в др.развитых странах.


№ 49 Бюджетный дефицит и государственный долг. Управление государственным долгом

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Несбаланс.бюджета означает колич.неравенство между дох.и расх. бюджета. Величина превышения расходов бюджета над его доходами называется бюдж.дефицитом.

Бюджетный дефицит также можно представить сле.образом:

Бюд.дефицит = Закупки т. и у.– Чист.налоги

Чистые налоги = Нал.поступления – Соц.выплаты

На размер б. деф ок. вл.: спад общ.производства, неоправданно возросшие затраты на фин. ВПК, значительные соц.программы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, непроизводительные расходы, потери, хищения и т.п.

Несбаланс. бюджет может привести и к возник. профицита

Для фин-я бюджетного дефицита государство может использовать:

доп.ден.эмиссию; кредиты ЦБ; внутр.и внеш.займы.

Гос.долг – сумма задолж.по выпущенным и непог. гос. займам, полученным кредитам, включая начисленные по ним проценты и выданные государственные гарантии.

Внешний гос.долг – это об-ва, возник.перед ин.кр-ми. Внутренний долг – это об-ва, возник. перед внут.кр-ми.

Эк.посл-я гос. долга:

1) сокращению ур.потребл. населением д. страны;

2) вытеснение частного капитала, сл-но, и ограничению дальн.роста эк;

3) ув. налогов, что снижает эк. ак-ть в стране;

4) перераспределение дохода в пользу держателей гос.облиг.

Управление государственным долгом – это сов-ть действий гос-ва, связ. с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выраб.условий и выпуском нов.займов, выплатой % по ранее выпущенным займам, проведением конверсии и консолидации займов. К упр.. долгом относятся и мер-ия гос-ва по погашению ранее выпущ. займов, срок действия которых истек.

Погашение гос. займов и выплата % по ним производятся либо из бюджетных средств, либо путем реф-ия, т.е. выпуска новых займов, для того чтобы рассчитаться с держателями старого займа.

В процессе управления гос. долгом гос-во может изменять первонач.условия займа. Изменение условий доходности займов называется конверсией, изм. сроков займаконсолидацией гос. долга.

Управ.и обслуж. внутр.и внеш. долгов РФ возложено на ЦБ РФ и Фед.казн-во при Мин. финансов РФ. Все затраты по обслуж.долга осущ. за счет фед. бюджета.


№ 50 Методология исследования макроэк процессов

Макроэк.использует общие методы, прим.в экономич. теории: науч.абстрагирование, анализ и синтез, историч. и логич. подходы, системно-функц. анализ, эк.-математ. моделирование, норматив. и позитив. подходы, Но применения этих методов определяет основоп. специфич. метод макроэк. – агрегирование. Метод агрегирования предполагает объединение однород. показателей с целью получения более общих, совок. п-лей. Испж метода агрегирования объясняется необхж рассмотрения экономики в целом.

Принцип агрегирования распространяется на:

· Экономич. субъекты, выделяемые на основе той роли, которую они вып. в ф-ии эк-ки, сами являются агрегир. вел-нами – это ДХ, Ф, гос-ва, ин.сектор

· Исследуемые рынки –т и у, денег, цен. бумаг, труда,валют. рынок

Вся система рынков изучается с помощью моделей, предст. теор.абстракции. В моделях используются 2группы п-ов: экзогенные (кот. известны к моменту постр. модели), эндогенные (которые необх.опр.в процессе анализа модели)

Построение модели предполагает описание взаимосвязей взаимозависимостей между указанными выше параметрами. Все модели классифицируются по: фактору времени: SR и LR; ст.распростр. связей: закрытые, открытые; учету вр.как фактору, опр.процесс: статист. и динамич.

При моделировании исп. 4 вида зависимости:

1) дефиницированные, отр. содержание и стр-ру понятий: AD=C+I+G+X

2) поведенческие, отраж. логику поведения экономических субъектов: C=C’(Y), где C – функция потребления, C' – пред. скл.к потреб., Y – распол. доход

3) технологически е, отр. взаимосвязь между ф-ми пр-ва и их рез-ми, пок.ур.развития эк., - произв. ф-ия: Y=f(K,L,N), где Y – объем выпуска, K,L,M – ф-ы пр-ва

4) институциональные, пок. связь между эк. п-ми и гос.институтами, регул. эк.дея-ть: T=tY, где T – сумма нал.поступл., t – устан.соот.институтом нал.ст., Y – доход

Выделяют 2 типа ожиданий: ex post и ex ante. ex post учитывают прош. опыт. ex ante дают прогноз., планов. оценки намерениям эк. субъектов

Развитие науч. представлений об ожиданиях ex ante привело к формированию следующих 3х теорий:

· Статистических ожиданий (субъекты считают, что эк.ситуация в стране будет неизм.по ср.с прошлым)

· Адаптированных ожиданий (эк.субъекты учитывают ошибки прошлого и делают корр-ку ожиданий с учетом предш.уроков)

· Рациональных ожиданий (учитывают прошл. ошибки, корр-ют пар-ры сегодняш. событий, но и загл. в будущее, пытаясь оценить возмож. послед-я эк.оценки событий)

Отлич.ос-ью макроэк.анализа выступает моделированиеНаиболее важное значение для макроэк-ки имеют 3 метода: математическое (осн.на том, что основ. п-ры эк-ки соизмеримы, и устюкачеств. и количеств. завис-ти перемен. величин, описюэкон. процесс) балансовое (предпол, что на всех рынках обеспеч = дох. и расх., пр-ва и объема продаж, совокуп. спроса и предл.; и хотя в реал-ти такое равнов-е практически недостижимо, именно стремление к нему позволяет решать макроэк. проблемы: занятости, экон. роста, инфляции и т.д.), статмоделирование.


№ 51 Инвестиции. Их основные параметры. Индуцированные и автономные инвестиции

ИНВЕСТИЦИИ — долгоср вложения гос или част капитала в разл отрасли эк, как внутри страны, так и за границей, с целью извл прибыли.В макроэк под инвестициями понимаются реальные инвестиции — вложения капитала част фирмой или гос-вом в произв-во той или иной пр-ии. Выделяют 3:

1. Производственные (здания, сооружения, оборудование).

2. Инвест в жилищное стр-тво (приобретение домов для проживания или сдачи в аренду).

3. Инвеств запасы (сырье, мат-лы, НП, ГП).

Различ валовые и чистые инвестиции. Валовые (брутто) инвестиции — это инвестиции на замещение старого оборудования (А) + прирост инвест на расширение пр-ва. Чистые (нетто) инвест— это валовые инвест за вычетом суммы А осн капитала.

Инвест спрос состоит из 2 частей: 1. Из спроса на восстановление изнош капитала. 2. Из спроса на увел чистого реального капитала. Инвест.спрос — это самая динамичная и изменчивая сост совок спроса, она зависит от: 1. Объект ф-в (нормы %, уровня изм выпуска пр-ии, прибылей, запасов капитала и ряда других ф-ов) 2.Субъект. ф-ов (реш-я пр-ей) Кривая инвестиц спроса показ в графич форме размер инвестиций, осущест. кот возможно при каждом данном уровне % ставки. Из рис. видно, что между ставкой % и совок. величиной требуемых инвестиций существует обратная зав-ть. Помимо % ставки, на инвестиции оказ влияние увеличение ВНП, изм в размерах налогообложения, технологич изменения и ожидания пр-ей. В этом случае происх ИЗМ-Е СПРОСА НА ИНВЕСТ. Люб ф-р, выз прирост ожидаемой доходности инвестиций, смещает кр инвестиц спроса вправо, а вызыв сниж ожидаемой дох-ти, смещает кр влево.

Сбережения состоснову инвестиций. Эк нахв равновесии в тчк, где сбережения=объему инвест. Покажем это графически. Предположим, что незави от уровня дохода общества возможности инвестирования из года в год постоянны. Тогда график инвест будет представлен гориз прямой (рис 1) В точке Е —пересеч кривых сбер и инв система нах в равновесии и имеет тенд к устойчивости. Если система обнаруж движение в сторону роста нац дохода (правее Е), линия сбережпройдет выше кр инвестиций. Рост сбереж сократит потребление. Сл-но, будет затруднен процесс реал-ии тови вырастут тов запасы. Произойдет сокращ объема произв-ва, возрастут увольнения рабочих. Это приведет к снижнац дохода (движ влево), и система вернется к равновесию в тчк Е.

Покажем теперь, как изм объема инвест сказ на величине нац дохода. При этом наглядно будет виден мультиплицирующий эффект доп инвес. Предполож, что инвест в общ-ве поднимаются на нов уровень, что равнозначно сдвигу кр инвест вверх. На рис 2 отметим, что в об-ве уст новая тчк экравновесия — Е', в кот наблюд и прирост сбережений, и прирост нац дохода. Однако при этом рисунок демонстрирует, что прирост нац дохода в 2,5 раза больше, чем прирост инвестиций.

Мультиплиц.эффект вызывает изм\не только в инвестициях, но и в уровне сбережений. Если, предположительно, рост бережливости перем вверх кр сбережений, то новая тчк равнбудет лежать левее первонач, что соотв понижению уровня нац дохода (рис 3). Это объясняется тем, что рост склонности к сбереж ведет к сокра потребления. В этих усл пр-ли не заинтересованы более инвестировать (продажи сократились), сл-но, сократится и нац пр-во, и нац доход. Скл к сбережениям оказ существ влияние на нац доход и эк равн общ-ва, что проявл в парадоксе бережливости.

Инвест.делятся на:

1. интеллект. — напр.на подготовку и переподготовку спец.на курсах, передачу опыта, лицензий и нововвед., совм. научные разработки;

2. капиталообразующие — затраты на кап. ремонт, приобр.зем.уч-в;

3. прямые —сделанные юр. и физ.лицами, им. право на участие в упр. пр-ем и полностью влад.пр-ием или контрол. не< 10% акций или акц. капитала пр-ия;

4. портфельные — не дающие право вкладчикам влиять на работу фирм и компаний, вклад. в долгоср. ценные бумаги, покупку акций;

5. реальные — долгоср. вложения средств в отрасли мат.пр-ва;

6. финансовые — долговые об-ва гос-ва;

7. тезаврационные —осуществляемые с целью накопления сокровищ. Они вкл.вложения в золото, серебро, другие драг металлы, драгоц.камни и изделия из них, а также в предметы коллекц.спроса. Специф. черта этих инвест.- отсутствие тек. дохода по ним.

 

 

Автономные инвестиции - опр. часть чистых капиталовложений, которые всегда осущ., не смотря на изменения величины нац.дохода. (затраты на новые изобр.или на удовлет. изменения вкусов; инвестиции в общест.или гос. организации, которые связаны со стр-вом каких-либо гражд. объектов, дорог или сооруж.­)Гл. ист. авт. инвестиций явл. гос.бюджет, а так же ин. капиталовл., кот.во многих странах рассм. как индуцир.капиталовложения, так как они чаще всего обусловлены ростом доходов.

Ф-я авт.инвестиций

,

где I – инвест. расходы;
I0 – авт. инвестиции, опр.внеш.эк. ф-ми (запасы полезных ископаемых и т.д.);
R – реальная ст. %;
d – эмпирический к-т чувствительности инвестиций к динамике cт%.

Индуцированные инвестиции предст. собой образование нов. капитала в рез-те повыш. уровня потребит.расходов. Если автон.характер инвестирования переходит к индуцированному, то происходит качест. изменение в системе нац. пр-ва. Так же нужно упомянуть о том, что при этом характер нац.воспроизводства становится либеральным даже при индуцированном типе инвестиций. Во многих странах этот момент становится очень важным для последующего эк. роста.


№ 52 Воздействие государства на потребительский и инвестиционные решения экономических субъектов

Гос-во оказывает воздействие на потреб. поведение ДХ при помощи влияния налогов на их межвр. бюдж. ограничения. ДХ реагируют как на изм.налоговой ст., так и на рост гос.расходов. Колебания в налогах прямо влияет на бюдж. ограничения ДХ:

 

Врем.изм.налогов, например, их рост, в условиях сбалансир.бюджета, т. е. когда изм.в налогах G сопровожд.равными изм. в гос.расходах (G), оказывает влияние на потребл. (Ct), уменьшая его, но в меньшеймере, чем наблюдается рост налогов.

Вр.увеличение налогов приводит лишь к вр. падению располагаемого дохода.

Так.обр, при росте налогов:

- сбережения в частном секторе снижаются,

-гос.сбережения остаются пост.,

- общенац.сбережения сокращаются.

Сист. рост налогов приводит к падению пост. располаг. дохода. ДХ в большей степени, чем при врем.росте налогов.

 

Несколько иная трактовка влияния изменений доходов и расходов на потребление отличается кейнс. направлением. Кейнсианцытакже признают обр.зав-ть между изм. налогов и потребл. ДХ, но объясняют эту зав-ть спомощью особой раз-ти мультипликатора гос.расходов [ ]. Он пок., насколько изм. величина нац.дохода при изм.гос. расходов на ед. В рез-те мультипликат.процесса в экономике отм. 2эффекта:

а) роста сов. спроса;

б) роста спроса со стороны частных лиц.

Влияние гос.расходов и налогов несколько в ином аспекте сказывается на инвест. решенияхпр-ей. В соот. с ф-ей инвест. рост % ст сокр.инвест.процесс. Отсюда, встает задача:проследить з-ть:

динамика дох. и расх. гос-ва —>колебания % ст —¦> изм.част. инвестиций.

Важным аспектом принятия инвест. решений является проблема распред.сбережений, явл.ист.финансирования, между гос.и частными секторами.

С позиции теоретиков неоклас. толка рост налогов в краткоср.периоде не влияет на потребление, но сокращает уровеньчастных сбережений, соответ., ресурсная база инвестирования уменьшается.

Механизмом, сокращ. размеры инвестирования, является рост % ст.на рынке сбережений и инвестиций.

 

Гос-во своей политикой может регулировать объем инвестиций.Налоговая политика, как правило, влияет на сокр. инвестиций, уменьшая их ресур. базу (напр., повыш.налога наприбыль, сокращ. инвестиц.налогового кредита, уменьшение аморт.льгот и т. д.). Однако на практике фирмы уплачивают налог и получают субсидии, что влияет на принятие оптим.инвестиц.решений. К числу таких льгот можно отнести:

V налоговые скидки на инвестиции — инвестиц.нал.кредит, кот. сокращает нал.платежи фирм на опр. величину с каждой ден.велич., израсход.на приобр.товаров;

Y ускор. регламент амортизац.отчислений, согласнокоторому фирма вычитает из корпорат.налогов сумму, отраж. износ осн. фондов. Чем больше принятые

нормы аморт., тем больше суммы средств, сэкономл. засчет нал.скидок на А.


№ 53 Основные модели потребления

Под потреблением в эк науке понимается общее кол товаров, купл и потребл в теч к-то периода.

Факторы потребления и сбережений, не связанные с доходами и вызывающие смещение кривых потребления и сбережений

1. Богатство (недвижимое имущество, предметы длит. пользования, фин.средства). Чем больше богатства накопили ДХ, тем при любом уровне тек.дохода слабее стимул для сбережений с целью покупки нового богатства и больше величина потребл.за счет расширения круга удовлетв. потребностей.

2. Уровень цен, возрастая, смещает гр.потребления вниз вслед.эффекта богатства, или эффекта реальных кассовых остатков, поскольку реальная (не ном.) стоимость финансовых средств обратно пропорциональна изменениям уровня цен.

3. Ожидания повышения цен и дефицита товаров ведут к повыш. тек. расх. и снижению сбережений, т. е. к смещению гр.потребл. вверх, а гр.сбережений вниз.

4. Потреб.задолж. ДХ вынуждает их сокращать тек.потребл., чтобы снизить з-ть.

5. Налоги выплач. за счет потребления и за счет сбережений. Рост налогов см. гр.потребления и сбер. вниз.

Итак, различают:

а) изменение в величине потребления, т. е. перемещение из одной точки в др.по кривой потреб. вслед.изм.уровня распол. дохода;

6) изм. в потреблении, т. е. смещение всей прямой вверх или вниз, выз.прочими факторами. Аналогичное разграничение относится и к графику сбережений.

ф-я п-я Дж. Кейнса запис. сл.образом:

C = Ca + Cy * y

Ca > 0,

где 0 < Са < 1

С – потребление,

Са – автон. потребление,

Су – пред. скл.к потреблению.


Гр.представление ф-ии потреб.:

 

Модильяни обр. особое внима. на то, что ур. дохода колеб. на прот.жизни человека и что сбережения позволяют потреб. перераспр. доход с периодов, когда его уровень высок, на периоды, когда он низок («молодые сберегают, старые тратят»):

Ф-я потребления здесь имеет вид:

C = aWR + cYL,

где WR - реальное богатство, а - пред. склонность к потреб. в отн.богатства, YL - труд.доход, с - пред.склонность к потребл. трудового дохода. Трудовой доход представляет собой доход, заработ. трудом, в отличие от дохода, получаемого другими ф-ми пр-ва, такими как рента с земли или прибыль с капитала.

Фридман доказал, что концепция Дж. Кейнса, увязывающая текущее потребление с тек.доходом, неизбежно приведет к ошиб. курсу. Вместо этого предложил для объясн. поведения п-лей г. пост.дохода. Кон-ия Фридмана доп.гипотезу жизн. цикла Модиль



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.90 (0.015 с.)