Вопрос № 1 Сущность общественного воспроизводства, его типы и цели 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 1 Сущность общественного воспроизводства, его типы и цели



Вопрос № 1 Сущность общественного воспроизводства, его типы и цели

Под общ. воспроизв. поннепрерыв. пост возобновляющийся процесс произв-ва. Прежде всего, это непрер произв-во обществ продукта как основы воспр-ва населения – носителя совок рабсилы, сов. капитала и земли как веществ ф-ов произв-ва. В совр зап эк лит-ре непрерывность пр-ва в масштабах общества рассматривается в модели кругового оборота. В модели субъекты эк отношений рассм. не как отдельные эл-ты, а объед-ся в группы или агрегаты – массовые эк явления. В модели выделяют 7 агрегатов, которые делятся на 2 группы:

1. Макроэк агенты, которые включают в себя: ДХ, Фирмы, Гос-во и ост (внешний) мир.

2. Макроэк рынки: рынок Т и У, рынок эк р-ов, фин рынок.

Типы общ восп-ва

Типология восп-ва характ большим разнообразием и имеет многокритер-ый х-р. Наиб изв 2 критерия.

1)х-р исп-ия получ ресурса доходов;

· простое - это повторение процесса пр-ва в прежних масштабах, потому что весь получ доход идет в личное (конечное) потреб;

· расширенное - это повторение процесса пр-ва в ув размере, т.к. часть полученных доходов исп-ся для приобдоп ресурсов, за счет кот произв-во возобновл-ся в увел масштабах;

· суженное - это повторение процесса пр-ва в сокр объеме в силу отсутствия доходов или нецелес развития данного вида пр-ва.

2)качественная характеристика факторов производства и их функционирования.

· Экстенсивное – ув произв мощностей за счет привл доп ф-ов пр-ва.

· Интенсивное – ув произв потенциала за счет прим нов технологий.

· Смешенное – применение двух путей сразу.

 

 


 

Вопрос № 2 Совокупный общественный продукт, его структура и его функции

Рез-том пр-ва как гл сферы эк-ки явл СОП, кот предстает как вся сов-ть благ, произ в общ-ве за опр период.

За этой категорией скрывается не простая сумма произведен благ, а сов-ть благ как рез-т обществ пр-ва, в кот производители связаны др с др обществ разделением труда; что у каждого входящего в состав СОП продукта есть опр назначение.Соотв за понятием СОП скрывается слож совокуп-ть связей и отношений, возникающих в процессе его произв-ва, распред, обмена и потреб-я. Если же взять простую сумму произведен в общ-ве благ, то она предстанет в виде валов обществ продукта (ВОП). Важная особенность СОП заключ в том, что, будучи агрегированным показателем, характериз состояние всей эк-ки, он не утрачивает св-ва отдельных товаров, из кот состоит. Как и отдел. товар, СОП одновр предстает в виде сов-ти полезностей (потребительных стоимостей) и сов-ти стоимостей. Выделяют 2 формы СОП: натурально-вещественную и стоимостную.

По натурально-веществ. форме СОП состоит из совокупностей средств произв-ва и предметов потребл.

В средствах произв-ва выделяются те, что должны заменить старые, использованные при пр-ве данного СОП средства произв-ва – средства труда и предметы труда. Средства труда формируют фонд А, предметы труда – фонд возмещения мат затрат. Вместе они формируют фонды возмещения ср-в пр-ва (ФВ) всего общ-ва, отдел сфер производства, отраслей и предприятий.Оставшиеся после форм этих фондов ср-ва пр-ва образуют фонд произв накопления общества, за счет кот идет расширение пр-ва.

Предметы потребл делят на предметы тек и долг пользования, в том числе капитальные. Тек пользования и кап, образуют фонд потребления общ-ва. Оставшиеся в СОП пр потреб обр фонд непроизв накопления. Произв предметы потребления и ср-ва произв-ва, направ в фонд накопления, выступают как чистый продукт общества – это то, что общество произвело в доп к тому, что было создано ранее в пред периоды.

По стоимостной струк-ре СОП делится на совокуп-ть стар. и нов.стоим-ти. Старая стоим-ть – та часть стоим-ти СОП, кот перенесена на него со средств произв-ва, использ. при его произв-ве. Поскольку она равна стоим-ти износа этих средств, то ее учет позволяет определить количеств. параметры фонда возмещения средств произв-ва в масш общ-ва. Нов стоимость – это стоим СОП без учета старой стоимости, т.е это стоим созданного в общ-ве чистого продукта. Учет нов стоим позволяет определить количеств. величину возрастания обществ. богатства.

Мерой стоим-ти явл деньги, поэтому указ величину можно определить через суммирование цен той массы благ, которые входят в состав чистого продукта. С учетом деления чистого продукта общества на фонд потребл-я и фонд накопл-я общ-ва (ФН) можно представить стоимостную структуру СОП:

СОП = стоимость ФВ + стоимость ФП + стоимость ФН. Поскольку фонд накопл возникает при расширенном воспр-ве СОП, то при простом воспр-ве СОП будет равен ФВ + ФП.

Стоим стр-ра СОП предстает и как сумма старой стоим-ти (с) и стоим-ти необх (v) и приб (m) продуктов общ-ва При опр ст-ти СОП неизбежно возн повторный счет. Получается, что стоим-ть СОП скл из ст-ти промеж и конеч продукта – продукта последней, «замыкающей» отрасли.

 


Прямые и косвенные

прямые,взим с эк аг за дох от ф-в пр-ва (лич подох налог, нал на прибыль, им-ва и т.п.)

косвенные, на т и у, сост в самой цене на пр потреб. (на доб. ст-ть, с продаж и т.п.)

Аккордные и подоходные

аккорд. гос-во уст вне зав-ти от ур дохода эк агента.

подох. подраз налоги, сост какой-то опр% от дох (Y). Д зав-ть пок либо пред ст налога (t), которая объясняет, наск ув налог при ув дохода на одну ден ед, либо ср ставка налога (q): просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода. То есть,

Стимул. и сдержив.

Стимулир прим при спаде, напр на ув деловой ак-ти и исп как ср-во борьбы с без-ей.

• ув гос закупок;

• сн Tx;

• ув Tr.

Сдерж -при буме ("перегреве" эк), напр на сн дел ак-ти в целях борьбы с инфл.

• сокр гос закупок;

• ув Tx;

• сн Tr.

Дискрец и автом

Дискрец - зак офиц изменение пр-ом величины гос закупок, Tx и Tr с целью стабэкономики. Эти изм находят отраж в осн фин плане страны — гос бюджете.

Автом (недискрец) -осн.на действии встр (автом) стаб-ов. это инс-ты, вел котне меняется, но само наличие кот автом стабил эк, относятся:

1. подох налоги (вкл все виды нал на доходы);

2. косвналоги (в п оч, налог на доб стоимость);

3. пособия по без-це;

4. пособия по бед-и.

 

 


№ 25 Влияние дискреционной фискальной политики на равновесный объем ЧНП

+24 б.

Дискр ф п – осозн ман-ние нал и правит расх с целью изм-ия реал объема нац пр-ва и занятости, контроля над инфл, ускор эк роста

I ув гос расходов приводит к ув ЧНП +эффект мультиаликатора (и наоборот) => увеличение гос расходов оказывает стим воздействие, но не засчет пов налогов, поэтом гос расходы сопровождаются бюдж дефицитом

II налоги повышаются, - ЧНП снижается (пов налогов вызывает сниж дохода после их уплаты, это приводит к снижению V потреб и сбереж при каждом уровне ЧНП)

Мультипликатор сбаланс бюджета: равные ув расходов и налогообл= ведут к ув= равновесного ЧНП (на ту же самую величину) Госрасходы оказывают прямое воздействие, налоги – косвенное через изменение дох и потребления

Виды фискальной политики:

1. Стимулирующая (спрос) сопровождается бюдж дефицитом

2. Сдерживающая

Проблемы: 1. Вр лаг распозн (разрыв во времени распозн проблемы и принятие решений о мерах 2. Администзадержка (рвзрыв во времени необходимости принятия мер и их реализации) 3. Функциональное запаздывание (разрыв во времени между реализацией мер и эффектом) 4. Политические проб

 

 


№ 26 Предложение денег и структура денежной массы. Количество денег, необходимых для обращения

Ден. масса – сов-ть всех ден. средств, наход. В хоз. и безнал. формах, обеспеч.обращение т и у в нар хоз-ве.

В структуре ден массы выд. активная часть, к которой отн. ден. средства, реально обсл. хоз.оборот, и пассивная, вкл. ден.накопл., ост.на счетах, кот. потенц.могут служить расч.ср-ми. Осн.часть сделок между пр-ми и орг., соверш. в развитой рын.эк. путем исп. банк. сч.. В р-те наступила эра банк. денег - депозитов, кот. обсл. такими инст-ми, как чеки, кред. и депоз. карточки, чеки для путеш. и т. п..

Вместе с тем, в пас.часть ден.массы вкл. такие компоненты, кот. нельзя непоср.исп.как пок. или плат. средство. Речь идет о ден. ср-х на сроч. счетах, сберег.вкладах в ком.банках, других кр.-фин.учреждениях, краткоср гос облигациях, акциях инвест фондов, кот. вкл.ср-ва только в краткоср. ден.об-ва и т. п. Переч.компоненты ден.массы получили общее название «квази-деньги» «Квазиденьги» представляют собой наиб.весомую и быстро раст. часть в ст-ре ден. массы.

Экономисты называют «квази-деньги» ликвидными активами. Если наличные деньги обладают абс.лик=ю, то ликвидность «квази-денег» не абс., «квази-деньги» дейст. относятся к лик.видам богатства, поскольку сроч. вклады, а также некот.виды акций и облигаций можно превратить в нал. деньги, хотя и с опр. трансакц. изд.

Ден.агрегатов - п-ли ден. массы.

Наиб.ликвидный ден. - МО: нал.деньги в обращении.

Аналогичным по л-ти - М1: нал.деньги и деньги на тек.сч. (сч.«до востреб.»), кот могут обслуж.с помощью чеков. Это "ден.в узком см.сл"Депозиты на тек. счетах вып. все ф-ии денег и мб легко преврв наличные.

Менее л-ым -М2. Это «ден.в шир. см.сл.»: в себя все комп.агр. М1 +деньги на сроч. и сберег.счетах ком.банков, депозиты в специал. фин.инст..

Еще менее л-ым ден.агр.- М3: М2+ депоз. сертификаты банков, облигаций гос. займа, др.ценных бумаг гос-ва и ком. банков.

Различие между агрегатом М1 и ост. закл, пр. всего, в том, что М2 и М3 вкл.«квази-деньги», кот.затруд. испол. для сделок, нелегко перевести в наличные.

Под S денег об. пон. ден. массу в обр., т.е. с-сть плат. ср-в, обращ. в стране в д.м-т.

Однако ни среди гос. долж. лиц, отвеч.за рег. ден.S, ни среди эк-ов нет ед. тчк.зр на то, из каких отд эл-в сост ден S: р-зие форм вложения фин ср-в достигло такой степени, что переход от собственно денег (банкноты, вклады до востр.) к лик и полулик формам их размещения соверш незаметно. В р-те граница между деньгами и неден авуарами теперь не такая четкая, как раньше.

 


№ 27 Спрос на деньги и факторы, его определяющие. Денежный рынок

D на деньги — жел.эк.субъектов иметь в своем расп. опр. к-во пла­т. ср-в, кот.фирмы и нас.намерены дер­жать у себя в д. м-т; общая пот-ть рынка в ден.ср-х. D на ден опр ту часть активов, которую Ф и ДХ хотят иметь в виде налич., а не в виде акций, облигаций, нед-ти, произв. оборудования и т. д. Это реал. спрос на деньги. Спрос на деньги вытекает из двух ф-й денег — быть ср-м обращения и средством сохр.бог-ва.

Сущ.различные теоретические модели спроса на деньги: классическая колич.теория; кейнс.теория; монета­рист. теория D на ден.

Кейнсианская - т. предпочте­ния (лик-ти - выделяет 3мотива, побужд.людей хчасть денег в виде н-ти:

- трансакционный (потр-ть в налич.для те­кущих сделок);

- предосторожности (хран.опр. суммы нал-ти на сл.непред. обс-в в буд.);

- спекулятивный ("намер.приберечь нек. резерв, чтобы с выгодой восп.лучшим, по ср.с рынком, знанием того, что принесет буд.").Спек. спрос на деньги осн.на обр.за­висимости между ст. % и курсом облигаций.

Классическая т. связывает D на ден.гл. образом с реал. доходом. Кейнс.теория спроса на деньги считает осн. ф-ом ст. %. Хр.денег в виде налич. связано с опр.издержками. Они равны %, кот. можно было бы получить, положив деньги в банк или исп.их на покупку других фин. активов, приносящих доход. Чем выше ст.%, тем боль­ше мы теряем потенцюдохода, тем выше альт. ст-ть хран.денег в виде нал-ти, а значит, тем ниже спрос на нал. деньги.

Обобщая два назв. подхода - клас. и кейнс., можно выделить сл. ф-ры D на ден: 1) ур дохода;2) ск-ть обращения денег; 3)ст %.

РАВН. НА ДЕН. РЫНКЕ - сит. на ден. р., когда к-во Sден. ср-в и кол-во денег, которое хотят иметь на руках нас.и пр-ли, равны.

Равн.на ден. рынке есть р-т взаимод. MD и MS. Кр.MD отр. взаимосвязи меж­ду общим к-ом денег, кот.нас. и Ф хотят иметь на руках в д. м-т, и % ст. по об. неден. акт. Кривая MS отр з-ть MS от % ст.

Равн.на ден. рынке формируется под возд. ЦБ. В том случае, когда ЦБ, контр. S денег, намерен поддер. его на фикс ур незав.от изм % ст, кр S будет иметь верт линию. Гр из.этой сит по­к на рис.

 

 


№ 28 Кредитная система совр общества. Операции банков и их влияние на ден предле. Ден мультипликатр

Совр. кр.-ден.система предст.собой р-т длит. истор.разв. и присп. кр. инст. к пот-ям развития рын.эк-ки. С инстит.тчк.зр, кр-ден система предст собой комплекс вал-фин учреждений, активно исп гос-вом в целях регулир.эк-ки.

выд.3осн. звена: ЦБ; ком. банки; специализ.кр.-фин.инст.

ЦБ вып.ряд важных ф-ий:

1)эмиссия банкнот; 2)хран.гос.золото-вал. резервов; 3)хр. резерв. фонда других кр.учреждений; 4)ден.-кред. регулир. эк.;5) поддер. обм. курса нац.валюты; 6)кред. ком. банков и осущ. кассового обсл.гос. учр-ий; 7)проведение расчетов и переводных операций; 8)контроль за дея-ю кред. уч-ий. В целях осущест.своих ф-ий ЦБ использует сл.осн.инстр-ты:

а) уст. норму обяз.резервов для ком. банков (мин.долю депозитов, кот.ком. банки должны хр. в виде резервов — бес% вкладов — в ЦБ;

Чем выше уст.ЦБ норму обяз.резервов, тем мен. доля ср-в мб исп ком банками для акт.операций. Увел. нормы резервов (rr) ум. ден. мул-тор и ведет к сокр.ден.массы. Таким образом, изменяя норму обяз. резервов, ЦБ ок. возд. на динамику MS

б) проводит оперна откр рынке (купля или продажа гос ценных бумаг);

в) уст учетную ставку (ставку рефин, т. е. ст, по которой Ц банк кре­д ком банки).

ЦБ не может полн контр MS, ибо ком банки сами опр величину избыт резервов, что вл на норму банк резервов и соот на мультипликатор. ЦБ не может точно спрогно.объем кредитов, кот. будет выдан ком. банкам. К-т депонирования опр.повед. населения и иными прич., не всегда связ.с д-ми ЦБ.

КБ — кр.учр.универс.типа, осущ. на догов.усл. кр.-расч. и др.банк. обсл. юр.и физ. лиц поср. совершения операций и ок. услуг.

К б вып. сл.осн. ф-ии:

а) прин.и размещ. ден. вклады;

б) привл. и предост. кредиты;

в) произ. расчеты по поруч.клиентов и банков-корресп. и их кас.обслуж.

Осущ.КБ операции подразд. на пассивные и активные. Пассивные — привлечение ден. ресурсов путем приема депозитов, прод. акций, обл., других цен.бумаг. Активные — размещение ден.ресурсов пу­тем предост. кредитов, покупки акций и цен. бумаг.

Отношение ден. массы к ден.базе позволит нам рассчитать м-тор ден. S, или ден м-тор. можно предств виде ф-ы

Ден. база = М0 + ден. ср-ва в обяз.резервах (в ЦБ РФ) + ден. с-ва КБ на корресп. счетах ЦБ РФ..

Ден.м-тор = М2 (ден. масса) / Ден. база.

 


№ 29 Кредитно-денежная политика и ее основные инструменты

КР.-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА - это важ.сост.часть макроэкполитики, наце­ленная на дост.ряда общеэк задач. Она представ собой с-ть гос мероприятий в обл. кр-ден системы.

Кр.-ден.пол. осущ по­средством спец.инстр. и реализует опр.цели. Выделяют конечные и промежуточные цели.

Конечные цели. К ним относят: а) быстрый рост реального ВВП

б) низкую б-цу; в) стаб цены;

г) устойчивый плат баланс.

Промежуточные цели

а) ден массу; б) ст %;

в) обм курс.

Цели достиг посредством опр инст­р, кот подразд на прямые и косвен­ные.

К прямым: а) лимиты кредитования; б) прямое регулирование %ст.:

Косвенные а) уст норму обяз резервов для КБ (мин долю депозитов, кот КБ должны хрв виде резервов — бес% вкладов — в ЦБ;

б) проводит операции на откр рынке (купля или продажа гос ценных бумаг);

в) уст учет ставку (ставку рефин, т. е. ставку, по которой ЦБ кре­д КБ).

 


№ 30 Механизм воздействия кредитно-денежной политики на достижение полной занятости, стабильности и на внешнеэкономическую деятельность. Кейнсианский и неоклассический подходы

см.б.28-29 +

Кейнс: капитализм и система свободного рынка несовершенны, нет механизма, обеспечив. стаб-ть. Несоот. между планир-ми инвест-ми и сбереж.дейст.сущ. и вызывает колебания деловой акт-ти, выраж.в период. инфл.и безработице.Т.е.колебания сов. расходов возд. в первую очередь на ур. пр-ва и занятости, а не на цены.Поэтому гос-во должно играть опр акт. роль; дискретная фискальная политика и кр-ден политика необходимы для смягчения резких эк подъемов и спадов.

C (пот расх) +Ig (внутр инв расх) + G(гос закупки) +Xn чистый экспорт = ЧНП

Суть теории: совокупный V расх. покуп.=общей ст-ти проданных товаров и услуг.

Кейнс. уравнение отводит деньгам второст. роль, кр-ден политика менее действенна по ср. с фискальной.

изм.кр-ден политики=>изменение р-в КБ=>изм.MS=>изм%ст=>изм.инв =>изм.ном ЧНП (P*Q)

Монетаристы: система рын конкуренции обесп высокую степень макроэк стабильности. Проблема состоит в том, что закон о мин ст з/п, законод. дея-ть в интересах профсоюзов, поддерж.цен и др мер-ия гос-ва поощряют и усил негибкость в плане пониж цен и з/п; гос-во своими непрод. попытками стабилиз.эк с помощью фиск.и кр-ден политики способствует нестаб.системы, усиливает цикл.колебания.

 

Уравнение обмена: MV=PQ (общее кол-во расходов покупателей=выручке продавцов этого объема) Монетаристы видят в MS ед.важнейший ф-р, опр.уровень производства, занятости и цен.

изм-е кр-ден политики=>изм р-в КБ=>изм.MS=>изм. сов.D =>изм ном.ЧНП

Объясняя, как изм MS влияет на номЧНП, кейнс-цы подчеркивают роль % ст и инвест расходов; монетаристы считают, что изм-е MS непосредственно воздействует на совок D и сл-но на ном. ЧНП


№ 31 Объективные основы формирования мирового хозяйства и его структура

Объект. осн. форм. мир.х-ва явл:

1.Эк.ресурсы – природные, чел., инвест. – распр-я между странами мира крайне неравномерно; страны сущ. различаются по своей обеспеч.эк.р-ми.

2.Эффективное пр-во разл. тов. требует разл.технологий или комб.р-ов.

Структура мир. х-ва включает сл. элементы:
- мир. рынок т и у;
- мир. рынок капиталов;
- мир.рынок раб. силы;
- межд. вал. систему;
- межд.кр.-фин.систему.
Субъектами мир.х-ва явл:
- гос-ва и их народнохоз. комплексы; - ТНК; - межд.орг-ии и инст..
Таким образом, мир. х-во - это система нац.х-в отд. стран, объед.межд.разд.труда; торгово-производ., фин.и н.-техн.р-ми.
В МЭО разделяют центр и периферию. Центр - это пром развитые страны с эффек рын х-ием. Периферия - это развивающиеся страны.

Организационно-эк структура мир. хозяйства состоит из:
Региональная подструктура -эк объед стран на основе террит принципа. Сюда относят межгос.эк.объед.и рег. эк. комиссии ООН.

Функциональная под-ра пред. собой гос.эк.организации по вопросам функционирования мирового хозяйства.


№ 32 Взаимосвязь между инвестициями, потреблением и сбережениями

Под потреблением в эк науке понимается общее кол товаров, купл и потреблв теч к-то периода.

Под сбережением понимается, та часть дохода, кот не потребляется. Ин сл, сбереж - сокр потребл.

Осн вклад в развитие концепции потреб рынка внес Дж.М. Кейнс. Классшкола исх из предполо том, что величины потреб обратно пропорцион величине %ой ставки, тк рост величины % ставки должен повышать величину сбережений, что соотв-но вызывает снижение величины потребления, так как экагенты могут либо сберегать, либо потреб имеющ у них ср-ва.

Кейнс, в отличие от предст клас школы, предположил, что эк агенты формируют свое потреб исходя из велич текущ дохода. Так же он сформулировал основной психол закон, характериз поведение потребителей, склонных, как правило, увсвое потребление с ростом доходов не в той мере, в какой растет их доход. Для исслед концепции поведения потреб прим показатели, хар склонность индивида к потреблению (жел покупать потреб тов).

Ср скл к потреблению (APC) исчисл как отнош величины расходов на потребление (С) к распол личдоходу (Y): APC = C/Y

Предельная склонность к потреблению (MPC) выраж отнош любого измен в потребл (DC) к изм в доходе (DY):

MPC=DC/DY

Ввиду того, что всегда Y>C то величина пред склонности к потреблению всегда <1.

Склон сбережению – один из психол факторов, означжелание человека сберегать.

Ср склонность к сбережению:

APS = S/Y

Пред склк сбережению:

MPS=DS/DY

Т.к изм сбережения и изм величины потреб в сумме равны изм-ю располаг дохода, то сумма пред скл к сбери пред склк потреб = 1:

MPC + MPS =1

 

Сбережения сост основу инвестиций. Эк нахв равновесии в тчк, где сбережения=объему инвест. Покажем это графически. Предположим, что незави от уровня дохода общества возможности инвестирования из года в год постоянны. Тогда график инвест будет представлен гориз прямой (рис 1) В точке Е —пересеч кривых сбер и инв система нах в равновесии и имеет тенд к устойчивости. Если система обнаруж движение в сторону роста нац дохода (правее Е), линия сбережпройдет выше кр инвестиций. Рост сбереж сократит потребление. Сл-но, будет затруднен процесс реал-ии тови вырастут тов запасы. Произойдет сокращ объема произв-ва, возрастут увольнения рабочих. Это приведет к снижнац дохода (движ влево), и система вернется к равновесию в тчк Е.

Покажем теперь, как изм объема инвест сказ на величине нац дохода. При этом наглядно будет виден мультиплицирующий эффект доп инвес. Предполож, что инвест в общ-ве поднимаются на нов уровень, что равнозначно сдвигу кр инвест вверх. На рис 2 отметим, что в об-ве уст новая тчк экравновесия — Е', в кот наблюд и прирост сбережений, и прирост нац дохода. Однако при этом рисунок демонстрирует, что прирост нац дохода в 2,5 раза больше, чем прирост инвестиций.

Мультиплиц\ эффект вызывает изм не только в инвестициях, но и в уровне сбережений. Если, предположительно, рост бережливости перем вверх кр сбережений, то новая тчк равнбудет лежать левее первонач, что соотв понижению уровня нац дохода (рис 3). Это объясняется тем, что рост склонности к сбереж ведет к сокра потребления. В этих усл пр-ли не заинтересованы более инвестировать (продажи сократились), сл-но, сократится и нац пр-во, и нац доход. Скл к сбережениям оказ существ влияние на нац доход и эк равн общ-ва, что проявл в парадоксе бережливости.

 

 

№ 33 Международное разделение труда и теория сравнительных преимуществ в мировой торговле

МРТ- взаимосвязанный процесс спец-ии стран,, объед пр-ий на пр-ве отд продуктов и их частей с коопер пр-лей для совм. выпуска кон. пр-ии.

 

-Производственное (вертик и горизон- изготовление отдкомпонентов, из кот потом собирсложное изделие)

-Территор РТ(спец отдстран, регионов на пр-ве отд пр-в)

-Общее(между крупными группами отраслей)

частное(внутриотраслевое)

единичное(внутриотраслевое).

Мир.хоз-во- система нац. х-в отд. стран, объед.МРТ, фин.,науч.-техн.связями.

· Теория относительного преимущества:(Д.Рикардо)

Страна обл. сравн. пр-ом только в опр. видах пр-ии,хотя способно выпускать мн-во разнообр.тов..Общий объем пр-ии можно ув за счет доп. пр-тв, возникших при специализации страны на пр-ве той продукции, на которой пр-ва в издержках особенно велики..Страна экспортирует ту продукцию, в выпуске которой она преуспевает и импортирует ту,в выпуске которой преуспевают другие страны.Разница в издержках должна быть больше,чем продукции.

 

 


№ 34 Международное движение капитала

Суть вывоза капитала закл. в том, что за рубеж перен. уже не акт реализации прибыли, закл.в цене экспорт.товаров, а сам процесс ее создания. Это предопр. эк. интерес стороны, вывоз. капитал, что, однако, сочетается с заинт-ью приним.стороны в привл.ин. кап. В посл.набл. знач. рост вывоза капитала. Это объяс. рядом причин.

1.Ускорение эк.роста и НТП требуют для своей реал. все новых капиталовложений.

2.Перенос пр-ва трудоемкой продукции в развивающ.страны позволяет сужать издержки пр-ва за счет более дешевой раб. силы.

3.Вл. кап. в добыв.отрасли за рубежом обеспечивает пост.источ.сырья.

4.Вл. кап.в обраб. пр-ть развитых стран позв. преод.тамож.барьеры, ст.на пути расшир. экспорта.

5.Недостаток капитала в приним.странах в целом или в отд. с-ах, отр-ях, инф-ре при наличии др. благопр. ф-ов.

Важ.роль играют экол.ф-ры - перенос вредных для ок.ср. пр-в в развивающ.стр..

С 70-х годов объем заруб. пр-ии ТНК стал превышать объем мир. торговли. На заруб. пр-во приходится четверть ВНП пром. развитых стран.

В эксп. прямых капиталовл.доминируют США, ЕС и Япония (примерно 4/5 общего объема вывоза и ввоза кап.). Главным полем приложения ин. капитала стали сами промыш.развитые страны. На развивающ. страны приход.30-33% новых прямых инвестиций. Это огр. масштабы вовл. развивающ.стран в процесс интернационал.пр-ва на основе совр.требований НТР.

Направление движения капитала потеряло свою былую одностор. (из пром.разв.стран в развивающ.). Сейчас движ.кап.идет в обоих напр.. Многие из стран явл. одновр. э-ми и и-ми кап.. Особ.это хар-но для взаимопроникн. амер. и западноевр.капиталов.

Увеличилась доля прямых инвест. по ср.с портфельными. Это свид.о стремл. монополий взять полностью под свой контроль зарубе.пр-ия.

Со второй половины 60-х годов преимущ.сферой стала нов.технол.и сфера услуг.

Экспорт капитала осущ. не только частн. монополиями с целью извл.прибыли, но и пр-ми и межд.вал.-фин. орг.исходя из военно-страт.и полит. интересов. Гос.капитал вклад.за рубежом в первую очередь в инфр-ру: стр-во портов, транспорта, систем связи, тем самым создавая благопр. условия для влож. частных инвест..

Гос капитал экспорт. в разл. формах:

-безвозм. субсидии и дотации преимущ. наименее развитым странам;

-гос. долгоср.кредиты на развитие (на 25-40 лет);

-гос.гарантии частных кредитов.

Для страны - э-ра ухудш.плат.баланс, хотя впосл. (когда начнут пост.прибыли от этих влож.) плат.баланс будет улучш. Экспорт капитала расширяет р.сбыта для страны - экспортера. Но в то же время сужает р.труда, так как раб.места уходят за рубеж.

Для импортера капитала его ввоз означает приток валюты, повыш. з-ти, внедр.нов. тех-ий. Но в то же время теряется контроль над отд.секторами нац.эк.


№ 35 Сущность, направления и причины международной миграции рабочей силы

- перем. нас.через гос.границы для того, чтобы вст.в труд. отн.с раб-ми в др-стране. К трудовым мигрантам не относятся коммерсанты - «челноки», а также лица, выезж-за рубеж в служ ком-ки (при от-ии контракта с ин.раб-ми).
Внеш. миграция имеет 2 стороны:
-эмиграция, (выезд трудосп. нас. из стр. преб. для долговр. или пост.прож. в др.стр.;
-иммиграция (приезд раб.силы в д. страну из-за границы.)
Выделяют сл. виды тр. миграции:
безвозвр. - выезд мигрантов на пост. место ж-ва в прин. стране;
вр.-пост. - огран. пребывания в стр. въезда сроком от 1г до 6л
сезонная - кратковр.(в пределах 1г) въезд для работы в тех отрас.х-ва, кот.имеют сез. х-р (с/х, рыб-во, сфера услуг). Разновид. сез. миграции является кочевничество, сохран.в Африке и в Западной Азии;
маятниковая (челночная, приграничная) - ежедн.переезд из одной стр. в д.и обратно. Мигрантов, пересек. границу для работы в соседней стр., называют раб.-фронтальерами;
нелегальная - незак.въезд в др. страну в поисках работы или прибытие в нее на зак.осн.(по частным пригл., в качестве туристов и т.д.) с посл.нелег.труд-ом;
«утечка умов» - межд.миграция высококвалиф. кадров (ученых, редких сп-в, иногда «звезд» ис-ва, спорта).

 

Причинами миграции раб. силы являются факторы как эк., так и неэк.хар-ра..

неэк. типа относятся: полит., нац, религ., расовые, семейные и др.
эк: кроются в разл эк уровне разв отд стран. Раб сила перемещается из стран с низким ур жизни в страны с более выс ур. Объективно возможность миграции появляется вследствие нац различий в условиях з/п; наличие органической без-цы в нек.странах, прежде всего, слаборазвитых; вывоз капитала межд.корпораций. ТНК способ.соед.раб. силы с капиталом, осущ.либо движение раб. силы к капиталу, либо перем. своего капитала в трудоизб. регионы.

Наиболее активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х гг. в рамках моделей эк.роста. Их основная идея закл.в том, что межд. перемещение раб.силы, как одного из факторов пр-ва, оказывает сущ.влияние на темпы эк. роста. Причиной миграции являются межстрановые различия в оплате труда. Сторонники неоклассического подхода, в соот. с которым человек получает и потребляет пред. продукт своего труда, считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния прин. страны, причем эк. состояние гос-ва, из которого происходит эмиграция, остается прежним или, во всяком случае, не ухудшается. Неокейнсианцы признавали возможность ухудш.в рез-те миграции эк. положения страны, экспортир.рабочую силу, особенно если эмигрируют высококв. раб.. В этой связи широко обсуждалась идея введения налога на «утечку мозгов», доходы от кот. предл. передавать в распоряжение ООН и исп. на нужды развития.
В последние годы акцент в анализе миграции сместился на иссл. аккумуляции чел. капитала как эндогенного ф-ра эк. роста стран.

 

 


№ 36 Внешнеторговая политика: свободная торговля и протекционизм

Межд.торговля растет и разв.в связи с выгодностью и целесообр.международного МРТ.

В осн.межд.торг. лежит принцип сравн. пр-в. Наличие особых условий (выг.ГП, нал.редких пр.р-в, квал. сп-ов, выс.ур. техн. осн.х-ва и пр-ти труда) дает стр.опр.пр-ва при пр-ве нек. т и у.

Различия в отн. эф-ти при пр-тве разных тов.в отд. стр., позволяют извл.выгоды от спец-ии пр-ва опр. видов тов. Торгуя между собой, страны имеют воз-ть получить посредством импорта те товары, которые не произв. в стране, приобр.их при более низких ден. расходах, чем если бы страна самост. произв. данный вид пр-ии.

Внешняя торговля - важн.форма МЭО; Межд.торг - обмен т и у между гос-нац хоз-ми.

Эксп. квота -хар. ур.откр-ти эк для внешнего рынка-это доля Э на душу нас(Э/ ВВП)

Формы гос. защиты нац.интересов:

· протекционизм -для ограждения от конк.импортеров.

Жесткий протекционизм преполагает сдерж. импорта тов.и всяческое стимул.Э тов.,защиту нац. пр-сти путем введения высоких ввозных пошлин.,гос.монополии на на торг. опр. видами тов..

· пол. своб. торг.( в осн.т.сравн.издержек).Сокращ.тарифов и квот,вед. к росту объемов межд. торговли,отр. тенденцию к либер. торг. политики,к достиж.большей открытости нац. эк.Служит ист-ом благосост. гос-ва.

 


№ 37 Платежный баланс и его структура

Плат.баланс – это системат.запись итогов всех сделок между резид. (физ. и юр.лицами д. стр.) и нерезид.(физ.и юр.л.др. стран), предст. собой сумму всех операций между д. стр.и др. стр. за опр.период времени.

Платежный баланс следует отличать от расчетного, в который включаются все треб.и об-ва страны за гр., в том числе и непогашенные. В отличие от этого в платежный баланс входят только факт. произв. поступления и платежи.

Соотношение между поступ. и произв.платежами предст.собой сальдо плат. баланса..

К двум основным разделам плат. ба. отн.:

1) Баланс текущих операций:

· Торговый баланс отражает сум.платежи по Э и И товв;

· Баланс услуг отражает суммар выплаты %ов по люб. активу (акц, облиг и т.п.), выплаты чист дохода по инвест., выплаты по лицензиям, фрахту, а также покупку частн лицами валюты в банках для вывоза за рубеж

· Баланс трансфертов отражает ден переводы частных лиц, субсидии и ссуды частным лицам, дары и гранты, а также все виды безвозм. помощи

2)Баланс движения капитала отражает сум. платежи по пок и продаже капит активов, так как акц, облиг, банк депозиты, земля и т.п. Продажа капит активов зарубежным инвесторам представляет собой И капитала, покупка за рубежом активов — Э кап.

 


 

№ 38 Эволюция международной валютной системы

На первых двух эт.своего развития мир. вал. система была осн. на зол.стандарте. (зародился в Англии).За нац.валютой зак-но фикс. золотое содержание. Банки осущ.размен выпускаемых ими банкнот на золото.

1.стаб-ть вал. курсов,

2.отказ от самост.ден. политики

3.необ-ть держать большие резервы в золоте

Зол ст-т существовал в виде золотомон.,когда осущ. свободная чеканка золотых монет; золотослитк. и золотодев., когда в м/н расчетах исп. также валюты стран с золотым ст-ом.

После Второй Мир. войны- " Бреттон-вудская "система.

1. созданы МВФ и МБРР-для регул.фин.отношений стран-членов системы.

2.был уст.золотодев.стандар-т. В его основе лежали золото и 2 резер. валюты: доллар и анг. фунт стерлингов.

3. Все стр.обязались поддержать твердый курс своей валюты к доллару. Страны, подпис. соглашение,зафиксировали курсы своих валют в долларах или золоте.(35дол. за 1 унцию золота).Страны -участ. образовывали фонд м/н резервов. Если курс вал. падал, то было должна была пров. девальвация.

Ямайская вал. система:

· отм.офиц. цена золота, прекр.обмен долл. на золото, ни одна нац. валюта больше не имеет зол. содерж.Рынок золота из осн.ден.рынка превратился в разн-ть тов. рынка.

· странам предост. право выбора любого режима вал.курса: свободно плав., огр. (коридор к одним валютам и своб.е пл. к другим) либо фикс. (привяз.к одной валюте, СДР, корзине или скользящий паритет).

· введен новый вид межд. плат.средства - СДР (SDR - Special Drawing Rights, СПЗ- специальные права заимствования) - расчетная единица МВФ, исп. для безнал. межд. расчетов путем записей на спец. счетах.

· расширены в-ти проведения незав. внутр. ден.пол. отд. ЦБ. ЦБ стран не обязаны вмеш. в работу вал рынков для поддерж фиксир паритета своей валюты. Однако они осущ вал. интервенции для стабил. курсов валют.

 

 


Стимул. и сдержив.

Стимулир прим при спаде, напр на ув деловой ак-ти и исп как ср-во борьбы с без-ей.

• ув гос закупок;

• сн Tx;

• ув Tr.

Сдерж -при буме ("перегреве" эк), напр на сн дел ак-ти в целях борьбы с инфл.

• сокр гос закупок;

• ув Tx;

• сн Tr.

Дискрец и автом

Дискрец - зак офиц изменение пр-ом величины гос закупок, Tx и Tr с целью стабэкономики. Эти изм находят отраж в осн фин плане страны — гос бюджете.

Автом (недискрец) -осн.на действии встр (автом) стаб-ов. это инс-ты, вел котне меняется, но само наличие кот автом стабил эк, относятся:

1. подох налоги (вкл все виды нал на доходы);

2. косвналоги (в п оч, налог на доб стоимость);

3. пособия по без-це;

4. пособия по бед-и.

КР.-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА - это важ.сост.часть макроэкполитики, наце­ленная на дост.ряда общеэк задач. Представ собой с-ть гос мер-ий в обл. кр-ден системы.

Кр.-ден.пол. осущ по­средством спец.инстр. и реализует опр.цели. Выделяют конечные и промежуточные цели.

Конечные:

а) быстрый рост реального ВВП; б) низкую б-цу;

в) стаб цены; г) устойчивый плат баланс.

Промежуточные:

а) ден массу; б) ст %;в) обм курс.

Цели достиг посредством опр инст­р, кот подразд на прямые и косвен­ные.

Прямые:

а) лимиты кредитования; б) прямое регулирование %ст.

Косвенные:

а) уст норму обяз резервов для КБ (мин долю депозитов, кот КБ должны хрв виде резервов — бес% вкладов — в ЦБ;

б) проводит операции на откр рынке (купля или продажа гос ценных бумаг);

в) уст учет ставку (ставку рефин, т. е. ставку, по которой ЦБ кре­д КБ).

 


№ 48 Анализ э



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.201 с.)