Теоретические основы страховой премии 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы страховой премии



Тюмень,2011

Содеджание

Введение

Теоретические основы страховой премии

Понятие страховой премии

Теоретические основы построения страховых тарифов

Порядок и условия уплаты страховой премии

Анализ ценовой конкуренции и демпинга в автостраховании

Понятие конкуренции и демпинга в автостраховании

Расчет тарифов

Проблемы и перспективы понижения страховой премии

Опасность демпинга для страховщика

Иные способы привлечения клиентов

Заключение

Список литературы

Введение

 

Страхование – древнейшая категория общественных отношений. Оно возникло в целях взаимопомощи в области торговли и впоследствии стало одним из важных условий производственной деятельности и быта человека.

У страхования особая экономическая задача: обеспечить находящемуся под угрозой рисковых событий физическому или юридическому лицу покрытие потребности в деньгах на основе взаимного уравновешивания в рисках. Главенствующая роль при решении этой задачи принадлежит страховым премиям, за счет которых создается страховой фонд возмещения ущерба участникам страхования.

Страховые премии формируют первичный доход, который является источником образования прибыли и основой для исчисления налогооблагаемой базы страховщика. Кроме того, за счет страховых премий финансируются расходы на ведение дела, то есть на содержание самой страховой организации.

Предмет исследования данной курсовой работы – страховая премия как плата за страхование и ценовая политика страховщика.

Цель данной курсовой работы заключается в определении понятия страховой премии и проведении анализа ценовой конкуренции и снижения страховой премии. Для достижения названной цели предусматривается решение следующих задач:

рассмотреть теоретические основы страховой премии;

провести анализ ценовой конкуренции и демпинга в автостраховании;

на основе проведенного анализа выявить проблемы и перспективы понижения страховой премии;

Данная работа базируется на изучении законодательных и нормативных актов в области страхования, теоретических исследований таких авторов как Рейтман Л.И., Шахов В.В., Зайцева М.А., Хомярчук В.М., Миллерман А.С., Кутуков В.Б., а также периодических изданий.

Теоретические основы страховой премии

 

Понятие страховой премии

 

Страховая премия является экономической категорией страхования, с помощью которой формируется страховой (денежный) фонд, а страховой фонд, в свою очередь, является средством перераспределения страховых рисков.

В легальном определении страховая премия означает плату за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, установленные договором страхования (п. 1 ст. 954 ГК РФ).

Кроме данного определения правовой режим страховой премии установлен в ст. 11 Закона о страховом деле, предусматривающей, что страховая премия (страховые взносы) уплачивается страхователем в валюте Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Правовой анализ изложенных норм законодательства позволяет выделить основные признаки страховой премии, характеризующие ее как существенный элемент страхования.

1. Прежде всего, следует отметить, что страховая премия является платой за страховую услугу, которую необходимо осуществить с целью получения страховой защиты. Соответственно, страховая услуга является платной, выраженной в определенном денежном эквиваленте.

2. Плата как источник возникновения страховой премии является формой вознаграждения страховщика, которую должен осуществить страхователь или выгодоприобретатель за оказываемую страховщиком страховую услугу.

3. Оплата страховой премии должна осуществляться в строго установленном порядке, который определяется договором страхования или законом. При этом порядок уплаты страховой премии подразумевает заранее определенный размер страховой премии, а также сроки и очередность уплаты (имеется в виду единовременно или в рассрочку).

4. Страховая премия подлежит оплате только в валюте Российской Федерации, а именно в рублях, и только деньгами, а не денежными эквивалентами (имеются в виду ценные бумаги, товары или встречные услуги).

В иностранной валюте страховая премия может быть оплачена только в порядке, установленном Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» *(325) (далее – Закон о валютном регулировании), в соответствии с которым одним из участников страховой сделки должен быть нерезидент, перечисляющий страховую премию из-за рубежа.

Ответить на вопрос о том, является ли данная «плата» разновидностью вознаграждения по гражданско-правовой сделке, предусмотренной гл. 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг) сложно.

Если страховую премию считать вознаграждением и рассматривать ее, соответственно, как последующий доход страховщика от реализации страховых услуг по правилам ст. 248 НК РФ, то данный тезис не в полной мере соответствует экономическому назначению и содержанию страховой премии. В действительности страховая премия является источником дохода страховщика, т.е. формой его вознаграждения, но не в полном объеме, а лишь в части, так как целевое назначение страховой премии заключается не только в получении доходов страховщиками, но и в формировании страхового фонда, необходимого для реализации страховой сделки в части осуществления страховых выплат. Причем на формирование страхового фонда направляется большая часть страховой премии, поскольку единственным денежным источником формирования страхового фонда являются средства страховых премий.

Общеизвестно, что все возмездные гражданско-правовые договоры основаны на принципе эквивалентности, в соответствии с которым стоимость товаров, работ (услуг) (имеется в виду цена договора) определяется исходя из их фактической (реальной) стоимости, основанной на затратах (расходах) и прибавочной стоимости (дохода). В любом случае оплата по данным договорам осуществляется по цене не ниже их реальной рыночной стоимости. Эквивалентом цены договора в подобных случаях является фактическая цена на товар, работу (услугу), которая уже известна на момент их реализации, так как она состоит из реальных затрат плюс определенный предполагаемый доход.

В страховых сделках также существует эквивалентность стоимости страховой услуги, которая отражается в страховой премии. Спецификой договоров страхования является то, что участникам договора страхования неизвестно, придется страховщику осуществлять страховую выплату или нет. Данная неизвестность, в свою очередь, обусловлена случайностью наступления того события, с которым стороны договора страхования увязывают возникновение обязанности страховщика по страховой выплате. Поэтому в договорах страхования страховая сумма в несколько раз превышает страховую премию.

С математической точки зрения, в договорах страхования не прослеживается эквивалентность возмездности, т.е. тождество между страховой суммой и страховой премией, так как страховая премия значительно меньше, чем страховая сумма. Но данное несоответствие не свидетельствует о том, что в соотношении между страховой суммой и страховой премией эквивалентность отсутствует. Напротив, учитывая специфику страхового обязательства, то есть его алеаторность, страховщики при расчете страховой премии заведомо закладывают необходимую эквивалентность в стоимость страховой услуги, которая оценивается соотношением страхового тарифа к единице страховой суммы. Таким образом, эквивалентность в страховом обязательстве обеспечивается с помощью такой категории, как тарифная ставка или страховой тариф, который применяется при расчете страховой премии. Причем данное правило определено действующим страховым законодательством.

В частности, в п. 2 ст. 954 ГК РФ предусмотрено, что страховщик при определении размера страховой премии, подлежащей уплате по договору страхования, вправе применять разработанные им страховые тарифы, определяющие премию, взимаемую с единицы страховой суммы, с учетом объекта страхования и характера страхового риска.

В предусмотренных законом случаях размер страховой премии определяется в соответствии со страховыми тарифами, установленными или регулируемыми органами государственного страхового надзора.

Данное положение Гражданского кодекса РФ конкретизируется также п. 2 ст. 11 Закона о страховом деле, установившим, что страховой тариф – это ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска.

Конкретный размер страхового тарифа определяется договором добровольного страхования по соглашению сторон. Страховые тарифы по видам обязательного страхования устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

 

Расчет тарифов

 

В целях выявления демпинга сравним тарифы автостраховщиков. В своей публичной рекламе в Москве страховщик «Intouch», позиционирующий себя как европейская компания с 200-летней историей, обещает услуги автокаско на 30% дешевле (http://www.intouch.ru/we.xml), не уточняя, правда, по сравнению с какими страховщиками.

В рамках антидемпингового законодательства, например, Австрии такое снижение цены можно рассматривать как демпинг. Однако эксперты поясняют, что снижение цены при прямых продажах происходит за счет экономии на агентском вознаграждении и офисных расходах (Т.С. Емельянова. Страховщики в поисках прямых путей. // Финанс, 2010, №1).

Поскольку компания «Intouch» публично обещает страхователям своими силами обеспечить сбор необходимых справок при оформлении страхового случая, то какие-то собственные расходы по ведению страхового дела эта компания неизбежно несет. Учитывая, что в заявляемой в ФССН, для получения лицензии, структуре тарифной ставки автокаско у большинства страховщиков нагрузка не превышает 25–30%, можно предположить, что компания «Intouch», гарантирующая 30%-е снижение цены на страховые услуги, свои расходы на ведение дела планирует покрывать за счет неттопремии, но, скорее всего, тарифы других автостраховщиков завышены.

Результаты сравнительного анализа тарифов автокаско, периодически проводимого экспертами, показывают, что еще в 2006 г. в Челябинске величина тарифа страхования одного и того же иностранного автомобиля при одинаковых условиях страхования у различных страховщиков отличалась в 2 раза (в 2009 г. – в 2,1 раза), отечественного автомобиля – в пределах 10–15% (http://chelfin.ru/analytic/insurance/54367.html).

В Москве величины тарифов автокаско у различных страховщиков отличаются на 35–50% в зависимости от года выпуска и стоимости автомобиля.

Отметим, что по данным сайта Insure.com, стоимость автострахования в США заметно ниже: для автомобиля Mercedes Benz SL600 составляет $2755 (примерный тариф 3,5%), Porsche 911 Carrera Turbo – $2706 (2,5%), Kia Sportage LX – $1138 (4,3%), Hyundai Tucson GLS – $1134 (3,8%). Стоимость страхования рассчитана для водителя мужчины 40 лет, не имеющего ранее аварий, тариф пересчитан с учетом примерной стоимости нового автомобиля.

Приведенные в таблице данные снимают возможные подозрения в демпинге с компании «Intouch», поскольку ценовой разброс в автостраховании позволяет обеспечить 30%-ю скидку без снижения цены ниже нетто-ставки. Однако такой значительный ценовой диапазон оставляет вопрос о наличии демпинга открытым. Для выявления демпинга страховщики предлагают использовать опыт Германии – применение публичной системы ценовых ориентиров (индикаторов) – минимальных обоснованных ставок страховых тарифов (нетто-ставок), что исключает ценовой демпинг среди страховщиков, но не препятствует их конкуренции, поскольку страховщики предлагают не скидки к цене полиса, а расширяют страховое покрытие или предлагают более широкий перечень сервисных услуг. Однако сравнение тарифов различных страховщиков корректно лишь при условии, что заложенные в их расчеты статистические данные подчиняются одному закону распределения, то есть относятся к одной генеральной совокупности. Для Германии, где страхованием автокаско охвачены практически все автовладельцы, такое условие может выполняться, и сравнение будет корректным, но в условиях России это необходимо проверить.

Риски автовладения

Для оценки соответствия страховых тарифов автокаско реальной статистике рисков проведем исследование на примере Москвы.

Согласно данным «ruDoska. Доска объявлений Рунета» (http://www.autofive.ru/news/22.html), количество автомобилей в Москве к середине 2009 г. превысило отметку в 3,5 млн. штук – 340 автомобилей на каждую тысячу жителей. Согласно статистическим подсчетам специалистов агентства «Автостат», 58% автомобилей из общего числа являются импортными. Наибольшее количество автомобилей в Москве относится к марке ВАЗ (976,4 тыс.), на втором месте – Ford (175,4 тыс.), на третьем – Toyota (170,6 тыс.). Для сравнения в начале 2005 г. в Москве было 3 млн. автомобилей.

За 2008 г. сотрудники ГИБДД Москвы зарегистрировали 2,143 млн. нарушений Правил дорожного движения со стороны водителей (в 2007 г. – 1,945 млн.) и 314 тысяч нарушений со стороны пешеходов (в 2007 г. – 270 тыс.). За эти и другие нарушения правил наказанию в виде административного штрафа было подвергнуто 1,807 млн. водителей (в 2007 г. – 1,473 млн.) и 238 тыс. пешеходов (в 2007 г. – 198 тыс.). Лишены права управления транспортным средством более 64 тыс. водителей (в 2007 г. – 60,94 тыс.). Таким образом, в среднем половина водителей в Москве являются нарушителями правил, что приводит к дорожно-транспортным происшествиям (ДТП).

В среднем в Москве происходит 1300–1500 ДТП в день, но в отдельные редкие дни с особо сложными дорожными условиями, например при внезапном обильном снегопаде и заморозке, количество ДТП возрастает до 2600–2700 в день (http://www.dni.ru/auto/2009/1/13/156972.html). Кроме ДТП, на величину тарифа в автостраховании влияет количество краж и угонов – в 2008 г. на территории Москвы произошло 12,3 тыс. краж и угонов (в 2007 г. – 13,6 тыс.) (www.avariyailiugon.ru). Большее всего было угнано автомобилей марки ВАЗ вследствие их численного преобладания и слабой противоугонной защиты.

Эти данные позволяют получить статистические оценки вероятности угона и повреждения автомобиля в ДТП для Москвы. Простейшие расчеты дают следующие величины: вероятность угона 0,00352; вероятность ДТП 0,146.

Тарифы: расчетный и от страховщиков

Для расчета нетто-тарифа (на основе статистики ДТП и угонов) в Москве воспользуемся известной методикой, утвержденной распоряжением Росстрахнадзора от 08.07.1993 №020336.

В качестве средней страховой суммы примем среднюю стоимость автомобиля, которую для автопарка Москвы можно оценить в 240 тыс. руб. для отечественных автомобилей и в $19 тыс. для иностранных (http://www.autostat.ru/view.asp), при этом средний страховой ущерб для водителей-женщин составляет $990, мужчин – $1130 (http://avtozhizn.ru/73rossijjskiezhenshhinypopadajutvdtpchashhe.html). Центр юридических услуг «Гарант» оценивает средний ущерб в ДТП для отечественных автомобилей в 25 тыс. руб., для импортных – 65 тыс. руб.

Поскольку «битые» автомобили практически не угоняют, то с достаточной для практики точностью можно принять, что угон (хищение) и ДТП являются несовместными событиями, тогда общий нетто-тариф при страховании от ДТП и угона равен их сумме и составляет, исходя из общей статистики по Москве, 1,89% страховой суммы. Этот нетто-тариф, основанный на большом объеме статистики, можно считать минимально возможным. Даже при условии его увеличения в 1,5–2 раза (в среднем до 3,3%) для учета возможных неточностей в исходных данных и дополнительных рисков повреждения автомобиля в результате стихийных бедствий, пожара, взрыва этот расчетный тариф существенно ниже, чем действующие сегодня тарифы в автостраховании (см. таблицу), но соизмерим с тарифами автокаско в США.

Сравнение минимального тарифа, рассчитанного на основе статистики ДТП и угонов в Москве и тарифов конкретных автостраховщиков, позволяет предположить, что они рассчитаны на основе иной статистической совокупности.

Действительно, по данным РИА «Финмаркет» (03.04.2010, finmarket.ru), в 2009 г. компания «Ингосстрах» застраховала автокаско 301,4 тыс. автомобилей в Москве и области (примерно 10% автопарка Москвы), при этом было заявлено почти 300 тыс. страховых случаев, урегулировано 283 тыс. случаев, то есть вероятность наступления страхового случая составила 0,939, что существенно выше общемосковской статистики. Судя по соотношению страховых выплат (9,9 млрд руб.) и премий (15,3 млрд руб.), страховой тариф «Ингосстраха» был достаточным для выполнения обязательств по договорам автокаско. Эти данные подтверждаются статистикой и других страховых компаний, согласно которой ДТП происходят с водителями женщинами с вероятностью 0,96, с мужчинами – 0,71.

Подобное расхождение в оценке тарифов свидетельствует, что, несмотря на заметную долю рынка автострахования, занимаемую компанией Ингосстрах в Москве и области, его страхователи отличаются от средних автовладельцев и являются, по сути, группой риска, осознающей свою подверженность рискам при пользовании автомобилем и имеющей средства для покупки страховой защиты.

Подобный состав страхователей с повышенными рисками, судя по страховым тарифам и соотношению страховых выплат и премий, характерен и для других крупных автостраховщиков. Поэтому простая публикация нетто-тарифов не решит проблемы выявления демпинга, поскольку не даст ответа, каким образом был рассчитан этот тариф. Единственным решением этой проблемы является предложение генерального директора Ингосстраха Григорьева А.В., высказанное им в беседе с корреспондентом «Эксперт РА», – принять закон об актуариях и ввести институт независимого актуарного аудита, что позволит получить объективное заключение о правильности установления страхового тарифа и начисления страховых резервов в каждой страховой компании.

Существенные отличия в параметрах рисков застрахованных водителей и средних рисков, связанных с вождением автомобиля, выявленные в результате настоящего исследования, требуют нового подхода к оценке ценовой конкуренции в добровольном автостраховании. У каждого крупного автостраховщика сформировалась своя устойчивая клиентская группа риска и его страховые тарифы «привязаны» к индивидуальным рискам этой группы. Снижение тарифа для привлечения новых страхователей приведет к повышению убыточности по действующим и возобновляемым договорам. Поэтому добросовестная конкуренция, исключающая ухудшение показателей финансовой устойчивости, должна основываться на привлечении новых страхователей за счет расширения страхового покрытия, лучшего обслуживания, развития сети продаж, активного применения андеррайтинга для уменьшения доли традиционных высокорисковых клиентов в структуре страхового портфеля. И только после этого возможно применение ценовой конкуренции. Очевидно, что, несмотря на дополнительные затраты на развитие сети продаж и урегулирование убытков, такие страховщики получат конкурентные преимущества за счет выравнивания рисков внутри портфеля, по сравнению теми, кто привлекает страхователей простым снижением цены.

Конкуренция в ОСАГО

Совершенно иная конкурентная ситуация складывается в ОСАГО. В отличие от добровольного автокаско в ОСАГО тариф установлен единым для всех страховщиков, поэтому при правильном нормативном установлении поправочных коэффициентов риски должны быть равномерно распределены между всеми страховщиками, а возникающие диспропорции постепенно устраняются при корректировке нормативных документов по тарификации ОСАГО.

По итогам 2009 г., отношение выплат к поступившей премии в целом по сегменту рынка ОСАГО составило 58,2% (официальные данные ФССН), что даже с учетом формирования резерва произошедших, но незаявленных убытков и стабилизационного резерва в соответствии с приказом Минфина России от 11.06.2002 №51н в действующей редакции подтверждает достаточную величину страхового тарифа для исполнения всех страховых обязательств. Вместе с тем в 2009 г. несколько страховщиков, в портфеле которых преобладали договоры ОСАГО, не смогли рассчитаться со страхователями, были лишены лицензии и оставили свои долги Российскому союзу автостраховщиков. Основная причина случившегося, помимо банального разворовывания страховых резервов, заключается, по мнению экспертов, в завышенной агентской комиссии за новых страхователей. Поскольку нагрузка в тарифе ОСАГО нормативно ограничена величиной 23%, включая 3% обязательных отчислений в фонд компенсационных выплат, то размер агентской комиссии не должен превышать 20% страховой премии, но на практике доходит и до 40–50% (Коммерсантъ Деньги №11, 22.03.2010). В подобной борьбе за клиента и проявляется в извращенной форме ценовая конкуренция в обязательных видах страхования. В отличие от добровольных видов, где величина тарифа «на виду», в обязательных видах страхования ценовая конкуренция скрыта, но тем сильнее проявляется ее дестабилизирующее действие на финансовую устойчивость страховщика. Подводя итоги, отметим, что ценовая конкуренция, включая ее нецивилизованные формы, такие, как демпинг и скрытая комиссия, будет еще достаточно долго использоваться на страховом рынке страховщиками, ставящими цель быстрого роста портфеля и не задумывающимися о последствиях. Для ее искоренения необходимо, чтобы общество перестало рассматривать страховую деятельность как источник быстрого дохода.

 

 

Заключение

 

Основным источником доходов страховщика является страховой взнос страхователя. Так как, во-первых, страховые взносы формируют первичный доход страховой организации. Во-вторых, страховые взносы являются исходной базой для формирования страховых резервов, которые составляют основу финансовой устойчивости страховой организации. В-третьих, страховые взносы могут быть инвестированы, и приносить значительный дополнительный доход.

Страховой взнос является платой за страхование, которую страхователь обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования.

Сумма страхового взноса по каждому виду страхования различна и зависит состояния платежно-расчетной дисциплины, количества и качества реализуемых страховых услуг, видов страхования, страхового тарифа и страховой суммы.

Страховой тариф, или тарифная ставка, представляет собой денежную плату страхователя с единицы страховой суммы или объекта страхования, либо процентную ставку от совокупной страховой суммы. С помощью тарифной ставки исчисляется страховой взнос, вносимый страхователем страховщику. Построение страховых тарифов зависит от отраслевых особенностей личного и имущественного страхования.

Общий сбор премий должен обеспечить страховщику бесперебойное выполнение своих обязательств перед страхователями по возмещению убытков, покрытие расходов на ведение дела и получение прибыли.

В результате проведенного анализа было выявлено следующее: Существенные отличия в параметрах рисков застрахованных водителей и средних рисков, связанных с вождением автомобиля, выявленные в результате настоящего исследования, требуют нового подхода к оценке ценовой конкуренции в добровольном автостраховании. У каждого крупного автостраховщика сформировалась своя устойчивая клиентская группа риска и его страховые тарифы «привязаны» к индивидуальным рискам этой группы. Снижение тарифа для привлечения новых страхователей приведет к повышению убыточности по действующим и возобновляемым договорам. Поэтому добросовестная конкуренция, исключающая ухудшение показателей финансовой устойчивости, должна основываться на привлечении новых страхователей за счет расширения страхового покрытия, лучшего обслуживания, развития сети продаж, активного применения андеррайтинга для уменьшения доли традиционных высокорисковых клиентов в структуре страхового портфеля. И только после этого возможно применение ценовой конкуренции. Очевидно, что, несмотря на дополнительные затраты на развитие сети продаж и урегулирование убытков, такие страховщики получат конкурентные преимущества за счет выравнивания рисков внутри портфеля, по сравнению теми, кто привлекает страхователей простым снижением цены.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.05 №94 ФЗ

2. ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135 ФЗ

3. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Страхование: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

4. Ефимов С.Л. Энциклопедический словарь. Экономика и страхование. – М.: Церих – ПЕЛ, 2007.

5. Никулина Н.Н. Страхование. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям (080105) «Финансы и кредит», (080109) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»/ Н.Н. Никулина, С.В. Березина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6. Сахирова Н.П. Страхование: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008

7. Страховое дело в вопросах и ответах. Учебное пособие для студентов экономических вузов и колледжей. Серия «Учебники, учебные пособия». Составитель М.И. Басаков. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009

8. Юлдашев Р.Т. Страховой бизнес: Слов.-справ.-М., 2006

9. http://www.glossary.ru/

10. http://www.intouch.ru/we.xml

11. Финанс, 2010, №1

12. http://chelfin.ru/analytic/insurance/54367.html

13. http://www.dni.ru/auto/2009/1/13/156972.html

 

Размещено на Allbest.ru

 

Тюмень,2011

Содеджание

Введение

Теоретические основы страховой премии

Понятие страховой премии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.004 с.)