Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон взаимности. Чем больше вы даете, тем больше получаете

Поиск

Я познакомился с этим законом давным-давно, еще в воскресной школе. Он кажется вполне очевидным, но, когда дело касается денег, люди о нем напрочь забывают. Они хотят получать, а не отдавать, или готовы давать только после того, как дадут им.

Многие хотят получать больше, а работать меньше. Мой бедный папа был одним из таких людей. Будучи главой профсоюза учителей штата Гавайи, он изо всех сил старался сделать так, чтобы учителя больше получали, но при этом меньше работали. Хорошо помню, как он устраивал дебаты с руководителями школ, требуя уменьшить число учащихся в классах, предоставить учителям больше выходных, но при этом повысить им зарплату и предоставить различные социальные блага. С точки зрения моего бедного папы, все это имело смысл.

Зато отец Майка видел в философии моего отца прямое нарушение одного из законов компенсации. Богатый папа считал, что для того, чтобы больше получать, надо больше отдавать.

Мне всегда казалось странным, что многие считали отца Майка алчным и поддерживали моего бедного папу в его борьбе за более высокую оплату меньших трудовых усилий.

Закончив Мореходное училище торгового флота США в Кинге-Пойнте, штат Нью-Йорк, я устроился на работу в «Standard Oil» — компанию, где не было профсоюзов. Я выбрал эту компанию именно потому, что не хотел вступать в профсоюз моряков. Будучи членом профсоюза, я, возможно, получал бы больше, но я имел опыт общения с отцом и его друзьями, такими же профсоюзными деятелями, и не мог разделить их философию. На мой взгляд, сама идея, что можно получать больше, работая меньше, может привести лишь к тому, что все станут еще беднее, независимо от величины их заработка.

Сегодня в американском торговом флоте число судов и рабочих мест значительно меньше, чем было когда-то, и одна из причин этого заключается в том, что чрезмерные требования профсоюзов вынудили судоходные компании перебазироваться в те страны, где уровень зарплаты ниже, чем в США. Компания «General Motors» оказалась в таком трудном положении, в частности, потому, что профсоюзные лидеры оказались сильнее директоров этого предприятия. Засилье профсоюзов дорого обходится автомобилестроительной индустрии Соединенных Штатов: это и миллионы сокращенных рабочих мест, и заводы, переправляемые за океан, и слабеющая экономика.

Я не то чтобы против профсоюзов как таковых. Они делают много хорошего, защищая права рабочих от произвола жадных и жестоких капиталистов. Именно благодаря профсоюзам у нас сегодня два выходных дня в неделю. Но я уважаю право каждого человека иметь собственную философию. Закончив мореходку, я принял осознанное решение не состоять в профсоюзе. Я так решил потому, что идея больше давать, чтобы больше получать, кажется мне более перспективной, чем идея больше зарабатывать, меньше работая.

Ким становится богаче из года в год, потому что с каждым годом создает все больше. В 1989 году она приобрела первую недвижимость для сдачи внаем. На сегодняшний день ей принадлежит более 3 тысяч объектов недвижимости. Сегодня Ким зарабатывает больше, потому что предоставляет крышу над головой большему числу людей. Еще через 10 лет количество принадлежащих ей объектов недвижимости может возрасти до 20 тысяч, и, согласно закону компенсации, она должна будет получать еще больше. Я знаю людей, которые могут назвать Ким алчной и корыстолюбивой. Именно так назвал бы ее мой бедный папа.

С точки зрения богатого папы, Ким — воплощение щедрости, потому что вся ее деятельность подчинена первому закону компенсации: чем больше вы отдаете, тем больше получаете.

Закон взаимности действует и в обратную сторону. Если вы обманываете людей, они отплатят вам тем же, что вы даете им. Именно так произошло с Берни Мэдоффом. Он обманом украл у людей деньги, и его посадили в тюрьму. Он получил то, что заслужил.

К сожалению, многие из крупнейших жуликов так и остаются безнаказанными. Более того, некоторые из них продолжают заправлять нашей экономикой.

Второй закон компенсации

Учитесь отдавать больше

Основная масса получает образование для того, чтобы зарабатывать деньги — но только для себя и своей семьи. Мало кто ходит в школу для того, чтобы научиться создавать больше благ для большего числа людей.

Как правило, люди получают образование для того, что потом преуспевать в квадрантах Р и С. Но проблема в том, что, находясь в этих секторах, я могу принести пользу лишь весьма ограниченному кругу людей. Например, закончив мореходку, я в качестве наемного служащего мог одновременно работать только на одну компанию — «Standard Oil». И работающие сами на себя специалисты из квадранта С (врачи, например) тоже могут обслуживать за раз только одного пациента.

Последовав совету и примеру богатого папы, я выбрал квадранты Б и И, в частности, потому, что в случае успеха я мог служить там большему числу людей. А чем большему числу людей служишь, тем больше получаешь.

Когда человек успешно служит большому количеству людей, налоги и долги перестают быть неискоренимым злом и поворачиваются к нему более благоприятной стороной. Вот почему тех, кто находится в квадрантах Б и И, налоги делают богаче, а не беднее.

Если же вы думаете только о том, как бы заработать побольше денег для себя или как бы улучшить лишь свою собственную жизнь, налоги и долги работают против вас.

Причина финансовых тягот, испытываемых многими людьми, заключается в том, что они в своих школах и вузах учились зарабатывать деньги в квадрантах Р и С, а не служить другим людям в квадрантах Б и И.

Третий закон компенсации

Уровень настоящего финансового образования растет по закону сложных процентов и обладает огромной силой рычага

Чем больше вы повышаете уровень своего образования в квадрантах Б и И, тем больше зарабатываете. Ваши знания и доходы растут по закону сложных процентов и приобретают свойства рычага. Другими словами, вы зарабатываете все больше и больше, прикладывая все меньше и меньше усилий.

В этом заключается истинная сила финансового образования.

Чтобы лучше понять третий закон компенсации, необходимо осознать, что истинная сила образования скрывается не в классе, не на семинаре, не в книгах, не в табеле успеваемости и не в дипломах.

Проще говоря, можно учить человека ловить рыбу, но нельзя заставить его научиться этому. Следовательно, вам необходимо иметь в виду два важных правила:

1. Сила образования полностью раскрывается только после того, как вы покидаете школу, заканчиваете курсы или семинары либо дочитываете книгу и начинаете применять усвоенные знания на практике.

Вот почему в США врачи сначала четыре года учатся в обычном колледже, потом еще четыре — в медицинском колледже, а затем от четырех до восьми лет стажируются в качестве интернов или резидентов. В течение всего этого времени они приобретают знания и навыки, необходимые для того, чтобы стать настоящим врачом.

Морским офицером я стал только после окончания мореходного училища. Пилотом я смог стать только после двух лет учебы в летной школе. Просто пилотом. А умелым боевым пилотом я стал после шести месяцев, проведенных во Вьетнаме. Неумелые пилоты зачастую погибали в течение первых двух месяцев службы.

Людей, не имеющих финансового образования, часто преследуют неудачи. Так происходит потому, что вместо того, чтобы пойти на курсы предпринимателей или инвесторов, они начинают торговать акциями, спекулировать недвижимостью, становятся предпринимателями. А потом удивляются, почему у них ничего не получается или получается совсем не то, о чем они мечтали. Потерпев неудачу, многие сразу опускают руки, а потом всю жизнь винят в своих неудачах кого и что угодно, но только не себя.

Возможно, из предыдущей главы вы помните, что в 1973 году, покончив с карьерой летчика, я записался на курсы инвестирования в недвижимость, а потом еще прошел подготовку в качестве торгового агента в компании «Xerox».

И когда сегодня мне говорят: «Можно я приглашу вас на ланч и вы научите меня инвестировать в недвижимость?» — я испытываю почти физическую боль от того, что люди могут быть столь наивными в отношении финансового образования. За обедом финансово образованным не станешь.

А еще приходится слышать от финансовых простаков такое: «Я-то знаю толк в инвестировании в недвижимость. Сам немало особняков купил и продал».

Существует огромная разница между покупкой и продажей дома на одну семью и жилого комплекса на 300 квартир. Степень успеха (или неудачи) здесь зависит от уровня вашего финансового образования. Участие в трехдневном семинаре дало мне необходимые фундаментальные знания, чтобы с уверенностью заниматься инвестированием в недвижимость и использовать заемный капитал для построения богатства. Если фундаментальные принципы одинаковы и для односемейного дома, и для 300-квартирного, то разница в получаемых доходах определяется разницей в уровне образования и опыте работы.

Мой бедный папа потерпел неудачу в первой и единственной попытке заняться бизнесом, когда он купил франшизу компании, занимавшейся производством и продажей мороженого. Он был убежден, что франчайзер его обманул. На мой же взгляд, отец потерпел неудачу и зря потратил два года жизни и все свои сбережения из-за отсутствия предпринимательского образования и опыта.

У людей, которые хорошо учились в школах и вузах, как мой бедный папа, есть странное свойство. Они высоко ценят академическое образование, но образование финансовое и в грош не ставят. Им, должно быть, кажется, что наличие у них ученой степени или диплома врача или юриста превращает предпринимательскую и инвестиционную деятельность в забаву.

С моей точки зрения, это высокомерие, причем высокомерие, которое им дорого обходится.

2. Знания накапливаются по закону сложных процентов. Истинное финансовое изобилие основывается на накоплении финансового образования.

Другими словами, чем больше вы узнаете о деньгах в квадрантах Б и И, тем больше заработаете.

Проблемы образования

Ниже изображен «конус обучения», идея которого была создана в 1969 году Эдгаром Дейлом.

 

 

«Конус обучения» иллюстрирует эффективность различных методов обучения, причем критерием эффективности здесь служит то, какой объем материала запоминает обучаемый.

Вы наверняка обратили внимание на два наиболее эффективных метода обучения, которые занимают верхние строчки в «конусе», — практическая деятельность и ее имитация. А вот от чтения и прослушивания лекций пользы меньше всего.

В летной школе пилоты проходят интенсивную подготовку на авиационных тренажерах, имитирующих полет. За штурвал настоящего самолета или вертолета позволено садиться только тем, кто в совершенстве овладел тренажерами. Поэтому мы с Ким и придумали настольную игру «Денежный поток». Выступая в качестве своеобразного тренажера, она позволяет игрокам совершить как можно больше ошибок с игрушечными деньгами, чтобы потом не совершать их с деньгами настоящими.

По всему миру открываются клубы любителей «Денежного потока», где люди в игровой форме учатся всем премудростям предпринимательства и инвестирования, так же как летчики набираются опыта и мастерства на авиатренажёрах.

Внимание! Многие люди, сыграв в «Денежный по ток» раз или два, считают себя опытными инвесторами. Это опять-таки проявление высокомерия.

Клубы любителей игры «Денежный поток» помогут вам сосредоточиться на одном из четырех классов активов: бизнесе, недвижимости, ценных бумагах или сырьевых товарах. Затем мы рекомендуем вам продолжать повышать образование и нанять личного коуча, который окажет вам помощь в принятии решений. Если прежде, чем рисковать своими сбережениями и с головой бросаться в омут бизнеса или инвестирования, вы не пожалеете времени на то, чтобы углубить свои знания и развить навыки бизнесмена или инвестора, то тем самым значительно повысите свои шансы на успех.

Чем более значительным и рискованным является предприятие, которое вы задумали создать, тем более важную роль играют в учебном процессе разного рода игры, тренажеры и симуляторы. Вот почему профессиональные спортсмены постоянно тренируются, а актеры репетируют. И вот почему врачи и юристы называют свой бизнес практикой.

Сила настоящего финансового образования велика. Большинство из вас наверняка слышали о великой накопительной силе закона сложных процентов. Точно так же должны накапливаться знания и тренировки.

Копите знания и опыт

Чтобы нагляднее объяснить накопительную мощь знаний и опыта, я воспользуюсь метафорическим сравнением с гольфом. Когда человек только начинает играть в гольф, у него, как правило, мало что получается, и вся игра превращается в безрадостный, безобразный, даже мучительный процесс. Начинающий гольфист тратит огромное количество времени и сил, но отдачу получает очень маленькую. Поэтому многие после такого трудного первого урока опускают руки и больше даже не пытаются учиться.

Но если вы проявите упорство и продолжите учебу: будете брать уроки, наймете тренера, станете постоянно практиковаться, проходить восемнадцать лунок три-четыре раза в неделю, а по выходным участвовать в турнирах, — то через несколько лет сможете побеждать большинство соперников, в том числе одаренных от природы гольфистов.

Таланты есть у каждого, но их надо развивать, будучи всецело преданным учебе.

В мире профессионального гольфа разница между первой двадцаткой лучших игроков и следующей за ней сотней — меньше двух ударов. Однако в доходах разница между ними куда более существенная: первые двадцать зарабатывают миллионы долларов, а следующие сто разве что обеспечивают себе безбедное существование.

То же самое происходит в любом виде спорта. И разница здесь не просто в природных талантах, а в готовности не щадя себя учиться и тренироваться, чтобы стать лучшим. Это живой пример третьего закона компенсации в действии — проявление силы накапливаемого образования.

Образование — это, разумеется, не несколько уроков, а непрерывный процесс. Более того, иногда это процесс мучительный, особенно если поначалу приходится много работать, почти не видя отдачи. Хотя Тайгера Вудса нельзя назвать образцом верности в браке, зато он великолепный пример успешного гольфиста.

 

В 1996 году, когда Тайгеру было 20 лет, он бросил учебу в Стэнфордском университете, чтобы стать профессиональным гольфистом. Став профессионалом, он сразу же подписал рекламные контракты с «Nike» на 40 миллионов долларов и с «Titleist» на 20 миллионов. Неплохое начало для молодого человека с незаконченным высшим образованием!

Кто-то может сказать, что у него был талант от природы, а кто-то — что ему просто повезло. Таланта ему, безусловно, не занимать, но объяснять его успех везением, счастливым стечением обстоятельств глупо. Что бы развить и реализовать этот талант, ему потребовалось много времени, усилий и самопожертвования. Забудем, в каком возрасте он стал профессионалом. Куда важнее, в каком возрасте он начал играть в гольф.

Когда Тайгер был еще младенцем, отец с помощью ковра и сетки устроил в гараже нечто вроде тренажера для гольфа. Когда Тайгер еще не умел ходить, он просто сидел на высоком стуле и следил за тренировками отца.

Когда Тайгеру исполнилось девять месяцев, отец укоротил одну из клюшек, чтобы сынишка мог ею пользоваться. После тренировок в гараже Тайгер уже в 18-месячном возрасте впервые вышел на тренировочную площадку поля для гольфа с полным ведерком мячиков и отрабатывал удар своей коротенькой клюшкой.

В три года он прошел девять лунок 48 ударами, а в четыре года отец нанял для него тренера. В шесть лет Тайгер начал участвовать в юниорских турнирах. И вот в 1984 году в восьмилетнем возрасте он впервые выиграл один из турниров для мальчиков 9—10 лет.

В общем, вы меня поняли.

Для успеха в любом деле требуются время, упорство и самоотверженность. Это и есть истинное образование. Образование — это процесс. Для большинства успешных людей такого понятия, как успех в одночасье, не существует.

Богатый папа постоянно говорил: «Для успеха нужно чем-то жертвовать, — а затем добавлял: — Большинство людей бедны потому, что хотят иметь деньги, ничем при этом не жертвуя».

Правую сторону квадранта денежного потока (квадранты Б и И) выбирают очень немногие, потому что на левой стороне жить легче, по крайней мере так кажется поначалу. Однако в новых экономических условиях жить в квадрантах Р и С будет все труднее, особенно людям пожилого возраста. Для долгосрочного успеха требуется также сильный с морально-этической точки зрения характер, что Тайгеру пришлось узнать на собственном горьком (и дорогостоящем) опыте.

Бесконечная рентабельность

Бесконечная рентабельность является следствием третьего закона компенсации.

Свою инвестиционную деятельность Ким начала в 1989 году с покупки дома с двумя спальнями и одной ванной, и ей пришлось немало потрудиться, чтобы получить денежный поток в размере 25 долларов в месяц. С тех пор прошло двадцать лет, и теперь Ким работает меньше, а зарабатывает больше, причем зачастую имеет бесконечную рентабельность, то есть фактически делает деньги из ничего. Даже в условиях экономического кризиса она продолжает богатеть, зарабатывая все больше, а усилий прикладывая все меньше, потому что бесконечная рентабельность является логическим следствием третьего закона компенсации.

Новые друзья

Еще одно проявление третьего закона компенсации — новые друзья. По мере возрастания финансового интеллекта на вашем пути начинают попадаться все более умные люди, которые зачастую делятся с вами так называемой инсайдерской информацией, приглашая к участию в выгодных инвестициях. Речь идет об инвестициях, которых на открытом рынке не встретишь. Они настолько выгодные, что их нет нужды рекламировать, так что информация распространяется только среди своих.

Приобретенный нами отель с пятью полями для гольфа тоже относился к категории инсайдерских инвестиций. Когда прежний владелец оказался неплатежеспособным, банкиру достаточно было сделать всего четыре звонка — и отель нашел нового владельца.

Это еще один пример силы накапливаемого финансового образования. Если бы мы с Ким были людьми бесчестными, непорядочными или имели склонность нарушать закон, нас никогда не пригласили бы в подобные партнерские отношения. Хорошая репутация является еще одним несправедливым преимуществом.

Могущество финансового образования

Безоговорочное повиновение законам компенсации позволило Ким отойти от дел в 37, а мне — в 47 лет, обеспечив нам финансовую свободу, которая в новых экономических условиях становится доступной все меньшему числу людей.

Образовательную компанию «Rich Dad» мы с Ким основали только после того, как обеспечили себе финансовую свободу. Прежде чем заявлять об обретенной нами независимости во всеуслышание, мы должны были как следует испытать ее, устроить ей суровый экзамен. Мы хотели убедиться в том, что она настоящая и может выдержать все экономические взлеты и падения.

Я бы сказал, что наша свобода выдержала все испытания потому, что мы всецело подчинялись законам компенсации и никогда не забывали о том, что, если мы хотим больше получать, нужно больше отдавать. Мы продолжали учиться и тренироваться, совершенствуя свои знания и навыки в квадрантах Б и И.

ВОПРОС

Но разве богатый папа не обеспечил вам фору с самого начала?

Краткий ответ

И да, и нет.

Объяснение

Богатый папа ничего мне не давал. Он просто указал мне путь. Уже в девять лет, играя в «Монополию», я понял разницу между активами и пассивами. Но прежде, чем я сумел материализовать свои знания в реальные активы, мне потребовалось еще многому научиться.

Фору мне обеспечил не отец Майка, а финансовое образование, практически примененное к реальной жизни.

Нашим с Ким величайшим несправедливым преимуществом является то, что мы никогда не переставали повышать уровень своего финансового образования. Мы брали уроки и применяли их к реальной жизни. Мы знаем, что, если хочешь получать больше, сначала надо научиться больше отдавать. Чем больше ты отдаешь, тем большие льготы по налогам и меньшие проценты по кредитам тебе обеспечены. Мы знаем, что если хотим жить лучше, то должны обеспечить лучшую жизнь другим людям.

ВОПРОС

Разве большинство людей посещают финансовые курсы и семинары не ради того, чтобы зарабатывать больше денег для себя?

Краткий ответ

И да, и нет.

Объяснение

Очень важно научиться заботиться о себе. Есть много людей, которые мечтают спасти мир, но не способны спасти себя. Если вы не можете даже о себе позаботиться, чем вы тогда поможете миру?

Я еще в юные годы понял, что Бог помогает тем, кто помогает себе. Многие выпускники школ и вузов начинают свой трудовой путь, мечтая помогать другим, но не могут помочь даже себе. Если вы хотите спасти мир, научитесь сначала спасать себя. А потом можно и миром заняться.

Пора сменить курс

В 1981 году мне посчастливилось побывать на конференции Бакминстера Фуллера, которую он проводил в горах Калифорнии. Если кто не знает, доктора Фуллера часто называют добрым гением планеты. Он является изобретателем геодезического купола и автором сотен других изобретений. Всю свою жизнь он посвятил главной цели — сделать мир лучшим местом для жизни.

Во время одного из своих выступлений он произнес слова, которые изменили мою жизнь. В тот период мой первый бизнес, связанный с производством нейлоновых бумажников на липучках, пошел ко дну, и я был полным банкротом. Я знал, что надо делать, но мне было очень трудно. Что-то я делал не так. И вот под воздействием слов великого гения я понял, что именно упустил из виду. Я понял, что пытался идти вразрез с законами компенсации.

В то утро, говоря о принципах, управляющих миром, доктор Фуллер произнес: «Я работаю не ради денег. Я посвятил свою жизнь служению другим, — а затем добавил: — Чем большему числу людей я служу, тем больше смысла и эффективности в моей жизни».

Эти простые слова меня как громом поразили. Я понял причину своих затруднений и неудач в бизнесе: дело в том, что я хотел побольше заработать для себя лично. И тогда я осознал, что мне необходимо сменить курс.

Несколько месяцев спустя я поступил на курсы подготовки преподавателей, которые обучали начинающих предпринимателей принципам ведения бизнеса, основанным на идеях доктора Фуллера и законах компенсации.

Решение стать преподавателем далось мне с большим трудом, потому что я очень не любил школу и другие традиционные учебные заведения, а к большинству педагогов, которые обучали меня в школе и в училище, я никакой симпатии не испытывал. Кроме того, все учителя, которых я знал, были людьми бедными. Но я все-таки решился заняться преподавательской деятельностью, потому что был исполнен решимости следовать законам компенсации, требовавшим служить как можно большему числу людей.

Мое несправедливое преимущество над большинством других преподавателей состояло в том, что я был еще и предпринимателем. Я знал, что смогу совместить образование и бизнес, но только за рамками традиционной системы образования.

Два года спустя, в 1984 году, после продолжительной преподавательской практики, включавшей в себя и семинары, на которые не являлся ни один человек, я продал свой бизнес с бумажниками и сделал один из самых решительных шагов в своей жизни, настоящий скачок веры. В тот самый момент, когда я принял это решение, на моем пути встретилась Ким. Когда я объяснил ей, что намереваюсь предпринять, она захотела присоединиться ко мне.

Мы оба были без гроша, но взялись за руки и совершили скачок веры вместе. Без нее я бы на это никогда не решился.

Какое-то время мы были бездомными, иногда ночевали во взятой напрокат машине, иногда находили приют у друзей и все это время учились быть преподавателями.

Это суровое испытание нашей веры продолжалось пять лет. На протяжении всего этого времени нам с огромным трудом удавалось созывать на свои семинары достаточное количество слушателей и участников, чтобы покрыть расходы на бизнес и на жизнь. А потом дела резко пошли в гору, и постепенно мы открыли отделения по всей Америке, а затем в Австралии, Канаде, Сингапуре и Новой Зеландии.

В 1994 году, через 10 лет после скачка веры, мы стали финансово свободными.

В 1996 году, в полном соответствии с законами компенсации, мы с Ким разработали настольную игру «Денежный поток». Мы сделали это для того, чтобы послужить еще большему числу людей и преподать им те же финансовые уроки, которые в свое время преподал мне богатый папа.

В 1997 году увидела свет книга «Богатый папа, бедный папа». Для меня это было грандиозным достижением, потому что я вообще не люблю писать. Из-за этого у меня были большие проблемы еще в школе. Но я все-таки написал эту книгу, потому что свято следовал законам компенсации и все мое внимание было сосредоточено на том, чтобы служить как можно большему количеству людей, а не на том, чтобы как можно больше зарабатывать.

В 2000 году книга «Богатый папа, бедный папа» попала в список бестселлеров «New York Times». В том же году меня пригласила в свою телевизионную программу Опра Уинфри, и за час, проведенный в обществе женщины, которую уважает весь мир, я неожиданно превратился в мировую знаменитость.

А ведь мы с Ким всего лишь следовали законам компенсации и старались служить как можно большему числу людей. И сегодня, хотя денег у нас предостаточно, мы продолжаем трудиться, получая доходы от своих активов. Мы знаем, что в подчинении законам компенсации заключено наше огромное несправедливое преимущество.

Заключение

Я решил написать эту книгу потому, что в мире слишком много алчности. Чтобы финансовый кризис отошел в прошлое, нам нужно как можно больше щедрых душой людей.

Моя цель — побудить людей заняться своим финансовым образованием, позаботиться о себе и щедро поделиться с другими теми талантами, которыми одарил вас Бог.

Как напомнил мне в 1981 году доктор Фуллер, мы только тогда находим в себе божий дар, когда готовы щедро делиться им с другими.

Эпилог. В защиту капитализма

В период нынешнего финансового кризиса капитализм подвергается мощной атаке со стороны критиков. Многие обвиняют богатых людей в алчности, порочности, злонамеренности. Не спорю, есть и такие, и их немало.

Однако если вы посмотрите на то, что делают настоящие капиталисты, то увидите, что они получают прибыль только в тех случаях, когда их деятельность делает нашу жизнь лучше, зачастую сберегая наше время и деньги. Например, известно, что первый полет совершили братья Райт, но именно капиталисты построили авиационную промышленность и сделали перемещение на самолете безопасным и доступным для масс. Сегодня я с радостью покупаю билеты на авиарейсы, поскольку знаю, что летать гораздо легче и быстрее, чем ходить по земле. И если бы не капиталисты, нам всем пришлось бы пользоваться только наземным транспортом.

То же самое могу сказать и о своем мобильном телефоне. С его помощью я могу продолжать заниматься своими делами, находясь в любой точке земного шара, даже находясь в отпуске. Я счастлив платить за пользование мобильным телефоном, потому что он делает мою жизнь проще, а меня — богаче.

Компания «General Electric», основанная Томасом Эдисоном, не только делает нашу жизнь лучше при помощи электричества, но и продлевает ее за счет развития медицинских технологий. И я с радостью плачу за медицинские изделия компании «General Electric», которые улучшают и продлевают мою жизнь.

А что бы я делал без своего компьютера марки «Арple»? Если бы Стив Джобс в свое время не создал достаточно простые компьютеры, чтобы ими могли пользоваться люди, весьма далекие от техники, вроде меня, книга «Богатый папа, бедный папа», возможно, так и осталась бы ненаписанной. Сумма, потраченная мною на компьютер, с лихвой окупилась, позволив мне зарабатывать миллионы долларов каждый год.

И весь мой автомобильный парк — феррари, бентли, форд и порше — был бы бесполезен, если бы за счет налогов, взимаемых с владельцев автомобилей, правительство не занималось строительством и ремонтом дорог.

Думаю, вы поняли мою мысль. Да, это верно, что существуют жадины, проходимцы и лентяи, эксплуатирующие капиталистическую систему в своих корыстных интересах, но это не настоящие капиталисты. Это просто жадины, проходимцы и лентяи.

Нынешний финансовый кризис был вызван коррупцией в высших эшелонах власти и бизнеса. Легализованная коррупция, подобно раковой опухоли, разъедает моральные основы нашего общества. Власть имущие, стремясь заполучить еще больше власти, продают свои души, чтобы прославить свое эго, при этом разоряя и губя жизнь тех людей, которым призваны служить.

В государственных органах стран всего мира слишком много профессиональных политиков. Многие «служители общества» пытаются вести крупнейший бизнес — государственный, — не имея никакого опыта управления бизнесом в традиционном смысле этого слова. Стоит ли удивляться тому, что вся государственная власть насквозь коррумпирована?

 

В то время как коррумпированные и некомпетентные политические и бизнес-воротилы разрушают экономику, одной из главных причин нынешнего финансового кризиса я считаю устаревшую систему образования. Чем больше американцы тратят на образование, тем хуже оно становится.

Одна из проблем существующей системы образования — ее неспособность сосредоточить внимание на потребностях истинного капитализма. Именно в этом лежат корни загнивания капитализма, каким мы его знаем, и коррумпированности всей политической системы. В учебных заведениях нам исподволь внушают разного рода социалистические идеи, среди которых не последнее место занимает миф об алчности богачей.

В марксистской теории есть понятие пролетариата как одного из классов капиталистического общества, не имеющего в своей собственности никаких средств производства. Все, что у них есть, — это их руки. Продать они могут лишь свой труд — в обмен на зарплату. Пролетариат — это трудящиеся, наученные, подобно собакам Павлова, работать ради денег.

Наша система образования порождает и поддерживает существование класса пролетариев. Это те самые люди, которые учатся, чтобы найти работу получше. Многие из них за всю свою жизнь не приобретают ничего ценного и умирают в нищете — просто потому, что школы, внушая неприязнь к богатым, порождают пролетариев, которые потом жалуются, что богатые их эксплуатируют.

Работа, сколь бы высокооплачиваемой она ни была, не является активом. Ваше рабочее место вам не принадлежит. Вы не можете передать его по наследству своим детям.

Деньги тоже не являются активом. Сегодня они стремительно обесцениваются вместе с ростом национального долга, поэтому можно сказать, что сегодня настоящие деньги — это долги.

Ваш дом тоже активом не назовешь. Это пассив ведь каждый месяц вам, как и всякому другому домовладельцу, приходится высылать чеки банку, налоговому управлению, страховой компании и фирмам, оказывающим коммунальные услуги.

И пенсионный план — это не актив, а не обеспеченный деньгами пассив. Ваши пенсионные сбережения достаются богатым, которые пользуются вашими деньгами для приобретения настоящих активов.

Выпускники школ и вузов пытаются найти высоко оплачиваемую работу и вскоре попадают в сети капитализма — не потому, что этот строй такой плохой, а потому, что система образования выпускает людей не подготовленными к жизни в реальном мире. Не имея финансового образования, такие выпускники обречены на то, чтобы стать жертвами капитализма — ведь их научили быть жертвами. Внушаемая системой образования убежденность в алчности богачей становится самоисполняющимся пророчеством.

Как я уже не раз повторял, настоящие капиталисты щедры. Они много производят и много получают. Не может ли быть так, что алчны вовсе не они, а те, кто их поносит?

Маркс предрекал войну между пролетариатом и буржуазией, поскольку трудящиеся хотят получать как можно больше, а буржуазия, то есть капиталисты, хотят платить им как можно меньше.

В условиях новой экономики в этой непрекращающейся войне за зарплату победа переходит на сторону капиталистов. Они побеждают потому, что им не составляет особого труда перебазировать производственные мощности в страны с дешевой рабочей силой. Кроме того, благодаря научно-техническому прогрессу из года в год потребности предприятий в работниках сокращаются. Производительность труда растет, расходы на оплату труда снижаются, и капиталисты оказываются в выигрыше.

Мир стремительно меняется, но о системе образования этого не скажешь. Школы и вузы продолжают воспитывать в своих учащихся пролетариев, которые, получив дипломы, спешат искать высокооплачиваемую работу. Это финансовое самоубийство.

Надо всегда помнить, что ни работа, ни зарплата, ни жилье активами не являются. Те деньги, которые трудящиеся копят на своих сберегательных счетах, приносят пользу только настоящим капиталистам, поскольку являются для них источником заемного капитала. И когда рынки рушатся, а рано или поздно это непременно происходит, трудящиеся проигрывают, а капиталисты выигрывают.

Помните, что, согласно теории марксизма, пролетариат — это класс, лишенный собственности на средства производства. Пролетарии работают ради денег. Но в новых экономических условиях, где деньги перестают быть деньгами, пролетарии работают за так. А активов у них нет.

В качестве нанимателя я время от времени провожу собеседования с кандидатами, ищущими работу. К сожалению, большинство из них интересуют только зарплата и прочие материальные блага: «Сколько вы будете мне платить?», «Какие дополнительные выплаты и льготы предусмотрены?», «Сколько часов в день нужно работать?», «Какой продолжительности отпуск?», «Когда можно рассчитывать на повышение?».

Никто из соискателей не спросил у меня, какова миссия компании, какие проблемы она решает, чему новому они могут научиться, работая здесь.

Вместо социально-ответственных вопросов они спрашивают исключительно о деньгах и условиях работы. Вопросы соискателей свидетельствуют об их менталитете пролетариата.

Программирование такого менталитета начинается с детских лет, когда родители говорят ребенку: «Хорошо учись, чтобы потом получить высокооплачиваемую работу» или «Поступай в университет и стань юристом, врачом или веб-дизайнером. Если у тебя будет профессия, ты всегда сможешь на это опереться».

Запомните первое правило богатого папы: «Богатые не работают ради денег».

Семья — вот где начинается программирование пролетарского образа мышления. Родители-пролетарии хотят, чтобы их дети стали более образованными и работали не просто на богатых, а на самых богатых.

Когда ребенок приходит в школу, учителя (которые тоже относятся к пролетариату, поскольку не имеют собственности на средства производства) закрепляют начатое родителями программирование, говоря: «Те, кто будет делать то, что я говорю, и получать хорошие оценки, опередят остальных в гонке за высокооплачиваемой работой».

Затем лучшие выпускники школ, обогнав многих своих одноклассников, поступают в вузы, и преподаватели продолжают вдалбливать им эти пролетарские догмы, говоря: «Если вы успешно закончите магистратуру и аспирантуру, ваше резюме будет иметь гораздо больше шансов. Чем выше будет ваша ученая степень, тем больше у вас возможностей получить высокооплачиваемую работу».

Павлов приучал своих собак выделять слюну в ответ на звон колокольчика. Наша система образования обещает учащимся высокооплачиваемую работу под аккомпанемент школьных звонков. Достаточно кому-нибудь произнести волшебные слова «высокооплачиваемая работа», как тут же выстраивается очередь.

Если человек выигрывает это состязание у менее удачливых конкурентов и получает вожделенное место, он так радуется, что совершенно не



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.0 (0.022 с.)