Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Я недостаточно хорошо учился, чтобы быть богатым».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Чтобы стать врачом или юристом, необходимо закончить школу и вуз; но в этом нет никакой необходимости, если вы просто хотите разбогатеть или заниматься предпринимательской деятельностью. Многие из самых богатых людей институтов не заканчивали, причем некоторые даже школу не закончили. За примерами далеко ходить не надо: Генри Форд, основатель «Ford»; Томас Эдисон, основатель «General Electric»; Билл Гейтс, основатель «Microsoft»; Марк Цукерберг, основатель «Facebook»; Ричард Брэнсон, основатель «Virgin»; Уолт Дисней, основатель «Disney World», и мой любимый герой Стив Джобс, основатель «Apple». Многие люди попадаются в ловушку как обезьяны, потому что слишком уповают на традиционное образование и потом оказываются пленниками квадрантов Р и С. Данная книга написана для тех, кто хочет знать, каково это — жить в квадрантах Б и И и какое образование нужно, чтобы туда попасть. Заключение Двадцать четвертого января 2011 года в одной из телевизионных программ Джин Чацки, финансовый эксперт журнала «Consumer Reports», дала телезрителям несколько советов: • Живите скромно. • Ведите бюджет и открытый пенсионный план. • Затяните потуже пояса (иными словами, копите, копите, копите). • Погашайте долги. • Работайте дольше, на пенсию уходите позже. Я ни за что не последовал бы таким советам. Это рекомендации не просто плохие; они еще и в депрессию ввергают. Что это за жизнь, если надо жить скромно и только копить? Такая перспектива не просто угнетает, она ужасает. Хотя финансово безграмотному человеку эти советы могут показаться здравыми, я нахожу их ужасными. Из этой книги вы узнаете, почему пенсионные планы типа 401(k) представляют собой наихудшую форму Инвестиций. В 2009 году в журнале «Time» была опубликована статья, озаглавленная «Почему пенсионный план 401(k) пора отправить на пенсию», где наглядно объяснялось, каким образом пенсионные отчисления, предусматриваемые этим планом, в буквальном смысле разоряют людей. В ближайшее десятилетие, с 2010 по 2020 год, люди, которые последуют советам Джип Чацки, очень сильно пострадают. Взлеты и падения глобальной экономики, а также рост налогов сотрут их в порошок. Вместе с быстрым ростом инфляции будет стремительно дорожать жизнь. Большинство людей будут беднеть, а крахи фондового рынка сведут на нет все инвестиционные накопления. Величайшая трагедия заключается в том, что все те люди, которые последуют этим старым советам, упустят фантастические, величайшие за всю историю возможности для обогащения, которые откроются в том же самом десятилетии для людей финансово образованных. Следующие 10 лет обещают принести баснословное богатство, но только тем, кто не последует устаревшим советам. Тем же, кто последует, останется горестно стенать о том, что богатые становятся все богаче, а им жизнь приносит одни проблемы. В первой главе этой книги я подробно расскажу о том, каким образом финансовый кризис, начавшийся в 2007 году, открыл передо мной самые благоприятные возможности для обогащения за всю мою жизнь. И я ожидаю, что следующие 10 лет будут еще более благоприятными. Пора разжать руку Обезьяна может освободиться только тогда, когда разожмет руку и отпустит свою добычу. То же самое относится и к людям. Они могут обрести свободу только тогда, когда откажутся от устаревших и ставших бесполезными идей. Говорят, что раз за разом делать одно и то же и каждый раз ждать иного результата — это признак сумасшествия. Однако именно этим люди и занимаются. Они продолжают слушать устаревшие рекомендации, которые никогда ни к чему хорошему не приводили. Зная это, они продолжают цепляться за устаревшие идеи. Мне известно, как сложно отказаться от старых идей. Как старую собаку трудно научить новым трюкам, так же трудно переубедить человека, упрямо цепляющегося за старые идеи. В данной книге говорится о несправедливом преимуществе, которое дает человеку хорошее финансовое образование, доступное всем: богатым и бедным, умным и не очень, жителям богатых и бедных стран. С помощью Всемирной паутины человек, живущий в любой точке земного шара, может получить свою долю от гигантских богатств, которые крутятся в мировой экономике. Для этого нужно лишь принять новые идеи, всерьез отнестись к своему финансовому образованию и начать действовать. Начать действовать особенно важно, потому что все мы учимся на ошибках. Идея, что ошибаться плохо, — это плохая идея. Если человек не ошибается, он ничему не учится — как раз по этой причине мой родной отец так и остался бедным. Вместо того чтобы увидеть в потере работы, поражении на выборах и крахе бизнеса ниспосланную свыше благодать, он увидел в этом свои неудачи — как и полагается школьному учителю и сам себя за это наказал. Он умер бедным человеком, так и не поняв, что эти кажущиеся неудачи предоставляли ему благоприятные возможности чему-то научиться и вырасти над собой. Видите ли, в школе учеников, которые допускают больше ошибок, чем другие, называют тупицами. В реальном же мире люди, которые чаще других ошибаются и учатся на своих ошибках, становятся самыми умными. Я рад сообщить, что сегодня зарабатываю гораздо больше, чем мои одноклассники, учившиеся на одни пятерки и ставшие врачами и адвокатами. Я зарабатываю больше просто потому, что чаще ошибался и большему научился. Я не утверждаю, что эта книга содержит самые лучшие советы, какие только могут быть. Как сказал Уоррен Баффет, «в финансовый рай ведет много путей». Я свой путь нашел. А вы ищите свой. Эта книга не содержит готовых ответов; она лишь задает направление поисков. В реальном мире нет правильных и неправильных ответов; есть лишь ответы, которые подходят лично вам. Главная причина написания этой книги — предложить вам свежие идеи, помочь по новому взглянуть на вопросы и проблемы, связанные с деньгами. Многое из того, о чем я здесь пишу, может вызвать у нас недоверие: «Это слишком хорошо, чтобы быть правдой». Это действительно было бы слишком хорошо, чтобы быть правдой, для человека финансово необразованного и не имеющего реального жизненного опыта. Однако для меня все это правда и может стать правдой для всех, кто готов не пожалеть времени на настоящее, опирающееся на реалии жизни финансовое образование. В данной книге вообще все опирается на реалии жизни. Я описываю в ней мысли, действия и переживания, наполняющие каждый день моей жизни, и рассказываю о несправедливых преимуществах, которые доступны всем нам, если мы готовы вложить свои силы и время в собственное финансовое образование. Здесь я пытаюсь бросить вызов старым идеям и помочь вам открыть свой разум для восприятия новых. Помните, что двух машин в гараже, рассчитанном на одну машину, стоять не может. Как обезьяна не может освободиться, пока не отпустит добычу, за которую держится, так и люди не могут измениться, пока не откажутся от старых идей. При тех финансовых испытаниях, что ждут нас впереди, принять новые идеи лучше, чем держаться за старые. При столкновении индустриальной и информационной эпох происходит массовое перетекание богатства из одних рук в другие. Те, кто был богатым вчера, завтра могут лишиться своего состояния. Многие из тех, кто сегодня принадлежит к среднему классу, завтра окажутся за чертой бедности. Если в школе вы учились на одни пятерки, это не гарантирует того, что вы хорошо разбираетесь в современной жизни. Данная книга поможет вам порвать с прошлым и храбро шагнуть в новый мир возможностей и изобилия. Уроки из воскресной школы Я человек не слишком религиозный, однако, когда учился в воскресной школе, усвоил два очень важных урока. Они очень хорошо применимы к сегодняшнему дню: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Матфея 5:5). Кроткие не значит слабые. Кроткие - это те, кому хватает скромности понять, что они должны смирить свою гордыню и начать учиться заново. «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения» (Осия 4:6). Истинный финансовый кризис — это кризис системы образования, которая совершенно устарела и находится в полном отрыве от реалий жизни. Финансовый кризис не закончится, пока в школах и вузах не введут курс финансового образования, чтобы учащиеся узнали правду о рабочих местах, налогах и инвестициях. Пора прекратить воспитывать обезьян, не способных вытащить руку из дупла. Если мы не будем учить людей истинам, касающимся денег, у нас будет все больше несчастных бедняков, похожих на моего бедного папу — доброго, высокообразованного, трудолюбивого, честного, но при том до самой смерти злившегося на богачей и надеявшегося на то, что государство позаботится о нем. Пришло время освободиться. А свободу может привести только финансовое образование. Удачи всем читателям этой книги, и да пребудут с нами знания, потому что знания — это деньги! Глава первая. Несправедливое преимущество №1 - знания Что мне делать с моими деньгами? ВОПРОС У меня есть 10 тысяч долларов. Как мне ими лучше распорядиться? Куда их вложить? Краткий ответ Если вы не знаете, что делать с деньгами, лучше никому об этом не говорите. Пояснение Если вы не знаете, что делать с деньгами, найдется множество людей, которые скажут вам, что с ними делать, а именно: «Отдайте их мне. Я позабочусь о них для нас». Более развернутый ответ Ответ на вопрос, что делать с деньгами и куда их инвестировать, зависит от уровня вашего финансового образования. Пояснение Финансовая безграмотность приводит к тому, что рискованность инвестиций растет, налоги увеличиваются, а рентабельность снижается. Люди, не имеющие финансового образования, вкладывают деньги в недвижимость, акции, облигации, взаимные фонды и сберегательные счета. Это самые рискованные виды инвестиций. Наличие финансового образования позволяет человеку снизить риск и налоги, а рентабельность инвестиций повысить. Другими словами, вы можете зарабатывать, меньше рискуя и меньше отдавая в форме налогов. Проблема только в том, что вы не можете следовать традиционным финансовым рекомендациям и выбирать традиционные формы инвестиций. О чем эта книга При достаточно высоком уровне финансового образования деньги текут к вам, а не от вас. Вы можете свести налоги к нулю и в любых (как хороших, так и плохих) экономических условиях зарабатывать миллионы при минимальном риске, используя заемные средства. Это высшая степень несправедливого преимущества. К кому вы обращаетесь за финансовыми советами? В 2007 году мир узнал новый термин — «субстандартные кредиты». Когда из-за этих кредитов финансовый мир начало трясти, ранее считавшиеся незыблемыми финансовые гиганты начали рассыпаться как карточные домики. Пятнадцатого сентября 2008 года о своем банкротстве объявил инвестиционный банк «Lehman Brothers». Это был крупнейший по своим масштабам случай банкротства за всю историю США. В том же 2008 году обанкротилась и перешла под контроль «Bank of America» крупнейшая в США брокерская фирма «Merrill Lynch». А ведь этой фирме Миллионы людей доверяли свое состояние, миллионы людей спрашивали у нее совета в отношении инвестиции. К 2011 году фирма «Merrill» оправилась от пережитых потрясений и на своем веб-сайте вновь предлагает услуги «финансовых советников, которые помогут вам перестроить свои активы». Обратите внимание на слово «перестроить». Здесь уместно было бы спросить: «А зачем кому-то перестраивать свои активы?» Если вы с их помощью уже потеряли деньги, хотите еще потерять? AIG, «Fannie Мае» и «Freddie Mac» до сих пор не пришли в себя после пережитого. Даже Уоррен Баффет, которого считают самым богатым и самым умным инвестором, и его фирма «Berkshire Hathaway» во время кризиса понесли серьезные потери. Более того, именно находящееся под его контролем рейтинговое агентство «Moody's» печально прославилось тем, что присваивало рейтинг AAA субстандартным ипотечным кредитам и продавало эти токсичные долги, или деривативы, правительствам, пенсионным фондам и инвесторам по всему миру. Продавать субстандартные, то есть проблемные, рискованные долги под видом безопасных долгов, имеющих рейтинг AAA, иначе как мошенничеством назвать трудно. Фирма Баффета стала одним из инструментов, спровоцировавших этот мировой кризис, тем не менее мир по-прежнему, открыв рот, прислушивается к отеческим инвестиционным советам Уоррена. Кроме того, находящиеся под его контролем компании («Wells Fargo», «American Express», «General Electric» и «Goldman Sachs») получили от правительства миллиарды принадлежащих налогоплательщикам долларов для спасения от неминуемого краха. Не в этом ли секрет того, что Уоррен Баффет считается самым хитроумным инвестором? А еще во время кризиса миллионы людей потеряли свои дома, не имея возможности погасить задолженность перед банками. Еще миллионы оказались в таком положении, что принадлежащие им дома стоят меньше, чем висящие на них ипотечные кредиты. В 2010 году исследователи из Бостонского колледжа опубликовали доклад, согласно которому дефицит средств на инвестиционных счетах американцев достигает 6,6 триллиона долларов. Авторы исследования утверждают, что убытки, понесенные пенсионными фондами, и обвал цен на недвижимость обрекают американцев на нищету при выходе на пенсию. Но если они не могут позволить себе выйти на пенсию, что им делать по достижении возраста, когда они не смогут больше работать? Поселиться под мостом? А если здоровье подведет? Кто о них позаботится? Консалтинговая фирма «Milliman», базирующаяся в Сиэтле, сообщила, что убытки пенсионных программ с фиксированными выплатами, понесенные 100 крупнейшими корпорациями в августе 2010 года, составили 108 миллиардов долларов. И это только за один месяц! Следовательно, американцев, которые чувствовали себя в полной безопасности, зная, что работают в компаниях, где используются пенсионные планы с фиксированными выплатами, ждут большие неприятности. Пенсии, которые они считали гарантированными, на поверку могут оказаться пустым звуком. Большинство работающих по найму американцев имеют пенсионные планы с фиксированными взносами — типа 401(к). Это означает, что величина их пенсии зависит от суммы вложенных в пенсионный фонд средств. Если на счете средств нет, они ничего и не получат. Поэтому, когда фондовый рынок катится вниз, работники с такими пенсионными планами рискуют оказаться в очень большой беде. Выход на пенсию из светлой мечты грозит превратиться для них в кошмар. Калифорнийская система пенсионного обеспечения государствнных служащих CalPERS подотчетна правительству Калифорнии, и в ее ведении находится пенсионное и медицинское обеспечение более чем 1,6 миллиона действующих и отставных государственных служащих и членов их семей. Другими словами, существует большое число людей, которые полагаются на финансовую стабильность CalPERS. Но к сожалению, именно эта организация прославилась тем, что потеряла больше денег, чем все прочие пенсионные фонды вместе взятые. Сведущие люди называют CalPERS самым коррумпированным и неэффектирвным из всех государственных пенсионных фондов в США. В 2010 году исследователи из Стэнфордского университета выступили с предостережением, утверждая, что CalPAPER и CalSTRS (пенсионный фонд работников государственной системы образования Калифорнии) недофинансированы в общей сложности на 500 миллиардов долларов и увлекаются слишком рискованными инвестициями. Полтриллиона долларов - недостача немаленькая. Вы все еще верите в миф о надежности государственной службы и пенсионного обеспечения? Самые умные люди на свете Уверен, что вы уловили иронию и вам не надо рассказывать о том, как самые светлые головы на свете, мудрецы, к которым мы обращались за финансовыми советами, люди, которые учились в лучших в мире школах и вузах и вроде как должны были получить лучшее финансовое образование, устроили самый масштабный финансовый кризис в мировой истории, который некоторые называют Новой Великой депрессией. Возникает резонный вопрос: если руководители наших финансовых институтов такие умные, если они получили самое лучшее финансовое образование, какое можно купить за деньги, почему мир переживает этот страшный кризис? Почему богатые богатеют, бедные беднеют, а средний класс тает на глазах? Почему налоги растут, а государства находятся на грани банкротства? Куда делись рабочие места? Почему зарплата снижается, а инфляция растет? Почему беби-бумеры, которые прилежно следовали рекомендациям лучших умов инвестиционного мира, теперь боятся, что останутся без пенсии? Почему многие молодые люди, влезшие в огромные долги, чтобы получить образование, теперь не могут найти работу, а значит, и расплатиться по студенческим займам? Следующий долговой кризис будет вызван уже не банкротством домовладельцев, а неспособностью бывших студентов погасить займы, полученные на учебу. Может быть, проблема в низком качестве финансового образования у наших лидеров и полном отсутствии такого образования у широких масс? Что такое финансовое образование? Сегодня миллионы людей наконец-то заговорили о необходимости введения финансового образования в школах и вузах. Однако наши светлые головы, имеющие самое лучшее финансовое образование, какое можно купить за деньги, почему-то не уберегли мир от жесточайшего финансового кризиса. Поэтому вопрос надо поставить так: что такое финансовое образование? Если учителя и преподаватели не могут ответить на этот вопрос, чему они могут нас научить? Как случилось, что выпускники лучших университетов — Гарвардского, Йельского, Принстонского, Оксфордского и Кембриджского — ввергли мир в масштабный финансовый кризис? Как случилось, что пенсионный фонд калифорнийских учителей остался без средств? Неужели те, кто им управляет, тоже имеют финансовое образование? А дети в школах получают финансовое образование? Готовят ли школы и вузы учащихся к встрече с реальным миром денег? Прежде чем подробно объяснять, что я сам понимаю под финансовым образованием, надо понять разницу между образованием и обучением. В 1969 году я поступил в летную школу Корпуса морской пехоты США в Пенсаколе, штат Флорида. Три года спустя я уже совершал боевые вылеты во Вьетнаме. Оглядываясь на тот период своей жизни, я теперь понимаю, что был хорошо обученным пилотом, но не высокообразованным. Я говорю, что был хорошо обучен, поскольку умел летать на боевом вертолете. Но у меня не было никакого понимания того, зачем мы вообще находились во Вьетнаме и воевали там. У меня не было никакого геополитического и экономического образования. Я не знал, что Вьетнам к тому времени воевал с разными врагами уже более тысячи лет. Франция и США были последними в длинном списке империалистических стран, пытавшихся завоевать Вьетнам. Я не понимал, что война, в которой я участвовал, была лишь одним из этапов тысячелетней войны Вьетнама за свою независимость, войны, аналогичной той, которую в свое время вели американцы за независимость от Англии. Нам твердили, что мы хорошие, а коммунисты плохие. А я понятия не имел, кто такие коммунисты. Я знал лишь, что мы носили белые фуражки, а они — черные пижамы. Мы верили в Бога, а они нет. Я не понимал, что мы воевали за нефть и за контроль над природными ресурсами Вьетнама и всей Юго-Восточной Азии. То же самое мы сейчас наблюдаем в Ираке и Афганистане. Кроме того, я понятия не имел, как сконструировать, построить или отремонтировать вертолет. У меня не было образования в области металлургии, дизайна, электроники и оружейных систем. Я не представлял, как починить вертолет, если там что-то сломается. Меня научили только летать, стрелять и исполнять приказы. Нажмешь на нужную кнопку — враги убиты. Нажмешь не на ту кнопку — погибнешь сам. К концу войны я был очень хорошо обученным пилотом, но совсем необразованным. Приучение к горшку В реальном мире детей к горшку именно приучают. Дети не нуждаются в образовании насчет горшков и унитазов. И собак приучают, а не занимаются их образованием. Существует специальный термин — «собака Павлова», который хорошо иллюстрирует разницу между обучением и образованием. Попросту говоря, звенит звонок — и у собаки тут же начинается слюноотделение и возникает чувство голода, даже если нет никаких признаков еды. Если кто не знает, этот термин принадлежит русскому физиологу, лауреату Нобелевской премии Ивану Петровичу Павлову (1849—1936), который прославился изучением пищеварительной системы собак. Это он ввел в обращение термин «условный рефлекс». Собакой Павлова называют всякого, кто реагирует на ситуацию автоматически, рефлекторно, а не в результате зрелых размышлений. Условный рефлекс широко используется в современной рекламе. Люди моего поколения еще помнят, как на пачках сигарет «Winston» печатали начало их рекламного слогана «"Winston" вкус известен свету — вкус _________» и мы дома вписывали в пустую строчку: «настоящей сигареты!». Рекламщики приучали нас, как Павлов приучал собак. Сегодня фирма «Alfac» использует образ утки, чтобы закрепиться в нашем сознании, так же как «Geico» использует образ зеленого геккона. Тот же принцип используют в своей деятельности фирмы, оказывающие финансовые услуги. Люди в поте лица зарабатывают деньги, а потом бездумно отдают их в банки и пенсионные фонды. Администраторы многих учебных заведений с гордостью заявляют, что у них большое внимание уделяется финансовому образованию учащихся. На самом деле речь идет о финансовом приучении, а не образовании. Так собаки Павлова, миллионы высокообразованных людей являются наученными, но совсем не образованными, когда вопрос касается денег. Нот вам, к примеру, тест. Закончите, пожалуйста, следующие фразы: • Идите в вузы и учитесь на «отлично», чтобы получить __________. • Работайте ______. • Копите __________. • Купите дом, потому что недвижимость — это ваш ________. • Меньше пользуйтесь кредитными картами. Избавляйтесь от ________. • Живите по ___________. • Инвестируйте на _____ срок в достаточно _____ портфель, состоящий из ______ облигаций и _________ фондов. Многие образованные люди считают это финансовым образованием. С экранов телевизоров так называемые финансовые эксперты твердят нам: «Идите в вузы, чтобы получить хорошую работу. Копите деньги. Старайтесь не пользоваться кредитными картами и выпирайтесь из долгов. Ваше жилье — это ваш капитал, ваш актив. Инвестируйте на длительный срок в достаточно диверсифицированный портфель, состоящий из акций, облигаций и взаимных фондов». Это не финансовое образование. Это финансовое приучение — точно такое же, какое Павлов применял к собакам и какое рекламщики применяют для продажи сигарет, антацидов и страховых полисов. Когда в 2007 году разразился финансовый кризис, многие из тех, кто поддался этому финансовому научению и считал себя финансово образованным, потеряли всё: работу, недвижимость, пенсию и сбережения. Многие даже семьи лишились из-за участившихся разводов. Ситуация усугубляется еще и тем, что учебные заведения, провозглашающие свою приверженность финансовому образованию, продолжают вслед за банкирами проповедовать мудрость «сбережения денег». Во имя финансового просвещения они приглашают разного рода финансовых консультантов, которые внушают незрелой молодежи веру в то, что «долгосрочное вложение средств в достаточно диверсифицированный инвестиционный портфель, состоящий из акций, облигаций и взаимных фондов», является наиболее разумным подходом. Бездумно отдавая свои деньги совершенно незнакомым «экспертам», невозможно получить хорошее финансовое образование. Можно только стать хорошей собакой Павлова. Я не сомневаюсь в том, что эти просветители исполнены благих намерений, но они сами являются хорошо обученными собаками Павлова и абсолютно игнорируют тот факт, что банкиры и финансовые консультанты, которых они приглашают в свои учебные заведения для занятий со студентами, работают на те самые организации, которые спровоцировали финансовый кризис и стали его главными бенефициарами: такие корпорации, как «Bank of America», «Merrill Lynch», «Goldman Sachs» и «Lehman Brothers» (ax, виноват, последней уже не существует). Эти компании продолжают нанимать самых башковитых студентов из самых лучших учебных заведений в мире и учат их управлять их бизнесом и продавать их финансовые услуги. Но это не финансовое образование. Это обучение продажам. Покажи мне деньги! В 1996 году в прокат вышел фильм «Джерри Магуайер» с Рене Зеллвегер, Томом Крузом и Кьюбой Гудингом-младшим. В этом фильме, ставшем культовой классикой, часто звучала фраза «Покажи мне деньги!». Всего несколько дней назад я проходил мимо группы ребят в возрасте 10—12 лет, которые спорили насчет денег. Вроде бы один из них задолжал другому. «Кредитор», которому надоело выслушивать оправдания должника, взмахнул руками и прокричал: «Просто покажи мне деньги!» Однако у большинства людей, когда они слышат словосочетание «финансовое образование», в мозге возникает не «Покажи мне деньги!», а совсем другая фраза: «Отдайте нам свои деньги». Когда кто-то говорит: «У меня есть 10 тысяч долларов. Как мне ими распорядиться?» — финансовые советники всех мастей, имеющие очень мало финансового образования, но обученные торговать, отвечают так, как их учили: «Вложите их на длительный срок в диверсифицированный инвестиционный портфель, состоящий из акций, облигаций и взаимных фондов». Другими словами, «отдайте свои деньги нам на длительный срок». Люди, уже успевшие последовать этим рекомендациям, сейчас кусают локти. Именно так провел множество весьма образованных и состоятельных людей Берни Мэдофф, уговорив их отдать ему миллиарды долларов и построив вторую по величине финансовую пирамиду в истории США (первой является система «социальной защиты»). Финансовые пирамиды иногда называют «схемой Понци» — по имени Чарльза Понци (1882—1949), который считается одним из величайших жуликов всех времен. Схема Понци, она же финансовая пирамида, — это мошенническая инвестиционная афера, заключающаяся в том, что первоначальные инвесторы получают прибыль за счет новых инвесторов, которых в буквальном смысле заманивают обещаниями высокой доходности инвестиций. Если вдуматься, то приходится признать, что в большинстве своем рынки недвижимости, акций, облигаций и взаимных фондов представляют собой финансовые пирамиды. Как только приток новых инвесторов прекратится, вся система лопнет. В 2007 году, когда новость о долговом кризисе распространилась достаточно широко, старые и новые инвесторы запаниковали и захотели получить свои деньги обратно. Те, кто держал средства на сберегательных счетах, тоже захотели забрать свои деньги, и мировая экономика, эта грандиозная финансовая пирамида, едва не рухнула. Когда люди перестали отдавать свои деньги и стали требовать: «Покажите нам деньги!», глобальные рынки обрушились, и миллионы простых людей потеряли триллионы долларов. Чтобы спасти мировую экономику, центральным банкам и правительствам многих стран пришлось вмешаться в ситуацию и пообещать вкладчикам и инвесторам, что их деньги будут в безопасности. Однако проблема состоит в том, что миллионы людей все равно понесли потери, а еще больше миллионов людей не доверяют правительствам и финансовым системам. Да и с какой стати они должны доверять, если вся мировая финансовая система представляет собой гигантскую схему Понци, спонсируемую правительствами? Эта система будет существовать до тех пор, пока мы с вами продолжаем отдавать свои деньги людям, которые кажутся нам достойными доверия. Только вообразите, что произойдет, если в один прекрасный день американские трудящиеся заявят: «Мы больше не будем платить взносы в фонд социальной защиты». Это вызвало бы хаос и коллапс не только американской, но и, пожалуй, мировой экономики. Глобальная финансовая пирамида приносит неслышные богатства финансово образованным и оборачивается трагедией для тех, кто лишен финансового образования. Вот зачем я пишу свои книги и учу людей финансовой грамоте. Легальная, санкционированная Государством схема Понци работает на меня. Вот почему мне не нужны ни работа, ни сбережения. Вот почему я не причисляю свое жилье к активам, не пытаюсь выбираться из долгов и не вкладываю деньги на длительный срок в диверсифицированный инвестиционный портфель, состоящий из акций, облигаций и взаимных фондов. К сожалению, мировая финансовая система порочна и миллионы людей, которые следуют советам «экспертов», постепенно разоряются. Пять компонентов финансового образования Стараясь максимально упростить концепцию финансового образования, я разделил ее на пять основных компонентов. Вот они: 1. История. 2. Определения. 3. Налоги. 4. Долги. 5. Две стороны каждой медали.
На страницах этой книги я буду часто ссылаться на пять фундаментальных компонентов финансового образования, максимально стремясь к простоте. Говоря попросту Я рос на Гавайских островах, вдали от мировых финансовых столиц, и мое финансовое образование началось, когда мне было девять лет от роду. Мой богатый папа — отец моего лучшего друга — начал учить своего сына, а заодно и меня, законам денег при помощи игры «Монополия». И он старался, чтобы эти уроки были максимально простыми. Во время одного из таких уроков он сказал: — В «Монополии» можно обнаружить одну из величайших финансовых стратегий на свете. — Какую стратегию? — полюбопытствовали мы. Он усмехнулся и сказал: — А сами не видите? Вы же играете в эту игру уже несколько лет. И эта волшебная формула постоянно находится перед вашими глазами. Но мы ничего не могли увидеть. Сколько раз мы ни играли в эту игру, увидеть то, что видел богатый папа, нам не удавалось. Наконец отец Майка сдался: — Одна из величайших формул богатства такова: четыре зеленых дома превращаются в один красный отель. Позже в тот же день он повез нас посмотреть на его реальные зеленые дома. Они раскинулись на площади примерно пять акров. — Однажды, — сказал богатый папа, — они превратятся в большой красный отель. Затем он собрался с мыслями и продолжил: — Существует много других формул, но этой я буду следовать до конца своих дней. У меня нет образования. Я не учился в школе, как вы. Но хотя формального образования у меня нет, я всю свою жизнь продолжаю учиться, чтобы эта формула работала на меня. Это было действительно так. Вместо того чтобы посещать традиционные учебные заведения, богатый папа часто улетал из Хило, где мы жили, в Гонолулу, столицу штата, находящуюся на другом острове, где он посещал курсы бизнеса, торговли и инвестирования. Его цель состояла не в том, чтобы получить диплом ради высокооплачиваемой работы. Богатому папе не нужна была работа. Его цель состояла в получении образования, которое поддержало бы его на пути к богатству. Десять лет спустя, когда мне исполнилось девятнадцать, я вернулся домой на рождественские каникулы из Нью-Йорка, где учился в колледже. На Новый год мы с моим другом Майком устроили восхитительную вечеринку в пентхаусе настоящего красного отеля, который его отец, мой богатый папа, построил на берегу моря в Вайкики. Глубокой ночью, когда вечеринка уже закончилась, я стоял на балконе, смотрел на раскинувшиеся внизу пляжи Вайкики и думал о том, как богатый папа играл в «Монополию» в реальной жизни. Он твердо следовал своему плану. За 10 лет — я сам тому свидетель — из бедняка он превратился в очень богатого человека, а к концу жизни был владельцем уже пяти красных отелей на разных островах и многих других активов, включая недвижимость и коммерческие предприятия. Когда теперь я приезжаю на Гавайи, мне часто приходится проезжать мимо зданий, которые по-прежнему принадлежат его семье и продолжают приносить доход, хотя отца Майка уже давно нет в живых. Он остается богачом даже после смерти. Многие знают, что сохранить состояние бывает не проще, чем разбогатеть. Вот почему, прежде чем стать богатым, отец моего друга также посещал курсы, связанные с налогами и защитой капитала. Когда я спросил, зачем ему это нужно, он ответил: «Нет смысла трудиться изо всех сил, чтобы потом кто-то — правительство, например — отнял у тебя нажитое. Если не принять соответствующие меры, правительство после твоей смерти приберет к рукам значительную долю денег, которые ты заработал потом и кровью. И биржевой брокер не вернет тебе твои деньги, если потеряет их в результате краха. Не проявляя достаточно ума и осторожности, ты можешь остаться без гроша в результате какого-нибудь несчастного случая или тяжелой болезни. А еще тебя могут разорить судебные тяжбы. В общем, прежде чем обзаводиться состоянием, позаботься о его защите». Отец Майка даже школу не закончил, но он никогда не переставал повышать свое образование. Поженившись и начав вместе заниматься бизнесом и инвестированием, мы с Ким не забывали три-четыре раза в год повышать уровень своего образования в вопросах бизнеса или инвестирования. И то, что мы узнавали, сразу же применяли на практике. Мы вместе посещали курсы рекламы, курсы торговли золотом, опционами, иностранными валютами, курсы креативного финансирования, курсы, посвященные вопросам лишения права выкупа закладной и защиты активов. Так мы с Ким на протяжении всей жизни продолжали повышать уровень своего финансового образования, как это делал богатый папа. Таким образом, отец Майка не учил меня каким-то конкретным вещам, конкретным рецептам обогащения. Вместо этого он научил меня учиться — чему надо учиться и как, — чтобы с успехом играть в «Монополию» в реальной жизни. Ценность финансового образования Мы с Ким поженились в 1986 году. Как и у многих молодоженов, денег и кредита у нас было в обрез. Кроме того, на мне висел почти миллион долларов долга — деньги, вложенные инвесторами в мое первое лопнувшее предприятие, связанное с производством непромокаемых нейлоновых бумажников для любителей серфинга. Девятнадцатого октября 1987 года индекс «Dow Jones Industrial Average» рухнул на 508 пунктов, или на 22 процента. В 1988 году Джордж Герберт Уокер Буш был избран президентом Соединенных Штатов. В том же году посыпались ссудо-сберегательные банки, после чего рухнул рынок недвижимости. Во многом подобная нынешнему долговому кризису, разрушительная волна прошла через всю Америку, а затем обогнула планету. Миллионы людей потеряли работу и жилье, экономика стремительно погружалась в глубокую рецессию. В 1989 году, когда пессимистические настроения достигли максимума, я сказал Ким: «Пора начинать инвестировать». Мы были молодоженами, глубоко погрязшими в долгах, не имевшими работы в традиционном понимании этого слова и находившимися в процессе построения бизнеса, поэтому казалось невероятным, что кто-то может ссудить нам денег для инвестиций. Ситуация усугублялась еще и тем, что процентные ставки по займам для инвесторов достигали 9—14 процентов. И действительно, мы натыкались на сплошные отказы. Банкиры не понимали, почему мы решили стать инвесторами в условиях жесточайшего кризиса. Их не устраивало наше объяснение, что мы играем в «Монополию» в реальной жизни. Несмотря на отказы, Ким продолжала учиться, посещать курсы, читать книги, ездить смотреть новые дома как потенциальные приобретения. Она поставила перед собой цель — покупать по два дома в год на протяжении 10 лет (всего 20 домов). Поначалу процесс шел медленно, но, когда она приобрела некоторый опыт, ей удалось реализовать свой план — купить 20 домов, причем всего за 18 месяцев. Хотя Ким достигла своей цели на восемь лет раньше срока, она не перестала заниматься инвестированием. Ей это было интересно, ее это увлекало. С каждой новой сделкой Ким приобретала все больше знаний — особенно когда все складывалось не так, как она планировала. Чем больше Ким узнавала, тем лучше понимала, как мало она знала. И желание узнавать больше влекло ее вперед. К 1994 году мы с Ким достигли полной финансовой свободы. Мы продали свои предприятия, а вырученные деньги реинвестировали. Нам принадлежало более 60 объектов недвижимости, и с каждой мы получали ежемесячный доход. Ей было 37, а мне — 47. Но мы все еще не были богачами. Наш доход не превышал 10 тысяч долларов в месяц, а расходы составля
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.164.77 (0.021 с.) |