Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Законы. Нормативные юридические акты↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Часть третья ЗАКОН ЗАКОНЫ. НОРМАТИВНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ АКТЫ Закон как источник права. Законодательство Закон — это нормативный юридический акт высшего государственного (представительного) органа или непосредственно народа (при принятии закона на референдуме), обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы страны. Признаки закона: во-первых, закон — юридический акт, притом акт-документ, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, по их отмене или изменению; закон — всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения; закон — источник права; во-вторых, закон — акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны. В России — Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), т. е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета; в-третьих, закон — нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т. е. акт самого высокого юридического «ранга»; ему в принципе все под силу, он отличается юридической всеобщностью; все иные акты ниже закона, находятся «под» законом, должны соответствовать закину, ни в чем ему не противоречить; в-четвертых, закон — нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т. е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона юридическое регулирование по данным вопросам «начинается». Рассматривая закон как нормативный юридический акт — источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов: во-первых, от индивидуальных актов, т. е. актов, содержащих индивидуальные предписания по конкретным, разовым вопросам, например назначение на должность, поручение передать имущество (такие индивидуальные предписания иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам); во-вторых, от интерпретационных актов, актов толкования, т. е. актов, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования, например «постановление», «разъяснение»). Законы в демократическом государстве должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка. Законодательство — вся совокупность законов, действующих в стране. Необходимо иметь в виду, что в некоторых формулировках нормативных актов под термином «законодательство» понимаются не только законы, но и другие нормативные документы, содержащие первичные правовые нормы (например, нормативные указы Президента Российской Федерации, нормативные постановления Правительства). В настоящее время нормативные указы Президента (а также постановления Правительства), принятые по вопросам, относящимся к законодательной области, имеют соответствующую, близкую к закону, юридическую силу до принятия и вступления в силу закона по данному вопросу. В части первой Гражданского кодекса прямо записано: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон» (п. 5 ст. 3). Законодательство имеет свою систему, которая в основном соответствует системе права. Виды законов Законы подразделяются на: а) конституцию, конституционные (органические); б) обыкновенные. Особое место среди законов занимает Конституция. Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны — это основной, «заглавный» закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, форму правления и государственного устройства, права и свободы граждан, основы юридической системы, систему правосудия. В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации кроме краткой преамбулы содержит основной, первый раздел, состоящий из девяти глав: 1. Основы конституционного строя. 2. Права и свободы человека и гражданина. 3. Федеративное устройство. 4. Президент Российской Федерации. 5. Федеральное Собрание. 6. Правительство Российской Федерации. 7. Судебная власть. 8. Местное самоуправление. 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. В особом (втором) разделе Конституции содержатся заключительные и переходные положения. В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные (органические) законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией (например, Закон о чрезвычайном положении, Закон о порядке деятельности Правительства). Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов Совета Федерации. Принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение 14 дней и обнародованию. Обыкновенные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным (органическим) законам. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающих политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задача особого органа правосудия — Конституционного Суда — состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, иных нормативных юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционных начал. В составе законов выделяются и на практике обладают преимущественной (первоочередной) силой кодексы (см. § 3). Среди законов следует выделять: а) федеральные законы, те, которые принимаются федеральным законодательным органом — Федеральным Собранием и распространяются на всю территорию Российской Федерации; б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей, краев), те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяются только на их территорию. Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют законы: административные; гражданские; брачно-семейные; уголовные; земельные; финансово-кредитные; о труде; по социальному обеспечению; процессуальные; природоохранительные. Кроме отраслевых существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, содержащие нормы административного, гражданского, других отраслей права). Кодексы Кодекс (кодифицированный акт) — это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений. Кодифицированные акты носят различное наименование — «кодексы», «уставы», «положения», просто «законы». Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В республиках же и других субъектах Федерации принимаются акты в соответствии с их компетенцией на основании федеральных кодексов, других федеральных законов. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Это законы, представляющие собой высшее, совершенное выражение его достоинств как источника права. Они обеспечивают при помощи нормативных обобщений системность норм, их специализацию, их действие в виде скоординированных между собой отработанных юридических конструкции и системных образований. Каждый кодекс — это как бы самостоятельное, развитое юридическое «хозяйство», в котором должно быть «все», что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений, — и общие принципы, и регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т. д. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеет общая часть, или общие положения, где закрепляются исходные принципы и нормы, общие начала и «дух» данной ветви законодательства. Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т. е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу. В части первой Гражданского кодекса прямо сказано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» (п. 2 ст. 3). В ряде случаев законы по отдельным проблемам, например по вопросам собственности, залога, издавались ранее в качестве самостоятельных актов, поскольку еще не был принят тот сводный акт — Гражданский кодекс, в котором эти проблемы должны были получить развернутое и системное регулирование. Поэтому, например, после принятия Гражданского кодекса (часть первая) большинство из ранее принятых отдельных законов отменено. В то же время по некоторым проблемам, требующим развернутого, подробного регулирования, кодекс может содержать только исходные, «рамочные» нормативные положения, в соответствии с которыми затем разрабатывается и принимается особый нормативный юридический акт. Все основные (профилирующие и специальные) отрасли законодательства имеют свой заглавный кодекс: гражданское законодательство — Гражданский кодекс; уголовное законодательство — Уголовный кодекс; гражданское процессуальное законодательство — Гражданский процессуальный кодекс и т. д. Большинство кодексов имеет сокращенное буквенное обозначение, о чем уже говорилось, — ГК, УК, ГПК и т. п. При развернутом написании начальное слово названия кодекса начинается с заглавной буквы; с заглавной буквы пишется также слово «Кодекс» в тексте самого кодифицированного акта. Для кодексов характерны некоторые структурные, технико-юридические особенности, особые правила внесения в них изменений, которые будут рассмотрены дальше. Действие закона во времени Закон (иной нормативный юридический акт) имеет пределы своего действия в четырех «измерениях»: во времени, в пространств, пи предмет и по лицам. Наиболее сложные вопросы возникают в отношении действия закона (иных нормативных актов) во времени. Начальным и конечным моментами такого действия являются вступление в действие закона и прекращение действия закона. Вступление в действие закона Вступление (введение) закона в действие происходит в соответствии со следующими тремя принципами: а) немедленное действие, когда закон со дня вступления распространяется на все случаи только «вперед» (это особо важно для длящихся отношений, например алиментных); все, что было до дня вступления закона в действие, под него не подпадает; именно такой порядок использован в гражданском законодательстве. Согласно ст. 4 ГК РФ, «по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его б) обратное действие (обратная сила), когда закон со дня вступления в действие распространяется на все случаи и «вперед», и «назад», т. е. и на случаи, имевшие место раньше, в прошлом; в) переживание закона, когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать действовать по отдельным вопросам. Типичным, нормальным в условиях законности вариантом действия закона является первый — немедленное действие. Обратная сила закона — исключение, каждый случай придания закону обратной силы особо оговаривается в законе. В соответствии со ст. 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это правило еще более строго сформулировано в отношении правонарушений: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением». В то же время, как сказано в той же ст. 54, «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». Переживание закона — редкие случаи, связанные со сложными ситуациями, тоже особо оговариваемыми в законе. Момент (день) вступления закона в действие нужно отличать от момента (дня) обретения им юридической силы. Закон приобретает юридическую силу в день его принятия Государственной Думой в окончательной редакции (конституционный закон — в день его одобрения обеими палатами в предусмотренном конституционном порядке, о котором ранее говорилось), одобрения Советом Федерации и подписания Президентом. Аналогичный порядок действует и в отношении актов Президента. С того же дня, если это прямо предусмотрено в законе, он может вступить в действие. Однако, как правило, вступление закона в действие отдалено во времени от дня его принятия и подчинено особому порядку. Этот порядок в Российской Федерации урегулирован в Федеральном законе «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (принят Государственной Думой 25 мая 1994 г.; одобрен Советом Федерации 1 июня 1994 г.). Во многих случаях законодательный орган одновременно с законом принимает особый акт о порядке вступления в действие данного закона. Так, одновременно с частью первой Гражданского кодекса 21 октября 1994 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», состоящий из 14 статей, в которых регламентируется весь комплекс вопросов о введении в действие Кодекса, в том числе отдельные случаи обратной силы и «переживания» его отдельных положений. Решающее значение в порядке вступления закона в действие имеют: а) официальное опубликование закона; б) срок. Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете», «Парламентской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Здесь, как и в иных случаях, официальное опубликование — это, в сущности, даваемое государством свидетельство достоверности и точности содержания нормативного акта. После официального опубликования законы вступают в действие одновременно на всей территории Российской Федерации в соответствии со следующими правилами. Общий порядок — закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. Вместе с тем самим законом или особыми законодательными актами может быть установлен и другой порядок вступления закона в силу. При принятии закона может быть предусмотрено, что он вступает в действие непосредственно с момента официального опубликования. В ряде случаев закон вступает в действие по истечении срока, специально предусмотренного при принятии закона. Так, часть первая Гражданского кодекса в соответствии с упомянутым ранее Федеральным законом о введении его в действие вступила в силу с 1 января 1995 г. (за исключением положений, для которых данным Законом установлены иные сроки введения в действие; например, гл. 4 Кодекса вступила в действие со дня официального опубликования Кодекса, т. е. с 8 декабря 1994 г. — дня опубликования Кодекса в «Российской газете»). Законы, акты палат Федерального Собрания публикуются не только в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Они могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, в том числе и в виде отдельных изданий, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Определенные правила установлены в отношении вступления в действие актов Президента и Правительства Российской Федерации. Официальное опубликование этих актов осуществляется в том же самом издании, в котором публикуются законы, акты палат, — в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете» и «Парламентской газете». Нормативные акты Президента вступают в действие по истечении семи дней после их опубликования, а если в акте указан срок вступления в силу — в указанный срок. Специальный порядок установлен для вступления в действие актов Правительства. Существуют определенные правила вступления в силу и ведомственных актов. С 1 марта 1993 г. ведомственные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер (т. е. акты внешнего действия), проходят регистрацию в Министерстве юстиции и, если иное не предусмотрено законодательством, подлежат официальному опубликованию. Опубликование должно быть осуществлено в течение десяти дней после их регистрации. Указанные ведомственные акты, не прошедшие регистрацию и не опубликованные в установленном порядке, не вступают в действие. Прекращение действия закона Прекращение действия закона означает и утрату им юридической силы. Это последствие наступает при наличии одного из следующих обстоятельств: 1) истечение срока, на который был принят закон (таков, в частности, Закон о бюджете); 2) отмена закона (в постановлении законодательного органа о порядке введения в действие закона, как правило, указываются акты, которые утрачивают юридическую силу); 3) фактическая замена данного закона другим, регулирующим те же самые вопросы (это наименее приемлемый способ прекращения действия нормативного акта, он порождает неопределенность, создает трудности на практике). Судам, иным юрисдикционным органам иногда приходится оценивать правомерность фактов и ситуаций, которые происходили в прошлом. Поскольку применительно к указанным фактическим обстоятельствам не предусмотрена обратная сила действующего на данный момент закона, то суду, иному юрисдикционному органу следует при такой оценке руководствоваться законом, который действовал в то время, когда происходили соответствующие события. Действие закона по предмету Пределы действия закона по предмету определяются тем, на какой предмет (круг общественных отношений) распространяются нормы, содержащиеся в данном законе, и к какой разновидности они относятся — общим, отраслевым, специальным. Неограниченное по предмету действие имеют нормы Конституции; они распространяются на все без исключения отношения, которые в области государственной юрисдикции существуют в обществе. В первую очередь это относится к общим конституционным принципам, конституционным нормам о правах и свободах человека. Действие отраслевых законов ограничено предметом данной отрасли права. Так, гражданские законы распространяются на все имущественные и личные неимущественные отношения, субъекты которых равны, автономны, не находятся в состоянии соподчинения; административные законы — на управленческие, властно-организационные отношения. В зависимости от положения отрасли права в ряде случаев происходит субсидиарное действие закона, т. е. действие дополнительное, когда нормы профилирующей, базовой отрасли (например, нормы гражданского права) применяются в пределах специальной отрасли (например, трудового права) в случаях, если соответствующий вопрос не нашел в ней нормативного решения. В рамках той или иной отрасли в пределах отдельных институтов существует приоритет специальных норм: если в законе содержатся общие положения по тому или иному кругу общественных отношений (например, по залоговым отношениям) и в то же время предусмотрены особые, специальные нормы (например, по ипотеке — разновидности залога, устанавливаемого в отношении недвижимого имущества), то при решении юридических вопросов, касающихся данной разновидности, действуют в первую очередь специальные нормы. Согласно ст. 334 ГК, «общие правила о залоге, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ипотеке в случаях, когда настоящим Кодексом или законом об ипотеке не установлены иные правила». Действие закона по лицам Порядок действия закона по лицам является производным от порядка его действия по территории и по предмету. Общее правило здесь таково: закон действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется. «Все лица» — это граждане государства (в том числе лица с двойным гражданством), иностранцы, лица без гражданства, а также все внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальности. Вместе с тем существуют и особенности в действии закона по лицам. Ряд законов, прежде всего уголовных, распространяется на граждан данного государства независимо от их местонахождения и от того, понесли ли они наказание по законам иностранного государства. В то же время главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств, некоторые другие иностранные граждане наделены дипломатическим иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности. Это значит, что к ним не могут быть применены меры ответственности и иные меры государственного принуждения за нарушение уголовного и административного законодательства. И еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законом не могут быть субъектами ряда отношений (в частности, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах). Систематизация в праве Систематизация — это упорядочение действующих законов, всех нормативных актов, приведение юридических норм в упорядоченную, согласованную систему. Законы, иные нормативные юридические акты издаются в разное время в связи с различными обстоятельствами; нередко они бывают несогласованными, противоречивыми. Все это создает трудности при использовании законов, снижает эффективность законодательства. Отсюда необходимость систематизации в праве. Существуют две основные формы систематизации в праве: а) кодификация и б) инкорпорация. Кодификация представляет собой упорядочение юридических норм в самом процессе правотворчества, когда отменяются ранее действовавшие законы, иные нормативные юридические акты, юридические нормы перерабатываются, вводятся в единую согласованную систему и когда издается единый, сводный, юридически и логически цельный, согласованный нормативный акт — кодекс. Инкорпорация представляет собой внешнее упорядочение действующих законов, иных нормативных юридических актов, без переработки норм права, когда законы, иные нормативные юридические акты помещаются в единые сборники (собрания) в хронологическом или тематическом порядке. Инкорпорация может быть неофициальной, проводимой издательствами, практическими органами, научными и учебными заведениями. Это, например, издание сборников «Жилищное законодательство», «Нормативные акты о приватизации». Такого рода сборники инкорпорации не являются изданиями, подтверждающими достоверность и точность помещенных в них юридических норм. На них нельзя ссылаться при рассмотрении и решении юридических вопросов. Они носят лишь справочно-информационный характер. При официальной инкорпорации сборники, иные издания готовятся от имени компетентных государственных органов и являются формой официального опубликования или переопубликования актов, что свидетельствует о достоверности и точности помещенных в них юридических норм. На эти издания можно ссылаться при решении юридических вопросов. В Российской Федерации в настоящее время из таких собраний основное значение имеет «Собрание законодательства Российской Федерации» (далее — Собрание законодательства). Собрание законодательства является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства. Собрание законодательства состоит из пяти разделов: первый раздел — законы; второй раздел — акты палат Федерального Собрания; третий раздел — указы и распоряжения Президента; четвертый раздел — постановления и распоряжения Правительства; пятый раздел — решения Конституционного Суда (по указанным ранее вопросам). Считаются официально опубликованными юридические акты, помещенные в свое время в «Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Собрание законодательства (и упомянутые издания, выпуск которых прекращен) как издание официального опубликования актов является документом хронологической инкорпорации. Помещаемые в нем законы, иные нормативные акты располагаются в той очередности, в какой они публикуются. Собрание законодательства (как и ранее «Ведомости» и другие издания) издается по годам; на каждом выпуске обозначаются порядковый номер и дата издания. Например, часть первая Гражданского кодекса помещена в выпуске Собрания законодательства № 32 от 5 декабря 1994 г. Вместе с тем, несмотря на порядковый номер выпуска, в выпусках единая, сплошная нумерация страниц; кроме того, каждому акту присваивается очередной номер под рубрикой«статья», т. е.акты помещаются в статьях, имеющих порядковый номер. Так, первой части Гражданского кодекса в выпуске № 32 Собрания законодательства от 5 декабря 1994 г. отведены страницы 4570—4702. Кодекс обозначен ст. 3301. Все это и обеспечивает приведение издаваемых законов, иных актов в единую систему, создает удобства в пользовании ими. Официальная инкорпорация действующего российского законодательства осуществляется по хронологическому признаку. Но все же основную роль в официальной инкорпорации призваны играть тематические собрания, т. е. такие сборники, в которых законы, иные нормативные юридические акты расположены по предметному признаку — отраслям права, сферам народного хозяйства. Такие собрания издавались и в целом по Союзу, и в республиках. Наиболее высоким по уровню тематическим собранием является Свод законов, который отличается тщательным отбором законов, иных актов, отработанностью, достоверностью и точностью законодательных текстов (издание Свода законов СССР и РСФСР было осуществлено в конце 1970-х — начале 1980-х гг.). При инкорпорации нормативных актов используются особые технические приемы (в том числе публикация в виде «расшивных тетрадей», «вклеек», позволяющих оперативно вносить в сборники изменения и дополнения). Законодательный текст Текст закона (иного нормативного юридического акта) — это словесно выраженное и закрепленное в документе содержание закона (иного нормативного юридического акта). Для иллюстрации на стр. 108 настоящего учебного пособия воспроизведена страница 4570 «Собрания законодательства Российской Федерации» от 5 декабря 1994 г. № 32, с которой начинается публикация части первой Гражданского кодекса. Текст закона строится в соответствии с требованиями полноты, точности, завершенности словесного выражения юридических норм, содержания закона. Законодательный текст, следовательно, должен быть редакционно отработан, соответствовать правилам грамматики, стилистики, лексики. До окончательного принятия закона в нем необходимо устранить все редакционные недостатки, произвести редакционные уточнения и дополнения. Не следует рассматривать законодательный текст как нечто сугубо формальное, чисто документальное. В законе нет ничего иного (ни большего, ни меньшего), кроме того, что выражено в тексте — в словах, словесных формулировках. Только и исключительно через них закон раскрывает свое содержание, «входит» в общество, в жизнь людей. Текст каждого закона — целостное единство. Его фрагменты (статьи, главы) должны рассматриваться не как нечто полностью самостоятельное, а как части целого — составные подразделения единого текста. Реквизиты Это такие внешние обозначения, «знаки», атрибуты, которые свидетельствуют о надлежащей оформленности законодательного документа, о наличии в нем всего необходимого, официально подтверждающего, что закон, иной нормативный юридический акт имеет юридическую силу и вводится в действие. К таким реквизитам относятся: а) «узаконенное», т. е. полное официальное наименование закона, которое не может быть заменено никаким другим (в нашем случае — Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая); всякие иные, в том числе сокращенные, наименования — неофициальные; так, в простом, «вольном» изложении только что поименованный закон обозначается проще — «часть первая Гражданского кодекса» (или, что то же самое, «первая часть...»); б) полное наименование должностного лица, подписавшего закон («Президент Российской Федерации Б. Ельцин»); в) дата принятия (одобрения) закона (указываются также место и дата подписания и регистрационный номер); г) после официального опубликования в Собрании законодательства (ранее — «Ведомостях») порядковый номер, который обозначает данный закон как статью. Порядковые «номерные» обозначения установлены и для официально опубликованных актов палат Федерального Собрания, а также указов и распоряжений Президента, актов Правительства, решений Конституционного Суда, публикуемых в Собрании законодательства. Реквизиты закона, в том числе его порядковый номер как статьи, упорядочивают и облегчают учет и нахождение нормативных актов, справочно-информационную работу. С этой целью принято сокращенное обозначение учетных данных закона. Например, после приведенной выдержки из закона (в нашем случае — части первой Гражданского кодекса) может быть дана такая ссылка на источник: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301. И это сразу же определяет место, где находится точный и полный текст Кодекса. Структура Текст закона в редких случаях сводится к одному простому нормативному положению. Таковы, как правило, законы, вносящие изменения и дополнения в другой закон (статью кодекса) или распространяющие действие другого закона на новые отношения, иные подобные законоположения. В большинстве случаев текст закона более или менее обширен. Напомним, что для права характерна специализация юридических норм; между ними существует «разделение труда», и поэтому каждая норма действует в сочетании с другими (системность права). Да и каждая в отдельности юридическая норма по своей структуре — сложное явление: в ней содержится указание на условие ее действия, на права и обязанности, на санкции. Кроме того, в нормативном акте нередко предусматриваются разновидности данного института, варианты той или иной нормы, особые случаи и т. д., вплоть до дефиниции отношений, регулируемых данным законом, определяется круг законов и других нормативных актов, которые их регулируют, и др. Казалось бы, залог — лишь один из способов обеспечения обязательств; ему ранее, в прежних гражданских кодексах, отводились одна-две статьи. Но стоило только вопросы залога связать с многообразными случаями жизни, с необходимостью четкого юридического решения этих вопросов, с требованиями практики, как количество статей о залоге в действующем Гражданском кодексе увеличилось до двух с половиной десятков (ст. 334—358), образовав особое структурное подразделение Кодекса — § 3 гл. 23 да плюс к тому вместе с предусмотренным в Кодексе особым законом об одной из разновидностей залога — Законом об ипотеке (судя по всем данным, весьма обширного документа). В связи с чем, законы (иные нормативные акты), как правило, представляют собой весьма обширные документы, возникла необходимость структурирования текста закона, распределения материала по подразделениям. Исходной, дробной единицей законодательного текста является статья (она будет рассмотрена особо дальше). В ряде случаев закон начинается с преамбулы (довольно часто это имело место в советских законах), т. е. с бесстатейного общего введения, в котором дается обоснование закона и порой формулируются исходные философские, мировоззренческие положения. Сейчас, когда российское право все больше освобождается от идеологических догм, преамбулы встречаются редко (хотя преамбула как изложение отправных общих принципов сохранила свое значение для крупных законов, таких как Конституция, кодекс). Наиболее крупные подразделения законов — части. Так, все содержание Уголовного кодекса обычно подразделяется на две части — Общую и Особенную. На две части подразделяется и содержание Гражданского кодекса. Однако не столько по причине особенностей их содержания (хотя часть первая Гражданского кодекса тоже охватывает наиболее общие, концептуальные положения), сколько по причине необходимости скорейшего введения в жизнь общества исходных гражданско-правовых норм и институтов. Поэтому части Гражданского кодекса не имеют «содержательных» наименований. Они так и называются — «часть первая», «часть вторая». Существенное значение в кодексах, других крупных законах имеет первое подразделение (раздел, глава), которое обычно именуется «Общие положения» или «Общая часть», где формулируются исходные и общие нормы, касающиеся данных о
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.130.151 (0.013 с.) |