Законы. Нормативные юридические акты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законы. Нормативные юридические акты



Часть третья

ЗАКОН

ЗАКОНЫ. НОРМАТИВНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ АКТЫ

Закон как источник права. Законодательство

Законэто нормативный юридический акт высшего государ­ственного (представительного) органа или непосредственно народа (при принятии закона на референдуме), обладающий высшей юриди­ческой силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нор­мы страны.

Признаки закона:

во-первых, закон — юридический акт, притом акт-документ, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, по их отмене или изме­нению; закон — всегда письменный документ, в котором закреп­ляются вводимые юридические нормы или их изменения; за­кон — источник права;

во-вторых, закон — акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны. В России — Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредст­венно народа (при принятии закона в порядке референдума), т. е. субъектов, являющихся носителями государственного сувере­нитета;

в-третьих, закон — нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т. е. акт самого высокого юридического «ранга»; ему в принципе все под силу, он отличается юридиче­ской всеобщностью; все иные акты ниже закона, находятся «под» законом, должны соответствовать закину, ни в чем ему не проти­воречить;

в-четвертых, закон — нормативный акт, содержащий первич­ные, изначальные юридические нормы, т. е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основ­ным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиаль­ным экономическим, политическим, социальным вопросам; с за­кона юридическое регулирование по данным вопросам «начинает­ся».

Рассматривая закон как нормативный юридический акт — ис­точник права, необходимо отличать его от иных правовых актов:

во-первых, от индивидуальных актов, т. е. актов, содержащих индивидуальные предписания по конкретным, разовым вопросам, например назначение на должность, поручение передать имущество (такие индивидуальные предписания иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам);

во-вторых, от интерпретационных актов, актов толкования, т. е. актов, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования, например «поста­новление», «разъяснение»).

Законы в демократическом государстве должны занимать пер­вое место среди всех источников права, быть основой всей право­вой системы, основой законности, крепкого правопорядка.

Законодательствовся совокупность законов, действующих в стране.

Необходимо иметь в виду, что в некоторых формулировках нормативных актов под термином «законодательство» понимаются не только законы, но и другие нормативные документы, содержа­щие первичные правовые нормы (например, нормативные указы Президента Российской Федерации, нормативные постановления Правительства).

В настоящее время нормативные указы Президента (а также постановления Правительства), принятые по вопросам, относя­щимся к законодательной области, имеют соответствующую, близкую к закону, юридическую силу до принятия и вступления в силу закона по данному вопросу. В части первой Гражданского кодекса прямо записано: «В случае противоречия указа Президен­та Российской Федерации или постановления Правительства Рос­сийской Федерации настоящему Кодексу или иному закону при­меняется настоящий Кодекс или соответствующий закон» (п. 5 ст. 3).

Законодательство имеет свою систему, которая в основном со­ответствует системе права.

Виды законов

Законы подразделяются на: а) конституцию, конституционные (органические); б) обыкновенные. Особое место среди законов занимает Конституция.

Конституция как основополагающий учредительный юридиче­ский акт страны — это основной, «заглавный» закон, определяю­щий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, форму правления и госу­дарственного устройства, права и свободы граждан, основы юри­дической системы, систему правосудия.

В Российской Федерации в настоящее время действует Кон­ституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации кроме краткой преамбулы содержит основной, первый раздел, состоящий из девяти глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Федеративное устройство.

4. Президент Российской Федерации.

5. Федеральное Собрание.

6. Правительство Российской Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

В особом (втором) разделе Конституции содержатся заключи­тельные и переходные положения.

В соответствии с Конституцией могут издаваться конституци­онные (органические) законы, тоже посвященные правовым осно­вам государства, государственного строя. Конституционные зако­ны принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией (например, Закон о чрезвычайном положении, Закон о порядке деятельности Правительства). Федеральный конституционный за­кон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен большинством не менее трех четвертей от об­щего числа депутатов Совета Федерации. Принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом Рос­сийской Федерации в течение 14 дней и обнародованию.

Обыкновенные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политиче­ской, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все за­коны, обладают высшей юридической силой, но сами должны со­ответствовать Конституции, конституционным (органическим) за­конам. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основопола­гающих политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задача особо­го органа правосудия — Конституционного Суда — состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Россий­ской Федерации всех законов, иных нормативных юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционных начал.

В составе законов выделяются и на практике обладают пре­имущественной (первоочередной) силой кодексы (см. § 3).

Среди законов следует выделять:

а) федеральные законы, те, которые принимаются федераль­ным законодательным органом — Федеральным Собранием и распространяются на всю территорию Российской Федерации;

б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, за­коны областей, краев), те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъекта­ми Федерации и распространяются только на их территорию.

Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют законы: административ­ные; гражданские; брачно-семейные; уголовные; земельные; фи­нансово-кредитные; о труде; по социальному обеспечению; про­цессуальные; природоохранительные.

Кроме отраслевых существуют межотраслевые законы, в кото­рых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, за­коны о здравоохранении, содержащие нормы административного, гражданского, других отраслей права).

Кодексы

Кодекс (кодифицированный акт) — это единый, сводный, юриди­чески и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

Кодифицированные акты носят различное наименование — «кодексы», «уставы», «положения», просто «законы».

Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержат­ся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В республиках же и других субъектах Федерации принимаются акты в соответствии с их компетенцией на основании федеральных кодексов, других федеральных зако­нов.

Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законода­тельства. Это законы, представляющие собой высшее, совершен­ное выражение его достоинств как источника права. Они обеспе­чивают при помощи нормативных обобщений системность норм, их специализацию, их действие в виде скоординированных между собой отработанных юридических конструкции и системных об­разований. Каждый кодекс — это как бы самостоятельное, разви­тое юридическое «хозяйство», в котором должно быть «все», что необходимо для юридического регулирования той или иной груп­пы отношений, — и общие принципы, и регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений, и правоохра­нительные нормы, и т. д. Причем весь этот нормативный матери­ал приведен в единую систему, распределен по разделам и гла­вам, согласован.

Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеет общая часть, или общие положения, где закрепляют­ся исходные принципы и нормы, общие начала и «дух» данной ветви законодательства.

Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т. е. кодифицированные акты, возглавляющие соответст­вующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в еди­ный фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому ко­дексу. В части первой Гражданского кодекса прямо сказано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» (п. 2 ст. 3).

В ряде случаев законы по отдельным проблемам, например по вопросам собственности, залога, издавались ранее в качестве са­мостоятельных актов, поскольку еще не был принят тот сводный акт — Гражданский кодекс, в котором эти проблемы должны были получить развернутое и системное регулирование. Поэтому, например, после принятия Гражданского кодекса (часть первая) большинство из ранее принятых отдельных законов отменено.

В то же время по некоторым проблемам, требующим развер­нутого, подробного регулирования, кодекс может содержать толь­ко исходные, «рамочные» нормативные положения, в соответст­вии с которыми затем разрабатывается и принимается особый нормативный юридический акт.

Все основные (профилирующие и специальные) отрасли зако­нодательства имеют свой заглавный кодекс: гражданское законо­дательство — Гражданский кодекс; уголовное законодательство — Уголовный кодекс; гражданское процессуальное законодательст­во — Гражданский процессуальный кодекс и т. д.

Большинство кодексов имеет сокращенное буквенное обозна­чение, о чем уже говорилось, — ГК, УК, ГПК и т. п. При развер­нутом написании начальное слово названия кодекса начинается с заглавной буквы; с заглавной буквы пишется также слово «Ко­декс» в тексте самого кодифицированного акта.

Для кодексов характерны некоторые структурные, техни­ко-юридические особенности, особые правила внесения в них из­менений, которые будут рассмотрены дальше.

Действие закона во времени

Закон (иной нормативный юридический акт) имеет пределы своего действия в четырех «измерениях»: во времени, в простран­ств, пи предмет и по лицам.

Наиболее сложные вопросы возникают в отношении действия закона (иных нормативных актов) во времени. Начальным и ко­нечным моментами такого действия являются вступление в дейст­вие закона и прекращение действия закона.

Вступление в действие закона

Вступление (введение) закона в действие происходит в соот­ветствии со следующими тремя принципами:

а) немедленное действие, когда закон со дня вступления рас­пространяется на все случаи только «вперед» (это особо важно для длящихся отношений, например алиментных); все, что было до дня вступления закона в действие, под него не подпадает; именно такой порядок использован в гражданском законодатель­стве. Согласно ст. 4 ГК РФ, «по отношениям, возникшим до вве­дения в действие акта гражданского законодательства, он приме­няется к правам и обязанностям, возникшим после введения его
в действие». В области гражданского права существуют и слож­ные случаи, связанные со значительной юридической силой дого­воров по частноправовым отношениям. Так, согласно ст. 422 ГК, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действо­вали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ра­нее заключенных договоров;

б) обратное действие (обратная сила), когда закон со дня вступления в действие распространяется на все случаи и «вперед», и «назад», т. е. и на случаи, имевшие место раньше, в прошлом;

в) переживание закона, когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продол­жать действовать по отдельным вопросам.

Типичным, нормальным в условиях законности вариантом действия закона является первый — немедленное действие. Об­ратная сила закона — исключение, каждый случай придания за­кону обратной силы особо оговаривается в законе. В соответст­вии со ст. 54 Конституции Российской Федерации закон, устанав­ливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это правило еще более строго сформулировано в отноше­нии правонарушений: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось право­нарушением». В то же время, как сказано в той же ст. 54, «если после совершения правонарушения ответственность за него устра­нена или смягчена, применяется новый закон». Переживание за­кона — редкие случаи, связанные со сложными ситуациями, тоже особо оговариваемыми в законе.

Момент (день) вступления закона в действие нужно отличать от момента (дня) обретения им юридической силы. Закон приоб­ретает юридическую силу в день его принятия Государственной Думой в окончательной редакции (конституционный закон — в день его одобрения обеими палатами в предусмотренном кон­ституционном порядке, о котором ранее говорилось), одобрения Советом Федерации и подписания Президентом. Аналогичный порядок действует и в отношении актов Президента. С того же

дня, если это прямо предусмотрено в законе, он может вступить в действие.

Однако, как правило, вступление закона в действие отдалено во времени от дня его принятия и подчинено особому порядку. Этот порядок в Российской Федерации урегулирован в Федераль­ном законе «О порядке опубликования и вступления в силу феде­ральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (принят Государственной Думой 25 мая 1994 г.; одобрен Советом Федерации 1 июня 1994 г.).

Во многих случаях законодательный орган одновременно с за­коном принимает особый акт о порядке вступления в действие данного закона.

Так, одновременно с частью первой Гражданского кодекса 21 октября 1994 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодек­са Российской Федерации», состоящий из 14 статей, в которых регламентируется весь комплекс вопросов о введении в действие Кодекса, в том числе отдельные случаи обратной силы и «пере­живания» его отдельных положений.

Решающее значение в порядке вступления закона в действие имеют: а) официальное опубликование закона; б) срок.

Официальным опубликованием закона считается первая публика­ция его полного текста в «Российской газете», «Парламентской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федера­ции». Здесь, как и в иных случаях, официальное опубликова­ние — это, в сущности, даваемое государством свидетельство дос­товерности и точности содержания нормативного акта.

После официального опубликования законы вступают в дейст­вие одновременно на всей территории Российской Федерации в соответствии со следующими правилами. Общий порядок — за­кон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. Вместе с тем самим законом или особыми законодательными актами может быть установлен и дру­гой порядок вступления закона в силу.

При принятии закона может быть предусмотрено, что он всту­пает в действие непосредственно с момента официального опуб­ликования.

В ряде случаев закон вступает в действие по истечении срока, специально предусмотренного при принятии закона. Так, часть первая Гражданского кодекса в соответствии с упомянутым ранее Федеральным законом о введении его в действие вступила в силу с 1 января 1995 г. (за исключением положений, для которых дан­ным Законом установлены иные сроки введения в действие; на­пример, гл. 4 Кодекса вступила в действие со дня официального опубликования Кодекса, т. е. с 8 декабря 1994 г. — дня опублико­вания Кодекса в «Российской газете»).

Законы, акты палат Федерального Собрания публикуются не только в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Они могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, в том числе и в виде отдельных изданий, а также доведены до всеобщего сведения (об­народованы) по телевидению и радио, разосланы государствен­ным органам, должностным лицам, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Определенные правила установлены в отношении вступления в действие актов Президента и Правительства Российской Феде­рации. Официальное опубликование этих актов осуществляется в том же самом издании, в котором публикуются законы, акты палат, — в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете» и «Парламентской газете». Норма­тивные акты Президента вступают в действие по истечении семи дней после их опубликования, а если в акте указан срок вступления в силу — в указанный срок. Специальный порядок установ­лен для вступления в действие актов Правительства.

Существуют определенные правила вступления в силу и ве­домственных актов. С 1 марта 1993 г. ведомственные акты, затра­гивающие права, свободы и законные интересы граждан или но­сящие межведомственный характер (т. е. акты внешнего дейст­вия), проходят регистрацию в Министерстве юстиции и, если иное не предусмотрено законодательством, подлежат официально­му опубликованию. Опубликование должно быть осуществлено в течение десяти дней после их регистрации. Указанные ведомст­венные акты, не прошедшие регистрацию и не опубликованные в установленном порядке, не вступают в действие.

Прекращение действия закона

Прекращение действия закона означает и утрату им юридиче­ской силы. Это последствие наступает при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) истечение срока, на который был принят закон (таков, в частности, Закон о бюджете);

2) отмена закона (в постановлении законодательного органа о порядке введения в действие закона, как правило, указываются акты, которые утрачивают юридическую силу);

3) фактическая замена данного закона другим, регулирующим те же самые вопросы (это наименее приемлемый способ прекра­щения действия нормативного акта, он порождает неопределен­ность, создает трудности на практике).

Судам, иным юрисдикционным органам иногда приходится оценивать правомерность фактов и ситуаций, которые происходи­ли в прошлом. Поскольку применительно к указанным фактиче­ским обстоятельствам не предусмотрена обратная сила действую­щего на данный момент закона, то суду, иному юрисдикционному органу следует при такой оценке руководствоваться законом, который действовал в то время, когда происходили соответствую­щие события.

Действие закона по предмету

Пределы действия закона по предмету определяются тем, на какой предмет (круг общественных отношений) распространяются нормы, содержащиеся в данном законе, и к какой разновидности они относятся — общим, отраслевым, специальным.

Неограниченное по предмету действие имеют нормы Конститу­ции; они распространяются на все без исключения отношения, которые в области государственной юрисдикции существуют в обществе. В первую очередь это относится к общим конститу­ционным принципам, конституционным нормам о правах и сво­бодах человека.

Действие отраслевых законов ограничено предметом данной от­расли права. Так, гражданские законы распространяются на все имущественные и личные неимущественные отношения, субъекты которых равны, автономны, не находятся в состоянии соподчине­ния; административные законы — на управленческие, властно-ор­ганизационные отношения.

В зависимости от положения отрасли права в ряде случаев происходит субсидиарное действие закона, т. е. действие дополни­тельное, когда нормы профилирующей, базовой отрасли (напри­мер, нормы гражданского права) применяются в пределах специ­альной отрасли (например, трудового права) в случаях, если соот­ветствующий вопрос не нашел в ней нормативного решения.

В рамках той или иной отрасли в пределах отдельных инсти­тутов существует приоритет специальных норм: если в законе со­держатся общие положения по тому или иному кругу обществен­ных отношений (например, по залоговым отношениям) и в то же время предусмотрены особые, специальные нормы (например, по ипотеке — разновидности залога, устанавливаемого в отношении недвижимого имущества), то при решении юридических вопро­сов, касающихся данной разновидности, действуют в первую оче­редь специальные нормы. Согласно ст. 334 ГК, «общие правила о залоге, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ипотеке в случаях, когда настоящим Кодексом или законом об ипотеке не установлены иные правила».

Действие закона по лицам

Порядок действия закона по лицам является производным от порядка его действия по территории и по предмету. Общее пра­вило здесь таково: закон действует в отношении всех лиц, находя­щихся на территории его действия и являющихся субъектами от­ношений, на которые он распространяется.

«Все лица» — это граждане государства (в том числе лица с двойным гражданством), иностранцы, лица без гражданства, а также все внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерри­ториальности. Вместе с тем существуют и особенности в действии закона по лицам.

Ряд законов, прежде всего уголовных, распространяется на граждан данного государства независимо от их местонахождения и от того, понесли ли они наказание по законам иностранного государства.

В то же время главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств, некоторые дру­гие иностранные граждане наделены дипломатическим иммуните­том и пользуются правом экстерриториальности. Это значит, что к ним не могут быть применены меры ответственности и иные меры государственного принуждения за нарушение уголовного и административного законодательства.

И еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законом не могут быть субъектами ряда отношений (в частности, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах).

Систематизация в праве

Систематизация — это упорядочение действующих законов, всех нормативных актов, приведение юридических норм в упорядоченную, согласованную систему.

Законы, иные нормативные юридические акты издаются в разное время в связи с различными обстоятельствами; нередко они бывают несогласованными, противоречивыми. Все это созда­ет трудности при использовании законов, снижает эффективность законодательства. Отсюда необходимость систематизации в праве.

Существуют две основные формы систематизации в праве: а) кодификация и б) инкорпорация.

Кодификация представляет собой упорядочение юридических норм в самом процессе правотворчества, когда отменяются ранее действовавшие законы, иные нормативные юридические акты, юридические нормы перерабатываются, вводятся в единую согла­сованную систему и когда издается единый, сводный, юридиче­ски и логически цельный, согласованный нормативный акт — ко­декс.

Инкорпорация представляет собой внешнее упорядочение дей­ствующих законов, иных нормативных юридических актов, без переработки норм права, когда законы, иные нормативные юри­дические акты помещаются в единые сборники (собрания) в хро­нологическом или тематическом порядке.

Инкорпорация может быть неофициальной, проводимой изда­тельствами, практическими органами, научными и учебными за­ведениями. Это, например, издание сборников «Жилищное зако­нодательство», «Нормативные акты о приватизации». Такого рода сборники инкорпорации не являются изданиями, подтверждающими достоверность и точность помещенных в них юридических норм. На них нельзя ссылаться при рассмотрении и решении юридических вопросов. Они носят лишь справочно-информационный характер.

При официальной инкорпорации сборники, иные издания го­товятся от имени компетентных государственных органов и явля­ются формой официального опубликования или переопубликова­ния актов, что свидетельствует о достоверности и точности помещенных в них юридических норм. На эти издания можно ссылаться при решении юридических вопросов.

В Российской Федерации в настоящее время из таких собра­ний основное значение имеет «Собрание законодательства Рос­сийской Федерации» (далее — Собрание законодательства).

Собрание законодательства является официальным периодиче­ским изданием, в котором публикуются федеральные конституци­онные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Феде­рации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Феде­рации о толковании Конституции Российской Федерации и о со­ответствии Конституции законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства.

Собрание законодательства состоит из пяти разделов: первый раздел — законы; второй раздел — акты палат Федерального Соб­рания; третий раздел — указы и распоряжения Президента; чет­вертый раздел — постановления и распоряжения Правительства; пятый раздел — решения Конституционного Суда (по указанным ранее вопросам).

Считаются официально опубликованными юридические акты, помещенные в свое время в «Ведомостях Съезда народных депу­татов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации» и «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации», издание которых в настоящее время прекращено.

Собрание законодательства (и упомянутые издания, выпуск которых прекращен) как издание официального опубликования актов является документом хронологической инкорпорации. Поме­щаемые в нем законы, иные нормативные акты располагаются в той очередности, в какой они публикуются.

Собрание законодательства (как и ранее «Ведомости» и другие издания) издается по годам; на каждом выпуске обозначаются порядковый номер и дата издания. Например, часть первая Граж­данского кодекса помещена в выпуске Собрания законодательства № 32 от 5 декабря 1994 г. Вместе с тем, несмотря на порядковый номер выпуска, в выпусках единая, сплошная нумерация страниц; кроме того, каждому акту присваивается очередной номер под рубрикой«статья», т. е.акты помещаются в статьях, имеющих порядковый номер. Так, первой части Гражданского кодекса в вы­пуске № 32 Собрания законодательства от 5 декабря 1994 г. отве­дены страницы 4570—4702. Кодекс обозначен ст. 3301. Все это и обеспечивает приведение издаваемых законов, иных актов в единую систему, создает удобства в пользовании ими.

Официальная инкорпорация действующего российского законодательства осуществляется по хронологическому признаку. Но все же основную роль в официальной инкорпорации призваны играть тематические собрания, т. е. такие сборники, в которых законы, иные нормативные юридические акты расположены по предметному признаку — отраслям права, сферам народного хо­зяйства. Такие собрания издавались и в целом по Союзу, и в республиках. Наиболее высоким по уровню тематическим собра­нием является Свод законов, который отличается тщательным от­бором законов, иных актов, отработанностью, достоверностью и точностью законодательных текстов (издание Свода законов СССР и РСФСР было осуществлено в конце 1970-х — начале 1980-х гг.).

При инкорпорации нормативных актов используются особые технические приемы (в том числе публикация в виде «расшивных тетрадей», «вклеек», позволяющих оперативно вносить в сборни­ки изменения и дополнения).

Законодательный текст

Текст закона (иного нормативного юридического акта)это словесно выраженное и закрепленное в документе содержание закона (иного нормативного юридического акта).

Для иллюстрации на стр. 108 настоящего учебного пособия воспроизведена страница 4570 «Собрания законодательства Рос­сийской Федерации» от 5 декабря 1994 г. № 32, с которой начи­нается публикация части первой Гражданского кодекса.

Текст закона строится в соответствии с требованиями полно­ты, точности, завершенности словесного выражения юридических норм, содержания закона. Законодательный текст, следовательно, должен быть редакционно отработан, соответствовать правилам грамматики, стилистики, лексики. До окончательного принятия закона в нем необходимо устранить все редакционные недостат­ки, произвести редакционные уточнения и дополнения.

Не следует рассматривать законодательный текст как нечто сугубо формальное, чисто документальное. В законе нет ничего иного (ни большего, ни меньшего), кроме того, что выражено в тексте — в словах, словесных формулировках. Только и исклю­чительно через них закон раскрывает свое содержание, «входит» в общество, в жизнь людей.

Текст каждого закона — целостное единство. Его фрагменты (статьи, главы) должны рассматриваться не как нечто полностью самостоятельное, а как части целого — составные подразделения единого текста.

Реквизиты

Это такие внешние обозначения, «знаки», атрибуты, которые свидетельствуют о надлежащей оформленности законодательного документа, о наличии в нем всего необходимого, официально подтверждающего, что закон, иной нормативный юридический акт имеет юридическую силу и вводится в действие. К таким реквизитам относятся:

а) «узаконенное», т. е. полное официальное наименование за­кона, которое не может быть заменено никаким другим (в нашем случае — Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть пер­вая); всякие иные, в том числе сокращенные, наименования — неофициальные; так, в простом, «вольном» изложении только что поименованный закон обозначается проще — «часть первая Граж­данского кодекса» (или, что то же самое, «первая часть...»);


б) полное наименование должностного лица, подписавшего закон («Президент Российской Федерации Б. Ельцин»);

в) дата принятия (одобрения) закона (указываются также ме­сто и дата подписания и регистрационный номер);

г) после официального опубликования в Собрании законода­тельства (ранее — «Ведомостях») порядковый номер, который обозначает данный закон как статью. Порядковые «номерные» обозначения установлены и для официально опубликованных ак­тов палат Федерального Собрания, а также указов и распоряже­ний Президента, актов Правительства, решений Конституционно­го Суда, публикуемых в Собрании законодательства.

Реквизиты закона, в том числе его порядковый номер как ста­тьи, упорядочивают и облегчают учет и нахождение нормативных актов, справочно-информационную работу. С этой целью приня­то сокращенное обозначение учетных данных закона.

Например, после приведенной выдержки из закона (в нашем случае — части первой Гражданского кодекса) может быть дана такая ссылка на источник: Собрание законодательства Россий­ской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301. И это сразу же определяет место, где находится точный и полный текст Кодекса.

Структура

Текст закона в редких случаях сводится к одному простому нормативному положению. Таковы, как правило, законы, внося­щие изменения и дополнения в другой закон (статью кодекса) или распространяющие действие другого закона на новые отно­шения, иные подобные законоположения.

В большинстве случаев текст закона более или менее обши­рен. Напомним, что для права характерна специализация юриди­ческих норм; между ними существует «разделение труда», и по­этому каждая норма действует в сочетании с другими (систем­ность права). Да и каждая в отдельности юридическая норма по своей структуре — сложное явление: в ней содержится указание на условие ее действия, на права и обязанности, на санкции. Кроме того, в нормативном акте нередко предусматриваются раз­новидности данного института, варианты той или иной нормы, особые случаи и т. д., вплоть до дефиниции отношений, регули­руемых данным законом, определяется круг законов и других нормативных актов, которые их регулируют, и др.

Казалось бы, залог — лишь один из способов обеспечения обязательств; ему ранее, в прежних гражданских кодексах, отво­дились одна-две статьи. Но стоило только вопросы залога связать с многообразными случаями жизни, с необходимостью четкого юридического решения этих вопросов, с требованиями практики, как количество статей о залоге в действующем Гражданском ко­дексе увеличилось до двух с половиной десятков (ст. 334—358), образовав особое структурное подразделение Кодекса — § 3 гл. 23 да плюс к тому вместе с предусмотренным в Кодексе особым за­коном об одной из разновидностей залога — Законом об ипотеке (судя по всем данным, весьма обширного документа).

В связи с чем, законы (иные нормативные акты), как пра­вило, представляют собой весьма обширные документы, возникла необходимость структурирования текста закона, распределения материала по подразделениям.

Исходной, дробной единицей законодательного текста являет­ся статья (она будет рассмотрена особо дальше).

В ряде случаев закон начинается с преамбулы (довольно часто это имело место в советских законах), т. е. с бесстатейного общего введения, в котором дается обоснование закона и порой фор­мулируются исходные философские, мировоззренческие положе­ния. Сейчас, когда российское право все больше освобождается от идеологических догм, преамбулы встречаются редко (хотя пре­амбула как изложение отправных общих принципов сохранила свое значение для крупных законов, таких как Конституция, ко­декс).

Наиболее крупные подразделения законов — части. Так, все содержание Уголовного кодекса обычно подразделяется на две части — Общую и Особенную. На две части подразделяется и со­держание Гражданского кодекса. Однако не столько по причине особенностей их содержания (хотя часть первая Гражданского ко­декса тоже охватывает наиболее общие, концептуальные положе­ния), сколько по причине необходимости скорейшего введения в жизнь общества исходных гражданско-правовых норм и инсти­тутов. Поэтому части Гражданского кодекса не имеют «содержа­тельных» наименований. Они так и называются — «часть первая», «часть вторая».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.068 с.)