Закон как источник права. Законодательство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон как источник права. Законодательство



Законэто нормативный юридический акт высшего государ­ственного (представительного) органа или непосредственно народа (при принятии закона на референдуме), обладающий высшей юриди­ческой силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нор­мы страны.

Признаки закона:

во-первых, закон — юридический акт, притом акт-документ, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, по их отмене или изме­нению; закон — всегда письменный документ, в котором закреп­ляются вводимые юридические нормы или их изменения; за­кон — источник права;

во-вторых, закон — акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны. В России — Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредст­венно народа (при принятии закона в порядке референдума), т. е. субъектов, являющихся носителями государственного сувере­нитета;

в-третьих, закон — нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т. е. акт самого высокого юридического «ранга»; ему в принципе все под силу, он отличается юридиче­ской всеобщностью; все иные акты ниже закона, находятся «под» законом, должны соответствовать закину, ни в чем ему не проти­воречить;

в-четвертых, закон — нормативный акт, содержащий первич­ные, изначальные юридические нормы, т. е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основ­ным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиаль­ным экономическим, политическим, социальным вопросам; с за­кона юридическое регулирование по данным вопросам «начинает­ся».

Рассматривая закон как нормативный юридический акт — ис­точник права, необходимо отличать его от иных правовых актов:

во-первых, от индивидуальных актов, т. е. актов, содержащих индивидуальные предписания по конкретным, разовым вопросам, например назначение на должность, поручение передать имущество (такие индивидуальные предписания иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам);

во-вторых, от интерпретационных актов, актов толкования, т. е. актов, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования, например «поста­новление», «разъяснение»).

Законы в демократическом государстве должны занимать пер­вое место среди всех источников права, быть основой всей право­вой системы, основой законности, крепкого правопорядка.

Законодательствовся совокупность законов, действующих в стране.

Необходимо иметь в виду, что в некоторых формулировках нормативных актов под термином «законодательство» понимаются не только законы, но и другие нормативные документы, содержа­щие первичные правовые нормы (например, нормативные указы Президента Российской Федерации, нормативные постановления Правительства).

В настоящее время нормативные указы Президента (а также постановления Правительства), принятые по вопросам, относя­щимся к законодательной области, имеют соответствующую, близкую к закону, юридическую силу до принятия и вступления в силу закона по данному вопросу. В части первой Гражданского кодекса прямо записано: «В случае противоречия указа Президен­та Российской Федерации или постановления Правительства Рос­сийской Федерации настоящему Кодексу или иному закону при­меняется настоящий Кодекс или соответствующий закон» (п. 5 ст. 3).

Законодательство имеет свою систему, которая в основном со­ответствует системе права.

Виды законов

Законы подразделяются на: а) конституцию, конституционные (органические); б) обыкновенные. Особое место среди законов занимает Конституция.

Конституция как основополагающий учредительный юридиче­ский акт страны — это основной, «заглавный» закон, определяю­щий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, форму правления и госу­дарственного устройства, права и свободы граждан, основы юри­дической системы, систему правосудия.

В Российской Федерации в настоящее время действует Кон­ституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации кроме краткой преамбулы содержит основной, первый раздел, состоящий из девяти глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Федеративное устройство.

4. Президент Российской Федерации.

5. Федеральное Собрание.

6. Правительство Российской Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

В особом (втором) разделе Конституции содержатся заключи­тельные и переходные положения.

В соответствии с Конституцией могут издаваться конституци­онные (органические) законы, тоже посвященные правовым осно­вам государства, государственного строя. Конституционные зако­ны принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией (например, Закон о чрезвычайном положении, Закон о порядке деятельности Правительства). Федеральный конституционный за­кон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен большинством не менее трех четвертей от об­щего числа депутатов Совета Федерации. Принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом Рос­сийской Федерации в течение 14 дней и обнародованию.

Обыкновенные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политиче­ской, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все за­коны, обладают высшей юридической силой, но сами должны со­ответствовать Конституции, конституционным (органическим) за­конам. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основопола­гающих политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задача особо­го органа правосудия — Конституционного Суда — состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Россий­ской Федерации всех законов, иных нормативных юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционных начал.

В составе законов выделяются и на практике обладают пре­имущественной (первоочередной) силой кодексы (см. § 3).

Среди законов следует выделять:

а) федеральные законы, те, которые принимаются федераль­ным законодательным органом — Федеральным Собранием и распространяются на всю территорию Российской Федерации;

б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, за­коны областей, краев), те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъекта­ми Федерации и распространяются только на их территорию.

Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют законы: административ­ные; гражданские; брачно-семейные; уголовные; земельные; фи­нансово-кредитные; о труде; по социальному обеспечению; про­цессуальные; природоохранительные.

Кроме отраслевых существуют межотраслевые законы, в кото­рых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, за­коны о здравоохранении, содержащие нормы административного, гражданского, других отраслей права).

Кодексы

Кодекс (кодифицированный акт) — это единый, сводный, юриди­чески и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

Кодифицированные акты носят различное наименование — «кодексы», «уставы», «положения», просто «законы».

Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержат­ся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В республиках же и других субъектах Федерации принимаются акты в соответствии с их компетенцией на основании федеральных кодексов, других федеральных зако­нов.

Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законода­тельства. Это законы, представляющие собой высшее, совершен­ное выражение его достоинств как источника права. Они обеспе­чивают при помощи нормативных обобщений системность норм, их специализацию, их действие в виде скоординированных между собой отработанных юридических конструкции и системных об­разований. Каждый кодекс — это как бы самостоятельное, разви­тое юридическое «хозяйство», в котором должно быть «все», что необходимо для юридического регулирования той или иной груп­пы отношений, — и общие принципы, и регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений, и правоохра­нительные нормы, и т. д. Причем весь этот нормативный матери­ал приведен в единую систему, распределен по разделам и гла­вам, согласован.

Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеет общая часть, или общие положения, где закрепляют­ся исходные принципы и нормы, общие начала и «дух» данной ветви законодательства.

Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т. е. кодифицированные акты, возглавляющие соответст­вующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в еди­ный фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому ко­дексу. В части первой Гражданского кодекса прямо сказано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» (п. 2 ст. 3).

В ряде случаев законы по отдельным проблемам, например по вопросам собственности, залога, издавались ранее в качестве са­мостоятельных актов, поскольку еще не был принят тот сводный акт — Гражданский кодекс, в котором эти проблемы должны были получить развернутое и системное регулирование. Поэтому, например, после принятия Гражданского кодекса (часть первая) большинство из ранее принятых отдельных законов отменено.

В то же время по некоторым проблемам, требующим развер­нутого, подробного регулирования, кодекс может содержать толь­ко исходные, «рамочные» нормативные положения, в соответст­вии с которыми затем разрабатывается и принимается особый нормативный юридический акт.

Все основные (профилирующие и специальные) отрасли зако­нодательства имеют свой заглавный кодекс: гражданское законо­дательство — Гражданский кодекс; уголовное законодательство — Уголовный кодекс; гражданское процессуальное законодательст­во — Гражданский процессуальный кодекс и т. д.

Большинство кодексов имеет сокращенное буквенное обозна­чение, о чем уже говорилось, — ГК, УК, ГПК и т. п. При развер­нутом написании начальное слово названия кодекса начинается с заглавной буквы; с заглавной буквы пишется также слово «Ко­декс» в тексте самого кодифицированного акта.

Для кодексов характерны некоторые структурные, техни­ко-юридические особенности, особые правила внесения в них из­менений, которые будут рассмотрены дальше.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.01 с.)