Действие закона в пространстве



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие закона в пространстве



Пределы действия закона в пространстве очерчены территори­ей государства и государственным суверенитетом.

Территория Российской Федерации включает в себя террито­рию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воз­душное пространство над ними. Россия обладает суверенными правами иосуществляет юрисдикцию на континентальном шель­фе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, оп­ределяемом федеральным законом и нормами международного права (ст. 67 Конституции).

Порядок, в соответствии с которым законы не распространя­ются на то или иное пространство или лиц, называется экстерри­ториальностью.

В соответствии с началами государственного суверенитета иностранное законодательство может применяться на территории данного государства лишь постольку, поскольку это допускается его законами и определено межгосударственным соглашением с иностранным государством.

Согласно Конституции определяется и непосредственное дей­ствие на территории страны международного права, в том числе общепризнанных норм о правах и свободах человека. Общепри­знанные принципы и нормы международного права и междуна­родные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором ус­тановлены иные правила, чем предусмотренные законом, то при­меняются правила международного договора (ст. 15).

В соответствии с федеративным государственным устройством действует принцип приоритета федерального законодательства, осуществляемого в рамках общефедеральной компетенции обще­федеральными органами, над республиканскими, региональными и местными муниципальными нормативными актами. Как гласит ст. 76 Конституции, «по предметам ведения Российской Федера­ции принимаются федеральные конституционные законы и феде­ральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации». Нормативные акты субъектов Федера­ции действуют только на их собственной территории, норматив­ные акты местных муниципальных органов — на управляемой ими территории.

Столкновение (коллизия) актов в связи с их действием на той или иной территории, а также в связи с компетенцией право­творческих органов и временем издания актов регулируется кол­лизионными нормами, которые содержатся в Конституции Россий­ской Федерации (ст. 76) и в отраслевых законодательных актах.

Действие закона по предмету

Пределы действия закона по предмету определяются тем, на какой предмет (круг общественных отношений) распространяются нормы, содержащиеся в данном законе, и к какой разновидности они относятся — общим, отраслевым, специальным.

Неограниченное по предмету действие имеют нормы Конститу­ции; они распространяются на все без исключения отношения, которые в области государственной юрисдикции существуют в обществе. В первую очередь это относится к общим конститу­ционным принципам, конституционным нормам о правах и сво­бодах человека.

Действие отраслевых законов ограничено предметом данной от­расли права. Так, гражданские законы распространяются на все имущественные и личные неимущественные отношения, субъекты которых равны, автономны, не находятся в состоянии соподчине­ния; административные законы — на управленческие, властно-ор­ганизационные отношения.

В зависимости от положения отрасли права в ряде случаев происходит субсидиарное действие закона, т. е. действие дополни­тельное, когда нормы профилирующей, базовой отрасли (напри­мер, нормы гражданского права) применяются в пределах специ­альной отрасли (например, трудового права) в случаях, если соот­ветствующий вопрос не нашел в ней нормативного решения.

В рамках той или иной отрасли в пределах отдельных инсти­тутов существует приоритет специальных норм: если в законе со­держатся общие положения по тому или иному кругу обществен­ных отношений (например, по залоговым отношениям) и в то же время предусмотрены особые, специальные нормы (например, по ипотеке — разновидности залога, устанавливаемого в отношении недвижимого имущества), то при решении юридических вопро­сов, касающихся данной разновидности, действуют в первую оче­редь специальные нормы. Согласно ст. 334 ГК, «общие правила о залоге, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ипотеке в случаях, когда настоящим Кодексом или законом об ипотеке не установлены иные правила».

Действие закона по лицам

Порядок действия закона по лицам является производным от порядка его действия по территории и по предмету. Общее пра­вило здесь таково: закон действует в отношении всех лиц, находя­щихся на территории его действия и являющихся субъектами от­ношений, на которые он распространяется.

«Все лица» — это граждане государства (в том числе лица с двойным гражданством), иностранцы, лица без гражданства, а также все внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерри­ториальности. Вместе с тем существуют и особенности в действии закона по лицам.

Ряд законов, прежде всего уголовных, распространяется на граждан данного государства независимо от их местонахождения и от того, понесли ли они наказание по законам иностранного государства.

В то же время главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств, некоторые дру­гие иностранные граждане наделены дипломатическим иммуните­том и пользуются правом экстерриториальности. Это значит, что к ним не могут быть применены меры ответственности и иные меры государственного принуждения за нарушение уголовного и административного законодательства.

И еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законом не могут быть субъектами ряда отношений (в частности, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах).

Систематизация в праве

Систематизация — это упорядочение действующих законов, всех нормативных актов, приведение юридических норм в упорядоченную, согласованную систему.

Законы, иные нормативные юридические акты издаются в разное время в связи с различными обстоятельствами; нередко они бывают несогласованными, противоречивыми. Все это созда­ет трудности при использовании законов, снижает эффективность законодательства. Отсюда необходимость систематизации в праве.

Существуют две основные формы систематизации в праве: а) кодификация и б) инкорпорация.

Кодификация представляет собой упорядочение юридических норм в самом процессе правотворчества, когда отменяются ранее действовавшие законы, иные нормативные юридические акты, юридические нормы перерабатываются, вводятся в единую согла­сованную систему и когда издается единый, сводный, юридиче­ски и логически цельный, согласованный нормативный акт — ко­декс.

Инкорпорация представляет собой внешнее упорядочение дей­ствующих законов, иных нормативных юридических актов, без переработки норм права, когда законы, иные нормативные юри­дические акты помещаются в единые сборники (собрания) в хро­нологическом или тематическом порядке.

Инкорпорация может быть неофициальной, проводимой изда­тельствами, практическими органами, научными и учебными за­ведениями. Это, например, издание сборников «Жилищное зако­нодательство», «Нормативные акты о приватизации». Такого рода сборники инкорпорации не являются изданиями, подтверждающими достоверность и точность помещенных в них юридических норм. На них нельзя ссылаться при рассмотрении и решении юридических вопросов. Они носят лишь справочно-информационный характер.

При официальной инкорпорации сборники, иные издания го­товятся от имени компетентных государственных органов и явля­ются формой официального опубликования или переопубликова­ния актов, что свидетельствует о достоверности и точности помещенных в них юридических норм. На эти издания можно ссылаться при решении юридических вопросов.

В Российской Федерации в настоящее время из таких собра­ний основное значение имеет «Собрание законодательства Рос­сийской Федерации» (далее — Собрание законодательства).

Собрание законодательства является официальным периодиче­ским изданием, в котором публикуются федеральные конституци­онные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Феде­рации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Феде­рации о толковании Конституции Российской Федерации и о со­ответствии Конституции законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства.

Собрание законодательства состоит из пяти разделов: первый раздел — законы; второй раздел — акты палат Федерального Соб­рания; третий раздел — указы и распоряжения Президента; чет­вертый раздел — постановления и распоряжения Правительства; пятый раздел — решения Конституционного Суда (по указанным ранее вопросам).

Считаются официально опубликованными юридические акты, помещенные в свое время в «Ведомостях Съезда народных депу­татов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации» и «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации», издание которых в настоящее время прекращено.

Собрание законодательства (и упомянутые издания, выпуск которых прекращен) как издание официального опубликования актов является документом хронологической инкорпорации. Поме­щаемые в нем законы, иные нормативные акты располагаются в той очередности, в какой они публикуются.

Собрание законодательства (как и ранее «Ведомости» и другие издания) издается по годам; на каждом выпуске обозначаются порядковый номер и дата издания. Например, часть первая Граж­данского кодекса помещена в выпуске Собрания законодательства № 32 от 5 декабря 1994 г. Вместе с тем, несмотря на порядковый номер выпуска, в выпусках единая, сплошная нумерация страниц; кроме того, каждому акту присваивается очередной номер под рубрикой«статья», т. е.акты помещаются в статьях, имеющих порядковый номер. Так, первой части Гражданского кодекса в вы­пуске № 32 Собрания законодательства от 5 декабря 1994 г. отве­дены страницы 4570—4702. Кодекс обозначен ст. 3301. Все это и обеспечивает приведение издаваемых законов, иных актов в единую систему, создает удобства в пользовании ими.

Официальная инкорпорация действующего российского законодательства осуществляется по хронологическому признаку. Но все же основную роль в официальной инкорпорации призваны играть тематические собрания, т. е. такие сборники, в которых законы, иные нормативные юридические акты расположены по предметному признаку — отраслям права, сферам народного хо­зяйства. Такие собрания издавались и в целом по Союзу, и в республиках. Наиболее высоким по уровню тематическим собра­нием является Свод законов, который отличается тщательным от­бором законов, иных актов, отработанностью, достоверностью и точностью законодательных текстов (издание Свода законов СССР и РСФСР было осуществлено в конце 1970-х — начале 1980-х гг.).

При инкорпорации нормативных актов используются особые технические приемы (в том числе публикация в виде «расшивных тетрадей», «вклеек», позволяющих оперативно вносить в сборни­ки изменения и дополнения).



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.243.21 (0.019 с.)